Япония всегда привлекала умы людей, в первую очередь своей таинственностью, загадочностью и необычностью. Японский сад несовместим с буйством красок, основная цель его состоит не в том, чтобы любоваться прекрасными цветами. Главное заключается в том, чтобы заставить человека задуматься о возвышенном, хотя бы на короткое время забыть о несовершенстве окружающего мира.
Один из вариантов японского сада
Краткая история — эволюция японского горного сада (V — VIII-й в.в.)
Давайте оглянемся на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, где живут бессмертные.
Читайте также: В Японии впервые показали часть “японского” балета русского композитора
В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахе, которая в свою очередь переносит его на один из бессмертных островов. Там рыбак женится на принцессе и становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, как только он вступает на родной берег, он сразу же стареет и умирает.
С V по VIII век даосские бессмертные острова вдохновили не только рассказчиков, но и японских создателей садов настолько, что слово «шима», что означает «остров», употреблялось как слово «сад». В те времена типичный японский сад представлял собой большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда устанавливался хотя бы один островок или иногда просто большой горный камень, символизирующий землю с неувядающей молодостью и вечной жизнью, как это было в рассказе об Урашиме Таро.
Цубо
На японском одно из значений данного слова обозначает меру площади в 3,3 м², поэтому здесь идет речь о крайне миниатюрной композиции. Создание японского сада в данном виде имеет цель – получить в тесной городской обстановке крохотный кусочек природного ландшафта. В оформлении используются мхи. Из больших растений на крохотном клочке высаживается лишь один вид, часто им является бамбук. Можно установить стильный каменный фонарь и выложить в дворике дорожку из камней.
Хейанский период (конец VIII — XII в.в.)
Поскольку столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовые мастера стали отходить от влияния китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады стали изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя в этот период пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, конструкции, окружающие сад, соединялись друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтения отдавались лиственным деревьям, чьи формы и цвета изменялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыба в пруду считались частями садовой композиции.
Этот стиль японского сада помимо олицетворения буддизма, также отразил беспокойство общества гражданскими войнами, которые бушевали по всей стране во второй половине периода Хэйан. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего существа и бесконечном цикле смерти и возрождения. Философия японского сада того периода демонстрировала, что зловещие войны пробудили людей к осознанию неустойчивости жизни и это воплотилось в эфемерной красоте природы; недолговечности цветения весенних цветов и красочности листвы, которая умирает с наступлением зимы.
Правила японского стиля
Данная разновидность ландшафта кардинально отличается от привычных для нашего взора пышных европейских садовых композиций. Японский сад обустраивается согласно традиционным правилам, но хозяевам участка остается место для фантазии. Например, даже обязательное присутствие водной глади можно воплощать в символической форме, сооружая альтернативные сухие пруды и ручейки из калиброванного или речного гравия.
Особенности японского сада:
- Максимально природные очертания всех элементов декоративного оформления без использования строгих линий. Например, если выкладываете каменную дорожку, то делайте ее извилистой.
- Обязательное сочетание воды и грубого камня.
- Окраска растительности и аксессуаров преимущественно сдержанная.
- Японский сад прогулочного типа создается для созерцания, а не для активного отдыха, здесь всегда имеется открытая площадка для медитации.
- Пейзаж должен выглядеть гармонично круглый год.
- Использование восточных аксессуаров.
Период Муромачи (XIV—XVI в.в.)
Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.
Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.
Читайте также: Великое землетрясение Канто: 90% погибших приходилось на Токио и Йокогаму
В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.
Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.
Цветы — Ваш любимый журнал
Японский сад — уникальное явление в ландшафтном искусстве. Ни для кого не секрет, какой огромной популярностью он пользуется во всем мире, хотя если вы попытаетесь найти ей объяснение, поймете, что это не так просто сделать.
Возможно, поклонникам японского садового искусства нравится вновь и вновь испытывать необычное и очень приятное ощущение спокойной собранности, когда человек погружен в созерцание, эмоционально отрешен от житейских проблем, но в то же время более чем когда-либо готов к любым вызовам, победе над любыми обстоятельствами.
Как ни хорош японский сад с эстетической точки зрения, его главное достоинство — способность дарить человеку внутреннюю силу, поэтому практика его создания весьма необычна. Она основана, с одной стороны, на знании растений, ландшафтных технологий, принципов эстетической гармонии, и, с другой стороны,— на определенных культурных традициях, религиозных и философских представлениях.
Если искать в японских садах общие черты, то одна из них, скорее всего, — особая взаимосвязь с архитектурой строений, которые сами являются частью ландшафта.
Неудивительно, что вот уже много лет во всем мире не уменьшается число желающих создать «сад в японском стиле» на собственном участке. Однако само выражение «японский стиль» не совсем верно. Японские сады, несмотря на многочисленные правила и традиции, связанные с их созданием, не являются набором бесконечно повторяемых штампов. Они весьма многообразны, и каждый имеет свой неповторимый облик.
Японская традиция ландшафтного искусства насчитывает не менее полутора тысяч лет. Трудно представить, чтобы все это время взгляды людей и образ их жизни не менялись, а вся их деятельность была бы посвящена стремлению к одной цели, одному неизвестно кем и когда установленному идеалу. Разумеется, ничего подобного не происходило.
В отличие от европейцев, японцы никогда не стремятся к завершенности, законченности композиции сада. Эта недосказанность является одним из вдохновляющих мотивов для поклонников японского ландшафтного искусства
Многие века в Японии, несмотря на уважение к традициям, шел поиск нового содержания и новых форм садового искусства, что привело к созданию нескольких стилей японского сада. Поэтому, если вы вознамерились создать японский сад рядом с домом, первый закономерно возникающий вопрос будет: «Какой именно?»
В японском саду существенную роль играет понятие пустоты. Предметы и растения не заполняют пустоту, а делят ее, выявляют
Самые первые японские сады были, скорее всего, увеселительными, если говорить языком европейцев. Тяга к общению с природой, любованию ее красотами свойственна большинству японцев со времен глубокой древности. Возникновение садового искусства предоставило возможность богатой знати перенести изысканные природные пейзажи ближе к дому, воссоздав их в миниатюре. Теперь утомительные и опасные прогулки могли быть реже, а возвышающее душу общение с природными духами — чаще. Видимо, в это время и начинает складываться один из известных нам стилей японских садов, «стиль природного пейзажа», воспроизводящий картины природной гармонии. Своего расцвета он достигнет позже, в эпоху Хейан (794–1185 гг. по европейскому летоисчислению).
Читайте также: Минамото-но Ёсицунэ: идеальный самурай, ставший джедаем
Сад природного направления, или ДзЁдо, изображает райские ландшафты, куда переселяются души праведников и где их ожидает вечное блаженство
В эти годы политическая столица страны находится в городе Хейан, нынешнем Киото. В переводе с японского название означает «мир, спокойствие», что отражало, скорее, благие пожелания императора, чем реальную действительность того времени. Тем не менее, относительная стабильность страны и процветание ее элиты способствуют тому, что богатые люди не боятся вкладывать значительные средства в такие «бесполезные» вещи, как ландшафтное искусство, и Киото буквально обрастает изысканными садами. Получивший распространение буддизм оказывает большое влияние на культуру японского сада, возникает такое явление, как храмовый сад. Это уже, скорее, культовое пространство, чем место для развлечений и отдыха.
Камни японского сада — обиталище духов. Задачей мастера было расставить их так, чтобы духи остались довольны и ниспослали ему как можно больше различных благ
Стараниями монахов буддистской секты Дзёдо стиль природного пейзажа в садовом искусстве приобретает черты совершенства: такие сады служат символическим изображением Западного рая, куда по окончании земного пути отправляются души праведников. Но все еще можно говорить, что сады того времени, даже храмовые, создаются ради удовольствий: легкомысленная аристократия получает их при жизни, катаясь на лодках, любуясь по вечерам лунным светом, последователи секты Дзёдо надеются удостоиться еще больших удовольствий после смерти, вдохновляясь великолепием храмовых садов.
Традиции японского сада оформляются, приобретают логическую завершенность в период Камакура (XII–XIII вв.) и особенно в период Муромати (XIV–XVI вв.). В это время становится влиятельной (а затем и господствующей) идеологией буддистское течение дзен, основная идея которого — совершенствование и укрепление духа путем созерцания, познания истины в блаженной пустоте души, означающей отказ от мелочных страстей и эгоистических устремлений.
Традиционные сады Японии тесно связаны с местными религиозными культами, в которых на удивление гармонично сочетаются начала примитивной магии и сложные религиозно-философские воззрения
Под влиянием философии дзен вырабатываются несколько стилей садов и появляется их классификация, которую принимают во внимание и сейчас. Садовое искусство Японии достигает расцвета. Появляются известные всему миру сады камней, распространяется практика чайной церемонии и специальные «чайные» сады, или «тянива». Идеалом садового искусства в это время служит принцип «ваби-саби» («бедности и старины», или «изысканной простоты» — так по-разному трактуют это выражение из-за сложности точного перевода).
В последующие годы, вплоть до наших дней, традиция японского сада развивается на основе стилей и правил, сформировавшихся примерно к XVI веку, с небольшими исключениями. Возникают новаторские идеи, модные веяния, многое заимствуется из-за границы, но эти новшества не делают никакой революции, они касаются деталей: ассортимент растений дополняется красивоцветущими культурами, используются новые технологии, такие как газонные покрытия, обработанные камни и современные материалы.
Еще один из основополагающих принципов японского сада, свойственный всем стилям, — это стремление к балансу энергий инь и ян. Если ландшафт в целом плоский (и, значит, по представлениям японцев, в нем преобладает энергия инь), в композицию следовало внести вертикально установленные камни, фонари с устремленной вверх формой, принадлежащие энергии ян
Классификация садовых стилей возникла в Японии еще в Cредневековье, она основана на древних восточных традициях мышления. Учитывая это, не следует ожидать от нее железной научной логики: на взгляд европейца, может показаться, что одни сады сочетают в себе признаки нескольких стилей, другие — не подходят ни под одно описание. Но для желающих освоить искусство японского сада эта классификация является хорошим способом понять его основные принципы.
Син — развернутая форма японского сада, как можно более достоверно воспроизводящая характерные особенности природных ландшафтов страны, в основном приморских
Одни японские сады занимают площади в несколько гектаров, другие умещаются на трех-четырех квадратных метрах. Есть сады, предназначенные для отдыха и прогулок, и есть сады для сосредоточенного уединения, молитв. Различаются также планировка, стилистика, набор декоративных элементов и растений. Чтобы легче было ориентироваться во всем этом многообразии, японские мастера пользуются классификацией, начало которой положено еще в XIV–XVI вв.
В зависимости от характера рельефа традиционные японские сады подразделяются на два основных типа:
— цукияма — пейзажный сад с холмами, живописными возвышениями;
— хиранива — плоский сад, созданный на ровной поверхности.
Сады обоих типов могут иметь одну из трех форм:
— син — развернутая, полная форма, которая наиболее реалистично воспроизводит природные картины: берег моря с прибрежными скалами и уютными лагунами, живописные горы, покрытые лесом, предстают в легко узнаваемом, хотя миниатюрном и немного утрированном виде;
— гё — полусокращенная форма, в которой больше свободы предоставляется воображению посетителя сада: ручей или водопад могут быть заменены композицией из камней, напоминающей русло, растительность представлена более лаконично;
ГЁ — полусокращенная форма, в которой возможны определенные условности, например, ручей иногда изображается при помощи гальки и камней
со — сокращенная форма, где пейзажи изображаются символически, а зрители превращают их в знакомые образы исключительно силой своей фантазии. Примером могут служить знаменитые сады камней, где валуны предстают перед посетителями в «роли» животных, птиц, островов, а рассыпанный гравий изображает воду, для чего на нем специальным граблями прочерчивают борозды — «волны».
Со — сокращенная форма садового искусства, где предметы и явления изображаются абстрактно, а материалом служат гравий и камни
Несколько наиболее распространенных разновидностей садов получили в японской традиции собственные названия, их следует рассмотреть отдельно как наиболее значимые.
Читайте также: Культура Японских танцев: традиционных и современных
Докёсики — тип сада, заимствованный японцами в Китае. Сад докёсики представляет собой обитель божественных сущностей, которые, согласно древним представлениям, селились на волшебных островах, омываемых водами пруда, среди живописных скал и камней. Покровительство духов сулило владельцу сада здоровое долголетие, удачу и процветание.
Тёдзубати — чаша перед водным источником — принадлежность чайного сада, или тЯнива. У нас ее часто называют «цукубаем», однако цукубаи — название площадки перед входом в чайный домик, на которой обычно размещается тёдзубати
Дзэнъинсики-но-нива — сад при дзен-буддистском храме, отражающий философию дзен, используемый для медитации и духовного развития.
Сюккэйсики — произведение ландшафтного искусства, представляющее собой известный сад или природный ландшафт, воссозданный в уменьшенном масштабе.
Хиранива — плоский сад без холмов, водопадов и скал
Сад в стиле докЁсики — с волшебными островами, населенными могущественными духами
Тянива — сад чайной церемонии, иначе называемый в Японии родзи. Чайные сады создаются с целью особым образом оформить территорию, прилегающую к чайному домику, чтобы, приближаясь к месту церемонии, гости могли настроиться на особый, одухотворенный лад. Поэтому для обозначения тянива на письме раньше даже применялись иероглифы, буквально означающие «дорожка». Чайный сад состоит обычно из двух частей: «сотородзи», или внешняя часть, через которую гости следовали самостоятельно, и «утиродзи», внутренний сад, у входа в который хозяин, согласно этикету, встречал гостей, чтобы сопроводить их к месту чаепития.
Небольшой садик цубонива можно разместить в проеме между строениями
Цубо, или цубонива, — миниатюрный садик, который можно создать в проходе между строениями, на изгибе дорожки и даже на веранде или балконе. Может представлять собой композицию с использованием камней, гравия, высаженных в грунт или контейнерных растений. Создание такого садика доступно многим, и популярность цубонива в современном мире очень высока.Хиранивасики — сад без прудов и холмов, разбитый на плоской и ровной местности.
Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа
Карэсансуй — сад, выполненный в технике сухого пейзажа, без использования воды в качестве элемента ландшафтной архитектуры. Водные потоки, пруды, водопады в таких садах символически изображаются при помощи композиций из камней, белого песка и гравия.
Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа с водоемом, живописными островами, композициями из камней и растений.
Сююсики — сад для лодочных прогулок. Основа такого сада — большой пруд, в котором можно кататься на лодках. Декоративные пейзажные композиции размещаются на берегах с учетом обзора их со стороны пруда, из лодок.
Кайюсики — стиль сада с прудом, рассчитанный на восприятие пейзажей во время прогулки вокруг пруда.
Кокэнива — стиль японского сада, где за основу растительного ассортимента берутся мхи, выполняющие роль покрытия, наподобие газона.
Сад, где основную часть растительности представляют мхи, выделяют как отдельный стиль, называемый кокэнива, или «покрытый мхом»
Некоторые мотивы и образы традиционного японского сада могут быть с успехом использованы и сегодня. Возможно, вам доставит удовольствие тот факт, что они имеют тайное значение и даже, если верить восточным мудрецам, способны изменить вашу жизнь к лучшему, поскольку человек, его сущность, его судьба и окружающее пространство являются единой системой. И все же японский сад, как и любой другой, должен быть прежде всего индивидуальным, ведь многообразие приемов японского садового искусства предоставляет вам широкие возможности. Так каким он будет, ваш японский сад?
Философия японского сада
Традиционно, дзен сады не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное место для монахов-дзен, чтобы выполнять свою повседневную практику. Японское слово «нива», означающее в наше время «сад», в древности означало «пространство для ритуалов». В дзен-буддизме чтение священных писаний и молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно пройти длительные периоды медитаций. В каменном саду монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель ворошения песка граблями заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а для тренировки собственной мысли, это своего рода неявный вид медитации в движении.
Дзен буддизм — это ветвь буддизма, которая не является религией, по крайней мере, не в обычном смысле, поскольку она не имеет ничего общего с божественной силой или метафизическими теориями человеческого существования. Это просто школа мысли или способ мышления. Основная деятельность дзен — не изучать Дзэн, а скорее изучать себя и понимать свою «настоящую природу», которую часто называют «природой Будды». Каждый родился с природой Будды, но по мере старения мы становимся привязанными к вещам и переживаниям, с которыми мы столкнулись. Чтобы вновь открыть природу нашего Будды, это не значит все забыть, необходимо включить разум, быть открытым для новых возможностей, готовым принимать и сомневаться; иметь ум, лишенный самовлюбленности, предрассудков и эгоистичной одержимости. Без осознания природы Будды наша деятельность всегда будет зависеть от нашей предвзятости и ограниченности. Мы не можем видеть все, что происходит вокруг нас, но мы получаем то, что является отголоском нас самих. Создавая своего рода скелетную обнаженность сада, монахи дзэн строят миниатюрный образ вселенной в ее самой первозданной форме, которая, как они считают, может напоминать людям об их собственной глубокой природе.
Пошаговую инструкцию, как создать японский сад камней своими руками читайте здесь.
Чайный сад
Назначение садовой композиции – помочь человеку отбросить в сторону помыслы о суетливом мире. Приближаясь к тясицу (чайному домику), расположенному в идеально украшенном месте, человек постепенно готовитесь к церемонии. Японский сад на даче оформляется в стиле поросшего растительностью горного склона. Природные элементы располагаются в порядке, имитирующем естественную среду. Тясицу устанавливают в глубине сада, вход в помещение традиционно ниже среднего человеческого роста. Украшается домик скромно – картиной в ретро стиле, букетами цветов, свитком с иероглифами.
Реальность против манипуляций
В японском саду камней устанавливаемые скальные куски породы могут представлять горы или деревья или животных. Песок может символизировать простор воды или водопада, спускающегося с горы. На самом же деле, скалы — это просто камни, а песок — только песок. В глубоком смысле, это означает, что люди манипулируют, приписывают иные значения окружающим предметам, и в процессе этого, обманывают самих себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, чем люди хотят обладать. Люди готовы платить большие суммы денег или даже влезть в долг за крошечный кусочек этого драгоценного камня. Считается, что алмаз — это символ роскоши, красоты и вечной любви. При этом он становится причиной зависти, жадности и мнимого счастья. Но согласитесь, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту дзен сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи за пределами их бессмысленных явлений.
Теперь вы понимаете, что японский сад создается не только с эстетических соображений и желания созерцать. Философия японского сада кроет в себе глубокие смыслы и, прежде всего, познание самого себя.
Сад деревьев
Чем миниатюрнее площадка для разбивки, тем менее рослые высаживаются на ней деревья. Нередко применяются специальные приемы агротехники, ограничивающие рост саженцев. В ландшафте не используются пестролистные представители флоры. Кустарники подбираются таких видов, чтобы они подходили для нужной формировки. При стрижке растениям придается естественная форма. Японский садик должен отлично просматриваться из окон дома. Широко используются в ландшафте декоративные элементы – изгороди, фонари, мостики, ритуальные изваяния.