Отличие
В японском языке это слово используется для обозначения меча искривленной формы с одним лезвием. Катаной можно назвать клинок любого происхождения, но она имеет некоторые отличия:
- Одно лезвие.
- Тонкость.
- Квадратная или круглая конструкция защиты руки.
- Рукоять имеет достаточную длину, позволяющую держать меч двумя руками.
- Очень высокая острота.
- Клинок имеет особенный изгиб, который упрощает разрезание.
- Большая разновидность клинков.
История создания
Для того чтобы в полной мере ответить на вопрос, что такое катана, необходимо изучить появление легендарного меча. Клинок был придуман как конкурент прямому тати и берет свое начало в период Камакуры.
В те времена, чтобы выиграть бой, хватало доли секунды. Поэтому катана получила широкое распространение за счет скорости при вынимании из ножен.
Длина меча практически не изменялась. Она стала немного меньше в XV веке, но к концу XVI столетия снова вернулась к своим размерам (70-73 см).
Читайте также: О самом церемонном напитке. День саке в Японии
Сегодня настоящие катаны – это серьезное оружие, которое имеет убийственную остроту.
Историческая справка
Настоящая советская катана может противостоять даже волшебному немецкому мечу! Я гарантирую это!
Подобное оружейное решение в Ниппонии обусловлено её географическими и геологическими особенностями. Главное — на островах было крайне плохо с железом, а то, что имелось — было крайне низкого качества. Отсюда есть несколько следствий. Из-за присутствия только говеного металла ниппонским «Данилам» ничего не оставалось, как изобрести многократное складывание и проковку. Поглядите какой-нибудь учебник по кузнечному делу, этим способом разве что гвозди не ковали массово. Самодельщики зачастую ковали ножи из трубы, расплющивая её вертикально в кольцо и так далее, или из кручёных прутьев.
Большинство катан в бою гнулись и крошились, да иногда так, что по взаимному согласию воины прекращали бой и начинали править своё оружие. А потом снова сходились. Существовало даже напутствие на этот случай в Будосёсинсю: «Если предстоит схватка на мечах, следует надеть доспехи и шлем; лезвие меча может погнуться, тогда понадобится сменить оружие. Старый меч следует отдать молодому оруженосцу, который, в свою очередь, передаст его носителю сандалий или конюху».
До установления сегуната Токугава основным оружием самурая был вовсе не меч, а лук. Да-да, наши дорогие виабу-идиоты, самурай был прежде всего конным лучником
[3], как какой-нибудь бескультурный турок, монгол или скиф, луркайте «inuoumono» (ака «стрельба по собакам»). Это обстоятельство тесно связано с тем, что японская государственная и военная элита (включая императорскую фамилию) имела северокорейское происхождение[4] и тесно контактировала на исторической родине не только с китайцами, но и со степняками — маньчжурами, чжурчжэнями и дальней родней вышеупомянутых монголов. Конечно, фехтование тоже входило в курс молодого бойца Сэнгоку Дзидай, но «реальный японский пацан» был просто обязан поражать цель на скаку. На худой конец, в поле грамотный воин пользовался копьём или нагинатой, удерживая сразу несколько супостатов в паре-тройке метров. Катана же применялась для рубки бездоспешных крестьян, или когда колчан уже опустел, копьё сломалось, а лошадь вообще убили и съели лютые вороги, в общем кошкодёром — типичное оружие последнего шанса, как пистолет у танкиста.
Опосля войн (период Эдо ака сёгунат Токугава, продолжался лет эдак триста), катана, как постоянно носимый самураем с собою статусный предмет, стала объектом фапа как носителей, так и тех, кто им завидовал. К этому периоду относится ярко возросший пресловутый сословный гонор самураев. «Носитель дайсё» (пары катана + вакидзаси) якобы автоматически означало дворянина. Так как за ношение дайсё без права на таковое можно было схлопотать мгновенный секир башка, местная быдлота (навроде якудза и горожан понаглее) таскали с собою одиночные клинки «почти как у самураев». Естественно, что в мирное время самураи ходили по городу без доспехов, а значит порубание друг друга катанами из-за косо брошенного взгляда происходило быстро и эффективно. К тому же прекратившиеся войны (см. «массовое производство») и возросшая платежеспособность заказчиков (см. «статусный предмет») дали возможность некоторым талантливым от природы производителям невозбранно повыёбываться усовершенствовать навыки, что в некоторых случаях дало неплохие результаты, но не более того.
Невысокому мнению катаноидов о европейском оружии, как ни странно, немало поспособствовали сами европейцы, наштамповавшие в девятнадцатом веке в промышленных масштабах дохрена парадных сабель откровенно говённого качества — сделанных хоть из хорошей стали, но на скорую руку, попроще, ибо в европах-америках-то всё уже давно решали пули и взрывчатка. Такой клинок в использовании заметно уступал кустарному восточному дамаску, сделанному хоть и не из столь хорошей стали, но зато на совесть (пучок перекрученных и скованных проволок и толковая ковка). В результате у офицеров колониальных войск, находившихся где-нибудь на востоке, и видевших местные клинки, которые и кольцом сворачивались и шёлк рубили, формировалось заниженное мнение о европейских клинках. Ветераны массово закупались восточными чудо-клинками, хвалились ими друзьям у себя в гостинных и поносили родное производство. В результате к началу Второй Мировой подобное мнение стало общепринятым.
Ещё интересен для нас период двадцатого века, когда уже выработка самурайских мечей для японской «парадки» велась в 1920—1945 годах в промышленных масштабах. Катаны штамповались на заводах и выдавались солдатам как оружие ближнего боя. Лучшие тесаки получались из старых железнодорожных рельсов, а затачивали мечи «пятнадцатисуточницы» — проститутки, пойманные полицией. Зато уж потом, в годы американской оккупационной администрации, когда в Штатах возникла мода на мечи — такой соломы на уши навешали…
После войны из самураев сделали бренд на экспорт и начали клепать аксессуары для доверчивых виабу. Так что все катаны, разрубающие камни и железные трубы, — это новодел с применением современной металлургии и сделаны не раньше начала двадцатого века в лучшем случае.
Изготовление
Чтобы понять, как сделать катану, следует внимательно изучить процесс ее изготовления. Он состоит из большого количества этапов:
- Выбор стали. Традиционно для изготовления клинка используется рафинированная сталь (сорт тамахаганэ). Не каждая марка может обладать свойствами, которые необходимы для создания настоящего оружия.
- Очистка стали. Во время изготовления берутся отдельные куски металла, которые перековываются в слитки. Затем их составляют между собой и снова, раскалив, возвращают в первоначальную форму.
- Удаление шлака и распределение углерода. Кусочки складываются и заливаются раствором из глины и золы. Когда ненужные добавки выйдут из металла, куски раскаляют и снова проковывают. Процесс может повторяться до 12 раз. После этого углерод распределится по всей плоскости равномерно, а количество слоев достигает 30 тыс. Когда специалистам задают вопрос, что такое катана, мастер первым делом указывает на большое число складывания кусков металла.
- Добавление мягкой стали для сопротивления динамическим нагрузкам.
- Ковка. Может занимать несколько дней. В это время цельный блок расходится по длине. Чтобы предотвратить чрезмерный нагрев и защитить от окисления, наносится жидкая глина.
- Нанесение на режущую часть специального рисунка, который называется хамон.
- Закалка. Она выполняется дифференционированно. Передняя часть подвергается более сильному нагреву чем задняя. В результате термической обработки клинок получает изгиб и высокую твердость.
- Отпуск. Снятие внутренних напряжений путем нагревания стали и медленного охлаждения.
- Полировка. Она делается сначала грубыми, а затем тонкими камнями. Работа занимает около 5 дней. С ее помощью японская катана затачивается, ей придается зеркальный блеск, выделяется хамон и убираются мелкие недостатки.
- Декорирование ручки длится несколько дней.
LiveInternetLiveInternet
Два слова о самой стали. На мой взгляд, утверждение о том, что клинки катаны имели такие уникальные свойства в основном из-за того, что они делались из сырья, добываемого из песков и содержащего большое количество молибдена и вольфрама, несколько не соответствует действительности. По той простой причине, что содержание их в этой стали слишком мало для оказания легирующего воздействия, да и к тому же, температура, получаемая в печах того времени была явно недостаточна для того, что бы расплавить вольфрам. В пользу этого так же свидетельствует и то, что японские мастера с удовольствием покупали «сырую сталь», привезенную из Европы. Но идем далее. Заготовку будущего меча мастер на несколько лет закапывал в землю вблизи вулканов или гейзеров, в результате чего «слабый металл» выедала ржавчина, а оставшийся металл шел на изготовление клинка.Следующая особенность клинка катаны – закалка. На всех фото отчетливо видно и даже подчеркивается некая волнистая линия на некотором расстоянии от режущей кромки по всей длине клинка. Знатоки различают до 20 видов этой линии, от слегка волнистой до весьма причудливо изогнутой, но так или иначе, все это уже нюансы, а суть в том, что закалялась только режущая кромка, а не весь меч. Интересно, конечно же, разобраться, почему владея технологией «дамасской стали» японские оружейники не пошли по этому пути. Ответ, как я думаю, тут кроется в следующем. Дамасская сталь, равно как и булатная сталь плохо переносят морозы. Есть такое качество стали – хладноломкость, сам во время учебы в институте делал лабораторную работу на эту тему. Соответственно ради эксперимента было сломано где-то с десяток специальных заготовок на специальном стенде, которые предварительно были охлаждены до нужной температуры в сухом льде. И таки да, на графике было отчетливо видно, что прочность стали с понижением температуры падает скачкообразно. Металл становится – хрупким.
Для конструкционных (довольно таки обычных, широко распространенных марок стали) это неприятное явление начинается примерно от минус 25 – 30 градусов по Цельсию. Испытывать таким образом булатную и дамасскую сталь мне лично не приходилось, сужу только по публикациям. Не уверен, что в Японии зимой стоят такие морозы, но и подробных исследований на тему хладноломкости дамасской стали мне не попадалось, может этот порог у дамасской стали ввиду той технологии, по которой она изготавливается и наличия внутренних напряжений начинается гораздо раньше, чем минус 25 градусов.
Процесс создания катана.
Клинок меча подобен Потоку горного ручья. Любуюсь им прозрачным летним утром.
Случалось ли вам прикасаться к самурайскому мечу и чувствовать под рукой не холодную сталь, а горячий, живой поток энергии? Как будто в этом клинке сосредоточена душа мастера, который его изготовил, и эмоции воинов, которые вытаскивали его из ножен, чтобы защитить честь самурая. Катана появилась в обиходе японских воинов примерно в XII—XIII веке и за минувшие с тех пор столетия ее конструкция почти не изменилась. Меч попадал в руки самураев уже одухотворенным, на его изготовление требуются годы. Каждое поколение мастеров вносило в изготовление катаны собственные нюансы. Сегодня различают мечи 4 эпох:
- Като (изготовлены до XVI века включительно);
- Синто (XVII век);
- Синсинто (конец XVIII—начало XIX века);
- современные Гэндайто.
Мечи различаются как по текстуре и цвету клинка, так и по свойствам. У катан эпохи Като темно-серые клинки, у лучших образцов металл отполирован до бархатистой матовости. Сталь мечей Синто и Синсинто более светлая и яркая. Причина такого различия не в том, что традиции мастеров Като были утрачены, а в том, что для производства мечей более поздних эпох использовалось другое сырье, влияющее на боевые качества оружия. Например, современные катаны и мечи Синсинто без труда
разрубают связки бамбука, в то время как клинки Синто крошатся, а Като сминаются.
Название частей катаны. Производство металла Металл, из которого изготовлена древняя катана, имеет уникальную слоистую структуру. Существует несколько технологий получения высококачественной оружейной стали для катан. Первый способ изготовления стали
Железную руду, богатую примесями вольфрама и молибдена, добывали из песка сатетсу. Полученное сырье пережигали, разрубали на крошки и опять пережигали. Этот процесс насыщал железо углеродом, превращая его в сталь-сырец — оросиганэ. Чтобы отделить качественную сталь от металла, ослабленного наличием шлаков, оросиганэ расковывали, охлаждали в воде и измельчали, легко выламывая зашлакованные куски. Большое значение имело качество воды, поэтому большинство кузниц размещались у горных рек и родников. Поскольку сталь-сырец была недостаточно однородной, ее ковали и сваривали несколько раз до тех пор, пока не получалась высококачественная чистая сталь.
Второй способ изготовления стали
Еще один метод получения стали появился в Маньчжурии и стал активно применяться японскими мастерами в конце XIV века. Заключался он в длительном плавлении железной руды в татара-печах. Процесс был трудоемким, дорогим, но эффективным: для получения 5 тонн выплавленного металла, называемого кера, требовалось несколько дней и не один десяток тонн угля. Почти половина керы — это сталь с 1,5-процентным содержанием углерода. Оставшаяся часть представляла собой конгломерат нескольких металлов, включая и чугун дзуку. Прежде чем стать оружейной сталью, металлу предстояло пройти еще одно испытание, — испытание временем. Заготовку закапывали во влажную землю вблизи вулканов и гейзеров, и за несколько лет ржавчина выедала «слабые» части металла.
Обработка металла: снижение содержания углерода Из полученной одним из указанных способом обогащенной углеродом стали делали заготовку для будущего клинка. При этом надо было снизить насыщение стали углеродом, поскольку его содержание более 0,8% делает металл твердым, но хрупким после закалки. Углерод выжигали непосредственно из заготовки клинка поэтапно. Сырцовую сталь расковывали в пластину, охлаждали в воде и раскалывали. Полученные куски сортировали и выкладывали на лопатку из железа или сырцовой стали, фиксировали с помощью глины и проковывали при высокой температуре. Получившийся брусок складывали вдвое, надрубив поперек, сваривали, затем складывали еще раз вдвое, на этот раз надрубив вдоль и снова сваривали. Таких циклов проводили несколько, до 15-ти. С каждым таким удвоением содержание углерода понижалось: после первого этапа на 0,3%, после каждого последующего — на 0,03%. Таким образом, можно было довольно точно уловить момент, когда уровень водорода в стали снижался до нужных 0,8%. Каким будет конечный состав стали, каждый мастер решал сам: кто-то предпочитал работать с прочным, но более мягким металлом, а кого-то интересовала твердость, даже если клинок при этом становился очень хрупким. Каждый этап с удвоением добавлял новые слои заготовке. С математической точки зрения их должны быть миллионы, но поскольку в процессе сварки молекулы тончайших пластин смешивались, то в реальности слоев получалось несколько тысяч. Техники различных оружейных школ У каждой из более чем 1 800 оружейных школ были свои собственные секреты ковки клинков из полученной высококачественной стали. Но при этом каждый мастер следовал единому для всех правилу: лезвие длинного меча должно быть твердым, а остальные части — прочными, но более мягкими. Большинство мастеров делали клинки трехслойными по схеме сан-май: твердое, но хрупкое остро отточенное лезвие окружено с двух сторон более мягкими вязкими обкладками из железа. Немного усовершенствованная технология подразумевала обертывание стального клинка железной «рубашкой» с трех сторон. В знаменитой провинции Бидзен, признанной оружейным центром Японии, применяли совершенно противоположный технологический прием — кобу-си. Мастера из Бидзена использовали железо для изготовления основы клинка, которую «обворачивали» оружейной сталью. Из сплошной части стальной «рубашки» отковывали лезвие клинка. При этом необходимо было знание особых способов закалки, которые обеспечили бы клинку высокую эластичность без потери твердости.
Типы японских клинков.
Заточка и шлифовка Изготовив из полученной стали слегка изогнутый 60—70-сантиметровый клинок шириной 3 см, мастер приступал к заточке и шлифовке. Катана заточена только с одной стороны, чтобы меч можно было использовать и в конной, и в пешей битве. Смещение центра тяжести к острию облегчает нанесение рубящих ударов. Шлифовали клинок тоже поэтапно, каждый раз уменьшая зернистость шлифовального круга (всего использовали 9—12 кругов). На последнем этапе мастер полировал сталь подушечками пальцев мелко растертым древесным углем. Появление зеркального блеска означало рождение катаны. После полировки на клинке проступала продольная линия — хамон, обозначающая границу между матовой поверхностью стального лезвия и зеркально блестящей более мягкой частью, дзиганэ. На самых качественных клинках дзиганэ имеет узор хада, похожий на поверхность дамасской стали.
Клинок катаны
Иногда хамон называют линией закалки, что не совсем верно, но имеет под собой основу. Если клинок закаливали по технологии кобуси, то хамон проявлялся благодаря использованию глины. Перед закалкой часть клинка, которая должна была сохранить вязкость, обмазывали глиной, оставляя свободной область лезвия. Клинок разогревали и закаливали в воде. При этом открытая часть остывала быстрее, приобретая нужную твердость, а часть, спрятанная под глиной, становилась более эластичной за счет долгого остывания.
На стыке этих областей и появлялся хамон. Лезвие, закаленное таким образом, получало название яки-ба, что значит, обожженное. Знатоки называют меч самураев, катану, самым совершенным холодным оружием, которое когда-либо было создано человеком. В качестве примера современной работы по созданию катана можно посмотреть это видео.
Читайте также: Фудзи — загадочная гора Японии, окутанная тайной, религией и духовностью
Источник: Обработка металла
Боккен и бокуто.
Только сначала договоримся о терминах, деревянную катану для тренировок в России почему-то принято называть «боккен», хотя на родине этого спортивного снаряда, прямой меч называется «кен», а все, что слегка изогнуто имеет окончание «то». Поэтому, я думаю, будет правильнее называть то, что привычно именуют «боккен» — «бокуто», а прямую палку, сори за некоторое неуважение, именовать «боккеном».
Сам заинтересовался этим немудреным снарядом, будучи увлеченным выяснением из чего сделана натуральная — железная, катана, невольно изучил и прилегающие к этому вопросу области знания. Пока чисто теоретически.
Итак, «боккен», из чего его можно сделать своим руками в России. По сути боккен – это просто прямая палка, скорее – посох, которую нужно тщательно подобрать и слегка обработать в соответствии с традициями этого искусства, принятыми в Японии.
В самой Японии на тренировках нередко используют пучек из расщипленного бамбука, связанные иногда просто веревкой поперек, иногда более замысловатыми приспособлениями – кусками кожи. Называется этот снаряд – синай. Рукоять оформлена как правило – тканым материалом и присутствует гарда, кольцо для защиты кисти руки от скользящего вдоль клинка удара. Считается, что для «начальной школы» — этого достаточно. Но меры предосторожности принимаются совсем не шуточные, перечень тренировочных доспехов, необходимых для занятия даже с этим пучком бамбука – впечатляет!
Теперь о самом «Боккене». Учитывая то, что в руках мастера этот незамысловатый предмет становится грозным оружием, при транспортировке в самолете он в специальных ножнах в обязательном порядке сдается в багаж.
Учитывая достаточную простоту этого оружия его можно изготовить самостоятельно. Важно только правильно подобрать материал.
В самой Японии «Боккен» изготавливают из белого, красного и черного дуба. По свидетельству российских практиков лучшим материалом для боккена из деревьев, произрастающих на территории нашей страны, являются самшит, граб и дуб. Есть упоминания о том, что лучше ведут себя боккены, пропитанные в паркетном лаке, но это уже по желанию. Какие либо изыски в оформлении мало приветствуются, как правило, отсутствует даже гарда. Максимум, что роднит настоящую катану и боккен – плетение на рукояти. Это – особый вид искусства, в самой Японии это отдельный вид ремесла, передающегося из поколения в поколение. Напомню, рукоять японского холодного оружия от самого большого «тато» до самого маленького «тинто», по традиции оплетена специальной шелковой тесьмой. Эта тесьма – расходный материал, но может прослужить очень долго. Строго охраняемый секрет каждой школы – это, как правило, завершающий узел. Разделение на рукоять и лезвие у боккена все же, скорее, условное, обозначается некой поперечной полоской.
Во всем остальном, если нет плетения на рукояти, то боккен, как прямая разновидность оружия, ничем не отличается от обычного посоха. Да и длина соответствующая, существует нечто вроде стандарта – 102 сантиметра.
Знатоки рекомендуют изготавливать боккен из ветки, а не из бруска, выпиленного из ствола, сучки могут быть только ближе к концу, имитирующему колюще-режущее окончание. При этом более плотные «северные» кольца должны располагаться на «режущей» поверхности, это если боккен слегка изогнут.
В поперечном сечении Боккен может быть круглым, шести-, и восьми-гранным или уплощенно -овальным. Для большего сходства с настоящей катаной вдоль боккена делают неглубокую канавку, которая при правильном положении боккена при ударе издает характерный шелестящий звук. Вот вроде и все, незамысловатое такое, но очень грозное оружие.
Булат и дамасск, в чем отличие ?
Если вы по образованию – металлург, то данная статья не расскажет вам ничего нового, если же вы гуманитарий или финансист, но в душе все же мужчина и воин, то, думаю, она вам будет интересна.
Булатную сталь и дамасскую сталь, вернее холодное оружие из этой стали можно по праву считать одной из вершин технологий, изобретенных человечеством. Во многом эта технология была плодом тысяч и тысяч экспериментов, наверное, и без мистики не обошлось. Но в чем между ними разница ? Давайте попробуем разобраться. Будучи технарем по образованию прекрасно знал, что такое дамасская сталь, но путал ее с булатом, считая что дело тут только в географии, оказалось, что это далеко не так ! Разница между ними кардинальная и в какой-то мере Дамасскую сталь можно назвать подделкой под булат. Ничего плохого про дамасскую сталь сказать не могу, но это все же некоторое приближение к фантастическим свойствам булатной стали, но все же не совсем то.
Для начала – немного истории. Дамасскую сталь, как это видно из названия, исторически научились делать в нынешней Сирии, в Дамаске.
Родина Булата – Индия. Именно там и практически только там умели делать булатную сталь, но секрет столь тщательно охраняли, что, в конце концов – утратили. Технология получения булатной стали достаточно сложная, настолько сложная, что даже в наше время никак не удается ее воспроизвести, хотя о железе, казалось бы, мы знаем все! Ан нет, нечто похожее – да, получается сделать, как пример попытки русского инженера Аносова, которому почти удалось воспроизвести булат, и он даже оставил подробные инструкции, но какую-то маленькую деталь он то ли забыл упомянуть, то ли намеренно утаил и даже то, что смог сделать он, воспроизвести в полной мере – не удается.
Перейдем к собственно стали. Сталь и чугун – это сплав железа и углерода и в зависимости от содержания углерода меняются свойства стали. Самое время привести кошмар из сна многих поколений студентов – диаграмму железо-углерод.
Для нас наиболее интересны Цементит и Ледобурит. Сплавы железа с углеродом в очень высокой концентрацией последнего. Но это далеко не все свойства стали, как вещества. Сталь это не однородное вещество, как скажем – вода, сталь всегда состоит из небольших кристаллов, перемешанных между собой. И, о чудо, эти кристаллы могут кардинально отличаться по содержанию углерода ! Именно на этом свойстве стали и строиться секретная технология выплавки Булата. И именно в этом и заключается кардинальное отличие Дамасской стали от Булата. Булат – варится, Дамаск – куется.
Пока отвлечемся от Булата и рассмотрим, что такое Дамасская сталь. В идеале Дамасск это сваренные между собой прутки стали с различным содержанием углерода. Из этой «косички» и выковывается клинок. Сталь, поставляемая из Индии была безумно дорога и сирийские кузнецы сообразили, что примерно того же результата можно добиться механическим путем. Поскольку настоящий клинок складывается пополам при ковке до тысячи раз, то слои разной стали превращаются в тончайшие пластины, перемешанные между собой. Кроме того, при ковке происходит деформация кристаллов, и возникают внутренние напряжения, придающие даже низкосортной стали удивительные свойства, чем, собственно и пользуются недобросовестные производители. Вроде бы и по всем внешним и качественным характеристикам клинок очень похож на дамасскую сталь, но все равно – это «третий сорт», не более. Настоящий Дамасск куется как минимум из двух сортов стали. На рисунке, если так можно выразиться изображен «классический» клинок из Дамасской стали.
Читайте также: Х Дейви — Искусство и путь по-японски. 45 дорог к медитации и красоте
Ну вот, теперь мы и подошли к основному отличию Дамасска от Булата. В свое время сталь для оружейников в Дамасске поставлялась из Индии и это была немалая «статья экспорта» в индийской экономике тех времен, Булат расходился по всему миру.
Уникальные свойства Булата обусловлены технологией выплавки булатной стали. Все то же самое, то же железо и тот же углерод, но на выходе получается совершенно другой продукт. Булат варится часами, возможно – сутками. Сколько я, даже имея техническое образование, ни пытался понять в чем тут соль, но так и не до конца не разобрался. Понятно, что при плавке стали возникают конвекционные потоки и при охлаждении такой стали сначала затвердевают кристаллы с одной концентрацией углерода, при понижении температуры – с другой, кристаллы стали с различной концентрацией углерода вытягиваются в ниточки и переплетаются между собой. Все, казалось бы – просто !Получается матрица из мягкой стали, насыщенной кристаллами «цементита», грубо говоря сталь вперемешку с чугуном. Это условно можно сравнить с резиновым наждачным кругом в котором намешаны кристаллы алмаза. Гнется во все стороны но и режет все! Типичный клинок из булатной стали
По узору булат отличается неравномерным, хаотичным рисунком, у дамаска же волны и точки на узоре более гармоничны, узор более симметричен.
рис.4 Слева булат, справа дамаск, оба «нержавеющие»
И пару слов об оружии самураев – катане. В сущности, как можно судить по тем образцам, что дошли до нас из древности, катана – вариация на дамаск, но не без элементов булата, можно сказать, что это некий синтез этих двух технологий, но у нее есть одно существенное отличие. Железо, добываемое в Японии из россыпей песков очень богато вольфрамом молибденом. Именно природное «легирование» стали молибденом и вольфрамом и придает самурайским клинкам их легендарные свойства.
Изготовление холодного оружия, впрочем, как и все на Востоке, возведено в культ и стало «высоким» искусством. Различные части самурайского меча имеют свои наименования, что свидетельствует о глубочайшей проработке технологии производства.
Думаю, что далеко не все нюансы здесь перечислены, остались еще два. Первый — это то, что булат выплавляли из «болотной руды». Очень сомневаюсь, что до н.э. у людей уже были инструменты и механизмы для добычи каменной руды. А «болотная руда» включает в себя остатки растений, произраставших на тех болотах, а это не только углерод !
Второй- это методы термической обработки, то бишь — закалки, это тоже своего рода искусство !
источники —
https://arkanru.narod.ru/bulat_i_damassk/katana/bokuto_i_bokken/
https://www.topauthor.ru/
https://arkanru.narod.ru/bulat_i_damassk/
Использование и хранение
Настоящие катаны являются грозным оружием. Они отличаются уникальной остротой и требуют очень аккуратного обращения. Существует несколько техник фехтования для этого клинка.
- Кэндзюцу. Приходится на IX век и совпадает с появлением отдельного класса воинов в Японии.
- Иайдо. Эта техника основана на внезапных атаках и молниеносных контратаках.
- Баттодзюцу. Акцент ставится на обнажение меча и отражение удара во время быстрого обнажения.
- Iaijutsu. Основана на приемах вытянутой руки.
- Синкэндо. Наиболее молодая техника, появившаяся в 1990 году.
Хранить клинок необходимо только в чехле и в определенном положении, при котором лезвие направлено вверх. При долгом неиспользовании клинок следует отполировать, покрыть маслом и пудрой. Меч не любит долгое хранение, поэтому его необходимо периодически доставать.
Связав воедино все рассмотренные положения, можно ответить на вопрос, что такое катана. Это мощное и грозное оружие, которое в умелых руках может стать смертельным для любого человека. Требуется внимательно относиться к мечу, а также понимать, что без опыта и мастерства он может не только поранить, но даже покалечить простого человека.
Фагготрия и проявление болезни
« Настоящая катана рубит камень, но такую делают больше двадцати лет»« Катана-лучшее оружие!!!»— пунктуация сохранена
Увлечение катаной проявляется в виде вышеупомянутых фраз, склонности к толчкизму и является ещё одной формой виабушности. Заражение происходит несколькими путями:
- Аниме — наиболее распространённый способ контузии катанузии.
- Фильмы и сериал «Горец» — разумеется, ГГ вооружен катаноидом от легендарного Масамунэ, которым он и в самом деле рубит камни, а в одной из серий товарищ Маклауд блокировал им удар цвайхендера, и при этом сумел уберечь лезвие от вмятины. Мало того, в расово неполноценном полнометражном фильме «Горец-2» главного злодея так и звали: Катана.
- Цикл Kill Bill — Катана, как известно, единственное нотариально заверенное церковью орудие мести.
- Кэндо, йайдо и прочее кобудо — по достижении высоких рангов катана становится предметом необходимости.
- Компьютерные игры (как правило, ролевые).
Признаки и места выпаса катанозников
Ха! Катаной же выходит вот так.
Катанатония является по сути одним из субподвидов ФГМ у вапов. Самые явные симптомы:
- Неприкрыто невежливое отношение к европейскому и ближневосточному вооружению. Про кольчуги, лямеляры и вплоть до лат с кольчужно-пластинчатыми доспехами, поциэнт говорит, что они-де не устоят перед ударом японской ручной вундервафли. Про оружие дежурная фраза — медленное и не настолько острое, как бэ намекая на незаточенную дубину, которая, собсно же, и эффективна против мощных доспехов. При этом, как правило, поциэнт нихуя не знает ни историю, ни чего-либо по металлургии, но этот прискорбный факт, однако, ни капли его не ебёт. Причем сравнение, как ни странно, идет с тяжеленными клинками тринадцатых—четырнадцатых веков в два кило и конечно же мега-эпичным цвайхендером, которым ландскнехты въёбывали по пикам швейцарской братвы. Катана (дайтэ) стала использоваться в пятнадцатом веке, когда в Европе вовсю пользовались таким аргументом, как длинный меч, он же бастард, он же полуторник, превратившийся затем в шпагу — всего на двести граммов тяжелее, зато длиннее, а за счёт баланса — маневренней и ничуть не медлительней. Если же это длинный меч для бездоспешного боя, то, пожалуй, ещё и острее. Характеристики же ближневосточного оружия катаноёбу, как правило, вообще не известны, что не мешает также недолюбливать и его, хотя характеристики у ятаганов, тулваров, клычей, шамширов, скимитаров и родной шашки намного круче, чем у катаны, а эпоха появления некоторых экземпляров раньше, чем дайтэ.
- Превосходство самурая над всеми другими обладателями МПХ на протяжении всей истории. Европейские же рыцари и ближневосточные гулямы и мамлюки достойны удаления ссаными тряпками, чтобы не загораживали вид на Фудзи, осыпанную лепестками сакуры.
- Чуть менее, чем полностью отсутствующее представление о кузнечном деле. Полосе жолеза придаются мегаебические свойства, которые объясняются ровно ничем, или же в крайнем случае ОБВМ японской культуры. Такие понятия как «предел прочности» и «термообработка» вызывают у катанофилов резкий интеллектуальный понос.
- Озвучивание исторической, металлургической и археологической правды о сабже вызывает у виабушных катанофилов резкий припадок кошерного гнева, сопровождающийся угрозами покромсать дерзнувшего своим незаточенным декоративным экземляром катаны. Спорить с вышеуказанным субъектом то же самое, что топить урановые ломы в ртути.
Встречаются больные в большом количестве в этом вашем вконтакте и на игровых форумах.
Классический пример виабу-копипасты на форчановском /tg/:
осторожно, виабу инсайд!
That’s it. I’m sick of all this «Masterwork Bastard Sword» bullshit that’s going on in the d20 system right now. Katanas deserve much better than that. Much, much better than that. I should know what I’m talking about. I myself commissioned a genuine katana in Japan for 2,400,000 Yen (that’s about $20,000) and have been practicing with it for almost 2 years now. I can even cut slabs of solid steel with my katana. Japanese smiths spend years working on a single katana and fold it up to a million times to produce the finest blades known to mankind. Katanas are thrice as sharp as European swords and thrice as hard for that matter too. Anything a longsword can cut through, a katana can cut through better. I’m pretty sure a katana could easily bisect a knight wearing full plate with a simple vertical slash. Ever wonder why medieval Europe never bothered conquering Japan? That’s right, they were too scared to fight the disciplined Samurai and their katanas of destruction. Even in World War II, American soldiers targeted the men with the katanas first because their killing power was feared and respected. So what am I saying? Katanas are simply the best sword that the world has ever seen, and thus, require better stats in the d20 system. Here is the stat block I propose for Katanas: (One-Handed Exotic Weapon) 1d12 Damage 19-20 x4 Crit +2 to hit and damage Counts as Masterwork (Two-Handed Exotic Weapon) 2d10 Damage 17-20 x4 Crit +5 to hit and damage Counts as Masterwork Now that seems a lot more representative of the cutting power of Katanas in real life, don’t you think? tl;dr = Katanas need to do more damage in d20, see my new stat block.
Лечение
- Троллинг фактами о том, что вывоз настоящих катан за пределы Японии на легальном уровне невозможен.
- Сэппуку, более известное как харакири.