Миллион исчезнувших японцев: все о феномене хикикомори

Большинство из нас, оказавшись в обществе, где мы незнакомы практически ни с кем, испытывает определенный дискомфорт. Кто-то страдает от стеснения, страха и чувства неполноценности, для кого-то это испытание сопровождается аритмией, расстройством пищеварения или головной болью. Подобные состояния обусловлены нашими личными психологическими и психическими проблемами. Многие, обнаружив у себя подобные проявления, обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам, благодаря которым учатся контролировать негативные реакции или даже полностью избавляться от них. Однако есть люди, решающие подобные проблемы совершенно иначе: хикикомори — это отшельники в современном обществе. Они разрывают все социальные контакты в реальном мире и полностью уходят в себя или виртуальную реальность.

Что такое хикикомори
Нигде не работая и не учась, большинство из них находится на иждивении родителей. В этой статье постараемся разобраться, кто такие хикикомори, какие причины приводят людей в это сообщество, а также в особенностях этой субкультуры и ее воздействии на личность.

Когда и где появились хикикомори?

Каждое развитое общество, неважно, в какой части света оно находится, требует от своих членов соответствовать тем или иным стандартам и требованиям. В Японии, в отличие от большинства других стран, общество ждет от родителей, а те, в свою очередь, от детей, соответствия социальным стандартам. Для японцев это, прежде всего, успешная учеба, высокий балл при прохождении тестов, благодаря чему можно начать восхождение по карьерной лестнице, а также эмоциональная сдержанность, воспринимаемая европейцами как холодность. В конце 70-х годов прошлого века в Японии появились первые хикикомори.

Как стать хикикомори
Это молодые и не очень люди, которые устали соответствовать возлагаемым на них обществом и семьей ожиданиям, носить несвойственные им маски и играть навязываемые роли. Для того чтобы избежать социальных контактов и взаимодействий, хикки, так называют современных отшельников, уединяются в своей комнате.

Культурные основы этого явления

Разбираясь, что такое хикикомори, следует отметить исторические и культурные корни такого явления. Страна восходящего солнца вплоть до середины XIX века была закрыта от западного мира. Японская культура довольно специфична. Одиночество здесь рассматривается как проявление аскетичности и познания себя и окружающего мира в уединении. Это определенный этап, необходимый для развития человека. Именно поэтому многие японцы воспринимают хикки как продолжателей традиций отшельников ушедших веков.

Читайте также:  Читать реферат по культурологии: «Восточные традиции и современность в Японии» Страница 1

Политика японских властей в отношении хикикомори[ | ]

Японские власти стремятся сократить число хикикомори. По состоянию на 2020 год во всех японских префектурах действовали государственные центры поддержки хикикомори, где подбирают организации, оказывающие хикикомори помощь: консультации психолога, содействие в поиске работы и другую[35]. Многие хикикомори не обращаются в эти центры[35].

В японском обществе (по состоянию на 2020 год) хикикомори рассматривались как тунеядцы, живущие за счет родителей, и редко вызывали сочувствие[35]. Наличие в семье хикикомори (по состоянии на 2020 год) считалось позором, вследствие чего родители хикикомори предпочитали не обращаться к психологам[35].

Безусловная любовь

Есть в японской культуре такой феномен – амаэ. Это безусловная любовь матери к своему сыну, которая в определенной степени поспособствовала появлению хикикомори. Такие качества, как постоянная забота о своем ребенке и материнская добродетель, ценятся в японских женщинах прежде всего. Японки готовы принять своего ребенка и посочувствовать ему, независимо от того, сколько ему лет: 5 или 35. Для японской матери легче приготовить и поставить еду на пороге комнаты хикки, чем взять его за руку и отвести к психологу или психиатру.

Понятие[ | ]

В 1998 году вышла книга психиатра Тамаки Сайто «Социальное затворничество: бесконечная юность»[3]. Сайто взял понятие «социальное затворничество» (англ. «social withdrawal», яп. «сякайтэки хикикомори») из стандартной классификации психических расстройств Американской психиатрической ассоциации, в которой социальное затворничество рассматривалось исключительно как симптом некоторых психических расстройств[4]. При этом Сайто стал рассматривать «социальное затворничество» как отдельное явление[5].

Кто становится хикки?

Если еще десятилетие назад о том, что такое хикикомори, могли бы рассказать только японцы, то сегодня все больше подростков и молодых людей по всему миру максимально ограничивают свои контакты с реальным миром и сознательно выпадают из социальной жизни.

Синдром хикикомори
Причиной ухода в хикки, как правило, становится то, что человек не может соответствовать всем требованиям, которые к нему предъявляют семья и школа. Как и в любой другой стране, есть ослабленные и не особо социально активные дети, медлительные или несклонные к коммуникациям, да и просто интроверты, которые чувствуют себя отстающими, неинтересными для сверстников и педагогов. Им хотелось бы соответствовать родительским и педагогическим ожиданиям, но вот только не получается, и им не остается практически ничего другого, как стать хикикомори.

Хикикомори рождаются или становятся?

Хикки не рождаются, ими становятся в результате неудачного опыта общения либо личностных изменений вследствие каких-либо психотравмирующих событий и отношений. Синдром хикикомори развивается на протяжении многих месяцев, а в большинстве случаев и лет. Негативные переживания, различные стрессы и нерешенные проблемы, постепенно накапливаясь, в итоге приведут к тому, что в какой-то момент человек принимает решение спрятаться, отгородиться от травмирующей его реальности и отношений в своем доме или комнате. Насколько долгим окажется подобное заточение, не сможет ответить никто, так как это зависит от личности, индивидуальных психических особенностей каждого человека.

Симптомы: как определить людей-хикки

Неделя плохого настроения может обернуться годами изоляции. Стены дома или комнаты становятся надежной защитой от травмирующей реальности. Они защищают от внешнего мира, дарят спокойствие и опору. Патология проявляется в следующих признаках:

  • полное погружение в чтение, прослушивание музыки и/или программирование;
  • отказ от контактов с родственниками;
  • искаженное восприятие времени (когда кажется, что минуты текут медленно, а на самом деле пролетают дни и наоборот);
  • патологическая забывчивость, невнимательность.

Изоляция свыше шести месяцев ― признак развития заболевания. Любовь к уединению заканчивается серьезными расстройствами психики: возникновением галлюцинаций, снижением интеллектуальных возможностей или полной утратой рассудка. Одинокие чаще страдают от галлюцинаций, вирусных инфекций, потери сна, воспалительных процессов, гормонального дисбаланса.

В Стране Восходящего Солнца в 2010 году насчитывалось около 700 тыс. индивидуумов, страдающих затворничеством. В настоящее время японский медицинский термин, обозначающий состояние избегания контактов и ухода в одиночество, знаком врачам всего мира. Нужно ли бороться с добровольным заточением? Безусловно, да. Избавиться от болезни поможет психиатрический центр доктора Исаева.

Чем занимаются хикки?

Спрятавшись от реального мира в своей комнате, хикки читают, играют в компьютерные игры, слушают музыку, программируют или просто смотрят на стены своего убежища. Однако большинство проводит свое время за просмотром аниме или манга.

Хикикомори это
Хикикомори часто путают день и ночь: спят они с утра до вечера, а вот ночью — время их активности. Довольно часто те, кто считает себя хикки, проводят много времени, общаясь в чатах различных сетевых игр, на форумах, в социальных сетях. Обусловлено это потребностью в коммуникациях, а также возможностью создать в виртуальной реальности иной, более «крутой» и удачливый, чем в реальной жизни, образ себя. Есть среди них и фрилансеры, использующие возможности удаленной работы. Некоторые хикикомори выходят на улицу, но только вечером или ночью, чтобы купить продукты или оплатить счета. Но есть и те, кто крайне редко выходит из своей комнаты, лишь иногда пробирается на кухню или в туалет. Следует отметить, что кормят тех, кто считает себя хикки, родители, оставляя еду на пороге комнаты или столе.

Довольно часто хикикомори, осознавая собственную непохожесть и то, что не могут преодолеть свои проблемы, ненавидят себя и собственное окружение. В некоторых случаях гнев и агрессия направляются не только на самого себя, но и на родителей и окружающих.

Альтернативный взгляд

Согласно данным отчёта, опубликованного правительством Японии, более полумиллиона молодых японцев (а по некоторым данным 700 000) являются добровольными затворниками. Это явление получило название «хикикомори».

Вот почему так происходит …

Читайте также:  Текст книги «Самураи. Первая полная энциклопедия»

Японское Министерство здравоохранения, труда и благосостояния определяет хикикомори как лиц, не покидающих свой дом и изолирующих себя от семьи и общества более 6 месяцев. Из 541 тысячи людей от 15 до 39 лет, подходящих под это описание, 34% провели семь или более лет в полной самоизоляции. Ещё 29% ведут отшельническую жизнь от 3 до 5 лет.

Впервые термин хикикомори появился в конце 20 века. В 1990-е годы около миллиона людей, в основном молодых мужчин в возрасте 20-30 лет, проводили дни в своей комнате, читая мангу, смотря телевизор, или играя в компьютерные игры. Они отказывались работать или учиться, и часто не общались даже с членами семьи, не говоря уже о друзьях.

К таким людям пока нет стандартного подхода. Учёные полагают, что это состояние, еще не получившее официального статуса заболевания, вызвано смесью психологических и социальных причин. Проблема намного чаще встречается у мужчин, чем у женщин, так как на них оказывается гораздо более сильное давление со стороны общества, стандарты которого требуют социального и профессионального преуспевания.

Социальный антрополог Джеймс Робертсон, редактор книги «Мужчины и мужественность в современной Японии», так описывает данное явление:

«Мужчины начинают ощущать давление общества в старшей школе и в течение двух-трёх лет их успех в дальнейшей взрослой жизни уже практически предопределён. Хикикомори – это способ сопротивления давлению. Они как бы говорят: «Идите к чёрту! Мне это не нравится и я не буду этим заниматься»».
Рекламное видео:
Неудачи в школе и на рабочем месте могут привести к социальной изоляции, но её можно избежать, добровольно устранившись от мира. У некоторых людей неудачи вызывают чувство собственной неполноценности, ведущее к тревожным расстройствам.

В 2010 году по оценкам правительства в Японии насчитывалось уже 700 тысяч хикикомори, то есть их официальное количество снизилось почти на треть. Однако эксперты утверждают, что официальные данные неполны, так как в статистику попали лишь люди от 15 до 39 лет. Десятки тысяч мужчин-хикикомори находятся за границами этого возраста. Прошлой зимой журнал «Тhe Japan Times» писал о возросшем количестве мужчин старше 40 лет, «провалившихся в растущие прорехи ткани социального бытия», и ведущих жизнь в стиле хикикомори. Чаще всего это случалось с ними после увольнения с работы.

Хикикомори почти всегда происходят из обеспеченных семей, и их родители часто имеют высокий уровень образования. Исследователи обнаружили, что образованные родители не только возлагают на своих детей завышенные ожидания, но и чаще склонны оказывать материальную поддержку взрослым неработающим сыновьям. По статистике, около 60% хикикомори живут с обоими родителями, а оставшаяся часть с матерями.

История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник — суицидальное поведение».

Читайте также:  Сотни гравюр укиё-э от японских мастеров 19-го века выложили в свободный доступ

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе со СМИ просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету — это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.

Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип — «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете — все больше и больше», — делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» — «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы — влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Призрак хикикомори

Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори — «поколение Х» родившихся в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Как мы уже говорили, проблема наблюдается не только в Японии. В обзоре, опубликованном журналом «Research and Advances in Psychiatry», описываются случаи социального отшельничества, зафиксированные во многих странах, например, в США, Китае, Испании, Австралии, Бангладеше, Иране. В Южной Корее людям свойственна скорее сильная интернет-зависимость, являющаяся серьёзной проблемой общественного здравоохранения.

Если верить авторам обзора, условия для появления хикикомори существуют в любой развитой стране, особенно во времена высокой безработицы среди молодёжи. В конце концов, современные технологии позволяют нам чувствовать себя окружёнными обществом, даже если в реальности мы безнадёжно одиноки.

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», — так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».

Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.

Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», — отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», — делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии — скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.

Хикки в других странах

Наибольшее количество хикикомори сегодня в Японии, некоторые исследователи называют цифры от 600 до 850 тысяч человек. Также распространен этот феномен и в азиатских странах с высокой плотностью населения, например, в Южной Корее и Китае. В Европе также существуют хикки, только называют их neet, что расшифровывается «not in employment, education or training».

Манга хикикомори
В дословном переводе на русский означает «не в области занятости, образования или профессиональной подготовки». В США людей, ведущих подобный образ жизни, называют «basement dwellers» — «обитатели подвалов».

Примечания[ | ]

  1. Словарь «Дайдзисэн» издательства Сёгакукан
  2. Почему в мире стало модно быть хикки: Общество: Мир: Lenta.ru
  3. 12Кэммоку А., Кузнецова Е.
    Безвыходное положение // Вокруг света. — 2020. — № 6 (2957). — С. 118.
  4. Кэммоку А., Кузнецова Е.
    Безвыходное положение // Вокруг света. — 2020. — № 6 (2957). — С. 118—119.
  5. Кэммоку А., Кузнецова Е.
    Безвыходное положение // Вокруг света. — 2020. — № 6 (2957). — С. 119.
  6. Carla Ricci.
    Hikikomori: adolescenti in volontaria reclusione. — 2020. — 96 с. — ISBN 9788846499998.
  7. persona Il fenomeno dell’hikikomori: cultural boundo quadro psicopatologico emergente? // Giornale Italiano di Psicopatologia. — 2012. — 18 декабря.
  8. Education Research Programme Research Findings No4/2004: Findings from the Scottish School Leavers Survey: 17 in 2003
  9. Рёко Исикава «Confusion of the Concepts of „Hikikomori“ and „NEETs“ : Seen from the Perspective of People Who Regard Themselves as Hikikomori»
  10. Kosugi Reiko
    Youth Employment in Japan’s Economic Recovery: ‘Freeters’ and ‘NEETs’
  11. SENET A—Z Jargon Buster — NEET
  12. Teo, Alan R.
    Social isolation associated with depression: A case report of hikikomori (англ.) // Int J Soc Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2013. — Vol. 59, no. 4. — P. 339—341. — doi:10.1177/0020764012437128.
  13. Vickery. Hikikomori articles
  14. 123Hoffman, Michael
    Nonprofits in Japan help ‘shut-ins’ get out into the open
    (неопр.)
    .
    The Japan Times Online
    . The Japan Times. Дата обращения 21 октября 2011.
  15. 12345Кэммоку А., Кузнецова Е.
    Безвыходное положение // Вокруг света. — 2020. — № 6 (2957). — С. 121.
  16. Maggie Jones
    . Shutting Themselves In, The New York Times Magazine (англ.)русск. (15 января 2006). Дата обращения 17 января 2014.
  17. Saitō, Tamaki.
    Hikikomori kyūshutsu manyuaru (неопр.). — Tokyo: PHP Kenkyūjo, 1998.
  18. Kary, T., Total Eclipse of the Son: Why are millions of Japanese youths hiding from friends and family?, Psychology Today (англ.)русск.
    , Янв/Февр 2003
  19. Suwa, Mami; Koichi Hara.
    ‘Hikikomori’ among Young Adults in Japan: The importance of differential diagnosis between primary Hikikomori and Hikikomori with High-functioning Pervasive Developmental Disorders (англ.) // 医療福祉研究 (Medical and Welfare Research) : journal. — 2007. — 1 March (vol. 3). — P. 94—101. — ISSN 1349-7863. Архивировано 29 сентября 2013 года.
  20. Nakamura K., Shioji R. (1997). Taijin kyoufushou to hikikomori. 臨床精神医学 26, 1169—11176
  21. Kondo N. Social withdrawal in the adolescent and young adult. Psychiatria et neurologia Japonica 2001; 103: 556—65 (яп.)
  22. 12345M. Suwa, K. Suzuki.
    The phenomenon of “hikikomori” (social withdrawal) and the socio-cultural situation in Japan today // Journal of psychopathology. — 2013. (англ.) Архивированная копия
    (неопр.)
    . Дата обращения 4 июня 2020. Архивировано 13 октября 2016 года.
  23. 衣笠隆幸 (Кинугаса Т.).
    ヤングアダルトのひきこもり (Янгу адаруто но хикикомори) // 臨床精神医学増刊号. — 1998. — С. 142—152. (яп.)
  24. Des cas d’hikikomori en France (9 июня 2012), С. 3.
  25. Kondo N, Kobayashi M. Social withdrawal and pervasive developmental disorders. Japanese Journal of Clinical Psychiatry 2008; 37:1565-9. (яп.)
  26. Suwa M, Suzuki K, Hara K. et al. Family features in primary social withdrawal among young adults. Psychiatry Clin Neurosci 2003; 57: 586—94.
  27. Kudō, Sadatsugu and Saitō, Tamaki. September 2001. Argument! Hikikomori. Tokyo: Studio Pot. Shuppan. 工藤 定次(著),斎藤 環(著),「永冨奈津恵」。「激論!ひきこもり」東京:ポット出版、9月、2001。ISBN 4-939015-37-8
  28. Kudō, Sadatsugu. October 2001. Hey Hikikomori! It’s Time, Let’s Go Out. Tokyo: Studio Pot. Ed.,Tokyo: Pot Shuppan. 工藤 定次 (著), スタジオポット(著)。「おーぃ、ひきこもり そろそろ外へ出てみようぜ—タメ塾の本」。出版社:ポット出版、10月、2001。「ISBN 4-939015-10-6」
  29. Okano, Kaori and Motonori Tsuchiya. 1999. «Education in Contemporary Japan: Inequality and Diversity.» Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press.
  30. «White Paper on Labour and Economy 2006: Diversification of Employment and Working Life.» 2006. Provisional Translation by Japan Institute for Labour Policy and Training (JILPT). Japanese Ministry of Health, Labour, and Welfare.
  31. Matthews, Gordon; White, Bruce.
    Japan’s Changing Generations: Are Young People Creating a New Society? (англ.). — London: Routledge Courzon, 2004. — ISBN 0-415-32227-8.
  32. McNeill, David
    . ‘Fat finger’ trade costs Tokyo shares boss his job,
    The Independent
    (21 декабря 2005).
  33. Кэммоку А., Кузнецова Е.
    Безвыходное положение // Вокруг света. — 2020. — № 6 (2957). — С. 121—122.
  34. Кэммоку А., Кузнецова Е.
    Безвыходное положение // Вокруг света. — 2020. — № 6 (2957). — С. 122.
  35. 1234Кэммоку А., Кузнецова Е.
    Безвыходное положение // Вокруг света. — 2020. — № 6 (2957). — С. 120.
  36. Brian Ruh.
    The NHK Took My Baby Away (англ.) (недоступная ссылка).
    Anime News Network
    (28 December 2010). Дата обращения 19 ноября 2020. Архивировано 7 декабря 2020 года.
  37. Michael Zielenziger.
    Non voglio più vivere alla luce del sole. Il disgusto per il mondo esterno di una nuova generazione perduta. — Elliot Edizioni, 2008. — С. 377—378. — ISBN 978-88-6192-022-4.
  38. 12
    Hikikomori: Stereotipo o cruda realta?
    (неопр.)
    .
    Kinjoanime
    (10 декабря 2011). Дата обращения 21 ноября 2020.

Есть ли хикки в России?

Настоящих хикикомори в России не очень много. Есть несколько причин, почему это явление не стало повсеместным. Прежде всего, экономическая: если средняя японская семья вполне может содержать хикки, то экономическая ситуация большинства россиян такова, что никакой neet долго не продержится и либо пойдет работать, либо «свалит» от постоянных родительских нотаций. Не стоит забывать и особенностей национальной психологии: у нас чаще бегут от проблемы из дома, чем стремятся остаться с ней один на один в собственной комнате. Те же, кто считают себя русскими ниитами, создали группу хикикомори ВК. Здесь они общаются с «родственными» душами.

Влияние культуры и социума на хикикомори[ | ]

Основные факторы, усугубляющие проблему хикикомори в Японии, таковы:

Читайте также:  Как партия в покер лишила японцев авианосца «Синано» (10 фото)

  1. Развитая экономика страны даёт возможность японским семьям из среднего класса и выше содержать своих детей фактически бесконечно. Однако в семьях с достатком ниже среднего хикикомори — явление редкое[27].
  2. Неспособность японских родителей распознать проблему и остановить сползание чада в изоляцию; родительская мягкость или эмоциональная взаимозависимость сына и матери, известная в Японии как «амаэ» (яп. 甘え)[28].
  3. Десятилетие отсутствия явного экономического роста и шаткий рынок труда заставили многих усомниться в том, что усилия, затраченные на карьеру, окупятся[29][30]. Многие молодые японцы предполагают, что система, обеспечивавшая пожизненную занятость и карьерный рост их отцов и дедов, более не работает[31], и для некоторых отсутствие чётких жизненных и карьерных ориентиров делает их уязвимыми, приводя к самоизоляции и превращению в хикикомори.

Хикикомори: паразит или страдалец?

В результате всего вышеизложенного возникает вполне резонный вопрос о том, хорошо ли, комфортно ли ощущает себя человек, ставший хикки.

Хикикомори паразит или страдалец
На взгляд обычного человека, хикикомори – это лодыри и лентяи, которые удобно устроились на родительской шее и строят из себя «убогих». Как и среди самых обычных молодых людей, живущих активной и полной социальной жизнью, среди хикки есть и такие, однако их немного. Большинство из таких отшельников и затворников имеют проблемы с общением и взаимодействием с людьми. Для них сложно и даже болезненно находиться в человеческом обществе. Некоторые из хикикомори, судя по сообщениям, оставляемым ими на различных ресурсах Сети, хотели бы измениться и выйти из одиночества, только им не хватает смелости, сил и уверенности в себе. К каждому хикки нужен индивидуальный подход, так как среди откровенных тунеядцев есть люди с ранимой психикой и специфическими индивидуальными особенностями коммуникации или другими особенностями поведения или развития.

Книги про хикикомори

Синдром хикикомори взят на вооружение писателями. Литературы на данную тематику не так много, но авторы, написавшие о таких людях талантливо описывают всю глубину состояния, мыслей и быта героев. Книги о личностях, принявших добровольное затворничество:

  1. «Я ем тишину ложками» Финкель Майкл
    . Книга о реально существующем отшельнике Кристофере Найте, убежавшем 27 лет назад в леса на севере штата Мэн. В 2013 г. Кристофера поймали, когда тот воровал еду из лагеря, узнав о задержании, сотни людей: журналистов и паломников прибыли чтобы поговорить с Кристофером, задать ему волнующие вопросы: нашел ли он счастье и спокойствие в одиночестве, как выживал.
  2. «Паразиты» Рю Мураками
    . Затворник Уихара получает от своей матери в дар компьютер и в сети знакомится с группировкой «Интер-Био», члены которой убеждают героя, что он наделен правом убивать людей. Мрачное произведение о поиске героем смысла жизни на фоне жутких ритуальных убийств и хакерских взломов.
  3. «Хикикомори» Кувин Кун
    . Книга-анализ психологии подростков – хикикомори, что заставляет их стремиться к уединению. Некое событие, случившееся в жизни обычного юноши Тиля изменяет его сознание, он отворачивается от семьи, запирается в комнате и вся его жизнь – это общение через интернет.

Есть ли выход?

Как и из большинства жизненных ситуаций, их этой, за редким исключением, можно найти выход. Сложно и даже практически невозможно будет помочь тем хикки, у которых серьезно нарушена психика или прогрессирует какое-либо психическое расстройство. Сегодня в Японии уже функционируют специальные центры, созданные Ассоциацией реабилитации хикикомори, где людям с подобными проблемами помогают социализироваться и наладить процесс коммуникации.

В России подобными проблемами обычно занимаются психиатры, которые посредством медикаментозного лечения и других психотерапевтических методов стараются «извлечь» хикки из его «раковины» и научить жить в обществе.

Как вновь стать социально активным?

Прежде всего необходимо бросить вызов самому себе. Зачем растрачивать жизнь на одиночество, отказываться от возможностей и ярких впечатлений? Зачем расстраивать родных и друзей, постоянно выбирая между паразитом и страдальцем? Многие хикки понимают ущербность собственного существования и вред здоровью, который они наносят в совокупности с кофе, курением, алкоголем, лишним весом. Желание вырваться очень сильно, но цели и определенности не достает.

Выгоднее поставить цель, чем всю жизнь считать себя «биомусором», ссылаясь на то, что «один раз пробовал ― не получилось». К сожалению, в России проблема сознательного одиночества еще не получила достаточного признания. Это значит, что и внимание к хикикомори не приковано настолько сильно, чтобы возводить болезнь в разряд опасных для человека отклонений.

Рассчитывать хикки, в первую очередь приходится на себя. Службы социальной поддержки не обращают внимания на добровольного затворника, а принудительная врачебная помощь при отсутствии хронических заболеваний в данном случае исключена.

Совсем неважно порой, понимают или не понимают больного социофоба сокурсники в университете или училище. Знания приобретаются не для других. И без них социализация особенно сложна. Нужно учиться. Возращение к жизни после многих месяцев или лет заточения напоминает состояние после тяжелой болезни. Ключевую роль здесь играют близкие, способные поверить в способности человека и помочь ему преодолеть ограничивающий его возможности барьер.

Как вновь стать социально активным?

Хикикомори в искусстве

Первой ласточкой, показавшей хикки в кино, стала лента Даниеля Сугавара 2004 года «Тамаго». В ней рассказана история японского мальчика Киёши, который более трех лет жил на кухне родительского дома. Вживую он общался только со своей младшей сестрой, все остальные контакты происходили через Интернет. Родители, которым не удалось ничего сделать с сыном, его стыдились и всем знакомым говорили о том, что Киёши учится за границей.

Аниме про хикикомори

После этого фильма японцы сумели романтизировать это явление. Достаточно вспомнить такие аниме про хикикомори, как Welcome to the NHK или Yamato Nadeshiko Shichi Henge. В третьей часть фильма «Токио!» — «Сотрясающийся Токио» — так же, как и в ленте Cat Girl Kiki, главные герои – хикки. Главные действующие персонажи таких компьютерных игр, как Yume Nikki и Silent Hill 4, по своему образу жизни – истинные хикикамори. Не обошел вниманием это социальное явление и известный японский писатель Рю Мураками. В его триллере «Паразиты» главный герой хикки медленно, но верно подходит к грани безумия.

Финансы хикикомори[ | ]

Хикикомори живут в основном за счёт родителей или получают пособие по безработице от правительства. Они редко где-либо работают, так как это обычно требует хотя бы минимальной социализации. Иногда хикикомори получают государственное пособие по инвалидности (по состоянию на 2020 год — 65 тысяч иен в месяц)[15]. Семьи хикикомори постепенно утрачивают контакт с обществом[15]. Кроме того, получение этого пособие рассматривается большинством родителей хикикомори как признание полной беспомощности[15].

Чрезвычайно редко, некоторым хикикомори удаётся преуспеть, примером чего может служить случай Такаси Котэгавы. Он начал торговать на бирже JASDAQ Securities Exchange в 2000 году, с капиталом всего 14 000 долларов США, и за семь лет сумел увеличить его более чем в 10 000 раз — до 152 000 000. Его имя впервые стало известно широкой общественности в связи со скандалом 2005 года, когда из-за ошибки одного из сотрудников инвестиционного банка «Mizuho Securities» ряд трейдеров, и в том числе Такаси Котэгава, смогли заработать баснословные деньги в одно мгновение — Котэгава тогда получил 20 000 000 за 10 минут[32].

«Проблема 8050»[ | ]

По состоянию на 2020 год в Японии существовала «проблема 8050» — содержание 80-ти летними родителями 50-ти летнего хикикомори[15]. Родители относятся к детям-хикикомори по-разному: учат готовить пищу, взаимодействовать с государственными учреждениями[33]. Но бывают также иные случаи. Например, в 2020 году в префектуре Ниигата 70-ти летняя мать убила 50-ти летнего сына-хикикомори[34].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий