- Культурные особенности японского народа
- Народы населяющие Японию
- Духовность японцев
- Развитие страны в эпоху Нара и Хэйян (710-1185 гг.)
- Особенности национального характера
- Культура и быт народов Японии
- Традиции и обычаи
- В Японии бывает около 1500 землетрясений в год
- Эпоха Муромати (1333-1573 гг.)
- В одной ванне обычно моется вся семья
- Как японцы Японию украли
- В Японии высокий уровень самоубийств
Японцы — это невероятный и открытый миру народ, в характере которого присутствует множество отличительных черт — трудолюбие, дисциплинированность, практицизм, аккуратность. Все это переплетается с эстетическими особенностями, которые присущи практически всем японцам, независимо от их местонахождения. Ведь кроме 127 миллионного местного населения, еще около 3 млн японцев проживает в крупнейших странах мира. Наибольшее количество представителей азиатской страны проживает в США (1,2 млн чел.), а также в Бразилии (около 1,5 млн чел.). На территории Азии обитает около 120 тысяч японцев, примерно 90 тысяч обитает в Канаде. В странах Европы проживает около 15 тыс.чел. Небольшое количество японцев (5 тыс.чел.) можно увидеть в Австралии, а также в других странах планеты.
Народ японцы
Культурные особенности японского народа
Японская культура отличается чрезвычайным богатством и многогранностью. Повышенное чувство прекрасно у японцев выражено практически во всех сферах жизни, в том числе и в культурных традициях. Несмотря на то, что каждый район имеет некоторые отличия в данной сфере, здесь свято чтят семейные традиции, и придают большое значение национальным праздникам и различным ритуалам. Одной из главных отличительных черт японцев является их возвышенное отношение к окружающему миру. Лишь тонкая душевная организация жителей может настолько поэтично воспевать силы природы в своем творчестве. Не менее щепетильное отношение у японцев к цветам, что выражается развитием различных стилей цветочных композиций — икебана, рикка, нагэирэ, сэйкэ. Отдельное место у японцев занимает чайная церемония, основателем которой является Сэн-но Рикю. Чтобы обучиться этому непростому обычаю требуется достаточно длительное время и выдержка, которой японцам не занимать. Важной чертой церемонии является не только процесс чаепития, но и эстетическое наслаждение, которые получают гости во время всего процесса. Старинный ритуал проходит в специально отведенных комнатах, и представляет собой одну из важнейших и осмысленных национальных традиций.
Народы населяющие Японию
Читайте также: Борьба чужими руками. Конфликт США и Китая разделит мир на своих и чужих
Во времена становления японского государства большая часть коренных племён архипелага была истреблена воинствующим населением страны Ямато, предками современных японцев. К бесследно исчезнувшим народностям причисляются Кумасо, населявшие южную часть архипелага, Мисихасэ с северного побережья Японского моря и Хаято с острова Кюсю.
На данный момент осталось три народности, которые до сих пор проживают на архипелаге – многочисленные японцы (127 млн. на архипелаге и 3 за его пределами), рюкюсцы (1,3 млн. на островах Рюкю и 300 тыс. за пределами государства) и айну (25 000 в Японии и 109 в России).
Таким образом, подавляющее большинство (98%) современного населения Японского архипелага составляют, собственно, японцы. Остальные народности (айны, рюкюсцы) отличаются гораздо меньшим числом представителей.
Духовность японцев
Спокойное отношение японцев к религиозности обусловлено формированием нескольких духовных направлений на протяжении многих лет. Но все же, основное влияние на жизненный уклад населения оказывает буддизм и сентоизм. Большое количество храмов, как старинных так и современных, впечатляют своей величественностью и самобытностью. Несмотря на технологический прогресс, который охватил одну из древнейших стран планеты, здесь достаточно ответственно относятся к соблюдению местных обрядов. Помимо посещения буддистских и сентоистских святынь, треть населения периодически осуществляет паломничества, что положительно влияет на уровень духовности японцев.
Развитие страны в эпоху Нара и Хэйян (710-1185 гг.)
В 710 году в Японии появилась первая официальная столица — город Нара. При строительстве города главным ориентиром служили китайские поселения. В частности, здесь было возведено множество монастырей, а здания по внешнему виду полностью повторяли китайские дома. Эта особенность во многом повлияла на дальнейшую судьбу города. Так, чтобы избежать усиления политического веса буддийских храмов, столицу в 1184 году решили перенести в город Нагаоку, а еще позднее — в Хэйан (он носил статус главного города Японии почти 1000 лет).
Эпоха Нара в истории Японии ознаменовалась тем, что китайское влияние на японскую культуру несколько ослабело. Если до этого основным языком был китайский, то теперь японцы создали свою азбуку — “кана”.
Что касается политической власти, то она длительное время была сосредоточена в руках клана Фудзивара.
“Реформы Тайка”, принятые несколько ранее, уже успели отразиться на жизни и быте народа Японии. Основная суть этих реформ состояла в увеличении налогов с крестьян. Наряду с этим аристократия и монастыри, напротив, от уплаты налогов освобождались. Результат — усиление влияния крупных землевладельцев и народ, оставшийся за чертой бедности.
В начале 12-го века власть Фудзивара удалось ограничить. При этом борьба за власть развернулась между двумя кланами: Минамото и Тайра. В результате восстания в 1159 году удержать бразды правления в своих руках смог клан Тайра, господство которого продолжалось вплоть до 1178 года. Смерть Тайра Киеморе вновь повергла страну в борьбу за власть, которая вылилась в войну Гэмпэй (1180-1185 гг.).
Особенности национального характера
Кроме приверженности национальным обычаям и любви к природе японцев можно смело назвать трудоголиками. Этот прекрасный народ отличается особой ответственностью и чувством долга, характеризующие каждого жителя как образец дисциплинированного и исполнительного работника. В ежедневной жизни японцам свойственны такие черты как вежливость, доброжелательность, уважительное отношение к старшему поколению. Немаловажное влияние на отношения в семье имеет воспитание детей, которое заключается в обучении соблюдения субординации по отношению к старшему поколению. Таким образом развивается чувство общности и ценности интересов. В первую очередь, это касается определенной группы, что является предпосылкой для развития такого качества как чувство долга и преданность авторитету. В ежедневной жизни японцев приветливость и доброжелательность — это само собой разумеющиеся понятия. Начиная от продавца в магазине, который проявит максимальную любезность в обслуживании, и заканчивая дорогим рестораном, где с улыбкой обслужат любого клиента не по причине высоких чаевых, а потому что вежливость у японцев — это обыденная норма. Не менее важными чертами среднестатистического японца является любознательность, характеризующаяся определенной направленностью. Частично это связано с влиянием буддисткой культуры на мышление населения, которое отличается определенной конкретикой.
Культура и быт народов Японии
Культура современных японцев – предмет пристального внимания этнографов и просто увлечённых личностей. Характерные каркасно-столбовые жилища с бумажными или картонными стенами, приподнятым на сваях полом и циновками татами – один из символов Японии. Наравне с ним островитяне отличаются особым эстетизмом и понятием утилитарной эстетики. В их мировоззрении каждый предмет должен быть максимально прост, красив и функционален.
Многие культурные явления уникальны и характерны только для японцев – бумажная скульптура оригами, искусство составления букетов икэбана, национальная одежда кимоно, театральное, музыкальное и изобразительное искусство. Каждое проявление культуры и быта японцев – феномен, требующий подробного рассмотрения.
Происхождение народности айнов остаётся тайной. Эти люди имеют мало общего с любым народом, населяющим Дальний Восток и острова Тихого океана. Современные айну не отличимы от японцев, хоть и признаны национальным меньшинством. В основе культуры их предков лежала охота, собирательство и рыбная ловля. Духовный аспект жизни крылся в анимализме и магических обрядах жертвоприношений. Характерные особенности – густые бороды и усы у мужчин и ритуальный татуаж губ у женщин.
Рюкюсцы – самое многочисленное японское нацменьшинство. Это коренная народность архипелага, которая не покидала его пределов со времён своего возникновения. Скелеты человека Минатогава, датированные 16-14 тысячелетием до н.э принадлежат прародителям рюкюсцев.
Традиции и обычаи
Культура рюкюсцев развивалась под влиянием соседних народов, вбирая массу их особенностей. Но есть и ряд достояний, ставшими традиционными, которые возникли без посторонней помощи:
- боевое искусство каратэ, кобудо, тэгуми;
- музыкальный инструмент сансина, на основе которого создавался сямисэн;
- окрашивание тканей методом бингата;
- стихотворения в жанре рюка.
Коренное население Окинавы создало и множество других индивидуальных культурных явлений, которые вошли в обычаи с самых древних времен. Рюкюская религия во многом схожа с синтоизмом. В ней также фигурируют священные места и поклонения их духам. Однако, современные рюкюсцы уже не так активно исповедуют свои каноны.
Современные обычаи японцев-яматосцев, рюкюсцев и айну неотличимы ввиду полной ассимиляции населения. Обряды айну, демонстрируемые в тематических музеях носят скорее развлекательный характер и ориентированы на туристов. Сами оставшиеся айну и рюкюсцы вместе со всеми японцами празднуют обон в честь поминовения умерших, одинаково устраивают чайные церемонии и свадебные обряды.
В Японии бывает около 1500 землетрясений в год
Япония находится на стыке тектонических плит, которые по неведомым ученым причинам часто шевелятся, порождая землетрясения, извержения и цунами. К счастью для японцев, большинство толчков не достигает и одного балла. Но когда стихия все же начинает бушевать, жертвы бывают огромны.
Эпоха Муромати (1333-1573 гг.)
Императору Годайго в 1333 году удалось восстановить былую власть благодаря ослаблению регентов Ходзе и смещению сегуната. Однако удержать власть в своих руках надолго ему не удалось. Устаревший государственный аппарат, отсутствие поддержки землевладельцев и представителей аристократии — все это привело к восстанию против двора в 1336 году. Предводителем этого движения стал Асикага Такаудзи. Годайго бежал, а на трон взошел другой император.
В 1338 году Такаудзи провозгласил себя сегуном и стал основателем нового правительства в Киото.
Читайте также: Почему в Японии такая высокая продолжительность жизни
Ожесточенная борьба между двумя императорскими дворами велась на протяжении более 50 лет — это были нескончаемые противостояния, стычки и войны. История Японии в этот период считается напряженной: Северный двор чаще всего одерживал победу, в результате Южный двор полностью сдался в 1392 году, и Япония вновь оказалась под властью сегунов и императора.
Во время правления сегуна Есимицу страна сумела установить выгодные торговые связи с династией Мин в Китае. В это время усиленно развивалось сельское хозяйство, возводились новые города. В то же время в 15-м веке усиливается влияние крупных воинов-земледельцев, называемых “дзи-самураи”. Им удалось разделить всю страну на отдельные части, что привело к постоянным междоусобным войнам.
К середине 16-го века в Японию стали наведываться миссионеры-иезуиты и купцы из Португалии, основным товаром которых являлось огнестрельное оружие. В 1550 году сюда прибыл и иезуит Франциск Ксавье, распространяющий христианство. Многие жители Японии приняли эту религию, так как были заинтересованы в тесных торговых отношениях.
В эпоху Муромати крестьяне стали пользоваться такими новшествами, как водяное колесо, природные удобрения, тяговые животные — это позволило получать 2 урожая в год.
Ремесленники освоили производство хлопка, шелка, красок, лака и масел, металлургия получила 2 направления: кузнечное и литейное. В больших поселениях часто проводились ярмарки, население Японии наладило торговлю с другими странами.
Благодаря стараниям столичного сегуната произошло смешение культуры самураев и знати. Возникшая новая культура Японии имела яркие черты эстетических образов Китая и элементы дзен-буддизма. Именно в эту эпоху зародилось многое из того, чем культура Японии известна и по сей день. Это кабинетный стиль интерьера, татами, икебана, японская чайная церемония, сад камней, монохромные картины суми-э.
В одной ванне обычно моется вся семья
Традиция, пришедшая из прошлых веков, когда на огне нагревалась вода и выливалась в бочку, в которой затем мылась вся семья. В современной Японии в большинстве квартир установлены только души. Ванны есть в загородных домах и принимать их — большая роскошь, потому что вода стоит очень дорого. С другой стороны, японцы принимают ванну для расслабления и предварительно моются под душем, поэтому вода в ванне остается чистой.
Как японцы Японию украли
Сегодня общепринятым считается, что на японских островах исстари проживали современные японцы, представители монголоидной расы. На самом деле это совсем не так, просто сегодня уже мало кто помнит, что на японских островах в течение многих тысячелетий проживал народ — айны. Как хорошо видно на фото, айны не имели ничего общего с монголоидами, это типичные бородатые представители белой европеоидной расы.
Именно они создали культуру Дзёмон. Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон именно айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима — туйма — «далекий», Фудзи — хуци — «бабушка» — камуй очага, Цукуба — ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай — Я ма та и — «место, где море рассекает сушу».
Но сейчас об этом народе очень мало кто знает, а японцы считают себя законными правителями и древними владельцами островов японской гряды! В чём же тут дело, почему так получилось?
Случилось вот что — по мнению историков, примерно с середины эпохи Дзёмон на Японские острова начинают прибывать монголоидные группы, мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южного Китая. Очевидно, айны не желали делиться и уступать им территории, на которых они жили многие тысячи лет, понимая, чем это чревато. Началась война, которая длилась, ни много ни мало — полторы тысячи лет. В сравнении с этим столетняя война между Англией и Францией кажется мелкой потасовкой. Полторы тысячи лет накатывались на айнов из-за моря монголоидные племена, и полторы тысячи лет айны сдерживали напор. Пятнадцать столетий непрерывной войны! В некоторых источниках упоминается о войне с захватчиками государства Ямато. И почему-то по умолчанию считается, что Ямато — якобы государство японцев, которые вели войну-де с полудикими айнами. На самом деле всё было в точности наоборот — Ямато, а ранее — Яматай, никак не могло быть государством японцев, ещё только начавших высаживаться на острова, на тот момент у них просто не могло ещё быть никакого государства, Ямато было древним государством айнов, по обрывочным сведениям, очень высокоразвитым государством, с высоким уровнем культуры, образования, развитыми искусствами, продвинутым военным делом. Айны в военном деле почти всегда превосходили японцев, и в сражениях с ними побеждали почти всегда. Да и, кстати сказать, самурайская культура и самурайская техника ведения боя восходят именно к айнским боевым приемам, а не к японским, и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный — клан Абэ.
Достоверно неизвестно, что же именно случилось в те далёкие годы, в результате чего для айнов произошла настоящая катастрофа. Айны по-прежнему были сильнее японцев в боях и практически не проигрывали им сражений, но с определённого момента ситуация для них начала непрерывно ухудшаться. Огромные толпы японцев начали постепенно ассимилировать, размешивать, растворять айнов в себе (и это подтверждается исследованием генетики японцев, доминирующей Y хромосомой у которых является D2, то есть, та Y хромосома, которая обнаруживается у 80 % айнов, но почти отсутствует, например, у корейцев).
Есть мнение, что именно генам айнов обязаны своей красотой японские женщины, столь непохожие на других азиаток. Разумеется, это было не единственной причиной. Некоторые исследователи полагают, что во многом причина в приходе к власти отступников, предавших интересы айнов, когда местное население было сначала уравнено в правах с прибывающими монголоидными племенами, а потом и превращено в людей второго сорта. С определённого момента многие вожди айнов стали откровенно прогибаться под японцев и продаваться им, тех же вождей, кто отказывался это делать, японцы уничтожали (часто — через отравление ядом).
Так постепенно, продвигаясь с юга на север, стремительно множащиеся в числе японцы захватывали остров за островом, оттесняя айнов всё дальше. Айны не сдавались и продолжали сражаться, можно упомянуть борьбу айнов под предводительством Косямаина (1457 г.), выступления айнов в 1512—1515 годах, в 1525 г., под предводительством вождя Танасягаси (1529 г.), Тариконны (1536 г.), Мэннаукэи (Хэнаукэ) (1643 г.), один из самых успешных периодов под предводительством Сягусяина (1669 г.). Но процесс был необратим, особенно с учётом предательства айнских элит, кому-то очень мешало белое коренное население островов, и стояла задача извести его любой ценой.
Чем дальше, тем становилось хуже — в определённый момент начался настоящий геноцид. Нанимаемые японскими правителями переводчики и надсмотрщики совершали множество злоупотреблений: жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали айнских женщин, ругань в отношении айнов была самым обычным делом. Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства.
Мелочная, доведённая до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов. Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.
Вместе с тем, сами японцы с удовольствием заимствовали и присваивали себе традиционную культуру айнов, их достижения в военном деле, искусстве, музыке, строительстве, ткацком деле. Хотя в действительности очень многое из того, что сегодня считают японской культурой, на самом деле является культурой айнов, «позаимствованной» и присвоенной.
В 19 веке начался настоящий беспредел — японцы заставляли стричь бороды мужчин-айнов, женщинам запрещали носить традиционные айнские одежды, было запрещено празднование национального праздника айнов — праздника медведя. Японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения, тем самым обрекая на голодную смерть. Большинство жителей резервации вымерло, осталось всего 20 человек.
На Сахалине айны находились в кабальной зависимости от сезонных японских промышленников, приезжающих на лето. Японцы перегораживали устья крупных нерестовых рек, поэтому рыба просто-напросто не доходила до верховий, и айнам приходилось выходить на берег моря, чтобы добыть хоть какое-то пропитание. Здесь они сразу же попадали в зависимость от японцев. Японцы выдавали айнам снасти и отбирали из улова все самое лучшее, свои собственные снасти айнам иметь запрещалось. С отъездом японцев айны оставались без достаточного запаса рыбы, и к концу зимы у них почти всегда наступал голод, население вымирало.
Сегодня по официальной переписи в Японии насчитываются всего около 25 000 айнов. Их заставили забыть родной язык, они не знают своей собственной культуры, выдаваемой сегодня за японскую культуру. Один из уникальнейших народов в истории фактически уничтожен, оболган, обокраден и забыт.
]]>Источник]]>
В Японии высокий уровень самоубийств
Читайте также: Что Такое японский- Значение Слова японский
Он настолько высок, что стоит на первом месте в причинах смертей в группе от 15 до 34 лет. Причина этого кроется в культурных корнях Японии. Долгое время самоубийство считалось мужественным поступком, искупающим любую вину. Писатели и поэты описывали харакири,сеппуку и синдзю, пилотов-камикадзе и банзай-атаки. Наверное, легче искать выход в смерти, когда общество морально поддерживает такие деяния. Причины суицида разные, но самая основная — потеря работы.