Культура Японских танцев: традиционных и современных

О главном

Танцы в Японии традиционно принято называть «нихон буе», но, если разобраться с этимологией, это не совсем верно. «Бу» означает хореографию Средних веков вообще, а «е» указывает на принадлежность к периоду Эдо – к XVIII столетию. То есть «буе» – это танцы эпохи Эдо, являющиеся разновидностью танцевальной части театра кабуки, хотя в современности этим словом обозначаются японские танцевальные представления в целом.

Народные танцы развивались в совокупности с другими видами искусства – каллиграфией, театром, литературой, музыкой – и, подобно им, обладают по-японски самобытными и немного странными для европейца чертами. Сочетание плавных и резких жестов, ярко очерченная мимика, удивительные костюмы и яркий макияж – всем этим вооружаются танцоры-японцы.

сцена

Однако в большинстве своем японская хореография не приемлет «рваных» движений. Все позы, именуемые «ката», заранее известны и отточены до совершенства. Они обладают неспешностью, граничащей с неподвижностью: корпус большую часть времени остается на одном месте, и только кисти, плечи, голова изменяют положение в пространстве.

Движения героев должны будто скользить, поэтому танцуют или в помещении со специальными татами на полу, или на оборудованной сцене. Композиция строится по определенной модели «дзе-ха-кю», применяемой также в литературе, театре, даже чаепитии. Смысл ее состоит в том, что все действия последовательны:

Читайте также:  Праздники в Японии — традиционные и государственные. Официальные выходные в 2020 году

  • дзе – вступление, чтобы подготовить зрителя, передать атмосферу; длится дольше остальных частей;
  • ха – развитие событий, содержащее кульминационный момент;
  • кю – неожиданная развязка; самая короткая по продолжительности часть.

Японцы верят, что хореография, наряду с каллиграфией, икебаной и другими видами декоративно-прикладного искусства, отлично сказывается на культурном развитии девушек и раскрытии их женской энергии.

Философия буто

Философская концепция танца своими корнями уходит в буддизм. Для непосвященных в тонкости культуры все происходящее с танцорами кажется полным абсурдом. В буто нет резких движений, никто не вращается и не прыгает. Часто, танцоры просто стоят или лежат, делают всего несколько движений, затем снова замирают.

Основная техника – это искаженная пластика тела, рассеянные движения, акцент на теле, как на главном атрибуте действа.

Танец не строится на заучивании движений. Он базируется на образах, которые должен передать артист. Так рождается философия «буто-фу». Например, танцору могут дать задание представить при помощи своего тела опустошенный сосуд, или рыбу, плавающую в материнской утробе.

Несмотря на большую степень спонтанности, в буто все же есть стандартный набор телесных откликов на определенные фразы. Они представляют собой следующее:

  • Заученные движения при показе актерам картин известных художников;
  • Стандартная реакция на некоторые образы, такие, как семья, работа, боль, страх, любовь.

Новаторство, которое изобрел Хидзиката, немного позже стало использоваться во многих хореографических студиях мира. Именно ему удалось соединить воображение танцора и пластику человеческого тела. Сегодня буто процветает и приобретает новые формы в Японии и за ее пределами.

Два вида

Можно выделить два основных вида национальных танцев:

  • Май

Буквально означает «вращаться», это понятие указывает на свои истоки — раньше в храме женщины совершали ритуальные танцы, двигаясь по кругу, при этом они держали различные растения. Таким образом они молили божеств даровать им плодородное и спокойное состояние.

танец май

Подобный ритуал стал основой для танца – умиротворенного, мягкого, сдержанного. Он также послужил базой для театрального представления в традиционном стиле но. В данном случае танцы с веерами стали символизировать хождения с растениями.

  • Одори

Термин переводится как «прыгать», и в этом есть смысл — в таком танце движения резкие, как перед прыжком, довольно грубые и отрывистые. Изначально подобный вид появился вследствие школы буддизма дзедо, куда входили многие крестьяне. Позже он постепенно трансформировался в отдельный вид искусства – знаменитый на всей планете театр кабуки.

'танец-

До первой половины XVII столетия в качестве актеров театра кабуки нанимали только
девушек, но затем вышел указ правительства, запрещавший представительницам прекрасного пола играть в этих театральных постановках. Тогда их место, даже на роли женщин, заняли мужчины.

Японские танцы.

Япония. Танцы в Японии обозначают словом «буё». Оно состоит из двух иероглифа «бу» (или «май»), характеризующего придворные и театральные танцы, и иероглифа «ё» (одори), обозначающего народные танцы и танцы кабуки, появившиеся в эпоху Эдо. Кроме того, существует много региональных танцев. Старейшая японская танцевальная форма — кагура. Из неё развились все храмовые синтоистские танцы. Влияние кагура до сих пор можно увидеть в танцах театра кабуки.

До конца Второй мировой войны известность японских придворных танцев ограничивалась стенами императорского дворца. Танец бугаку, в котором заметны индийское, китайское и корейское влияния, был излюбленной формой придворных увеселений. Величественный и мужественный, этот танец являлся обобщенным изображением итога какой-либо истории. Движения ног в нем представлены обильно, как ни в одном другом японском танце. Этому стилю предшествовали кагура – форма, заимствованная из Китая, и гигаку – танец в масках, ставший частью буддистского ритуала.

Читайте также:  Монах Юкинага — Повесть о доме Тайра. Страница 139

Первым национальным японским танцем стал саругаку, берущий начало в древних синтоистских и буддистских празднествах. К 15 в. танец бугаку стал неотъемлемой частью японского театра но. Но – вид представления, основанный на целой системе условностей и символов. Это изысканная форма, законченное, совершенное по форме зрелище. В диалогах и пении зрителю объясняется основная коллизия пьесы, танец же используется как высшая форма выражения драмы. Для разрядки в традиционном представлении театра «но» играется также кегэн – одноактная комедия.

В ту же эпоху появляется сельский по происхождению, более подвижный танец дэнгаку – танцоры в забавных костюмах с барабанами, висящими на шее, двигаются под звуки флейт, ударных и инструментов типа кастаньет. Дэнгаку – это популярный танец для развлечения, в то время как театр но оставался эзотерической формой искусства для образованного общества.

До 17 в. в Японии не имелось общенародной танцевальной драмы. Этот пробел был заполнен кабуки – простонародным вариантом но. Отходя от строгих правил но, театр кабуки отличается большей свободой и динамичностью – в принципах постановки, в игре актеров и в танцах. В отличие от недосказанности, свойственной но, кабуки полон всяких преувеличений. Вместо строгих деревянных масок «но» здесь употребляется причудливый грим. Однако актер кабуки применяет технику но, что проявляется в изысканности и острой выразительности его поз, особенно когда актер застывает в этих позах в кульминационные моменты драмы. Женские роли в кабуки, как и в но, исполняются мужчинами. Достигаемое ими стилизованное воплощение женских образов есть результат как тщательного изучения театральной традиции, так и глубокого проникновения в женскую психологию.

Если в театральных представлениях но и кабуки все актеры – мужчины, то женщины-танцовщицы – гейши – выступают для развлечения собравшихся на пирах и собраниях. Они обучаются с детства приемам национального танца, обычно связанным с театром кабуки, и обходятся без декораций и особых костюмов.

Так же вам будет интересно:

  • Техника исполнения элементов.
  • Цыганский танец живота.
  • Обучение танцу живота.
  • Индийский танец Кучипуди.
  • Танец живота и возраст
  • Классический Балийский танец.
  • Рекомендации по организации ракс альтернативный.
  • Танец Халиджи.
  • Танцы Юго-Восточной Азии.
  • Язык тела танца живота.

Zemanta

Другие разновидности

Танцы в Стране восходящего солнца появились больше тысячелетия назад. В первых поэтических антологиях «Нихонги» и «Кодзики» можно найти легенды, повествующие о солнечном божестве Аматэрасу. Богиня спряталась в пещере, но ее внимание привлекли танцевальные движения божества Ама-но, и та выглянула из прикрытия.

Этот вид носит название «кагура» и считается древнейшим в Японии. Кроме того, существует еще несколько разновидностей танца, которые появлялись с течением времени:

  • Мим-гигаку – заимствованный с китайских и корейских территорий, насквозь пропитанный символизмом. Танцоры, которыми в основном были мужчины, облачались в яркие костюмы льва и показывали акробатические трюки. Существует несколько вариаций, например, мим-гагаку самураев.

костюм льва

  • Фуро – придворная хореография XII-XIII веков, олицетворяющая императорскую беседу с министром. Вообще в танцевальных представлениях при дворце могли участвовать даже маленькие мальчишки и девчонки.
  • Сургаку – отличающийся ритмикой, экспрессивностью, является частью представления в сопровождении музыки.
  • Ковакамай – танец трех мужчин по аккомпанемент воинственного хора и музыкальных инструментов: барабана, дудочки.

японский народный танец

  • Нэмбуцу – ритуальный танцевальный номер, исполняемый в буддийских монастырях в дни поминовения.
  • Льоманзай – исполняется преимущественно в Новый год и предназначен для мольбы о мире и удаче в предстоящем году. Обязательный аксессуар – веер, а танцоры изображают птиц, растения, лодочки, что само по себе являет олицетворение счастья.
  • Сакура – торжество весны, солнца, ясного неба и цветков сакуры. Хореографические па неизменно выполняют девушки.

девушка танцует

  • Буто – современный вид, чувственный, полный экспрессии. Исполнители толстым слоем намазаны гримом и наполовину обнажены, а движения призваны показать поиски смысла бытия, внутреннюю опустошенность.

Все эти и многие другие танцы можно наблюдать воочию на танцевальном фестивале Ава, проводимом ежегодно в середине августа в городе Сикоку.

Буто

Современный японский танец, который сегодня очень популярен, отличается более смелым исполнением – танцоры полуобнажены и щедро загримированы. Их движения более порывисты и резки. В основе сюжета чаще всего лежит пустота в душе каждого из нас и поиск смысла жизни. Эти японские танцы носят название буто. Они возникли в 50-х годах прошлого столетия и являются достаточно молодой вариацией этого искусства. Буто считается полной противоположностью традиционных японских танцев. В свое время он получил весьма спорные отзывы – некоторые известные литераторы восхищались им и даже принимали участие в постановках, другие же высмеивали за экстравагантность и особенности танца – бритая голова, грим и обнаженное тело.

Школы

В современной Японии существуют различные танцевальные школы, а хореография всегда входила в программу обучения гейш. Здесь существует так называемая методика «иэмомото», где во главе учреждения стоит человек-профессионал, избирающий учебную программу для преподавателей, выдает лицензии, составляет композицию. Он же выбирает необходимые аксессуары — веер, меч, зонтик, головной убор или маску.

Читайте также:  Внушительный список личных японских местоимений и обращений

Гейши на сцене

Японцы, начавшие обучение и достигшие неплохого уровня мастерства, могут все равно всю оставшуюся жизнь посвятить оттачиванию навыков. Если говорить о названиях конкретных школ, связанных направлением, то к основным можно причислить Фудзима-рю, Накамура, Бандо, Ивада, Нисикава и многие другие.

История возникновения

Тацуми Хиджиката создал спектакль в 1959 году, основываясь на романе Юкио Мисимы. В ходе спектакля мужчина убил курицу, совокупляясь с птицей на сцене. За это художника с возмущением выгнали с фестиваля «Kinjiki», где впервые зрителям было представлено это действие. Но Тацуми это не остановило. Он исследовал литературу Японии и Франции, интересовался гротеском, декадансом, изменением формы тела человека, его превращениями в животных, природные объекты или призраков.

В это время Кацуо Оно, друг Хиджикаты, становится популярным в Европе хореографом. Он хореографическую постановку «Дань Аргентине», посвятив его Антонио Мерсе. По словам самого Оно, этот испанский хореограф вызвал в нем любовь к танцу. В совместной работе Тацуми и Кацуо стремились выразить в движениях естественное существование человека, свободное от культуры, открытое превращениям.

Большое влияние на творчество Тацуми Хиджиката и Кацуо Оно оказала немецкая хореография Der Neue Tanz. Кацуо изучал это направление в школе, открытой в Японии парой Такая Эгути и Соко Мия. Но Кацуо не нравилась европейская направленность. Прыжкам и пируэтам, направленным вверх, к Богу, противопоставляются приседы, стремление к земле. Это похоже на потустороннее действие. Вдохновившись новым направлением, Хиджиката совместно с Оно создает группу «Анкоку-буто».

Большую популярность Буто приобрел в 80-х годах XX века, когда было развито стремление подчеркнуть национальную принадлежность, создать нечто этническое. Упоминание этого направления можно встретить в любом учебнике по истории танца. К 2020 году география Буто вышла за пределы Японии: он стал популярен и в других странах.

Происхождение

Своим возникновением буто обязано начавшейся в 1961 году деятельности коллектива под руководством хореографа Тацуми Хидзиката, называвшегося «Танец тьмы» (яп. 暗黒舞踏派 Анкоку буто: ха

). Со следующего 1962 года в совместной работе нескольких авангардных японских групп начал формироваться специфический стиль буто, объединивший хореографов, музыкантов, кинематографистов, фотографов и представителей других творческих профессий. Несмотря на то, что объединение распалось после состоявшегося в июле 1966 года прощального выступления, собственно хореографическая его составляющая во главе с Хидзиката продолжила активную деятельность, не прекратившуюся даже после смерти своего основателя в 1986 году. Сейчас данное направление современного танца широко известно прежде всего под названием «буто», а не под первоначальным «анкоку-буто».

Этапы эволюции Буто

С течением времени танец пережил значительные изменения. Трансформация танца проходила в 4 этапа, поэтому выделяют 4 поколения Buto:

  1. Классический. Он не признает правила танца, отрицает нормы и приличия.
  2. Современный. Поскольку Буто стал восприниматься как экзотика и ассоциироваться с Японией, художники избавляются от японского лица. Причиной этого стал то, что национальная специфика мешала мировому распространению искусства Буто.
  3. Постмодернистский. С лиц исчезает белая краска, а само искусство становится одним из направлений современного танца.
  4. Пост-буто. Окончательная трансформация в современный танец. Четкой границы между третьим и четвертым поколениями не существует. Но в четвертом поколении танец утратил свои особенные черты, и назвать его классическим уже невозможно.

Особенности танца Буто

Характерные черты танца формировались под влиянием поисков художниками первичного, даже первобытного состояния человека. Основные особенности Buto:

  • использование индивидуальной и коллективной памяти;
  • использование сцен эротического и сексуального характера, смерти;
  • все действие наполнено экстримом и кажется абсурдным;
  • медленные, четкие движения, полная концентрация на них танцора;
  • тела практически обнажены и выкрашены в белый цвет;
  • необычные образы, игривость, гротеск;
  • действие происходит как в присутствии зрителей, так и без них;
  • отсутствие четкой принадлежности к стилю;
  • постановка может вообще не иметь движений;
  • противопоставление эстетики танца западному стремлению к красоте и совершенству;
  • использование традиционного японского знания, например, управление энергией.

Движения плавные, нарочито медленные, полные концентрации. Личность танцора, как и красота тела или действия не имеют значения. Танцор взывает не к разуму зрителя, а к его чувствам, рассказывая о стремлении к природе, к единению с ней.

Наши дни

В 2020 году Буто внедряется в пластический театр, становясь одним из его инструментов. Buto используется в разных практиках, художественных направлениях и постановках. Сохраняется тенденция использования тела человека как инструмента. Оно используется и как субъект, и как объект. Может выглядеть опустошенным, и наполнятся новым смыслом. В современном мире, где реальность заменяется симуляцией, Буто демонстрирует человеческое тело. Онос одной стороны утрачивает свою красоту, становится несовершенным, а с другой – обращает внимание зрителя на себя, напоминая о слабости и уязвимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий