Некоторые японские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты в Японии использовали и используют для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения, их использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий. Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку и даже в современном искусстве.

Барсуквокс/Барсукмин (Badgermin)


Изображение барсуквокса (Badgermin) с сайта NervousSquirrel.com.
В 2012 году таксидермисту и любителю музыки Дэвиду Кранмеру пришла в голову невероятная идея: поместить терменвокс (о нем читайте ниже) внутрь чучела… барсука!

Инструмент создан в единственном экземпляре на базе набора PAiA Theremax Kit, состоящим из панели управления терменвоксом, двух 8 мм антенн и необходимых для коммутации кабелей. Первое выступление с использованием барсуквокса состоялось 1 января 2012 года.

На специальном сайте Кранмер отмечает, что готов создать терменвокс любого вида по индивидуальному заказу. К примеру, позднее таксидермист создал терменвокс-сову по той же технологии, что использовалась при создании терменвокса из чучела барсука.

Полагаем, мистер Кранмер немного не в себе — музыкальные инструменты у него получаются скорее странные, чем необычные.

Читайте также:  Религия и мифология Японии и их влияние на геймдев и аниме

Японская музыка в военные и послевоенные годы

С 1941 г. исполнением западной музыки занимался, в основном, Токийский симфонический оркестр. В 1945 г. он был переименован в симфонический оркестр Тохо, Новый симфонический оркестр стал оркестром NHK (Japan Broadcasting Corporation), и стало появляться множество других симфонических объединений.

Также появляется движение рабочих Роон за приобщение рабочего народа к музыкальной культуре.

Японские композиторы этого времени, сочиняя оперы, берут за основу и японские сказания и буддийские предания.

В 1951 г. в NHK открывается музыкальная студия электронной музыки.

Создаются Японская ассоциация современной музыки, которая существовала и до войны под другими именами и каждый год организовывала фестивали, Ассоциация современных композиторов (1946), Синсэйкай (1946), Тидзинкай (1948) и экспериментальная студия Дзиккэн Кобокай (1949).

В 60-е гг. группа появились группы «Онгаку» и «Новое направление», выступающие за импровизацию, но многие группы сочиняли музыку для Оркестра Ниппония, состоящего из традиционных инструментов.

Иностранные музыканты стали снова посещать Японию с середины 50-х гг., и японские музыканты и композиторы также приобретали известность за границей.

В настоящее время западная музыка процветает в Японии. Преподавание, исполнение, музыкальная литература, изготовление инструментов, – все это теперь не уступает Европе. В Токио существуют шесть симфонических оркестров, и все виды западной музыки исполняются и сочиняются в Японии: от музыки Ренессанса и барокко до джаза, рока и других современных направлений. Противостояние между западной и традиционной музыкой сохраняется, но выражено не так явно, как это было ранее.

Вотерфон


Вотерфоны разных размеров.
Вотерфон изобрел и запатентовал Ричард Уотерс в 1968 году. В качестве музыкального инструмента вотерфон использовался в саундтреке таких фильмов, как «Впусти меня», «Полтергейст» и «Матрица».

Главная роль в инструменте отведена воде, благодаря которой он и звучит. Вотерфон состоит из чаши-резонатора из нержавеющей стали и множества бронзовых стержней различной длины, расположенных по краю чаши. Звуки извлекаются при помощи смычка, резиновых молоточков, пальцев и всего, что может создавать вибрации. Движение воды внутри чаши изменяет звучание вотерфона.

Звучание инструмента сравнивают с пением китов. По словам самого Уотерса, однажды Джим Ноллмен, друг изобретателя, играл на вотерфоне посреди океана. Уотерс утверждает, что импровизированный концерт недалеко от Гавайев привлек внимание синих китов, которые окружили Ноллмена и не уплывали до тех пор, пока мужчина не закончил выступление.

Самый популярный

Страна восходящего солнца особая, непохожая на другие. Поэтому национальный японский музыкальный инструмент тоже необычный. Его называют сямисэн. Это японский щипковый музыкальный инструмент. Он имеет три струны, прикрепленные к деревянному каркасу, обтянутому шкурой кошки, змеи или собаки. Инструмент обтягивают с двух сторон. Длина его 100 сантиметров. Играют на сямисэне при помощи специального приспособления — плектра, заменившего ранее применявшийся медиатор. Исполнители, обладающие высоким мастерством, могут извлечь из этого инструмента особые звуки — савари. Кроме того, сямисэны отличаются друг от друга высотой тона и тембрами. Сказители и певцы аккомпанировали себе во время выступления, играя на этом инструменте. Появление этого инструмента относят к середине 16 века. На сямисэне играют в трех разных стилях. Миньё — исполнение народных песен. Катари-моно — подыгрывание сказителю. Ута-моно — песенный стиль, используется для сопровождения театральных представлений Кабуки. На сямисэне обязательно должны были уметь играть гейши в эпоху Токугава.

Гипербасовая флейта (Флейта-гипербас)


Первая версия гипербасовой флейты.
Гипербасовая флейта — самый большой и низкозвучащий деревянный духовой инструмент, длина которого может достигать 15 метров. Первый экземпляр гипербасовой флейты был создан флорентийским мастером Франческо Ромеи для итальянского флейтиста Роберто Фаббричиани, выступившего в роли спонсора проекта. Именно Фаббричиани назвал инструмент гипербасовой флейтой (англ. Hyperbass Flute, итал. Flauto Iperbasso).

Инструмент звучит на четыре октавы ниже, чем обычная концертная флейта (на 3 октавы ниже басовой флейты, на 2 октавы ниже флейты-контрабас и на одну октаву ниже двойной флейты-контрабас). Нижняя нота — C0 (До субконтроктавы), что делает звучание гипербасовой флейты на одну октаву ниже обыкновенного фортепиано. Нижний звук инструмента звучит на частоте 16 Hz, выходя за рамки возможностей человеческого слуха, различающего звуки в диапазоне от 20 до 20 000 Hz.

В качестве материалов корпуса выступают ПВХ и дерево. Отверстия флейты прикрываются всей рукой, а инструмент не имеет привычных клавиш.

Читайте также:  От лагмана до рамена: популярные рецепты азиатских блюд из лапши

Флейта дидзы

Сделана из бамбука. Благодаря тому, что идея довольно проста, очень многие народности дошли до изобретения подобного инструмента. У дидзы, однако, есть отличие от других флейт – на одном из отверстий наклеена пленка. Она позволяет сделать звук более звонким. На юге используется длинная дидзы, на севере – короткая.

В Китае обнаружены 8000-летние инструменты, подобные дидзы, сделанные из кости. Вдревности иероглиф «ди», входящий в название инструмента, означал также «о. Поэтому дидзы называют инструментом, очищающим душу.

Керамическая гитара


Керамическая гитара в руках Дэна Эрлвайна.
Неизвестно, кто создал керамическую гитару, но первым на необычный музыкальный инструмент обратил внимание американец Дэн Эрлвайн.

В 1963 году Эрлвайн устроился на работу подмастерьем в мастерскую Herb David Guitar Studio в городе Энн-Арбор, штат Мичиган (США), где начал осваивать азы ремонта и изготовления гитар. К середине 2000-х годов Эрлвайн превратился из подмастерья в уважаемого гитарного мастера, а количество гитар, прошедших через его руки, исчисляется десятками тысяч.

Эрлвайн признается, что за все время работы повидал множество самых причудливых гитар, но самым необычным инструментом стала керамическая гитара, оказавшаяся в руках Дэна в середине 2020 года. Информации о том, кто первоначально изготовил этот инструмент нет, как нет и информации о технологии производства керамической гитары.

Колесная лира (Hurdy-Gurdy)


Уличный музыкант с колесной лирой.
Струнный язычковый инструмент известен в Европе с конца XII века под названием «органистр», а древнейшие изображения колесной лиры, датирующиеся 1175 и 1188 годами, были обнаружены в английской книжной миниатюре и на барельефе собора Святого Иакова в Испании. Самая старая колесная лира, дошедшая до наших дней, относится к XII веку и представляет собой громоздкий инструмент для игры двух человек — один вращает ручку, а второй изменяет положение стержней.

С появлением в XIII веке облегченной колесной лиры, инструмент стал обязательным атрибутом средневековой культуры менестрелей. Лира потеряла популярность в XV веку: к тому времени колесная лира считалась инструментом бродяг и нищих. Возвращение популярности инструмента пришлось на XVIII век, когда лира приобрела популярность среди французской аристократии.

В России колесные лиры появились около XVII века, также ассоциируясь с бродягами, нищими и скоморохами, исполняющими незатейливые и шутливые песни под аккомпанемент инструмента. Несмотря на непростое отношение со стороны людей, в России колесная лира приобрела статус русского народного инструмента.

Во время игры лиру кладут на колени, извлекая звуки при помощи вращения ручки колеса и изменения положения стержней, с которыми связаны струны. Количество струн достигает 11 штук: большая часть из них вибрирует монотонно и одновременно в результате трения о колесо, а 1-4 отдельных струны воспроизводят мелодию.

Звучание колесной лиры отличается мощью, монотонностью и минорным гнусавым оттенком, вызывая ассоциации с музыкой народов Среднего Востока. Во многом качество звука зависит от точного центрирования колеса и гладкости его поверхности.

Кошачье фортепиано/Кошачий клавесин/Кошачий орган


Изображение кошачьего фортепиано из книги «Magia Naturalis naturae et artis» (1657) Гаспара Скотта, ученика Афанасия Кирхера.
Подтвержденных сведений о существовании реального прототипа кошачьего фортепиано не существует, а сам инструмент описывается только в литературе XIX века в виде гротескной идеи. Тем не менее, мы не могли не включить его в список необычных музыкальных инструментов.

Описание кошачьего фортепиано первым сделал немецкий ученый Афанасий Кирхер в середине 1650-х годов. Согласно Кирхеру, инструмент состоит из цепи из 7-9 кошек, зафиксированных на одном месте, чьи хвосты связаны с клавиатурой. Кошки и коты подбираются по высоте тона мяуканья. Нажатия клавиш тянуло животных за хвосты, которые начинали кричать от боли. Таким образом, описанный немцем инструмент ближе к клавикорду, чем фортепиано, которое во времена Кирхера не существовало.

Упоминание о подобном инструменте (независимо от описаний Кирхера) встречается в произведении «Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях» французского писателя Жана-Батиста Векерлена, написанном в 1887 году. Векерлен рассказывал об инструменте «пиганино» (от англ. Pig — свинья), в котором в качестве источника звука использовались свиньи.

Кризалис


Кризалис.
Струнный музыкальный инструмент под названием «Кризалис» сконструирован Крисом Форстером в 1975 году. Форстер признается, что дизайн инструмента создавался под влиянием каменных календарей ацтеков. Изобретатель описывает звучание инструмента, как игру ветра на арфе.

Читайте также:  Азия » Япония » Золотой павильон в Киото (Кинкакудзи)

Идея создания кризалиса пришла в голову Крису в тот момент, когда его заинтересовала возможность использовать колесо с натянутыми струны в качестве музыкального инструмента. Кризалис представляет собой два деревянных колеса, на которые натянуто по 82 струны. Во время игры колеса свободно вращаются в противоположных направлениях.

Японская дудочка

Флейта из бамбука под названием сякухати также пришла в Японию из Китая. Ее название точно характеризует ее длину. «Сяку» — фут, а «хати» — восемь. По нашим меркам 54,5 сантиметров. Со временем ее научились изготавливать и в этой стране. На сегодняшний день эти японские музыкальные инструменты широко распространены. Всего их существует около 20 видов. Эта флейта является любимицей народа за красоту звучания и простоту изготовления. Оригинальные звуки, которые извлекают из нее музыканты, часто используются для написания музыки для медитации.

национальный японский музыкальный инструмент

Никельхарпа


Современная никельхарпа.
Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».

Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.

В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.

Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.

Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.

Октобас


Гуро Мё играет на октобасе в рамках фестиваля Only Connect, Осло, Швеция.
Самым крупным по размерам и низким по звучанию смычковым инструментом считается октобас, также именуемый октавный контрабас или субконтрабас.

В основе инструмента лежит суждение некоторых мастеров о том, что размеры контрабаса слишком малы для произведения достаточно низких звуков. Первый экземпляр октобаса был создан французским скрипичным мастером Жаном Батистом Виййомом в 1850 году.

Октобас

1 из 15
— +

Инструмент поражал воображение размером и низким звуком, но большой популярности не снискал — тяжелый и громоздкий, предназначенный для игры вдвоем (один октобасист зажимает струны, второй использует смычок) октобас был дорог и неудобен, да и необходимость наличия в оркестре вызывала много вопросов. Тем не менее, некоторые композиторы писали партитуры специально для октобаса: услышать звучание инструмента можно в произведениях Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса.

История современного октобаса начинается с американского мастера Джона Гейера, создавшего четырехметровую версию инструмента ближе к концу XX века. Гойер оснастилоктобас тремя струнами, настроенными на ноты C0 (До субконтроктавы, находится за гранью возможностей человеческого слуха), G0 (Соль субконтроктавы) и D1 (Ре контроктавы). Что же касается практического диапазона инструмента, то он невелик — от С0 (До субконтроктавы) до А1 (Ля контроктавы).

Из-за огромных размеров октабаса, играть на нем можно как самостоятельно, так и вместе с другим музыкантом, стоя на специальном табурете. Техника игры аналогична игре на контрабасе или скрипке.

Самый знаменитый

Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.

На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.

щипковый инструмент
Сямисен

Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.

Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.

инструмент для игры на сямисене
Плектр для Сямисена

Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:

  • минье – сопровождение традиционных песен народа;
  • катаримоно – аккомпанемент рассказчику;
  • утамоно – специальный стиль для театра Кабуки.

Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.

Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:

Паноптикон (Singing Ringing Tree)


Один из четырех паноптиконов (The Singing Ringing Tree), установленный в графстве Ланкашир.
Паноптикон, также именуемый Singing Ringing Tree (досл. с англ. «Поющее звенящее дерево») — музыкальный инструмент и, по совместительству, скульптура в виде набора выложенных в форме дерева труб, издающих звук за счет дуновений ветра. Скульптура установлена на вершине холма недалеко от британского города Бернли в графстве Ланкашир.

Читайте также:  Россия — Япония: исторические перекрестки. К открытию Года России в Японии и Года Японии в России

«Дерево» возвели в 2006 году, как часть серии «Паноптиконы», состоящей из четырех скульптур. Проект создан британскими дизайнерами Майком Тонкином и Анной Лью в рамках развития Восточного Ланкашира и повышения туристической привлекательности региона за счет создания серии необычных искусственных и природных арт-объектов.

Паноптикон представляет собой конструкцию трехметровой длины, состоящую из нескольких десятков труб из гальванизированной стали. Проходящий сквозь трубы ветер приводит к появлению немного нестройного звука, напоминающего хоровое пение. Диапазон звучания разнится в пределах нескольких октав.

Некоторые трубы выступают как элементы декора и общей композиции, в то время как остальные служат источником звука. Гармонические и певческие качества «дерева» зависят от силы ветра, наличия отверстий и выемок внутри труб, а также их длины.

Рок-музыка в Японии. Глава первая, в которой джазмены умывают руки


Far East Network Japan

Эту историю приходится начинать с джаза, потому что он изменил все. Без джаза не было бы рок-н-ролла — это утверждение верно не только для Америки. В Японии рок тоже не вырос на голых камнях. К тому моменту, когда мода на него докатилась из-за океана, в стране уже была музыкальная индустрия, фирмы звукозаписи, компании по производству музыкальных инструментов и своя исполнительская культура. И именно увлечение джазом в Японии подготовило почву для появления всех тех бесчисленных групп, которых на волне битломании пачками подписывали местные звукозаписывающие компании.

В начале XX века в Японии на иностранных музыкальных инструментах играли в основном классическую музыку и военные марши. Но как только джаз появился в США, он довольно быстро попал и в Японию. Его «привозили» с собой американские бизнесмены, которые вели дела в стране: «Где тут у вас можно послушать джаз? Ах, вы не знаете, что это…» Так возник запрос на профессионалов, которые умеют играть эту модную музыку.

Показательна история оркестра под управлением Хатано Фукутаро (ハタノ・オーケストラ). Его в 1912 году основали пятеро выпускников Токийской музыкальной школы. Этот квинтет часто называют первым джазовым коллективом Японии, хотя они играли все, что пользовалась популярностью. Оркестр с 1912 по 1918 год работал на японскую пароходную компанию и выступал перед пассажирами на борту транстихоокеанского лайнера «Тиё Мару». Когда лайнер заходил в Сан-Франциско, музыканты отправлялись слушать разные биг-бэнды и скупали нотные издания популярных песен. А потом играли — один-в-один как было напечатано. Позже Хатано вспоминал, что в те времена никто из них понятия не имел, что такое импровизация.

Рок-музыка в Японии. Глава первая, в которой джазмены умывают руки
Hatano Orchestra

За несколько лет оркестр разросся до 12 участников. Позже они стали озвучивать показы немых фильмов. А с 1920-го выступали на первом коммерческом дэнсинге в Йокогаме.

Конечно, играли джаз не только японцы. Многие группы из Америки выступали в отелях Йокогамы и Кобэ — в крупных портовых городах было больше иностранцев. Так джаз набирал популярность. В первую очередь, в кругах, ориентированных на Запад.

В 20-е годы в Японии появились два новых понятия モガ (moga) и モボ (mobo) — они означали «современных мальчиков и девочек», которые увлекались всем иностранным. Они носили модные прически на американский манер, европейскую одежду, предпочитали круглые очки и шляпы-котелки и, конечно, слушали джаз. Они собирали все, что было не японского вокруг. Это был новый феномен, и его появление фактически создало новый рынок.

Еще одним важным моментом было то, что японское правительство ввело 10% налог на пластинки, которые импортировали в страну, как на предмет роскоши. Из-за налога звукозаписывающие компании были вынуждены искать способ открыть производство на территории Японии. Так начали создаваться совместные подразделения японских и американских звукозаписывающих компаний. В мае 1927 года японская Anan Company совместно с немецкой German Gramophone образовала Japan Polydor. Japan Victor образовался в июле 1927 года как совместное подразделение токийской Fraser Company и Victor из США. В начале 1928 года старейший и самый крупный производитель пластинок в Японии — Nicchiku (Nippon Chikuonki) создал дочернюю компанию — Japan Columbia — сначала совместно с английской Columbia, а затем с их американским филиалом. Пластинки, которые эти компании производили на территории Японии, стоили вполовину дешевле импортных.

Благодаря налогу в Японии стали массово открываться музыкальные кафе. В них можно было слушать пластинки на профессиональном оборудовании. Самое первое музыкальное кафе открылось напротив Токийского университета в 1929-м году. К середине 30-х годов они уже были почти по всей стране. На этих кафе позже выросло целое поколение японских джазменов. Знаменитые джазовые исполнители Японии Тосико Акиёси и Садао Ватанабэ слушали новые работы Бада Пауэлла и Чарли Паркера в крохотном джаз-кафе «Тигуса», которое открылось в 1934-м году.

Вместе с музыкальными кафе открывались и дэнсинги. К 1924 году, например, в Осаке их уже было 20. Постепенно джаз становился профессией.

Однако местные консерваторы с опаской смотрели на западную музыку. Экономическая депрессия середины 20-х всколыхнула консервативные настроения. В 1927 году муниципальные власти Осаки выпустили предписания прикрыть безобразия — и дэнсингов не стало. Многие молодые музыканты переместились в Токио — там была возможность устроиться в оркестры при звукозаписывающих компаниях.

По сути, джаз стал частью глобальной дискуссии о национальной идентичности, которая началась в эпоху Мэйдзи в конце XIX века. Споры вокруг него отражали расколотость общества на космополитов и традиционалистов. Отчасти благодаря ей в 30-е годы выросли музыканты, которые пытались уйти от прямого копирования западных образцов и нащупать «японскую» форму джаза. В первую очередь это Коити Сугии и Хаттори Рёити, который был учеником Эммануила Меттера, музыканта и дирижёра, эмигрировавшего из России.

Они брали японские фолк-песни или мелодии из традиционных театральных постановок и реаранжировали в джазовой манере, а также писали новые песни, часто отсылавшие к известным в стране мелодиям и образам.

Эти поиски отражали рост националистических и милитаристких настроений в японском обществе. После так называемого «Шанхайского инцидента» в 1932 году в стране активизировалась специальная полиция. Цензоры начали контролировать публикации, радиовещание и фильмы. Выяснилось, что левые экстремисты использовали граммофонные записи для пропаганды. Так аудиозаписи стали официально считаться Министерством внутренних дел еще одной формой публикации. А еще раньше глава Tôyô College of Music предложил Министерству образования и Министерству иностранных дел цензуруровать ноты и записи, чтобы исключить «неприличные» и «декадентские» популярные песни.

7 декабря 1941 года Япония атаковала Перл-Харбор и вступила во Вторую мировую войну, а уже в январе 1942 года вся американская музыка попала под запрет — как и любая другая, не имевшая отношения к «оси» Берлин — Рим — Токио. Джаз предложили переименовать в «легкую музыку». В композициях не приветствовалось использование электрогитар, банджо и укулеле. Некоторые инструменты, которые воспринимались как западные, все еще можно было использовать, но официально они назывались иначе. Например, саксофон стал «гнутой металлической флейтой».

Грустные песни официальная цензура тоже не одобряла, например, использовать слово «слезы» в текстах было нежелательно. Пришло время воспевать национальный дух. И даже ноты были переименованы — ха (до), ни (ре), хо (ми), хе (фа), то (соль), и (ля), ро (си).

Однако после войны, когда американские силы высадились в Японии, ситуация кардинально изменилась. Оккупация Японии началась две недели спустя после капитуляции страны во Второй мировой. Американские подразделения возглавлял генерал МакАртур. Он отвечал за восстановление экономики, реструктуризацию правительства, создание новой конституции. И, что более важно, за развитие культуры, музыки, искусства и кинематографии в оккупированной Японии.

Была создана сеть теле- и радиостанций для военных, расквартированных в Японии, Окинаве, Филлипинах и ГуамеРадио, которое вещало для оккупационных войск, которая называлась Far East Network (FEN). Но у сети была ещё одна обширная, так называемая «теневая аудитория» — японцы, учившие английский, и иностранцы, находящиеся на территории Японии. Благодаря Far East Network в страну пришли новые музыкальные жанры: буги-вуги, мамбо, блюз, кантри.

На территорию, где располагались американские войска, свободного доступа не было. Чтобы военные не скучали, открывали клубы. Там можно было не только выпить и закусить, но и развлечься. В клубах выступали фокусники, акробаты, жонглеры, показывали кэндо, кабуки, учили икебане, устраивали свадебные церемонии. И, конечно же, играли музыканты. Репертуар зависел от вкусов американских солдат, а они чаще всего заказывали джаз и версии поп-песен того периода.

Американские власти старались посылать туда своих артистов. Но гастроли было организовывать сложно и дорого, поэтому в клубы стали приглашать и местных музыкантов.

Жители Йокогамы охотно соглашались на такую работу — экономика лежала в руинах, и это был легальный способ заработать. Информация о работе передавалась из уст в уста, и в джаз-бэнды собирались самые разные люди, зачастую просто по знакомству. Среди них были как профи, так и любители, который чуть ли не в первый раз держали в руках инструмент.

Отсюда пошла старая добрая профессиональная дифференциация. Джаз требует солидной технической подготовки и сложен для исполнения. Поэтому он выделился в отдельное профессиональное направление, а японские музыканты-любители, у которых не было совсем никакой подготовки, переключились на кантри — жанр, который было намного проще освоить.

И именно кантри-музыканты и начали первыми играть рок-н-ролл.

Продолжение следует…

Пирофон/Пирофонический орган


Один из пирофонов, сконструированных Кастнером, в Историческом музее Страсбурга.
Пирофон (также встречаются названия «пирофонический орган», «огненный орган», «взрывной орган») — музыкальный инструмент, изобретенный и запатентованный в XIX веке физиком и математиком французско-немецкого происхождения Георгом Фридрихом Ойгеном Кастнером совместно с французским музыковедом Альбером Лавиньяком. Кастнер с детства увлекался наукой, а одной из самых известных работ ученого считается исследование «поющего пламени», появляющегося во время горения светильного газа в стеклянных трубках определенной длины.

В 1875 году Кастнер опубликовал брошюру «Поющие огни» (фр. «Les flammes chantantes»), которая вызвала интерес и привлекла внимание общественности к изобретенному инструменту. Одним из первых музыкантов, освоивших пирофон, считается Анри Дюнан — основатель Красного креста и близкий друг матери Кастнера.

Первый образец пирофона состоял из ряда стеклянных трубок разной длины соединенных с клавиатурой, клавиши которой управляли потоками пламени в каждой из трубок. Кастнер постоянно работал над совершенствованием пирофона: постепенно инструмент учился более точно контролировать пламя. В качестве топлива для пирофона использовался пропан, хотя позднее появились мобильные версии инструмента, подсоединенные к небольшим бочкам или цистернам с бензином, а также варианты пирофона с применением водорода.

Тем не менее массовое производство наладить не удалось, а один из первых экземпляров пирофона взорвался во время игры и ранил музыканта. В настоящее время пирофон не используется, не производится и практически не применяется в музыке.

Музыкальный инструментарий

Почти все предки японских музыкальных инструментов были завезены на острова из Китая или Кореи в 8 веке. Исполнители отмечают лишь внешнее сходство инструментов с европейскими и азиатскими образцами, на практике извлечение звука имеет свои особенности.

Кото – японская цитра, струнный инструмент, олицетворяющий дракона. Корпус кото имеет вытянутую форму, и если смотреть со стороны исполнителя, справа находится голова священного животного, а слева – его хвост. Из шелковых струн извлекается звук с помощью напальчников, которые надеваются на большой, указательный и средний пальцы.

Сямисэн – струнный щипковый инструмент, схожий с лютней. Применяется в традиционном японском театре Кабуки и является визитной карточкой японской культуры: колоритное звучание сямисэна в этнической музыке так же символично, как звучание балалайки в музыке России. Сямисэн – основной инструмент странствующих музыкантов годзэ (17 век).

Сякухати – японская бамбуковая флейта, один из представителей группы духовых инструментов, именуемых фуэ. Извлечение звука на сякухати зависит не только от потока воздуха, но и от определенного угла наклона инструмента. Японцам свойственно одушевлять предметы, и музыкальные инструменты – не исключение. На приручение духа сякухати может уйти несколько месяцев.

Тайко – барабан. Инструмент был незаменим в военных действиях. Определенная череда ударов по тайко имела свою символику. Исполнение на барабанах зрелищно: в Японии важна как музыкальная, так и театральная сторона выступления.

Читайте также:  [WJ35233] Сборная модель Замок Kumamoto Масштаб 1:150

Поющие чаши – особенность музыкального инструментария Японии. Аналогов практически нигде не встречается. Звук японских чаш имеет целительные свойства.

Поющие колодцы (суйкинкуцу) – еще один уникальный инструмент, представляющий собой зарытый в землю перевернутый кувшин, над которым размещается вода. Через отверстие в донышке капли попадают внутрь и издают звуки, напоминающие колокольчик.

Реактейбл


Реактейбл.
Реактейбл (Reactable) — мультимедийный музыкальный стол, поверхность которого одновременно служит для ввода и вывода информации. Интуитивно понятный интерфейс не требует от пользователя специфических знаний и позволяет в буквальном смысле прикоснуться к созданию музыки.

Основной принцип работы инструмента позаимствован у модульных аналоговых синтезаторов фирмы Moog, в которых для синтеза звука используется система специальных сот, связанных при помощи кабелей. В случае с реактейблом, в качестве основы используются программные патчи, а роль сот выполняют специальные блоки, выполненные в форме разнообразных геометрических фигур.

Каждый из блоков содержит определенную информацию. При контакте с рабочей поверхностью стола на процессор системы поступает сигнал, преобразующийся в звуковое и визуальное сообщение. Положение и ориентация блока в пространстве изменяют параметры звучания — так, разные положения одного блока влияют на итоговую громкость, тональность и скорость извлечения звука.

Реактейбл создан группой европейских инженеров из барселонского университета Помпеу Фарба, а за разработку опытного образца отвечали Сержи Жорда, Маркос Алонсо, Мартин Кальтенбруннер и Гюнтер Гейгер.

Симфонический дом (Symphonic House)


Симфонический дом (Symphonic House). Вид снаружи.
Симфонический дом (Symphonic House) — это загородный коттедж на берегу озера Мичиган (США). Необычный проект дома-инструмента реализовали архитектор Дэвид Ханауолт и музыкант и мастер по изготовлению музыкальных инструментов Билл Клоз. Работа над симфоническим домом потребовала от создателей проведения исследования на предмет поиска идеальных гармоний в вибрациях, резонансе и геометрии помещений.

По признанию Клоза и Ханауолта, ими двигало желание узнать, возможно ли увеличить размер музыкального инструмента настолько, что внутри него сможет свободно перемещаться человек. «Находиться внутри инструмента и одновременно играть на нем позволяет почувствовать звук всем телом», — делятся авторы проекта.

1 из 8

— +

Внутри и снаружи дома натянуты струны, длина которых достигает шести метров. В целях безопасности сила натяжения струн не превышает 43 килограммов. Для игры нужно надеть пропитанные специальным порошком хлопковые перчатки, защищающие струны от пота и частичек грязи, которые могут стать причиной коррозии и других разрушительных процессов.

Звучание симфонического дома отличается глубиной и богатством и чем-то напоминает виолончель или альт с более насыщенным верхом. Помимо физического воздействия на человека, дом начинает «петь» от порывов ветра, вызывающих колебания струн.

Необычная красота

Японские музыкальные инструменты, напоминающие гусли — это кото. Они были завезены в Японию в первом тысячелетии. Играли на кото в императорском дворце. Все аристократы должны были владеть им. Поэтому игра на кото входила в образовательную программу элитных слоев общества. Для того чтобы извлечь звук из этого инструмента, музыкант использует накладные ногти. Один для большого, второй для указательного и третий для среднего пальца правой руки. Предварительно при помощи мостов настраиваются лады. Существует два вида кото. На большом — длиной 1,8-2 метра,— имеющем 1 и более струн, используют для игры в оркестре. Он называется «со». Для сольно инструмента выбирают кото поменьше, длиной 1 метр с семью струнами. Самое популярное музыкальное произведение для этого инструмента — это «Рокудан-но сирабэ», написанное слепым Яцухаси Кэнге в XVII веке.

японские струнные музыкальные инструменты

Скрипка Штроха


5-струнная скрипка Штроха.
До того, как человечество научилось подзвучивать музыкальные инструменты при помощи усилителей и колонок, музыканты искали способы сделать звучание любимых инструментов громче.

Немецкий изобретатель Иоганн Штрох в конце XIX века решил задачу самым простым методом, скрестив скрипку и трубу. Получившийся инструмент получил название «Скрипка Штроха» и внешне напоминал обыкновенную скрипку, к которой приделан раструб. Таким образом, в качестве резонатора выступает не деревянный корпус скрипки, а алюминиевый раструб.

Использование раструба сделало звучание скрипки громче и сфокусированнее, а инструмент пришелся по душе театральным и гастролирующим музыкантам — легкая и громкая, скрипка Штроха позволяла насладиться выступлением музыкантов всем собравшимся слушателям и зрителям.

С появлением микрофонов и электроскрипок популярность инструмента пошла на убыль. Тем не менее, в начале XX века на территории Молдавии и Румынии появилась (независимо от изобретения Штроха) собственная разновидность скрипки с резонаторным раструбом, позаимствованным у граммофона.

Что касается современных музыкантов, то услышать звучание скрипки Штроха можно в некоторых записях Тома Уэйтса, Горана Бреговича и группы Bat for Lashes.

Пипа

Название происходит от техники игры на пипе. Прием, когда струна играется сверху, зазывается «пи», снизу: – «па». У пипы 4 струны, а на корпусе есть лады.

Существует два типа пьес для пипы: масштабные и миниатюрные. В стилевом плане эти пьесы могут различаться по характеру: военные или светские.

В истории была одна известная битва. Легендарную борьбу царств Чу и Хань в Китае вспоминают до сих пор. Одна из самых известных пьес для пипы – военного характера и описывает те события. О том, насколько древней является эта пьеса, можно судить по тому, что имеется запись 700-летней давности, в которой описывается, какие чувства человек испытал от ее прослушивания. Очень красочная пьеса, в которой можно услышать и ржание лошадей, и удары оружия, и крики человек. В каждом маленьком разделе можно узнать конкретную боевую сцену.

«Осада со всех сторон»

Сталактитовый орган


Сталактитовый орган (The Great Stalacpipe Organ).
Уникальный и необычный музыкальный инструмент, расположенный в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США. По сути — это полноценный орган, созданный внутри пещеры из естественных природных материалов. В книге рекордов Гиннеса сталактитовый орган признан «Самым крупным подземным инструментом естественного происхождения».

Инструмент создан математиком Лиландом Спринклом в 1956 году. По легенде, сын Спринкла ударился головой о низко висящий сталактит, а звук удара произвел впечатление на ученого, оценившего акустические характеристики пещеры.

У Спринкла ушло несколько лет работы на то, чтобы добиться идеального звучания инструмента и полноценного функционирования сталактитового органа. Звуки, производимые инструментом, слышны на всей площади пещеры, составляющей 14 км².

Управляющая консоль органа была разработана компанией Klann Organ Supply по проекту Спринкла. К обработанным камням подведены провода, по которым на закрепленные молоточки передаются специальные сигналы, появляющиеся после нажатий на клавиши инструмента. Молоточки ударяют по камням, извлекая звук.

В 2011 году шведско-финский музыкальный коллектив «Pepe Deluxe» стал первой группой, записавшей собственную музыкальную композицию с использованием сталактитового органа. Композиции с применением органа вошли на альбом «Queen Of The Wave», вышедший в 2012 году.

Сегодня внутри пещеры проводятся экскурсии, по окончанию которых любой желающий может приобрести диски с записью музыки, исполняемой органистом Монти Максвеллом.

Стеклянная гармоника


Стеклянная гармоника с модифицированной конструкцией: вместо стаканов внутри используются фарфоровые чаши.
Прародителями стеклянной гармоники послужили самые обыкновенные стаканы, игра на которых была известна в Европе с середины XVII века. С годами изобретательность и уровень мастерства музыкантов неустанно рос, а вместе с ними росла и популярность инструмента.

Прибывший в 1757 году в Лондон Бенджамин Франклин не смог устоять перед необычным звучанием стаканов, что вдохновило его на создание стеклянной гармоники. Заменив посуду на стеклянные полусферы, Франклин поместил полусферы на железную ось, которая вращалась при помощи ножной педали.

Нижние края полусфер погружались в ящик-резонатор, наполненный водой, что позволяло равномерно увлажнять стеклянные емкости. В свою очередь прикосновения пальцев музыканта к влажным полусферам приводило к появлению нежного и приятного звука.

В течение XVIII-XIX вв. обновленный инструмент пользовался огромной популярностью. Так, стеклянную гармонику в партитуры собственных произведений вводили Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Рихард Штраус и многие другие композиторы. Тем не менее, в среде композиторов находились и противники гармоники, считавшие, что звук инструмента пугает животных, негативно влияет на душевное состояние людей, приводит к преждевременным родам и расстройству рассудка. Дело дошло до того, что в начале XIX века в некоторых городах Германии использовать стеклянную гармонику запретили, что вскоре привело к «вымиранию» музыкального инструмента.

В XX веке к стеклянной гармонике вновь начали проявлять интерес, а инструмент смог покинуть стены музеев и частных коллекций. С течением времени внешний вид инструмента всячески изменялся, но идеи Франклина оставались основополагающими.

Сямисен

Сямисэ́н (яп. 三味線 букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сямисен

Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко — будущих гейш.

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сямисен

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (細棹) и используется в основном в музыке нагаута (長唄). Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао (中棹) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (清元), токивадзу (常磐津), дзиута (地唄) и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в дзёрури (浄瑠璃). Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута – почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэне в стиле коута (小唄) «короткая песня» входит в программу обучения майко — будущих гейш. Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Некоторые японские народные музыкальные инструменты - Сямисен

Терменвокс


Игра на терменвоксе.
Терменвокс создан в Петрограде в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Фактически, Термен изобрел первый в истории человечества электронный музыкальный инструмент, но на этом уникальность терменвокса не заканчивается: звукоизвлечение происходит не за счет физического воздействия на инструмент, а благодаря движению рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи специальных антенн.

Терменвокс предназначен для исполнения музыкальных композиций любых музыкальных жанров. При этом популярностью инструмент пользуется не только в среде любителей-экспериментаторов, но и профессиональных музыкантов. Помимо исполнения музыки, терменвокс может создавать разнообразные звуковые эффекты, находящие применение в кинематографе, мультипликации, театральном и цирковом искусстве.

Существует несколько разновидностей терменвокса, отличающихся особенностями конструкции и функционалом. В классическом терменвоксе изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как левая антенна отвечает за громкость звука. В более поздних моделях, спроектированных другими инженерами, в конструкцию инструмента добавили регуляторы, позволяющие производить куда больше манипуляций со звуком. Несмотря на кажущуюся простоту, освоение терменвокса требует немалых усилий.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.

японская флейта
Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля:

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Флуба


Джим Селф играет на флубе.
Своим появлением флуба обязана легендарному тубисту Джиму Селфу и производителю духовых инструментов Роббу Стюарту.

Флуба — гибрид флюгельгорна и тубы или флюгельгорн размером с тубу. Принципы игры идентичны любому духовому инструменту, а звучание напоминает что-то среднее между инструментами-донорами.

https://www.oddmusic.com/clips/fluba.mp3

Содержание

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

четыре флейты
Хитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Яйбахар/Яйбахаж (Yaybahar)

  • 1. Яйбахар/Яйбахаж (Yaybahar)
  • 2. AlphaSphere
  • 3. Marble Machine


Яйбахар в доме. Яйбахар (на турецком название звучит «Яйбахаж») придуман и сконструирован турецким музыкантом Гёркемом Шеном в 2014 году, и сочетает одновременно элементы ударных и смычковых инструментов.

Трудно поверить, но яйбахар — полностью акустический музыкальный инструмент. Колебания струн передаются через витые пружины к деревянной мембране, а звук, отражаясь от мембраны, передается обратно на пружины, что приводит к возникновению новых колебаний.

Содержание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий