- Немного истории
- История
- Особенности ритуала
- История появления
- Чайный домик
- Атрибуты и символика японского чаепития
- Посуда
- Музыка
- Чайный сад
- Чайный домик
- Дорожка к домику
- Чайная церемония
- Этапы церемонии: краткое описание
- Принципы церемонии
- История чаепития, виды
- Как менялась чайная церемония
- Кто основатель чайной церемонии в Японии
- Чайные состязания
- Классификация
- Принцип гармонии
- Путь чая
- Выбор гостей
- Что представляет собой церемония чаепития в Японии
- Одежда для чайной церемонии
- Классическая японская церемония
- Разновидности чайной церемонии
- Посуда и принадлежности для церемонии
- Чай для церемонии
- История ритуала
- Чайный сад
Чайная церемония в Японии – это важная часть культуры Страны Восходящего Солнца. За определенный срок времени она из обычного чаепития стала целым искусством, основанным на философии буддизма дзен. В каждом элементе и этапе церемонии таится глубокий смысл.
Все направлено на то, чтобы участники этого ритуала не просто отдохнули от суеты бренного мира, но и полностью очистили ум и душу, достигнув гармонии. Пожалуй, только в Японии чаепитие стало обрядом, имеющим строжайшие правила и четкую последовательность действий. Этот порядок действий складывался на протяжении целых 700 лет, став таким, каким сейчас он и проводится.
Немного истории
История чайной церемонии берет свое начала в средних веках. Чай появился в Японии в VIII веке. Считается, что привезли его буддийские монахи или путешественники. Чай выращивали на территории монастыря и преподносили Будде. Его использовали во время медитаций и религиозных мероприятий. Именно буддийские священники зародили традиции чайной церемонии в Японии.
Стали проводиться турниры по угадыванию лучших сортов этого напитка. Среди простых людей проводились чайные собрания, на которых пытались познать эстетику этого процесса. Сама чайная церемония была придумана Муратом Дзюко. Он добавил к этому искусству философию и язык жестов. Это были попытки уйти от мирской суеты к умиротворению и тишине.
История
Рождение традиций чаепития в Японии связывают с дзэн-буддизмом – ароматный напиток использовался во время медитации монахов, которые искали общения с Буддой через чаеподношение.
Читайте также: 109 основных японских фестивалей Мацури. Часть 1.
В VII веке чай, благодаря монахам, начал появляться и при императорском дворе, но вначале его воспринимали как лекарство.
Уже к середине следующего века напиток обрел популярность не только среди приближенных императора, но и в среде самураев, и отношение к нему стало иным – напитком не лечились, а наслаждались, устраивали в его честь чайные турниры: гости пробовали несколько сортов и должны были их идентифицировать. Тот, кто лучше угадывал, становился победителем турнира.
В кругах менее богатых подобными забавами не занимались, хотя бы потому, что в среде рядовых крестьян разнообразием чаев похвастаться не могли, зато, используя 1-2 простеньких сорта, начали формировать ритуал неторопливых семейных чаепитий, когда в тишине, обстоятельно люди обсуждали важные для них дела.
Дошедшие до наших дней древние свитки сохранили описание первых чайных ритуалов, очень похожих на современные: содержащиеся в них наставления украшают сегодня стены японских чайных домиков.
Без поклонников Будды не обошлось и на этот раз – науке заваривать чай, принимать гостей научил японцев некий Даё, священник и по совместительству наставник чайных мастеров.
История сохранила еще несколько имен. Мурата, например, первым сформулировал философские принципы церемонии, считал, что она должна стремиться к естественности и в тихой, умиротворяющей обстановке демонстрировать преданность ее участников друг другу (такой подход не поддерживали любители чайных турниров).
Дзёо Такено принадлежит идея чайного домика, а его ученику Сэнно Рикю – рекомендации по обустройству сада и ведущей к домику дорожки.
Кроме того, он разрабатывал принципы поведения гостей, темы их бесед за чашкой чая – и то, и другое должно было соответствовать канонам нравственной чистоты и скромности.
Это, кстати, вызвало резкое неприятие богатых вельмож, которым хотелось совсем иного – пышности, возможности продемонстрировать свое превосходство.
Их сопротивление оказалось настолько сильным, что распространилось даже на самые высокопоставленные слои общества и нашло там поддержку: сработала восточная жестокость – по приказу повелителя Сэнно Рикю совершил самоубийство.
К счастью, его идеи успели попасть на благодатную почву: спустя годы его внук открыл первую в стране школу чайных мастеров и начал продвигать в жизнь задуманное своим дедом.
Особенности ритуала
Японская чайная церемония – это не просто технология приготовления и употребления чая. Это множество составляющих, которые должны сопровождать этот ритуал. Чайный домик для проведения церемонии, по замыслу основателей, должен был представлять собой маленькую крестьянскую хижину с соломенной крышей. Позднее он был усовершенствован последователями учения. Искусство чайной церемонии в Японии предполагает использование специальной керамической посуды, изготовленной местными мастерами.
Вокруг чайного домика расположен сад, созданный по определенным принципам. Также был разработан этикет для участников церемонии, темы и характер бесед, которые должны быть непринужденными и создавать атмосферу умиротворения и отрешенности. К чайному домику ведет каменная дорожка. Вокруг расположено множество камней, поросших мхом, и фонари. В саду преобладают кипарисы, вечнозеленые кустарники, сосны и бамбук. Все должно навевать мысли об отрешенности и спокойствии.
История появления
Традиция появилась давно, но существуют легенды, которые передаются из поколения в поколение.
Путешествие к дому хозяина начинается с дорожки, которую выкладывают камнями. Она называется родзи. Согласно истории, первый шаг на дорожке означал первую стадию медитации. И чем дальше он шел по родзи, тем сосредоточеннее становился.
Существует легенда появления дорожки. Для сёгуна по имени Асикаги выложили дорожку на основе бумаги, чтобы его обувь и одежда не намокли из-за утренней росы. Так и появилось название родзи, означающее земля, которую покрывает роса.
Обратите внимание! По древней традиции у конца дорожки, прямо перед входом в дом, должен стоять колодец. Перед ним делается очищение духа и тела гостей. Там моют руки, ритуал важно проводить с чистыми руками.
Существует и чайный сад. Согласно истории он должен быть небольшим, по внешнему виду напоминающим склон горы. В саду стоит атмосфера расслабленности и спокойствия. Цель сада – обеспечить прохладу и приятную тень в летний сезон. В саду растут кипарисы, сосны и прочие вечнозеленые растения. Важно, чтобы они располагались хаотично, как в природе.
Еще одна часть истории японского чаепития – фонари. Они украшают и освещают дорогу к чайному дому, если она проводится вечером или ночью. Важно, чтобы свет не был ярком, иначе он будет привлекать внимание.
Сам же чайный домик должен быть простым. Предметы декорации будут отвлекать от чаепития.
Интересный факт! Согласно легенде человек по имени Мурата, который проводил ритуалы для сегуна Асикаги, выбрал маленькую и простую комнату. Это было непросто, ведь его резиденция отличалась своей роскошью. Но, чтобы погрузиться в атмосферу чаепития, нужно забыть о проблемах и богатстве.
Позже другой мастер решил, что для чаепития нужно строить отдельный небольшой домик, крыша которого покрыта соломой.
Конечно, история чаепития неизвестна, ведь она появилась давно. Но сохраненные факты помогают получить картину того, как раньше проводилась эта традиция. И хотя церемония проводится в Японии, считается, что у нее китайское происхождение.
Чайный домик
Это один из важных элементов церемонии. Домик состоял из одной маленькой комнаты. Дверь представляла собой узкий вход не более 60 сантиметров в высоту и ширину. Один из принципов ритуала предполагает равенство всех входящих, и каждый должен при входе согнуться, независимо от положения. Такой вход не давал пронести в домик оружие, и все мечи оставались снаружи. Внутри нет места мирской суете, здесь все прекрасно.
Главной составляющей сооружения является ниша, где находится свиток с живописью, курильница с благовониями и букет цветов. Эта ниша расположена напротив входа и сразу привлекает внимание. Несколько окон разных размеров позволяют проникать свету ровно настолько, чтобы обеспечить оптимальное освещение. Сквозь них можно любоваться красотами сада.
Атрибуты и символика японского чаепития
Проведение ритуала требует особой обстановки: специальное помещение, символика, атрибуты – все должно быть выдержано в духе традиций.
А самое главное – чайному мастеру и приглашенным людям нужно настроиться на определенную волну, чтобы рутинные заботы не помешали наслаждаться отдыхом, не разрушили бы атмосферу доверия и покоя.
Чай матча — что это такое? Ответ на вопрос ищите в нашем материале.
Вся польза и вред чая с бергамотом рассмотрены в этой статье.
Описание индийского чая ассам найдете здесь: https://chay-i-kofe.com/chay/vidy/chay-assam-opisanie-vidy-i-sorta-otzyvy/
Посуда
Нет строгих требований к тому, чтобы вся используемая посуда представляла собой цельный сервиз: набор могут составить приобретенные в разное время предметы, однако их оформление должно быть выдержано в едином лаконичном, может быть, даже нарочито грубоватом стиле, ни одна вещица не может выделяться и обращать на себя внимание гостей.
Вот что необходимо для проведения церемонии:
Читайте также: Какой отпуск в японии. Сколько длится отпуск в разных странах
- тябако – деревянная коробочка типа шкатулки, в которую насыпают заварку;
- тягама – медный или чугунный котел, в котором непосредственно во время церемонии кипятят воду (вместо него можно использовать чайник – тэцубин);
- тяван – большого объема чаша, необходимая для совместного употребления напитка;
- чаван (или хишаку) — чашки маленького размера для каждого из гостей;
- тясяку – ложка из бамбука, которой насыпают заварку;
- тясэн – приспособление типа венчика для размешивания напитка в ходе его приготовления.
Интересный факт: россияне да и представители многих других стран стараются, чтобы к приходу гостей вся посуда на столе сверкала, по возможности используют новый сервиз.
В японской традиции – все наоборот. Чем старее будут выглядеть чашки, чем темнее стенки котла – тем лучше, это только усилит магию ритуала, поскольку каждая вещица добавит к общему настроению собственную память о прошлом.
При этом все предметы на столе должны быть идеально чистыми.
Музыка
Для чайных церемоний принято выбирать продолжительные по времени музыкальные композиции, чтобы переход от мелодии к мелодии (если они короткие) не менял настроения собравшихся.
Иногда вместо музыки используют звуки живой природы – голоса птиц, струящуюся воду, шелест листьев. В любом случае звуковое сопровождение, по мнению специалистов, способно даже менять вкус напитка.
В XXI веке в распоряжении начинающего чайного мастера есть специальные диски с музыкой для чайных церемоний. У предлагаемых композиций даже названия «говорящие»:
- «Мудрость ручья»;
- «Бамбуковая флейта»;
- «Морская фантазия»;
- «Вечность. Лепестки сакуры»;
- «Закат».
В старину музыка была прерогативой гейши, хозяйки чайного дома, в котором собирались гости. Девушка должна была развлекать гостей танцами, песнями (об интимных услугах не могло быть и речи).
Особенно ценилась ее способность играть на различных инструментах – чем большее число ей удавалось освоить, тем выше была ее квалификация. А уж один инструмент (как правило, трехструнный сямисэн) был по силам каждой.
Чайный сад
Японское название этого необычного сада – тянива. При том, что каждый его уголок тщательно продуман, он должен выглядеть абсолютно естественно, имитируя «природный беспорядок».
В нем растут сосны, кипарисы, различные вечнозеленые кустарники, бамбук. Обязательно используются камни, покрытые мхом, словно бы пролежавшие именно на этом конкретном месте не одну сотню лет.
Хорошо, если сад воссоздает в миниатюре участок горного склона, а единственная примета цивилизации – фонари – выглядят очень древними и изготовлены из камня.
Кстати, сильная иллюминация не приветствуется, свет фонарей должен лишь указать гостям направление к домику.
Из этой статьи вы узнаете: как был открыт, как следует заваривать, а также какой эффект чая Габа Алишань на организм сделал этот напиток столь известным.
Если вас интересует, чем отличается зеленый чай от черного, прочтите нашу статью и узнайте!
Чайный домик
Чайный домик называется «тясицу». Что это такое? Небольшое скромное помещение, состоящее из одной-единственной комнаты. Вход в нее такой низкий (не более 90 см), что пройти в него, не нагнувшись, может только ребенок.
«Психология» этого момента такова: каждый пришедший на церемонию обязательно должен поклониться, даже если он не привык этого делать в силу своего высокого социального положения.
В старину существовал еще один обязательный ритуал: нужно было оставить снаружи всё имевшееся оружие. Это означало, что гость пришел с миром и готов отрешиться на время от всех забот, в том числе и военных.
Окон у домика 6-8 штук, причем разной формы и размера. Все они расположены на такой высоте, чтобы собравшиеся в них не смотрели. Их задача – обеспечить гостей светом, не более того.
Серые глиняные стены комнаты мягко рассеивают солнечные лучи, создавая атмосферу покоя и уюта. На полу домика – татами из тростника. В нише, которая устроена в стене, противоположной входу — курильница с благовониями. В центре помещения – очаг.
Дорожка к домику
«Земля, покрытая росой» — так в переводе с японского называется ведущая к чайному домику тропинка (родзи).
Она выложена из камней, поэтому напоминает узкую горную дорожку.
В древности, чтобы высокие гости (например, император) не замочили своей одежды росой, для них выкладывали тропку из листов бумаги. Позже им на смену пришел более долговечный материал.
Читайте также: Арестован самый отвратительный маньяк за всю историю Японии
В конце пути участников церемонии ждет каменный колодец, с помощью его воды совершают омовения перед тем, как войти в домик.
Чайная церемония
Хозяин церемонии должен насыпать в чашку зеленый чай и залить его кипятком. Все жесты должны быть неторопливыми, без суеты. Затем четкими движениями масса взбивается при помощи бамбукового веничка. Чайный порошок должен полностью раствориться и превратиться в пену. Все это время гости наблюдают за процессом и вслушиваются в ритмичные движения. Далее чаша передается самому почетному гостю, и тот делает первый глоток, отпивая чай. Все делается медленно, без нарушения общего спокойствия.
Затем чаша отдается обратно хозяину церемонии. После этого она передается из рук в руки, чтобы каждый участник мог ощутить структуру и теплоту глиняной поверхности. Далее начиналась неторопливая беседа. Говорить следовало о красоте свитка и букета, расположенных в нише, о свойствах чаши для чаепития. Проблемы и повседневные дела остаются за пределами чайного домика и сада. Вся церемония проходит в три этапа. Первый – это прием пищи. Далее следует питье густого чая, то есть ритуал, описанный выше. Затем идет питье жидкого чая.
Этапы церемонии: краткое описание
Участников приглашают на чайную церемонию заранее, обычно число гостей составляет 5 человек без чайного мастера. Одежда должна быть неяркой и однотонной, лучше всего подойдут шелковые кимоно.
Перед началом церемонии всех участников собирают в особом павильоне, где оглашают детали ритуала. Затем гости заходят в садик и идут по каменной дорожке. Проход через тянива необходим, чтобы участники настроились на особый лад, отрешились от своих проблем и забот, и стали любоваться простыми природными элементами, приводя свое сознание в гармонию.
У входа в тясицу гостей приветствует мастер, после чего проводится ритуальное омовение рук и лица с помощью специального колодца, расположенного рядом с домиком.
Далее все участники заходят в тясицу, окончательно отрекаясь от окружающего мира. Низкий вход принуждает каждого поклониться, символизируя равенство всех присутствующих. Обувь следует оставлять у порога.
Мастер ставит на очаг чан с водой, а гостям тем временем предлагают небольшие легкие закуски, чтобы утолить голод. После угощений гостей снова выводят в сад и увлекают неторопливой прогулкой.
Когда вода в чане вскипит, гостей зовут обратно в домик, а мастер начинает готовить чай из порошкообразного маття. Участники должны молча следить за этим процессом, наблюдая за уверенными и плавными движениями мастера.
Приготовленный в тяване густой чай передают по кругу. Каждый гость должен немного отпить и передать другому, что подчеркивает доверие и равенство между всеми участниками церемонии.
Далее мастер готовит более жидкий чай, который разливается в индивидуальные чаваны. Гости неспешно пьют чай, наслаждаясь его вкусом и легкой спокойной беседой.
По завершении чаепития мастер встает, приносит свои извинения и покидает домик. Гости неторопливо общаются и наслаждаются умиротворением еще некоторое время, после чего расходятся. Мастер впоследствии возвращается и наводит порядок в тясицу, окончательно завершая прошедшую церемонию чаепития.
Принципы церемонии
Чайная церемония в Японии имеет четыре основных принципа. Их сформулировал основатель, Мурат Дзюко. Первый принцип – это гармония («ва»). Она должна присутствовать в движениях и мыслях. Второе — это почтительность («кэй»), которая сопровождает всю церемонию.
Третий принцип – это чистота («сэй») действий и мыслей. Последнее — это тишина и покой («сэки»). Чайная церемония в Японии проводится в тишине, спокойной обстановке, где ничто не нарушает размеренного течения жизни. Тишина и покой подразумевают и просветленное одиночество.
История чаепития, виды
Основу традиции употребления чая в Японии складывают правила его употребления в Китае. Эта нация смогла сделать процедуру еще более красивой, гармоничной и колоритной. Чайная церемония в Японии основана на принципах спокойствия и безмятежности, а ее цель – достижение гармонии в душе и взаимопонимания между всеми ее участниками. За многовековую историю японская традиция употребления чая стала проще, менее продолжительной и более демократичной, но не потеряла глубокого смысла и особого отношения к главному герою – зеленому чайному листу.
Чай как в Японии был популярен, так и в Китае, но считается, что в Японию завезли его буддийские монахи. Чайные листья еще тогда славились своими лечебными качествами. Японское или чаепитие китайское очень отличаются между собой. Чаепитие как в Японии так и в Китае стало целым искусством, которое изначально было основано на философии буддизма.
Раньше, чай в Японии пили монахи, когда медитировали и преподносили его Будде. Как распространялся буддизм в Японии, так вместе с ним и появилась традиция чаепития. Культура чаепития постоянно изменялась, но японцы всегда отдавали почтение этому напитку.
Последний ритуал, который основали монахи, используют по сей день. Постепенно подобрали соответствующую посуду для проведения чаепития, потом усовершенствовали церемонию и придумали проводить ее в чайных домиках. Далее основали правила этикета чайной церемонии, развитие продолжалось и дальше. Открывались школы, где проводили подготовку мастеров по чайному делу, правильной презентации чая. Чайная медитация переходила в определенный обряд, где распределялись роли для каждого. Ритуал стал одним из важных символов Японии.
Императору пришлась не по душе слишком простая церемония, которую основал Рикю. Император предпочел пить чай из золотой посуды и в другой обстановке. По приказу императора, мастер совершил самоубийство из – за разногласия взглядов. Потом начали открываться новые школы по обучению чайному мастерству.
Традиция распития чая в Японии стала популярна во всем мире
Как менялась чайная церемония
Несмотря на то, что по истечению времени церемония чаепития постепенно менялась, японские монахи всё также использовали чай в своих медитациях. Та последняя церемония, которая была изобретена монахами для чаепития, используется и по сей день.
Да, посуда, которая сейчас используется для чайной церемонии подбиралась постепенно, монахи на собственном опыте проверили какие чашки и чайники будут отлично подходить для этой процедуры. После было принято решение, что чайная церемония в обязательном порядке должна проходить в специальном чайном доме. После того как окончательно было определено место провождения и приспособления для этой церемонии монахи приступили к созданию правил и этикета самой чайной церемонии.
Но и на этом не закончили усовершенствоваться после того как они составили правила этикета чайной церемонии было принято решение открывать специальные школы, где молодые монахи будут проходить обучение этого ритуала общения с буддой. Чай стал для монах священным напитком, без которого не обходилось ни одна медитация.
Кто основатель чайной церемонии в Японии
Рикю тот Великий монах, который всё-таки является основателем чайной церемонии именно он потрудился над тем, чтобы создать оптимальные правила этикета приёма этого божественного напитка. Но нашёлся император, которому посуда и местоположение чайной церемонии не устроили он изъявил желание пить чай только из золотой посуды и находиться в специальном храме где вокруг него будет роскошь. Когда монаху об этом стало известно он не смог выдержать такого натиска влиятельного человека, поэтому покончил с собой.
Японская традиция распитии чая стали популярны во всём мире поэтому появились чайные домики. Открывались специальные школы где монахи проходили обучение для того чтобы в будущем пользоваться этим искусством приема божественного напитка во время медитации.
Чайные состязания
К началу периода Камакура (1185 – 1333 гг.) чай выращивали уже во многих местах, собственная культура его производства полностью сложилась. Технология была аналогична сунской: чайные листья пропаривали, растирали в пасту и запекали в брикеты. Перед употреблением размалывали в мельчайший порошок, маття, который просеивали, заливали кипятком и взбивали в пену. Такой способ употребления дошел до наших дней в классическом японском чайном действе. Что касается районов, то особенно ценился чай из района Удзи в провинции Ямасиро, а также выращенный в чайных садах Мори, Кавасита, Асахи, Иваи, Окунояма, Умодзи. Чай из Мори и Кавасита поставлялся в императорский дворец.
Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили — император вынужден был во всем соглашаться с решениями сёгуната. Дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии, а феодальные междоусобицы никогда не прекращались. Владельцы поместий возводили замки, которые окружали торговые рынки и кварталы ремесленников.
Во время коротких передышек между сражениями воины расслаблялись со вкусом. Одним из светских развлечений были моноавасэ («соответствие вещей их именам») — игры-конкурсы, во время которых требовалось указать автора того или иного стихотворения, картины, правильные названия цветов, ароматических смесей или морских раковин. Предметом таких состязаний становится и чай – по аналогии с китайскими «чайными состязаниями» доу-ча. Во время то-тя гостям предлагалось определить, какая вода (речная, колодезная или вода источника) использовалась для напитка, а также отличить хон-тя, «истинный» чай из Таганоо, среди нескольких хи-тя, «неистинных» чаев.
Состязания приобретали характер азартных игр, ибо победитель, набравший большее количество очков, получал большую сумму денег или удостаивался призов, в разнообразии и оригинальности которых изощрялись устроители – инкрустированные золотом мечи, кимоно, ткани, благовония, сумки из тигриной кожи и др. Перед состязанием подавали блюда из рыбы и птицы со сладкими, кислыми, горьковатым и пикантными фруктами, а также сакэ.
Местом проведения состязаний были павильоны, специально оборудованных для этого на территории замков. Это были шикарные приемы, в течение которых гости также гуляли по тропинкам сада, любуясь «ласкающим взор пейзажем»
Трактат «Общение при питии чая» монаха Гэн-э (1269-1350 гг.) описывает состязания, проходившие в двухэтажном строении. Чайная комната располагалась на втором, из окон на все четыре стороны открывался великолепный вид на сад. Внутри комнату украшали картины китайских мастеров, курильницы с благовониями и вазы с цветами, горели свечи. На столике, покрытом золотой парчой, стояли баночки с порошковым чаем различных сортов.
На полках западной стены располагались экзотические сладости, у северной стены – ширма, а рядом – доска с подарками. Гости приходили в одеждах из сатина, расшитого парчой, так, что напоминали «тысячу сияющих будд», и рассаживались на скамейки, покрытые шкурами львов и леопардов. Сын хозяина подавал гостям сладости, мальчик-слуга – чайные чашки с измельченным чаем. Затем сын хозяина, держа в левой руке сосуд с горячей водой, а в правой – венчик, готовил каждому участнику состязания чай. Церемония совершалась в строго иерархическом порядке, начиная с наиболее уважаемого гостя.
Наряду с «состязаниями» большое распространение получили «чайные собрания», тякай. К примеру, долгое время популярен был «чай при истечении пота», ринкан-но тя-но ю. Участники садились в большие бочки с горячей водой, фуро, где прогревались, пока с лиц не начинал струиться пот, и пили чай. Атмосфера таких действ также отличалась изысканностью: пар смешивался с ароматом благовоний, бочки были окружены ширмами, потолок павильона украшали цветы, на стенах висели свитки с живописью и каллиграфией.
Среди простых горожан пользовались популярностью трапезы сюхантя, с питьем чая и сакэ, которые буддийские монахи устраивали для неформального общения с мирянами. Во время таких собраний использовали чай уняку тякай, «бег облаков» — недорогой чай, обильно разбавленный кипятком. Чашку чая можно было выпить и у городских ворот, неподалеку от буддийского или синтоистского храма – по принципу иппуку-иссэн, «один глоток – одна монетка».
Классификация
Сегодня можно выделить следующие виды церемонии:
- специальная, которая проводится по особому поводу (праздник, знаменательное событие, торжества и др.);
- утренняя – самая быстрая из всех, которая проводится в период с 5 до 6 часов утра, когда ночная прохлада еще не уступила место дневному зною;
- ночная, которая проходит в полнолуние с 24.00 до 4.00. В это время принято пить крепкий чай из порошка зеленых листьев. Процедура предполагает подачу еды;
- на восходе солнца – не предполагает многочисленного приема гостей. Это скорее время для медитации. Время проведения 3.00–6.00 утра;
- послеобеденная, протекает после приема пищи в 13.00 и позже. К чаю всегда подают сладости. Гости предварительно умывают руки в саду. Это время для общения и расслабления;
- вечерняя – проходит в 18.00 и позже, обозначает завершение трудового дня.
К обустройству и площади чайного домика также предъявляются особые требования
Сформулировать и описать суть чаепития по-японски смогли монахи буддисты только в XV веке. Книга о чае и его употреблении получила название Тядзин. Если в Китае церемония носит радостный и оптимистичный характер, то в Японии – отрешенный и спокойный, направленный на самосовершенствование и самопознание. К основным правилам церемонии, сформулированными мастерами этого искусства, относят:
Читайте также: 8+ типов «чиканов» извращенцев, пойманных в японских поездах
- спокойствие участников процесса и их безмятежность;
- взаимоуважение и отсутствие ощущения превосходства;
- чистота помыслов и чувств;
- отсутствие любой дисгармонии, даже в цветах и количестве предметов.
Японская чайная церемония в начале своей истории не предполагала участия в ней женщин. Только мужчины как высшие представители человеческого рода могли быть участниками церемонии как процесса общения и достижения взаимопонимания.
Принцип гармонии
Самой главной целью любой чайной церемонии является достижение гармонии. Участники должны отрешиться от земных проблем, забот и мыслей. Во время церемонии нет различий между людьми и их происхождением. Все объединяется, и достигается гармония. Это основа и всей культуры этой страны. Гармония помыслов, не связанных с житейскими трудностями. Участники ведут беседу о красоте, вещах, касающихся самой церемонии, и достигают единства в своих желаниях, действиях и мыслях. Это и есть цель и смысл проведения таких мероприятий.
Путь чая
Японская чайная церемония носит название «садо» или «тядо» и значит «путь чая», «чайное искусство». И это совсем не преувеличение – чтобы овладеть искусством, будущие мастера учатся долгое время, постигают все тонкости, связанные с чаем.
Чайная церемония – это традиционный японский ритуал, который отличается необычайной эстетикой и сложностью. Его можно назвать таинством, происходящим между участниками, особой формой общения и единением душ.
Во время чаепития люди наслаждаются эстетикой окружающего мира, неспешно беседуют, отдыхают и наполняются гармонией. Ритуал проходит в особом помещении и следует строгим правилам, которые остаются неизменными многие века.
Сегодня в Японии существует больше пятидесяти крупных школ, обучающих мастерству чайной церемонии. Они распространились по всему миру – их представительства имеются в двадцати государствах, в том числе в России.
На японские земли традиция пить чай пришла с материка, а точнее, из Китая, где люди испокон веков ценили терпкий вкус напитка и выращивали целые плантации. Но в то время как жители Китая вкладывали в ритуал принципы конфуцианской религии, японцы отождествляли его с буддизмом, поэтому церемонии здесь проходили просто, естественно, в спокойной атмосфере.
Японское ритуальное чаепитие придерживается нескольких правил:
- почтение и взаимное уважение гостей и мастера;
- чувство гармонии во всем: как в используемых предметах, так и в мироощущении действующих лиц;
- спокойное, безмятежное расположение духа;
- чистые помыслы, действия, ощущения.
Выбор гостей
Хозяин церемонии занимается выбором гостей. Самое главное для него – это определение самого почетного участника. Этот человек должен знать традиции чайной церемонии и все правила ее проведения. Главный гость является примером для остальных участников.
Его извещают о проведении церемонии как минимум за неделю. После этого он дает свое согласие или отказывается участвовать в этом действии. Главный гость вместе с хозяином занимается подбором остальных участников. Устроитель церемонии присылает ему список, из которого надо отобрать пять человек, или обсуждает этот вопрос при личной встрече. Когда участники церемонии отобраны, всем рассылаются приглашения. Сегодня для этих целей используют телефон. Раньше все было намного сложнее и более изысканно. В ответ каждый гость был обязан лично посетить устроителя праздника или прислать ему письмо с благодарностью.
Что представляет собой церемония чаепития в Японии
Разумеется, сразу все правила с мельчайшими нюансами освоить невозможно, ведь их много и создавались они веками. Эти правила подразумевают не только умение правильно заваривать чай и подбирать подходящую посуду. Японское чаепитие — это особый абстрактный танец, исполняемый во время приготовления чая. Но самое главное — это особое состояние всех тех, кто участвует в церемонии. Перед тем, как поднести к губам чашку, следует сделать свои мысли благороднее, а во время чаепития «вознестись» над суетой. В Японии есть выражение «человек без чая внутри». Так говорят о людях, которые слишком бурно реагируют на агрессивность мира, суету и шум.
Зеленый чай не заваривают кипятком, поскольку это убивает его вкус. Для заварки используют горячую воду. Листья зеленого чая перед заваркой растирают до состояния пудры. Полученную заварку маленькими порциями кладут в чайник формы эллипса и каждую порцию заливают небольшим количеством горячей воды. После этого чай взбалтывают до кремообразного состояния палочкой из бамбука. Чередуя чай и воду, заполняют весь чайник. Затем напиток разливают по пиалам, которые предварительно омывают кипятком.
Еще один способ приготовления чая по-японски: берут щепотку чайного порошка и взбивают её кисточкой прямо в пиале с водой, затем протягивают её участнику чаепития.
Одежда для чайной церемонии
Одежда для этого ритуала подбирается в зависимости от типа события. Для формального торжества мужчины надевают кимоно из шелка. Поверх него идет черная накидка с нарисованным белым знаком. Также надевают широкие штаны (хакаму) и белый пояс (таби). Требования к женской одежде более строгие. Главным из них является скромность одежды. Она не должна быть ярких и вызывающих цветов. Обычно участники церемонии приносят с собой салфетки. Их необходимо положить за отворот кимоно. Также у них должен быть маленький и большой платок и заостренная деревянная палочка. Это необходимые для проведения аксессуары.
Классическая японская церемония
Проводят традиционную церемонию в строго отведенных для этого местах. Это огороженная территория с большими деревянными воротами на входе. Сначала хозяин открывает ворота перед началом самой церемонии. На этой территории размещается маленький сад и один или несколько чайных домиков. Когда приглашенные вошли, они могут оставить свои вещи и поменять обувь в отведенной для этого комнате. Приглашенные находятся в помещении и ждут начала церемонии. В чайный домик так в Японии приглашают почетных гостей для проведения церемонии.
Разновидности чайной церемонии
Чайная церемония, фото которой можно увидеть в данной статье, подразделяется на шесть типов. Церемония, совершаемая при луне, заканчивается не позднее четырех часов утра. Порошковый чай заваривают в ходе самого чаепития. Он должен быть очень крепким. Ритуал, проводимый на восходе солнца, заканчивается не позже шести часов утра. Существует утренняя чайная церемония в Японии. Кратко – это чаепитие после шести утра.
Послеобеденный ритуал проводят после часа дня. Из еды здесь подают только пирожные. В шесть часов вечера начинают вечернюю церемонию. Существует еще и специальная церемония, которую проводят по особым случаям. Например, в честь какого-то памятного события. Самая распространенная – это послеобеденная церемония. У каждого ритуала есть свои особенности. Они не заметны для обычного обывателя, но знатоки чувствуют тонкие нюансы различных церемоний.
Посуда и принадлежности для церемонии
Как и прочие элементы церемонии, посуда должна приятно сочетаться между собой. При этом не нужно, чтобы она выглядела одинаково, важно лишь определенное сходство, при котором ни один предмет не выбивается из общего ряда.
Для чаепития необходимы следующие предметы:
- тябако – коробка для хранения чая;
- тягама – емкости для нагревания воды;
- тяван – большая чаша с чаем, которая подается всем гостям во время первого круга;
- хишаку, или чаван – небольшие чаши для каждого гостя;
- тясака – бамбуковая ложечка для насыпания чая;
- кобукуса – ткань, на которой подают чашки с чаем.
Лучше, если чайная посуда будет простой и старой, которую много лет передавали из поколения в поколение. Обычно ее изготавливают из дерева, меди или бамбука, а для чаш допускается ничем не украшенная керамика.
Каждый предмет должен быть чистым, но одновременно не отмытым до блеска. В идеальном случае посуда носит на себе следы времени, благородно потемнев от длительного использования.
Чай для церемонии
Отдельно следует сказать о чае, который используют для проведения чайных мероприятий. Кроме посуды, обстановки, участников, главным составляющим всего ритуала является чай. Изначально он доставлялся из Китая. Со временем японцы научились культивировать и выращивать свои сорта чая. Их отличие от напитка китайского, индийского или цейлонского происхождения очень существенное. Поэтому для проведения настоящей церемонии следует выбирать только чай, выращенный в этой стране. Вот так проходит чайная церемония в Японии, фото которой вызывают желание посетить это действо. Но лучше всего увидеть этот ритуал наяву и прочувствовать всю его красоту и гармонию.
История ритуала
Традиции распития чая стали складываться в 7-8 веке, когда чайный лист был завезен из Китая. Первоначально чай употреблялся монахами во время медитаций. По мере распространения буддизма возрастала популярность чая по всей Японии.
К 13 веку чай употребляла не только высшая знать, но и простолюдины. Чаепитие тогда представляло собой скромную размеренную беседу в компании близких. Более ритуальное употребление чая опять же возникло благодаря монахам. Одним из первых, кто заложил основы церемонии, был монах Даё.
Впоследствии большой вклад в развитие церемонии внес Мурата Дзюко, который сформировал основные правила чаепития и определил необходимость чайного домика.
В 16 веке церемония была окончательно доработана чайным мастером Сэн-но Рикю: он формализовал этикет и добавил к церемонии сад и каменную дорожку. Из-за разногласий с правителем Сэн-но Рикю пришлось совершить самоубийство, но его принципы распространились по всей стране. К 18 веку правила проведения церемонии сложились окончательно и более не изменялись.
Чайный сад
Сад маленький, засаженный деревьями и похож на склон горы. Все должно быть подобрано соответствующим образом, чтобы создать атмосферу гармонии и умиротворения. Когда на улице жарко, деревья создают тень. В саду растут кипарисы, много зелени и сосен. В дополнение ко всему имеются различные камни и фонари, которые создают природный хаос.