Вооружённый самурай в доспехах, фото 1860 г.
У этого термина существуют и другие значения, см. Самурай (значения).
Самурай
(яп. 侍, по-японски также используется слово «буси» (武士)) — в феодальной Японии — светские феодалы-мужчины, кроме онна-бугэйся, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «бу» (воин) более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Часто проводят аналогию между самураями и европейским средневековым рыцарством, но такое сравнение во многом неверно.
Само же слово «самурай» происходит от старинной неопределённой формы глагола «служить» (яп. 侍ふ сабурау
)[1]; то есть
самурай
— служивый человек. Самураи — не только воины-рыцари. Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в повседневной жизни.
Читайте также: Метро в Токио: какой проездной выбрать и как не запутаться в станциях. Личный опыт
Основным оружием самурая были два японских меча — дайсё. В XIV—XIX веках это были катана и вакидзаси. Кроме того, самурай должен был владеть длинным луком. Самурайские доспехи изготавливали из множества пластин, плотно пришнурованных друг к другу.
История
Зарождение
Самураи из княжества Сацума, боровшиеся на стороне императора в период Войны Босин, 1860-е Актёры кабуки, изображающие самураев в доспехах, 1880 год
Самурайство зародилось в результате реформ Тайка 646 года, которые были проведены как попытка перенять политическую, бюрократическую и военную структуру династии Тан. Наибольший же толчок к развитию даймё и самураев как класса дал император Камму в конце VIII — начале IX века, обратившись за помощью к региональным кланам в борьбе против айнов.
В X—XII веках в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»). Также в этот период появилось сословие мелкого дворянства гокэнин.
Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.
Золотой Век
Минамото-но Ёритомо, первый сёгун Камакурского сёгуната
Золотым веком самурайства считается период от первого Сёгуна до войны Онин. С одной стороны, это был мирный период, не считая попытки монгольского вторжения; с другой — численность самураев не так велика, как при Токугава (когда чуть ли не каждый пятый японец-мужчина был самураем), что позволяло самураям иметь высокий статус.
После победы над домом Тайра, Минамото но Ёритомо вынудил императора присвоить ему титул сёгуна, а рыбацкое селение Камакура, где размещалась его штаб-квартира, превратил в свою резиденцию. Отныне сёгун становился самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу самураем и главным министром в одном лице, он именовался словом сиккэн. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили — император вынужден был соглашаться с решениями сёгуна под угрозой «добровольного» отречения от престола.
Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» («бакуфу»). Как и сёгун, большинство его министров и их помощников были самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии.
Опытный полководец, Ёритомо на все важные посты в провинциях назначил людей, снискавших его доверие в войне Гэмпэй. Кроме того, в каждой провинции были учреждены две новые должности военного губернатора и земельного главы, подчинявшихся и подотчётных непосредственно бакуфу, главой которого был сам сёгун. Таким образом, сёгун и его министры были прекрасно осведомлены о том, что происходило в стране, и могли, в случае необходимости, своевременно принять решительные меры.
Камакурский сёгунат, просуществовавший около полутораста лет, открыл новую главу в истории Японии и самурайства.
Со средних веков и до отмены самурайского сословия существовала традиция гомосексуальных отношений между взрослым мужчиной и юношей — сюдо.
Эпоха междоусобных войн
Ода Нобунага Тоётоми Хидэёси Токугава Иэясу
Со временем военные губернаторы становились всё более независимыми от сёгуната. Они превращались в крупных феодалов, сосредотачивая в своих руках богатые земельные наделы. Особенно усилились дома юго-западных провинций Японии, которые значительно увеличили свои вооружённые силы.
Кроме того, благодаря оживлённой торговле с Китаем и Кореей феодалы западных и юго-западных провинций, откуда она в основном велась, значительно обогатились. Камакурский сёгунат, не желая мириться с усилением отдельных самурайских домов, препятствовал торговой деятельности феодалов, что послужило одним из поводов для возникновения оппозиционных настроений по отношению к Камакурскому сёгунату среди самурайских домов.
В результате Камакурский сёгунат был низложен, а титул сёгуна перешёл к представителям дома Асикага. Первым сёгуном новой династии стал Асикага Такаудзи. Глава нового сёгуната оставил разрушенную во время междоусобицы прежнюю ставку бакуфу — Камакура — и вместе со всем правительством переехал в императорскую столицу Киото. Попав в Киото, сёгун и влиятельные самураи, для того, чтобы сравняться с кичливой придворной знатью, начали строить себе великолепные дворцы и постепенно погрязли в роскоши, безделье, интригах императорского двора и начали пренебрегать государственными делами.
Ослаблением централизованной власти немедленно воспользовались военные губернаторы провинций. Они формировали собственные отряды самураев, с которыми нападали на своих соседей, видя в каждом врага, пока, наконец, в стране не вспыхнула полномасштабная гражданская война.
Последняя фаза этой войны в средневековых хрониках именуется «эпоха сражающихся провинций». Длилась она с 1478 по 1577 гг.
Читайте также: Статистика распространения коронавируса в Японии на сегодня, 14 августа 2020
В середине XVI века казалось, что империя, сотрясаемая гражданской войной, развалится на отдельные государства, но даймё провинции Овара (в центральной части острова Хонсю) по имени Ода Нобунага удалось положить начало процессу нового объединения страны. Совершив несколько удачных военных походов против крупных феодалов и разгромив некоторые буддистские монастыри, участвовавшие в междоусобных войнах, Ода Нобунага смог подчинить своей власти центр страны с императорской столицей Киото. В 1573 году он сверг Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из семьи Асикага. Однако Ода Нобунага не смог завершить объединение Японии из-за измены и мятежа одного из своих генералов. В 1583 году в одном из храмов Киото Нобунага совершил сэппуку, чтобы избежать пленения армией предавшего его вассала.
Дело объединения страны продолжил один из самых способных генералов Нобунаги — Тоётоми Хидэёси, необразованный, тщеславный, но смышлёный и волевой выходец из крестьянских низов. Он продолжил дело своего покровителя с беспощадной решимостью и уже к 1588 году фактически объединил страну. При Хидэёси простолюдинов, набранных в пехоту асигару, включили в самурайское сословие.
В эпоху междоусобных войн произошло некоторое размывание границ сословия, так как удачливый простолюдин мог, подобно Тоётоми Хидэёси, не просто стать самураем, а сделать головокружительную карьеру. Сам Тоётоми Хидэёси является примером такого восхождения — он, будучи сыном простого крестьянина, не мог стать сёгуном, но фактически был им без титула. Размыванию границ сословия также способствовало то, что многие полководцы в ту эпоху использовали в качестве вспомогательных воинских сил непрофессиональных солдат, завербованных из крестьянских семей. Ещё более подорвали систему традиционного самурайства законы о рекрутских повинностях, введённые Ода Нобунага.
Однако уже при Тоётоми Хидэёси размывание самурайского сословия было временно приостановлено. Хидэёси особыми эдиктами подтвердил привилегии самураев и наложил запрет на отходничество крестьян. Указом от 1588 года простолюдинам было строго запрещено владеть оружием. Началась так называемая «охота за мечами», в ходе которой крестьян разоружили.
В 1598 году Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого государственными делами должен был руководить регентский совет. Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны установлением единовластия — Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет.
Закат
Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603—1867). Наиболее привилегированный слой самураев в это время составляли так называемые хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.
Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний.
Артисты кабуки изображают бой самураев.
Вместе с тем, даймё не нуждались в таких больших отрядах самураев, которые существовали ранее, в периоды феодальных войн, и число самураев в их военных отрядах сокращалось. Часть самураев превращалась в ронинов (деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). Иные самураи пополняли ряды ниндзя — наёмных убийц.
Процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства. Всё больше и больше самураев и даже влиятельных даймё попадало в долговую зависимость от ростовщиков.
Своего рода комплекс неполноценности, порождённый в самураях их странным положением, находил выражение в обострённой тяге к традиционным духовным ценностям. Повсюду возникали разнообразные школы воинских искусств. С новой силой вспыхнул угасший на время междоусобных войн интерес к философии дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре, изящной словесности.
Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей[источник не указан 1145 дней
], ремёслами и т. д. Рядовые самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867—1868 годов. После неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено (из средних и мелких самураев было сформировано сословие сидзоку), однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.
Доспехи и вооружение самураев XVIII века в Кунсткамере (Санкт-Петербург). Преподнесены в дар будущему российскому императору Николаю II во время его визита в Японию в 1891 году.
Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» иногда применялся для обозначения служащих японской армии, однако после ликвидации вооружённых сил Японии в 1947 году он окончательно ушёл в историю.
Легендарные воины-самураи. «Буси» (武士)
Самураи (или буси) были воинами древнейшей Японии. Позже они составили правящим военным классом, который в конечном итоге стал самой высокой социальной кастой периода Эдо (1603-1867). Самурай использовал различные виды оружия, такие как луки и стрелы, копья и ружья, но их основным оружием и символом был меч.
СОДЕРЖАНИЕ
Самураи.
Самураи должны были вести свою жизнь в соответствии с этическим кодексом бусидо («путь воина»). Будучи строго конфуцианским по своей природе, бусидо подчеркивал такие понятия, как верность своему хозяину, самодисциплина и уважительное, этичное поведение. Многие самураи были также привлечены к учению и практике дзен-буддизма.
Читайте также: Как Хироши Фудзивара навсегда изменил стритвир
Современный самурай
Воин-самурай, которого боятся и уважают, веками известен как элитный солдат и мастер японских боевых искусств. Это воин, который не уклоняется от чего-либо и защищает своего сегуна (военачальника или даймё) не щадя своей жизни. Отдавая свою жизнь полководцу, самурай следует по пути меча, также называемого бусидо. Бусидо — это строгий кодекс, в котором лояльность и уважение имеют первостепенное значение. Самурай был отображен книгами и искусством в начале истории Японии и его можно сравнить с элитными подразделениями армии.
Термин «самурай» официально происходит от доиндустриальной Японии (между 1000 и 1900 годами) и буквально означает «тот, кто служит» или воин, который следует кодексу бусидо, чтобы служить своему сегуну.
Самурай является мастером в борьбе с мечом. С помощью своей катаны (дайто, длинный меч) он стремится через бусидо к одной конечной цели в своей жизни, умереть в бою.
Происхождение самураев
Первое упоминание о классе самураев в японской армии появляется в период Хейан, между 794 и 1185 годами. Отсюда термин «самурай» стал определён как настоящий, легендарный воин. Самурай неразрывно связан с императорскими семьями и сегунами, которых он защищал. Вот почему эти элитные японские воины часто рассматривались как специальные телохранители, которые всегда были близки к своим могущественным господам. Примерно в то же время воинов все чаще нанимали богатые землевладельцы, которые стали независимыми от центрального правительства и строили армии для собственной защиты.
Два самых могущественных из этих землевладельческих кланов, Минамото и Тайра, в конце концов бросили вызов центральному правительству, и сражались друг с другом за превосходство над всей страной. Minamoto Yoritomo вышел победителем и создал новое военное правительство в 1192 году во главе с сёгуном или верховным военачальником. Самураи будут править Японией в течение большей части следующих 700 лет.
20 лучших кинофильмов про самураев
Самураи защищали могущественных и богатых японцев своей жизнью и мастерством владения японским мечом катана. Полное посвящение жизни самурая своим хозяевам также называлось «путем воина» или «бусидо». Это означало, что воины были неотделимы от своего меча и пытались «объединиться» с ним в смерти, защищая своего хозяина.
Страна была в конечном итоге воссоединена в конце 1500-х годов, и в период Эдо была создана жесткая система социальных каст, в которой самураи были на вершине, а затем фермеры, ремесленники и торговцы соответственно. В течение этого времени самураев заставляли жить в замковых городах, они были единственными, кому разрешалось владеть и носить мечи, их даймё или феодалы платили им зарплату рисом. Самураи без хозяина назывались ронинами и вызывали значительные проблемы в течение 1600-х годов.
Они проводили много часов в день, практикуя и совершенствуя боевые искусства. Они месяцами работали над идеальным ката для своего любимого способа боя. Кроме того, меч всегда нужно было носить с собой, потому что это была душа самурая (и для безопасности в то тяжёлое время). Если он терял свою катану, это был очень большой позор и часто приводил к совершению сэппуку или харакири, что буквально означает самоубийство методом вспарывания живота. Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.
Многие члены Якудзы, бандиты по-русски, до сих пор следуют по пути Бусидо.
Японские воины становились все более известными во время объединения Японии императором Камму. Император Камму использовал их для подавления гражданских восстаний с целью создания единой Японии. На протяжении многих лет развивались техники самурайского меча, и этот навык назывался Кен-дзюцу, который является частью будо, также известного как японские боевые искусства. Сейчас это например джиу-джитсу и относительно современные каратэ и дзюдо.
Владение боевыми искусствами считалось одним из столпов легендарного статуса самурая, овладевшего техникой самообороны без оружия (джиу-джитсу). Другими важными аспектами постижения гармонии жизни и пути бусидо были совершенствование каллиграфии и икебана (аранжировка цветов). Эти формы стремления к совершенству, все еще глубоко вплетены в современную японскую культуру.
Самураи у власти
самурай
С годами сила самураев возросла и даже стала настолько сильной, что после войны в Генпее (1180-1185) они управляли Японией под командованием Минамото но Йоритомо, могущественного самурая, который стал сёгуном. Около 1192 года Сейи Тайсогун основал сёгунат Комакура, в котором простые самураи находились во власти и управляли Японией.
Ожидалось, что самураи всегда будут действовать честно, быть грамотными и знать культурные аспекты общества. В 13 веке дзен-буддизм стал популярной религией в Японии, а также для самураев.
Есть миф, что самурай, только что получивший в руки новенькую катану, имел право испытать ее на первом же встречном. Катана больше не была единственным предметом, который японский воин должен был уважать. Например, им были даны многочисленные атрибуты самурайского кода, такие как отрицание страха смерти или убийство противников. При этом они приобретали статус элитных воинов и обладали высокой квалификацией в боевых искусствах и военной стратегии. Их боялись многие противники. Они несколько раз отражали вторжения могущественных монгольских воинов во главе с Чингисханом, а также нападения корейских и китайских императоров. Развитие стратегической войны во главе с самураями продвигалось очень быстро.
Причёска самураев
Знаете ли вы, что чонмаге Chonmage — это традиционная японская прическа, связанная с самураем? С этой стрижкой голова была побрита сверху, чтобы легко носить шлем самурая. Прическа в конце концов стала рассматриваться как символ статуса. В настоящее время вы часто видите chonmage у борцов сумо.
В хаотическую эпоху враждующих государств в 15 и 16 веках Япония раскололась на десятки независимых государств, постоянно воюющих друг с другом. Следовательно, воины были востребованы. Это была также эпоха, когда ниндзя, воины, специализирующиеся на нетрадиционных способах ведения войны, были наиболее активными. Многие из знаменитых самурайских фильмов Куросавы отсылают зрителей именно в это время.
Относительный мир преобладал в течение примерно 250 лет периода Эдо. Во время сегуната Токугава (1608-1863) самураи постепенно утратили свою военную функцию. В результате важность боевых навыков снизилась, и многие самураи стали чиновниками-бюрократами, учителями или художниками. Катаны и другие самурайские мечи использовались только для церемониальных практик, потому что сражаться с кем-то с холодным оружием, было уже почти невозможно. Феодальная эра Японии в конце концов закончилась. Во время реставрация (1868—1889) Мэйдзи, важного периода политической революции в Японии, класс самураев был официально отменен, и ношение самурайского меча было запрещено.
Это, конечно, не обошлось без борьбы, и в 1877 году произошло великое восстание Сацума, традиционных самураев против современного правительства. Японские воины в конечном счете получили больше власти в правительстве, но «путь» традиционных самураев был прекращён. В настоящее время бусидо — это только способ общения друг с другом и оружием в японских боевых искусствах. Тем не менее, бусидо все еще живет среди многих японцев, а самураи по-прежнему считаются самыми легендарными воинами в Японии.
Читайте также: Сотни гравюр укиё-э от японских мастеров 19-го века выложили в свободный доступ
Японский меч Катана
Умение бороться с мечом было одним из требований и ценностей самураев и их бусидо. Вы могли бы следовать по пути меча, если бы вы полностью посвятили себя заботе о катане и совершенствованию боевых искусств с ней. Катана — это острый как бритва меч, о котором всегда заботятся и совершенствуют самураи. Таким образом, они занимаются с мечом каждый день.
Музей в токио. Катаны
Катана, также называемая дайто, вместе с вакидзаси, и танто (кинжал) принадлежали к носимым доспехам феодальных самураев в Японии. Катана буквально означает «длинный меч», а вакидзаси — «короткий меч». Оба имеют узкий и длинный клинок, который имеет только один острый край. Он отличается от обычного европейского меча-рыцаря, который был заточен с обеих сторон. Катана была намного легче европейских мечей, что позволяло самураям наносить удары очень быстро.
Рыцари и самураи: сравнение феодальных структур Японии и Европы
Катаны по-прежнему пользуются большим уважением во всей Японии, их можно купить только в том случае, если вы доказали, что способны сражаться с японскими мечами (Кен-дзюцу). Цены на эти мечи могут доходить до сотен тысяч евро.
Известные фильмы про самураев
За эти годы было сделано много красивых фильмов о захватывающем образе жизни японских воинов. Мы составили список лучших фильмов самураев ниже. Эти фильмы не всегда дают полностью реалистичную картину, но они дают глубокое понимание жизни и боевых стилей мечников. К тому же их просто интересно смотреть!
- Последний самурай
- Семь Самураев
- харакири
- Телохранитель
- Меч Судьбы
- Трон Крови
- Sanjuro
- Ран
- Восстание самураев
- Kagemusha
- Сумеречный самурай
- Когда последний меч извлечен
- Затойчи
- 13 убийц
20 лучших кинофильмов про самураев
Один из пяти «Мечей кометы» покажут в Научном музее Toyama
Просмотры: 5 555
Поделиться ссылкой:
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr
- Telegram
- Ещё
- по электронной почте
- Печать
Похожее
Воспитание самурая
Основная статья: Воспитание самурая
Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, страху и боли, конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе — верности своему феодалу. Семья и наставник прежде всего заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение. Помимо обучения, будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Такой характер развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных представлений. Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где «водилась» нечистая сила и т. д.). Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын самурая должен был оставить свой знак, доказывающий, что молодой буси действительно приходил на указанное ему место. Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т. д. Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.
Будо (Путь Воина) и повседневная жизнь неразделимы. Изречение Буси-До
Буси-До – чистый Источник Силы. Эта самодисциплина всепроникающа, она делается частью вас самих. Самодисциплина, базирующаяся на фундаментальных понятиях, – совершенна. Душевное здоровье, собранность и спокойствие приходят благодаря пребыванию в гармонии с самим собой, эта гармония возможна лишь в свете высшей мудрости. Самураи часто становились поэтами и художниками, мастерами многих искусств именно потому, что в них была эта гармония, и ещё они чувствовали суть фундаментального понятия бесстрашия, бесстрашия в более широком понимании, чем храбрость в бою: самураи испытывали бесстрашие тотально перед всей полнотой бытия. Бесстрашие и внутренняя философская гармония создавали в них возможность тонко чувствовать мир, быть особенно восприимчивыми к Красоте и Добру… Самураи пили воду Познания из чистого, прозрачного Источника высшего Духа Бесстрашия и Гармонии, и это наделяло их жизнь особым смыслом… © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Людям очень трудно преодолеть некоторую двойственность, заложенную в них: их поступки редко соответствуют идеальному, это так же трудно, как художнику найти единственно верную линию или поэту – нужное слово. Стремление к идеальной форме всего, что делаешь – это и есть Буси-До. Искусство жить, подобное поэзии… © А. Р. Басов, «Легенда»
Наша жизнь – это странствие, не имеющее конца… Самурай шествует по этой дороге с царственной простотой и достоинством. Самурай слишком хорошо понимает некоторые высшие истины и поэтому смотрит на всё спокойно и не видит смысла тратить себя на глупость и ложь… Быть воином – значит воспитать в себе героическое начало, проникнуться храбростью бытия, быть смелым в дерзании духа и открытости сердца, быть подлинным в каждый момент своей жизни… © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Воин без добродетелей доблести – не воин. Воин, не постигший мудрость и милосердие, – варвар и убийца. Истинный рыцарь не наступит ногой на цветок и не прольёт невинную кровь. Две стороны одного Пути облагораживают и гармонизируют душу воина. В идеальном воине оба Пути не только находятся в равновесии, но и в ставшем естественным единстве. В этом – глубина философии Пути Самурая. © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Буси-До как никакая доктрина ценит вежливость, хладнокровное умение владеть собой, держать себя в рамках благородного поведения, как с равными себе, так и нет. Буси-До говорит, что почтительный поклон (одзиги) заменяет сто боевых приёмов, которые, разумеется, самурай также обязан знать и быть способен применить в любой момент… отдавая предпочтение вежливости. Вежливость и хладнокровие оберегают человека от ненужных кармических деяний, являясь одновременно знаком истиной Элиты. © А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Постижение Буси-До даёт человеку такую точку опоры, мудрую и действенную философию, способную превратить его жизнь из хаотического существования в гордый и прекрасный Путь. Давно замечено, что тот, кто серьёзно начинает практиковать Путь, становится другим человеком: собранным, дисциплинированным, сильным и полным энергии. © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Жизнь человека обретает славу и силу тогда, когда она шлифуется в процессе преодоления трудностей. Масутацу Ояма
Малодушные выбирают лёгкую дорогу. Но если ты – мужчина, чего бы тебе это ни стоило… найди в себе мужество быть тем, кто выбирает правильный Путь. © А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Силён не тот, кто побеждает людей, а тот, кто побеждает свои желания. Изречение Буси-До
Буси-До говорит: мир вокруг помогает человеку совершенствоваться. Одни люди выступают как помощники. Но ещё более ценны противники, не дающие расслабиться, держащие волю в напряжении, создающие элемент борьбы. Борьба закаляет и укрепляет дух. Мудрый ценит трудных противников. © А. Р. Басов, «Легенда»
Воин никогда не бывает бессилен, он спокоен и чужд агрессии, но пребывает в постоянной готовности обнажить меч, если это необходимо, однако, помнит изречение Буси-До: “Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя, и другого”. © А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Известное изречение Буси-До гласит: Боевые искусства продлевают жизнь. Это означает, что, во-первых, Воин, следующий Пути, становится естественно здоров, крепок телесно и духовно, и он может прожить максимально долгую и плодотворную жизнь. Во-вторых, боевые искусства продлевают жизнь потому, что позволяют Воину уцелеть в экстремальной ситуации, ведь он лучше подготовлен к их преодолению. Это касается всех жизненных ситуаций, а не только войны. В-третьих, боевые искусства как философская система позволяют продлить жизнь другим людям, потому что носитель Буси-До всегда в состоянии защитить их и оградить от агрессии. Отсутствие агрессии, но способность тотального противостояния ей – это Идеальная Концепция для Воина на все времена. © А. Р. Басов, «Легенда»
Истинный Воин всегда осторожен и сдержан. Он всё время чувствует над собой невидимый меч Кармы, который покарает его, если он опустит свой меч на противника с гневом; если он совершит зло невинному; если он преступит некий внутренний предел добра и зла и станет не благородным Воином, а своим антиподом – убийцей и насильником. Кто жаждет крови – получит кровь и смерть. И эта смерть станет не ступенью в Небо, а шагом вниз. Нить совести разительно тонка. Именно она удерживает карающий Меч Кармы. Истинный Воин чувствует действующую через него Высшую Силу, сознательно становясь продолжением её меча, поэтому он не отбрасывается Кармой назад в своём развитии. Неизменно нравственный образ жизни – это и есть, без прикрас, настоящий Героический Путь. © А. Р. Басов, «Легенда»
Воин должен сделать три вещи: отбросить зло, придерживаться добра и опираться на свою собственную мудрость. Такэда Сингэн
Слабое, неуправляемое сознание не способно к самоконтролю. Без самоконтроля доблесть невозможна. Совершенствование требует дисциплины. Дисциплина помогает человеку осознать собственную цельность. Мудрость возникает из самосовершенстоввания. © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Человек приходит в этот мир для того, чтобы исполнить свой долг. Сакамото Рёма
Что означает быть человеком Высокой Цели? Это значит подчинить свою жизнь этой цели и быть способным пожертвовать всем ради неё. Не существует более высокой цели, чем душа высшего благородства и мощи, всё остальное – суета сует. Достижение этой цели – самая трудная задача, и этот Путь уходит за облака… Ни в чём не изменить своим идеалам… Как это трудно. Быть может, остаётся последний глоток жизни… Но какое это имеет значение? Для самурая важно остаться верным. Нет, не жизни, а остаться верным до конца своим идеалам, верным самому себе. Быть самураем – это глубокая внутренняя сущность души. Это значит уничтожить все мосты, не искать тихих заводей и следовать своему Пути. © А. Р. Басов, «Восхождение»
Человек, идущий к поставленной цели, подобен полководцу. Тот, кто бредёт неизвестно куда во власти лишь примитивных желаний, подобен ослу, бредущему за пучком травы. Всегда стоит помнить, что Господина от раба отличает способность к достижению цели. Рабство духа – худшее рабство. Рабы не способны ничего достичь – у них нет Веры и Воли. Раба деморализуют удалённость цели и неясность возможности её достижения. Господин же идёт к своей цели, несмотря ни на что. Он делает шаг вперёд к своей цели, даже если знает, что этот шаг – последний. Несокрушимая вера. Следует глубоко презирать безверие рабов. Господин наделён несокрушимой Верой. Он сам – воплощение этой Веры. Обычные люди сидят в своей слабости, как в болоте. Воля Господина вырывает его из этих липких и вязких, предательских объятий. Господин способен как к лобовой атаке, так и к длительной планомерной осаде. Осада может продолжаться хоть тысячу лет, но приходит миг – и любая крепость падёт. © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Бусидо – Путь Воина – есть отчаянная жажда смерти. И пятидесяти врагам не справиться с таким бойцом. Набесима Наосиге
Когда каждое действие в жизни направляется стремлением к заветной цели, жизнь имеет особый смысл. Каждый поступок имеет своё значение и свой результат. Самурай идёт вперёд до последнего мига жизни, он умирает в походе, занеся ногу для нового шага, и он улыбается: он видит впереди себя Солнце… © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Самурай должен думать не только о своей славе, но о славе и величии потомков. Он не имеет права навсегда опозорить своё имя, слишком бережно относясь к собственной жизни. Сиба Ёсимаса
Гордый человек нуждается в самоуважении, обрести его возможно только посредством достойных деяний. © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Всякий раз, когда перед тобой открываются два пути – избери тот, что труднее. Он будет достойнее. Путь укрепит тебя, так обретёшь силу. © А. Р. Басов, «Книга Господина»
Самурай сам знает, когда ему наступать или отступать. Но чтобы он ни делал, он поступает хладнокровно и полностью осознанно, никогда не проявляя малодушия. © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Жизнь для Воина – служение Истине. Всё подчинено главному. Честь существует, когда Воин честен перед собой, когда его Высший Закон – Справедливость, и сама его жизнь – Ритуал служения, течение Истины. Тогда прекращение несправедливости, восстановление закона Бытия — не месть, а священный Долг Воина. В исполнении Долга нет ничего личного. Нет места страху, тщеславию. Есть только Сила Покоя, сила неизбежности. Всё уже решено. © А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Стоять на месте – значит идти назад. Благородный муж движется вверх, низкий человек движется вниз. Мудрый человек избирает один Путь и целеустремлённо следует ему. Беззаветная целеустремлённость – вот Путь Воина. © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Известное изречение Буси-До говорит: «Если не знаешь, что делать – сделай шаг вперёд!» В этом выражена наступательная составляющая Пути Самурая, и это прекрасное изречение. Однако, это изречение более всего подходит для рядового самурая, а не полководца, который должен в отличие от рядового самурая не только бесстрашно идти вперёд, но и быть мудрым и осмотрительным. Для полководца скорее бы подошло утверждение: «Не знаешь, что делать – остановись, изучи ситуацию, прими взвешенное решение». Великий Такэда Сингэн был крайне осмотрительным полководцем, трезво оценивающим свои силы и ситуацию. Он был чрезвычайно мудр, поэтому и был Великим. Выманить Тигра из его прекрасно укреплённой самой природой горной провинции-цитадели Каи и втравить в непродуманные опрометчивые действия было просто невозможно, это знали все. Тигр из Каи атаковал («стремительный, как ветер»), когда появлялся благоприятный шанс, и сохранял невозмутимое спокойствие («спокойный, как лес»), когда его не было. Его сын Кацуёри, унаследовавший образцово налаженную, процветающую провинцию отца и его великолепную армию в зените могущества, увы, не обладал его мудростью. Он понимал, вероятно, только первое изречение. Поэтому в буквальном смысле бездарно погубил лучшую рыцарскую кавалерию Японии при Нагасино и её блестящих непобедимых ветеранов вроде Баба Нобуфуса, погибших под шквальным огнём. Убелённый сединой, доблестно проживший всю свою жизнь в боях, японский Баярд – мудрый и бесстрашный Баба Нобуфуса – сам искал гибели в безнадёжном бою потому, что понимал, что всё уже кончено, что клан никогда не сможет оправиться от постигшей его катастрофы… и не желал переживать этот позор и горечь потери своих великих друзей и соратников, павших столь преступно… по велению упрямого юнца. Через непродолжительное время, которое можно назвать агонией наследия великого отца, клан был уничтожен, сам Кацуёри совершил сеппуку вместе с жёнами и детьми. Смелость есть необходимое первоначальное качество для воина, но нередко только смелости мало для достижения победы. И это следует ясно понимать. Идеальный Самурай должен быть бесстрашен и невозмутимо осмотрителен одновременно. Вероятно, эту грань Гармонии могут постичь только Великие. Развить в себе такую способность – есть огромный духовный Труд над собой, этого уровня «Идеала Буси-До» достигли очень немногие, но именно они должны быть великим Примером для нас потому, что именно они и есть – воплощённое истинное Буси-До! © А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Истинное Мастерство не знает страха. Изречение Буси-До
Господин идёт по жизни спокойно. Он ни от чего не зависим, ни к чему не привязан, берёт всё, что ему нужно, чтобы продолжить своё путешествие, ничем не обременяя себя… Ему нечего бояться потерь и не нужно излишне радоваться приобретениям – сила даст всё и всегда. Тот, кто понял, что Сила даёт всё, спокойнее статуи Будды и острее стали меча. Ничто не остановит его. © А. Р. Басов, «Книга Господина»
Читайте также: Кунное и онное чтение простыми словами
Каждый день я освежаю и шлифую свой разум идеями Буси-До. Если что-то идёт не так, если разум потерял покой и точку опоры, просто остановитесь… и погрузитесь в мысли мудрых Самураев. Это убережёт от множества ошибок. Ошибки – всегда плод незрелого ума и дисбаланса духа. © А. Р. Басов, «Заметки писателя»
Согласно Буси-До, существует две войны: внешняя и внутренняя. «Внешняя война» – это война в тривиальном значении этого слова. В Буси-До её называют малой войной. Внутренняя война или Великая Война – это борьба, происходящая в душе человека. Она гораздо более глубока и серьёзна. Тёмная сторона наших мыслей, борьба внутри нашего сознания идёт до тех пор, пока сила тьмы не завладеет тобой или пока ты не победишь её. Те, кто не одержал победу над собой, обречены вести «малые войны» – несправедливые и ненужные по своей сути, они сами лишь средство и орудие в чужих руках, ведь они не принадлежат сами себе и находятся в неведении… Победители себя – обрели себя. Их внутреннее состояние есть преображение. Эти истинные Воины способны вести Священную Войну… © А. Р. Басов, «Легенда»
И в «знойный день» окружающих его человеческих страстей Воин освежает свой разум Мудростью Буси-До. В такие времена он вспоминает слово: отрешение… В разных практиках духовного совершенствования отшельничеству уделялось особое место. Вероятно, отшельничество – самая жёсткая и трудная практика из всех существующих методов совершенствования. Её выдерживают лишь немногие, большинство бежит от отчаянного одиночества, сходит с ума или просто погибает. © А. Р. Басов, «Книга Воина»
Отрешиться от всего, что затуманивает чистоту мыслей и взора – это простое и важнейшее правило для истинного Воина. Нетерпение, разочарования, озабоченность, сомнения, гнев, страх потерь – тысяча страстей и желаний цепко владеют мыслями и диктуют поступки обычного человека. Но Воин, закалённый Буси-До, обретает чистое и холодное состояние сознания, подобное льду в свете зимнего солнца… Он будто стоит на высоком метафизическом утёсе, у подножья которого беснуются бессильные волны человеческих страстей и неведения… Именно поэтому истинный Воин никогда не сокрушается об ошибках и поражениях, как, впрочем, не слишком радуется и победам. Воин всегда на вершине Горы. Там всегда светит Солнце Истины, и чистый белый снег покрывает уходящую вдаль дорогу, на которой нет следов… © А. Р. Басов, «Легенда»
Когда достигнешь состояния Горы, всё несущественное отпадёт само собой, потому что сознание соединится с океаном вселенской мудрости, которой доступно неискажённое понимание вещей в этом мире. Что останется? Восхитительная красота восходящего Солнца… Тонкий дымок заваривающегося чая… Едва уловимый аромат распускающихся хризантем… И душа, совершенная, как Меч. © А. Р. Басов, «Легенда»
Чтобы быть честным и бесстрашным Воином, живи, осознавая, что стоишь перед Вратами Вечности. © А. Р. Басов, «Книга Воина»
Путь Искренности даёт нам возможность обрести внутреннее спокойствие и равновесие с миром. Лишь на этом Пути мы прозреваем и обретаем способность видеть истинную Реальность, скрытую от нас за пеленой иллюзий… Человек, почувствовавший Путь в своей душе, не отступит от него, потому что без Пути жизнь теряет смысл. Он страшится лишь одного – лишиться Благодати, лишиться сопричастности, сокровенной связи с Высшим Миром, который и называется Путь. Благодать исчезает тотчас, как идущий потеряет искренность, когда умолкнет голос совести и притупится чувствительность к происходящему. Реальность исчезает за пеленой иллюзии, Целостность рассыпается в мозаику бесконечных «маленьких дверей», к которым бесполезно искать ключи… Врата Реальности всегда рядом, но чтобы войти в них, необходима искренность… Искренность – вот начало и конец совершенствования… © А. Р. Басов, «Легенда»
«Сокрытое в листве» – именно так назвал свою знаменитую книгу Ямамото Цунэтомо. Само название символично, но как нельзя более точно передаёт истинное восприятие Буси-До – скрытое от постороннего, от обыденности, истинное Учение Воина. Лишь тот, кто всматривается в глубь Учения, осуществляет его через себя, начинает видеть скрытые за «листвой» обыденности тайные цветы. И каждый день Буси-До открывает Воину новые грани восприятия, новые прекрасные цветы, в которых его тайная любовь… Если идущий по Пути получает из Его глубин знание, если Путь уносит его, как Поток, значит он действительно вошёл во Врата и оказался уже не снаружи, а внутри Его мандалы… © А. Р. Басов, «Легенда»
Самураи считали: Если идеалы не достойны того, чтобы пролить за них кровь или погибнуть… Значит они никакие не идеалы. Если мы не осуществляем своих идеалов, значит они – дерьмо, или мы сами – дерьмо… Самурай обязан решительно осуществлять свою миссию. © А. Р. Басов, «Легенда»
Как бы ни были тяжелы обстоятельства, какая бы вас ни терзала боль… следует понимать, что всё это связано более всего с телом и иллюзиями материального существования. Дух свободен всегда! И он вне этого всего… Тот, кто понимает это, неизмеримо проще переносит испытания судьбы, видя в них испытания, которые должно преодолеть. И он победит все препятствия, перед которыми бессильно встанут на колени все другие. © А. Р. Басов, «Книга Господина»
Самурай должен жить подобно цветку. Цельное существование прекрасно и подлинно, потому что у него нет прошлого, нет будущего. Цветы прекрасны, они совсем не беспокоятся о том, что может случиться, они просто живут здесь и сейчас, в этом их красота – они просто цветут. Цветы растут из земли. Но их нетленная красота исходит из высшего мира. Увидевший прекрасные цветы, скрытые в листве, обретает свою тайную любовь. Буси-До – Путь для немногих, Путь для смелых и сильных людей! © А. Р. Басов, «Дух Воина»
Поделитесь статьей с друзьями:
Цитируется по серии книг «Самурай» А. Р. Басова
Уважаемые господа! Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия. ВНИМАНИЕ! Статья охраняется авторским правом. Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.
Социальный состав
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 мая 2020 года
.
- Сёгун — наследственный военный диктатор
- Даймё — князья самураев
- Сэмё — более мелкие феодалы, являющиеся вассалами даймё
- Байсин и дан — мелкие феодалы
- Хатамото — личные самурай сёгуна или даймё
- Гокэнин — личные самураи сёгуна
- Кэнин — рядовые самураи
- Дзи-самурай — самурай вместо жалования имеющий столь крошечный надел земли, что ему приходится самому заниматься крестьянским трудом
- Ронин — самурай без господина, а следовательно и без полагающегося ему жалования. После реставрации Мэйдзи были причислены к соцудзоку, но затем получили личное ненаследуемое сидзоку и их потомки перешли в хэймин.
См. также
Самурай:
- Значения в Викисловаре
- Медиафайлы на Викискладе
- Кадзоку — даймё и кугэ
- Сидзоку — все прочие самураи
- Ши — идеализированная система социальных отношений
- Сакимори — солдаты охранных войск в древней Японии VII—X веков
- Асигару — пехотинцы из не-самураев
- Пэтин[en] — аристократия и дворянство Окинавы, иногда формально именовавшееся «самураями»
- Хваран — военное сословие в древней Корее