Японская деревянная обувь: описание и особенности, фото

Уникальная японская культура нашла свое отражение в национальной одежде. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить окимоно. И тем более удивительно, что такой важный и распространенный предмет одежды, как школьная форма, имеет вовсе не японское происхождение.

Возможно, вы уже знаете, как выглядит школьная одежда японских девочек и мальчиков. Благодаря аниме форма одежды японских школьниц стала узнаваемой и очень популярной во всем мире, а Япония сейчас переживает настоящий бум по школьной форме: ее носят не только на школьные занятия, но и в свободное от учебы время.

Дизайнеры предлагают девочкам и девушкам тысячи вариаций на тему японской школьной формы, а костюмы школьниц покупают и носят даже те японки,которые еще не ходят или уже закончили школу.

Национальная школьная форма: традиции и правила

Школы в Японии делятся на две категории: частные и муниципальные. Они отличаются в финансировании, учебными программами и внутренними правилами. Но для всех школ Японии существует единый закон: обязательная национальная школьная одежда.

Правила учебного заведения регламентируют ношение костюма. Модели строятся по классическому принципу: светлый верх и темный низ. В учебных заведениях функционируют три типа одежды:

Читайте также:  Экскурсия Код: НEHB8O1. Экскурсия в национальный парк Фудзи-Хаконе — термальные источники и аквапарк

  • для начальной школы;
  • для средней школы;
  • для старшей школы.

Классический костюм японских школьников состоит из шести обязательных предметов:

  1. юбка у девочек, шорты или брюки у мальчиков;
  2. девичья блузка и мальчиковая рубашка;
  3. жакет или пиджак;
  4. аксессуары: галстук, бант или лента;
  5. носки и гольфы;
  6. темная обувь.

Гакуран


Манекен посредине одет в гакуран
Гакуран

(яп. 学らん) или
цумэ-эри
(яп. 詰め襟) — мужская униформа во многих средних и старших школах Японии. Обычно гакуран чёрного цвета, но в некоторых школах может быть тёмно-синего или коричневого цветов.

Гакуран происходит от вида прусской военной формы. Слово является комбинацией иероглифов гаку

(), означающего «учиться» или «ученик», и
ран
(らん или ), означающего Голландия или, исторически в Японии, вообще весь Запад; таким образом,
гакуран
переводится как «Западный ученик». Такую же одежду носят школьники в Южной Корее и носили в Китае до 1949 года.

Образцы первой школьной формы

В XIX столетии в школе Гакусюин появились первые образцы матросского костюма (сэйфуку). В переводе с японского языка «фуку» обозначает слово «форма», а «сэйлор» – «матроска».

На рубеже XIX – XX веков одежда мальчиков представляла собой китель с воротником-стойкой, брюки и фуражку. Девочки носили штаны хакама и свободную блузу-кимоно.

Таби у ниндзя

Первые ботинки с разделенными пальцами появились в 9 веке, их начали делать в Киото местные ремесленники. Предназначались таби для самураев, поэтому они максимально защищали ноги, имели шипы и протекторы. В конце 12 века ботинки с интересной конструкцией получил в подарок от императора странствующий монах Киогэн, наблюдавший за самурайскими поединками. После короткого визита во дворец он отправился дальше по стране, знакомя с этой обувью других людей.

Заинтересовались таби не только жители попадавшихся на пути странника селений, но и ниндзя – тогдашние диверсанты, шпионы и наемные убийцы. Им обувь понравилась потому, что она позволяла свободно бегать, прыгать, плавать и заниматься борьбой. При креплении к таби когтей они превращались в орудие, позволяющее при этом легко залезть на дерево, стену или скалу. Человек в ниндзя-шуз передвигался совершенно бесшумно и даже в сложных ситуациях сохранял устойчивое положение и хорошую координацию.

Классическая одежда для девочек

Платье в морском стиле – классический вариант униформы японских учениц. В комплект входят:

  • пиджак;
  • блуза-матроска;
  • юбка;
  • носки;
  • шейное украшение.

Верх матросского костюма – белая блуза с отложным воротником. Короткий рукав блузы – летний вариант модели. Длинный рукав – зимний вариант.

Клетчатая или однотонная юбка – второй элемент комплекта. Обычно фасон юбки – плиссе. Длина – выше колена. Популярные цвета: синий, серый, зеленый. Дополнением к юбке служит пиджак однотонного цвета.

Девочки ходят на занятия с голыми ногами. Правилами допускаются носки, а в холодное время – удлиненные гольфы. Цвета: синий, черный и белый. Современные японки любят носить гетры, собранные в гармошку.

Читайте также:  Японка после поездки в Россию: Мне нравятся русские мужики

Японские девушки не носят обувь на платформе или на шпильке. Допустимы туфли на низком каблуке темного цвета или мокасины. В помещении часто используется сменная обувь уабаки – японские комнатные тапки.

Украшение костюма – бант яркого цвета или галстук.

LiveInternetLiveInternet

Теперь в Японии редко носят кимоно и юката, поэтому неудивительно, что и такую традиционную обувь как гэта, дзори и варадзи увидишь нечасто. А всего каких-то 30-40 лет назад сандалии дзори и деревянные башмаки гэта были обычны. Давайте посмотрим на японскую обувь, с древнейших форм до современных уникальных моделей, которые отражают неизменные представления о том, что полезно для ног.

Автор Санада Кунико Фото Коно Тосихико Фотографии любезно предоставлены Японским музеем обуви.

У традиционной японской обуви два исторических корня. Один тип обязан своим происхождением Южному Китаю и Юго-Восточной Азии, для него характерен ремешок, идущий от передней части подошвы. Нога проходит под ремешком, а большой и средний палец ноги сжимают черенок. Такая открытая конструкция идеальна в тёплом и влажном климате, благодаря ей легко и надевать, и снимать сандалии. Другой тип обуви пришёл из Северного Китая и Корейского полуострова. Нога полностью закрыта, почти как при носке башмаков.

В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта (деревянных башмаков), которые появились позже.

В захоронениях VI века членов правящего класса обнаружены башмаки. Они были обиты металлическими пластинами, следуя дизайну, пришедшему с Корейского полуострова, отличаясь изысканностью украшения, и наверняка не предназначались для повседневной носки. Позже башмаки стали носить на церемониях при дворе, а также в буддийских храмах и синтоистских святилищах. Даже сегодня в традиционное церемониальное облачение членов Императорского двора входят изысканно украшенные вырезанные из дерева башмаки. В древности носили также тряпичную и кожаную обувь. Плетёная соломенная обувь пришла в VIII веке из Китая и вскоре превратилась в соломенные сандалии варадзи, которые лучше подходили к японскому климату и соответствовали традиции снимать обувь, входя в дом. Тагэта носили на рисовых полях и после Второй мировой. Этот тип тагэта назывался о-аси. Типичная сценка гравюр на дереве, на которой изображены простые люди где-то после 1750 года. За молодой женщиной в гэта на босу ногу идёт служанка в дзори. Эта гравюра называется Оги но Сэйран (Освежающий ветерок от складного веера); она взята из серии Дзасики Хаккэй, созданной Судзуки Харунобу. Сэнгай: Обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы. Сандалии варадзи плетут из соломы. Длинные полоски соломы, закреплённые спереди, проходят через петли по бокам и на пятке и завязываются на лодыжке, удерживая ногу на подошве. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок.

Соломенные дзори – усовершенствованная версия варадзи; их считают предками пляжных сандалий, которые теперь носят во всем мире. У них и ремешок, и овальная подошва сделаны из плетёной соломы. Большой и средний палец захватывают черенок ремешка. Одним из вариантов были асинака без каблуков, предназначавшиеся для средневековых полей сражения. Со временем люди стали носить дзори на сельскохозяйственных работах. В эпоху Эдо (1603 – 1867 гг.) башмачники обосновались в городских районах и вскоре стали изготовлять дзори различных видов. Одним из этих видов, который теперь и считается типичным дзори, были сандалии сэтта — верхнюю часть подошвы плели из бамбуковой оболочки, нижнюю покрывали кожей, а на каблук прикрепляли металлический элемент. У других дзори были причудливые формы и роскошный дизайн. Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу. Варадзи: Некоторые рыбаки до сих пор носят их в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах. Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног. Кандзики: Их носят под башмаками, чтобы не тонуть в глубоком снегу. Вара-дзори: В течение веков менялась и форма сандалий дзори, и материалы, из которых их делали. Вот эта форма, пожалуй, близка к оригиналу. Асагуцу: Башмаки, вырезанные из дерева и затем покрытые чёрным лаком. Эту пару носил какой-то синтоистский жрец XIX века. Цурануки: Меховая обувь, которую надевали в Средние века военачальники, выступая в бой верхом на лошади. Иппон-ха гэта: Когда-то их носили буддийские отшельники в горах, а теперь – некоторые мастера приготовления суси. Гэта – это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо (современном Токио) они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта – пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.

Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.

У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.

Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии. Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии. Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям: (1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: у3-3260-0015) (2) Мусаси-я (тел.: у3-3351-7359) (3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: у467-33-0790) (4) Сёдзи Рингё (тел.: у237-83-6771) Гэта При ходьбе издают характерное постукивание. Ещё лет 30 тому назад были распространены. (1) Яки-гэта Поверхность прожигают и потом полируют, чтобы не было видно грязи и легче было ухаживать за обувью. (1) Сэтта Верх подошвы раньше делали из бамбуковой оболочки, но теперь делают из того же материала, которым покрывают коврики татами, чтобы ноги были сухими. Ремешок, как правило, чёрный, хотя на некоторых последних моделях есть рисунок. (1)

Традиционная японская обувь Варварка тревел
Поккури Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям. (1) Гэта и окобо (по-другому поккури) делались из древесины павлонии — твердой и легкой. Окобо носили и носят ТОЛЬКО майко (будущие гейши). Окобо бывают разной высоты приблизительно от 7см до 11 см. Ложе для ноги может быть деревянным, без подкладки, может быть простелено плетеной соломенной стелькой или же вся сандалия покрывается лаком по дереву, старинные окобо могли обтягивать тканью и расписывать вручную, современные окобо выглядят проще. Желательный отступ от пятки окобо до пятки хозяйки приблизительно 2 см. Ширина также варьируется. На передней части окобо располагали вмонтированный в сандалию бубенчик, поэтому каждый шаг сопровождался специфическим постукиванием и звоном. Неоднократно обсуждалось, для чего это было нужно, из всех версий показалась наиболее логичной такая: когда девушка становилась майко, для развития своей карьеры ей необходимо было как можно больше состоятельных поклонников, безусловно, новую майко представляли в чайных домах. Но насколько эффектно было пройти по улице, звеня окобо, привлекая внимание не только своим видом.

Если обратиться к различным сайтам он-лайн покупок в Японии, можно найти окобо в продаже. Но, к сожалению, цена на них очень высока, от 350 до 1200 доларов. К тому же средние размеры 23.5-24 см.

Гэта носили и носят люди различных прослоек и статусов. Существует огромное разнообразие их видов. Деревянные делают из цельного куска дерева павлонии. Как правило, левая и правая нога ничем не отличаются, разве что отступом для тесьмы. Кроме 2-х зубцевых, существуют однозубцевые и 3-ех зубцевые гэта. Трехзубцевые гэта носили японские куртизанки — ойран. Их гэта были очень высокими.

Такой вариант гэта создан специально для ведущих кукловодов театра Бунраку, чтобы сильно увеличить рост, для удобства управления куклой так как последняя составляет три четвертых человеческого роста. .

Дзори Роскошные сандалии для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов. (1) Нива-гэта Лакированные подошвы, кожаный ремешок. Их часто носят в саду. (1) Ама-гэта Лакированные гэта на дождливые дни. К ним можно прикрепить цума-гакэ (щитки для пальцев), чтобы уберечься от воды и грязи. (1)

Читайте также:  Где найти все святилища Инари в Ghost of Tsushima — гайд

Традиционная японская обувь Варварка тревел
Таби Хлопчатобумажные “носки” таби для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие (справа внизу). Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби слева, с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей. (2) Дзика-таби У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств. (2) “Диетические тапочки” У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью. Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность и поправить здоровье. (3) “Сандалии, полезные для здоровья” На верхней части подошвы есть множество маленьких колышков, которые стимулируют точки на ступнях, реагирующие на давление. “Лечебные гэта” Бугорки для свода стопы обеспечивают комфортность при ходьбе. Волокно кедрового дерева придаёт обуви ещё большую привлекательность. (4) Резиновые дзори Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира. Увабаки В большинстве японских школ, до старших и выпускных классов средней школы, учащиеся, входя в помещение, снимают обувь и надевают такие вот увабаки.

Аниме и культовая японская школьная форма

Персонажи в японской школьной форме живут на страницах комиксов, в произведениях живописи и художественных фильмах. Героини аниме с большими выразительными глазами зачастую становятся кумирами для подростков. Современные девочки стремятся выглядеть так же стильно, как любимые персонажи анимационных фильмов. Тян в клетчатой юбочке и белоснежной матроске стала символом привлекательной девушки.

Матросская форма стала частью молодежной культуры отаку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий