Якудза (яп. ヤクザ или やくざ), известные также как гокудо (яп. 極道 гокудо) — члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп. В японской юридической терминологии якудза называют «борёкудан» («bōryokudan»), что и означает «силовая группировка». Это название сами якудза расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дни якудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире.
Структура Якудзы.
В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun»), где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «приёмный родитель»). В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга»), где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Отношения оябун-кобун («oyabun-kobun») закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений. Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства.
Однако, после войны якудза снова воспрянули. Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, что якудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многие якудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки. Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом, якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным. Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим/младшим братьям.
В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй. Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката – кумитё, сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант»), а за ним – со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба»).
Читайте также: Японская клавиатура. Как заставить компьютер говорить по-японски?
На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira»), который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляет сятэйгасира (shateigashira). Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.
Аристократические кланы Японии
Япония – это страна, в которой на протяжение многих веков действовали различные кланы, оказывавшие существенное влияние на жизнь общества на всех этапах его развития. Кланы в Японии – это японские аристократические семьи, чьи дома имели большое влияние, в руках членов кланов концентрировалась власть над всем Японским государством либо над его частями. Самым древним родом является годзоку. Им правили старейшины удзигами. Упоминания об этом клане есть в нескольких документах:
- Списки Нихон секи («записанные кистью анналы Японии»);
- Кодзики («Записи о деяниях древности»).
Но годзоку утратили свое влияние и политический статус до начала периода Хэйан, который наступил с 794 по 1185 годы. На смену клана годзоку пришла совершенно новая аристократическая система – кугэ. Но и их власть продолжалась недолго: фактическая власть в конце периода Хэйан уже полностью перешла в руки нескольких влиятельных кланов – самурайских кланов букэ.
Императорский род в Японии – это предполагаемые потомки пяти японских ванов и правителей Ямато. Период их властвования пришелся на период Кофун. Императоры, а также их родственники принципиально не имеют фамилий, но при необходимости японцам следовало называть их «правящим кланом» оси. Также в Японии было четыре прославленных рода:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Японские кланы 410 руб.
- Реферат Японские кланы 220 руб.
- Контрольная работа Японские кланы 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Род Минамото – наиболее известен как Гэндзи. Это целая группа, которая включает в себя несколько кланов времен древней и средневековой Японии. Они происходили от детей императоров, которые были лишены статусов принцев и переведены в разряд подданных. Перевод производился путем предоставления фамилии Минамото (как мы отметили ранее, у самих императоров не могло быть фамилий). Сначала представители клана Минамото имели престижный статус, а также были весьма влиятельной семьей, со временем они все превратились в самураев и выполняли исключительно военные задания. От них происходит 21 ветвь потомков первого императорского дома, среди которых Го-Дайно Гэндзи, Го-Нидзе Гэндзи и многие другие;
- Род Тайра – еще один род, которые более известен как Хейси. Они являются родоначальниками сразу четырех ветвей императорского дома (Камму Хэйси, Коко Хэйси, Монтоку Хэйси и Ниммё Хэйси);
- Род Татибана – представители этого клана являются прямыми потомками принца Нанива-о, который был императорским сыном. При этом, это один из тех кланов, что не имеет никакого отношения к самурайскому роду Татибана, о котором мы писала чуть выше;
- Род Фудзивара – представители этого клана являются потомками Фудзивара-но Каматари. Он был одним из влиятельных политических деятелей, а также яматосским придворным.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Ритуалы Якудзы.
Юбицумэ (yubitsume), или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.
Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.
В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi»). Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой…введённой под кожу пениса. А когда якудза играют друг с другом в карты ойтё-кабу (Oicho-Kabu), они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.
Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ – таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов – Ямагути-гуми и Кокусю-кай.зы.
Читайте также: Что значит сан в японском? что такое сан? значение и смысл
Факты о японской мафии якудза
10. Технически якудза легальна Да, это так, – якудза действует в Японии вполне открыто. Вы можете запросто найти в крупных городах штаб-квартиры этой организации, – на их дверях висят специальные таблички с опознавательным знаком.
Якудза легально управляет бизнес-сетями во многих отраслях – от строительства до порноиндустрии. Мало того, она довольно давно вовлечена и в политику Японии.
Публичные скандалы из-за связей ведущих политиков (в том числе и министров) с мафией происходят в этой стране регулярно, но редко приводят не то что к отставкам, но и даже к ухудшению дальнейшей политической карьеры их фигурантов.
Якудза много лет открыто спонсирует правую Либерально-демократическую партию Японии (во многом благодаря этому ЛДП правит страной с 1955 года почти без перерывов), агитирует население перед выборами за «нужных» кандидатов и т.д. И вообще, японцы давно воспринимают якудза как часть национальной культуры.
9. Это самая многочисленная мафия в мире На данный момент якудза насчитывает более 100 тысяч полноправных членов (не считая мелкой «обслуги» и молодых юношей – «кандидатов на вступление»). Из них в самой Японии действуют примерно 58 тысяч, остальные – за пределами страны.
При этом ещё в конце 1960-х гг. в якудза числилось около 184 тысячи человек, но в последующие десятилетия их количество стало стремительно падать, в 2020 году достигнув низшего показателя за всю новейшую историю – всего 39 тысяч якудза внутри Японии.
Эти спады и подъёмы, конечно же, напрямую связаны как с политическими, так и с экономическими обстоятельствами (так, правительство страны всё-таки пытается время от времени ограничивать баснословные доходы мафии, принимая те или иные законы, затрудняющие её «работу»).
Но в том же 2020 году японские власти узаконили азартные игры, и число якудза снова стало расти, поскольку игорные заведения – настоящая «золотая жила» для бандитов.
Кроме того, якудза – ещё и одна из самых богатых мафий. Так, состояние только одного крупнейшего клана Ямагути-гуми составляет примерно 80 млрд. долларов.
8. У якудза есть базы в Америке Как мы уже упоминали выше, деятельность якудза не ограничивается пределами Японии. Она совершает экспансию не только в соседние азиатские страны, но и в США.
Так, совершенно точно известно, что якудза орудует в Чикаго, Сиэтле, Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе, Нью-Йорке и других городах. Но основная база японской мафии находится на Гавайях, которые используются как «перевалочная станция» для контрабанды наркотиков в США и провоза оружия в обратном направлении.
Правительству Обамы даже пришлось заморозить банковские активы в Америке клана Ямагути-гуми и ввести санкции против нескольких её главарей.
7. Татуировки членов якудза делаются вручную Одно из самых визуально заметных отличий якудза – это замысловатая цветная татуировка по всему телу. Такие татуировки (главные мотивы которых – драконы, горы и женщины) занимают практически всё пространство кожи, кроме кистей рук, ступней ног и чистой полосы от шеи до живота, – чтобы можно было расстегнуть рубашку.
Из-за этой «росписи по телу» якудза обычно носят закрытую одежду, так как у остальных японцев такие «украшения», мягко говоря, не приветствуются.
Татуировки-ирэдзуми делаются, по традиции, с использованием металлических или бамбуковых игл. Хотя электрические инструменты и не запрещаются прямо, они нежелательны: поскольку большая и сложная татуировка весьма болезненна и занимает много времени на изготовление, её наличие означает, что перед вами мужественный человек, способный много часов терпеть сильную боль.
Читайте также: Удзи – Столица зеленого чая в Японии, храм Бёдо-ин (преф. Киото)
Правда, в последнее время члены якудза стали постепенно отказываться от этой многолетней традиции. Законы становятся всё строже, а отношение к бандитам в обществе – всё нетерпимее, а с такими «особыми приметами» во всё тело, само собой, очень трудно затеряться в толпе или хотя бы временно «залечь на дно».
Кстати, жёны якудза (которые обычно не играют никакой роли в их бизнесе, сидят дома и воспитывают детей) тоже делают ирэдзуми – в знак преданности мужьям.
6. Члены якудза отсекают себе части пальцев Ещё одна давняя традиция якудза – юбицумэ, представляющая собой отсекание части пальцев после совершения какого-то серьёзного проступка или ошибки.
Проштрафившийся якудза должен лично отрезать себе фалангу на безымянном пальце или мизинце и преподнести её боссу. Если босс принял этот «подарок», то подчинённый прощён. Если же нет – якудза может ожидать даже смертная казнь.
А произошла эта практика от древнего наказания, которому подвергались игроки, не выплачивавшие карточные долги. Без нескольких пальцев человек не только испытывал повседневные неудобства, но и не мог нормально держать меч, что делало его уязвимым.
В случае с якудза, после юбицумэ бандит становится более зависим от других членов группировки и сокращает собственную деятельность.
В 1993 году в ходе правительственного расследования выяснилось, что более 45% якудза когда-либо «укорачивало» один палец, а 15% делало это неоднократно. И поскольку это тоже отличная «особая примета», то в последние годы юбицумэ как явление становится всё более редким.
Кстати, ещё один интересный факт: когда в Японии показывали британский мульт «Строитель Боб», то главному персонажу, у которого было 4 пальца, пририсовали пятый, чтобы дети не приняли его за якудза.
5. Якудза придумали уникальный вид вымогательства Сокайя – особый вид крупного шантажа, «изобретённый» якудза. А происходит всё так: мафиози покупают акции какого-нибудь большого предприятия в количестве, необходимом для попадания в совет акционеров (кстати, акции могут быть просто выкуплены по дешёвке у других держателей путём элементарного запугивания).
Затем якудза собирают максимальное количество компромата на всё руководство компании и начинают с ним «торги» в стиле «Либо вы платите нам такую-то сумму, либо мы рассказываем на собрании акционеров о том, что…» И, поскольку японцы больше всего на свете боятся «потерять лицо», то этот шантаж часто срабатывает.
К 1982 году сокайя стала настолько распространённой, что правительство издало закон, запрещающий платить якудза за шантаж, но он не очень-то помог…
4. Один из глав клана якудза оказался информатором ФБР Многолетний глава клана Гото-гуми Тадамаса Гото – один из самых легендарных оябунов («глав семьи») якудза. Начав свою «карьеру» в 1972 году как «мальчик на побегушках», он умудрился не только дожить до старости, но и стать одним из самых влиятельных и успешных якудза, и к тому же «выйти сухим из воды», попав в несколько весьма некрасивых историй.
Так, в 2001 году случайно выяснилось, что он несколько лет подряд без зазрения совести «сливал» ФБР своих союзников из других кланов (сорвав, в числе прочего, ряд крупных выгодных сделок).
Зачем? А за тем, чтобы ФБР помогло ему и троим его приближённым якудза организовать операции по пересадке печени в США (в Японии у них с этим были проблемы из-за строгости оформления документов на подобные лечебные процедуры, а въезд в США Гото запретили уже задолго до того).
Дело в том, что серьёзные проблемы с печенью – это, буквально, «профессиональная болезнь» якудза (как из-за образа жизни, так и из-за татуировок, нарушающих потоотделение и блокирующих вывод токсинов через кожу).
Самое удивительное, что после такого разоблачения Гото не просто не понёс никакого наказания, но и остался главой своего клана до 2008 года! В 2008-м он принял сан буддистского священника, но в 2010-м был обвинён по делу об убийстве («подарив» родственникам убитого 1,5 миллиона долларов, Гото снова выкрутился).
Мало того, вскоре после этого бывший оябун ещё и издал автобиографию, в которой раскрыл многие «непубличные» аспекты жизни якудза.
3. Чтобы стать членом Ямагути-гуми, нужно сдать «вступительный экзамен» Мы уже говорили о том, что крупнейшим кланом якудза является Ямагути-гуми (всего же их сейчас – 22). По разным данным, в нём состоит от 25 до 45% общего количества якудза.
Так вот: с 2009 года, чтобы попасть в клан, нужно ответить на вопросы 12-страничного «экзаменационного» теста, определяющего практические знания и навыки претендента.
По заявлению глав клана, этот «экзамен» – попытка убедиться, что новые члены якудза знают законы (которые всё ужесточаются день ото дня), уберечь их от возможных неприятностей и свести потери к минимуму.
Кстати, в лидеры Ямагути-гуми вышел один из самых влиятельных боссов мафии в мировой истории – Кадзуо Таока по прозвищу Кума («Медведь»).
Таока правил кланом 35 лет (с 1946 по 1981 гг.), пройдя путь от беспризорного мальчишки из маленькой деревушки до могущественного оябуна. Он имел настоящий талант к управлению людьми, недюжинные организаторские способности и непреклонную волю, и потому воротил такими деньжищами, что его звали «боссом боссов».
Таока умер от инфаркта в 1981-м, и его место должен был занять другой лидер Ямагути-гуми, но он тоже скончался (от проблем с печенью).
И тогда правление кланом взяла на себя вдова Таока – Фумико. Это был первый случай в истории, когда якудза подчинялись женщине. Вообще же в их рядах представительниц слабого пола очень мало (якудза называют их «оне-сан» – «старшая сестра»).
2. Они иногда помогают своей стране В это трудно поверить, но якудза не раз приходила на помощь жителям разных районов Японии в сложных и опасных ситуациях (порой делая это быстрее, чем правительство страны).
Читайте также: Некоторые японские народные музыкальные инструменты
Так, после разрушительных землетрясений в Кобэ в 1995 году и в Тохоку в 2011-м (где бедствие ещё усугубилось мощным цунами) именно якудза первой предоставила жителям безопасные убежища, помогла с разбором завалов, организовала доставку бесплатной еды и воды и т.д.
Кое-кто посчитал это искренним порывом (мол, якудза, по большей части, являются выходцами из низших слоёв общества, они – изгои и поэтому знают, что такое лишения).
Но у большинства японцев нет иллюзий: во-первых, такая благотворительность – это отличный пиар, после которого полиции будет труднее бороться с мафией (ведь население начнёт считать якудза этакими «робин гудами» – спасителями от бед); а во-вторых, сразу после таких катастроф якудза активно включается в борьбу за правительственные заказы на восстановление разрушенных городов и местечек, – ведь мы помним, что у неё есть целая сеть компаний в строительном бизнесе (в основном, конечно, через подставных лиц), и неплохо «наваривается» на этом.
1. Якудза будут одними из главных получателей выгоды на Олимпиаде-2020 И ещё кое-что о строительном бизнесе якудза. Вы в курсе, что Олимпиада-2020 состоится в Токио? Так вот: её бюджет – не меньше 50 миллиардов долларов.
И уже с 2020 года в японских СМИ регулярно появляются совместные фотографии боссов якудза и членов Олимпийского комитета Японии.
Чем ближе Олимпиада, тем очевидней становится вовлечённость мафии в строительство спортивных объектов, инфраструктуры и т.д. То есть якудза уже получает немалый доход от Олимпиады, и у неё есть время (и возможности) заработать гораздо больше.
История появления и развития якудза.
Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto). Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko), защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений актёры театра Кабуки.
Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся к периоду Эдо. Поскольку в то время клан Тоётоми Хидэёси уже не угрожал власти Токугава, то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.
Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и сельское хозяйство значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а самураев поставило в зависимость от них – «зарплата» самураям выплачивалась в виде натурального продукта – риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины, сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.
Современные якудза, однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные современные якудза себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние – совсем как многие современные банды, – игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный – в том числе и на Западе – фильм Акиры Куросавы «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык).
Исконные типы якудза.
Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya»), которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto»), которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо.
Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча.
Это стало огромным шагом вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только самураи и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас – на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.
Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни якудза всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.
Гурэнтай: якудза после 1945 года.
Как только Япония вступила в эпоху урбанизации и индустриализации, появилась третья группа якудза, получившая название «гурэнтай» («gurentai», 愚連隊), причём это название было получено ещё до начала Второй мировой войны. Подпадают ли гурэнтай под традиционное понятие якудза или нет, это ещё спорный вопрос, но они, вне всякого сомнения, породили группировки якудза другого рода, которые получили название «борёкудан» («bōryokudan») – «силовые группировки». Если вкратце, то гурэнтай – это банда недисциплинированных молодых головорезов, которые устраивают силовые «представления» за деньги. Т.е. воюют за тех, кто больше заплатит. Они часто участвовали в борьбе профсоюзов и других организаций рабочих, что поставило их намного ближе к традиционным японским силовым структурам подполья. В процессе милитаризации Японии некоторые из них стали представлять воинствующее крыло японской политики, известное, как «уёку» (右翼, «правое крыло»), или ультра-националисты.
В отличие от более традиционных якудза уёку не устанавливали своё влияние над какими-либо территориями – они учиняли насилие исключительно в политических целях. Самой известной группировкой уёку перед Второй мировой войной была Кокурю-кай (Kokuryū-kai, 黒龍会) – «Общество Чёрного дракона». Кокурю-кай была секретной ультра-националистической зонтичной организацией (такая организация поддерживает несколько других организаций, работающих в определенной области; или же такое учреждение является представителем объединения (союза) этих организаций и имеет собственное название), членами которой было множество правительственных чиновников и офицеров, а также множество мастеров боевых искусств и обитателей японского подполья, занимавшихся политическим терроризмом и убийствами. Также члены Кокурю-кай предоставляли услуги шпионажа для японских властей и занимались контрабандой, включая торговлю китайским опиумом, проституцией и азартными играми за рубежом – все эти области деятельности поставляли Кокурю-кай как денежные средства, так и информацию. они начали контролировать крупные морские порты и индустрию развлечений.
Самой большой зонтичной группировкой якудза стала Ямагути-гуми (Yamaguchi-gumi), появившаяся в регионе Кансай и владевшая крупной индустрией развлечений в Осаке и не менее крупными морскими портами в Кобэ. Оккупационные силы США пытались бороться с Ямагути-гуми и другими группировками, но напрасно, признав в итоге поражение в 1950 г. Постепенно якудза стали применять огнестрельное оружие и всё больше стали походить на классических западных гангстеров.
На данном этапе и тэкия, и бакуто не ограничивались своими традиционными отраслями деятельности и расширялись в любой области, которую находили выгодной. Гурэнтай в то же время приступили к принятию традиционных ролей тэкия и бакуто, что в итоге привело к столкновению между всеми тремя крупными группами якудза и борьбе за власть и престиж. В 1960-х гг. Ёсио Кодама (Yoshio Kodama), экс-националист, начал договариваться с различными группировками, первыми из которых стала Ямагути-гуми во главе с Казуо Таокой (Kazuo Taoka), Тосэй-кай (Tōsei-kai) во главе с Хисаюки Матии (Hisayuki Machii) и, в конечном счёте, с Инагава-кай (Inagawa-kai). Стычки между отдельными бандами, однако, продолжались.
LiveInternetLiveInternet
Семейный герб в Японии называется «камон» 家紋, стал появляться в конце эпохи Хэйан (12 в.).
С эпохи Эдо (16 в.), семейные гербы могли носить практически все: аристократы, самураи, якудза, ниндзя, священники, актеры, гейши, ремесленники, купцы, свободные крестьяне. Он не являет собой признак родовитости, как принято в Европе, а служит для отличия одних семей от других.
Клан в Японии не обязательно должен состоять из кровных родственников, если в любую отраслевую семью (ниндзя, гейши и т.п.) попадал или покупался ребенок, он становился приемным сыном/дочерью со всеми правами на семейный герб.
Еще одна отличительная особенность, это то, что в семье могли заниматься только одним делом, которое продолжалось из поколения в поколение (отсюда и такое мастерство японцев во всех отраслях) и крайне редко, кто мог пойти против семейного дела, да и нужды особой не было.
Часто герб выбирался по аналогии с видом деятельности или по созвучию фамилии с названием эмблемы или вообще просто так, более твердые рамки существовали только для самураев, которым гербы присваивал сёгун.
Насчитывается около 240 видов гербов в более чем 5000 вариациях (слияние семей порождали новые комбинации). По преданию, первый кто использовал герб для инкрустации одежды был сёгун Ёсимицу Асикага (1358–1408). Эмблемы диаметром от 2 до 4 см наносятся на груди с 2-х сторон, на спине и на каждом рукаве, а могут выступать, и как сплошные узоры на кимоно, это называется «монцуки» 紋付き.
Камон также инкрустировали на оружии, доспехах, на личных вещах и утвари «родственников» отдельно взятой семьи, особенно процветало это мастерство в период Гэнроку, когда шик ставился превыше всего.
С реставрацией Мейдзи, после роспуска самурайского сословия, эта мода медленно пошла на убыль, хотя и не запрещалась, носить гербы стали в основном в императорской семье и семьях аристократов. После них, большую власть в стране имели полицейские кланы и начавшие крепко формироваться семьи якудза.
После 2-й мировой войны, мастерство инкрустации вещей гербами вновь стало традиционным искусством и обрело свою славу в виде эмблем процветающих кампаний, росписей фонарей тёутин у входа в семейные заведения:
И вплоть до обычных брелков/подвесок-талисманов для всех желающих (около 2000 йен=800 руб. это стоит).
Существуют специальные магазины, в которых на заказ украшают одежду посетителей, выбранными ими гербами. Единственный запрещенный для народа узор – это императорская 16-тилепестковая хризантема – желтый герб его высочества – «кику но гомон» 菊の御紋и, иногда еще, солнце, т.к. – этот герб использует флаг государства.
Существует 6 основных разновидностей (ка)монов: растения, животные, оружие и доспехи, религиозные символы, природные явления, схематические философские знаки:
Читайте также: Великое землетрясение Канто: 90% погибших приходилось на Токио и Йокогаму
1.Татибана-мон橘紋 или Тяноми-мон 茶の実紋– листья и цветы мандарина (как настоящий чай) — символ здоровья, бессмертия, мудрости и долголетия. Носили семьи хатамото – личная охрана правящих военачальников.
2.Наши-мон 梨紋 — цветы груши — герб послов. Символ миролюбия и долголетия.
3.Мацу-мон 松紋 – сосновые ветви, иглы, шишки. Символ мужества, выносливости и долголетия. Герб аристократов, позже актеров, гейш и ойран.
4.Риндоу-мон竜胆紋 — горечавка — символ верности, герб аристократов Мураками и Минамото.
5.Хаги-мон 萩紋 – магнолия – символ благородства и настойчивости.
6.Мёга-мон茗荷紋, Гёё-мон杏葉紋– имбирь или листья абрикоса (не различаются) – символ здоровья и долголетия.
7.Тэйдзи-мон丁字紋, Тёудзи-мон 丁子紋, Надэсико-мон 撫子紋 — китайская гвоздика и обычная гвоздика – символ постоянства и верности.
8.Басёу-мон 芭蕉紋, Сюро-мон 棕櫚紋, Дакисюро-мон 抱き棕櫚紋, Яши-мон 椰子紋 — листья пальмы – символ победителей.
9.Мокко-мон木瓜紋, Ури-мон 瓜紋 — цветы дыни – символ выживаемости. Герб клана Ода.
10.Цута-мон 蔦紋 — плющ – символ верности и преданности.
11.Хиираги-мон 柊紋 – листья винограда – символ живучести, плодородия
12.Момо-мон 桃紋 – персик – символ долголетия.
13.Фудзи-мон 藤紋 – глициния – символ здоровья и выносливости.
14.Ботан-мон 牡丹紋 — пион – символ благополучия.
15.Аса-мон麻紋 – конопля – символ верности.
16.Аой-мон葵紋- мальва – символ долговечности, герб клана Токугава и их родственников.
17.Аши-мон 芦紋 – тростник – символ почитания богов
18.Итёу-мон銀杏紋 – Гинкго — символ стойкости и долговечности
19.Инэ-мон 稲紋 – Рис – символ изобилия и долголетия.
20.Умэ-мон 梅紋 – Слива – символ мужества
21.Каэдэ-мон, Момидзи-мон 楓紋 — листья клена
22.Кадзи-мон 梶紋 – листья тутового дерева – символ здоровья, силы и благоразумия
23.Кашива-мон 柏紋 — листья дуба – символ стойкости, смелости.
24.Катабами-мон 片喰紋 – кислица, лесной щавель – символ чистоты, преданности
25.Кикё-мон 桔梗紋 — китайский колокольчик – символ постоянства, ответственности
つづく
(продолжение следует здесь):
Буракумин и корейско-японские якудза.
Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0, 5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей якудза, возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.
Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми. Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.
Человек, который проложил путь для японо-корейцев в японском обществе, был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) – крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения. В то время, как японские якудза были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).
В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам район Гиндза. Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.
В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес- (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.
Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды якудза – Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг. Несмотря на всё вышеописанное, в современной Японии, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.