Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Период Дзёмон (неолит).

Период Дзёмон датируется: 13 тыс. лет до н.э.- III в. до н.э. Назван так по типу керамики с веревочным ( сделанном оттиском веревки на глине ) орнаментом (“дзёмон”). Культура Дзёмон была распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо до Рюкю), её представители были оседлым народом занимавшимся собирательством, охотой и рыболовством. Люди культуры дзёмон имели тесные контакты с материком. Имеются два крупных ареала заселения, граница между которыми проходит примерно на широте современного Токио. Земледелие в зачаточном состоянии, религиозные представления примитивны.

Япония

01.11.2011

«Государство Япония», что означает буквально «страна восходящего солнца». (яп: Nippon (にっぽん) и Нихон (にほん), оба названия пишутся на кандзи как 日本).

Краткие сведения о Японии

Япония

Читайте также:  Что значит сан в японском? что такое сан? значение и смысл

расположена в Тихом океане, на востоке от Японского моря, Северной Кореи, Южной Кореи, Народной Республики Китай и России, и простирается от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны. Японцы называют свою страну Nihonjin, а свой язык – Nihongo. Иероглифы — 日本 Ниппон или Нихон, которые составляют название Япония, означают «источник и солнце», и именно поэтому Японию называют «Страной Восходящего Солнца».

Японская цивилизация прошла через четыре фазы, каждая была отмечена тремя периодами. Первая фаза, доисторическая, свидетельствует о тесных контактах с континентом, от Сибири до Юго-Восточной Азии, проходивших через Китай и Корею; она прошла через период палеолита; здесь сменяют друг друга неолитическая культура Дзёмон, медный век Яёи и культура железного века Кофун (III—VI вв.). Вторая фаза японской истории открывается периодом Асука (VI—VIII вв.), когда Япония взяла за образец китайские элементы государственности, письменность и бюрократию, религиозные и философские влияния даосизма, конфуцианства и, главным образом, буддизм. Она продолжается в эпоху Нара (VIII в.), когда, испытав чужеземное влияние, культура достигает расцвета, и главным образом — в эпоху Хэйан (IX—XII вв.), ставшую вершиной японской классической культуры. Третья фаза, феодальная, начинается с учреждением военной власти сегуна в эпоху Камакура (XIII—XIV вв.) и распространением дзэн-буддизма; она сменяется воинственным периодом Муромати (XV—XVI вв.) и заканчивается с правителями Эдо, приверженцами конфуцианской этики (XVII—XIX вв.). Четвертая фаза, индустриальная, начинается Реконструкцией Мэйд-зи (1867—1912), которая опирается на западные ценности и за которой следуют годы Тайсё (1912—1925) и почти уже современные годы Сэйва.

Япония расположена на краю одного из наиболее глубоких провалов земной коры, покрыта ста пятьюдесятью вулканами, среди которых сорок еще продолжают действовать. Они занимают примерно четверть страны. Японский архипелаг

— это 6852 островов, крупнейшими из которых являются Кюсю, Сикоку, Хонсю и Хоккайдо, которые псоставляют 97% от общей площади всей страны, за исключением водоемов. Большинство островов горных и вулканических, самая высокая точка в Японии, гора Фудзи является вулканом. Япония занимает 10 место среди самых густонаселенных стран мира с 128 миллиона в 2007 году. Район Токио, который включает в себя город и столицу Токио и многие другие префектуры, является крупнейшим в мире, с более чем 30-ю миллионами жителями..

Археологические исследования показывают, что люди жили в Японии с начала эпохи Верхнего Палеолита. Первое письменное упоминание о Японии находится в китайских исторических текстах, датированных первым веком нашей эры. Влияние со стороны других наций в условиях длительного периода изоляции, характеризуют историю Японии. В конце 19 и начале 20 веков победа в Первой китайско-японской войне, русско-японской войне, Первой мировой войне позволила Японии расширить свою империю в период роста милитаризма. Вторая японо-китайской война 1937 года стала частью второй мировой войны, которой был положен конец в 1945 году атомными бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. После принятия своей пересмотренной Конституции в 1947 году, Япония сохранила унитарную конституционную монархию с главой страны императором и избранным парламентом, называемым Сейма.

Имея мощный экономический потенциал, Япония имеет третий по величине показатель экономики в мире по номинальному ВВП и по покупательной способности. Кроме того, она занимает четвертое место в мире по экспорту и четвертое место по импорту. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она сохраняет вооруженные силы в целях самообороны и миротворческой роли. После Сингапура, Япония имеет самый низкий показатель убийств в мире (в том числе покушения на убийство). По мнению ООН и по оценкам ВОЗ, Япония имеет самую высокую продолжительность жизни в сравнении с любой страной в мире. По данным ООН, она находится на третьем месте по показателям младенческой смертности.

Этимология

Английское слово Japan

— Япония является экзонимом. Японское название для Японии – это Nippon и Nihon. Слово Nippon используется в большинстве случаев для официальных целей, в том числе на государственной валюте (японских иенах), почтовых марках, а так же используют для спортивных мероприятий. Нихон является более бытовым термином и используется в современной бытовой речи.
Nippon и Nihon
означают «солнце и источник» и часто переводятся как Страна Восходящего Солнца. Это название происходит от восточного расположения Японии по отношению к Китаю. Перед тем, как название Nihon вошло в официальное использование, Япония была известна как Wa или Wakoku.

Английское название для Японии пришло на Запад через торговые пути. Раннее мандаринское наречие китайского языка – Mandarin

– для Японии было зафиксировано Марко Поло как Cipangu. В современном шанхайском диалекте
Wu
, символы в названии Японии произносятся как «
Zeppen
». Старое малайское слово для Японии –
Jepang
– было заимствовано из китайского языка, и это малайское слово было употреблено португальскими купцами в Малакке в 16 веке. Считается, что португальские торговцы были первыми, кто принес это название в Европу. Впервые оно было записано на английском языке в тексте 1565 года, и произносилось как «
Giapan
».

История Японии

Эпоха Дзёмон

Около 30000 г. до н.э. – открывает первые известные науке признаки японских поселений. Далее следует период около 14000 до н.э. (начало периода Дземон) – от мезолита до неолита. Это История Японии полусидячих охотников-собирателей, среди которых предки современных айнов и людей ямато, характеризующиеся земляным жильем и элементарным сельским хозяйством.

Сама эпоха Дзёмон и полуоседлая жизнь людей той эпохи, охотников и рыболовов, оставила по себе мало свидетельств, за исключением керамики, изготовленной вручную, без применения гончарного круга и украшенной так называемым веревочным орнаментом (дзёмон), которая позволяет определить культуру Японии, предшествовавшую эпохе бронзы.

Читайте также:  Заметки о Японии. Храм Сэнсо-дзи (Senso-ji)

Ландшафт эпохи Дзёмон часто включал приветливую бухточку, а сами поселения Дзёмон располагались на узкой прибрежной полосе у подножия низких изломанных холмов, покрытых зарослями кустарника и защищавших деревни от ветров. Подобные поселения встречались столь часто, что простой ориентир — наличие кайдзуки — сегодня позволяет определить во многих случаях древние следы обитания человека на японском побережье.

Эпоха Яей

Около 300 г. до н.э. люди Яей стали осваивать японские острова, смешиваясь с народом дземон. Период Яей, берущий начало примерно с 500 г. до н.э., стал считаться периодом рисового сельского хозяйства, нового стиля керамики, металлургии, введенный из Китая и Кореи.

Достижения эпохи Яёй (названа по характерной для нее керамике), как справедливо отмечается, состоят в том, что ускоренными темпами была преодолена культура халколита2. В эпоху бронзы в Японии технические изобретения способствовали блестящему расцвету зрелого неолита.

Эпоха Кофун

Японский железный век, то есть век военных вождей, известен еще плохо. Однако от него все же остались впечатляющие следы: курганы, изолированные или сгруппированные, живописно повторяющие ритм сельских пейзажей, сохранившиеся вопреки наступлению городов и развитию промышленности как свидетельства доисторической Японии.

В классическую эпоху, которая формировалась в основном в первой половине V века, японский курган (кофун) встречается чаще всего.

Эпоха Ямото

В V веке двор Ямато поглотил многочисленные кланы (удзи

) и союзы (
бэ
). Эти титулы происходили от названий должностей, но вскоре приобрели значимость иерархических рангов. Императоры Ямато, быть может, обязаны большей частью своего политического взлета возникновению письменности.

Япония обязана своим культурным расцветом того времени гораздо меньше своим уроженцам, обосновавшимся за морем, чем иммигрантам, корейским ремесленникам и ученым, которые были хорошо приняты на архипелаге.

Именно в этот момент в контексте сильного чужеземного влияния в Японии укореняется буддизм. Буддизм был впервые введен в Японию из Пэкче, но последующее развитие японского буддизма происходило в основном под влиянием Китая. Несмотря на раннее сопротивление, буддизму способствовал правящий класс, и он получил широкое признание в начале периода Асука (592-710 гг.).

Японский язык впервые появляется в письменной истории в китайской Книге Хань. Согласно Письменам Трех Королевств, самым мощным царством на архипелаге в течение трех веков считали Яматайкоку.

Эпоха Тайка

В 645 году Наку-но Оэ, принц из императорского рода, и Накатоми-но Каматари совершили государственный переворот, и род Сога потонул в море крови, а императрица Ко-гёку (642—645) вынуждена была отречься от престола. Государственные политики, верные Сётоку, в 646 году обнародовали длинный перечень мер, совокупность которых известна под названием реформ эры Тайка — «Великие перемены»

Читайте также:  Особенностью японских Правил дорожного движения является то, что за любое их нарушение водителя могут лишить водительских прав

Эпоха Нара

Период Нара (710-784 гг.), 8-й век, ознаменовался появлением мощного японского государства с императорским двором в Хейдзёке (современная Нара). Императрица Гэммэй (707—715), обосновавшись в 710 году в долине Нара, желала оставить после себя память для потомков. Ее столица Хэйдзёкё представляла собой правильный квадрат с длиной сторон немногим более четырех километров и была разделена на четыре части перпендикулярными улицами, простиравшимися к югу от императорского дворца (дайдайра) по образцу столицы Чаньань в Китае эпохи Тан.

Период Нара характеризуется появлением зарождающейся литературы, а также развитием буддийского стиля искусства и архитектуры. Эпидемии оспы в 735-737 гг., как считается, погубили около трети населения Японии. В 784 г. император Камму перенес столицу из префектуры Нары в Нагаока-кё до переезда его в Хэйан-кё (современный Киото) в 794 г. Это ознаменовало начало периода Хэйан (794-1185).

Эпоха Хэйан

В этот период Император создает регулярную армию, которая состояла из сыновей глав префектур, — так называемые отряды «солдат-земледельцев» (тэндэй), которых отправляли на жительство в пограничные области империи и которые, в зависимости от обстоятельств, должны были держать в руках саблю или мотыгу.

Буддизм начал распространяться во время эпохи Хэйан главным образом через две основные секты – Тэндай (от Сайчё) и Сингон (от Кукай). Буддизм становится очень популярным во второй половине 11-го века.

Эпоха Фудзивара

Для феодальной Японии характерно появление и господство правящего класса воинов, самураев. Захват власти воинами обозначил завершение того медленного процесса, который превратил Японию в феодальное государство. Императорский двор, на который давила тяжесть экономических проблем и человеческих действий, не мог вынести этой ноши и вынужден был признать случившееся: в 1069 году император Го-Сандзё (1068—1072) учредил «ведомство по внесению в списки и разграничению владений».

В 1185 году, после поражения клана Тайра, воспетый в эпосе Повести о Хэйкэ, самурай Минамото Но Еритомо был назначен сегуном, и была создана база власти в Камакура. После его смерти, клан Ходзе пришел к власти в виде регентов для сегунов.

Эпоха Камакура

Одной из первых мер, предпринятых новым властелином, стало учреждение в 1180 году «ведомства самураев» (самурай-до-хоро). Эта должность досталась Вада-но Ёсимори.

Школа Дзен буддизма была введена в Китае в период Камакура (1185-1333) и стала популярной среди сословия самураев. Сегунат Камакура претерпел монгольские нашествия в 1274 и 1281 годах, но в конечном итоге был свергнут императором Го-Дайго. Го-Дайго был сам побежден Асикага Такаудзи в 1336 году.

Эпоха Муромати

Асикага Такаудзи устанавливает сегунат Муромати в Киото. Это начало периода Муромати (1336–1573). Сегунат Асикага достигает пика своего правления в период Асикага Есимицу, и культура, основанная на дзэн-буддизме (искусство Мияби) в то время процветает. Она развивалась в культуре Хигасияма, и просуществовала до 16-го века. Япония XVI века, с которой так скверно обходились воины любого происхождения—монахи, наследники Нитирэна, или простые искатели приключений, — была обессилена и обескровлена. С другой стороны, последующий сегунат Асикага не смог удержать контроль над феодальными военачальниками (дайме), и в 1467 году началась гражданская война (война Онин), начался вековой период Сэнгоку (период «воюющих царств»).

В 16 веке торговцы и миссионеры-иезуиты из Португалии впервые достигли Японии, положив начало прямому коммерческому и культурному обмену между Японией и Западом. Ода Нобунага завоевал многих других дайме, используя европейские технологии и огнестрельное оружие, после того как он был убит в 1582 году, его преемник Тоётоми Хидэёси объединил нацию в 1590 году. Хидэёси нападал на Корею два раза, но после поражения от корейских, китайских войск Мин и смерти Хидэёси, японские самураи были выведены в 1598 году. Этот период называют Адзути-Момояма (1573–1603).

Эпоха Эдо

Токугава Иэясу служил регентом сына Хидэёси и использовал свое положение для получения политической и военной поддержки. В открытой войне он победил соперничающих кланов в битве Сэкигахара в 1600 году. В 1603 году Токугава Иэясу добился звания сегуна, которое в 1605 году он передал своему сыну Хидэтада, а себя приказал называть «сёгун, отошедший от власти» (огосо). Захват замка в Осаке и смерть Хидэёри, сына Хидэёси, в 1615 году утвердили могущество новой династии сегунов, на которое уже никто не смел покушаться. Сегунат Токугава ввел в действие меры, включая «букэ сохатто», как кодекс поведения для управления автономными дайме, а в 1639 г. – изоляционную политику sakoku («закрытая страна»), которая охватила два с половиной века политического единства, известного как период Эдо (1603-1868). Изучение западных наук, известное как rangaku, имело свое продолжение посредством контактов с голландским анклавом на Дедзима в Нагасаки. Период Эдо также породило kokugaku («национальные исследования») – изучение Японии японцами.

Эпоха Мэйдзи

31 марта 1854 года командор Мэтью Перри и «Черные корабли» ВМС США ускорили открытие Японии для внешнего мира посредством Конвенции Канагава. Последующие аналогичные договоры с западными странами в период Бакуматсу привел к экономическому и политическому кризису. Отставка сегуна привела к войне Босин и созданию централизованного государства, номинально объединенного императором (ресторация Мэйдзи). Приняв западные политические, судебные и военные институты, Кабинет организовал Тайный совет, представил Конституцию Мэйдзи, и собрал императорский конгресс. Ресторация Мэйдзи превратила Японскую империю в одну из промышленно развитых мировых держав, которые посредством военного конфликта пытались расширить свою сферу влияния. Война с Китаем (1894) доказала превосходство японских вооруженных сил, о котором Запад до тех пор не имел представления. Япония получила контроль над Тайванем, Кореей и южной половиной Сахалина. Население Японии выросло с 35 миллионов в 1873 году до 70 миллионов в 1935 году.

В начале 20-го века имел место быть короткий период «демократии Тайсё

», омраченный увеличением экспансионизма и милитаризации. Первая мировая война была начатая Японией, чтобы на стороне победивших союзников расширить свое влияние и территориальный фонд. Экспансионистская политика получила свое продолжение в захвате Маньчжурии в 1931 году. В результате международного осуждения этой оккупации, Япония была исключена из Лиги Наций два года спустя. В 1936 году Япония подписала Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией, и в 1940 Тройственный пакт сделал ее одной из осевых держав. В 1941 году Япония начала переговоры о советско-японском пакте о нейтралитете.

Японская империя вторглась в районы Китая в 1937 году, что ускорило начало Второй китайско-японской войны (1937-1945). Развязывание Второй мировой войны, казалось, открывало путь для наиболее честолюбивых планов японских милитаристов. Вступление Японии в трехсторонний договор в 1940 году привело в конечном счете к нападению на Пирл Харбор (7 декабря 1941 года). Японские войска завоевали Гонконг, Филиппины, захватили Малакку. Но эта огромная колониальная империя не оправдывала надежд тех, кто мечтал о создании «сферы процветания Великой Восточной Азии».

В 1947 году Япония приняла новую конституцию, подчеркнув ее либерально-демократическую направленность. Оккупация союзников завершилась подписанием договора в Сан-Франциско в 1952 году, и в 1956 году Японии было предоставлено членство в ООН. Однако Окинава была оккупирована до 1972 года, и в настоящее время имеет несколько американских военных баз на острове. 17 января 1995 года землетрясения в Кобе привело к гибели 6,433 человек.

В марте того же года секта Аум Синрике (オウム真理教, Высшая Истина ) совершили нападение на токийском метро , которые привели к гибели 12 человек и ранения более 1000 человек.

После этого Япония достигла быстрого роста, и вскоре стала второй по величине страной в мире в сфере экономики. Это, однако, прекратилось в середине 1990-х, когда экономика Япония потерпела крупный спад. В начале 21-го века положительный рост ознаменовал постепенное восстановление экономики.

Читайте также:  10 островов Японии, на которых захочется остаться жить

11 марта 2011 года Япония пострадала от сильнейшего землетрясения магнитудой 8,9 по шкале Рихтера, это вызвало ядерную аварию на Фукусиме – одну из самых страшных катастроф в истории ядерной энергетики. Премьер-министр Японии Наото Кан призвал к национальному единству, заявив, что страна сталкнулась с самым большим кризисом со времен окончания Второй мировой войны «.

Период Яёй (бронзово-железный век) III в. до н.э- IV н.э.

Период Яёй назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй-мати (район Токио). Основное заселение: север острова Кюсю, Западная и Центральная Япония. Мощный поток ( 1.2 млн.чел.) переселенцев с юга Корейского полуострова в это время составил заметную часть населения, в общей сложности состоявшего из 3-6 млн. человек. В это время формируются три устойчивые культурно-хозяйственные зоны:

  • Хоккайдо
  • Хонсю и север Кюсю
  • Юг Кюсю и Окинава.

Время появления пра-японцев и пра-японской культуры. Переход от охоты-собирательства к производящему типу хозяйства-земледелию. Появление “революционного” поливного рисоводства, изготовление и импорт (из Китая) металлических сельхоз орудий. Денежная система не сформирована (натуральный товарообмен), в обществе серьезная социальная напряженность. Формирование общих принципов религиозной практики (сокрытие сакральных предметов), определение части предметов как священных (зеркало, меч). Китай и Корея утверждаются в роли культурных доноров. Окончательно сформировалась пра-японская культура.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ЯПОНИИ В ЭПОХУ ХЭЙАН

СТОЛИЦА ХЭЙАН [53]

ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС

Ампукудэн (дворец Спокойного счастья) — здание близ главных внутренних ворот Семэймон в западной части дворцового комплекса. Здесь помещалась придворные лекари.

Анкимон (ворота Спокойной радости) — внутренние ворота северо-восточного дворцового комплекса.

Бутокумон (ворота Доблестной добродетели) — внутренние западные ворота дворцового комплекса.

Гёкася (покои Застывших цветов) — находятся в северо-западной части дворцового комплекса. Обычно там жили придворные дамы. У входа росли красная и белая сливы, поэтому иначе это здание называли Умэцубо — Сливовый павильон.

Гиёдэн (дворец Благодатного света) — расположен с восточной стороны от дворца Сисиндэн (главного здания дворцового комплекса). [54]

В Гиёдэн хранились фамильные ценности императорского семейства, там же проходили обсуждения важных государственных цел. Дворец Гиёдэн соединялся галереей с северной частью дворца Сюнкёдэн. Галерея носила название Сакон-но дзин (Левая караульня), там помещались воины из Левой личной императорской охраны.

Гэнкимон (ворота Таинственного блеска) — северные внутренние ворота дворцового комплекса.

Дзёгандэн (дворец Созерцания истинной чистоты) — находится в северной части дворцового комплекса. Его занимали чиновники, ведавшие делами женских покоев дворца. Там же находились покои Высочайшего ларца (Микусигэдоно), где шились и хранились наряды для императорского семейства.

Дзекёдэн (дворец Одаривающий ароматами) — здание, расположенное в центре дворцового комплекса, севернее Дзидзюдэн. Здесь устраивались пиршества, проводились поэтические турниры и музицирования

Дзёнэйдэн (дворец Извечного покоя) — находится в северной части дворцового комплекса. В Дзёнэидэн жили императрицы и наложницы высших рангов. Как правило, именно там устраивались танцы «пяти танцовщиц» («госэти»), поэтому дворец называли также дворцом Пяти танцовщиц — Госэтидэн.

Дзидзюдэн (дворец Добродетельной старости) — здание в центральной части дворцового комплекса, севернее Сисиндэн. Сначала в этом дворце жил сам император, позже, когда местом постоянного пребывания высочайшей особы стал дворец Сэйредэн, здесь стали устраивать торжественные пиршества, проводить соревнования по сумо, игры в мяч и пр.

Иммэймон (ворота Сокрытого света) — внутренние дворцовые ворота. Находятся с западной стороны комплекса.

Каёмон (ворота Радостного света) — внутренние дворцовые ворота. Находятся с восточной стороны комплекса, недалеко от покоев Сёёся.

Кёсёдэн (Архивный дворец) — находится с западной стороны от Сисиндэн, напротив Гиёдэн. Здесь размещался Императорский архив Курододокоро. В юго-западной части дворца располагались мастерские (цукумодокоро), где изготовлялась утварь для высочайшего семейства.

Кианмон (ворота Увенчанного покоя) внутренние северо-западные ворота дворцового комплекса.

Кокидэн (дворец Щедрых наград) — находится в северо-западной части дворцового комплекса, непосредственно за Дзёкёдэн. Как правило в Кокидэн жили самые влиятельные наложницы.

Корёдэн (дворец Грядущей прохлады) — расположен к западу от Сэйрёдэн. Обычно здесь жили наложницы высших рангов.

Рёкидэн (дворец Узорчатых шелков) — расположен к северо-востоку от Сисиндэн. В Рёкидэн хранилась утварь и одеяния для синтоистских ритуалов.

Рэйкэидэн (дворец Живописных видов) — находится в северо-восточной части дворцового комплекса. Здесь жили императрицы или наложницы высших рангов.

Сёёся (покои Отраженного света) — находятся в восточной части дворцового комплекса и состоят из Северного и Южного строений. [55]

Южное называется также Грушевым павильоном (Насицубо), поскольку перед ним растет груша. В покоях Отраженного света жили императорские наложницы, часто здесь размещался и наследный принц.

Сёмэймон (ворота Одаривающие светом) — центральные ворота дворца.

Сигэйса (покои Светлых пейзажей) — находятся в северо-восточной части дворцового комплекса. Южное строение называется также павильоном Павлоний (Кирицубо), поскольку перед входом растет павлония. Здесь жили менее влиятельные наложницы.

Сисиндэн (дворец Пурпурных покоев) — главное здание дворцового комплекса. Находится в южной его части, поэтому иногда называется также Южным дворцом (Надэн). У входа с восточной стороны растет вишня, с западной — померанец.

Сихося (покои Внезапных ароматов) — находятся в северо-западной части дворцового комплекса. Обычно здесь жили придворные дамы, а также размещался глава Правой личной императорской охраны (Удайсё), когда оставался на ночь во дворце. Недалеко от входа в покои Внезапных ароматов находилось сожженное молнией дерево, поэтому это здание называли Грозовым павильоном (Каннарицубо).

Сэйрёдэн (дворец Чистой прохлады) — расположен к северо-западу от Сисиндэн. Здесь обычно жил сам император, а также устраивались некоторые церемонии (Утреннее поздравление в первый день года и пр.).

В восточном саду дворца — ручей, образующий небольшой (высотой примерно 20 см) водопад. Около этого водопада постоянно дежурил кто-нибудь из придворных (так называемый страж Водопада).

Сэнъёдэн (дворец Явленного блеска) — расположен в северной части дворцового комплекса. В Сэнъёдэн жили императорские наложницы.

Сэнъёмон (ворота Явленного света) — восточные внутренние дворцовые ворота.

Сюнкёдэн (дворец Весенней радости) — расположен к юго-востоку от Сисиндэн. Здесь хранилось оружие и амуниция.

Тёракумон (ворота Долгой радости) — внутренние дворцовые ворота. Находятся с юго-восточной стороны комплекса.

Токадэн (дворец Восхождения к цветам) — расположен в северной части дворцового комплекса. Здесь жили императрицы и наложницы высших рангов.

Уммэйдэн (дворец Теплого света) — находится с восточной стороны от Сисиндэн. В покоях этого дворца хранились регалии императорской власти — зеркало, яшма и меч.

Хигёся (покои Летящих ароматов) расположены с северо-западной стороны от Сэйрёдэн. Это здание называют также павильоном Глициний (Фудзицубо), потому что перед входом растут глицинии. В Хигёся жили императрицы и императорские наложницы.

Читайте также:  Дзен и японская поэзия Стихи монаха дзен Рекана (1758-1831)

Эйаммон (ворота Вечного покоя) — внутренние дворцовые ворота (юго-западные).

Энсэймон (ворота Утверждения порядка) — внутренние дворцовые ворота (юго-восточные).

Югимон (ворота Торжествующей справедливости) — внутренние Дворцовые ворота (западные). [56]

АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ УСАДЬБА В ЭПОХУ ХЭЙАН

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭПОХУ ХЭЙАН

Государственный совет (Дайдзёкан) (табл. 1)

Высший административный орган. Главой Государственного совета был Великий министр (дайдзёдайдзин).

В начале эпохи Хэйан великими министрами становились, как правило, принцы крови, но к концу X в. это звание перешло к регентам и канцлерам. Должность чисто номинальная.

Левый министр (садайдзин)

— фактически основная фигура в Государственном совете, занимавшаяся делами правления.

Правый министр (удайдзин)

замещал левого министра в его отсутствие. Ведал подготовкой и проведением различных придворных церемоний.

Министр двора (найдайдзин)

— должность, не предусмотренная кодексом Тайхорё. Министр двора непосредственно занимался делами императорского семейства и замещал левого и правого министров в их отсутствие.

Первым министром двора был Фудзивара Каматари (614-669) — один из высших сановников при дворе имп. Тэнти (626-671), основатель рода Фудзивара. После него министры двора не назначались, и только в конце VIII в. эта должность была восстановлена, хотя бывали периоды, когда во главе Государственного совета стояли только три министра — великий, левый и правый.

Старший советник министра (дайнагон)

непосредственно подчинялся великому министру. Ведал всеми делами в случае отсутствия министров. Кодекс Тайхорё предусматривал наличие четырех дайнагонов, но вскоре их число сократилось до двух. При императоре Уда (887-897) была учреждена должность заместителя старшего советника
(гон-дайнагон),
в результате чего старших советников стало трое. Впоследствии число заместителей увеличилось, и соответственно увеличилось число старших советников (их стало сначала восемь, затем шесть).
Гон-даинагон
со временем становился обычно
дайнагоном.
Второй советник министра (тюнагон)

— должность, не предусмотренная кодексом Тайхорё. Возникла, когда число старших советников
(дайнагонов)
сократилось до двух. В 756 г. была введена должность заместителя второго советника
(гон-тюнагон).
Заместитель второго советника со временем, как правило, становился вторым советником. Выполнял те же функции, что и старший советник.

Младший советник министра (сёнагон).

Основной обязанностью младшего советника была передача императорских указов. У него хранились императорская печать, печать Государственного совета и «колокольчик императорского посланца» (который вручался каждому придворному, отправлявшемуся куда-то по распоряжению императора). По звону этого колокольчика придворного должны были обеспечивать на станциях всем необходимым для дальнейшего передвижения. Кроме того, младший советник должен был переписывать набело основные Указы и постановления.
[58]
Государственный совет (Дайдзёкан) (табл. 1)

[59]

После того как в 810 г. был учрежден Императорский архив
(Курододокоро),
многие функции младших советников перешли к архивариусам
(куродо),
и в их ведении остались только колокольчик и печати.

Левая и Правая ревизионные канцелярии (Сабэнкан, Убэнкан) —

подчинялись непосредственно Государственному совету. Ревизоры осуществляли контроль за восемью ведомствами. Каждая канцелярия надзирала за деятельностью четырех ведомств (табл. 2), имея в своем распоряжении всю их документацию. Ревизоры, как правило, назначались из среды ученых.

Государственные советники (санги, сайсё)

— должность, не предусмотренная кодексом Тайхорё. Советники входили в состав Государственного совета и привлекались к обсуждению важнейших государственных дел наравне с министрами и их советниками (дайнагонами). Обычно на эту должность назначали людей, известных своей ученостью. Советники, как правило, одновременно занимали ведущие места в других ведомствах.

Вице-советники (хисанги)

— лица Четвертого ранга (а не Третьего, необходимого для того, чтобы стать советником), по ряду причин допускаемые до участия в обсуждении государственных дел наравне с советниками.

Восемь ведомств (табл. 2)

1. Ведомство дворцовых служб (Накацукасасё)

— ведало внутренними делами императорского дворца. Главой ведомства (Накацукасакё) становилось лицо Четвертого ранга, как правило принц крови. Одной из значительнейших должностей в Ведомстве дворцовых служб являлась должность близкоприслуживающего
(дзидзю).
На эту должность обычно назначались юноши из знатнейших столичных семейств, имеющие Пятый ранг и недавно начавшие служить во дворце.
Дзидзю
должен был постоянно находиться при императоре, опекать его, следить за исполнением его желаний, наблюдать за точным следованием этикету. Нередко
дзидзю
имел также должность в Государственном совете, являясь советником министра
(дайнагоном
или
тюнагоном)
или государственным советником
(санги).
Ведомство дворцовых служб имело в своем подчинении шесть управлений (рё

или
цукаса)
и Службу срединных покоев
(Тюгусики).
Начальниками управлений (то)

назначались чиновники Пятого ранга. Главой Службы срединных покоев
(дайбу)
был чиновник Четвертого ранга.

2. Церемониальное ведомство (Сикибусё, Нори-но цукаса)

— ведало проведением всех дворцовых церемоний и их подготовкой, занималось вопросами образования и контролировало деятельность гражданских чиновников.

Главой ведомства мог быть только принц крови не ниже Четвертого ранга. Глава ведомства (сикибукё)

имел в своем распоряжении Двух помощников, назначаемых из числа чиновников Пятого ранга. Старший помощник обычно являлся наставником императора.
[60]
Восемь ведомств (табл. 2)

[62] Церемониальному ведомству подчинялась Палата наук и образования (Дайгакурё),

непосредственно занимавшаяся подготовкой и обучением государственных чиновников. Глава Палаты наук
(го)
обычно определял порядок проведения больших праздников, руководил их подготовкой.

3. Ведомство упорядочения и установлений (Дзибусё, Осамуру-цукаса)

— занималось различными тяжбами, ведало вопросами родословных, в семьях выше Пятого ранга разрешало споры о наследстве, браках, об установлении старшинства среди членов рода, руководило проведением похорон, подготовкой к государственным дням скорби, ведало монастырями и приемом иностранных послов.

Главой ведомства (дзибукё)

могло быть лицо не ниже Четвертого ранга.

Ведомству подчинялось три управления, начальниками которых (го)

назначались чиновники Пятого ранга.

Музыкальная палата (Гагакурё)

— осуществляла подготовку танцоров и музыкантов для дворцовых празднеств, занималась обучением юношей из аристократических семейств танцам, пению и музыке.

Палата посольств и монастырей (Гэмбарё)

— занималась отправлением послов в другие страны и приемом чужеземных посольств, ведала делами монастырей.

Управление императорских гробниц (Сёрёрё)

— ведало организацией похорон для членов императорского семейства, осуществляло контроль над состоянием гробниц.

4. Налоговое ведомство (Мимбусё)

— ведало учетом населения, сбором налогов и назначением трудовых повинностей.

Главой ведомства (мимбукё)

могло быть лицо не ниже Четвертого ранга.

Ведомству подчинялись два управления: Управление финансов (Кадзуэ-но цукаса),

ведавшее учетом населения и контролировавшее финансовое состояние страны, и Налоговое управление
(Тикара-но цукаса),
ведавшее непосредственным сбором налогов и назначением трудовых повинностей.

Начальниками управлений (го)

назначались чиновники Пятого ранга.

5. Военное ведомство (Хёбусё, Цувамоно-но цукаса)

— занималось обучением воинов, подготовкой и формированием военных отрядов, ведало военной амуницией, конюшнями и пр.

Главой ведомства (хёбукё)

назначался принц крови не ниже Четвертого ранга.

Военному ведомству первоначально подчинялось пять управлений: кавалерийское, строительное, военно-музыкальное, флота, охотничье. Позже управления были частично объединены, частично ликвидированы, и в непосредственном подчинении Военного ведомства осталось только одно Отделение надзора за охраной дворцовых ворот (Хаято-но цукаса),

которое контролировало деятельность дворцовой охраны.

Главой Отделения надзора (ками)

был чиновник Шестого ранга.

6. Судебное ведомство (Гёбусё)

— занималось рассмотрением прошений и назначением наказаний за провинности.

Главой ведомства (гёбукё)

могло быть лицо не ниже Четвертого ранга.
[63]
Ведомству подчинялось Отделение тюрем (Хитоя-но цукаса),

ведавшее вопросами содержания заключенных.

Глава Отделения (коми)

назначался из числа чиновников Шестого ранга.

7. Ведомство по делам казны (Оокурасё)

— учитывало и распределяло поступавшие из провинции доходы, устанавливало цены, ведало хранением золота, серебра, драгоценных камней.

Главой ведомства (окуракё)

назначалось лицо не ниже Четвертого ранга.

Сначала ведомство имело в своем распоряжении пять управлений: металлической утвари, лаковых изделий, швейное, ткачества, дворцового убранства. Затем управления объединились или были ликвидированы, и осталось одно Отделение ткачества (Орибэ-но цукаса),

глава которого
(коми)
имел, как правило, Шестой ранг.

8. Ведомство внутридворцовых дел (Кунайсё)

— ведало всеми службами, связанными с внутренней жизнью дворца.

Глава ведомства (кунайкё)

имел обычно Четвертый ранг.

Ведомству подчинялись: Служба императорских трапез (Даидзэн-сики)

во главе с
дайбу,
который назначался из чиновников Пятого разряда; пять управлений
(рё
или
цукаса)
во главе с
го,
назначавшимися из чиновников Пятого ранга, и пять отделений
(цукаса)
во главе с
сё,
имевшими, как правило, Шестой ранг.

Шесть служб сторожевой охраны (табл. 3)

1. Левая и Правая личные императорские охраны (Саконоэфу, Уконоэфу)

— охраняли императорский дворец, сопровождали императора при выездах.

Во главе охраны стоял старший военачальник (дайсё),

имевший Третий ранг. В середине эпохи Хэйан
дайсё,
как правило, одновременно являлся министром или советником министра
(дайнагоном
или
тюнагоном).
В подчинении у старшего военачальника находился второй военачальник (тюдзё). Тюдзё

имел, как правило, Четвертый ранг и одновременно мог быть назначен государственным советником
(сайсё-но тюдзё)
или главным архивариусом
(то-но тюдзё).
В составе Личной императорской охраны было обычно два или четыре военачальника.

Младшие военачальники (сёсё)

назначались из лиц Пятого ранга. Нередко они служили еще и в Ревизионной канцелярии
(бэн-но сёсё)
или в Императорском архиве
(куродо-но сёсё).
В составе Личной императорской охраны обычно бывало четыре младших военачальника.

Военачальники (дайсё, тюдзё

и
сёсё)
обычно сопровождали императора при выездах и во время особенно торжественных церемоний с луком и стрелами в руках.

Старшие стражники (сёгэндзё

или
дзо)
постоянно находились при императорской особе. Обычно они имели Шестой ранг и служили одновременно в Императорском архиве
(куродо-но дзо).[64]
Шесть служб сторожевой охраны (табл. 3)

[65] Младшие стражники (сёсо) и

служители
(тонэри)
выполняли различные несложные обязанности во время обрядов и церемоний, из них формировалась охрана императорского дворца, они же совершали ежедневные ночные обходы.

2. Левая и Правая привратные охраны (Саэмонфу, Уэмонфу) —

в отличие от Личной императорской охраны, которая охраняла непосредственно императорские покои, контролировали внешние подступы к императорскому дворцу.

Начальником привратной охраны (эмон-но ками)

назначалось лицо Четвертого ранга, часто имевшее также звание советника министра или государственного советника.

Начальнику подчинялись помощник (эмон-но сукэ)

и стражники
(дзо, сакан).
Стражник дзо

именовался также
югэй-но цукаса
(несущий колчан), ибо обычно в руках у него был лук, а за спиной — колчан со стрелами.

3. Левая и Правая дворцовые охраны (сахёэфу, ухёэфу)

охраняли ворота императорского дворца, наблюдали за порядком во дворце, сопровождали членов императорского семейства во время торжественных выездов.

Звания те же, что и в Привратной охране.

Императорский архив (Курододокоро, табл. 4)

Императорский архив не был предусмотрен кодексом Тайхорё, его учредили в начале IX в. Первоначально в ведении служителей Императорского архива находились самые ценные рукописи и императорские рескрипты, но очень скоро он стал ведать всеми дворцовыми делами. Архивариусы (куродо)

всегда находились в покоях императора, передавали его поручения, распоряжались проведением церемоний. В их ведение постепенно попали гардероб и стол императора. Архивариусами обычно назначались юноши из знатных семейств, эта должность для многих становилась началом придворной карьеры. (Все самые могущественные особы из рода Фудзивара — Мититака, Корэтика, Митинага — начинали свою придворную службу с Императорского архива.)

Главой Императорского архива (бэтто)

назначалось лицо Второго Ранга, как правило левый или правый министр, реже — старший советник министра
(дайнагон).
Под началом у главы архива (должность чисто номинальная) были двa главных архивариуса (куродо-но го),

ведавшие различными сторонами дворцовой жизни. Они назначались из лиц Четвертого ранга, причем, как правило, один из них служил одновременно в Ревизионной канцелярии
(то-но бэн),
а второй — в личной императорской охране
(го-но тюдзё).
В распоряжении главных архивариусов были три хранителя Пятого Ранга (гои-но куродо)

и четыре хранителя Шестого ранга
(рокуи-но куродо),
выполнявшие мелкие поручения императора, прислуживавшие три высочайших трапезах. Хранители часто служили в Личной императорской охране
(Коноэфу)
или в Привратной охране
(Эмонфу).
Императорские мастерские (Сурисики, табл. 5)

[66]

Императорские мастерские занимались ремонтом и изготовлением утвари для императорского дворца. Учреждение, не предусмотренное кодексом Тайхорё. Глава мастерских
(дайбу)
имел Четвертый ранг.

Задние (женские) покои дворца (Кокю, табл. 6)

Кодекс Тайхорё предусматривал наличие определенного числа наложниц разных категорий в женских покоях дворца.

Наложниц высшей категории (следующих по значительности своего положения за императрицами) (хи)

— две.
Хи
выбирались среди принцесс крови.

Наложниц средней категории (фудзин)

— три.
Фудзин
выбирались из числа дочерей вельмож Третьего ранга.

Наложниц низшей категории (химэ)

— четыре.
Химэ
выбирались из числа дочерей чиновников не ниже Пятого ранга.

В конце VIII — начале IX в. возникло новое звание — высочайшая наложница (нёго),

которое вытеснило все прежние. Сначала
нёго
выбирались среди дочерей придворных сравнительно невысоких рангов (Четвертого или Пятого) и, в сущности, ничем не отличались от
химэ,
но к концу IX в. авторитет
нёго
значительно возрос, их стали выбирать среди дочерей вельмож не ниже Третьего ранга (как правило, они были принцессами крови или же дочерьми принцев крови, великих министров). При благоприятном стечении обстоятельств (чаще всего при наличии могущественного покровителя в лице отца, брата или дяди)
нёго
могла стать императрицей-супругой (особенно если у нее рождался сын).
[67]
Задние (женские) покои дворца (Кокю, табл. 6)

[68]

Следующим по значительности званием после
нёго
стало звание сменяющей платье
(кои).
Первоначально
кои
распоряжались гардеробом императора и выполняли его мелкие поручения, позже стали прислуживать и в его опочивальне, заняв в женских покоях следующее за нёго положение.
Кои
выбирались из числа дочерей советников министра Четвертого ранга и ниже.

Нёго или кои,

имеющих детей или пользующихся особенным расположением императора, называли обычно служительницами императорской опочивальни
(миясудокоро),
так же называли наложниц наследного принца.

Мёбу — общее название для дам Четвертого или Пятого ранга.

Из наложниц категории нёго

выбиралась императрица-супруга
(тюгу).
Помимо императрицы-супруги существовали еще императрица-мать
(котайго)
— мать правящего императора и великая императрица-мать
(тайкотайго)
— мать предыдущего императора. Первоначально императрица-супруга называлась
кого,
а слово
тюгу
(срединные покои) обозначало всех трех императриц. Кодекс Тайхорё предусматривал Службу срединных покоев
(Тюгусики),
которая занималась делами всех трех императриц. Однако при императоре Итидзё (991—1010) регент Фудзивара Митинага сумел добиться звания императрицы-супруги для своей дочери Сёси, игнорируя тот факт, что при императоре уже была одна императрица-супруга. В результате Тэйси, сохранив за собой звание
кого,
покинула дворец, а Сёси воцарилась в императорских покоях, получив новое звание
тюгу.
С тех пор супругу правящего императора стали называть
тюгу,
а супругу отрекшегося императора —
кого.
Императорским наложницам и императрицам прислуживали придворные дамы (нёбо).

Существовало три разряда придворных дам — высший
(дзёро),
средний
(тюро)
и низший
(гэро).
Так же назывались дамы, находящиеся в услужении у дочери или супруги знатного сановника.

Одним из самых почитаемых женских придворных званий было звание хранительницы Высочайшего ларца (микусигэдоно-но бэтто).

Хранительница Высочайшего ларца возглавляла мастерские, расположенные в покоях Высочайшего ларца дворца Дзёгандэн, где шились и хранились наряды императорского семейства. Это звание получали, как правило, придворные дамы
(нёбо)
высших разрядов. Иногда девицы из знатных семейств поступали на службу во дворец хранительницами Высочайшего ларца, а через некоторое время удостаивались звания
нёго.
Кодекс Тайхорё предусматривал двенадцать служб, ведавших различными сторонами жизни женских покоев.

Важнейшим среди них было Отделение дворцовых прислужниц (найси-но цукаса).

Дамы, в него входившие, прислуживали в высочайших покоях, передавали повеления императора, выполняли его поручения, обучали служанок и надзирали за ними, сопровождали императриц при выездах, следили за соблюдением правил этикета в женских покоях.

Во главе Отделения стояли две главные распорядительницы (найси-но ками),

которые выбирались из числа дочерей сановников Третьего ранга, часто на эту должность назначались дочери великих министров.
[69]
Найси-но ками

находились постоянно в императорских покоях и передавали указания императора остальным служительницам.

Найси-но ками подчинялись четыре распорядительницы (найси-но сукэ)

и четыре младшие распорядительницы
(найси-но дзё),
которые выбирались из числа дочерей чиновников соответственно Четвертого и Пятого рангов. Помимо распорядительниц в Отделении дворцовых прислужниц было около ста служительниц
(нёдзю).
Местные власти

В каждую провинцию (а их в древней Японии было 74) назначался правитель (ками)

сроком на четыре года.

Провинции делились на разряды (дайкоку, дзёкоку, тюгоку

и
гэкоку).
Самым выгодным считалось назначение в
дайкоку
— великие провинции. В провинции Хитати, Кадзуса, Кодзукэ правителями назначались только принцы крови. Неблагоприятным для карьеры считалось назначение в провинцию низшего разряда —
гэкоку.
Часто правители сами в провинции не ездили и, оставаясь в столице, посылали туда своих помощников (сукэ).

Правители, уезжавшие из столицы и поселявшиеся в своей провинции, назывались наместниками (дзурё).

Наместники постепенно становились значительной силой на местах, сплачивая вокруг себя местную знать.

Контроль над местными властями осуществляли особые надзиратели (адзэти),

подчинявшиеся Государственному совету. В эпоху Хэйан эта должность стала чисто номинальной, как правило, на нее назначались советники министра
(адзэти-но, дайнагон, адзэти-но тюнагон),
Управление Западных земель (Дадзайфу)

(табл. 7) ведало провинциями на острове Цукуси (современный Кюсю) и прилегавшими к нему мелкими островами. В обязанности Дадзайфу входили охрана этих земель, сбор налогов с местного населения, поддерживание дипломатических отношений с западными соседями, контроль над частными владениями и монастырями. Главой управления
(соти)
назначалось лицо Третьего ранга, часто принц крови.

Если главой Управления был принц крови, то его обязанности выполняли либо заместитель (гон-но соти),

либо старший управляющий
(дайни),
назначаемые из числа чиновников Пятого ранга.
Гон-но соти
и
дайни
— взаимозаменяемые должности. При наличии в Дадзайфу
гон-но соти дайни
отсутствовал, и наоборот. На более низкие должности
(дайгэн, сёгэн)
назначались местные жители.

Духовенство

Уже в начале VII в. светскими властями была предпринята попытка навести порядок среди священнослужителей, распределив их по иерархическому принципу.

Высшим духовным саном стал сан содзё,

по значению соответствующий Второму рангу придворного.
[70]
Позже возникли звания дайсодзё, содзё

и
гон-содзё.
Содзу — сан, следующий за содзё

(позже возникли
дайсодзу. гон-дайсодзу, сёсодзу, гон-сёсодзу).
Соответствовал Пятому рангу придворного.

Рисси — младший из трех главных духовных санов, соответствующий Пятому рангу. В обязанности рисси

входило принятие обета у вступающих в монашество.

Дзасу — первоначально настоятель любого монастыря, позже так стали называть только настоятелей монастыря Энрякудзи на горе Хиэ (секта Тэндаи).

Хидзири — так называли монахов-отшельников, живущих вне монастыря, в хижинах.

Адзари (санскр. акарья)

— монах высшего класса, имеющий учеников. По значению в иерархической системе следовал за
рисси.
Текст воспроизведен по изданию: Мурасаки-сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). Приложение. М. Наука. 1992

© текст — Соколова-Делюсина Т. Л. 1992 © сетевая версия — Тhietmar. 2013 © OCR — Николаева Е. В. 2013 © дизайн — Войтехович А. 2001 © Наука. 1992

Период Кофун (курганный) — IV – VI в.в.

Период Кофун назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато вторая половина этого периода может носить название “период Ямато”. Главное – это период становления государственности, централизации, что, кроме прочего, послужило толчком к организации масштабных ирригационных работ и активному развитию письменности. В этот период началось распространение буддизма, вскоре взявшего на себя роль общегосударственной идеологии. Хозяйство сильно дифференцируется и практически разделяется на “цеха”, если не “касты”: земледельцы, гончары, рыбаки, солевары, кузнецы. Военные вожди предпринимают военные походы в Корею.

Период Асука (592-710 г.г.).

Период Асука назван по местонахождению резиденций царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов Нара и Киото) и характеризуется не только окончательным становлением того, что теперь назвали бы “правовым государством”, но и всё усиливающимся политическим противоборством. Установление власти императора, формирование института чиновничества, провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.

Теснейшие контакты с Китаем, окончательно сформировавшим к этому времени сильно централизованную империю, начало периода реформ Тайка (в 646 г.), ставивших своей целью превращение Ямато в “цивилизованное” (на китайский манер) государство. Попытка завоевания Кореи оканчивается полным провалом, как следствие, вооруженные силы реформированы, введена регулярная армия и воинская повинность. Столица страны – Фудзивара, правители – императоры Дзитто, Момму и Геммей.

Эпохи Нара и Хэйан

с 710 года по 1185 год

Нара – это первая официальная столица Японии, основание которой пришлось на 710 год. Подражание Китаю сказалось на облике этого города, где было построено множество буддистских монастырей, которые приобрели в последующие годы большой политический вес. Влияние буддизма оказалось настолько значительным, что во избежание дальнейшего уменьшения власти императора Японии в 1984 году столица была перенесена в Нагаоку, а ещё через десять лет – в нынешний Киото, имевший в то время название Хэйан. Хэйан носил статус столицы в течение тысячи лет.
В эпоху Нара в Японии началось снижение влияния китайской культуры, ставшее явным в эпоху Хэйан. Именно в этот период японцы создали собственную азбуку «кана», здесь возникли собственные направления в искусстве и религии. Политика тоже претерпела изменения, так как теперь правительство значительно меньше ориентировалось на Китай, стараясь учитывать внутренние особенности своей страны.

Начавшиеся ещё в эпоху Ямато «реформы Тайка» в дальнейшем привели к обнищанию крестьянства в связи с непосильными налогами. Многие крестьяне в результате оказались вынужденными продать собственную землю, чтобы затем брать её в аренду у крупных землевладельцев. Часть аристократии и монастыри были избавлены от необходимости уплаты налогов. Всё это ослабило власть реальную императора, повысив влияние крупных землевладельцев.

Политическая власть всё это время находилась под контролем клана Фудзивара. Этому способствовали морганатические браки, заключаемые между девушками клана и императорами для усиления власти. Множество руководящих постов занимали люди из клана Фудзивара не только в столице, но и в провинциальных городах. В 1016 году Фудзивара Митинага становится и регентом.

В это время в результате длительного бездарного управления власти утратили своё влияние, будучи не в состоянии обеспечить в стране порядок. Влиятельные землевладельцы были вынуждены нанимать собственные армии из самураев для защиты частных владений, поэтому военные приобрели значительное влияние. Особенно явно этот процесс проходил в восточной части Японии.

В 1068 году император Го-Сандзё сумел настоять на ограничении власти Фудзивара. Даже когда в 1086 году император удалился в монастырь, отрёкшись от престола, его авторитет остался незыблемым. Такая форма правления, установившаяся в Японии с 1086 до 1156 года, была названа «правительством Инсэй», то есть «властью императоров-монахов». Этот период закончился с приходом к власти Тайра Киёмори.

В период эпохи Хэйан, пришедшийся на XII век, на смену утратившему своё влияние клану Фудзивара пришли два соперничающих клана: Минамото (Гэндзи) и Тайра (Хэйкэ). Ещё во времена правления Фудзивара военный клан Тайра добился определённой власти, заняв часть руководящих постов. В то же время Минамото совершенствовали своё воинское мастерство, имея в качестве достижений завоевание земель на севере Хонсю в войнах 1050-1059 и 1083-87 годов.

В 1159 году произошло восстание Хэйдзи, в результате чего из двух соперничающих кланов победа осталась за Тайра. Тайра Киёмори оставался у власти до 1178 года, фактически сосредоточив в своих руках всю реальную власть, несмотря на наличие императора и сопротивление конкурентов, среди которых оказался не только клан Минамото, но и военные силы монастырей, набравшие к тому времени немалую силу.
После кончины Тайра Киёмори вновь развернулась борьба кланов, вылившаяся в войну Гэмпэй, продлившуюся в 1180 по 1185 год. На этот раз победителем вышел другой клан, и лидерство в стране захватил Минамото Ёритомо, получивший вскоре статус сёгуна, то есть, главнокомандующего. Сёгунат или «бакуфу» был основан им на родине, в городе Камакура, как была названа и последовавшая за этими событиями эпоха.

Период Нара (710-794 г.г.).

Период Нара назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара, находящейся в центре материковой части страны. Численность населения столицы – до 200 000 человек. Название страны было изменено на “Япония” (“Нихон” — “там, откуда восходит солнце”). Активное строительство государства централизованного типа в соответствии с законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется “рицуре кокка” (“государство, [основанное] на законах”). Строгое узаконенное социальное ранжирование при сильнейшей тяге к сохранению родовых связей. Широкое распространение письменности на базе системы обучения. Появление письменных памятников — мифологическо-летописных сводов “Кодзики” и “Нихон секи”.

Армия обслуживает только внутренние необходимости государства, численность её подразделений в столице составляет порядка 5000 человек. Активное и системное строительство разветвленной сети отличных дорог, на которых организовано 400 почтовых дворов с интервалами пути между ними в 16 км. Таким образом, эффективно решена проблема перемещения – всего за неделю, двигаясь из столицы, можно было достичь любой самой удаленной точки страны. Как ни странно, внимание уделено сугубо сухопутным способам путешествий. Водный транспорт не развит совершенно и не пользуется спросом.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Целью данной работы является изучение повседневной жизни японских аристократов в хэйанский период отстранения знати от политической деятельности.

Ключевые слова: история, Япония, аристократия,архитектура, одежда, Хэйан

The purpose of this article is to study the daily life of Japanese aristocrats during the Heian period of removing the nobility from political activities.

Keywords: history, Japan, aristocracy, architecture, clothing, Heian

В середине X века типичная усадьба аристократа представляла собой комплекс из нескольких зданий, окружённый садом, имитировавшим естественный ландшафт. Данный архитектурный стиль получил название синдэн дзукури. Главная постройка комплекса — синдэн — была прямоугольной, одноэтажной, с остроконечной крышей. Просторное основное помещение делилось на более маленькие зоны занавесками, бамбуковыми или тростниковыми ширмами. Остальные комнаты отгораживались от синдэн и открытой веранды при помощи раздвижных деревянных ставней. В целом архитектуру жилых строений периода Хэйан можно назвать простой и минималистичной. На рис. 1 представлено святилище Ицукусима, построенное в стиле синдэн дзукури.

Рис. 1. Святилище Ицукусима

Так же можно охарактеризовать и обстановку в домах данной эпохи. Основными предметами утвари являлись сундуки, ящики для хранения письменных принадлежностей и поэтических антологий, курильницы и подсвечники, а также зеркала и прочие мелкие туалетные принадлежности. Главным материалом при изготовлении предметов домашнего обихода, как и в строительстве, было дерево, для большей эстетической привлекательности и долгой сохранности вещей покрывавшееся лаком по технологиям, заимствованным из Китая. Металл (чаще всего бронза, иногда серебро) и керамика использовались реже, но всё же присутствовали в хэйанских домах.

Аристократия периода Хэйан одевалась преимущественно в шёлк и его производные (например, парчу). Одежды были простого покроя, объёмные за счёт своей многослойности. Слои выступали один из-под другого и были выполнены в разных цветах — их сочетаемость и соответствие текущему сезону были одними из главных индикаторов наличия вкуса. Также ношение определённых цветов и материалов регламентировалось в зависимости от возраста и социального статуса носящего и диктовалось поводом, по которому надевался тот или иной наряд. То же касалось и вееров, которые непременно дополняли костюм. Помимо веера, туалет необходимо было подчёркивать ароматами, составление которых считалось большим искусством.

В хэйанскую эпоху технологии окрашивания тканей и нанесения на них узоров были значительно упрощены по сравнению с технологиями периода Нара. Однако данная тенденция не означает падение уровня мастерства ткачей — она связана со сменой эстетических предпочтений их заказчиков. В Хэйан яркость и вычурность моды Нара отходят на задний план, и всё более начинают цениться приглушённые тона, скромность вышивки и изящные силуэты. Поэтому хэйанские ткани и костюмы можно назвать не столько менее богатыми, сколько более утончёнными в сравнении ними же в предшествующий период.

Рис. 2. Костюм в хэйанскую эпоху

Несмотря на свой высокий статус и наличие определённых привилегий, хэйанские аристократы питались не только неполноценно, но даже недоедали. Рацион двух основных ежедневных трапез, как и перекусов, был достаточно скудным, преимущественно вегетарианским. Основным источником углеводов в рационе выступал рис, в праздничные дни заменявшийся сладким картофелем. Также употреблялось большое количество овощей, однако из-за того, что большинство овощных блюд термически обрабатывалось, компенсировать недостаток витаминов с их помощью было невозможно. Белковая пища была практически полностью представлена рыбой и морепродуктами, причём не столько из-за вкусовых предпочтений аристократов, сколько потому, что по буддийским законам употреблять животную пищу, не считая даров моря, яиц и мяса некоторых птиц, запрещалось. Нехватка жиров в рационе была обусловлена резким снижением потребления молочных продуктов в связи с возникшими в начале периода Хэйан проблемами в области их производства и поставки. При приготовлении блюд в распоряжении хэйанской аристократии были несколько видов специй и три разновидности натуральных подсластителей, в том числе мёд. Сахар, наравне с фруктами, орехами и дроблёным льдом, считался особенным деликатесом и употреблялся крайне редко. В качестве питья в период Хэйан, помимо обычной воды, выступало лишь рисовое вино: чай в те времена уже выращивался на территории Японии, но использовался исключительно в медицинских целях.

Основной целью знатного вельможи в период Хэйан являлось поддержание и повышение собственного статуса в обществе. Для достижения этой цели важно было не только продвижение по карьерной лестнице и налаживание выгодных связей, в том числе при помощи брака, но и соответствие образу, подобающему аристократу. Для мужчины, помимо ношения богатых одежд, считалось необходимым умение танцевать, играть на нескольких музыкальных инструментах, поддерживать светскую беседу и в нужных местах дополнять её остроумными замечаниями. Также ценились каллиграфические навыки и особенно — навыки стихосложения. Здесь следует отметить, что литературный талант в хэйанскую эпоху был единственной возможностью занять высокую должность для мелкого аристократа (путём завоевания личных симпатий своих покровителей при помощи стихов). Продемонстрировать свои достоинства вельможа мог во время квази-формальных или неформальных мероприятий, организуемых представителями высшего общества в качестве досуга. В первую очередь, к таким мероприятиям относились прогулочные выезды на природу, обычно приуроченные к тем или иным сезонным явлениям. Довольно официальные поначалу, подобные экскурсии завершались в непринуждённой обстановке за трапезой, вином, различными увеселениями и обменом подарками. Зимой же, когда прогулки становились наименее комфортными, их альтернативой выступала соколиная охота — единственный вид охоты, не претящий буддийским законам. Известно, что соколиная охота была любимым видом времяпрепровождения как минимум одиннадцати императоров — от Камму до Сиракава.

Помимо прогулок и охоты, существовало ещё несколько возможностей продемонстрировать навык верховой езды, также очень важный для аристократа. Гонки на лошадях были любимы при дворе, несмотря на свою опасность, хотя бы по той причине, что данный спорт ассоциировался у знатных особ с азартной игрой. Что касается наездников, для них важным было не только их умение держаться в седле, но и платья, внешний вид лошадей и т. п.

Большой популярностью среди аристократии пользовалась стрельба из лука: по данному виду спорта при дворе были даже официально учреждены соревнования Дзярай.

Не оставалась без внимания и борьба сумаи — прародительница суммо: в ней знатные мужчины выступали в качестве зрителей. Участвовали же в придворных турнирах победители региональных соревнований, предварительно натренированные членами императорской охраны.

Непосредственно участвовать же аристократы не гнушались в кэмари — командной игре с мячом. Данное развлечение было столь популярно, что каждая знатная семья имела личное поле для кэмари.

Рис. 3. Игра в кэмари в наше время

Что касается благородных женщин, их жизнь была куда более спокойной в сравнении с мужчинами. Время они проводили за упражнениями в каллиграфии, изучением поэтических антологий, музицированием, чтением, подбором нарядов, воспитанием детей и ведением переписки. Их быт преимущественно скрашивали ночные визиты мужей или любовников, а также придворные представления и вышеупомянутые выезды на прогулки.

Представители обоих полов почитали настольные игры, в том числе го, моноавасэ («сопоставление вещей», будь то карты со стихами, ракушки и пр.), нарды. Стоит отметить, что не только женщины, но и мужчины, несмотря на присутствие в жизни последних охоты и спорта, проводили свой досуг преимущественно пассивно.

Литература:

  1. Витязева О. Представление об идеале женской красоты в Японии периода Хэйан // История и культура традиционной Японии. Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск XVI. — М.: РГГУ, 2008.
  2. Лепехова Е. С. Буддийская сангха в Японии в VI—IX веках. — М.: «Восточная литература», 2009.
  3. Грачёв М. В. «Сёмонки» («Записи о Масакадо») // Япония в эпоху Хэйан. Orientalia et Classica XXIV. Труды Института восточных культур и античности. (794–1185) / А. С. Бачурин. — М., 2009.

Период Хэйан (794-1185 г.г.).

Период Хэйан назван по местонахождению новой столицы — Хэйан (букв. “столица мира и спокойствия”, современный Киото, формально остававшийся столицей, т. е. императорской резиденцией аж до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сёэн — усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют “периодом Фудзивара”).

Эпоха Хэйан в истории Японии

Этому периоду свойственно проникновение в Японию китайской цивилизации, с приходом которой в Японию пришел не только буддизм, но и китайская литература, архитектура. Даже формы правления вместе с законами были также заимствованы у китайских правителей. Если раньше власть императора была ограничена влиянием буддийских монахов, то после переноса столицы японский император начал воплощать в жизнь знания, полученные из Китая, но не все заимствованные формы правления подходили Японии, многое корректировалось и видоизменялось в соответствии с потребностями государства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Период Хэйан в Древней Японии и правление Фудзивара 400 руб.
  • Реферат Период Хэйан в Древней Японии и правление Фудзивара 220 руб.
  • Контрольная работа Период Хэйан в Древней Японии и правление Фудзивара 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Многие востоковеды характеризуют новую столицу Хэйан, как великий и прекрасный город. Правление в этот период было организовано достаточно сложно, все звенья чиновников переплетались между собой тесными связями.

Несмотря на стремительное развитие Япония оставалась отчужденной от иного мира, чему свидетельствуют литературные источники и архитектура периода. Как раз в этот период Европу охватили кровопролитные войны, были созваны первые крестовые походы, бушевали религиозные разногласия, в Китае разгорелась гражданская война, а Великая Русь и вовсе подвергалась бесконечным набегам орды. На фоне всеобщих войн и конфликтов история Японии того периода выи действительно выглядит относительно мирной.

Следует также сказать и о другой стороне медали – роскошь дворцов и блеск новой столицы периода Хэйан соседствовали с нищим населением и развалившимися лачугами бедноты. Так из более чем пятимиллионного населения Японии прелестями достойной жизни эпохи Хэйан могли насладиться лишь пять с половиной тысяч человек, которые принадлежали к императорскому двору.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Аристократия и местная знать была поделена на пять рангов, которые передавались лишь по наследству и не имели ничего общего с заслугами человека перед государством, одарить человека рангом имел право только сам император. Высота ранга играла важную роль, от него зависело то, в каком доме мог жить человек и его семья и какую одежду ему можно носить.

Период Муромати, 1392-1568 г.г. (сёгунат Асикага).

Период Муромати назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий (“намбокутё”, двуцарствие 1336-1392 г.г.), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и “период воюющих провинций” (“сэнгоку дзидай”, 1467-1568 г.г.). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода — рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.

Период Эдо, 1603-1867 г.г. (сёгунат Токугава).

Период Эдо назван по расположению ставки сёгунов из рода Токугава в Эдо (современный Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу — вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным “закрытием” страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму.

Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем “японским”.

Период Мэйдзи (1868-1911 г.г.).

Период Мэйдзи назван так по девизу правления императора Муцухито — “светлое правление”. Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах.

Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Источник: компиляция на основе информации сайта aikiklub.clariant.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий