Кто такой самурай? Японский самурай: кодекс, оружие, обычаи

Содержание
  1. Самурай: определение слова
  2. Самурайская философия
  3. История самурайства: краткая историческая справка
  4. Ронины — честные и порядочные ребята
  5. Личные качества самурая
  6. Отношения между сегуном и дайме
  7. Внешний вид самурая
  8. Гомосексуализм
  9. Доспехи и оружие самураев
  10. Настоящий самурай: какими на самом деле были великие японские воины
  11. Катана превосходит другие виды холодного оружия
  12. Самураи принципиально были против огнестрельного оружия
  13. Все самураи были мастерами меча
  14. Самураем нельзя было стать будучи простолюдином
  15. Самураи следовали кодексу бусидо «Хагакурэ»
  16. Сэппуку считалось лучшей смертью для самаурая
  17. Самураи были безумно преданы своему хозяину
  18. Самураи были дзен-буддистами
  19. Самураи были эстетами
  20. Самураи спали друг с другом
  21. Воспитание и обучение юных воинов
  22. Образование и обычаи
  23. Обряд посвящения в воины
  24. Что демонстрировали самураи своими прическами
  25. Мог ли самураем стать простолюдин?
  26. Отношение к семье
  27. Женщины-самураи: миф или реальность?
  28. Количество
  29. Кодекс Бусидо: краткие положения
  30. Катаной можно легко разрубить другой меч
  31. Оценки
  32. Бескровная сдача замка Эдо и конец сёгуната
  33. Юмор/драма
  34. Сюжет
  35. Долой сёгунодержавие!
  36. Ранние годы и попытка самоубийства
  37. Персонажи

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай — это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак — японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении «самурай». Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол «служить». Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина — дайме. Многие европейцы считают, что самурай — это служилый человек, которого можно называть японским словом «буси». Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

Самурайская философия

По бусидо воспитывался японский воин-самурай. Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни.

Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо. Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах.

Читайте также:  Что посмотреть на Фукуоке — попсовые и секретные места

Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением. В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Несколько веков междоусобных войн благоприятно сказались на формировании класса воинов, к семнадцатому веку они стали многочисленным и достаточно обеспеченным сословием. Особенно большим уважением пользовались личные самураи сегуна — фактического правителя страны. Он являлся главным военачальником и устанавливал в стране жесткий режим, с которым был вынужден согласиться даже император страны, становившийся лишь номинальным главой Японии.

К концу девятнадцатого века, когда в стране прекратились военные столкновения, отпала необходимость и в самураях. Они постепенно стали находить себе новые должности и занятия. Многие из них нашли себя на государственной службе, другие стали землевладельцами. Можно сказать, что сословие полностью изжило себя и осталось только в романтических японских легендах.

Ронины — честные и порядочные ребята


Иллюстрация: кадр из фильма «47 ронинов»
В современной культуре ронины, бродячие воины без хозяина, дома и средств к существованию, изображаются благородными одинокими рыцарями. Они без колебаний встают на защиту простых людей, ставят на место зарывающихся самураев и стараются восстановить свою честь и доброе имя благими поступками и смелыми подвигами.

На самом же деле многие ронины становились членами банд, грабителями, насильниками и головорезами.

Самураи в Японии пользовались правом Kirisute‑gomen «убить и уйти», то есть зарубить любого простолюдина за косой взгляд. Или чтобы проверить остроту меча.

Лишившись даймё, ронины не отказывались от своих самурайских замашек. Они убивали, отбирали чужое имущество и занимались рэкетом. Многие из них стали предводителями Yakuza банд якудза. Как видите, в реальности ронины были вовсе не такими приятными личностями, как Затойчи в фильме Такеши Китано.

Личные качества самурая

То, каким должен быть самурай, описано в кодексе Бусидо. О нем мы еще поговорим чуть позже. Ведь он сформировался в расцвет самурайства, до этого момента о личных качествах самурая юным воинам рассказывали их учителя.

Самыми главными чертами настоящего самурая считались преданность, честность и храбрость. Именно из этих характеристик складывался кодекс чести воина, который в дальнейшем трансформировался в бусидо.

Страшнее всего для воина было потерять честь и покрыть себя позором в бою. О таких самураях говорили, что они не достойны даже ритуала харакири — самоубийства посредством вспарывания живота на глазах зрителей. Такой воин бродил по стране и пытался зарабатывать уже как обычный наемник без чести и достоинства. Их услугами в Японии активно пользовались, но относились к наемникам с нескрываемым пренебрежением.

Отношения между сегуном и дайме

Иерархическая система самурайского сословия позволяла исправно служившим феодалам подняться очень высоко по социальной лестнице. Периодически они восставали против верховной власти. Сегуны старались держать дайме и их вассалов в узде. Для этого они прибегали к самым оригинальным методам.

Например, в Японии долгое время существовала традиция, по которой дайме должны были раз в год отправляться к своему господину на торжественный прием. Такие мероприятия сопровождались длительными путешествиями через всю страну и большими затратами. Если дайме подозревался в измене, сегун мог во время такого визита фактически взять в заложники члена семьи своего неугодного вассала.

Внешний вид самурая

До наших дней сохранились многочисленные свидетельства того, как выглядели средневековые самураи. На протяжении многих лет их внешний вид практически не претерпевал изменений, впрочем, как и ритуалы, связанные с обучением молодых воинов и посвящением их в самураи.

Чаще всего самурай — это человек в широких шароварах, напоминающих по покрою юбку, и с узлом волос мотодори. Подобная прическа впервые делалась мальчику в период инициации и в дальнейшем сопровождала его всю жизнь. Для данной прически лоб обривался наголо, а оставшиеся волосы заплетались в тугой узел, закрепленный на макушке. В дополнение самурай мог носить высокий головной убор, специально созданный для мотодори. Самой главной отличительной чертой самураев являлся боевой меч, обычно это была катана.

Читайте также:  Заметки о Японии. Храм Сэнсо-дзи (Senso-ji)

Гомосексуализм

10 интересных и малоизвестных фактов о самураях

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал — эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений — например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

Доспехи и оружие самураев

В японских поэмах самураи предстают как воины, виртуозно владеющие мечом. Во многих случаях так и было, но обучение юного самурая включало в себя еще владение копьем, луком и другими видами мечей, кроме катаны. В самурайский комплект, выдающийся при инициации, всегда входило два меча — катана и вакидзаси. Умение обращаться с оружием было визитной карточкой воина и обеспечивало ему победу в бою.

Довольно часто воины носили доспехи. Они изготавливались из тонких искусно выделанных пластин кожи или металла, соединяющихся друг с другом прочными шнурками. Часто пластины покрывали несколькими слоями лака, что увеличивало их прочность. Самурайский шлем полностью закрывал голову от стрел и ударов врага, он тоже изготавливался из гибких пластин. Довольно распространено было украшать шлем яркими масками, которые выполняли одновременно защитные и устрашающие функции.

Настоящий самурай: какими на самом деле были великие японские воины

Когда-то Япония была одной из самых закрытых стран, и даже когда началась активная торговля с Китаем, японцы все еще не сильно жаловали «гайдзинов». С тех пор прошло время, и японская культура открылась миру, принеся с собой немало мифов. Даже сейчас о ниндзях или самураях далеко не каждый имеет правильное представление. Но пока ниндзи прячутся в тенях, мы поговорим о самураях, что рассекали одним ударом катаны комаров, сочиняя при этом очередное хайку о красотах мира. Сколько вообще правды о настоящих самураях вошло в массовую культуру? Попробуем в этом вопросе разобраться.

Катана превосходит другие виды холодного оружия

Даже в отрыве от японских воителей, катану многие считают чуть ли не супероружием, что не тупится, не ломается и режет всё — от шелка, до титана. Но это не совсем верно.

Для начала, следует окунуться в историю и разобраться — кем же были в принципе самураи. На удивление, изначально они были… всадниками. Более того, они были всадниками-лучниками, причем очень гордились этим. Понятное дело, что одни луком много не навоюешь, поэтому надо было иметь и что-нибудь для ближнего боя. Этим чем-то был тати — японская сабля. Он же дайто, он же дайкатана – хотя это неправильное прочтение иероглифа. Со временем тати адаптировали и для пешего ношения, сделав чуть короче и менее изогнутым. Так и появилась катана.

Катана, по сути, это переделанная кавалерийская сабля. Такая форма и заложила основу для традиционного стиля японского боя на мечах с широкими одиночными ударами. А вот для финтов она оказалась не слишком удобной. Но были и другие причины. Например то, что воевали японцы часто без доспехов, поэтому сложные удары и не требовались. А главный, пожалуй, было отвратительное качество самой японской стали.

Долгое время железо для оружия или доспехов японцы добывали исключительно на болотах, из-за чего металл был с кучей примесей и ужасно хрупким. Большая часть оружия просто ломалось друг об друга при ударах. Но железо есть железо и всё равно оставалось не дешевым материалом, так что бойцы всячески старались избегать прямых блоков. На волне этой проблемы, японские кузнецы начали изобретать всё новые и новые способы обработки, так что ситуации, когда кузнец ковал одну катану несколько недель, были реальными. Но даже от этого катана не становилась оружием победы, а всего лишь компенсировала свои недостатки.

Ситуация исправилась, когда Япония начала торговать с иностранцами и смогла закупать европейскую сталь. Из хорошей стали, да ещё и с изощренными методами ковки, получались действительно неплохие образцы. Но к тому времени уже во всю развивалось огнестрельное оружие, а мечи стали скорее символами. Кстати, об огнестреле…

Самураи принципиально были против огнестрельного оружия

В современной культуре, настоящий самурай обычно изображен исключительно с катаной, ну, может, ещё с вакидзаси (длинный японский кинжал) и в полном одиночестве. И если катаны и вакидзаси они все же носили, то остальное в корне не верно. Пожалуй, если проводить параллели с Европой, то самураи были аналогом рыцарей в плане сражений. Тех, кстати, тоже в литературе нередко показывают бравыми одиночками, полагающимися на свой верный меч. Максимум — в компании оруженосца. Исторически же, как одни так и другие, в основном действовали в составе армий и были людьми скорее практичными, нежели благородными. А что может быть практичнее на войне чем огнестрельное оружие?

Так что к концу XVI века, Япония уже обладала десятками тысяч аркебузиров и, по оценкам европейцев, превосходила в этом все другие страны. Именно за счет отрядов стрелков и пикинеров удалось положить конец феодальным войнам и вступить в период Эдо. Притом сами самураи не гнушались пользоваться как тем, так и другим. На войне, как известно, все средства хороши.

Во времена периода Эдо, огнестрельное оружие утратило свою популярность. Во-первых, воевать стало особо не с кем, а для защиты от грабителя меч куда сподручнее. А во-вторых, сёгунат начал серьёзный контроль за оборотом оружия, полностью запретив его для простолюдинов и в разы усложнив его приобретение для самураев.

Когда же Япония снова решила открыться миру и торговые ограничения оказались сняты, толпы самураев бросились покупать себе оружейные новинки. В итоге, вид самурая с револьвером быстро стал обыденностью.

Читайте также:  Саке для непросвещенных: как пить и чем закусывать

Конечно же были и те, кто ни в какую не поддавался соблазнам технологий, а оставался верен исключительно своей катане. Чаще всего, такими были отпрыски древних родов со своими школами и стилями боя. А что ещё делать, если постоянно оттачиваешь своё мастерство?

Все самураи были мастерами меча

Довольно популярный миф и совершенно далекий от правды. Безусловно, среди самураев были и выдающиеся войны, но их, как в любом деле, было немного. В основном же, самураи были обычными мечниками (и немного стрелками). Особенно заметно это стало во время феодальных войн, когда множество правителей начали раздавать титул самурая направо и налево. Его мог получить любой кто был не совсем плох и готов был сражаться за них. В итоге самураев скопилось настолько много, что, по некоторым версиям, их отправили завоевывать Китай. Власти даже на это были готовы, лишь бы уменьшить их количество в самой Японии.

После наступления спокойной эпохи Эдо всё стало ещё хуже. Войны закончились, поэтому развивать свои боевые навыки оставалось лишь самостоятельно и в частном порядке. А поскольку далеко не каждый человек готов к в регулярному самообучению или хотя бы в посещению спортивных секций, то и навыки среднего самурая оставляли желать лучшего. Доходило даже до того, что некоторые имели представление о владении оружием лишь в теории.

Безусловно, верхушка самурайского сословия или принадлежащие к кланам, до такого не скатывалась, продолжая практиковаться и совершенствоваться, но в целом ситуация была удручающая.

Самураем нельзя было стать будучи простолюдином

Это не такой уж и миф. Во всяком случае, в древности стать самураем без родословной, тянущейся к придворной аристократии (кугэ), было практически невозможно. Только выдающимся и умелым простолюдинам, в порядке исключения, выдавался этот титул. Чуть позже планка была снижена, и самурайские роды стали перерастать в кланы, куда можно было попасть просто будучи достаточно умелым и решительным. Кланы разрастались, попутно вырезая своих конкурентов. И все не закончилось большим противостоянием домов Тайра и Минамото. Сосуществовать они не могли принципиально, так что в ходе кровопролитной резни дом Минамото полностью захватил власть, а поголовье самураев сильно сократилось.

Со временем, пользы в сражениях от немногочисленных самураев становилось все меньше, а от простой, но очень многочисленной, пехоты — все больше. Да и самураи начали заканчиваться – не так-то просто их было растить, если брать лишь знать. Тогда-то титул и начали выдавать кому не лень, лишь бы бодрее сражались.

С началом периода Эдо, сёгун Токугава решительно запретил практику конвеерного производства самураев. Помогло это не сильно, так как тех уже было чересчур много. Такое большое воинское сословие в мирную эпоху начало стремительно деградировать. Кто поумнее — стал уходить в купцы или ремесленники. А кто попроще — так и вовсе становился крестьянином. Такой вот ироничный цикл жизни самураев, когда далекие предки вышли из крестьян, чтобы получать славу в битвах, а потомки снова вернулись к земле. Правда уже с титулом, гордостью и самурайской честью.

Самураи следовали кодексу бусидо «Хагакурэ»

Как и любое благородное сословие, самураи обладали своим кодексом чести и поведения: бусидо или «путь воина» по-нашему. Из сохранившихся текстов бусидо наиболее широко известен «Хагакурэ» — этакое практическое руководство и духовное наставление для настоящего самурая.

Правда, с «Хагакурэ» есть одна беда: он был написан лишь в 1716 году, в период Эдо, когда уже сотню лет самураи серьезно не воевали. Они все больше спивались, торговали, работали чиновниками, а некоторые — так и вовсе подавались в преступники. Первым главарем якудза был, кстати, экс-самурай Бандзуйин Тёбэй.

В итоге, Ямамомто Цэнумото, автор «Хагакурэ», имел о реальных самурая не так уж и много представления. Он, скорее выражал своё мнение на тему как могло бы быть или как ему хотелось, что бы было. Самураи времен феодальных войн, скорее всего, просто бы посмеялись над наивностью текста, но от них самих уже оставались лишь легенды, которые также отличались патетикой. В итоге пафосные и возвышенные идеи Цэнумото достаточно быстро нашли своего почитателя. Ещё больше вдохновленных бусидо стало после Бакумацу (окончание сёгуната) и возвращения правления императора в XIX веке. К началу русско-японской войны, последователи благородной смерти от сэппуку и открытых лобовых атак исчислялись тысячами.

На протяжении следующих 50 лет, вплоть до окончания Второй Мировой, увлечение самурайским путем било все рекорды. Всем известные камикадзе, что доставили немало проблем флоту США, тоже были из числа последователей бусидо. Именно поэтому они с радостью принимали смерть. «Если всё в мире не более чем притворство, искренна одна лишь смерть» — как сказано в «Хагакурэ».

Сэппуку считалось лучшей смертью для самаурая

А теперь немного о реальном сэппуку.

Процедура эта весьма болезненная, кровавая, так что далеко не у всех хватало выдержки доводить её до конца. Поэтому и привлекался напарник, который должен был облегчить страдания отрубанием головы. В период Эдо практиковались ещё более гуманное сэппуку: вместо кинжала достаточно было символично провести веером по животу, ну а дальше палач делал своё дело. Такая казнь считалась благородной и не затрагивала честь ни самого обвиняемого, ни его семьи.

Японцы вообще очень любили, да и любят, символизм и условности. Сама процедура самоубийства тоже из их числа. Таким образом когда-то лишил себя жизни легендарный (про него правда сочиняли легенды) самурай Минамото-но Ёсикава, после поражения в войне. Другие самураи увидели в этом некую значимость и с радостью переняли новый вид окончания жизни как благородный конец.

На деле же, сэппуку во время феодальных войн было скорее необходимостью. Не обязательно в таком виде -можно было убить себя любым доступным способом, но тогда терялась традиционность и пафос момента. Дело в том, что в отличии от Европы, в Японии пленных обычно не выкупали… А поскольку в те времена гуманизмом мало кто увлекался, то судьба у пленников была одна – смерть. И не просто смерть, поскольку сначала обязательно надо было помучать пойманного врага. Так что самоубийство, как средство избежать мучений, было очень даже хорошим выходом. Хотя иногда можно было и просто перебежать на сторону врага…

Самураи были безумно преданы своему хозяину

Как сказал известный французский политик де Талейран-Перигор, который продолжал занимать должность при трех сменившихся режимах: «Вовремя предать – это значит предвидеть». С этой точки зрения, настоящие самураи были весьма прозорливыми. На протяжении всего периода феодальных войн предательство было самым обыденным делом. Что, в принципе, не мудрено, с учетом количества сторон и их тесных родственных связей.

Конечно же, предательством никто не гордился и, как в любом феодальном обществе, безусловная преданность была эталоном служения. Но служение всегда подразумевает взаимовыгоду сюзерена и вассала. А если сюзерен начинает мало платить или не может защитить, либо просто не очень умно себя ведет, то и соблюдать высокие нормы морали становится намного сложнее.

С другой стороны, если сравнивать с Европой, то японские нормы морали всё же более строго выполнялись. Это скорее культурная особенность, завязанная на японском варианте конфуцианства. Так, например, в случае конфликта семьи и власти, японцу надлежит выбрать сторону властей. Даже если ему придется принести головы своих братьев на блюде. Эти особенности проявляются и сейчас: в корпоративной культуре, смертях от переработки и преданности боссам.

Самураи были дзен-буддистами

Дзен, в отличии от других видов буддизма и тем более религий, не требует прочтения сложных трактатов или заучивания длинных сутр, чем оказался весьма удобен для самурайской жизни. Особенно для выходцев с низов, которых сложные философии и многомудрствования не сильно интересовали. С другой стороны, сами дзенские практики были чрезвычайно полезны. Они воспитывали дисциплину, чувство момента и внимательность, без которых в битвах довольно сложно. Поэтому среди самурайского сословия дзен-буддизм действительно был популярен, но отнюдь им они ограничивались.

Были и последователи других видов буддизма, и синтоисты, а на пике феодальных войн свою популярность обрело и христианство, завезенное испанцами. Да так обрело, что остров Кюсю чуть ли не полностью оказался подконтрольным католикам. Из самураев-христиан вообще формировались отдельные отряды. Такое положение вещей не на шутку испугало японские власти. Сначала влияние католиков просто пытались ограничить, а после окончательного объединения Японии — их начали откровенно изгонять. Оружием. С активным сопротивлением и бунтами. Но христианство в итоге все же было вытеснено, а самураи-христиане стали историей.

Самураи были эстетами

Когда заходит речь о японской культуре, часто вспоминается сакура, сады камней или бонсай. Культура страны Восходящего солнца, во всяком случае традиционная, насквозь пропитана эстетикой. Японцы очень много внимания уделяют внешнему виду окружения, сочетанию форм и цветов. Такой подход они практиковали издревле и любой знатный и образованный человек обязан был владеть хотя бы несколькими искусствами.

Тенденция эта существовала и в самурайской среде. Правда, следовали ей далеко не все, а лишь те, кто был выходцем из благородных семей или просто хотел прослыть образованным человеком. Остальные же самураи, особенно те, что ещё недавно были простыми солдатами, к культуре были довольно равнодушны, предпочитая более простых утехи. Впрочем, благородные воины в плане простых утех ничуть не отставали, когда не были заняты войной или стихосложением. Разве что вместо кабацких драк были поединки, вместо шлюх – благородные куртизанки, а вино явно отличалось качеством. Всё таки люди есть люди, какими бы эстетами они не являлись. И ничто человеческое им не чуждо, особенно когда дело касается удовольствий.

Самураи спали друг с другом

Японское отношение к сексуальным или эротическим действам всегда отличалась своей неординарностью. Если вы понимаете о чём я. Самураи не были исключением.

На это влияла и сугубо мужская компания, и японское представление о мужской красоте. Идеалы мужской внешности японцев тесно связаны с их представлениями об эстетике и придворной аристократией. Красивым считались совсем не накачанные и суровые, а наоборот — утонченные, длинноволосы и бледнокожие молодые люди.

Такие понятия о красоте порой находили выход в отношениях с юнцами. Для этого среди самураев было даже отдельное понятие — «сюдо». Оно включало, кроме самих отношение, ещё и покровительство со стороны старшего товарища. Это было, отнюдь, не обязательным явлением, но достаточно распространенным, особенно в более поздние и спокойные времена.

Читайте также:  Японские ворота: описание с фото, значение тории, места установки, обычаи и ритуалы

Женщины самураям тоже были совсем не чужды и рода продолжали расти как в ширь, так и по ходу времени. А «сюдо»… ну, скорее для удовольствия, развлечения или удовлетворения своих эстетических вкусов.

Официально самураи были упразднены в 1873 году. Но идеи их продолжили жить, а знатные фамилии сменили титулы, сохраняя своё влияние. Не знатные же просто стали не титулованным дворянством. Таким образом, большое количество нынешних японцев является дворянами, сами о том не подозревая. А может и подозревая, но не придавая этому значения.

Самурайское сословие оказало большое влияние как на историю Японии, так и на культуру. Несмотря на некоторую нереальность и кодекс бусидо, его преданность и стремление к эстетике являют собой хороший пример силы духа и чести, который не стыдно было передать потомкам. Как минимум — в виде идеала, к которому можно стремиться.
Tags: интересное история традиции

Воспитание и обучение юных воинов

Так как самурай — это феодал, то его титул передавался в Японии по наследству. Отец должен был воспитать в своем сыне безграничную преданность к господину. На это были направлены все силы учителя.

Обычно обучение начиналось с восьми лет. В этом возрасте мальчикам выдавали небольшой деревянный меч, который должен был всегда находиться вместе с ним. Ведь самурай ценит свое оружие и никогда не расстается с мечом. Будущего воина воспитывали в подчинении и уважении к старшим, мальчик должен беспрекословно выполнять распоряжения родителей, не задумываясь об их правоте. В дальнейшем он таким же образом будет воспринимать приказы своего господина.

С детства будущему самураю внушают презрение к смерти, ведь вся его жизнь представляется в философии самураев всего лишь путем к достойному концу. С этой целью к домашнему обучению присоединялись учителя, они становились вторыми родителями для мальчика и имели на него все права. В процессе обучения юноша должен стать бесстрашным, выдержанным и стойким. Для такого воина нет ничего невозможного, если таков приказ господина. В случае необходимости самурай мог с радостью отдать жизнь за своего хозяина, а для этого он должен иметь чувство пренебрежения к смерти. Это достигалось особыми методами воспитания.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Образование и обычаи

Сословие феодалов-воинов являлось не только милитаристской прослойкой общества. Самураи были прекрасно образованными, что являлось обязательным для их положения. Все воины изучали гуманитарные науки. На первый взгляд, они не могли пригодиться на поле боя. Но на деле все было ровно наоборот. Японские доспехи самурая могли не защитить своего владельца там, где его спасала литература.

Для этих воинов было нормой увлечение поэзией. Великий боец Минамото, живший в XI веке, мог пощадить поверженного врага, если тот прочитал бы ему хорошее стихотворение. Одна самурайская мудрость гласила, что оружие является правой рукой воина, в то время как литература – левой.

Важной составляющей быта была чайная церемония. Обычай пить горячий напиток носил духовный характер. Этот ритуал был перенят у буддийских монахов, которые таким образом коллективно медитировали. Самураи даже проводили турниры по распитию чая между собой. Каждый аристократ обязан был построить в своем доме отдельный павильон для проведения этого важного обряда. От феодалов привычка пить чай перешла в крестьянское сословие.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей — дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Что демонстрировали самураи своими прическами

В ранние эпохи прически самураев не выделяли их из основной массы населения. Но со временем социальная градация привнесла в жизнь общества свой порядок, и начали действовать определенные правила относительно внешнего вида разных рангов.

То, как уложены волосы воина, должно было свидетельствовать о его сословии и знатности в господствующих кругах. Низшие слои не имели права на подобные стрижки, в противном случае их ожидало наказание.

Бороду и усы буси ранних эпох состригали определенным образом, чтобы устрашать противника своим мерзким видом. Но со временем они стали придерживаться идеологии, что в первую очередь воин должен быть ужасающим духовно. Прически самураев разных периодов времени существенно изменялись и были призваны свидетельствовать о силе воина, непреклонной решимости и духовной крепости, предрекающей безусловную победу.

Одними из самых особенных причесок самураев были «кобины», которые носили японские воины XVI ст. Это были своеобразные локоны на висках, а волосы на темени и у лба необходимо было ежедневно сбривать.

Длинные волосы отпускали в знак траура буси, которые потеряли господина. Иногда воины надевали специальные маски с неестественным цветом лица и волос. Это должно было внушать противнику еще больший ужас и отвращение.
← Назад к списку статей

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай — это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Отношение к семье

Поклонение семье в Японии также имело место быть. Так, например самурай должен был помнить о правиле «ветвей и ствола». Согласно обычаям, семья сравнивалась с деревом. Родители были стволом, а дети лишь ветками.

Если воин презрительно или неуважительно относился к старшим, он автоматически становился изгоем в обществе. Этому правилу следовали все поколения аристократов, в том числе самый последний самурай. Японский традиционализм существовал в стране на протяжении многих веков, и его не могли сломить ни модернизация, ни выход из изоляции.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Количество

10 интересных и малоизвестных фактов о самураях

Сценарий Вашей счастливой жизни

Бесплатный онлайн-марафон, который поможет обрести стабильность в деньгах, найти свое призвание, сделать жизнь яркой и насыщенной!

Стать участником

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай — это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Катаной можно легко разрубить другой меч

Существует поверие, что самурайские клинки невероятно прочны и остры. Ими можно рассечь несколько человек пополам одним ударом, разрубить вражеский меч или ствол огнестрельного оружия, разделить на две части брошенный шёлковый платок или конский волос и так далее.

Однако катана не особенно отличалась от сабли или шашки. Дело в том, что у японцев было очень мало хорошей стали Seminar on Japanese swords , а потому никакими качествами, которых не было бы у западного длинноклинкового оружия, катаны похвастаться не могли. Остроту их сверхъестественной назвать тоже нельзя: бумагу, ткань и другие вещи европейские клинки режут ничуть не хуже, а то и лучше.

Так что разрубить катаной другую катану, а уж тем более европейский полуторный меч, невозможно. Если не верите — посмотрите, как экспериментатор в немецкой передаче Welt der Wunder пытается это проделать.

Самураю с такой катаной, схлестнувшемуся с рыцарем или хотя бы наёмником‑ландскнехтом, пришлось бы нелегко.

Оценки

Персонажи – 9.0. Превосходные персонажи, непохожие друг на друга, а потому интересные и многогранные. Наблюдать за их взаимодействием одно удовольствие.

Читайте также:  Цифра 4 в нумерологии: что означает, какие качества, мужчина, женщина, любовь и здоровье

Сюжет – 8.0. За большинством эпизодов мне было интересно наблюдать – сценарий путешествий по стране без гроша в кармане никогда не постареет и не потеряет актуальности.

Рисовка – 9.0. И по сей день рисовка не выглядит устаревшей, а боевые сцены и анимация персонажей вообще выполнены выше всяких похвал.

Музыка – 10.0. Самобытная и разнообразная, именно она придает Samurai Champloo 90% шарма и атмосферности.

Юмор – 9.0. Непошлый, незаезженный и по-настоящему смешной юмор, концентрация которого выбрана идеально. Смешные моменты появляются именно тогда, когда они нужны – ни больше, ни меньше.

Драма – 9.0. Та же ситуация, что и с юмором – концентрация драматичных моментов выбрана оптимально.

Экшн – 10.0. Боевые сцены выполнены прекрасно – они динамичны и коротки, и прекрасно оживляют медитативный темп повествования.

Бескровная сдача замка Эдо и конец сёгуната

Сайго помирился с Хисамицу и вновь выходит на политическую арену – в третью луну 1 года Гэндзи (1864) в качестве военачальника войск княжества Сацума он едет в Киото, ему 38 лет. Сайго быстро растёт в чинах – после инцидента у ворот Хамагури, который произошёл в 7 лунном месяце, представителей княжества Тёсю изгнали из столицы, и в 10 месяце он получил должность собаяку, «ближнего чиновника» Сацумы – высокий пост, следующий после высшего слоя старейшин каро. Инцидент был первым егго опытом военных действий, в бою он возглавлял своих подчинённых. После этого он стал штабным офицером карательной экспедиции в Тёсю, примкнул к войскам нового правительства, которое поставило целью свержение сёгуната.

Сайго занимается укреплением связей с княжеством Тёсю, играет лидирующую роль в войне Босин (1868-1869), начавшейся с битвы при Тоба-Фусими, и в 3 лунном месяце 1868 года подступает к твердыне сёгуната – замку Эдо. В замок он направляется без армии, всего лишь с небольшим отрядом. Его окружали вой ска сёгуна, он мог погибнуть в любую минуту. Как он всегда поступал, он тщательно спланировал военные действия, в ходе которых город Эдо мог быть выжжен, но во многом благодаря усилиям Кацу Кайсю, вассала сёгуна, удалось договориться о бескровной сдаче замка. Победа войск нового правительства была предрешена.

Иэтика указывает, что усилия Сайго определили победу нового правительства, и двое других «замечательных мужей» реставрации Мэйдзи, Окубо Тосимити и Кидо Такаёси, без Сайго могли и не добиться успеха. Именно благодаря ему эта кровавая схватка за политическую власть в стране сейчас воспринимается позитивно, и его действия предопределили жизнь последующих поколений людей. Историк говорит, что если Сайго и уступал Окубо как политик, то в широком смысле он превосходил его душевными качествами.


«Пещера Сайго Такамори» на горе Сирояма. Говорят, что во время Сацумского восстания окружённый правительственными войсками Сайго скрывался здесь в последние пять дней своей жизни

Юмор/драма

В “Самурае Чамплу” крайне грамотно преподносится и юмор, и драма. Над юмором хочется смеяться, над драмой хочется поразмыслить и погрустить. Всё потому, что на этих событиях не делается особого акцента – их встраивают в сюжет невзначай, поэтому не возникает ощущения, что из вас пытаются выдавить эмоции. И юмор, и драма выглядят натурально и естественно. Прозвучавшая однократно шутка не будет повторяться раз за разом, пока не надоест. Появившийся драматичный момент не будет повторяться в сотне флешбеков в каждой серии. Кроме того, между юмором и драмой выдержан равномерный баланс, благодаря которому ни одному из этих компонентов не отдается особого предпочтения, что я считаю очередным плюсом. Так история получается еще более разносторонней и сложной. Недаром в названии фигурирует слово “Champloo”.

Сюжет

Это история про трех незнакомцев, совершенно непохожих друг на друга, но благодаря стечению обстоятельств вынужденных путешествовать вместе. У них есть четко заданная цель, которую они пытаются достичь на протяжении двадцати шести серий. Несмотря на наличие единой сюжетной линии, всё повествование разбито на короткие одно-двух серийные истории, зачастую посвященные тому или иному главному герою. Благодаря такому разбиению сценаристам удалось показать всё многообразие рассказываемой ими истории, и продемонстрировать множество моментов, находящихся на пересечении прошлого, настоящего и будущего.

80% серий оказались действительно интересными, оставшиеся 20% меня не впечатлили, потому что они уже встречались в той или иной форме в других аниме (к примеру, истории про бейсбол уже успели наскучить). Отдельно хочется отметить красивую, логичную концовку, отвечающую на все вопросы, и ставящую жирную точку на повествовании. Уверен, что мне еще не раз захочется пересмотреть это аниме снова. Всё-таки истории про путешественников, не имеющих ни гроша в кармане, и выживающих любой ценой, никогда не устареют, ведь от них так и веет свободой. Любой человек время от времени хочет бросить всё к чертям, надеть рюкзак и уйти из дома навстречу приключениям.

Долой сёгунодержавие!

Один из исторических анекдотов рассказывает следующее.

Однажды Рёма встретил на улице Киото некоего приятеля, похваставшегося ему новым мечом. Сакамото усмехнулся: — Твой меч слишком длинный, такие уже не носят — они неудобны в боях в городе и зданиях. Вот, смотри, какой длины должна быть современная катана.

Приятель купил меч по образцу клинка Сакамото и через год снова встретил Рёму. Сакамото снова усмехнулся: — Мечи — это прошлый век. Современное оружие — это револьвер! — после чего достал «смит-вессон» и выстрелил в воздух.

Приятель достал револьвер и снова через год похвастался им Сакамото. Но тот опять усмехнулся. — Война железяками — это прошлый век. Вот настоящее оружие! — и достал книгу по международному праву. Приятель так впечатлился, что стал юристом, и даже неплохим.

Короткий меч-вакидзаси Сакамото Рёмы
Короткий меч-вакидзаси Сакамото Рёмы (фото: Источник)

А сам Сакамото думал-думал и составил «Восемь пунктов» — меморандум о преобразовании политической системы Японии по современному образцу, но с сохранением ряда традиционных институтов. Пункты были настолько актуальны и внятны и учитывали все интересы, что позволили убедить последнего сёгуна отказаться от политической власти и вернуть её императору.

Так и свершилась реставрация Мэйдзи, открывшая новую эпоху в японской истории.

Ранние годы и попытка самоубийства

Сайго Такамори и Симадзу Мориакира, 11-й глава княжества Сацума, впервые встретились в 1 году Ансэй (1854), Сайго тогда было 28 лет и он был младшим служащим у Симадзу, в его обязанности входил надзор над строительством дорог и мостов, определение урожая риса и т. п. Он сопровождал Симадзу, которому было 47 лет, во время его служебной поездки к сёгунскому правительству в Эдо. При сёгунском дворе Сайго находился на должности личного курьера сёгуна. Сайго неоднократно посылал своему княжеству записки, где выражал своё мнение об аграрной политике, и привлёк внимание Симадзу. Большое влияние на формирование его взглядов оказало близкое знакомство с Фукудой Токо, сторонником восстановления императорской власти и изгнания иностранцев, который был доверенным лицом главы княжества Мито Токугавы Нариаки, и Хасимото Синаем, противником открытия страны, к которому прислушивался глава княжества Фукуи Мацудайра Ёсинага.


Памятная стела в квартале Кадзия г. Кагосима на месте, где родился Сайго Такамори

За короткое время Сайго смог создать сеть единомышленников, большая часть которых жила в княжестве Мито, благодаря его чувствительному и порывистому характеру он стал пользоваться доверием Симадзу Мориакиры, и в конце концов стал делиться с ним самыми сокровенными мыслями. Однако в 1857 году умирает близкий друг Мориакиры, Абэ Масахиро, в своё время возглавлявший совет старейшин при сёгунате, а в следующем году и сам Мориакира. Управление княжеством переходит к его младшему брату, Хисамицу. Ии Наосукэ, возглавлявший консервативную часть политиков, воспользовался случаем, чтобы захватить власть в стране в свои руки, и с этих пор начинаются гонения на реформаторов.

Положение Сайго, лишившегося поддержки своего господина, полностью переменилось. Объятый скорбью, он решил уйти из жизни вслед за ним, но монах Гэссё, настоятель храма Дзёдзюин монастырского комплекса Киёмидзу-дэра в Киото и сторонник «почитания императора и изгнания иностранцев», отговорил его, и они вместе бежали в Кагосиму. От безысходности они оба бросились в залив Кинко (Кагосима), Гэссё погиб, а Сайго чудом выжил.

Персонажи

В истории есть три константы, неизменные от серии к серии – это главные герои: Мугэн (Mugen), Дзин (Jin), Фуу (Fuu). В большинстве случаев я бы сказал, что трех героев недостаточно для двадцати шести серийного аниме, однако в случае с “Самураем Чамплу” это не так. Главных героев сделали необычными и интересными, кроме того, их наделили противоположными характерами: огненный Мугэн, ледяной Дзин и нейтральная Фуу. Думаю, именно благодаря игре контрастов за героями так интересно наблюдать, и они совсем не надоедают.

Мугэн (Mugen) – бродяга-самурай, бывший пират, сам себе на уме. У него нет ни родных, ни близких, поэтому он бесцельно бродит по Японии в поисках пропитания и сильных противников. Его стиль боя сочетает в себе мастерское владение катаной, удары ногами и применение брейк-данса для быстрого перемещения и нанесения ударов. В бою действует импульсивно – сначала рубит, потом думает. Он не встречал равных себе до тех пор, пока не столкнулся с Дзином в забегаловке, в которой работала Фуу. Являясь истинным воплощением свободы, Мугэн делает всё, что вздумается. Он не задумывается о последствиях, для него не существует авторитетов, он верит лишь в своё искусство владения мечом.

Дзин (Jin) – путешествующий по миру ронин, самурай с темным прошлым. Представляет собой полную противоположность Мугэну – Дзин спокоен, утонченен и расчетлив. Он вооружен традиционной катаной и коротким мечом вакидзаси, которыми владеет в совершенстве. Ранее обучался в известной школе самураев, но был вынужден покинуть её. Случайно сталкивается с Мугэном, который без раздумий бросается на Дзина с мечом. С тех пор они хотят убить друг друга, однако их сдерживает обещание, данное Фуу.

Фуу (Fuu) – пятнадцатилетняя смелая девушка, волей судьбы столкнувшаяся с Мугэном и Дзином. Её мать умерла год назад от болезни, а отец оставил семью, когда она была маленькой. Последним, что сказала ей мать, была просьба найти самурая, пахнущего подсолнухами. Однако Фуу боялась отправиться в путь одна. После того, как спасает Дзина и Мугэна от казни, она берет у них обещание, что они помогут ей найти самурая, пахнущего подсолнухами, и до тех пор они прекращают свою вражду. Фуу обладает неимоверным аппетитом, и способна за короткое время растолстеть. У неё есть ручная белка-летяга по имени Момо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий