Государственный строй в странах Востока в конце XVIII в.

Начало 18 века

Первые данные об истории Японии этого периода историки черпают из записей мореплавателей и торговцев. Самыми ценными для исторической науки считаются записки Дж. Харди – английского торговца и писателя. Он писал: «Мы увидели страну необычайной красоты с высокоразвитой культурой. Она обладала сильной армией и национальной идеей, однако, в сфере экономики уже начали прослеживаться первые проблемы: народ был беден, правящая верхушка купалась в золоте. Япония в 18 век.».

Первая попытка справиться с нестабильным социально-экономическим положением страны принадлежит сегуну Ёсимунэ (1716-1745 гг.). Он вошел в историю, как автор реформ Кёхб:

  • Административная реформа. Администрацию сегун решил оставить без изменений. Верховный владыка приказал заменить около 80% состава администрации, сделав ее более гражданской (уволил самураев и даймё).
  • Финансовая реформа. Появилась должность министра финансов. Ответственный человек контролировал финансовую деятельность городских магистратов и бакуфу. В обязанности министра финансов также входило поиски схем по улучшению структуры управления.
  • Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.
  • Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную казнь. Кроме этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего ближнего морали и честности.
  • Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ сократил количество гокэнин и хатамото (местных управленцев, которые находились на пособии государства).
  • Приказал увеличит площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие рисовые поля. Такая политика позволила навсегда избавиться от проблем с продовольствием и заложила фундамент для открытия Японии.

Общая характеристика стран Востока

Страны Востока в конце XVIII века продолжали оставаться феодальными государствами с традиционным укладом. В то время, когда страны Запада переживали промышленную революцию, страны Востока заботились о консервации существующих порядков. Западные государства искали новые рынка сбыта продукции и проникали в восточные страны. Стараясь защититься от чрезмерного иностранного влияния, страны Востока прершли к политике самоизоляции.
Замечание 1

Япония, Китай и Корея оставались классическими монархиями. Правители этих государств считали, что они – центр мира – и находятся на вершине общественного развития. Поэтому восточные монархи требовали от европейских стран почтения и поклонения. Политику изоляционизма они направили на то, чтобы сохранить независимость от внешнего мира.

Читайте также:  О Мемориале Мира в Хиросиме: память японцев о 1945

Развитие культуры и науки

Сёгун Ёсимунэ не оставил без внимания и науку. Он всячески способствовал ее развитию. Например, в 1742 году он разрешил ввозить в Японию европейские книги по естественным и прикладным наукам. В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев (преимущественно голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого, при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать отечественные знания с математики, астрономии и медицины. Стоит отметить, что в остальных сферах культура Японии оставалась консервативной.

Таким образом, культурная история Японии 18 век оставалась на том же уровне, что и в 17 веке – продолжалась усовершенствоваться национальная идея, укреплялся буддизм и синтоизм. Иностранная культура и обычаи воспринимались рядовыми японцами как чужие и странные. Японская культура обозначенного периода оставалась глубоко консервативной в театре, музыке, рисовании и философии. В культуре продолжали использовать старые мотивы, стили и схемы.

Японский финансовый пузырь

Прекращение «чуда» относят к 1985 году, когда Япония подписала знаменитые Плаза-соглашения (по имени отеля, в котором они подписаны), в результате которых йена выросла в 1,5 раза, а темп экономического роста в Японии упал с 8% до 2%.

Во второй половине 1980-х годов финансовая дерегуляция, эйфория относительно перспектив экономики и монетарное ослабление, проведенное Банком Японии, вкупе с большими сбережениями привели к агрессивной спекуляции на фондовом рынке и рынке недвижимости. Фондовый индекс Nikkei 225 достиг своего исторического максимума 29 декабря 1989 года, составив на закрытии 38 915,87 пунктов. Плюс к тому, банки стали выдавать более рискованные кредиты.

В конце 1989 года Министерство финансов, приняв во внимание неустойчивость финансового пузыря, резко подняло процентные ставки. Пузырь лопнул, последовал массивный крах на фондовом рынке, вслед за ним долговой кризис, что, в свою очередь привело к кризису в банковском секторе.

В начале 1990-х высокая стоимость земли и исключительно низкие процентные ставки привели к кратковременному улучшению, когда кредит был очень дешев и доступен. Это привело к массовым заимствованиям, доходы от которых были инвестированы в отечественные и зарубежные акции и ценные бумаги.

В конце концов началась волна консолидации, в результате чего в Японии осталось только четыре национальных банка. Ситуация критическая для долгосрочной экономической перспективы, поскольку японские фирмы были обременены огромными долгами, что сказывалось как на их привлекательности для капиталовложений, так и на способности получить кредит. Даже в настоящее время официальная процентная ставка составляет 0,1%. Многие заемщики обращаются к ростовщикам для получения кредита.

Значительными темпами начала расти безработица:

  • на протяжении 1970—1980-х годов её уровень колебался в пределах 2—2,8%;
  • в 1990-х годах показатель чуть превысил 3%;
  • к 2011 году он составлял 4,9%.

Экономический пузырь в Японии с 1986 по 1991 год, характеризовался полной остановкой экономического роста, многократным ростом цен на рынке недвижимости и фондовом рынке. Сдувание пузыря продолжалось более десяти лет, фондовый рынок достиг дна в 2003 году, но впоследствии опустился до нового минимума в 2009 году в результате мирового финансового кризиса. Следствием сдувания пузыря стал продолжительный период экономической стагнации, называемый «потерянное десятилетие».

Япония во второй половине 18 века

В этот период в Стране восходящего солнца начали четко прослеживаться нараставшие в течение нескольких веков противоречия в социуме. Проникновение на территорию Японии европейских книг способствовало развитию мобильности населения и структурным изменениям в городе.

Вторая половина 18 столетия запомнилась японцам стихийными бедствиями: землетрясениями, ураганами и двумя засухами в 1770 и 1771 годах. В стране начался голод, от которого погибло несколько сот тысяч японцев. В 1772 году список бедствий дополнился большим пожаром, а в 1773 году началась эпидемия тифа, которая унесла за собой 140 тыс. жизней.

Стихийные бедствия негативно сказались на поступлениях в казну. Правительство попыталось залатать дыры за счет увеличения налогов. Заметных успехов в этом деле добился Танума Окицугу, который ввел политику меркантилизма. Он ввел жесткий контроль за поступавшими и тратившимися государственными деньгами. Сегун понимал, что другим важным источником пополнения казны является торговля, поэтому дал добро на создание торговых объединений, которые быстро начали трансформироваться в монополии.

Япония конца 18 века почти полностью утратила монархический строй. Власть правителя стала номинальной. Внутриполитическая власть сконцентрировалась в руках бюрократов. Всеми делами в государстве начали заведовать государственные советники – рбдзю.

Потерянное десятилетие

Период «застоя» в экономике Японии после коллапса японского финансового пузыря первоначально включал период с 1991 по 2000 год, но в последнее время также включается промежуток с 2001 по 2010 год, поэтому весь период 1990-х и 2000-х годов называют «потерянные десятилетия» или «потерянные годы».

Читайте также:  Как научиться каллиграфии? Русская каллиграфия. Курсы каллиграфии

«Индекс Nikkei Токийской фондовой биржи, отражающий котировки ценных бумаг 225 ведущих компаний Японии, до сих пор составляет меньше половины тогдашнего показателя», — указывает «Синьхуа» в январе 2013 года, отмечая, что в настоящее время «японская экономика характеризуется большим объемом долгов, низким уровнем сбережений и пассивным торговым балансом, а потому ей грозит третье десятилетие спада».

Социально-экономическая жизнь Японии в 17-18 вв.

Социально-экономическая жизнь Японии в 17-18 вв.

Особенности феодального строя Японии в Новое время

1) расширение контактов между странами, но нарастали различия в темпах и уровне развития

2) феодальный строй стадиально не совпадал в сравнении с обществами, территориально близкими японским островам

3) ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА

4) XVII в. – период восходящего развития феодализма. В Японии самый высокоорганизованный феодальный строй из государств Азии. Основа – крестьянское хозяйство. У крестьянина – заинтересованность в хозяйственной деятельности (4 части урожая — феодалу, 6 – земледельцу). Рост числа культур. Новые типы удобрений. Поливное земледелие Þ укрепление экономического положения крестьянского хозяйства. Этому помогает и общинная организация.

НО такая ситуация вызвала у феодальной знати желание добиться большей управляемости земледельцами. Это стремление выразилось в т.н. «охоте за мечами

» (изъятие оружия у крестьянских семей) в период правления Тоётоми Хидэёси (1536-1598). «ОзМ» должна была способствовать укреплению паразитического существования самурайского сословия за счет крестьянства.

С начала XVIII в. – рост крестьянских восстаний. Экономические силы страны парализованы.

Ещё в 1598 г. Хидэёси создал высший орган центральной власти из пяти тайро – главных министров. Один из министров, Токугава Иэясу, отбросил видимость лояльности к наследнику и развернул военные действия.

1600 г. – одержал победу. В его руках – полнота власти.

1603 г. – взял себе титул сёгуна.

Начало новой династии в Японии, Токугава

(1603-1867).

Читайте также:  Читать онлайн Бабочки полёт: Японские трёхстишия. Группа авторов.

В это время в Японии – около 260 крупных и мелких княжеств. 18 млн. чел., 80% — крестьяне. Социальная иерархия = си-но-ко-сё.

Си — самурайство, но — крестьянство, ко — ремесленники, сё — торговцы.

Сословие си – неоднородное. Верхушка – сёгун + окружение.

Микадо (титул императора) – только религиозно-церимониальные функции.

Знать при дворе микадо не имела земель Þ не была экономической силой. Жалование получала рисом.

Сёгун обладал реальной властью, а император был живым богом и царствовал, но не управлял. (Его почитание связано с синтоизмом – религиозным культом).

Феодальные княжества = основа административно-хозяйственного устройства.

Князья – в зависимости от дома Токугава. Делились по доходам. Доходы измеряются рисом. Минимимальный доход – 10.000 коку риса в год (x 160 кг). Всего в стране в год собирали 11.000.000 коку, из них 1/3 принадлежала дому Токугава.

Самые богатые князья получали в год 1.000.000 или даже чуть больше коку риса.

Класс феодалов составлял 10% населения. Число самураев сокращается.

Крупные князья – даймё – переселяли крестьян-ленников с земель и переводили их на рисовый паёк.

Основная форма землепользования – аренда. Господствующая форма повинностей – феодальная рента (оброк), иногда – денежный. Отработочная рента не получила распространения, лишь в форме помощи феодалам – ремонт в помещении, заготовка топлива, ремонт дорог и т.д.

Земли – как государственные (сёгунские), так и частные – князья, храмы, монастыри.

Крестьяне – самостоятельные хозяйства на правах наследственного держания.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА – ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА.

Феодал не мог купить или продать крестьянина, но личная зависимость существовала.

Города (Эда, Осака, Киото, Нагойя, Нагасаки и пр.) – центр ремесла и торговли.

Эда в начале строилась как столица. Свозились камни для строительства замков. Задействовались суда. в Эда и Киото жили до 500.000 чел.

Иностранцы пытались укрепить свое влияние в стране. Князей, принявших христианство, они старались использовать для проникновения в гос. аппарат, а христиан в XVII в. было уже 700.000. Токугавское правительство = указ о запрещении миссионерской деятельности. Несколько христиан казнили, а в 1614 г. безоговорочно запретили любую религию, кроме синтаизма.

1636 г. – под страхом смертной казни японцам-торговцам запрещали покидать территорию корабля, пригодного для дальних плаваний, а миссионерам запретили их деятельность. Был введен запрет покидать территорию страны под страхом смертной казни.

Иностранные купцы могли заниматься только торговли и не имели права вести миссионерскую деятельность.

1637 г. – около Нагасаки – крестьянское восстание. Причина – притеснение дай-мё.

У крестьян оружие, которое они получили от миссионеров. Поэтому у восстания религиозная окраска.

Сёгуны обратились к голландцам и те помогли подавить восстание, т.к. бомбили территорию Японии с моря.

После этого восстания сёгунат официально закрыл страну для иностранцев.

Читайте также:  Интерьерные картины в японском стиле — делаем сами (+супер фото!)

1638 г. – из страны высланы все португальцы и испанцы. Послабления – только для голландцев (они кальвинисты, а не католики, менее наступательные, менее агрессивные).

После закрытия страны под контроль государства поставлена деятельность всех буддийских храмов и святилищ. Спец. чиновники – дзися бугё — наблюдали за священниками. Под предлогом борьбы с христианством – слежка за всем населением. У каждого японца – удостоверение личности. Числится в храмовых списках.

Все действия – свадьба, похороны – с разрешения. Если без – лишение ID.

Храмы – компоненты полицейского надзора. Священник – пайковое жалование от сёгуна.

Синкретизм синтоизма и буддизма достиг наивысшего уровня.

В одном святилище могло быть несколько Будд и ботхисатв. При открытии святилища тосёгу (мавзолейный комплекс после смерти Токугава) синкретизм буддизма и синто выражался в том, что церемонии проводились как синтоистские, так и буддистские.

При этом официальной государственной идеологией стало конфуцианство в интерпретации китайского философа Джу Си.

Конфуцианство сильно подрывало позиции буддизма, потому что его доктрина –

1) доктрина гармонии и незыблемости существующего

2) требование подчинение правителю

3) для осуществления желаемого порядка надо восхвалять порядок существующий

Поклонение императору, как живому богу.

Конфуцианцы добились в 1660-х гг. массового закрытия ряда буддистских храмов. Монахов принудили отказаться от храма и работать на полях.

Из храмов выносили буддийские скульптуры. Буддизм терял свои позиции в стране.

При сёгуне Иэмицу (1632-1651) проводилась политика контроля и над классом феодалов.

Ещё Иэясу разделил самураев на несколько разрядов:

1) кугэ – придворная аристократия в г. Киото

2) букэ – менее высокий разряд самураев, преобладающий в стране класс военно-феодального дворянства. Делились на

a. владетельных – даймё

i. верхняя часть – симпан. Связаны с сёгунами родственными узами.

ii. остальные – на две части

1. фудай-даймё – вассалы сёгуна, 150 князей. Наместники в провинциях и правительственный персонал

2. тодзама-даймё (высшее самурайство). Им не разрешали занимать правительственные посты. Были богатыми и их опасался сёгун

b. рядовых – буси

c. хатомота – нижний слой самурайства (вассалы сёгуна и удельных князей)

При малейшем подозрении – конфискации и перераспределение владений, а также заложничество – санкин-катай (1634). Конфискации могли запросто превратить индивида в самурая-без-хозяина – ронина, лишившегося не только земельных владений, но и жалования рисом.

Специальные указы предписывали периодически приезжать в столицу и демонстрировать признание верховной власти.

С 1634 г. нужно приезжать с семьёй и жить при дворе целый год, при этом жена и дети живут вместе, но считаются заложниками. Любое неповиновение – репрессии в отношении членов семьи. За переезд платит сам проверяющийся, а жизнь в столице дорогая. В течение года с приехавшего берут постоянные поборы на украшение столицы, домов, дворцов.

Верховный контроль над даймё – бакуфу. Когда даймё возвращался домой, он имел там большую самостоятельность.

Хатомота не имели владений, жалование рисом. Сёгунское войско, сыскари, надзиратели, мэцукэ (смотрящие), которые следили за нерушимостью интересов сёгуна. Подчинялись сёгуну – независимы от всех должностных лиц, тайная слежка за всеми.

Кодекс чести самурайства = запрет заниматься чем-либо, кроме военного дела.

Но в условии изоляции страны даймё не нуждались в многочисленных дружинах.

Самураи, потерявшие сюзеренов, становились ронинами, самураями без хозяина.

В эти же ряды попади и обедневшие самураи. Ронины отказывались от сословных привилегий и становились учителями, врачами, художниками, служащими. Они были недовольны социальной системой токугавского государства.

В идеологической сфере все более укрепляется конфуианство. Буддизм (идея бренности человеческого существования) мог вести к пренебрежению обязанностями подданных, этическая же программа конфуцианства иная (вера в непогрешимость традиций, покорность и послушание ей).

Антифеодальные выступления

Снижение натуральной ренты. В начале века – 2/3 урожая, к середине – 40%.

Роль барщины незначительна. Крестьянские хозяйства укрепляются. Но жизнь крестьянства очень регламентирована. Напр., повседневно есть рис запрещалось. Нужно было готовить лепешки из овса, ячменя и просо и только по праздникам есть рис.

Аналогично, даже если есть средства, нельзя каждый день носить одежду из шелка. Только хлопок и лен.

Нельзя строить жилища выше определенного размера.

Читайте также:  Особенности образовательной системы Японии и тонкости обучения иностранцев

Осуждались слишком пышные свадьбы, похороны и пр.

Для удобства надзора – круговая порука. Все деревни разбиты на пятидворки. Во главе – староста. Если кто-то из пятидворки убегал, налоги и пр. брались с оставшихся четверых.

На рубеже XVII-XVIII вв. – ухудшение экономической ситуации в стране. Положение крестьянства ухудшается, жизнь в столице все более роскошная. Чтобы добиться этой роскоши – изменение налоговой системы.

5 долей государю, 5 долей народу.

Сокращение населения. Детоубийство (девочек).

За время токугавского правления статистика зафиксировала 1283 крестьянских выступления. Подача петиций = тягчайшее преступление. Аналогично = бегство с земли и незаконные сборища крестьян. В случае восстания главарей распинали, причем сначала распинали на его глазах семью, а потом его самого.

Часто подобные выступления возглавляли богатые крестьяне, которые хотели торговать, но не имели возможности. Требования свободы торговли = одно из самых распространенных. В источниках часты упоминания об убийстве агентов торговых компаний, разрушения купеческих складов.

Города и городское население

Города в Японии делились на три категории:

1) сёгунатные

2) княжеские

3) вольные

Ни одна из категорий городов не имела гарантий от ущемления своего правового положения. Наибольшими полномочиями обладал губернатор, особенно в крупных городах – Осака, Киото. В Нагасаки – два губернатора-префекта (бугё). Каждый управлял по 0,5 года, не встречаясь с другим. Один управляет, а другой держит семью правящего в заложниках. А потом – наоборот. Даже княжеские города не обладали правовой неприкосновенностью. Известен указ под названием «один замок в феодальном владении». Требование разрушить все замки, кроме княжеского, в любом городе.

Только несколько городов в стране были самоуправляющимися:

1) Нагасаки – торговля, в т.ч. с иностранцами

2) Осака – внутренняя торговля

3) Сакаи

4) Хакато – разбогатевшие торговые город.

Но и там чиновники бакуфу наблюдали за всем происходящим. Возрастающее могущество торгово-ростовщического капитала сёгунат вынужденно признал с появлением компаний, контролирующих рынок.

До конца XVIII в. – нестабильный состав населения. Высокий уровень социальной мобильности.

Ко = ремесленники + сё = торговцы.

Юридически – меньше прав, чем другие торговцы. Обслуживали феодальный класс. Центры купечества – Эдо, Киото, Сакаи, Нагасаки.

В Эдо торговцы ориентировались на представителей верховной власти, в Киото – на потребности столичного города, а в Осаке – сравнительно независимые, много привилегий. Осака – центр коммерческой деятельности. Здесь действовали купеческие гильдии и цехи ремесленников.

Рис, парча, шелк, сакэ, шелк-сырец, хлопок, лаковые изделие, фарфор, бумага, воск.

Рисовая биржа, которая устанавливала цены на рис, обязательные для всех рынков страны. Рыбная биржа, овощная биржа.

Мануфактуры – с конца XVI в. Гильдии оптовых торговцев.

Купцов ограничивали в праве ношения шелковых одежд, украшений, строительство просторных домов. Капиталы большие, а потратить их сложно. Ширина фасад не должна превышать 9 м. Но в глубину – сколько хочешь. На улицу – 1 окно (налог на окна). На окне – решетка и узкая маленькая дверь. Внешне скромные, внутри роскошные.

Ремесленники. Цехи – дза.

Иерархия. Занятие ремеслом наследственное. Цехи – объект поборов. Надзор за выпускаемыми товарами и сбытом.

В числе горожан – выходцы из самураев, купечества и ремесленников, ставшие учителями, художниками, врачами. На них – давление со стороны режима (ограничивают развитие этого слоя). Ответ – недовольство. Часто становятся руководителями выступлений горожан.

Рисовые бунты конца XVIII в. часто поддерживаются горожанами, потому что города вели многовековую борьбу за правовой статус как особого социального организма.

Раскол внутри императорского дома


Асикага Такаудзи. Около 1821 года
© Harvard Art Museum

Традиционно считается, что японский императорский род никогда не прерывался. Это позволяет говорить о японской монархии как о самой древней в мире. В истории, однако, были периоды раскола правящей династии. Самый серьезный и продолжительный кризис, во время которого Японией правили одновременно два государя, был спровоцирован императором Годайго. В 1333 году усиливаются позиции военного дома Асикага во главе с Асикага Такаудзи. Император прибегал к его помощи в борьбе с сёгунатом. В награду Такаудзи сам пожелал занять должность сёгуна и контролировать действия Годайго. Политическая борьба принимает форму открытого военного противостояния, и в 1336 году войска Асикага разбивают императорскую армию. Годайго был вынужден отречься в пользу нового императора, удобного Асикага. Не желая мириться со сложившимися обстоятельствами, Годайго бежит в область Ёсино в провинции Ямато, где основывает так называемый Южный двор. До 1392 года в Японии будут параллельно существовать два центра власти — Северный двор в Киото и Южный двор в Ёсино. Оба двора имели своих императоров, назначали своих сёгунов, что делало практически невозможным определение легитимного правителя. В 1391 году сёгун Асикага Ёсимицу предлагает Южному двору перемирие и обещает, что отныне трон по очереди будут наследовать представители двух линий императорского рода. Предложение было принято, и конец расколу был положен, однако сёгунат не сдержал обещания: престол занимали представители Северного двора. В исторической перспективе данные события были восприняты крайне негативно. Так, в учебниках истории, написанных в период Мэйдзи, про Северный двор предпочитали умалчивать, именуя время с 1336 по 1392 год периодом Ёсино. Асикага Такаудзи преподносился как узурпатор и противник императора, тогда как Годайго описывался как идеальный правитель. Раскол внутри правящего дома воспринимался как событие недопустимое, о котором не следует лишний раз вспоминать.

1467 год

Русско-японская война


В начале 1904 г. японский военно-морской флот без объявления войны напал в Порт-Артуре на русский флот и потопил несколько военных кораблей. В результате внезапного нападения Япония добилась преобладания на море. Пользуясь этим, она морским путем перебросила в Маньчжурию значительную армию, хорошо вооруженную при помощи Англии, и начала теснить царские войска.

Россия по вине царского правительства была совершенно не подготовлена к большой войне на отдаленном фронте. Несмотря на героизм русских солдат и матросов, царская армия и флот потерпели поражение. Не Россия и не русский народ были разбиты в этой войне. Разбит был царский режим, преступно ввергнувший народ в чуждую ему империалистическую войну и притом не подготовившийся к ней.


Потерпев поражение, царское самодержавие, напуганное ростом революционного движения в стране, поспешило заключить мир с Японией. По заключенному в 1905 г. в Портсмуте (США) мирному договору Япония захватила южную половину острова Сахалин, г. Порт-Артур и Дальний на Ляодунском полуострове, ранее арендованном Россией у Китая. Россия признала преобладающее влияние Японии в Корее и Южной Маньчжурии. Мало того, напуганный царь отдал Японии исконную русскую землю -.

Русско-японская война была одной из первых империалистических войн за территориальный передел земли крупнейшими капиталистическими державами.

Начало объединения Японии

Среди исторических персонажей Японии, наверное, наиболее узнаваемыми являются полководцы, именуемые тремя великими объединителями. Это Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Считается, что их действия позволили преодолеть феодальную раздробленность и объединить страну под началом нового сёгуната, основателем которого стал Токугава Иэясу. Начало объединению положил Ода Нобунага — выдающийся полководец, которому удалось подчинить множество провинций благодаря таланту своих полковод­цев и умелому использованию европейского оружия в бою. В 1573 году он изгоняет Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из династии Асикага, из Киото, что делает возможным основание нового военного правительства. Согласно пословице, известной с XVII века, «Нобунага замесил тесто, Хидэёси испек пирог, а Иэясу его съел». Ни Нобунага, ни сменивший его Хидэёси не были сёгунами. Получить этот титул и обеспечить передачу его по наследству удалось только Токугава Иэясу, но без действий предшественников это было бы невозможным.

1592 год

Капитуляция во Второй мировой войне, начало американской оккупации


Вид Хиросимы после 6 августа 1945 года
© The Library of Congress

Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года, после того, как на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Японии. До 1951 года продлится американская военная оккупация Японии. За это время происходит полная переоценка ценностей, утвердившихся в японском сознании с начала века. Подлежит пересмотру и такая некогда незыблемая истина, как божественное происхождение императорского рода. 1 января 1946 года от лица императора Сёва был опубликован указ о строительстве новой Японии, содержавший положение, получившее название «самопровозглашение императора человеком». Данный указ также формулирует концепцию демократического преобразования Японии и отказ от идеи о том, что «японский народ стоит выше других народов и его предназначением является управление миром». 3 ноября 1946 года была принята новая Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947 года. Согласно статье 9, Япония отныне отказывалась «на вечные времена от войны как суверенного права нации» и провозглашала отказ от создания вооруженных сил.

1964 год

Сёла

Японская экономика эпохи Эдо имела полунатуральный характер и зависела от рисовых поставок дани. Её сбор проводился в селах местными чиновниками — сельскими головами нануси или сёя, главами пятёрок и крестьянскими делегатами, контролировавшими общинные пахотные земли, горы и воды, а также выполнявшими разные управленческие функции. Решения принимались коллегиально. Жители сел делились на пятёрки, их члены находились в круговой поруке, платя совместно дань и предотвращая совершение преступлений. В одном селе между пятёрками существовали обычаи взаимопомощи.

Для того, чтобы стабилизировать поставки дани рисом, сёгунат запретил продажу земли и ограничил крестьян, сосредоточивая их исключительно на полевых работах и разных повинностях. Большинство сёл выплачивали налоги своевременно, считая делом государственной важности. Однако иногда непомерные поборы вынуждали крестьян жаловаться даймё или непосредственно сёгуну, или, в крайних случаях, поднимать крестьянские восстания.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий