У этого термина существуют и другие значения, см. Васи (значения).
Каллиграфия на бумаге васи
Васи
(яп. 和紙) — традиционная японская бумага. Производится из волокон коры гампи (так называется несколько видов викстремии), эджвортии золотистоцветковой (
Edgeworthia chrysantha
, в Японии называется мицуматой) или бруссонетии бумажной. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы[1][2]. Часто её ошибочно называют «рисовая бумага».
Отличается высоким качеством: прочностью (практически невозможно порвать руками), белым цветом, а также характерной неровной структурой.
Читайте также: Япония от А до Я. Энциклопедия. Скульптура
Использовалась для письма, оригами, оклеивания раздвижных дверей в традиционных японских домах (сёдзи
), из неё делали одежду, украшения миокури (яп. 見送り) (или «васи-кандзаси») для дебюта учениц гейш, трафареты для окрашивания тканей, и не только. Сейчас используется, в основном, для японской каллиграфии.
Во время Второй Мировой Войны из васи изготовлялись оболочки трансконтинентальных аэростатов-бомбардировщиков «фусэмбакудан», запускаемых через Тихий Океан на территорию США с помощью струйных течений.
В 2014 году васи стала одним из объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[3].
Слоны и Моська
Цель Ямасаки — к середине 2030-х годов превратить свое предприятие в компанию, приносящую 1 триллион йен дохода в год. Ямасаки планирует скупить или управлять сотней или более заводов по всему миру в богатых известняком и бедных водой регионах, таких как Марокко и Калифорния. Однако предстоит долгий путь.
Продукция из пластика Limex и бумаги Limex. Фото: Томохиро Осуми / Bloomberg.
«Бумага дешева и ее трудно продавать, — говорит Ясухиро Накада, аналитик в Mitsubishi UFJ Morgan Stanley Securities Co., в чью сферу интересов входит в том числе бумажная продукция. — Производство бумаги из древесной стружки предполагает высадку деревьев, поэтому я не знаю, насколько привлекательно это будет с точки зрения экологии».
В настоящее время в TBM работает около 80 сотрудников и в этом году компания ожидает получить 1 млрд йен дохода — крупица в доходах крупнейших японских производителей бумаги. Ямасаки описывает ситуацию как «Слоны и Моська». Его следующий шаг — завод в Японии мощностью 30 тысяч тонн в год к 2020 году.
Источник.
Техники японской каллиграфии
Как мы уже говорили, ранняя японская каллиграфия возникла из китайской каллиграфии, поэтому многие из принципов и методов очень похожи. Основные стили сёдо:
Иероглифы печати Чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII—III веках до н. э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.
Существует два его основных варианта: «большая печать» дачжуань) и «малая печать.
Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
Читайте также: От Садако Ямамуры до Самары Морган: краткая история девочки с черными волосами
Лишу, официальное письмо — стиль китайского письма, иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.
Этот стиль письма возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань. Лишу был гораздо
позволял экономить время.
Данный стиль отличается квадратной конфигурацией иероглифов, характерной жёсткостью структуры иероглифов и строгой перпендикулярностью горизонтальных и вертикальных черт. Также, в связи с экономией места на бамбуковых пластинках, здесь преобладает широта иероглифа над его длиной.
Стиль лишу сыграл немаловажную роль в развитии образования и науки в Китае.
Кайшу (kǎishū), уста́вное письмо. Этот стиль письма возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг расцвета в эпоху династии Тан (618—907). Стиль был направлен в сторону более стандартного написания иероглифов.
Благодаря тому, что кайшу был еще более удобным по сравнению с лишу, стиль стал популярен и получил широкое распространение.
Синшу (Xíngshū), «бегущий стиль» — исторический стиль китайской каллиграфии, имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом. Кисть почти не отрывают от бумаги. Это самый молодой из стилей, произошедший из кайшу.
Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.
Цаошу (cǎoshū) «быстрое письмо» — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов.
Этому стилю присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и в следствии этого писать становится гораздо быстрее, чем другими стилями. Но такие тексты трудно читать для тех, кто не знаком с цаошу. Данный стиль существует в основном как вид стенографического письма или каллиграфического стиля. Люди, которые могут читать стандартные или печатные формы китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.
Эдомодзи — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.
Ханджи корейская бумага
Веками китайцы ревностно оберегали секрет бумаги. Тайну ее изготовления здесь возвели в ранг государственного секрета. Всякого, кто осмеливался рассказать иностранцу о том, из чего сделан новый материал для письма, задерживали слуги китайского императора. За разговоры на эту тему полагалась смертная казнь. Даже представители сопредельных стран долго не могли раскрыть технологию китайских мастеров.
Историческое путешествие бумаги
Распространению информации наверняка мешал не столько строгий запрет сверху, сколько неоднородность в развитии, географическая и культурная отчужденность народов. Так или иначе, тайна стала явью сначала для тех, кто жил на Великом шелковом пути. В культуре народов Центральной Азии, прежде всего уйгуров, бумага появилась уже в III веке.
Читайте также: Японская хризантема: описание, особенности выращивания и размножения, фото
Один день из жизни японских ремесленников, владеющих старинными секретами изготовления бумаги ручным способом. Фоторепортаж середины XX века
Вскоре в святая святых бумагоделательного производства проникли корейцы. Есть версия, что жители Корейского полуострова переняли секрет у китайских переселенцев. Доказательством служит обнаруженная в 1931 году в захоронении Чхехепчхон (провинция Южный Пхенан) шкатулка с кистями, красками и обрывком бумаги. Трудно утверждать, что это первая корейская бумага, в шкатулке нашли разбухший от влаги ком. Исторически задокументировано, что в 285 году одно из трех древних корейских государств Пэкче даровало правителю Японии книгу по китайской письменности и каллиграфии «Пособие из 1 000 иероглифов», составленное Чу Хынса. Появление бумажного производства в Корее подтверждается и тем, что в III-IV веках там осело много беженцев из Китая, спасавшихся от феодальной междоусобицы. Развитие бумажного дела могло начаться под влиянием тех из них, кто владел этим искусством. Древнее корейское общество освоило конфуцианство, развитие образования требовало много материалов для письма. На севере Кореи плохо росли тутовые деревья, поэтому в качестве сырья использовали конопляную пеньку. На юге растили шелковицу, получая волокно высочайшего качества. Древние столицы корейских государств Когуре, Пэкче и Силла стали центрами бумажного ремесла, а жившие там аристократы главными потребителями.
Ханджи
После VIII века корейские мастера усовершенствовали технологию, широко использовали химическую варку и отбеливание. Такая бумага получалась однородной по структуре, чем выгодно отличалась от китайских аналогов. Находка внутри статуи Будды в монастыре Пульгукса свитка буддийской сутры «Мугучонгвандэтара-ниген», датированная 751 годом, также свидетельствует о выработке бумаги в Корее.
В Стране утренней свежести зародилось производство ханджи, что переводится как «традиционная бумага». Ее изготовление объявили государственной монополией. Мастерские и мастеров, которые занимали высокое положение в обществе, внесли в государственный реестр, всю продукцию те сдавали государству. Население платило «бумажную» подать. Так феодальные власти формировали «бумажную» политику, направленную на стимулирование и контроль над получением ханджи в Корее.
Цветная ханджи
На бумаге писали буддистские, медицинские, исторические тексты, использовали ее как материал для печати денег, широко применяли в производстве вееров и зонтов, дарили по торжественным поводам.
Фоторепортаж середины XX века
«Холст хранится пятьсот лет, а бумага тысячу», гласит корейская половица. Хан-джи долговечна, прочна выдерживает вес человека средней комплекции. Этот экологически чистый, дышащий материал не хуже одежды из хлопка хранил тепло, отлично заменял дверные полотна и оконное стекло, пропуская мягкий солнечный свет. Уютная ханджи часть многовековой истории и культуры корейского народа, один из символов корейской нации. На ханджи писали исторические документы. Вследствие ее прочности многие из них дошли до наших дней. Она пользовалась успехом у художников и каллиграфов.
Обучение грамоте в Корее конца XIX века
Так началось триумфальное путешествие бумаги по планете, изменившее жизнь стран, где организовали кустарное, а позднее промышленное производство этого незаменимого товара, ставшего «хлебом» мировой культуры.
Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии
В древности люди должны были сами делать свои собственные инструменты, чтобы практиковать Сёдо, но в настоящее время всё изменилось. Сейчас можно найти все необходимые аксессуары в нашем магазине.
Современные технологии позволяют заказать все необходимое онлайн, и через короткий промежуток времени вы можете пробовать свои силы в японской каллиграфии.
Теперь давайте рассмотрим, из чего именно должен состоять набор для каллиграфии Сёдо.
Четыре самых основных инструмента были в совокупности названы четырьмя сокровищами ученого:
Итак, первое сокровище – Кисть — как правило изготавливали из шерсти животных… или из волос маленьких детей (поговаривали, что такие кисти приносили удачу на императорских экзаменах).
Современные кисти изготавливаются в основном из шерсти козы, волка, кролика, ласки или комбинируя их.
Волосы кропотливо сортируются по мягкости, твердости, толщине и длине. Настоящие, профессиональные кисти собираются вручную.
Различные кисти используются для разных стилей каллиграфии и письма.
Бумага Васи (和紙, washi) — японская бумага. Изготавливается из волокон коры дерева гампи в течении длительного и сложного процесса. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.
Бумага васи характеризуется неровной структурой и белым цветом.
Так же эта бумага настолько прочная, что ее использовали для изготовления различных предметов повседневного обихода, таких как одежда, предметов домашнего обихода, игрушек, а также одеяний и ритуальных предметов для священников и статуй Будды. А во время Второй Мировой Войны из бумаги васи изготовлялись оболочки аэростатов-бомбардировщиков, запускаемых через Тихий Океан на территорию США.
Сейчас васи используется, в основном, для японской каллиграфии.
Третья драгоценность ученого – Тушь. В японской каллиграфии и живописи традиционно используют твердую сухую тушь.
Тушь изготавливают в основном из сажи и животного клея, иногда с добавлением благовоний.
Для того чтобы сделать тушь, необходимо растереть тушечный брусочек, смешать с небольшим количеством воды, чтобы получилась темная жидкость. Художники и каллиграфы могут варьировать концентрацию полученной туши в зависимости от своих предпочтений путем уменьшения или увеличения количества сухой туши или воды.
Тушечный камень (тушечница) — четвертая драгоценность ученого, его используют для растирания твердой туши.
Несмотря на название «тушечный камень» , тушечницы могут быть изготовлены из материалов, отличных от камня, таких как фарфор, металл, дерево и т.д. В знатных домах можно было встретить очень дорогие приборы, сделанные из хрусталя, нефрита, различных драгоценных камней, золота и серебра.