Рицу-рё и дуалистический феодализм. Режим унитарного феодализма — упадок рицу-рё. Сёгуны. Отсутствие идеи права. Гири

3 февраля 1867 года на престол Японии взошел 122-й император Муцухито, правление которого вошло в историю как «эра реформ».

В нашей стране довольно смутное представление о Японии как современной, так и древней. В основном оно основано на различных штампах и клише.

Сегодняшняя Страна Восходящего Солнца вовсе не похожа на государство, которое пережило свою революцию. Причем особенную, в ходе которой монарх не утратил власть, а, наоборот, вновь обрёл её.

На протяжении почти 700 лет японской истории император являлся обожествляемой, но фактически номинальной фигурой. Реальным правителем страны являлся сёгун, что в переводе означает «полководец», «командующий».

Статья по теме

Читайте также:  Отречение императора Японии: новая императрица ходила в московский детсад

Тяжёлый день Хирохито. Как император Японии становился человеком

Сёгуном становился представитель наиболее влиятельного японского клана. Титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Чёткого порядка наследования титула не существовало: обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода.

Начиная с 1603 года Японией на протяжении 250 лет правил клан Токугава. Для императора и его приближённых был создан специальный кодекс, предписывавший монарху посвящать своё время изучению науки и искусств.

Императоры почти никогда не покидали территорию дворца Госё в Киото, за исключением случаев, когда император оставлял власть или, в случае пожара, скрывался в убежище храма. Считалось, что главной обязанностью императоров является исполнение ритуалов, направленных на защиту страны от стихийных бедствий.


Токугава Ёсинобу, Осака, 1867 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Императорская революция

Вечный, казалось бы, порядок вещей, был поставлен под сомнение в середине XIX века. Япония, как и соседний Китай, жившая в сознательной изоляции, столкнулась с намерением европейцев силой оружия принудить её к заключению торговых договоров.

Отсталая в экономическом, социальном и военном плане Япония не могла сопротивляться внешней экспансии. Правительство сёгуна заключало договоры, которые грозили поставить Японию в положение полуколонии.

Среди японской элиты стало зреть недовольство подобным положением вещей. Выходом из ситуации виделось возвращение реальной власти императору.

Токугава Ёсинобу, последний сёгун из клана Токугава, а также последний сёгун в истории Японии, занявший свой пост в 1866 году, видел выход из кризиса в государственных реформах на европейский манер. Однако времени на их осуществление у сёгуна уже не было. Под давлением политических противников 9 ноября 1867 года Токугава Ёсинобу официально заявляет о возвращении власти императору, которым на тот момент являлся едва справивший своё пятнадцатилетие Муцухито. Под этим именем император известен лишь за рубежом: по традиции после смерти в Японии монарха именуют так же, как и эпоху его правления. Эпоха Муцухито получила название «Мэйдзи», что означает «эпоха реформ».

Возникновение раннефеодального государства

Замечание 1
Формирование в Японии раннефеодального государства относится ко второй половине IV в.

Оно выразилось в изменении отношений между местными вождями и главами племенного союза — царями Ямато. Первые теперь рассматривались не как самостоятельные фигура, а как представители центральной власти. Также изменились отношения между вождями и общинниками. Вместо «приношений» которыми становилась часть охотничьей добычи стал выплачиваться оброк зерном и продукцией ремесла; также появилась обязанность производить ирригационные, строительные и осушительные работы. О феодальных производственных отношениях свидетельствует и выделение из общины владений родовой знати, постепенно превращавшейся в феодалов. На их полях работали попавшие в зависимость крестьяне из числа обедневших общинников. От появившихся раньше рабов, бывших домашними слугами, они отличались тем, что сохраняли имущество, и не подлежали продаже. Многие историки называют таких землепашцев полусвободными.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Феодализм в Японии 400 руб.
  • Реферат Феодализм в Японии 270 руб.
  • Контрольная работа Феодализм в Японии 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Труд полусвободных способствовал развитию производительных сил, играя большую роль в образовании Японского государства. В эту категорию попала значительная часть китайцев и корейцев, занесённых на острова миграционными волнами или увезённых во время японских набегов на Корею. Эти выходцы из Китая и Кореи были носителями более развитой культуры, в том числе земледельческой техники. Часть переселенцев составляли ремесленники — кузнецы, гончары, ткачи, плотники, вышивальщики и т. д. Местные вожди предоставляли возможность владеть своим имуществом и орудиями производства, но обязывали жить компактными группами в определённых местах и отбирали у них часть продукции продукцию. По своему положению, тем самым, такие ремесленники приближались к рабам, но их отличало то, что господин не мог продавать их. Таким образом, наряду с феодальными отношениями в Японии имели место и рабовладельческие.

Но дальнейшему развитию рабовладельческих отношений мешали многие факторы. В первую очередь то, что земледелие находилось в руках общинников. В условиях горной местности были невозможны крупные латифундии, создающие выгодные условия применения рабского труда. Также были ограничены источники пополнения рабов. В основном их захватывали во время набегов Корею. Но там в VI в. выросло мощное государство Сияла, которое успешно отражало японские набеги и в 562 году даже смогло вытеснить японцев из Миманы. Приобретение рабов на островах из племён айнов и хаято было связано с трудными походами и сталкивалось с сильным сопротивлением. Так что путь рабовладельческих отношений в VII в. исчерпал свои возможности, и Япония пошла по пути развития феодализма.

Лень читать?

Читайте также:  Сегунат Токугава и кризис самурайского сословия.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Господствующими феодальные отношения в Японии стали во второй половине VII в. Процесс утверждения феодализма сопровождался борьбой, между отдельными группами правящего класса, стремившимися к власти. Ещё в начале VII в. род царей Ямато проявлял тенденцию считать свою власть принципиально отличающейся от власти других знатных родов. В этой связи в 605 г. принц-регент Умаядо объявил «закон из 17-ти статей». Тогда же стали регулярно отправляться посольства в образовавшуюся в 589 г. в Китае Суйскую империю. Передаваемые посольствами послания впервые содержали новый титут тэнно, который использовали правители Японии во внешних сношениях. Этот титул до сих пор сохранился за правителями Японии и переводится на другие языки словом «император». В последовавших событиях была большая роль у внешних факторов:

  • Политическое влияние централизованной феодальной империи Китая;
  • Влияние китайских права и политических теорий;
  • Влияние иерархически организованной буддисткой церкви.

Все они способствовали преодолению связанных с остатками родоплеменной разобщённости представлений.

Гражданская война по-японски

Токугава Ёсинобу рассчитывал, что формальное упразднение сёгуната позволит ему одновременно сохранить свой клан у власти. Однако политические соперники оказались сильнее. Новое правительство было сформировано противниками сёгуната. От имени императора оно приняло указ о ликвидации сёгуната и реставрации прямого императорского правления. Новое правительство лишило экс-сёгуна всех титулов и большинства землевладений. В ответ Ёсинобу перебрался из Киото в Осакский замок, где начал подготовку к свержению оппозиции и возвращению власти.

Войска сёгуната Токугава (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Как часто бывает в истории, за революционной сменой власти последовала гражданская война, в японской истории известная под названием «война Босин».

Вооружённый конфликт, который начался в январе 1868 года, завершился в мае 1869 полным разгромом сторонников сёгуната.

Надо сказать, что война Босин была довольно умеренной по количеству жертв. В конфликте, в который с обеих сторон было вовлечено около 120 000 человек, погибло около 4000 человек.

Для последнего сёгуна это поражение обернулось лишь домашним арестом, из-под которого он был освобождён через сравнительно короткий промежуток времени. Токугаве Ёсинобу был возвращен ряд привилегий, а в 1902 году ему был пожалован титул герцога, его включили в состав новой японской аристократии кадзоку и дали место в Палате пэров имперского парламента Японии. Впрочем, утративший власть сёгун отошёл от политики, посвящая жизнь фотографии, охоте и игре го.

Молодой император Мэйдзи с иностранными представителями в период окончания войны. Фото: Commons.wikimedia.org

Происхождение феодализма

Происхождение феодализма связано с распадом родо-племенного строя, последней стадией которого была так называемая военная демократия. Воины дружин вождей получали во владение земли с крестьянами (особенно при завоеваниях) и становились, таким образом, феодалами. Феодалами становилась и племенная знать.

Развитию феодализма на территориях бывшей Западной Римской империи способствовало также наличие там латифундий, работавшие в которых рабы наделялись земельными участками и превращались в колонов[3].

«Клятва Пяти пунктов»

Ещё до победы в войне Босин император Муцухито провозгласил программу своего правления в виде так называемой «Клятвы Пяти пунктов»:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

Читайте также:  100 японских слов которые должен знать анимешник

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Революционным было и поведение Муцухито. Он покинул императорский дворец, чтобы лично возглавить войска, воюющие со сторонниками сёгуната. Муцухито стал первым императором за многие столетия, которого японцы могли наблюдать вблизи: он совершал поездки по стране с целью ознакомления с положением дел на местах.

Шестнадцатилетний император, двигающийся из Киото в Токио (1868 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В сентябре 1868 года Муцухито переименовал город Эдо в Токио. Формальная коронация императора состоялась 15 октября 1868 года. Тогда же монарх и провозгласил начало эры «Мэйдзи».

Перед Японией стояла чрезвычайно трудная задача: в кратчайшие сроки перестроить государство, чтобы оно могло быть конкурентоспособным.

Статья по теме

Сила PR: как один человек победил Японию и США

Примечания[ | ]

  1. Майданский А. Д.
    Логика исторической теории Маркса: реформация формаций // Журнал «Логос», 2 (2011), с. 112—149.
  2. Майданский А. Д.
    Логика и феноменология всемирной истории // Журнал ΣΝ ΑΡΧΗ, 5 (2008), с. 146—169.
  3. 1234Гревс И. М, Кареев Н. И., Милюков П. Н., Любавский М. К., Новодворский В. В., Петрушевский Д. М., Ясинский А. Н.
    Феодализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Блок М. Феодальное общество. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 2003. — с.434. ISBN 5-8242-0086-6
  5. Семёнов Ю. И.
    «Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть 2»
  6. История истории: Сага о средневековом человеке (неопр.)
    . nplus1.ru. Дата обращения 2 марта 2020.
  7. Кирквуд К. П. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. — М.: Наука, 1988. — 303 с.
  8. Семёнов Ю. И.
    «Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть 2»

Новый порядок

Управление государством взял на себя госсовет, составленный из министров. К 1885 году структура правительства максимально приблизилась к европейской, был введён пост премьер-министра. Император принимал участие в заседаниях кабинета министров, однако сам выступал крайне редко.

Была упразднена система, по которой управление на местах было сосредоточено в руках даймё, владетельных князей. Одни даймё передали владения императору добровольно, у других земли были изъяты.

В 1871 году указом императора автономные области были отменены, а страна поделилась на 72 префектуры. Даймё получили высокое денежное вознаграждение, от них потребовалось переехать в новую столицу, Токио. Многие из них оставили политические посты.

В 1868 году было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Всё японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, установлен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Молодой император Мэйдзи в военной форме (1873 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В стране был создан парламент, однако реальной властью он не обладал: в начале этого периода Япония оставалась абсолютной, а не конституционной монархией.

Армия Японии ускоренными темпами начала перестраиваться по европейским канонам. Это происходило ещё в период «войны Босин», а после её окончания процесс приобрёл ещё более масштабный характер.

После ликвидации княжеств их войска, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству. В 1873 году правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность. Отныне все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, были обязаны проходить службу в армии, независимо от своего социального происхождения.

Одновременно с военной реформой были созданы отдельные от армии подразделения полиции.

Феодальное государство в Японии

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.

Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул «сынов неба»императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.

Все жители объявлялись непосредственными подданными императора»тэнно» (букв. «небесный», т. е. верховный).

При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзё дайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ).

Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.

С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.

Читайте также:  Древняя цивилизация Японии. Культура и история.

На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодально сословия самураев — профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.

Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины.

Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, букв. «путь самурая и воина») с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю.

Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй).

К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса.

Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителей — сёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.

Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XVXVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, букв. «большое имя»). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеместно ликвидировали поместья своих вассалов-самураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пайками.

Мелкое самурайское землевладение, частично сохранившееся, было нестойким; самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения, тот фактически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев.

Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев военно-служилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской власти.

И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат бакуфу (букв. «полевая ставка великого полководца сёгуна»).

В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.

Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты.

Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой одна из специфических черт японской феодальной государственности.

Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.

Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных докладчиков, состоящей из 10 человек.

С конца XVI века в Японии начался процесс централизации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производства, подчиненного купцам. Складывался единый национальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защиты от крупных феодалов, мелкие средство обеспечить за счет нее свое существование.

В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также диктовала необходимость объединения.

Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объединение Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к земле.

В Токугавской Японии существовали четыре сословия: самураев «буси» (си), к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия «куге», крестьяне «номин» (но), ремесленники «сюкогёся» (ко) и торговцы «сёнин» (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава.

Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.

Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.

Крестьянин в Японии был традиционным «владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.

Во главе государства стоял сёгун полководец. Особая роль военной силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.

При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении.

В ведении высших правительственных чиновников родзю (старейшин, министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министратайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.

Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкиннотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото сёсидай.

Особая система сыска («мэцкэ сэйдзи», мэцкэ букв. «прикрепленный глаз») осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы омэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. Омзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.

Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии .

Первую железную дорогу в Японии император испытал на себе

В 1876 году правительство Японии приняло решение начать практику начисления пенсий дворянам. На государственное обеспечение этого сословия уходило до трети государственного бюджета. Оставшиеся без средств дворяне вынуждены были перейти на государственную службу либо заниматься предпринимательством.

Статья по теме

Секс-рабыни для солдат императора. Как Япония платит за старые грехи Были проведены масштабные земельная и налоговая реформы. В 1872 году был отменён запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Вместо ранее существовавшего натурального оброка государство стало получать денежный налог от землевладельцев в размере 3% от стоимости земельного участка.

В 1871 году было создано Министерство культуры, центральное учреждение, отвечавшее за образовательную политику. В 1872 году оно издало постановление о системе государственного образования по французскому образцу. Впрочем, вскоре власти пришли к выводу, что создание системы образования по образцу Франции слишком сложно, и в 1879 году был издан указ «Об образовании», по которому обязательное государственное образование ограничивалось лишь начальной школой немецкого образца. Впервые появились государственные учебные заведения, где мальчики и девочки учились вместе.

Школа Кайти — старейшая начальная школа в Японии. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1877 году был основан Токийский университет, в префектурах активно создавались педагогические институты и высшие учебные заведения для женщин.

С помощью европейцев и американцев стал осуществляться масштабный проект индустриализации страны. В 1872 году под управлением европейских инженеров была открыта первая железная дорога, соединившая Токио с Иокогамой. Паровозы доставили из Европы, а здание вокзала было спроектировано в США. Первым пассажиром стал сам император.

В 1877 и 1881 годах в стране состоялись промышленные выставки для знакомства с перспективными мировыми технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве. В 1877 году Александр Белл провёл телефонную линию между Токио и Иокогамой.

Статья по теме

Русский апостол Японии. Как отец Николай японцев в православие обращал

На смену традиционной для Японии деревянной застройке приходили добротные каменные дома.

Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:

Вплоть до 1333 г. Японию раздирали междоусобные войны. В это время формировалось сословие самураев, создавалась идеология bushi (путь воина).

Читайте также:  Кто сказал, что религиозные обращения всегда скучные? Монах буддистского храма записал молитву в стиле регги

Самураи в Японии появляются в 9 веке: киотский императорский двор счел воинское искусство занятием недостойным своего высокого статуса, потому передал оборонные обязанности воинам-земледельцам. Самураям понадобилось не так много времени, чтобы образовать родственные кланы и в результате стать могущественнее самого императора. В этот период возникает система сёгунатов (сёгунат ? военная диктатура), строгие военные кодексы которых были частично созданы под сильным влиянием религии Дзен. Одной из наиболее весомых традиций стал ритуал самоубийства («сеппуку») ? так можно было защитить и сохранить свою честь. Система управления, введенная Минамото Ёритомом, в Японии использовалась еще на протяжении 5-ти веков. Эпоху Муромати (длилась до 1568 г.) характеризовало процветание торговли, подъем сельского хозяйства, инженерного дела и промышленности. Период Адзути-Момояма (до 1603 г.), наконец, положил конец раздробленности Японии. Имена Тоётоми Хидэёси, Оды Нобунаги и Токугавы Иэясу вошли в историю страны как «три объединителя Японии». Клан Токугава одержал победу в битве при Сэкигахара, что положило начало эпохе Эдо (по 1868 г.), а также авторитарному правлению сёгуната Токугава уже в объединенной стране. Первый правитель эпохи, сёгун Токугава Иэясу, разделил японское общество на классы. Чтобы избежать народных волнений, самураям отныне запрещалось иметь собственную землю. Все крестьяне получили земельные наделы. Кроме того, были формированы классы горожан и торговцев. Любое перемещение по территории страны строго отслеживалось. За преступление, совершенное родственником или же соседом, могли пострадать не только члены его семьи или знакомые с ним люди, но и все село преступника. Столицей в эту эпоху было принято считать Киото, хотя по факту центром был Эдо (современный г. Токио). Япония становится изолированной страной, отрезанной от сообщения и торговли с Голландией и Китаем. Больше чем на сто лет были запрещены иностранные книги. Среди городского населения все большую популярность стали получать театр кабуки и укиё-э, предметом спектаклей которых были бытовые темы. Период Эдо характеризуют становление японского духа, а также формирование национальной идеи, продуктивное развитие японской экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо по праву считается золотым веком литературы и поэзии. Всего за 15 лет по завершению эпохи Эдо был упразднен сёгунат, в страну прибыли корабли американского коммодора Перри, отгремела гражданская война Босин.

Конституция империи

Как грибы после дождя основывались промышленные предприятия. В ещё недавно закрытой Японии появилась мода на европейскую одежду и европейский стиль жизни. Правда, многие полагали, что это наносит ущерб традиционным ценностям, и такие опасения не были лишены основания.

В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь, в столице стали выходить газеты и журналы. В Токио принимали иностранные делегации, и для встреч гостей с императором был разработан специальный церемониал, который, подчёркивая значимость фигуры монарха, должен был одновременно не задевать достоинство иностранцев.

Император Японии принимает французскую военную делегацию в Императорском дворце Киото. Фото: Commons.wikimedia.org

На международной арене Япония стремилась к пересмотру кабальных торговых соглашений, к равноправному партнёрству.

В 1889 году была представлена Конституция Японской империи. Помимо определения основ правового статуса императора и органов исполнительной власти, она устанавливала перечень основополагающих прав и свобод японских подданных, вводила в систему государственных органов обладавший законодательной властью парламент, нижняя палата которого избиралась населением, а также учреждала независимый суд. Конституция в вступила в силу в 1890 году.

Император Мэйдзи в 1890 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Великий перелом

Эра Мэйдзи стала переломной для Японии. Страна за пару десятилетий из отсталого феодального государства превратилась в передовую капиталистическую державу, которая стала бросать вызовы соседям. Не все оказались к этому готовы: для России горьким откровением стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Амбиции японской элиты стали расти как на дрожжах. Обратной стороной прогресса эпохи Мэйдзи стали планы масштабной колониальной экспансии и рост японского милитаризма. Эти процессы достигнут своего пика в период Второй мировой войны.

Это, впрочем, уже не относится к истории Муцухито, 122-го императора Японии, который покинул этот мир еще до начала Первой мировой: 30 июля 1912 года.

Газета «Нью-Йорк Таймс», описывая церемонию прощания с императором, писала так: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий