Особенности государственно-правового развития Японии в Средние века — Местное управление средневековой Японии

Условия

Средневековая Япония, расположенная на островах, была защищена от вторжений самой природой. Влияние внешнего мира на страну в основном выражалось в процессе взаимодействия жителей с корейцами и китайцами. Причем с первыми японцы чаще воевали, тогда как у вторых многое переняли.

Внутреннее развитие страны было неразрывно связано с природными условиями. На относительно небольших островах практически некуда деться от грозных тайфунов и землетрясений. Поэтому, с одной стороны, японцы стремились не обременять себя лишними вещами, чтобы в любой момент можно было легко собрать все самое необходимое и спастись от разбушевавшейся стихии.

С другой стороны, именно благодаря таким условиям культура средневековой Японии приобрела свои особенности. Жители островов осознавали мощь стихии и свою неспособность что-либо ей противопоставить, они чувствовали силу и одновременно гармонию природы. И стремились не нарушать ее. Искусство средневековой Японии развивалось на фоне синтоизма, в основе которого находилось поклонение духам стихий, а затем буддизма, приветствующего созерцательное постижение внутреннего и внешнего мира.

LiveInternetLiveInternet

Япония в конце 20 – начале 21 веков.

В последнее десятилетие 20 в. в Японии началась перегруппировка основных политических сил. Либерально-демократическая партия (ЛДП), правившая в течение почти 40 лет, в 1993 утратила большинство на выборах в нижнюю палату парламента. Избиратели отвернулись от нее, сочтя ее символом консервативности, коррупции и «вчерашнего дня».

Читайте также:  Исторические фотографии гейш и их учениц (47 фото)

К власти пришла коалиция старых и новых оппозиционных партий: Партии новой Японии, Социал-демократической партии (так стала называться Социалистическая партия Японии, отказавшаяся от прежней марксистской ориентации), Партии обновления, партии Комэйто, Партии демократического социализма, партии «Пионеры» и Социал-демократического союза. Правительство в августе 1993 возглавил лидер Партии новой Японии Морихиро Хосокава. Новый кабинет пообещал провести политическую реформу, которая включала ограничение финансирования политических кампаний и изменение избирательной системы. В январе 1994 ему удалось провести законы о политической реформе. Однако в коалиции, объединявшей правые и левые партии, обострились разногласия по вопросам экономической политики. К тому же Хосокаву обвиняли в незаконном присвоении пожертвований, и в апреле 1994 он подал в отставку.

Новый премьер-министр Цутому Хата сформировал правительство меньшинства в составе 6 партий: Партии обновления, Комэйто, Партии новой Японии, Партии Демократического социализма, Либеральной и Демократическо-социалистической партий. Но долго оно не продержалось. Уже в июне 1994 Томиити Мураяма возглавил кабинет из представителей Социал-демократической партии (СДП), ЛДП и небольшой партии «Пионеры» (или «Предвестник»).

Стремясь улучшить отношения с соседними государствами, Хосокава и Мураяма от имени Японии официальное сожаление за военные преступления, совершенные в период Второй мировой войны. Однако соседние страны настаивают на том, чтобы Япония официально покаялась в своих военно-политических действиях в 20 столетии. Эти требования имеют цель получить от Токио компенсации и репараций. Позиция Японии состоит в том, что все вопросы, касающиеся военных репараций, уже разрешены (за исключением вопросов, связанных с Северной Кореей).

В январе 1996 Мураяму сменил на посту премьера лидер ЛДП Рютару Хасимото. В октябре того же года он провел внеочередные выборы в нижнюю палату. Премьер обещал увеличить налог на операции купли-продажи с 3 до 5%, чтобы смягчить бюджетный дефицит и найти средства на стимулирование экономики и расширение фонда поддержки пенсионеров. Уставшие от нестабильных коалиций японцы проголосовали за либерал-демократов, завоевавших 239 из 500 мест. Партнеры ЛДП по коалиции – социал-демократы потерпели тяжелое поражение, довольствовавшись всего 15 местами. Второй по величине политической силой стала оппозиционная Партия новых рубежей (156 мест). Она была образована группой бывших членов ЛДП, присоединивших к себе центристские группировки. Партия выступала за сокращение налогов и расходов на государственный аппарат. На третье место вышла новая Демократическая партия (ДП), резко критиковавшая бюрократию и провозглашавшая лозунги либерального и социал-демократического толка. Коммунисты с 15 до 26 мест увеличили свое представительство в палате.

После выборов Хасимото сформировал либерально-демократический кабинет. Он продолжал в целом кейнсианскую экономическую политику, затрачивая крупные средства на развитие инфраструктуры, сооружение дорог и мостов и выплату субсидий разоряющимся банкам и компаниям. Массовые банкротства и рост безработицы до уровня в 4,1% вызвали недовольство населения. Власти обещали создать резервный банк для кредитования и снизить налоги с 1999. В апреле 1998 правительство заключило военное соглашение с США, обязавшись, в случае кризиса в регионе, оказывать им военную поддержку, не принимая непосредственно участия в боевых действиях. Соглашение вызвало оживленную критику внутри страны.

В июле 1998 ЛДП потерпела тяжелое поражение на выборах в верхнюю палату парламента, после чего решила сменить лидера. Новым председателем ЛДП и премьер-министром стал Кэйдзо Обути, прежде занимавший пост министра иностранных дел. Он дал обещание освободить политическую жизнь от засилья бюрократии, оживить экономику страны и довести до конца переговоры о заключении мирного договора с Россией. В октябре 1998 парламент одобрил закон и поправки к бюджету, которые предусматривали возможность закрытия или временной национализации банков, находящихся на грани банкротства, и выделение 60 млрд. иен на санацию кредитной отрасли. Осенью 1998 Обути огласил беспрецедентный по объему (24 трлн. иен) пакет мер по активизации экономической деятельности в стране. Он включал налоговые льготы для предпринимателей и нуждающихся семей. Семьи с детьми до 16 лет и стариками получали купоны на приобретение товаров на сумму в 20 тыс. иен. Для финансирования программы предполагались новые государственные займы. Однако критики объявили программу малоэффективной.

В январе 1999 Обути привлек к участию в правительстве неоконсервативную Либеральную партию, а в октябре того же года – буддийскую Новую партию Комэйто. Его кабинет заявил о готовности японских вооруженных сил самообороны при определенных условиях участвовать в миротворческих операциях ООН, но без в боевых действиях.

В области внешней политики правительство Обути укрепило отношения с Южной Кореей после успешного визита в Японию южнокорейского президента Ким Тэчжуна в октябре 1998. Япония поддержала США в попытках уговорить Северную Корею отказаться от разработки ядерного оружия. Несмотря на то, что в ходе испытаний в августе 1998 северокорейские ракеты пролетели над Японским островами, Токио продолжало участие в проекте, призванном гарантировать Северной Корее возможности мирного развития ядерной энергетики в обмен на замораживание ядерной военной программы. Однако отношения оставались холодными, и лишь в апреле 2000 стороны возобновили переговоры об их нормализации. В ноябре 1998 Японию впервые посетил председатель КНР Цзян Цзэминь, однако стороны не смогли договориться по вопросу о Тайване. Ответный визит японского премьера в Китай был нанесен в июле 1999.

В ноябре 1999 японское правительство принято новую программу оживления конъюнктуры в размере 18 млрд. иен. Она предполагала выделение средств на улучшение социальной инфраструктуры, помощь мелким и средним предпринимателям и увеличение пособий по безработице. Властям удалось остановить падение ВВП, но рост оставался незначительным.

В начале 2000 обострились разногласия между ЛДП и Либеральной партией, и Обути объявил 2 апреля о расторжении коалиции. Однако день спустя он пережил инсульт и впал в кому (умер 14 мая 2000). Новым председателем ЛДП был избран Йосиро Мори. Он сформировал правительство из представителей ЛДП, Новой Комэйто и Новой консервативной партии (откололась от Либеральной партии).

Мори представлял национал-консервативное крыло ЛДП. В мае 2000, выступая перед депутатами парламента, исповедующими синтоизм, он заявил, что Япония является «богоизбранной страной, в центре которой стоит император». Оппоненты внутри страны и критики за рубежом обвинили его в намерении пересмотреть послевоенную конституцию. Столкнувшись с критикой, премьер-министр распустил парламент и назначил проведение досрочных выборов.

В июне 2000 правящая коалиция выиграла выборы в нижнюю палату парламента: ЛДП получила 238 из 480 мест, Новая Комэйто – 31, а Новая консервативная партия – 7 мест. Крупнейшей оппозиционной партией стала ДП (127 мест), 20 мандатов досталось коммунистам, 19 – социал-демократам.

Вопреки требованиям японских и иностранных экономических и финансовых кругов, Мори отказывался от осуществления далеко идущей либерализации экономики страны. В условиях роста безработицы, достигшей почти 5%, кабинет принял в мае 2000 чрезвычайную программу обеспечения занятости: предполагалось создать 350 тыс. новых рабочих мест.

Столкнувшись с растущей непопулярностью, Мори вынужден был согласиться на проведение досрочных выборов председателя ЛДП, на которых неожиданно победил Дзюнъитиро Коидзуми, обещавший провести экономические и политические реформы. 26 апреля 2001 Коидзуми занял пост премьер-министра Японии, возглавив правительство трехпартийной коалиции.

Коидзуми родился 8 января 1942 в Йокосуке в семье генерального директора Агентства обороны. Учился в высшей школе родного города, изучал экономику в университете Кеио, затем обучался в Лондонской школе экономики и университетском колледже в британской столице, а в 1969, после смерти отца, вернулся в Японию. В декабре 1972 Коидзуми был избран депутатом нижней палаты парламента от правящей ЛДП и с тех пор переизбирался 10 раз. В 1979 он стал парламентским вице-министром по вопросам финансов, в 1988–1989 занимал пост министра здравоохранения и по социальным вопросам, в 1992 – министра почты и телекоммуникаций, в 1996–1998 – вновь министра здравоохранения и по социальным вопросам. В 1995 и 1999 безуспешно баллотировался на пост председателя ЛДП.

Читайте также:  Социальная роль цвета костюма в средневековой японской литературе (на примере романа Мурасаки Сикибу «Повесть о Гэндзи»)

Коидзуми вступил на пост главы правительства, пользуясь широкой популярностью в обществе. Его называли «Львиное сердце». В июле 2001 руководимая им коалиция выиграла 78 из 121 подлежащего переизбранию места в верхней палате парламента. Коидзуми выдвинул план реформ: оздоровление экономики и финансов, приватизация почтово-сберегательной системы и реорганизации внутрипартийной структуры ЛДП. Он призывал население пережить шоковую терапию во имя лучшего будущего. Реформу банковского сектора глава кабинета поручил экономисту Хэйдзо Такенака. Правительству удалось резко сократить задолженность японских банков, добиться возобновления экономического роста и восстановления курса акций. «Старая гвардия» ЛДП и государственный аппарат оказывали сильное сопротивление проведению реформ.

Внешняя политика Японии при правительстве Коидзуми не претерпели кардинальных изменений, но соседние государства в целом считают ее более жесткой. Недовольство в Китае и Корее вызвал визит японского премьера 13 августа 2001 в храм Ясукуни, который считается символом японского милитаризма (в нем поклоняются, в частности, памяти японских военнослужащих, погибших в годы Второй мировой войны и военных и государственных лидеров, казненных в 1948 как военные преступники). Премьер-министр пошел на увеличение японской армии – Сил самообороны, а в октябре 2001 была одобрена возможность более широкого использования их за рубежами Японии. Более позитивно развивались отношения с Южной Кореей, чему способствовало и удачное выступление обеих команд на чемпионате мира по футболу в 2002. В 2003 правительство Коидзуми одобрило вторжение в Ирак, организованное США и их союзниками. Японский контингент вошел в состав оккупационных сил.

Япония стала более активно интересоваться событиями, происходящими в других регионах планеты. Она расширила связи с Ближним и Средним Востоком, откуда получает большую часть необходимой ей нефти. Страна оказывает значительную помощь проектам развития в Африке и Латинской Америке.

В сентябре 2003 Коидзуми был переизбран председателем ЛДП, а затем распустил нижнюю палату парламента и назначил на ноябрь проведение досрочных выборов. В центре избирательной кампании оказались вопросы экономического развития, правительственные планы реформы пенсионной системы, поддержка действий США в Ираке, отношения с Северной Кореей и намерения приватизировать почтовые услуги и шоссейные дороги в районе Токио. Демократическая партия критиковала реформы, предложенные Коидзуми, медлительность правительства в проведении необходимых преобразований и позицию кабинета по иракской проблеме.

Либерал-демократы смогли опереться на традиционную поддержку среди пожилых избирателей и жителей сельских районов, в немалой степени, вследствие выплачиваемых правительством сельскохозяйственных субсидий. Оппозиционной ДП симпатизировали, в первую очередь, более молодые избиратели и городские жители. В целом, демократы получили больше голосов, чем ЛДП (соответственно, 37% и 35%), но из-за особенностей избирательной системы правящая партия заручилась 237 местами из 480 в нижней палате, а ДП – 177 местами. Большинство ЛДП обеспечили ее союзники: Новая Комэйто (15% голосов и 34 мандата) и Новая консервативная партия (4 мандата), которая вскоре влилась в состав ЛДП. Неудачно выступили на выборах левые партии: коммунисты собрали 8% голосов и завоевали всего 9 мест. Социал-демократов поддержали 5% проголосовавших избирателей. Они довольствовались 6 местами в нижней палате.

Консервативные критики Коидзуми из рядов его собственной партии приписали неудачные для нее результаты выборов ширящемуся разочарованию среди традиционных избирателей и зависимости либерал-демократов от их партнеров по коалиции. Они опасаются, что после выборов эта зависимость еще больше возрастет.

После выборов кабинет Коидзуми остался у власти и продолжал прежнюю политику, добившись в 2004 значительного роста ВВП. Премьер-министр назначил Такенака министром по проведению почтовой реформы, поручив ему осуществление приватизации почтово-сберегательной системы. Предложения правительства по проведению налоговой реформы, включающей сокращение пенсионных выплат, резко снизили популярность Коидзуми. На выборах в верхнюю палату парламента в июле 2004 правящая ЛДП потерпела поражение, собрав лишь 30% голосов, в то время как оппозиционную Демократическую партию поддержали почти 38% избирателей. В настоящее время правительственная коалиция обладает в Палате советников 138 местами из 247 (ЛДП – 114, Новая Комэйто – 24), ДП – 79, коммунисты – 9 и социал-демократы – 8 мандатами.

1 января 2004 Коидзуми совершил свой четвертый визит в храм Ясукуни, что немедленно вызвало протесты со стороны соседей Японии, прежде всего, Китая, Северной и Южной Кореи и Филиппин, которые воспринимают этот жест как прославление японского милитаризма. По той же причине подверглась критике отправка японских вооруженных сил в Ирак. Правительство страны настаивает, однако, на том, что силы Японии в Ираке должны будут лишь оказывать помощь в его восстановлении и оказании гуманитарной помощи.

Новое ухудшение отношений между Японией и Китаем произошло в 2005, когда правительство Коидзуми впервые открыто поддержало США в вопросе о Тайване, японский премьер вновь посетил храм Ясукуни, а в Японии был издан новый учебник истории, который, как считают в Китае, оправдывает японскую агрессию в 1930–1940-х. Китайские власти недовольны также намерением Японии получить статус постоянного члена Совета безопасности ООН и создать при помощи США собственную систему противоракетной обороны.

В апреле 2005 в Японии был издан учебник истории, оправдывающий японскую агрессию 30–40-х. В ответ по Китаю прокатилась волна многотысячных антияпонских выступлений. В ходе их был нанесен значительный ущерб японским компаниям и дипломатическим представительствам в 11 крупнейших городах Китая. Власти КНР отказались принести извинения. Однако лидеры обеих стран, встретившись на афро-азиатской конференции в Джакарте выразили готовность преодолеть разногласия, а Коидзуми принес извинения всем участникам форума за страдания, которые причинила его страна многим народам «в годы колониального правления и агрессии». В мае возник новый дипломатический скандал, когда заместитель премьера Госсовета КНР неожиданно прервала свой визит в Японию, отказавшись встретиться с японским премьером из-за его намерения вновь посетить храм Ясукуни.

Отношения Японии с Китаем осложняются территориальным спором вокруг островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, на которые претендуют Япония, КНР и Тайвань. После того, как в районе необитаемого архипелага были обнаружены значительные запасы природного газа, Китай в 2003 установил платформу у морской границы с японскими водами и приступил к бурению, что вызвало недовольство японской стороны. В 2004 на самих островах высадился небольшой китайский десант, но он был выдворен прибывшей японской полицией. В октябре того же года обе страны договорились решать все вопросы исключительно путем переговоров, не прибегая к использованию силы. Однако Китай отверг требования японской стороны ознакомить ее с планами по бурению и добыче газа на Сенкаку. В апреле 2005 правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. Китай назвал это решение «односторонним и провокационным». Новые переговоры в июне 2005 не дали результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения.

Развитие отношений между Японией и Россией сдерживается территориальным спором между обеими странами вокруг четырех южных Курильских островов, отошедших к СССР в 1945. Япония не признает их потери и требует возвращения «Северных территорий». Эта проблема до сих пор препятствует заключению официального мирного договора. В то же время территориальные разногласия не препятствуют интенсивным экономическим и политическим российско-японским связям. Япония добилась того, что запланированный «Восточный нефтепровод» из Восточной Сибири на Дальний Восток будет заканчиваться на российском побережье Тихого океана, а не у китайской границы.

В 26 сенября 2006 новым премьер-министром избран Синдзо Абэ – 52-летний лидер правящей «Либерально-демократической партии» Японии в ходе голосования в парламенте, где либерал-демократы получили большинство в обеих палатах. Он сменил на этом посту Дзюнъитиро Коидзуми. Несмотря на большую популярность, Коидзуми не выдвигал свою кандидатуру на выборах лидера правящей партии, поскольку это запрещает устав ЛДП.

12 сентября 2007 С.Абэ принял решение уйти в отставку с поста премьер-министра. Он был вынужден уйти из-за серии коррупционных скандалов вокруг правящей Либерально-демократической партии, потерпевшей поражение на июльских выборах 2007 и жестким противостоянием с оппозиционной Демократической партией. Рейтинг кабинета, а вместе с ним и партии, составлявшей его костяк, резко упал.Формальным поводом стала невозможность продления срока действия специального Закона о противодействии терроризму, истекающего 1 ноября 2007, т.к. оппозиция выступила с требованием отказаться от помощи антиталибской коалиции в Афганистане. 25 сентября 2007 премьер-министром был утвержден Ясуо Фукуда. За его назначение проголосовало большинство нижней Палаты парламента.

Но Фукуда оказался в сложной ситуации, т.к. на выборах 2007 большинство в верхней Палате парламента получила оппозиционная Демократическая партия, что привело к политическому кризису. Демократы блокировали большинство законопроектов Фукуды. К тому же Фукуда часто сталкивался с неудовольствием общественности, его рейтинг упал до 29%.

Читайте также:  Первая столица Японии. История Великой Японской империи

1 сентября 2008 Фукуда неожиданно объявил о своем уходе в отставку с поста премьер-министра и лидера ЛДП. Он объяснил, что хотел своей отставкой вывести правительство из политического кризиса.

После отставки Фукуды председателем ЛДП был избран Таро Асо, а 24 сентября 2008 он был утвержден парламентом на посту премьер-министра.

30 августа 2009 состоялись выборы в нижнюю палату парламента. Убедительную победу одержала оппозиционная Демократическая партия Японии (308 депутатских мандатов из 480). Правящая Либерально-демократическая партия, находившаяся у власти с небольшим перерывом 55 лет, потерпела крупнейшее в своей истории поражение, потеряв почти две трети мест в парламенте. Таро Асо официально заявил о намерении подать в отставку со своего поста, признавая свою ответственность за поражение партии на выборах. А Демократическая партия получила право формировать свое правительство и приступила к обсуждению его состава.

ЛДП потерпела поражение в силу ряда причин.

Главной причиной поражения стал экономический кризис и неспособность правительства справиться с ситуацией. Еще одной причиной поражения эксперты называют реформы, проведенные при экс-премьере Коидзуми, в частности: окончательное разрушение системы гарантированного пожизненного найма, что в период кризиса привело к образованию почти 200-тысячной армии безработных, лишенных средств к существованию, социальных гарантий, пособий по безработице. К тому же правящую партию потряс ряд скандалов, связанных с финансовыми нарушениями и коррупцией правительства, что вызвало возмущение избирателей. 16 сентября 2009 на чрезвычайной сессии нового парламента премьер-министром был избран Юкио Хатояма

Первое государство

На территории острова Хонсю в III-V вв. сформировалось племенная федерация Ямато. К IV веку на ее основе образовалось первое японское государство во главе с Тэнно (императором). Средневековая Япония того периода раскрывается перед учеными в процессе изучения содержимого курганных захоронений. В самом их устройстве чувствуется связь архитектуры страны с природой: курган напоминает остров, поросший деревьями, обнесенный рвом с водой.

средневековая япония
В захоронение помещались различные предметы быта, а покой почившего правителя охраняли полые керамические фигурки ханива, размещавшиеся на поверхности кургана. Эти небольшие статуэтки показывают, насколько наблюдательными были японские мастера: они изображали людей и животных, подмечая малейшие особенности, и умели передавать настроение и черты характера.

Первая религия Японии, синтоизм, обожествляла всю природу, населяя духами каждое дерево или водоем. Храмы строились в гористой и лесистой местности из дерева («живого» материала). Архитектура была очень простой и максимально вписывалась в окружающую природу. Храмы не имели украшений, постройки словно плавно перетекали в ландшафт. Культура средневековой Японии стремилась объединить природу и рукотворные строения. И храмы наглядно это демонстрируют.

Япония в Средние века

«Империей правит сила». Этот девиз был выгравирован на печати Ода Нобунаги, японского военно-политического деятеля. Он прекрасно отражает суть истории Японии в период Средневековья.

В ходе урока вы узнаете о становлении государственности в Японии, эпохе Фудзивара и правлении сёгунов.

Становление государственности и сознания Ямато.

Острова Японии были заселены еще в эпоху неолита. А уже в I веке в китайских хрониках упоминались сто небольших государств, образованных на территории Японии. Ко II веку между ними и Китаем существовал контакт.

III–IV века – это период Кофун. Его особенностью стало широкое распространение курганной культуры. В это время происходило складывание племенной общности. Появилось раннее государство Ямато.

Всё общество состояло из кланов. Они

занимали определённую территорию;

имели собственных правителей;

жрецов;

управление.

В состав каждого клана входили как свободные жители, так и жрецы.

В III веке клану Тэнно удалось объединить земли между Киото, Осакой и Нарой. Так возникло государство Ямато.

Уже тогда зародилась традиция почитания императора. Его власть была ограничена аристократическими кланами, а сам император только представлял свою страну. Эта система до сих пор существует в Японии.

В периоды Кофун и Асука были заложены основы японского мировоззрения. Именно тогда стал формироваться «дух Ямато». Этот термин используется сейчас для обозначения японского национализма, имевшего под собой религиозную и мифологическую основу.

В Японии был распространён синтоизм. Он складывался из культа предков и культа природных божеств. Каждый род в государстве имел своего божественного покровителя. Верховной богиней в синтоизме была Аматэрасу, она же считалась предком правящих императоров. Таким образом власть императора стала божественной.

Значительное влияние на Японию оказывал Китай. Вероятно именно оттуда проник буддизм. В китайской истории есть рассказ о пяти монахах, которые плавали в страну Фусан, находящуюся за морем. Они и познакомили местных жителей с буддизмом.

Читайте также:  На чем держится земля мифология. Мифы Древней Руси «Рождение Мира. Сотворение животного мира

Наиболее популярным направлением буддизма в Японии стал дзен-буддизм, который органично сочетался с синтоизмом.

Из Китая пришёл иероглифический способ письма, слегка упрощённый японцами.

Идеология государства складывалась под влиянием конфуцианства. В VII веке появился старейший законодательный акт Японии «Законоположения семнадцати статей», написанный принцем Сётоку. Согласно акту аристократы и чиновники должны были соблюдать порядок и гармонию в государственных делах. Основной идеей «Законоположения» стало создание централизованного государства во главе с императором.

Эпоха Фудзивара.

В 646 году в Японии начались реформы Тайка. Своё название они получили от девиза правящего императора, переводившегося как «великие перемены».

Задачей реформ было создание сильного централизованного государства. За образец была взята китайская система управления. В результате реформ

частная собственность на землю была заменена на государственную;

введено новое административное деление;

проведена выдача государственных земель крестьянам;

введены единые налоги и повинности;

введена общевойсковая повинность;

император был объявлен верховным правителем.

Реорганизовали императорское войско. Было создано специальное военное ведомство, появились должности командующего войсками.

Однако несмотря на изменения, старые порядки в Японии были очень сильны. Наместниками становились вожди старых кланов. Должность генерал-губернаторов была наследственной. А самые высокие должности занимали представители известных аристократических кланов. Проблемой стали попытки аристократов обрести политическую самостоятельность. Это в значительной степени расшатывало государственную систему.

В VII веке в Японии возвысился род Фудзивара и на протяжении нескольких веков именно его представители определяли политику государства. Фудзивара были связаны с императорами кровными узами, из этого рода происходили его жёны. Фудзивара становились регентами при малолетнем императоре и впоследствии его ближайшими советниками.

В этот период появился особый слой профессиональных воинов – самураев. Как правило, ими становились землевладельцы и феодалы. Со временем самураи стали отдельным сословием. Они имели свой кодекс чести «Бусидо», исполнять который было их обязанностью. Бусидо подразумевал занятие воинским искусством, как единственно достойным самурая. Также они должны были хранить верность своему сюзерену, который наделял самураев земельными владениями.

Японцы вели многочисленные войны с племенами острова Хонсю, которых называли варварами. Был даже учреждён специальный титул «сёгун», который определялся как «главнокомандующий, усмиряющий варваров». Впоследствии реальная власть в Японии сосредоточилась в руках сёгунов.

Правление сёгунов.

В XII веке в Японии началась борьба феодальных кланов за власть, так как род Фудзивара потерял своё положение при императорском дворе. Победителем в этой борьбе вышел Ёритомо Минамото. В Японии появилась новая форма государственного устройства – сёгунат. Резиденцией фактических правителей стал город Камакура. От него и получила название эпоха – период Камакура, длившийся до 1333 года.

В стране действовали две системы власти – императорская и военная. Было создано правительство – бакуфу, или полевой штаб войска.

В XIII веке над Японией нависла опасность вторжения монголов. Они неоднократно присылали послов с требованием признать верховенство Великого хана Хубилая. В ответ японцы казнили послов. В 1274 и 1281 годах монголы предприняли попытки захватить острова. Однако их флот был разрушен мощными тайфунами. Японцы называли эти тайфуны «камикадзе» – божественный ветер. Они верили, что это боги послали им помощь.

Во время монгольских вторжений Япония обрела свой современный флаг. Он был предложен буддийским монахом императору, как потомку богини Солнца Аматэрасу. Флаг стал знаменем борьбы против монголов.

Из-за угрозы вторжений Япония перешла в режим изоляции. У неё не было мощного флота, поэтому любые внешние связи стали слабыми. Как правило, правители только принимали иноземных послов, своих же никуда не отправляли.

Со временем культура Японии приобрела закрытый характер. Происходила консервация образа жизни и мышления. Это способствовало формированию убеждённости, что Япония является особенной страной.

В XII–XIV веках продолжалась феодальная борьба. После падения сёгуната Минамото было установлено правление рода Асикага. Ими был основан сёгунат Муромати, правивший до 1573 года. В это время велась торговля с Китаем и Кореей. Однако со временем сёгунат терял свою власть и началась новая война.

В Японии царила смута. Государство стало распадаться на воюющие феодальные владения, что естественным образом отразилось на экономике. Возникли проблемы и в сельском хозяйстве. Нередко на крестьян нападали разбойники и самураи, они отнимали урожай и грабили дома. Происходило разорение мелких и средних самураев.

Однако было в этот период и хорошее. Развивались ремёсла и металлургия. Ремесленники стали объединятся в корпорации, они получали монополию на производство и продажу своих товаров.

Активно развивалась торговля. На местах проведения ярмарок возникали новые города. В этот период в Киото появились объединения горожан для защиты от нападения самураев. Это было первым шагом к городскому самоуправлению.

Изменилась и японская культура. Зародился театр но. Труппы актёров нередко приглашались во дворец к императору. В это время появились такие знакомые нам элементы культуры Японии как сад камней, чайная церемония, икебана.

1467–1615 годы известны как «Эпоха воюющих провинций». В ходе гражданских войн вновь объединить страну смог Токугава Иэясу. В 1603 году началось правление сёгуната Токугава, длившееся до 1867 года.

Давайте подведем итоги.

Первым крупным государством на территории Японии стало Ямато.

Реформы Тайка способствовали централизации государства.

В VII веке в Японии возвысился род Фудзивара.

В Средние века фактическое управление Японией осуществляли сёгунаты Минамото и Муромати.

Становление феодализма

Япония в Средние века многое заимствовала в Китае и Корее: особенности законодательства и земельного управления, письменности и государственности. Через соседей в страну проник и буддизм, сыгравший большую роль в ее развитии. Он помог преодолеть внутреннюю разобщенность страны, объединить племена, на которые делилась Япония. Периоды Асука (552-645 гг.) и Нара (645-794 гг.) характеризовались становлением феодализма, развитием самобытной культуры на основе заимствованных элементов.

Читайте также:  Карта Японии, где находится Япония на карте мира

Искусство того времени было неразрывно связано с возведением строений, имевших сакральное значение. Великолепный пример буддийского храма этого периода –Хорюдзи, монастырь, построенный около Нары, первой столицы Японии. В нем все поражает: великолепное внутреннее убранство, громада пятиярусной пагоды, массивная крыша главного сооружения, поддерживаемая затейливыми кронштейнами. В архитектуре комплекса заметно как влияние традиций китайского строительства, так и самобытные черты, которыми отличалась Япония в Средние века. Здесь нет размаха, характерного для святилищ, сооружавшихся на просторах Поднебесной. Японские храмы были более компактными, даже миниатюрными.

япония в средние века

Самые внушительные буддийские храмы стали возводиться в VIII веке, когда образовалось централизованное средневековое государство. Японии нужна была столица, и ей стала Нара, построенная по китайскому образцу. Храмы здесь возводили под стать масштабности города.

История Японии 20 век

Размеренность феодальной Японии нарушила эскадра американского адмирала Перри в 1854 г. Он вынудил правительство допустить американцев в 2 портовых города. Русские, англичане и французы не преминули воспользоваться приоткрытой лазейкой. Присутствие иностранцев привело к потере таможенной независимости Японии.

Политика правительства вызвала недовольство, что привело к убийству главы правительства. Авторитет сёгуната серьезно пострадал. Сопротивление переросло в вооруженное противостояние с англичанами в 1863 г., а через три года сформировался тайный союз с целью реставрации имперского правления.

В ноябре 1867 г. на престол взошел 15-летний император Мэйдзи. Реставрация Мэйдзи способствовала принятию военной и политической систем по западному образцу. Была принята конституция. На рубеже ХХ века Япония распространила господство в Желтом и Японском морях, присоединила Корею, Тайвань и южную часть Сахалина.

В начале ХХ века японцы отошли от демократии к милитаризму. Участие в первой Мировой войне, на стороне Антанты, позволило расширить границы империи и укрепить влияние в Тихоокеанском регионе.

В 1931 г. японская армия вторглась в Манчжурию. После осуждения действий Лигой Наций, Япония вышла из ее состава. Международная изоляция и экспансионистские стремления подтолкнули Японию к сотрудничеству с нацистской Германией. В 1936 г. Япония подписала пакт с Германией, направленный против Коминтерна. В 1941 г. Япония стала союзницей Германии и Италии, примкнув к «странам оси». В 1941 г. Япония подписала пакт о соблюдении нейтралитета с СССР и обязалась соблюдать неприкосновенность Манчжурии и Монголии.

Завоеванные китайские территории в 1895 г. не удовлетворяли аппетиты империи. В 1937 г. началась вторая японо-китайская война. Вторжение в Китай вызвало негативную реакцию в мире. США вводят против Японии эмбарго на поставку нефти. Отношения Японии и США были напряжены до предела.

В начале декабря 1941 г. Япония нападает на Перл-Харбор – базу тихоокеанского флота США. В это же время аннексируются Филиппины, Малакка и Гонконг. 8 декабря 1941 г. Конгресс США объявил Японии войну. США вступили во Вторую Мировую войну.

Господство Японии на тихоокеанском театре военных действий не было продолжительным. Оправившись после Перл-Харбора, американцы нанесли поражение флоту Японии в Коралловом море. Япония вынуждена была перейти к обороне. К этому времени она не могла рассчитывать на существенную помощь «стран оси», так как Германия основательно увязла на территории СССР.

После падения Берлина и капитуляции Германии в мае 1945 г., начались активные боевые действия стран Антигитлеровской коалиции против Японии. В июле 1945 г. император получает ультиматум с требованием о капитуляции, но отвергает его. Советские войска начинают военные действия в Монголии и Китае.

6 августа 1945 г. на город Хиросима сброшена атомная бомба, которая сровняла город с землей. Та же участь постигла Нагасаки 9 августа 1945 г. 2 сентября 1945 на Акте о капитуляции появляется подпись представителя Японии.

Крушение заставило Японию принять новую конституцию в 1947г., которая декларирует либеральную демократию и политику пацифизма. В 1952 г. был подписан мирный договор в Сан-Франциско, поставивший окончательную точку на милитаристском прошлом Японии. В 1956 г. Япония стала членом ООН.

Смена приоритетов привела экономику Японии к процветанию вплоть до 1991 г. С 1991 по 2000 г. экономику Японии поразил кризис, из которого она выбралась с честью. Сейчас Япония является лидером в области высоких технологий.

Скульптура

Изобразительное искусство развивалось так же, как и архитектура, – от подражания китайским мастерам в сторону приобретения все большей самобытности. Первоначально отрешенные от земного статуи божеств стали наполняться экспрессией и эмоциональностью, свойственными, скорее, простым людям, нежели небожителям.

Своеобразный итог развития скульптуры этого времени – статуя Будды высотой в 16 метров, расположенная в монастыре Тодайдзи. Она представляет собой результат слияния многих техник, использовавшихся в период Нара: литье, тончайшая гравировка, чеканка, ковка. Огромная и яркая, она достойна звания чуда света.

культура средневековой японии

В то же время появляются и скульптурные портреты людей, в основном служителей храмов. Строения украшались росписью, изображавшей райские миры.

Новый виток

Изменения в культуре Японии, начавшиеся в IX веке, связаны с политическими процессами этого времени. Столица страны была перенесена в Хэйан, известный сегодня под именем Киото. К середине столетия сложилась политика изоляции, средневековая Япония отгородилась от соседей, перестала принимать послов. Культура стала все сильнее отдаляться от китайской.

Период Хэйан (IX-XII века) – время расцвета знаменитой японской поэзии. Танка (пятистишья) сопровождали японцев постоянно. Неслучайно этот период называют золотым веком японской поэзии. В ней, пожалуй, наиболее полно выразилось отношение жителей Страны восходящего солнца к миру, его понимание глубокой связи человека с природой, умение подмечать красоту даже в незначительном. Психологизм и особая философия поэзии пронизывает все искусство периода Хэйан: архитектуру, живопись, прозу.

особенности японии

Исторические рамки

Культура Японии стала зарождаться еще в 8-м тысячелетии до нашей эры и развивается до нынешних времен. Если говорить о средневековье, то в стране оно начинается с появлением феодального общества. Говоря кратко, на японских территориях этот момент наступил на рубеже VI-VII веков и продолжался довольно долго – почти до половины XIX столетия.

Японское искусство развивалось достаточно плавно, не зная резких скачков в виде невероятного подъема и стремительного упадка. Большое влияние оказало географическое и политическое положение государства – находясь на Дальнем Востоке, на островах, оно было оторвано от других стран, вело закрытую политику.

Однако связь с соседями в лице китайского и корейского государств была сильная, и многие ценности и открытия были заимствованы оттуда, в частности, из Поднебесной. Так, к примеру, из Китая в Японию пришла иероглифическая письменность, художественные, архитектурные, скульптурные образцы. Последние три в Средневековье по большей части строились в соответствии с канонами буддизма, который в VII столетии также перекочевал в Японию и стал там основной религией.

Однако вещи, заимствованные у китайцев, в Японии быстро обретали собственный, исконно японский стиль. Именно поэтому ей всегда удавалось сохранять самобытность и уникальность, проявляющуюся в произведениях искусства.

Можно выделить несколько исторических этапов средневековья, в ходе которых происходила смена тенденций в мире искусства:

  • Асука (конец VI – начало VIII столетия) – культурные заимствования из Поднебесной;
  • Нара (VIII столетие) – появление первых литературных произведений, проникновение даосизма, конфуцианства и буддизма;
  • Хэйан (IX-XII века) – повсеместная постройка храмов, появление художественного направления ямато-э;
  • Камакура (конец XII – первая половина XIV века) – возникновение самурайского сословия;


Костюм японского самурая

  • Муромати (XIV-XVI столетия) – развитие театральных представлений, влияние европейской цивилизации;
  • Эдо (XVII – вторая половина XIX веков) – власть династии Токугава, развитие театрального и изобразительного искусства.

Далее рассмотрим более подробно развитие каждого культурного направления в течение этих эпох.

Храмы и светские постройки

Особенности Японии того времени во многом были связаны с появлением буддийских сект, объединявших в себе учение Будды и традиции синтоизма. Монастыри и храмы вновь стали размещаться за пределами городских стен – в лесах и на горах. Они не имели четкого плана, словно случайно возникали среди деревьев или холмов. Украшением служила сама природа, здания внешне были максимально простыми. Ландшафт казался продолжением архитектурных сооружений. Монастыри не противостояли природе, а гармонично вписывались в нее.

По тому же принципу создавались и светские строения. Синдэн, парадный павильон усадьбы, представлял собой единое пространство, при необходимости разделявшееся ширмами. Каждую постройку обязательно сопровождал сад, часто совсем небольшой, а иногда, как во дворце императора, оснащенный водоемами, мостиками и беседками. Такими садами не могла похвастать вся средневековая Азия. Япония, переработав заимствованные у Китая стили и элементы, создала собственную архитектуру, неразрывно связанную с природой.

Влияние культуры на японскую моду современного времени XX столетия

Разумеется, культура и искусство XX века стран мира, также как и Японии оставили свой след и на моде, которая по сей день сохранила свои тенденции. С появлением аниме, японцы, а в последствие и жители других стран, стали подражать героям, облачаясь в наряды мультипликационных персонажей, и копируя их жесты, поведение, высказывания.

В некоторых районах Японии можно встретить молодежь, которая относит себя к определенной субкультуре. К примеру, сторонники готического движения постоянно облачаются в черные наряды, кружевные жабо, кожаные перчатки. Любители RnB и хип-хопа зачастую посещают солярии, чтобы их кожа приобрела неестественный оттенок загара, не присущий для японцев, а также выкрашивают свои волосы в белый цвет.

А вот девушки и парни, предпочитающие стиль «фрутс» выбирают для себя яркие наряды, причем одевают их в несколько слоев и сопровождают при этом разноцветными аксессуарами.

<�Японские куклы Коты счастья из Японии>

Живопись

Изменилась и скульптура: появились новые образы, пластика стала более утонченной и многоцветной. Однако заметнее всего национальные особенности проявились в живописи. В XI-XII веках сложился новый стиль – ямато-э. Для него использовались водяные краски. В первую очередь ямато-э применялся для иллюстраций различных текстов. В это время активно развивалась художественная проза, появились свитки-повести, или эмакимоно, в которых воплотилось поэтическое мировоззрение и почитание природы, характерные для средневековых японцев. Как правило, такие тексты сопровождались иллюстрациями. Мастера ямато-э умели передавать величие природы и душевные переживания людей, используя различные цвета, добиваясь эффекта мерцания и полупрозрачности.

средневековая азия япония

Поэтическое осмысление мира заметно и в лаковых изделиях того времени – буквально светящихся шкатулках и чашах, гладких музыкальных инструментах, позолоченных сундучках.

Династия Минамото

В конце XII века из-за феодальной войны столица Японии вновь была перенесена. Победивший клан Минамото сделал главным городом страны Камакуру. Новому правителю подчинялась вся средневековая Япония. Кратко период Камакура можно охарактеризовать как время сегуната – военного правления. Он продлился несколько веков. Управлять государством стали особые воины – самураи. В Японии с их приходом к власти стали складываться новые культурные особенности. На смену поэзии танка пришли гунки – героические эпопеи, воспевавшие мужество воинов. В религии весомую роль стал играть дзэн-буддизм, учивший достигать спасения на земле с помощью физических тренировок, волевых усилий и глубокого самопознания. Внешний лоск не имел значения, обрядовая сторона религии отходила на второй план.

Самураи в Японии заложили особую культуру духа, чести и преданности. Мужественность и сила, свойственные им, пронизывали все искусство от архитектуры до живописи. Монастыри стали строиться без пагод, из них исчезла утонченность периода хэйан. Храмы напоминали простые хижины, отчего лишь усилилось их единение с природой. Появилось большое число скульптурных портретов. Мастера научились новым приемам, позволявшим создавать изображения, казавшиеся живыми. При этом в позах, формах и композиции сквозили все те же мужественность и строгость.

Эмакимоно этого времени характеризуются не эмоциональностью персонажей, а динамичностью сюжетов, рассказывающих о кровопролитных войнах между кланами.

Архитектурное направление

На смену типичным синтоистским сооружениям с двускатными крышами вроде Идзумо и Исэ пришли буддистские храмы. Поначалу их архитектура повторяла китайскую, но впоследствии обрела типично японские черты.

Здания создавались из крепкого деревянного каркаса для большей сейсмоустойчивости, ведь в Японии, как известно, часто свирепствуют землетрясения. Фундамент строился из камня, а стены между каркасными балками наполняли глиной, деревом, камнем.

Самое главное в японских храмах – массивная крыша со слегка вздернутыми вверх концами. Такая форма объяснялась как с религиозной, так и с практической точки зрения.

Во-первых, согласно поверью, из-за изогнутости линий до храма не могли добраться злые духи. Во-вторых, такая конструкция сохраняла тепло и сухость при дожде, не давая намокнуть стенам.

Буддистское святилище – это не одиночно стоящее сооружение, а целый храмовый комплекс. Традиционно он состоит из нескольких построек:

  • главные ворота;
  • основной храм, называемый чаще всего «золотым» или «кондо»;
  • павильон для обрядов, службы, молитв – «кодо»;
  • колокольня;
  • сокровищница;
  • архив или библиотека;
  • пагода в несколько ярусов.

Кроме этих сооружений, могли встречаться и другие открытые и крытые галереи, павильоны. Классическими образцами архитектуры раннего периода являются Хорю-дзи в Наре (первое десятилетие VII века) – самая древняя из сохранившихся на планете постройка из дерева, Тодай-дзи (середина VIII века) – крупнейшее в современном мире деревянное здание. Оно возвышается почти на 50 метров – это сравнимо с высотой 16-этажного дома, а фундамент представляет собой прямоугольник размером 60 на 55 метров.


Храм Хорю-дзи в Наре

Японские храмы отличались тем, что были в спокойных, чаще всего темных тонах. Такое решение отлично вписывалось в окружающий ландшафт, ведь главная черта архитектуры японцев – гармония с природой. А из-за того, что в Стране восходящего солнца территории преимущественно гористые, храмовые комплексы возводились асимметрично относительно главного здания.

В период Хэйан начали массово строиться города, что требовало четко продуманной городской архитектуры. Так появились аккуратные планы городов: в центральной части располагался дворец императора, а основные улицы шли параллельно и перпендикулярно друг другу. Раздробленность привела к тому, что каждый владелец крупных земельных участков стремился построить собственный замок – так появилась замковая архитектура.

Вместе с тем в XIII веке в Страну восходящего солнца пришел дзен-буддизм, а с ним – стиль «кара-э», тоже заимствованный из Китая. В целом храмовая специфика осталась прежней, но за главными воротами следовали вторые, за ними по обе стороны находились закрытые павильоны и дома монахов, а сад вокруг полностью располагал к спокойному созерцанию.

Прекрасный дзенский образец архитектуры – Кинкаку-дзи в городе Киото, датированный концом XIV столетия. Храм был построен на столбах-сваях над водоемом и садовым комплексом, крыша покрыта позолотой, а само сооружение имеет три этажа. Постепенно, вплоть до XVI века подобная ярусная архитектура стала распространяться не только на храмовые, но и на светские постройки.


Кинкаку-дзи в Киото

Замковое строительство стало особенно процветать на рубеже XVI и XVII столетий. Центральным звеном комплекса всегда была башня посередине. Замки отличались величественностью вкупе с одновременной простотой, а самыми большими являлись Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, не дожили до наших дней.

Во время правления Эдо страна находилась под сильной властью сегунов из семейства Токугава, поэтому замки почти перестали строиться, а императорские дворцы – наоборот. Чудесный пример одного из них – дворец Кацура.

В целом средневековая архитектура Японии – хоть храмы, хоть дворцы, замки или жилища обычных людей – отличалась простотой, легкостью и изяществом. Здания, как правило, были окружены живописным садом, тем самым давая почувствовать людям единение с природой.

Чай как философия

В XV-XVI веках в Японии стали появляться чайные дома. Неспешное наслаждение завезенным из Китая напитком стало целым ритуалом. Чайные дома напоминали хижины отшельников. Они обустраивались таким образом, чтобы участники церемонии могли чувствовать себя отделенными от внешнего мира. Небольшие размеры помещения и закрытые бумагой окна создавали особую атмосферу и настрой. Все – от мощеной грубым камнем тропинки, ведущей к двери, до простой глиняной посуды и звука закипающей воды – было наполнено поэзией и философией умиротворенности.

Позднее Средневековье

Карта средневековой Японии к концу XVI века перестала представлять собой «лоскутное одеяло» из владений разных кланов. Началось объединение страны. Стали налаживаться контакты с западными государствами. Значительную роль теперь играла светская архитектура. Грозные замки сегунов в период мира стали дворцами с торжественно оформленными покоями. Залы разграничивались раздвижными перегородками, украшенными росписью и особым образом рассеивавшими свет, создавая праздничную атмосферу.

Росписью мастеров школы Кано, развивавшейся в это время, покрыты были не только ширмы, но и стены дворцов. Живописные картины отличались сочными цветами, передающими пышность и торжественность природы. Появились новые сюжеты –изображения быта простого народа. Присутствовала во дворцах и монохромная живопись, приобретшая особую выразительность.

история средневековой японии

Чаще всего монохромная роспись украшала чайные дома, где сохранилась атмосфера умиротворенности, чуждая торжественности замковых покоев. Соединение простоты и пышности пронизывает всю культуру периода Эдо (XVII-XIX вв.). В это время средневековая Япония вновь проводила политику изоляции. Появились новые виды искусства, выражавшие особое мироощущение японцев: театр кабуки, гравюра на дереве, новеллы.

Период Эдо характеризуется соседством пышного убранства замков и скромных чайных домов, традиций ямато-э и приемов росписи конца XVI века. Соединение разных художественных течений и ремесел хорошо заметно в гравюрах. Мастера разных направлений часто работали вместе, более того, иногда один и тот же художник выполнял роспись как вееров и ширм, так и гравюр и шкатулок.

Позднее Средневековье характеризуется повышенным вниманием к предметному наполнению быта: появляются новые ткани, используется фарфор, изменяется костюм. С последним связано возникновение нэцкэ, представляющих собой маленькие своеобразные пуговички или брелочки. Они стали определенным итогом развития скульптуры Страны восходящего солнца.

Культуру Японии трудно перепутать с результатами работы творческой мысли других народов. Ее самобытность развивалась в особых природных условиях. Постоянное соседство с неумолимой стихией породило особую философию стремления к гармонии, которая проявилась во всех направлениях искусства и ремесла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий