Святилище Исэ и паломничества бурного прошлого

Особенности храма Исэ

Храм Исэ в Японии, не смотря на свою запретность, пользуется популярностью среди путешественников. Согласно традициям синто, святилище разрушают каждые 20 лет, а затем строят заново. Поэтому есть отличия в простоте и скромности масштабов. Внешний вид удивляет своей простотой.

Главную святыню посвящают богине солнца Аматэрасу. Стены храма скрывают большое количество сокровищ страны. Также в них находятся реликвии императорской семьи. В этом сооружении находится известное Священное зеркало.

Храм расположен в красивой местности, в гармонии с природой. Вокруг находятся покрытые густой зеленью холмы, нетронутые леса. Туристы имеют возможность прогуляться по невероятно красивым местам природы. Территорию парк окружает национальный парк. В нем находится большое количество исторических памяток и других святынь. В отличие от храма Исэ, они доступны к посещению. Кроме этого, на нашем сайте вы можете прочитать полезную информацию о храме Инари.

Исэ-Сима

РЕГИОН ИСЭ-СИМА.

К востоку от Нары и Осаки, на дальней стороне полуострова Кии, находится небольшой отрезок земли, выступающий в океан. Известный как Сима-ханто, этот полуостров был выбран для создания здесь национального парка благодаря его природной красоте, а ещё и потому, что здесь расположен важнейший религиозный центр Японии – Исэ дзингу. С начала IV века Великое святилище Исэ, расположенное на окраине города Исэ, почитается как земной дом богини солнца Аматэрасу, потомками которой, как принято считать, являются все японские императоры.

Читайте также:  Лечение в Японии — медицинский туризм, система здравоохранения, больницы и врачи Японии

Исэ – это край жемчуга. Известная во всем мире начала свой путь в городе Тоба, когда предприимчивый владелец лапшичной открыл искусственный способ выращивания жемчуга. Теперь целый остров посвящён его памяти, в том числе и весьма интересный музей. Большая часть современного жемчуга выращивается в заливе Аго-ван, где сотни устричных садков соединены между собой в прекрасной, усеянной устрицами бухте.

Добыча жемчуга непосредственно связана с работой ныряльщиц «ама». Хотя труд «ама» больше не используется в производстве жемчуга, около двух тысяч местных женщин до сих пор зарабатывает себе на жизнь все тем же способом, собирая морские ушки, морских ежей и водоросли вдоль скалистого побережья.

Городок Исэ с легкостью несёт свою священную ношу. Несмотря на то, что некоторые туристы находят его несколько заурядным, в Исэ дзингу – самом почитаемом синтоистском святилище, даже туристы из далёких стран проникаются его глубоким религиозным значением. Вокруг этих зданий, спрятанных в кедровом лесу, витает какое-то необъяснимое благоговение, и сразу становиться понятно, почему сюда каждый год приезжают 6,5 миллионов местных туристов.

Исэ дзингу становиться самым посещаемым святилищем в Новый год (хацу-модэ), 1 января. После этого здесь проводят ещё около 1500 ежегодных церемоний в честь богов Исэ. Самые важные из них касаются сельскохозяйственного цикла, кульминацией которого (15-17 октября) является преподнесение богам священного риса. 05-06 апреля и в период осеннего равноденствия во внутреннем святилище исполняются древние синтоистские танцы и проходит праздник любования луной.

Одну треть общей площади города занимает огромный лесной массив посреди которого и находится одно из двух святилищ Исэ дзингу – Гэку или Внешнее святилище. Но наиболее интересная обитель всё же Найку (Внутреннее святилище). Нынешнее внутреннее святилище было возведено приблизительно в IV веке для хранения зеркала, являющегося воплощением души богини солнца Аматэрасу. Согласно древней легенде, это было то самое зеркало, которое Аматэрасу подарила своему внукуНиниги-но-Микото, когда отправляла его править Японией. Сначало оно хранилось в императорском дворце вместе со священным мечом и яшмовыми чётками (сейчас они находятся соответственно в императорском дворце и храме Ацута дзингу в Нагоя), однако богиня дала указание перенести её зеркало в какое-нибудь более укромное место. Наконец, выбор пал на лесистую местность возле реки Исудзу-гава в Исэ, ставшем с тех пор священным центром страны. Внешнее святилище было построено в V веке для почитания божества пяти злаков – Тоёукэ-оками.

Начиная с VII века каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочной церемонии: главных синтоистских богов, обитающих в Исэ, переносят из старых святилищ в только что построенные новые. Целью такого обычая является не только обновление обветшавших деревянных конструкций, но и – по требованию жрецов – очищение от занесенной извне грязи и скверны. Каждая последующая реконструкция является точной копией предыдущей и сохраняет уникальный стиль архитектуры, который передавался из века в век, будучи свободным от какого-либо китайского или корейского влияния. При реставрации используются исключительно хиноки (японский кипарис) и солома для крыш, а также некоторые золотые украшения. Самыми заметными отличительными чертами строений являются деревянные крестовины (тиги), выступающие на конёк крыши, и крепкие горизонтальные балки (кацуоги), проложенные между ними. Когда здания разбираются, старые деревянные балки передаются в другие святилища по всей стране, где их повторно используют.

Святилище Исэ Дзингу

Святилище Исэ Дзингу

Хранилище синтоистских сокровищ, объект массового паломничества. Именно здесь расположены самые древние и великие синтоистские реликвии, с которыми связана история, духовная и культурная жизнь японского народа.

ГЭКУ (Внешнее святилище)

Гэку или Внешнее святилище Исэ дзингу – обитель с толстой соломенной двускатной крышей, выделяющаяся в море белого гравия. Храм посвящён богине Тоёукэ-но-Омиками, посланной Аматэрасу следить за сбором урожая риса. Ещё одна её обязаность – приносить Аматэрасу священную пищу, поэтому дважды в день монахи преподносят дары Тоёукэ в небольшом зале, находящемся в самом конце владений обители. Очевидно, уже после этого она передаёт все дары богине солнца.

Покидая этот храм, обратите свое внимание на пустую территорию, расположенную по соседству. На этом месте в 2013 году начали возводить новое святилище, одновременно с реконструкцией Найку. Около года уйдёт на то, чтобы закончить работу над зданиями и заново их украсить сотнями священных предметов, выполненных вручную по многовековым технологиям. Торжественное открытие нового святилища происходит ночью, когда священные сокровища, символизирующие душу богини, переносяться из одного здания в другое. Считается, что эта церемония преодолевает благословение, которое боги даровали японскому народу.

Отдав дань уважения Тоёукэ двумя низкими поклонами, хлопком в ладоши и третьим низким поклоном, большинство людей спешат в Найку. От Гэку до Найку можно доехать на автобусе за 15 мин. Автобусная остановка так и называется – Найку.

НАЙКУ (Внутреннее святилище)

Читайте также:  [Панорама 360°] Япония во Всемирном наследии: историческая деревня Сиракава-го

Внутреннее пространство Исэ дзингу – более величественный комплекс. Обитель посвящена Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской семьи, и расположена на окраине огромного священного лесного массива, на берегу реки Исудзу-гава, над которой нависает прекрасный арочный мост Удзи-баси. Напротив первых священных ворот тории находится водоём для очищения. Далее тропинка спускается к реке. Раньше паломники часто использовали это место для омовения, однако теперь большинство людей приходят полюбоваться огромными разноцветными карпами, лениво плавающими на мелководье.

От реки тропинка сворачивает к небольшой группе строений, среди которых находится административное здание (где можно взять буклет на английском языке), и музыкальный зал с пурпурными занавесками. Здесь прихожане исполняют священные танцы или устраивают представления театра Но в честь богов за оказанные услуги. Затем идут различные залы, где готовится и хранится священная пища – экологически чистые сакэ и рис, фрукты и овощи выращиваются и производятся прямо на территории храмового комплекса. Наконец Вы попадаете к Внутреннему святилищу. Как и в Гэку, главное здание расположено за четырьмя священными оградами, хотя здесь Внутреннее святилище удалено ещё больше, и детали строения разглядеть ещё сложнее. Тем не менее в чистых, мощных линиях архитектуры здания таится та же таинственная сила. Только члены императорской семьи и первосвященники имеют право входить во внутренний храм, где хранится священное зеркало Аматэрасу. Оно завернуто в несколько полотен, и согласно архивным записям, ни один человек не смотрел в него уже тысячу лет.

Если отсюда пойти по тропинке дальше, к главному святилищу, по дороге можно увидеть симпатичный амбар для хранения риса и сокровищницу, а затем небольшой храм Арамацуриномия, с интересной архитектурой строения.

Старинная торговая улица, ведущая к святилищу Исэ. Многие магазины и рестораны обслуживают паломников на протяжении многих веков. Сегодня, эта пешеходная зона воссоздаёт торговый квартал эпохи Мэйдзи. Здесь всегда много туристов, торговые лавки сами по себе достаточно интересные, и есть несколько ресторанов. Если хотите перекусить, отправляйтесь в местный ресторан Akafuku Honten – ищите симпатичные красные пароварки, работающие на дровах, стоящие напротив ресторана. Здесь подают фирменное блюдо – акафуку моти – приготовленную на пару рисовую лепешку с соусом из красной фасоли.

История

Сейчас храм разделяется на два комплекса – внутреннее святилище Найку, которое построено в честь богини Аматэрасу, и внешняя святыня Гэку, создана на честь богини еды Окунитамы. В древние времена они находились внутри императорского дворца, и следовали императору, когда он менял жительство.

Такая традиция была нарушена в 4 веке императором Судзин. Он приказал перенести святилища в деревню, недалеко от его дворца. Потом его правительство изменил император Суйнин, который велел своей принцессе определить постоянное место нахождения для святилищ.

История гласит, что принцессе в Исэ обратилась сама богиня солнца и сказала где необходимо построить храм. Потом Аматэрасу велела построить святилище Тоеукэ, для ее кухарки. Со временем в комплексе храма создали постройки для лошади, петухов богини. Возле святилища есть огород, на котором выращивают овощи. Из них готовят еду для божества.

Увлекательная история и загадочность храма манит туристов посмотреть хоть издалека на святилище. Путешествие обещает быть интересным и увлекательным. Гармония с природой способствует душевному отдыху.

Праздники

Осенний праздник с представлением в Найку

  • 31 декабря — 1 января — Новый Год
  • 5 апреля — 7 апреля — Кагура-сай, праздник придворной музыки и танца
  • середина мая — Отауэ-сай, праздник рисовых полей
  • 15 июня — 17 июня — Цукунами-сай
  • осеннее равноденствие — Кагура-сай, праздник придворной музыки и танца
  • 15 октября — 17 октября — Каннамэ-сай, праздник урожая риса
  • 23 ноября — Ниинамэ-сай, праздник освящения риса
  • 15 декабря — 17 декабря — Цукунами-сай

Буддийские храмы

Буддизм пришел в Японию из Кореи и Китая в VI в., что привело к появлению новых ритуалов и новых архитектурных форм. Декоративность архитектуры разительно возросла, поверхности стали украшать резьбой, расписывать, лакировать и золотить. Появились такие детали, как искусно сделанные консоли на софитах (внутренней поверхности крыши), крытые тростником крыши с резными профилями, украшенные колонны. Первый в Японии буддийский храм был сооружен около г. Нара. В то время как храмовые строения синтоистов имели строго заданные очертания, ранние буддийкие храмы не имели какого-либо строгого плана, хотя обычно включали кондо (святилище), пагоду, а также кадо – Зал поучений, хозяйственные постройки.

Важной частью крыши японских буддийских святилищ были консоли – элемент, украшающий софиты веранды и поддерживающий нависающие карнизы. Консоли обычно были деревянные богато украшенные.

Основание колонн и ее верхняя часть, а также поперечные балки показывают, как богато был украшен интерьер храма. Использовались мотивы живой природы, по-черпнутые из вышивки. Во внутреннем святилище детали колонн и балок были позолочены.

Храмовый комплекс в Йокохаме (XIX в.)

На этой репродукции видны тории храмового комплекса в Йокохаме и два монумента, отмечающих вход в крытое тростником святилище, расположенные в роще. Это – хорошая иллюстрация того, как важно было внешнее пространство для святилища.

Читайте также:  Как готовят и за что любят в Японии рыбу фугу

Храмовый комплекс в Йокохаме (XIX в.)

Кондо. Хорюдзи (VII в.)

Главное святилище (кондо) в Хорюдзи – одно из наиболее древних из сохранившихся в мире зданий с деревянным каркасом. Кондо стоит на каменном двухступенчатом основании с лестницами. Здание увенчано двускатной крышей. Вокруг первого этажа позже была пристроена крытая галерея.

Кондо. Хорюдзи (VII в.)

Пагоды обычно имели три – пять этажей, слегка сужающихся на каждом уровне, с тем чтобы создать характерный профиль со ступенчатыми нависающими крышами. Высокие здания на этих островах, где всегда сохраняется угроза землетрясения, созданы из легких и гибких деревянных конструкций.

В развитии буддийской храмовой архитектуры в Японии можно выделить три этапа. Ранний период известен как «ранний исторический». Он подразделяется на периоды Асука, Нара и Хэйан. В искусстве средневековой Японии (с XII в.) выделяются периоды Камакура и Муромати. С XVI по XIX в. – периоды Момояма и Эдо. Если синтоистские и ранние буддийские храмы имели простую и четкую конструкцию, то более поздняя буддийская архитектура была очень декоративна и не всегда конструктивна. К примеру, консольные концы ворот храма XVII в. в Никко покрыты резьбой в виде голов дракона и единорогов, вместо простого выступающего элемента.

Скульптура играла важную роль в буддийской архитектуре. Резные деревянные или каменные фонари, или ишидоро, размещали на внешних подходах к храму. Такие же фонари могли использовать и в частных садах. Этот каменный монумент стоял вместе с тысячами других в священной роще. Монументы были около 3-6 м. высотой и состояли из отдельных камней в виде лотоса и маковки наверху.

Колокольчик является неотъемлемой частью буддийских служений. Буддизм привнес в религиозные ритуалы Японии песнопения, гонги, барабаны и колокольчики.

Пагода в Никко (XVII в.)

Пятиэтажная пагода заканчивается стройной колонной, еще больше увеличивающей ее высоту и перекликается с окружающими деревьями. Пагода и другие строения окружены стеной, состоящей из украшенных сложной резьбой деревянных панелей и каменного основания.

Пагода в Никко (XVII в.)

Начиная с XII в., кондо сделались храмами, в которых молились, поэтому внутреннее пространство было расширено, с тем чтобы вместить верующих. Этот рисунок – редко встречающееся изображение интерьера храма – показывает его масштабы. Крыша опирается на каркас поперечных балок, связанных украшенными соединениями.

Ворота монастыря Ниси Хонгандзи

Искусно сделанные ворота, напоминающие храмы, как бы охраняют буддийские святыни. Здесь показаны восточные ворота храма монастыря Ниси Хонгандзи в Киото. Столбы, крыша и створки ворот искусно украшены, подразумевая богатство и важность храма.

Ворота монастыря Ниси Хонгандзи

Ворота храма в Никко

Ворота храма в Никко – с тяжелой крышей, украшены резьбой с изображением драконов, облаков, лакировкой и раскрашенными рельефами. Это говорило о статусе семьи сёгуна, приказавшей построить этот храм.

Ворота храма в Никко

Примечания

  1. [bigenc.ru/text/2026345 Исэ-Дзингу] / А. Гусева // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. — С. 147. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
  2. 1234567
    А А Накорчевский Япония Синто глава 4 Где живут японские божества
  3. А А Накорчевский Япония Синто глава 6 Многоликое синто: история
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий