Существует большое множество традиционных японских кукол. Искусство их изготовления развивалось в Японии с самых древних времен, а наивысшего расцвета достигло в период Эдо, длившегося до 1868 года.
Кокэси (или кокеши) – это традиционные японские куклы, выполненные из дерева
. Они имеют простую цилиндрическую форму. Их роспись включает в себя, как правило, различные вариации на тему растительного орнамента, цветов (хризантем и др.). А в качестве традиционной цветовой гаммы можно выделить такие цвета как красный, черный и желтый.
Появление одного из узнаваемых национальных символов Японии кокэси относят к середине-концу исторического периода Эдо
, когда их предлагали в качестве сувениров всем посетителям лечебных горячих источников в северном регионе Страны восходящего солнца Тохоку. Хотя их изначальное предназначение остается предметом исследований. Существуют предположения, что куклы имели важное духовное значение, обладали целительной силой (и в том числе, дарились детям в качестве оберега здоровья и роста).
Появление традиции
Куклу кокэси начали продавать в качестве сувениров в районах с горячими источниками в середине 19 века. Говорят, что некоторые ремесленники, которые делали деревянную утварь, стали делать из остатков материала деревянные куклы. В былые времена японские фермеры любили наслаждаться водами горячих источников в перерыве между полевыми работами. Таким образом, области горячих источников были местом, где собиралось много людей. Посетители покупали куклы для своих детей и в подарок знакомым. Оттенкам красного, используемым в росписи, приписывалась способность прогонять болезнь. Куклы приобрели репутацию своего рода оберега или талисмана. Они быстро набирали популярность. Техника создания кокэси развивалась, и со временем, куклы стали не просто сувениром, а народным художественным искусством.
Читайте также: Овеянный легендами — самурайский замок в Осаке
Первое предназначение
Изначально деревянные куколки изготавливались в качестве первых игрушек для малышей. Форма кокэси наиболее удобна для захвата маленькими ручками. Игрушки полюбились не только детям, но и посетителям горячих источников, которые покупали их в качестве сувениров. Бытует мнение, что работники источников использовали кокэси в качестве инвентаря, для проведения оздоровительных процедур. Есть и другие версии возникновения ремесла, некоторые из которых, хоть и не находят подтверждения, но по-прежнему будоражат умы исследователей. К одним из таких предположений относится версия о символическом изображении в куклах — детей, ставших жертвой абортов. На эту версию натолкнулись лингвисты, выяснившие, что в японском языке, различные фонетические части слов могут иметь различные значения и соответственно могут быть представлены различными иероглифами, среди которых есть знак «ко», выражающий «ребенок» и «кэси», означающий «стирание» или «устранение». Таким образом, последователи этого толкования полагают, что милые и нежные маленькие куклы, сделанные из дерева, со сферической головой и цилиндрическим телом, могут являться олицетворением детей, убитых при рождении.
Детоубийство не было редкой практикой в сельских районах Японии в эпоху феодализма. Американский историк Томас К. Смит предполагает, что в восемнадцатом, начале девятнадцатого века, такая практика являлась отчаянным поступком в условиях нищеты, в качестве своеобразной формы планирования семьи. В городах и сельских районах страны на правительственном уровне было принято решение об отказе в продаже контрацептивов. Несмотря на официальный запрет абортов, для многих семей, детоубийство являлось необходимостью. Считалось большой неудачей и появление близнецов. Отсутствие ярко выраженных конечностей у кукол, с точки зрения приверженцев этой версии, только подчеркивает способ избавления от младенцев, туго завернутых в лохмотья перед кончиной. Да и японские приведения, представляются существами, лишенными ног. Куклы вырезались, чтобы заменить утрату ребенка.
Согласно другой версии, кокэси вырезались для всех детей при рождении. Считалось, что юная душа будет находиться в кукле, до поры взросления. Став старше, детская душа будет храниться в кукле, а взрослая — жить.
Выставочный зал
Одни специалисты считают, что кокэси в Японии появились еще тысячу лет назад, другие утверждают, что эти деревянные куколки родились во время эпохи Эдо (1630-1867). Вековые традиции изготовления кокэси сохранились в Тохоку, северо-восточном сельскохозяйственном регионе страны, славящемся горячими источниками.
Есть несколько версий возникновения кокэси. Первая версия гласит, что кокэси произошла от ритуальных фигурок, изображавших духов-покровителей. Согласно второй версии прообразом стали деревянные поминальные фигурки. Их устанавливали в домах в память об умерших в младенчестве детях. Есть и более жизнерадостная история. Говорят, в период Эдо в Тохоку приехала супруга сёгуна, страдавшая бесплодием. Она услышала о целебной силе горячих источников, и надеялась с ее помощью излечить свой недуг. Вскоре после этой поездки у нее родилась дочка. В честь этого радостного события местные мастера и изготовили первую куклу кокэси.
Согласно официальной же точке зрения, кокэси, которых мы знаем, возникли в Тохоку, на северо-востоке Японии. Создали их мастера работы по дереву — столяры (кидзия), зарабатывавшие на жизнь изготовлением посуды для домашнего обихода и прочих необходимых в хозяйстве изделий. Куклы стали предлагаться людям, приезжающим отдохнуть на горячих источниках (онсэнах). Владельцы онсэнов использовали кокэси в качестве сувениров-омияги, чтобы таким образом вознаградить постоянных клиентов.
Постепенно кокэси стали популярны. Люди верили, что они помогут собрать хороший урожай, принесут в дом достаток и удачу. Если дети играли с такими куклами, считалось, это обязательно произведет положительное впечатление на богов. Стало принято передавать кокэси в семьях из поколения в поколение.
Называли деревянных кукол в разных регионах страны по-разному. В Фукусима — «кидэко» (ки — деревянный, дэко — тип куклы). В Мияги — «кибоко» (ки-деревянный, боко (хоко) — ползающая кукла). Кокэси — название куклы в Сэндай (ко — маленький, возможно, и деревянный, кэси от кэси-нингё, маленькой куклы из терракоты, которую делали в окрестностях Сэндай). Кокэси, как репрезентативное имя, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров кокэси, общее значение — деревянная маленькая кукла.
Для создания кокэси требуется мастерство. Навыки изготовления должны быть доведены до совершенства, а стиль отточен в рамках установившихся традиций. Все это передается от мастера к ученикам, которыми, зачастую, являются собственные дети. Иногда творческие секреты от своих мужей узнают жены, также становясь со временем мастерами. Родословные династий тщательно документируются, изменения в разработке и стиле кокэси обязательно фиксируются.
Самыми старыми школами кокэси являются Тогатта и Наруко. Их влияние прослеживается в куклах других школ. В наши дни одиннадцать признанных центров представляют «аристократию» кокэси. Всего насчитывается 11 стилей (школ) традиционных кокэси, помимо уже упомянутых, это Цутию, Ядзиро, Сакунами, Ямагата, Кидзияма, Нанбу, Цугару, Дзао, Хидзиори. Названия связаны с горячими источниками, возле которых жили кидзия.
Для изготовления кокэси используется различное дерево. Наиболее популярны вишня, клен, хурма, белый кизил. Тип древесины, ее текстура и цвет влияют на характер изготавливаемой куклы. Обычно заготовка происходит в конце сентября — первой половине октября и в дело идут 15-20-летние деревья. Заготовленную древесину ошкуривают и в течение определенного срока дают ей хорошенько высохнуть. Традиционно это занимает от одного года до пяти лет. После этого дерево пилят на чурбачки необходимой длины, обрезаются излишки и на токарном станке изготавливаются фигурки будущих кокэси. Первые кокэси изготавливались трех размеров — 12, 18 и 24 см. Начиная с периода Тайсё (1912-1926) — ранний Сева (1926-1989), разброс параметров стал куда значительнее. Конструкция традиционной куклы проста: у нее длинное тело цилиндрической формы без рук и ног, увенчанное крупной шарообразной головой. У кокэси одних стилей отдельно вытачивается голова и туловище, у других — полностью вся фигурка. Для традиционных кокэси характерен максимальный лаконизм — отсутствие декоративной резьбы и аскетичная цветовая гамма, ограниченная, как правило, черным, красным и желтым, порой встречается и зеленый цвет. В ряде центров художественных промыслов со временем сформировались локальные особенности росписи кокэси. Например, в местечке Наруко кукол расписывают пышными алыми хризантемами, а в городе Тогатта цилиндрическое тело кокэси обычно покрывают мелким повторяющимся цветочным орнаментом, а нос рисуют в виде перевернутого треугольника. Для кокэси Ядзиро из префектуры Мияги характерно расширение внизу туловища (а иногда, и зауженная талия) и роспись кольцами. В случае, если кокэси создает один мастер, то, как правило, один день посвящается изготовлению фигурки, а второй день — ее росписи. Завершая работу над кокэси, мастер ставит на кукле свою подпись.
Кокэси, изготовленные по традиционным технологиям, называют «дэнто — кокэси». После Второй Мировой войны появились также так называемые «сингата-кокэси» (сингата — новый тип). Мастера этого направления не ограничивают себя рамками традиционных стилей. Материал, форма, роспись зависят только от фантазии создателя.
Благодаря появлению сингата-кокэси, после Второй мировой войны изготовление этих сувениров было фактически поставлено на поток. Стали популярны куклы со сложными и необычными формами тел, нестандартной росписью, более характерными лицами. Одни мастера пошли по пути упрощения формы и усложнения росписи, вытачивая куклу из цельной чурки и сообщая ей форму шара, яйца или палочки. Другие придают кокэси более реалистичные черты, надевая на своих кукол деревянные парики, украшая резьбой или выжиганием их цветастые «кимоно», прикрепляя к фигуркам шляпы, накладные рукава, бантики или серьги (конечно, тоже вырезанные из дерева). Иногда кокэси бывают функциональными — мастера придают вид популярных деревянных куколок таким прозаическим предметам, как солонки, перечницы, баночки для зубочисток. Изготавливают такие куклы не только в Тохоку, но и в других регионах Японии. Авторы сингата чаще живут на окраинах больших городов, а не в сельской местности. Кокэси в данном случае является средством выражения определенной тематики. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно изготавливают куклы самостоятельно. Если красота дэнто-кокэси в воплощенной многовековой традиции, отточенном столетиями мастерстве создания устоявшихся форм и узоров, то ценность сингата-кокэси — в идее, которую они отражают. Можно встретить глиняных, пластмассовых и даже вязаных кукол.
Читайте также: Замок Химэдзи в Японии: архитектурное чудо или пристанище призрака
Особое место среди сингата занимают так называемые творческие или «сосаку-кокэси» (сосаку – оригинальное творческое произведение). Это маленькие произведения искусства, которые отражают определенную тематику и часто исполнены философского смысла. Если традиционные кокэси отражают местный колорит и повторяют черты существующего не одно столетие стиля, то сосаку – представляют собой единственное в своём роде произведение искусства, оригинальный авторский замысел.
Меняется форма кокеси, общий вид, раскраска, но неизменным остается подлинно народная национальная сущность игрушки.
Выставка продлится до 13 марта.
Традиционные и авторские куклы кокэси
В Японии много разновидностей кукол. На первый взгляд они могут казаться одинаковыми, но приглядевшись легко заметить, что каждая из них имеет свой почерк автора, особенности региональной принадлежности. Помимо всего их можно отнести к традиционным ремесленным образцам, так и к авторским образчикам. Традиционные отличаются простым дизайном, круглыми лицами и цилиндрическим телом. Если встречается образец с прической, вырезанной из древесины, значит перед вами образец авторской куклы. Оригинальные изделия производится в регионе Тохоку, который находится на севере страны. Мастер по производству кукол зовётся в Японии «ко зин», где первое слово означает выполнение работы с помощью инструментов, а второе – человек. Формы и узоры различаются в зависимости от области, в которой была сделана кукла. Секреты ремесла передаются от мастера ученикам.
Виды кукол
Наибольшего размаха производство таких сувениров достигло к концу Второй мировой войны. Кокэси обрели всевозможные формы и расписывались в различных стилях. На сегодняшний день насчитывается 11 видов таких кукол, по каждому из которых можно определить, в какой местности изготовлен талисман.
Примечательно, что первые куклы не раскрашивались. Однако сегодня можно встретить много авторских кокэси, имеющих философский смысл и носящих красивые имена – «Весенний цветок», «Сердце» и другие. Привлекательно выглядит целая композиция под названием «Медитация», состоящая из трех отрешенных фигурок «Не вижу», «Не слышу» и «Не говорю».
Помимо этого, есть кокэси, расписанные в стиле популярных мультфильмов или приуроченные к знаковым событиям, например свадьбе или рождению ребенка.
Современные мастера раскрашивают кукол вручную, нанося на них цветочные орнаменты и узоры, символизирующие любовь и удачу. Лица расписывают простыми незамысловатыми линиями, что символизирует стремление мастера к совершенству.
На нашем сайте каждый может приобрести деревянные заготовки оптом кокэси и создать своими руками уникальный талисман, который можно преподнести в дар родным и близким в знак любви или дружбы.
ООО Анима
Другие статьи о деревянных изделиях
- Оптовые цены на деревянные заготовки
Информация для оптовых покупателей Наша токарная мастерская изготавливает заготовки в ассортименте и на заказ по… - Купить деревянные заготовки Деревянные заготовки Купить деревянные заготовки под роспись: Матрешки, пасхальные яйца, браслеты, шары цельные, доски для…
- Деревянные заготовки для творчества Творчество и деревянные заготовки это и изготовление деревянных заготовок и резьба по дереву и стихотворное…
Школы традиционной куклы кокэси
Сегодня сохранилось одиннадцать школ традиционной куклы кокэси. Каждая школа имеет свои характерные формы и узоры, которые отражают культуру области, которую они представляют. Школа Тсучию в префектуре Фукусима, школы Язиро, Сакунами, Наруку и Тогатта в префектуре Мияги, Ямагата, Хизиори и Зао в Ямагате, Кизияма в префектуре Акита, Нанбу в Иватэ и Цугару в префектуре Аомори. Традиция школы передается членам семьи, реже подмастерьям. Мастер долго осваивает и совершенствует навыки. В производстве в равной степени участвуют мужчины и женщины. Большинство современных ремесленников принадлежат к возрастной группе от 50 до 65 лет.
Источники
- ↑ 12
[www.dollsofjapan.co.uk/kokeshi-doll.html История японских деревянных кукол кокэси] (англ.) - [www.kunstkamera.ru/exhibitions/exhibition_on_museum/arhiv_vystavok/the_worldof_kokeshi_dolls/ Мир кокэси: деревянные куклы Японии] на сайте Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
- [www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2498-art-24.html Японская игрушка — от древности до наших дней] — статья на сайте газеты Санкт-Петербургские Ведомости
- [www.dollsofjapan.co.uk/traditional-kokeshi-doll.html Традиционные японские куклы кокэси] (англ.)
- [www.radio.cz/ru/statja/38769 Японские традиционные куклы кокеши гостят в Брно] на сайте [www.radio.cz/ru/ Radio Praha]
- [www.zeka.ru/exhibits/articles/matryoshka/ Статья «What „matryoshka»?»] на сайте [t[txt.grani.ru/about.html Грани. Ру]li>
Золотой век кокэси
В начале 20 века изготовление кукол получило мощный толчок к развитию. Это заслуга стремительной индустриализации Японии. Регионы, славящиеся своими горячими источниками, принимали все больше и больше отдыхающих, каждый из которых увозил с собой сувенир. Однако после «золотого века» кокэси, последовал спад производства, из-за популяризации таких материалов, как олово и целлулоид. Интерес к исконному промыслу снизился.
В 1928 году вышла в свет первая книга, посвященная изучению этого ремесленного промысла. Ее написал японский исследователь Амае Томия.
Отрывок, характеризующий Кокэси
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит. – Да она и не любит меня, – сказала Наташа. – Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна. – Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться. – Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ. Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи. Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать. «Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней. Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [[Дорогая княжна,]ыстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры. После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем. «Отчего же бы это не могло быть вместе? иногда, в совершенном затмении, думала она. Тогда только я бы была совсем счастлива, а теперь я должна выбрать и ни без одного из обоих я не могу быть счастлива. Одно, думала она, сказать то, что было князю Андрею или скрыть – одинаково невозможно. А с этим ничего не испорчено. Но неужели расстаться навсегда с этим счастьем любви князя Андрея, которым я жила так долго?» – Барышня, – шопотом с таинственным видом сказала девушка, входя в комнату. – Мне один человек велел передать. Девушка подала письмо. – Только ради Христа, – говорила еще девушка, когда Наташа, не думая, механическим движением сломала печать и читала любовное письмо Анатоля, из которого она, не понимая ни слова, понимала только одно – что это письмо было от него, от того человека, которого она любит. «Да она любит, иначе разве могло бы случиться то, что случилось? Разве могло бы быть в ее руке любовное письмо от него?»
Читайте также: Сотни гравюр укиё-э от японских мастеров 19-го века выложили в свободный доступ
Технология изготовления
Начинается изготовление куклы с поиска подходящей древесины. Мастер заготавливает древесину, складывает на просушку. После сушки древесину режут на куски, заданной длины, срезают лишний верхний слой, чтобы заготовка подошла для токарного станка. Этот труд требует физической силы и умственной концентрации, крепкой руки и зоркого глаза.
Мастера считают, что чем старше дерево, тем более «зрелая древесина», а стало быть краски лягут основательнее. Найдя заготовку, мастер закрепляет ее на токарном станке. В былые времена использовался ручной станок. Сначала придается форма голове, затем она полируется. С помощью кисти наносится рисунок волос. Раскрашивание происходит ещё во время вращения. Умелому мастеру достаточно лишь прикоснуться кистью к голове и вот, желанный орнамент уже готов. Далее идет изготовление туловища. Прикрепив другую болванку, из-под большого резца появляется тело. Более тонкими резцами вырезаются детали. После чего, сверлится отверстие в верхней части, в которое будет вставляться голова. Тщательно отполировав деталь, мастер приступает к ее преображению с помощью красок. Самой сложной задачей считается финальная сборка куколки. Мастера соединяют детали, используя возможности сухого фрикционного трения. Финальным штрихом является нанесение рисунка на лицо. Ошибиться на данном этапе — значит загубить все предыдущие усилия.
Краски и кисти
Украшение поверхности осуществляется с помощью традиционной японской кисти с использованием черных чернил, которые ремесленники готовят вручную, из пигмента и водной основы. Преобладающими цветами, используемыми в росписи, являются: красный, зеленый, фиолетовый и желтый. Синий не используется, так как считается холодным цветом. В отличие от синего, красный рассматривается как благоприятный, оберегающий теплый цвет. Наиболее часто он применяется на северо-востоке Японии с холодным зимним климатом, отягощенным частыми обильными снегопадами. Поскольку применяется краска на водной основе, необходимо держать изделия вдали от влаги и солнца. В противном случае цвета действительно исчезают: зеленый выцветает первым, красный и черный пропадают за ним.
Древесина
Различные мастера предпочитают использовать в работе разные породы дерева. Одним из наиболее популярных пород древесины является сакура, не менее востребован клен, в ход идет и хурма, и кизил, и груша. Древесина, используемая при изготовлении влияет на характер изделия. Так мастера добиваются разнообразных базовых оттенков. Структура древесины проявляется в конечной работе. Куклы, сделанные из сакуры темнее, а из японского клена получаются практически невесомые игрушки. Кизил очень популярен из-за своей мягкости и податливости. Первые традиционные куклы были выполнены именно из этой древесины, так как применяемый на заре ремесла ручной токарный станок легче справлялся с работой.
Традиционная роспись
Для каждого из одиннадцати регионов характерна уникальная роспись. Так для региона Тогатта сначала на токарном станке проводятся две линии по 6 миллиметров снизу туловища, и две линии в районе плеч, после чего изделие окончательно отшлифовывают. Сняв со станка, мастер наносит цветочные орнаменты. Первыми появляются контуры красных хризантем на туловище. Роспись проводится снизу с левой половинки. Завершив, мастер переворачивает куклу головой вниз и наносит рисунок на правую часть. Сменив цвет, в той же очередности рисунок дополняется листьями. На обратной стороне игрушки художник нарисует ирис, пион или цветущую сакуру. Красные цветы и зеленые листья будут раскрашены в той же последовательности, что и цветы на лицевой стороне куклы.
В Язиро, после полировки, кукла остается на токарном станке и линии рисуются кистью во время вращения. Затем голова прикрепляется к телу, и на токарном станке окрашивается верхняя часть головы в фиолетовый, зеленый, красный и желтый цвет. Комбинация и порядок цветов зависит от ремесленника. Сняв изделие со станка наносится сначала правая бровь, а затем левая, затем правое верхнее веко справа налево, а затем левое. После этого художник в два приема рисует нос, верхнюю губу, затем нижнюю. Некоторые ремесленники дополняют лицо, прорисовывая щеки. Контуры кимоно рисуют красными чернилами, начиная с воротника, заканчивая запахом.
Кукол из Сакунами сначала окрашивают на токарном станке толстыми и тонкими красными и зелеными линиями. У некоторых кукол есть только цветные линии, у других только рельефные украшения. Обычно более половины тела покрывают токарными линиями, а цветочные орнаменты рисуются только на центральной части. Сначала рисуют цветы, затем фиолетовые и зеленые листья.
В школе Хизиори линии токарного станка окрашиваются на отшлифованном теле широкими красными или зелеными линиями в сочетании с двухцветными тонкими линиями. Некоторые ремесленники окрашивают тело кокэси желтым. Затем игрушка покрывается хризантемами, выполненными свободными и мягкими прикосновениями.
Для школы Наруку характерно нанесений линии на неподвижный корпус. Первые толстые красные линии наносятся на нижнюю часть кимоно, а затем тонкие линии завершают отделку. После наносятся полосы на плечи. Далее художник использует зеленую краску подобным же образом. Нанесение цветочного орнамента проводится на неподвижной заготовке.
Подобно росписи тела, есть и принятые в каждой школе штрихи для окончательной прорисовки волос. Мастера делают около тридцати кукол в неделю. Эти показатели во времена повышенного спроса могли достигать дюжины в день. Старинные игрушки кокэси считаются антиквариатом. Их стоимость может составлять тысячи долларов.