Х Дейви — Искусство и путь по-японски. 45 дорог к медитации и красоте

Среди письменных источников, посвящённых этике самурая, наибольшую известность получила работа «Бусидо» Нитобэ Инадзо. В 1899 году в Нью-Йорке на английском языке была опубликована книга «Бусидо: душа Японии» (Bushido:The Soul of Japan), а в 1908 году благодаря Сакураи Хикоитиро она вышла в переводе на японский язык. В 1938 году перевод Янаихары Тадао вышел в издательстве «Иванами бунко», после чего с выходом всё новых изданий этот вариант стал стандартом теории Бусидо. Однако оценки этой книги расходятся, и особое внимание обращают на себя критические замечания о том, что изложенная в этом издании позиция, трактующая бусидо как дух высокой морали, сопоставимый с духом рыцарства Европы, была всего лишь фальшивым образом, созданным национализмом эпохи Мэйдзи. Давайте попробуем поразмыслить о сути этой книги на основе исторического реализма: что подразумевали под «бусидо» люди эпохи существования и активной деятельности реальных самураев?

Образец поведения на поле брани: сражаться, не ведая страха

В средневековом обществе использования слова «бусидо» не просматривается. В средневековье, когда говорили об образцовом поведении воина, пользовались словом «путь коня и лука», говорили о «правилах держащего лук и стрелы». Первые упоминания слова «бусидо» относятся к письменному источнику под названием «Коёгункан» («Военное зерцало Каи»), известному как своего рода «священное писание» военных наук клана Такэда. В этом источнике, состоящем из 20 томов, слово «бусидо» появляется более 30 раз. К тому же, поскольку эта книга долго и широко использовалась в воинских кругах в качестве учебника военного дела, она сильно повлияла на распространение термина «бусидо».

В отношении периода создания и авторства «Коёгункан» существует две гипотезы, согласно одной из которых в 1575 году (3-й год эры Тэнсё) вассал Такэды Сингэна, Косака Дандзё Масанобу приступил к написанию под воздействием поражения в битве при Нагасино, а согласно другой, данный труд был собран и отредактирован примерно в 1615 году (начальный год эры Гэнва) стараниями специалиста по воинским наукам клана Такэда по имени Обата Канхёэ Кагэнори. Сегодня преобладающей является теория о том, что составителем этого труда был сам Косака.

В «Коёгункан» говорится, что путь воина неотделим от успеха на поле брани и неустрашимости в действиях. К примеру, о.

Между тем дальнейшее развитие бусидо уделяет внимание скорее не внешней отваге, а внутренней силе, подчёркивая необходимость воспитания нравственного начала в человеке.

Читайте также:  Текст книги «Самураи. Первая полная энциклопедия»

Мужские японские имена

Акайо — умный человек Аки — осень, яркий Акио — красавец, красавчик Акира — яркий, ясный, рассвет Акихико — яркий принц Акихиро — умный, ученый, яркий Арэта — новый Атсуши — сердечный, трудолюбивый

Горо — пятый сын

Джеро — десятый сын Джиро — второй сын Джун — послушный Джуничи — повинующийся, чистота, сначала Дэйки — из большой ценности Дэйсьюк — великий помощник Дэйчи — великий первый сын или большая земля

Изаму — храбрый, воин Изао — честь, заслуга Изэнэджи — мужчина, который приглашает Иоичи — мужской, первый (сын) Иори — зависимость Иошайо — хороший человек Иоши — хороший Иошикэзу — хороший и гармоничный, справедливый, первый (сын) Иошинори — благородное достоинство, справедливый принципы Иоширо — хороший сын Иошито — хороший, удачливый человек Иошихиро — широко распространенное совершенство Иошиэки — справедливая слава, яркая удача Иошиюки — справедливое счастье Иуоо — каменный человек Ичиро — первый сын

Кайоши — тихий Кеиджи — почтительный, второй (сын) Кеиичи — почтительный, первый (сын) Кен — здоровый и сильный Кенджи — интеллектуальный правитель Кеничи — первый строитель, губернатор Кента — здоровый, крепкий Кеншин — скромная правда Керо — девятый сын Кииоши — чистый, святой Кио — одобрений, имбирь, или больший Кичиро — удачливый сын Коджи — сыновний правитель, счастливый, второй (сын) Коичи — яркий, широко распространенный, первый (сын) Кохэку — янтарный Кунайо — соотечественник Кэзуки — начало нового поколения, приятного мира, или сияния Кэзуо — гармоничный человек Кэзухико — первый, гармоничный принц Кэзухиро — гармония, широко распространенный Кэйташи — твердость Кэтсеро — победный сын Кэтсу — победа Кэтсуо — победный ребенок

Макото — истинный Масаши — правильный, роскошный официальный Микайо — человек ствола дерева Минори — красивая гавань, деревня красивых людей Минору — плодотворный Митсеру — полный, рост Митсуо — яркий человек, третий мужчина (сын) Мичайо — человек на (правильном) пути Мичи — тропа Мэдока — спокойный Мэзуио — увеличивающий мир Мэзэки — правильный отчет, изящное дерево Мэзэнори — правильный принципы, преуспевающее правительство Мэзэо — исправьте человека Мэзэру — интеллектуальный, победный Мэзэто — правильный, изящный человек Мэзэхико — исправьте принца Мэзэхиро — управляйте широко Мэзээки — правильная яркость Мэмору — защитите Мэнэбу — прилежный Мэса — сокращение для имен, начинающихся с «Мэса» Мэсэйоши — управляющий справедливо, яркое совершенство Мэсэйуки — правильное счастье

Наоки — честное дерево Нобору — поднимитесь, подъем, добродетельный Нобу — вера Нобуо — преданный человек Нобуюки — преданное счастье Норайо — человек принципов Нори — сокращение для имен, начинающихся с «Нори» Нэо — честный

Озэму — правитель

Рио — превосходный Риота — крепкий, сильный Рокеро — шестой сын Рэйден — гром и молния Рюу — дракон

Сеиджи — предупреждение, второй (сын) Сеиичи — предупреждение, чистый, первый (сын) Сузуму — прогрессирующий Сэберо — третий сын Сэдэо — решающий человек Сэтору — просвещенный Сэтоши — ясное размышляющий, сообразительный, мудрый

Такаши — сыновний чиновник, достойный похвалы Такаюки — сыновнее счастье, благородный Таро — великому сыну (это имя дают только первому сыну) Теруо — яркий человек Тетсуо — ясный (думающий) человек, железный человек Тетсуя — железо, которым становятся, ясный вечер Томайо — хранивший человек Тору — проникновений, странник Тошайо — человек тревоги, гений Тоши — аварийный Тошиэки — аварийный и яркий, зрелая яркость Тошиюки — аварийный и счастливый Тсуиоши — сильный Тсунео — общий человек Тсутому — рабочий Тэдэо — лояльный человек Тэдэши — правильный, лояльный, справедливый Тэкео — воин Тэкехико — принц солдата Тэкеши — жестокий, воин Тэкуми — ремесленник Тэкэо — высокий, благородный человек Тэкэхиро — широко распространенное благородство Тэмотсу — полный, защищающий Тэтсуо — человек дракона Тэтсуя — дракон, которым становятся (и обладают его мудростью и долговечностью)

Фумайо — литературный, академический ребенок

Хидеки — роскошная возможность Хидео — роскошный человек Хидики — яркое превосходство, роскошная яркость Хизока — сохраненный Хизэо — долговечный человек Хизэши — долговечный Хикэру — свет или сияющий Хиро — широкий, широко распространенный Хироаки — широко распространенная яркость Хиройуки — широко распространенное счастье Хироки — богатая радость, сила Хироми — широкое наблюдение, широко распространенная красота Хироши — в изобилии, широко распространенный Хитоши — уравновешенный, уровень Хотэка — шаг за шагом Хэджайм — начало Хэруо — человек весенней поры Хэчиро — восьмой сын

Шиг — сокращение для имен, начинающихся с «Шидж» Шиджеру — превосходный, обильный Шиджо — обильный человек Шин — истинный Шинджи — преданный, второй (сын) Шиничи — преданный, первый (сын) Широ — четвертый сын Шичиро — седьмой сын Шоджи — исправляющий, сияющий, второй (сын) Шоичи — правильный, преуспевающий, первый (сын) Шуджи — превосходный, второй (сын) Шуичи — превосходный, управляющий, первый (сын)

Эиджи — превосходный второй сын, роскошный правитель

Читайте также:  Значения слова ヤバイ в японском языке

Юичи — храбрый, дружественный, первый (сын) Юкайо — счастливый человек Юки — счастье, снег Ютака — в изобилии, преуспевающий Юу — превосходящий Юудэй — великий герой Ючи — храбрый, второй, сын

Ясуо — честный, мирный человек Ясухиро — богатая честность, широко распространенный мир Ясуши — честный и мирный

Популярные мифы

ДыняПавлиныЗрение и компьютерПитбулиВерблюд

Популярные факты

Самые известные сигаретыСамые известные философыСамые известные вампирыСамые знаменитые боги смертиСамые знаменитые боги секса

Популярные советы

100 вещей, которые нужно сделать в жизниЧто делать если телефон упал в водуКак забеременетьУход за джинсамиКак преодолеть страх

Популярный сленг

ЖихаркаЯсен красенНабрасывать дерьмо на вентиляторШкарыДробь 16

Обращение бусидо к внутренней сути, обусловленное жизнью без больших войн

«Сёкэнохёдзё» – это учебник военного дела в 20 частях, который подготовил в 1621 году (7 год Гэнва) исследователь военных наук Одавара Сакуун. В 1658 году (4-й год эры Мэйрэки) он был опубликован в 20 томах. В этой книге также употребляется слово «бусидо», однако в ней утверждается, что истинной сутью бусидо является твёрдость, именуемая силой воли – цельность внутренней преданности собственным убеждениям, которая не склоняется ни перед многочисленными наградами, ни перед могуществом силы.

Эта тенденция особенно отчётливо заметна в опубликованном в 1642 году (19-й год эры Канъэй) трактате о бусидо под названием «Касёки». Автором этого учебной книги в пяти томах, написанного в форме заметок, считается Сайто Тикамори – бывший вассал главного феодала княжества Ямагата. В этом учебнике слово «бусидо» встречается очень часто, причём особо подчеркивается нижеприведенное определение «бусидо», которое даётся воином.

«Истинная суть бусидо состоит в том, чтобы быть самураем, который не лжёт, не лицемерит, не льстит, не двуличничает, не подвержен алчности, не бывает непочтительным, не похвалется, не клевещет, не изменяет своему сюзерену, ладит с товарищами, не волнуется, предупредителен к людям, милостив, обладает сильным чувством долга по отношению к другим и не жалеет собственной жизни».

Фоном для такого углубления содержания бусидо с сохранением без изменений самой сути послужило продолжительное состояние мира, в котором пребывало общество эпохи Токугава. Состояние мира, продожавшееся более двухсот лет, когда не было ни междоусобиц, ни войн с внешними силами, является беспримерно редким даже в масштабе общемировой истории. В этих условиях бусидо постепенно эволюционировал от одностороннего превознесения отваги, приобретая характер этической доктрины.

В условиях затяжной эпохи без битв воины задаются вопросом смысла своего существования. Они начинают находить для себя новые функции в обществе, выступая не просто воинами, но действуя в качестве представителей структур общественного управления той или иной территорией (бакуфу, княжества). Они выполняют задачи обеспечения общественной безопасности и полицейские функции, занимаются законотворчеством и обеспечивают работу судебной системы. Всё это должности, требующие воинских качеств, однако, не ограничиваясь ими; воины берут на себя работу в таких областях как транспортная инфраструктура – ремонт дорог и мостов, укрепление берегов и ирригация, разбивка новых рисовых полей и улучшение пахотных угодий, пожарная безопасность и борьба со стихийными бедствиями, восстановление после ударов стихии, развитие новых отраслей производства, больницы и медицина и др. Пожалуй, можно сказать, что отличие между понятием рыцарства и бусидо состоит как раз в том, что от рыцарей Запада ничего подобного никогда не требовалось.

Что такое ичи-го ичи-э? 10 правил японского пути к счастью

Ичи-го ичи-э можно перевести как “встреча, которая больше не повторится”, или ”один момент – одна возможность”. Это означает, что каждая встреча и каждый опыт уникальны, это – сокровище, которое больше не повторится, во всяком случае, точно так же. Поэтому, если мы им не насладимся, этот миг будет потерян навсегда.

Осознание ичи-го ичи-э помогает нам замедлиться, не форсировать события и помнить, что каждое утро в нашей жизни, каждая секунда, проведенная с детьми и любимыми, обладает неизмеримой ценностью и заслуживает нашего полного внимания.

Практика ичи-го ичи-э приводит нас к более счастливой, более полноценной жизни без сожаления о прошлом и тревоги о будущем. Эта концепция учит жить настоящим, осознавать и ценить каждый момент жизни как подарок судьбы.

10 основных принципов этой японской философии:

Читайте также:  «Как это устроено»: Пауза и её значение. Японский театр кабуки

  1. Не откладывайте ничего для особого случая. Каждая возможность предоставляется лишь однажды. Если вы ею не воспользуетесь, она будет упущена. Помните: сейчас или никогда.
  2. Живите так, будто каждое событие – последнее в вашей жизни. Именно поэтому приветствовать и прощаться с любимыми, ощущая ичи-го ичи-э, бывает так вдохновляющее – это помогает прочувствовать уникальность и неповторимость каждой встречи.
  3. Живите настоящим. Бесконечные размышления о прошлом и будущем часто мучительны и почти всегда бесполезны. Вы не можете изменить то, что уже произошло. Вы не можете предвидеть будущее. Но здесь и сейчас для вас открыты все возможности в мире.
  4. Делайте то, что никогда не делали раньше. Как говорил Эйнштейн, бесполезно продолжать делать то же самое и ожидать других результатов. Еще один способ пережить незабываемый опыт – просто отдаться потоку жизни и позволить чему-то новому расцвести внутри вас.
  5. Практикуйте сидячую медитацию. Вы можете сесть для этого на подушку для медитации или просто присесть ненадолго и понаблюдать за чудом жизни. То, что вы просто абстрагируетесь от ежедневного круговорота спешки и обязательств, помогает достичь хорошего самочувствия и благополучия.
  6. Используйте все пять чувств осознанно. Учитесь искусству слушать, смотреть, осязать, ощущать вкус и запах, чтобы придать каждому моменту своей жизни богатство человеческого восприятия. Это также позволит вам стать внимательнее к окружающим, повысить свой уровень эмпатии и авторитет.
  7. Замечайте совпадения. Это помогает лучше понимать знаки вселенной. Дневник, в котором мы записываем моменты повседневного волшебства, делает нас более восприимчивыми, и у нас лучше получается следовать невидимым нитям действительности.
  8. Превращайте любую встречу в праздник. Не ждите подходящих условий – отпуска, путешествия, Дня рождения, – чтобы испытать нечто необычное. Если вы находитесь в соответствующем настроении, каждый день может стать особенным.
  9. Если вам что-то не нравится, меняйте это. Человек по природе своей — преобразователь, мы можем менять себя сколько угодно раз. Если вам кажется, что ваша жизнь слишком скучна и предсказуема для ичи-го ичи-э, у вас есть все, чтобы создать себе другую реальность.
  10. Станьте “охотником” за особыми моментами. Как и в любом деле, чем больше вы практикуетесь, тем лучше результаты.

Авторы Hector Garcia, Francesc Miralles

Оригинал

Перевод с английского Виктории Давыдовой

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Большое заблуждение, в которое вводит «Хагакурэ»

Если говорить о посвящённых бусидо книгах, то наиболее известной является работа «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), продиктованная Ямамото Цунэтомо, вассалом дома Цунэсима феодального княжества Сага. Эта книга, составленная в 1716 году (начальный год эры Кёхо), широко известна формулировкой «бусидо есть стремление к смерти», создающей ложное представление в духе «бусидо учит умирать». На самом деле смысл этой фразы состоит отнюдь не в навязывании смерти. Она означает, что благодаря постоянной готовности к смерти человек достигает нового состояния «свободы», превосходящего жизнь и смерть, что позволяет «безупречно и всецело исполнить служебный долг воина».

В этой же книге также о, а в случае, если господин движется в неверном направлении – бороться за благополучие княжества и удела, увещевая господина – именно в этом состоит высшее проявление преданности воина. Здесь бусидо также предстаёт в качестве практики закалки характера, уделяющей важное внимание дисциплине.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий