Японский традиционный театр. От мифа к национальному сокровищу

Театр японский имеет глубокую традицию символизма. Это прослеживается во всех видах представлений: классическом – Но, кукольном – Бунраку, нетрадиционном – кабуки. Каждый спектакль делится на акты, которые можно смотреть, как отельное представление. Японский театр кабуки отличается стилем постановок, более похожих на европейский фарс. Актеры и сцена аранжируются соответствующим образом. Действие, представляемое на суд публике, как правило, носит преувеличенный, гипертрофированный характер. Режиссер старается привлечь внимание зрителя к какой-то особенности реальной жизни, показывая ее оборотную, не самую красивую сторону.

История японского театра

театр японский

Корни японского театра уходят в далекое прошлое. Около полутора тысяч лет назад в Японию из Китая, Кореи и Индии проникли танцы и музыка, а с материка пришел буддизм – именно этот момент считается началом зарождения театрального искусства. С тех пор театр существует на преемственности и сохранении традиций. Ученые предполагают, что театр японский содержит в себе даже части античной драмы. Этому могли способствовать связи страны с эллинистическими государствами Передней Азии, а также Индией и Китаем.

Каждый театральный жанр, пришедший из глубины веков, сохранил свои первоначальные законы и индивидуальность. Так, пьесы драматургов далекого прошлого и сегодня ставятся по тем же принципам, что много веков назад. Заслуга в этом принадлежит самим актерам, которые хранят и передают древние традиции своим ученикам (обычно своим детям), образуя актерские династии.

Театры Японии

Достопримечательности Японии. Самые главные и интересные достопримечательности городов Японии: фото и видео, описания и отзывы, расположение, сайты.

Читайте также:  Борьба чужими руками. Конфликт США и Китая разделит мир на своих и чужих

  • Токио, Chuo-ku, Ginza, 4-12-15
    самое-самое

    Театр Кабуки-дза

    Токио, Chuo-ku, Ginza, 4-12-15

    Кабуки-дза, расположенный в самом «сердце» Гиндзы, главный токийский театр. Это не просто один из самых необычных храмов Мельпомены в мире, для японцев он — предмет национальной гордости и безоглядного обожания. Трудно сказать, что так цепляет крайне умную нацию: богатые костюмы или сумасшедший грим.

  • Осака, Chuo-ku, Nippon-bashi, 1-12-10

    Национальный театр бунраку

    Осака, Chuo-ku, Nippon-bashi, 1-12-10
    Удивительный кукольный театр, ни на йену не похожий на наше славянское представление о подобных местах, находится в самом «сердце» Осаки. Это — Национальный театр бунраку, подмостки одного из самых аутентичных и красочных направлений в японском искусстве.

  • Токио, Shibuya-ku, Sendagaya, 4-18-1

    Национальный театр но

    Токио, Shibuya-ku, Sendagaya, 4-18-1
    Представить сегодняшнюю Японию без суши, клетчатых юбок школьниц, аниме и театра но невозможно. Страшные, добродушные, злые и веселые маски — вот что считается главным сокровищем удивительного храма Мельпомены но, а аккомпанирующий им хор, барабаны и флейта дополняют и без того сумасшедший эффект.

  • Tokyo, Shibuya, Honmachi, 1?1?1

    Новый национальный театр Токио

    Tokyo, Shibuya, Honmachi, 1?1?1
    Новый национальный театр Токио (который все, как правило, называют забавно и просто Эн-Эн-Ти-Ти от сокращения NNTT — New National Theatre Tokyo) — главный храм Мельпомены в стране, ведущий национальный центр исполнительских искусств.

  • Токио, Shinjuku, Shinanomachi, 10

    Театр Бунгакудза

    Токио, Shinjuku, Shinanomachi, 10
    «Литературный театр» Бунгакудза — один из трех ведущих театров жанра сингэки в Японии. Именно здесь ставятся лучшие классические постановки современных японских и мировых драматургов, и именно здесь можно посмотреть столь нетрадиционные для «страны восходящего солнца» спектакли

Японский театр — еще одна визитная «карточка страны» наряду с суши, аниме и роботами. Да, он сложен, многогранен, зачастую серьезен и для нашего славянского брата чересчур таинственен. Но посетить хоть один японский храм Мельпомены все же непременно стоит. Чтобы попытаться поближе познакомиться с загадочным, стойким и верным своим традициям народом, заглянуть за кулисы витиеватой японской души и просто культурно обогатиться. Поверьте, даже один час, проведенный в темном зале с танцующими под странную музыку масками, способен заставить вас по-новому взглянуть на все театральное искусство в мире.
Пожалуй, главная странность театров в Японии заключается в том, что мы редко увидим традиционную в нашем понимании постановку именитого драматурга с главными ролями, захватывающими диалогами и привычными нам актами и антрактами. (Хотя такие театры в Японии тоже есть, и тот же Чехов очень уважаем среди театральных режиссеров «страны восходящего солнца».) Но главное достояние искусства Мельпомены в Японии — в давних традициях, которые, если верить ученым, насчитывают более полутора тысяч лет.

Именно с тех давних, добуддийских времен, когда в Японию проникла музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи, включающая элементы античной драмы, начал зарождаться этот удивительный мир японского театра. Его важнейшие атрибуты — маски, сказания под музыку и танцы, то напоминающие шаманские пляски, то синтоистский ритуал богопочитания.

Самый популярный среди пришельцев с запада театр в Японии сегодня знает каждый пятиклашка — это Кабуки. Поразительный синтез пения, музыки, танца и драмы с ультра-сложным гримом и замысловатым сюжетом. Представление, как правило, длится от 3 до 5 часов с небольшими перерывами. Неподготовленным морально туристам в определенные дни недели позволяют приобретать билеты на 1-2 действа, а также пользоваться наушниками с кратким переводом основной сюжетной линии.

Ритм, шум, шорох, пение, движение, пауза, речитатив, сказание — в театре Но все взаимосвязано, все имеет глубокий подтекст, понять который с первого раза невозможно.

Следом за ним идет легендарный театр масок Но. Ритм, шум, шорох, пение, движение, пауза, речитатив, сказание — здесь все взаимосвязано, все имеет глубокий подтекст, понять который с первого раза невозможно, но постараться почувствовать, уловить тонкую вибрацию эмоций актеров — это дорогого стоит.

Особый вид театрального искусства — кукольный театр Бунраку. И даже не думайте, что это представления для детей. Замысловатые сюжеты, огромные, в половину человеческого роста куклы, которые управляются сразу тремя операторами, ритмичная музыка и сказания опытного гидаю — лишь часть традиций Бунраку. Побывать хотя бы на одном представлении стоит, даже если отпуск ужасно короток и жалко каждого бесценного для путешественника часа.

К счастью, сегодня практически каждый отель имеет на своей стойке информации подробные афиши городских театров, а приветливый персонал всегда готов оказать помощь в бронировании билета. Знание японского языка, кстати, совершенно не требуется: театр в Японии — это больше чем слова.

Рождение театра

Рождение театра в Японии связывают с появлением в VII веке пантомимы Гигаку, что в переводе означает – «актерское искусство», и танца Бугаку – «искусство танца». Разная судьба постигла эти жанры. Гигаку вплоть до Х века занимал подмостки театров, но не выдержал конкуренции с более сложными пантомимическими жанрами и был ими вытеснен. Зато Бугаку исполняются и сегодня. Сначала эти представления влились в храмовые празднества и дворовые церемонии, затем их стали исполнять отдельно, а после реставрации власти этот жанр японского театра пережил расцвет и обрел еще большую популярность.

Традиционно выделяют следующие виды японского театра: но, или ногаку, предназначенный для аристократии; кабуки, театр для простых людей, и бунраку – кукольный театр.

Читайте также:  Японские ученые выяснили, как насекомые складывают свои крылья

Эстетика театра Но

Возможно, такая долгоиграющая популярность связана с неизбывной пышностью и красотой постановок театра Но, которые вряд ли можно найти где-либо ещё. Не случайно имя Но зачастую связывают с понятием югэн, благодаря благородству и элегантности театрального действа (особенно это касается пьес, посвященных жившей в период Хэйан поэтессе и известной красавице Оно-но Комати, рассказывающих о её пожилых годах, когда она потеряла былую красоту и положение, но не утратила своего блеска). Строгая простота и грация Но делает этот вид драматического искуссва поистине уникальным.

Кроме того, в пьесах Но присутствует некая отвлечённость, основанная на стремлении показать зрителям не формы и внешние атрибуты персонажей и явлений, а их потаённую сущность и дух. – это своеобразный песенный жанр, хотя собственно негромкие протяжные песнопения занимают сравнительно мало места в постановке, уступая быстрым речитативам. Музыка не является основным элементом представления, однако тексты предстают в поэтической форме в традиционном японском размере 5-7 (который позже перерос в жанр японской поэзии хайку); они не столь эмоциональны, но полны тонких намёков и скрытого смысла.

Испонители ролей в театре Но делятся на четыре основные категории: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси.

ситэ — наиболее распространённая категория актёров но. Она включает в себя следующие разновидности: ситэ (яп. 為手, основной актёр) цурэ (яп. 連れ, партнёр ситэ) дзютай (яп. 地謡, хор, обычно 6-8 актёров) кокэн (яп. 沽券, актёры второго плана, 2-3 человека). ваки (яп. 脇) играют противоположных ситэ персонажей. кёгэн (яп. 狂言) исполняют интерлюдии-айкёгэн. Они так же играют в самостоятельных пьесах в перерывах между актами но. хаяси (яп. 囃子) — это музыканты, играющие на четырёх традиционных для но инструментах: флейте и трёх разновидностях барабанов.

Обычно в постановке но участвуют все категории актёров. Представление длится от 30 до 120 минут. Сами представления тематически делатся на пять типов:

божественные военные женские демонические смешанные

Камиута (яп. 上歌) является самостоятельным типом постановок, сочитающих танец и синтоистский обряд. Такие пьесы считаются старейшими в репертуаре Но.

Традиционный японский театр сегодня

В новом времени в Японию попали европейские искусства, а следовательно, и современный театр. Начали появляться массовые представления по западному образцу, опера, балет. Но традиционный японский театр сумел отстоять свое место и не утратить популярности. Не стоит думать, что он неподвластный времени раритет. Актеры и зрители – живые люди. Постепенно меняются их интересы, вкусы, восприятие. Неизбежно проникновение современных веяний в устоявшуюся и складывающуюся веками театральную форму. Так, сократилось время представления, сам темп действий ускорился, ведь сегодня у зрителя нет столько времени на созерцания, сколько было, например, в средневековье. Жизнь диктует свои законы, и театр постепенно под них подстраивается.

Театр Кабуки (Япония) (6 фото)

Автор: japanican

16 марта 2020 04:18

Метки: оннагата  путеводитель япония  театр кабуки  ханамити  экскурсии токио  японский театр  

1527

6

Ханамити, Оннагата, Курого…а ещё в представлении, как правило, используется устаревшая форма японского языка, понять которую полностью зачастую сложно даже самим японцам.


0

Читайте также:  ПутешествияКак я переехала из Минска в Токио, чтобы стать учёным

Смотреть все фото в галерее

Кабуки– один из видов традиционного японского театра. Вместе с театром Но и Бунраку, Кабуки относится к трем основным видам классического театра Японии. Театр был причислен к объектам нематериального культурного наследия ЮНЕСКО… Для коренных японцев театр Кабуки – зрелищное искусство. В Кабуки используются сложные театральные костюмы, яркий грим, необычные парики, а наиболее важным элементом театра является выразительность действий актеров. Тщательно стилизованные движения призваны донести до зрителя содержание сюжета. Это особенно важно, поскольку в представлении, как правило, используется устаревшая форма японского языка, понять которую полностью зачастую сложно даже самим японцам. Подвижная сцена с вращающимися платформами и потайными люками позволяет быстро изменять декорации и положение актеров на сцене. Еще одна особенность театра кабуки – мостик (ханамити), который проходит через зрительный зал и дает возможность актерам эффектно появиться или уйти. Особую атмосферу поддерживает и живая музыка, исполняемая на традиционных инструментах. Все эти элементы соединяются в представление. Пьесы обычно основываются на исторических событиях, драмах, конфликтах морали, любовных историях, трагедиях заговоров и других распространенных сюжетах. Уникальная черта театра Кабуки заключается в том, что в представлении на сцене часто показывается только часть истории, как правило, лучшая часть. Поэтому для того, чтобы получить как можно более полное удовольствие, перед посещением представления стоит прочитать о пьесе. В некоторых театрах проходят «короткие версии» пьес, здесь можно взять напрокат аудиогид с наушниками и слушать пересказ и комментарии к пьесе на английском языке…


0


0


0


0

Изначально роли в пьесах кабуки исполняли только женщины, а сами представления были особенно популярны у простого народа. Позднее, во времена сёгуната Токугава женщинам было запрещено играть в кабуки, и до сих пор актерами кабуки становятся только мужчины. Некоторые актеры кабуки (оннагата) специализируются на исполнении женских ролей.

На сцене во время представления могут появляться рабочие сцены, одетые в черное. Их задача – подавать актерам реквизит или, например, менять антураж, чтобы представление не прерывалось. Их называют «курого», они считаются «невидимыми». Иногда можно услышать, как кто-то из зрителей выкрикивает имена актеров, играющих в этот момент на сцене. Не стоит считать это знаком неуважения: все актеры кабуки имеют свое яго (сценическое прозвище, передаваемое по наследству), ассоциирующееся с театральной труппой, к которой принадлежит тот или иной исполнитель. В мире кабуки театральные труппы – это тесно связанные друг с другом иерархические организации, очень часто семейные. Для зрителей считается вполне уместным выкрикивать сценические прозвища актеров в допустимые моменты в знак поддержки. Для посещения представления кабуки формального дресс-кода не существует, однако рекомендуется приходить в театр в аккуратной и приятной глазу одежде и обуви. Иногда, в дни премьеры пьес, женщины надевают традиционное кимоно..


0

Здание театра Кабукидза в Токио

Источник:

Метки: оннагата  путеводитель япония  театр кабуки  ханамити  экскурсии токио  японский театр  

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

3 1 2

Понравилось

2 1

2

Новости партнёров

Театр аристократии но

театр но

Зародился театр но в XIV веке и приобрел большую популярность у аристократии и самураев. Изначально он предназначался исключительно для высшего сословия Японии.

Развиваясь на протяжении многих веков, театр превратился в национальную традицию, заключающую в себе глубокий философско-духовный смысл. Декорации его просты, основной акцент делается на маски, значение которых подчеркивает и кимоно. Кимоно и маски передаются в каждой школе из поколения в поколение.

Спектакль выглядит следующим образом. Ситэ (главное действующее лицо) под звуки флейт, барабанов и хора рассказывает истории о мирной жизни и битвах, победах и поражениях, убийцах и монахах, героями которой будут духи и смертные, демоны и боги. Повествование непременно ведется на архаичном языке. Но – самый загадочный жанр японского традиционного театра. Объясняется это глубоким философским значением не только самих масок, но и всех деталей представления, которые несут в себе тайный смысл, для понимания доступный лишь искушенному зрителю.

Театральное представление длится от трех с половиной до пяти часов и содержит несколько пьес, которые чередуются с танцами и миниатюрами из жизни обычных людей.

История театра Но

Актер и драматург Канъами Киёцугу (1333-1384) и его сын Дзэами (1363-1443) считаются изобретателями но. Новый вид искусства, однако, не был создан с нуля. Перед тем, как но набрал популярность, существовали несколько других форм развлечения, которые были популярны на тот время, и из которых частично позаимствовало ряд элементов новое течение.

Японский театр Но

Читайте также:  15 японских городских легенд-страшилок — детских и взрослых (16 фото)

Среди ранних форм театра можно выделить пьесы саругаку, в которых сочетались танец, музыка и пантомима. Это была довольно легкая форма развлечения, которая, возможно, возникла в Китае. Именно саругаку стала основой, на которой Канъами с Дзэами и создали свою новинку — но.

Еще одним традиционным жанром, из которого родился но, стал денгкаку, универсальный жанр развлечений, который произошел от песен, исполняемых во время посадки риса, а также от древних обрядов плодородия и одержимости духом. Денгкаку постепенно превратился в популярный жанр, в котором смешались музыка, пение, танцы и пантомима.

Театр Но появился в Японии в 14-м веке и быстро стал популярным среди самураев и аристократии сёгуната Токугава. Изначально но был ориентирован на высшее сословие, и фактически недоступен для обычного незнатного населения. Сегодня эти представления стали гораздо более доступными, и их может посетить кто-угодно. Тем не менее, случайный зритель вряд ли поймет происходящее на сцене, поскольку каждая сцена но наполнена глубоким смыслом и скрытым подтекстом.

Японский театр Но

Когда резиденция сегуна была перенесена в Киото, актер и драматург Канъами Киёцугу, который считается создателем но, основал там свою школу, назвав ее своим сценическим псевдонимом — Канзё. После этого он начал совершенствовать постановки саругаку и денгкаку. Вскоре поклонником театра но стал Асикага Есимицу, третий сегун периода, после чего новое течение стало очень популярным среди самураев, многие из которых впоследствии становились покровителями театра но.

Японский театр Но

Дзэами, сыну Канъами, было всего 12 лет, когда он впервые выступил с представлением для сёгуна. Сегун взял Дзэами под свое покровительство и вскоре они стали близкими друзьями. Таким образом Дзэами буквально с нуля поднялся на самый высокий уровень социальной иерархии в Японии. Без всякого сомнения, Дзэами является самым выдающимся человеком в всей истории театра но. Прежде всего, он считался ведущим актером своего времени. Кроме того, он был очень продуктивным драматургом, а также хореографом, музыкантом и режиссером. Дзэами также сформулировал сложную теорию театра но в своих трактатах, о которых речь пойдет далее. После смерти сёгуна Асикага Есимицу, популярность Дзэами при дворе начала постепенно снижаться. В старости его сослали на отдаленный остров, где он, как полагают, и умер.

Новые школы но, развиваясь, сначала культивировали но в его классической форме, разработанной Дзэами. Позже но был объединен с фарсом киоген, а новый жанр назвали ногаку. Замечательные сценаристы обогатили репертуар но, а покровительство самураев высшего класса оказывали покровительство театру.

Японский театр Но

В период Эдо (1608-1868) театр «но» по-прежнему представлял из себя искусство, которое предназначалось в основном для класса самураев, хотя постепенно все больше простолюдинов становились его почитателями. Постепенно но стал известен вне пределов круга благородных самураев, поскольку выступления в этом жанре начали проводиться в храмах. Старый феодальный мир рухнул в начале периода Мэйдзи (1868-1912) и «но» потерял при этом своих первоначальных покровителей. Из-за засилья новомодных западных форм развлечения, но просто перестали интересоваться. Тем не менее, благодаря поддержке императорской семьи, данный жанр не полностью умер.

Продолжение традиции было обеспечено в 1881 году, когда было основано «Общество но», благодаря которому театр стал вновь популярным, особенно среди образованных зрителей, как в Японии, так и на Западе.

Актеры и их роли в японском театре Но

Традиционно все актеры в но были мужчинами (буквально недавно появились несколько актрис но). В основном, актеры делятся на следующие категории: — Shite или главный герой, который часто появляется в маске; — Waki или вспомогательный персонаж, который всегда играет без маски; — Shite-zure или актеры, которые отыгрывают роли товарищей Shite; — Waki-zure — актеры, которые играют компаньонов Waki; — Kokata или второстепенные роли, которые обычно исполняют актеры-мальчики. Эта система не означает, что актер специализируется на одной из перечисленных выше категорий. На самом деле, актер может появиться в любой из указанных ролей (за исключением kokata). Кроме того, он также может петь в хоре, который является неотъемлемой частью постановки но.

Японский театр Но

Типы игр

Всего существует 240 пьес но. Они классифицируются в соответствии с их Shite, или главными героями, на следующие категории:

Божественные постановки (Waki Noh)

Эти пьесы рассказывают истории о различных богах. Актер Shite, как правило, носит маску и раскрывает свою личность лишь в конце пьесы.

Воинские постановки (Shura Mono ) Актер Shite играет роль самурая или другого воина, душа которого, после его смерти, не может найти дороги на небеса. Только после молитвы его последователей, его кармические деяния прощаются, и душа обретает покой.

Постановки в париках (Katsura Mono) В этих лирических постановках актер Shite играет в основном роль женщины.

Различные постановки (Zatsu Mono ) Эта группа включает в себя различные пьесы, которые не вписываются в другие категории, такие как отображение призраков или безумных людей.

Закрытые Пьесы (Kiri No) Актер Shite, как правило, исполняет роль демона в этих энергичных постановках.

Японский театр Но

В структуре пьесы театра но обычно используется определенный эстетической принцип, называемый Жо-ха-кю. Он ведет свои корни к старой придворной музыке, произошедшей из Индии. Жо относится к началу или вступлению, и его темп медленный. Ха относится к средней части пьесы, в которой представлена основная драматическая ситуация. В кю, или заключительной части, темп действия и музыки оживляется, а драма достигает своего апогея.

Во вступительной части пьесы актеры, исполняющие роли Waki и Shite (часто в гриме) появляются по очереди и торжественно представляют себя. Таким образом, становится понятным содержание драмы ясно. В средней части темп танцев становится быстрее и драма часто достигает кульминации в виде стилизованного танца (mai), в котором Shite вспоминает прошлое. В финале Shite возвращается на сцену, а драматическое действо достигает величественной кульминации.

Структура полного представления но, которое длилось в течение целого дня, тоже следовала принципу Жо-ха-кю. Открытие пьесы часто относится к категории «божественной постановки». В средней части такие дневные пьесы представляют из себя «воинские постановки» или «постановки в париках». А последняя часть пьесы чаще всего представляют из себя «закрытую постановку».

Японский театр Но

Содержание пьес театра но

Хотя существуют более поздние пьесы но, большинство из них написаны в самурайский период, и имеют соответственную тематику. Основной конфликт создается между двумя противоположными идеологиями того периода, то есть между пацифистским дзен-буддизмом и строгим кодексом этики профессиональных воинов-самураев.

Очень часто в пьесах но ведутся размышления о кармических вопросов, основывающиеся на буддийском мировоззрении, например, о том, как человек должен платить за свои плохие поступки, когда он станет духом между этим и потусторонним миром.

Постановки но могут быть основаны на коротких эпизодах из классической литературы, таких как «Гэндзи Моногатари». Также многие из тем были взяты из великих эпопей феодального периода.

Японские пьесы полны ссылок на классическую поэзию, буддийские сценарии, смешные случаи из истории и даже китайскую поэзию. Одной из характерных черт постановок в театре но является то, что в их текстах видно резкое различие между поэзией и прозой.

Чтобы понять тексты но во всей их глубине, в феодальной Японии необходимо было высшее образование. Поскольку пьесы были предназначены для самурайской элиты и придворных кругов, вежливая речь и правила этикета были также отражены в языке. К примеру, в постановках но для простого вопроса «как вас зовут?» требовалось семь слов в соответствии с правилами вежливости. Поэтому вовсе не удивительно, что только немногие члены современной аудитории полностью могут понять тексты но и их сложный язык. Именно поэтому большинство зрителей сегодня берут с собой на представления специальные буклеты, в котором объясняется символика и литературные аллюзии.

Музыка и хор

Музыка в театре но ведет свои истоки из старинных японских музыкальных традиций. Музыка в но не «сопровождает» саму постановку, как это часто бывает в западных формах музыкального театра. В но музыка имеет предназначена для индивидуального, независимого от самой пьесы, восприятия зрителями, и на самом довольно редко (в основном только в кульминационных моментах) в точности совпадает с действием на сцене.

Японский театр Но

Обычно постановки но сопровождает небольшой оркестр и хор, которые называются общим понятием hayashi kata. Музыканты сидят в задней части сцены, лицом к аудитории, в то время как хор сидит справа от аудитории, лицом к сцене.

К основным инструментам для музыкального сопровождения пьес но относятся флейта и три вида барабанов, количество которых может варьироваться в соответствии с требованиями пьесы. С помощью флейты создают длительные мелодичные проигрыши, а барабанный бой подчеркивает кульминационные моменты драмы. Барабанщики также используют свои голоса. Они кричат и завывают во время промежутков между ударами. Эти вопли, называемые kakegoe, играют важную роль в подчеркивании драматического действия.

Стоит отметить, что в но поет не только хор, но и сами актеры. Зачастую в постановках актер поет начало фразы, которую затем завершает хор. В песнях но, которые изначально произошли от древнего буддийского пения, голос певцов очень низкий, независимо от того, является персонаж мужчиной или женщиной. На первый взгляд, вокальная техника может показаться монотонной. На самом деле, в но используется пять различных оттенков голоса: сильный, нежный, динамичный, тоскливый и грустный.

Японский театр Но

Актерское мастерство в японском театре но очень своеобразно. Техника исполнения в театре но характеризуется медлительностью и размеренной точностью движений. Все ненужные для текущей драматической постановки элементы устраняются. Это придает но практически гипнотический эффект.

Во время постановок но положение тела исполнителя должно быть строго фиксированным — с прямой спиной, причем туловище немного наклонено вперед. Пальцы рук во время жестикуляции должны быть неподвижны. Стилизованная ходьба в но называется «hakobi». Подошвы ног редко поднимаются с пола. Колени при передвижении слегка согнуты, что позволяет актеру буквально скользить по полу сцены без каких-либо видимых вертикальных движений. Слегка изогнутые колени и выпрямленная спина позволяют актеру, в некотором смысле, «расти» на сцене. К примеру, в особо драматический момент он может выпрямиться, чтобы подчеркнуть ситуацию.

Маски в японском театре Но

Маски но

Но – японский театр масок. Маски не привязаны к какой-то конкретной роли, они служат для передачи эмоций. В сочетании с символическими действиями актеров и музыкой маски создают неповторимую атмосферу театра времен Токугава. Хотя, с первого взгляда, трудно поверить, что маски но действительно служат для передачи эмоций. Чувства печали и радости, гнева и смирения создаются за счет игры света, мельчайших наклонов головы актера, композиций речевого хора и музыкального сопровождения.

Читайте также:  Мужчины японцы: как понравиться японцу? Какие девушки нравятся японцам?

театр теней

Интересно, что различные школы используют на одних и тех же представлениях разные кимоно и маски. Существуют маски, которые используют для одних ролей. Сегодня насчитывается около двухсот масок, сохранившихся до наших дней и изготовленных из японского кипариса.

Маски японского театра Но

Чрезвычайно размеренная и минималистичная актерская техника но была частично обусловлена строгим придворным этикетом того периода, когда театр но был на пике своего расцвета. Согласно правилам этикета, мимика расцененивалась как вульгарность. Поэтому в но актеры, которые не носили маски, старались, чтобы их лица были полностью бесстрастным. Тем не менее, даже настоль размеренные движения могли передавать эмоции с помощью масок. Слегка изменяя наклон голову, актер был способен изменить выражение лица на маске. При помощи подобного регулирования наклона маски ее выражение изменялось от радости до печали.

Маски в японском театре Но

Маски для театра но были разработаны на основании более ранних японских систем масок. По сравнению, например, с деревянными масками гигаку, маски но меньше по размеру, поскольку они охватывают только центральную часть лица актеров. Старые маски но сейчас считаются настоящими произведениями искусства. Их сохраняли и использовали целые поколения семей, а также школ но.

Маски в японском театре Но

Маски носят некоторые из персонажей shite, а также некоторые из shite-zure их компаньонов. Большинство масок отображает общепринятых в но персонажей, например, молодую женщину, старуху, самурая среднего возраста, молодого аристократа и т.д. Однако, некоторые из масок используются только для конкретных ролей.

Костюмы театра Но

Великолепные костюмы из театра Но происходят из придворных кругов периода Муромати. Считается, что на самых ранних стадиях но костюмы были намного проще. Равно, как и маски, вычурные одеяния в но появились позже, с развитием этого жанра.

Костюмы японского театра Но

Костюмы ( shozoku ) полны символизма, поэтому зачастую зрителям приходится брать поясняющие буклеты, которые часто включают в себя объяснения значений костюмов и их орнаментированных деталей. Есть некоторые специфические формы костюмов, характерных для но. Они включают в себя, среди прочего, очень широкие брюки у некоторых мужских персонажей и разукрашенные красочные одежды многих женских персонажей. Актер но в парике и сложном костюме выглядит практически как живая скульптурв. Таким образом, идеальный порядок в одеянии и прическе имеет первостепенное значение. Именно поэтому в но есть такое понятие, как помощники актеров, которые периодически выходят на сцену, чтобы поправить парики и костюмы исполнителей.

Японский театр Но

Пять школ

Но по-прежнему осуществляется и сегодня и разделяется в основном на пять «школ» или актерских течений, которые были основаны на протяжении столетий известнейшими акторами. К подобным школам относятся Kanze, Hosho, Konparu, Kongo и Kita. Самой престижной из них является школа Kanze школа, которая была основана Канъами Киёцугу, создателем всего жанра. Как правило, все профессиональные исполнители но принадлежат к одной из пяти школ. Эта профессия, в значительной степени, наследственная. Обычно исполнитель присоединяется к той же школу, что и его отец, а затем готовит своего преемника.

Источник 4dancing.ru

Представления но

Театр но чужд реализму и построен, скорее, на воображении зрителей. На сцене, подчас вовсе без декораций, актеры совершают минимум действий. Персонаж делает всего пару шагов, но по его речам, жестам и хоровому сопровождению выясняется, что он проделала долгий путь. Два героя, стоя рядом, могут не замечать друг друга, пока не окажутся лицом к лицу.

Главное для театра но – жесты. Жесты сочетают в себе как те, которые имеют определенное значение, так и те, что используются из-за красоты и не несут никакого смысла. Особый накал страстей в этом театре передает полная тишина и отсутствие движений. Неискушенному зрителю очень сложно понять в подобные момент, что происходит на сцене.

Театр кёгэн

Театр японский кёгэн появился практически одновременно с театром но, однако сильно от него отличается своей тематикой и стилем. Но – театр драмы, переживаний и страстей. Кёгэн – фарс, комедия, наполненная незамысловатыми шутками, скабрезностями и пустой суетой. Кёгэн доступен для понимания всем, смысл пьесы и действия актеров не надо расшифровывать. Традиционно постановки кёгэн служат интермедией в театральных спектаклях но.

мужской японский театр

В репертуар театр кёгэн входят пьесы XV—XVI веков. Это примерно двести шестьдесят произведений, авторы которых в большинстве своем неизвестны. До самого конца XVI века пьесы передавались из уст в уста от учителя к ученику и не были записаны на бумаге. Только к концу XVII века стали появляться письменные носители.

В кёгэн существует четкая классификация пьес:

  • о богах;
  • о феодалах;
  • о женщинах;
  • о злых духах и т. п.

Существуют постановки, в которых освещены мелкие семейные неурядицы. В них обыгрываются непостоянство мужчин и коварство женщин. Наибольшая часть пьес посвящена слуге по имени Таро.

Персонажами кёгэн являются простые люди, в жизни которых не происходит ничего особенно значительного. В начале пьесы зрителям представляются все персонажи. Актеры театра делятся на группы: главные – ситэ, второстепенные – адо, третьестепенные – коадо, четвертые по значению – чурэ и пятые по значению – томо. Самыми крупными школами актерского мастерства кёгэн являются Идзуми и Окура. Несмотря на то что но и кёгэн являются родственными, актеры для этих театров готовятся отдельно.

Жанр японского театра кёгэн предусматривает три типа костюмов:

  • господина;
  • слуги;
  • женщины.

Все костюмы изготавливаются по моде XVI и начала XVII века. Иногда в театральных представлениях могут быть использованы маски. Но это не маски но, выражающие эмоции, — это маски, определяющие роль персонажа: старуха, старик, женщина, демон, бог, животные и насекомые.

После завершения Второй мировой войны произошло обновление театра кёгэн, и пьесы стали исполняться самостоятельно, а не только в рамках представлений театра но.

Разновидности японского театра

Учитывая, что этот театр чтит традиции, его структура на протяжении многих поколений практически не подверглась изменениям. Можно выделить всего несколько жанров спектакля:

  • Ногаку
  • Кёген
  • Бункару
  • Театр теней
  • Кабуки

Японский театр Ногаку

Изначально им могли насладиться только высшие чины феодального общества, однако до наших дней он дожил, претерпев некоторые изменения. В нём объединились два направления: Но и кёген, который преимущественно игрался для простой толпы. Если в классическом театре Но присутствует сложный сюжет и дорогие декорации, то в кёген обычно комедийные сцены, что призваны смешить крестьян. Они не такие проработанные и длятся значительно меньше.

Временем основания театра Но считается 14 век нашей эры, когда правил сёгунат Асикага. Прародителем жанра считается Канъами Киёцугу со своим сыном Дзэами Мотокиё. Постепенно отойдя от саругаку, у них получилось создать новый жанр, который популярен спустя сотни лет. Оба актёра посвятили жизнь популяризации собственного искусства.

Саругаку – вид фарса в японском театре, состоящих преимущественно из акробатических элементов. Отдалённо напоминает современный цирк.

Стоит уделить внимание способу выражения эмоций. Актёры прошлого решили не развивать актёрскую игру мимики, а заменили её на маски – у актёра был на вооружении целый арсенал масок, которые он менял по ходу сюжета, быстро меняя эмоцию на другую. Для упрощения процесса были созданы особые маски, которые меняли выражение лица в зависимости от угла – если смотреть снизу, то можно было увидеть грустное лицо, а сверху – радостное. И наоборот. Для работы с подобными масками приходилось работать с определёнными углами при игре, что доступно только опытному актёру.

Сюжет пьесы чаще всего идёт из уст главного героя. Он рассказывает о событиях, подводящих к основному действу, а уже после присоединяются второстепенные персонажи.

Кёген

Изначально служил интермедией для ногаку. В последнем зачастую присутствовало слишком много драмы. И чтобы не портить настроение зрителям, иногда в выступлении делались небольшие юмористические перерывы.

Эти сценки не имели влияния на общий сюжет. И по большей сути были небольшими отступлениями из жизни главных героев. Здесь было множество знакомых зрителю бытовых ситуаций, простых шуток и несуразиц.

После Второй мировой войны интерес к Японии чуть возрос. Кёген стал популярен на западе и ему стало уделяться больше сценического времени. Со временем он образовал отдельный жанр, который теперь функционирует без поддержки “старшего брата”.

Бункару

Театр, не ограниченный ни полом, ни возрастом зрителей и исполнителей. Актёры рассказывают народные истории и легенды о героях прошлого в виде больших кукол. Сюжеты этого жанра чаще состояли из мистических и легендарных событий. Из кукол проще создать немыслимые образы, коих в фольклоре страны восходящего Солнца более, чем достаточно. Постепенно изменившись структурно – в действо стали вклиниваться живые актёры – бункару превратился в невероятное шоу с красочными образами и обилием разной музыки.

Японский театр теней

Самое популярное искусство средневековой Японии. Пришёл он, правда, из Китая, но прекрасно ассимилировался и стал часть другой культуры. Изначально принципиальным отличием было использование одних только бумажным кукол, которыми управляли актёры, что двигали их бамбуковыми палочками снизу. Но спустя некоторое время и тут стали участвовать люди в качестве главных героев.

Действо происходило на большом полотне из бумажной ткани. На некотором расстоянии от него располагался источник света, который отбрасывал тени кукол на само полотно. «Герои» же танцевали и исполняли песни о своих приключениях, битвах с противниками и злыми духами Они.

Они – в синтоизме – огромные антропоморфные демоны с рогами и клыками. Кожа обычно красного, чёрного или голубого цвета. Обитают в японском подобие ада – дзигоку. Свирепые воины, что обладают хитростью и коварством, отчего часто принимают человеческий облик.

Кабуки

Принципиально мужской японский театр. Именно он вышел дальше всех за пределы страны и стал популярен среди иностранцев. Примечательно, что, если в сцене и присутствует женский персонаж, играет его всё равно мужчина. Возможно, это пошло от военных походов самураев, когда на много месяцев приходилось покидать дом, но тяга к искусству остаться не могла. Он состоит из танцевальной и вокальных частей. Они идут неразрывно друг от друга, гармонично дополняя каждый аспект исполнения.

На нашем сайте есть подробная статья об этом театре: тут.

Кабуки – театр храмовой танцовщицы

Представления кабуки изначально были рассчитаны на всех желающих. Театр кабуки появился в начале эпохи Токугава и связан с именем храмовой танцовщицы и дочери кузнеца Идзумо-но Окуни.

Девушка в XVII веке переехала в Киото, где начала исполнять ритуальные танцы на берегах реки и в центре столицы. Постепенно в репертуар стали входить романтические и эротические танцы, а к представлению присоединились музыканты. Со временем популярность ее выступления возросла. Окуни быстро удалось совместить в выступлениях танцы, баллады, стихотворения в единое целое, создав японский театр кабуки. Дословно название театра переводится как «искусство пения и танца». На этот момент в представлениях участвовали лишь девушки.

Популярность театра росла, часто высокопоставленные жители столицы стали влюбляться в прекрасных танцовщиц труппы. Правительству подобное положение дел не нравилось, тем более что за любовь актрис начали устраивать поединки. Это, а также излишне откровенные танцы и сцены привели к тому, что вскоре был издан указ о запрете на участие женщин в представлениях. Так, онна кабуки, женский театр, прекратил свое существование. И на подмостках остался мужской японский театр – вакасю кабуки. Этот запрет относился ко всем театральным представлениям.

В середине XIX века официально указ был отменен. Однако традиция исполнения всех ролей в представлениях мужчинами сохранилась и по сей день. Таким образом, канонический японский театр – мужской японский театр.

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 19 Июня 2011 г. 12:56 + в цитатник Привалова

все записи автора Традиции и история японского театра уходят корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним – музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Знаменитый знаток японской культуры академик Н. Конрад предположил, что классический японский театр сохранил в себе и элементы античной драмы, проникшей на Дальний Восток долгим и окружным путем – через эллинистические государства Передней Азии, Индию и Китай. В Японии много разновидностей классических традиционных театров. Попытаюсь немного рассказать о некоторых… ТЕАТР КАБУКИ. В начале эпохи Токугава родился, расцвел и принёс плоды демократический театр Японии. Это была драма Кабуки. Кабуки, самый известный вид классического театрального искусства Японии, имеет примерно 400-летнюю историю: сначала это были упражнения для развития техники исполнения женского танца (Кабуки одори). Ритуальные танцы часто исполнялись для развлечения прихожан при синтоистском храме в Идзумо. Они и по сей день исполняются при синтоистских храмах в Нара и других местах. Юные девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и красиво загримированными лицами танцуют в зале храма. Из числа таких храмовых танцовщиц была и девушка по имени Идзумо-но Окуни, дочь кузнеца. В старинных хрониках говорится, что она была красавицей с волосами мягкими и длинными, как ветки ивы, и обликом походила на цветок персика. «Её танцевальная манера была величественной, – отмечали хроники, – а звонкий голос поражал всех, приходивших её посмотреть». Она была известна также своим нежным сердцем, и ей в равной степени восторгались и мужчины, и женщины. Примерно на рубеже XVII века Окуни прибыла в Киото и начала исполнять некоторые из ритуальных танцев в высохшем русле реки или на шумных улицах древней столицы. Первым она исполнила «Буддийский танец возглашения», сопровождаемый буддийскими молитвами (танец изобрёл буддийский священник Куя, отвечая вкусам народа, танец стал очень популярным). Её красота и прекрасные танцы принесли ей симпатии множества поклонников и покровительство феодальных князей. Юки Хидэясу, сын Токугава Иэясу и приёмный сын Тоётоми Хидэёси, был покорён её красотой и исполнительским мастерством. Рассказывают, что однажды он подарил ей свои драгоценные коралловые бусы, сказав, что стеклянное ожерелье, которое она носила, «слишком холодно и не вызывает радости». Начав с раскованного неофициального развлечения киотской толпы, Окуни постепенно добавляла в репертуар романтические и светские танцы, исполнявшиеся вначале под аккомпанемент флейты, старомодных барабанов, в которые надо было ударять пальцами, и других инструментов театра Но. Со временем она приобрела популярность во всей столице, и её появление на маленькой открытой сцене привлекало многочисленных зрителей, жаждущих после долгой эпохи войн эстетических развлечений. Она умело совместила различные традиционные танцы, народные баллады, стихотворные импровизации и другие элементы в одно гармоничное целое и таким образом создала театр Кабуки (слово «Кабуки» состоит из трёх китайских иероглифов, буквально означающих «искусство пения и танца»), в котором выступали молодые танцовщицы. Принятие сямисэна также способствовало дальнейшему развитию театра Окуни. Этот инструмент своей популярностью многим обязан Рютацу, композитору, известному также своим прекрасным голосом. Пантомима возникла благодаря усилиям Нагоя Сандзабуро, который стал мужем Окуни. К новому театрализованному танцу были добавлены комические диалоги, а сама Окуни вскоре стала исполнять мужские роли. Этот новый вид представления распространился по разным провинциям и вызвал множество подражаний. В 1603 году Кабуки Окуни окончательно оформился и принял форму театра. Вначале Окуни выступала со своей группой в Киото, в кварталах Сидзёгавара и Кодзёгавара, а в 1604 году она построила собственную стационарную сцену на территории синтоистского храма Китано. Однако, несмотря на славу нового театра, к участвовавшим в нём актёрам и актрисам сохранялось значительное социальное предубеждение. Но, несмотря на падение репутации Кабуки Окуни, причиной чему была растущая безнравственность и распутство некоторых актёров и актрис, которые всё ещё занимали наиболее презренное место в феодальной иерархии, саму Окуни в своё время с необычайной теплотой встречали в высших сферах, примером чего является покровительство Хидэясу и одной знатной придворной дамы из Киото. Памяттник Идзумо-но Окуни в Киото В 1607 году труппа Окуни отправилась в Эдо, где точно так же, как в Киото и Осаке, её представления вошли в моду. Во время представлений помещения всегда были переполнены, и популярность Кабуки была столь головокружительной, что самураи Эдо до безумия влюблялись в танцовщиц и устраивали поединки, дабы завоевать их симпатии. Властям это показалось уже излишним, и они решили запретить выступления труппы, хотя запрет был скорее вызван поведением эдоских кавалеров, чем деятельностью самого Кабуки. В трёх крупнейших городах – Киото, Осака и Эдо – быстро росло число актрис, воодушевлённых примером Окуни, и исполняемые ими представления Кабуки стали излюбленным развлечением широкой публики. Но развитие театра сопровождалось пагубным влиянием актрис на общественную нравственность, и токугавское правительство издало ряд декретов, запрещающих появление актрис на сцене. В 1608 году был издан указ, разрешающий выступление Кабуки только на городских окраинах, где его тлетворное влияние менее пагубно сказывалось бы на обществе. Несколько придворных дам, которые завели романы с красивыми актёрами Кабуки, были отправлены в изгнание. Правительство часто вмешивалось в дела Кабуки. В 1626 году, когда группа актрис выступала в пригороде Эдо, театр был настолько переполнен, что возникли крупные беспорядки, и было приказано прекратить представление. И, наконец, правительство третьего сёгуна Иэмицу издало в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин. Театр Онна Кабуки (женский театр Кабуки) был уничтожен. Его место занял возникший ещё в начале XVII века Вакасю Кабуки (мужской театр), в котором играли только юноши. Однако, так как театр, в котором выступали только мальчики и молодые люди, также начал считаться подрывающим моральные устои, в 1644 году правительство его запретило. После этого был издан указ, предписывавший закрыть четыре ведущих театра Эдо, равно как и кукольные театры и другие центры развлечений, поводом для чего послужил скандальный роман актёра Кабуки и жены крупного аристократа. Под давлением владельцев театров в следующем году они были открыты снова, но в 1648 году был издан указ, запрещающий аристократам посещать театры, а в 1656-м – запрещающий актёрам давать представления в усадьбах самураев, даже если их специально приглашают. Театр Кабуки во многих отношениях уникален — поразительный грим, пышные одежды, тщательно разработанное сценическое оснащение, экзальтированный стиль исполнения… Зрелищность Кабуки требует от актёров огромного мастерства. Среди актёров кабуки существуют целые театральные династии, которые специализируются на определённых стилях игры. Художественные приёмы театра Кабуки передаются от отца к сыну, от сына к внуку и так далее, поэтому данное искусство во многом остаётся достоянием ограниченного числа актёрских семей. Каждая семья становится хранителем определённых ролей, и эти амплуа, в свою очередь, передаются от поколения к поколению. Существование оннагата – мужчин, исполняющих женские роли, после запрета выступления актрис стало совершенно необходимым и сохранилось до настоящего времени. Даже в середине XIX века, когда были отменены многие запреты, женщины долго не могли достичь такого же совершенства в исполнении женских ролей, как мужчины – оннагата, тратившие долгие годы на накопление опыта. Любопытно, что оннагата были обязаны носить женское платье и в повседневной жизни, эта практика была отменена во время реставрации Мэйдзи в 1868 году. Существуют арагото («грубый стиль») и вагото («гармоничный стиль»). Стандартные мужские роли кабуки: красавец-любовник, добродетельный герой или злой самурай; Стандартные роли для оннагата: знатная леди, молодая девушка, злая женщина. В современной Японии жанр традиционного театра Кабуки остается популярным и любимым миллионами зрителей. Отличительной особенностью сцены в этом театре является уходящий в зрительный зал помост «ханамити», на который актеры выносят действие спектакля. Находясь непосредственно среди зрителей, под острым прицелом сотен глаз, актерская игра не может не отличаться подлинным профессионализмом и богатством мимики. Зачастую существенная часть театрального действия переносится на ханамити, что обусловливает полное подчинение зрительного зала актерскому мастерству, и в конечном итоге, способствует единению зрителей и актеров. Многие театры Европы воспользовались этим изобретением Кабуки, также начав выносить театральное действие в зрительный зал с помощью специальных помостов.


Вращающаяся сцена (маварибутай)– еще одно из изобретений театра Кабуки. На небольших возвышениях по обе стороны от сцены располагаются в специальных ложах музыканты и певцы, которые сопровождают особо значительные эпизоды спектаклей музыкой, дополняя драматичность момента. Смена реквизита происходит при раскрытых кулисах: считающиеся невидимыми люди в черном (куроко) быстро и незаметно уносят предметы со сцены, заменяя их новыми. Запрет на актерское участие женщин в Кабуки давно снят, но верность традициям не позволяет ломать веками сложившиеся устои, и женские роли по-прежнему блестяще играют мужчины. Кроме того, актеры в амплуа оннагата настолько мастерски перевоплощаются в женщин, что их игра составляет одно из главных достоинств традиционного японского театра Кабуки. Существует даже мнение, что подлинный японский идеал женского изящества и красоты сохранили именно оннагата, а не реальные современные японские женщины. На снимках: наш современник, актер театра Кабуки Tachibana Daigoro. Выделяют несколько категорий пьес кабуки: — Одаймоно – исторические драмы, основанные на событиях эпохи Хэйан. Место действия, в основном, дворцы Киото, а действующие лица – придворная аристократия. — Дзидаймоно – исторические драмы, основанные на событиях времен Гэмпэй и последующих периодов вплоть до конца 16 века. Героями этих пьес являются самураи и воины. — Оиэмоно – семейные пьесы. Социальные драмы, в основе которых лежат события, происходившие в семьях феодальных князей в эпоху Эдо (1603-1876) Сэвамоно – бытовые пьесы. Драмы в основе которых лежит жизнь простых людей в эпоху Эдо. Популярные театры кабуки в Японии: Кабукиза в Токио, Шин-Кабукиза в Осаке или Минамиза в Киото. Спектакли кабуки длятся около 5 часов. Центральной темой являются человеческие чувства… Кабуки был и остается целым миром с собственными законами, устоями, иерархией и предрассудками, остающимся верным незыблемым японским традициям и не теряющим при этом связи с современностью.

Рубрики:Уголок по интересам Фотография

Метки:
фото япония театр кабуки

Процитировано 5 раз Понравилось: 3 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 3
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 1
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 1
    Сохранить в ссылки

Понравилось3
0

Суть театральных представлений кабуки

Театр кабуки воплощает ценности эпохи Токугава, именно они ложатся в основу сюжетов. Это, например, закон справедливости, в котором воплощается буддистская идея о вознаграждении страдавшего человека и непременном наказании злодея. Также буддистская идея мимолетности земного, когда высокородные семьи или могущественные лидеры терпят крах. В основе конфликта часто может лежать столкновение таких принципов конфуцианства, как обязанности, долг, почтительность к родителям, и личных устремлений.

Грим и костюмы максимально соответствуют ролям, исполняемым актерами. Чаще всего костюмы соответствуют моде времен Токугава, изящны и максимально стилизованы. Маски в спектаклях не используют, их заменяет сложнейший грим, отражающий содержание роли. Также в представлениях используют парики, которые классифицируются по социальному положению, возрасту и роду занятий персонажей.

Театр бунраку

Бунраку – японский театр кукол. Иногда его еще ошибочно называют дзёрури. Дзёрури – название театрального спектакля бунраку и одновременно имя одной из кукол, несчастной принцессы. Именно с баллад об этой героине начался театр. Изначально он не был кукольным, а песни распевали бродячие монахи. Постепенно к представлению присоединились музыканты, зрителям стали показывать картинки, на которых изображались герои. А позднее эти картинки превратились в куклы.

Наиважнейшим в театре является гидайю – чтец, от мастерства которого зависит успех всего представления. Чтец не только исполняет монологи и диалоги, его задача и в том, чтобы издавать необходимые звуки, шумы, скрипы.

К середине XVII века сложились основные каноны музыкального исполнения и декламации в бунраку, но сами куклы еще долго продолжали изменяться. Со временем возникла техника управления одной куклой тремя людьми. Театр Японии бунраку имеет древнюю традицию изготовления кукол. У них нет тела, его заменяет деревянная прямоугольная рама, переплетенная нитями для управления головой, руками и ногами. Причем ноги могут быть только у мужчин-кукол и то не всегда. На раму надевается множество слоев одежды, что придает объемность и схожесть с человеческой фигурой. Голова, руки и, если необходимо, ноги являются съемными и надеваются на раму в случае необходимости. Руки и ноги крайне подвижны и изготовлены так, что кукла может пошевелить даже пальцем.

японский театр кабуки

Техника управления куклой осталась прежней, хотя и усовершенствованной, — три актера нужны для манипулирования одной куклой, высота которой составляет две трети роста человека. Актеры не скрываются от публики, а находятся тут же на сцене, они облачены в черные маски и халаты. Черный цвет имеют также кулисы, задник сцены, занавес и площадка для музыкантов. На таком фоне ярко выделяются декорации и куклы в цветастых нарядах и с раскрашенными в белый цвет руками и лицами.

Основной тематикой театра бунраку является изображение столкновений чувств и долга, «гири» и «ниндзе». В центре повествования находится человек, наделенный чувствами, устремлениями, желанием наслаждаться жизнью. Однако ему мешает общественное мнение, долг, социальные и моральные нормы. Ему приходится делать то, чего он не желает. В итоге конфликт между долгом и личным устремлением приводит к трагедии.

Японский традиционный театр. От мифа к национальному сокровищу

Курс посвящен краткой истории японского традиционного театра, истоки которого обнаруживаются в мифологии и обрядово-игровых действах и который в настоящее время является визитной карточкой культуры Японии. Мы познакомимся с самыми известными жанрами – торжественным Но, комическим Кёгэн, кукольным театром Бунраку и эффектным Кабуки – и научимся отличать их друг от друга.

Леда Тимофеева — театровед, исследователь японского традиционного театра, кинообозреватель в газете «Сине Фантом», редактор в издательстве «Электротеатра «Станиславский»».

11 апреля: «Мифы и теории происхождения театра». Регистрация

Стремясь подражать богам, задабривать духов природы, человек, сам того не осознавая, постепенно придумал сценическое представление, маску, грим, костюм. Так с чего же на самом деле начинается театр? Каково его происхождение? Как мифы и религия влияли на формирование мировых театральных традиций — от Древней Греции до средневековой Японии?

27 апреля — «Японский традиционный театр Но». Регистрация

Японский театр Но — один из старейших традиционных жанров в мире. Плавность в движениях и жестах актеров, гармоническая аскетичность сценического пространства, таинственная красота маски, драматичная пронзительность сопровождающих спектакль музыки и танцев — ключевые штрихи в характеристике театра Но. Так что же это за театр? Как он был рожден и почему известен нам таким? Какая символика спрятана в его спектаклях? Какие герои, силы и страсти действуют в них?

18 мая — «Японский комический театр Кёгэн». Регистрация

дни называют Кёгэн — первой японской комедией, другие — лишь пародией на театр Но. Мы поговорим о ритуальном и дзэнском смехе, о первых комиках Японии, о том, как комедия может быть мистерией, и, наконец, мы познакомимся с каноническим спектаклем Кёгэн, сохранившимся практически в неизменном виде со времен средневековой Японии.

27 мая — «Кукольный театр Бунраку». Регистрация

Один из самых известных кукольных театров Японии, Бунраку появился 400 лет назад. Раньше он назывался «нингё-дзёрури» (нингё — «кукла», дзёрури-сэцу — жанр речитативного сказа). Речитатив, музыка и искусство кукловодов — неразделимая триада театра Бунраку, одного из самых совершенных кукольных театров в мире, в котором кукла не просто инструмент исполнителя, а его одушевленный партнер.

3 июня — «Японский театр Кабуки. Драматургия и спецэффекты». Регистрация

Театр Кабуки — самый гастролирующий театр из всех традиционных жанров японского сценического искусства. Его история насчитывает 400 лет. Слово «кабуки» записывается тремя иероглифами: «ка» — песня, «бу» — танец, «ки» — мастерство; оно отражает природу жанра, которую можно охарактеризовать слиянием слова, музыки и движения (танца). Несмотря на то, что Кабуки свойственны особая каноничность и регламентированность исполнительской техники, это один из самых зрелищных, трюковых и эффектных жанров.

Театральные тени

Театр теней уходит своими корнями в глубокую древность. Местом его возникновения считается Азия, а наибольшего расцвета он достиг в Китае. Именно оттуда пришел японский театр теней.

Изначально в представлениях использовались фигурки, вырезанные из бумаги или кожи. Сценой служила деревянная рама, обтянутая белым сукном, за которой скрывались актеры, управляющие фигурками и поющие. С помощью направленного света на экране отражались персонажи-фигурки.

Театр теней в разных районах имел свои виды фигурок и репертуар исполняемых песен.

Театр ёсэ

Ёсэ – традиционный японский комический театр. Зародился он в XVII веке, и первые представления устраивались под открытым небом. Но с популярностью театра стали появляться специальные дома для подобных представлений – ёсэба.

Пьесы театра относятся к жанру ракуго – сатирические или комические рассказы, неизменно с неожиданным финалом, наполненные каламбурами и остротами. Развивались эти рассказы из анекдотов, создаваемых ракугока – профессиональными сказителями.

Одетый в кимоно исполнитель усаживается посреди сцены на подушку, в руках у него обычно полотенце и веер. Героями повествования становились люди разных сословий, тематика рассказов ничем не ограничивалась. Неизменным было лишь то, что истории были смешными, связанными с политическими, бытовыми, злободневными и историческими ситуациями.

Большая часть рассказов была создана в период Эдо и Мэйдзи, поэтому современному зрителю мало знакомы и чужды описываемые традиции, быт и проблемы. В связи с этим многие актеры ракуго пишут сатирические повести на злободневные темы сами.

Еще одним жанром ёсэ считается мандзай. Это комический диалог, корни его уходят в традиционные новогодние представления, которые сопровождались песнями, танцами и разыгрыванием комедийных сценок. Постепенно в мандзай вошли элементы фарса, мюзиклов и других жанров, что сделало его еще популярнее и позволило попасть на телевидение.

традиционный японский театр

Театр ёсэ представлен и жанрами нанивабуси (разновидность баллады) и кодан (художественное чтение). Кодан представляет собой рассказ, в основу которого легло выступление странствующих артистов. Изначальная тематика рассказов (сражения прошлых времен) расширялась, и в нее вошли семейные конфликты, судебные дела легендарных судий, политические события, необычные случаи в жизни простых горожан. Однако не все темы поощрялись властями. Часто выступления даже запрещались.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий