Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:
СКУЛЬПТУРА — самый древний вид изобразительного искусства Японии.
Эпоха неолита, существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры, в японской науке получила наименование периода ДзЁмон. В то время, помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались своего рода глиняные идолы — догу.
Догу, выполненные в своеобразной, гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки привлекают внимание современных скульпторов своеобразием изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного искусства на всех континентах.
На рубеже нашей эры, в период освоения примитивного земледелия (культивирование поливного риса), в Японии появляются земледельческие поселения. В разных районах страны развивается культура ЯЁй — по названию одной из распространенных в это время форм керамики. Тогда же создаются изящные по форме глиняные и бронзовые сосуды и украшения.
На смену культуре Яёй к III в. приходит культура периода Кофун (Древние курганы), когда земледелие распространяется на большей части территории страны и приводит к значительному подъему производительных сил. В это же время в Японии намечается переход к государственным формам правления.
Читайте также: Япония 500 иен 1988 (Yr. 63) год — Открытие моста Сэто-Охаси
В скульптуре этого периода заслуживают внимания глиняные изображения людей, птиц, животных — ханива, которые с III в. ставились в различных местностях вокруг курганов, насыпаемых над могилами. Ханива — образцы искусства, характерные именно для периода Кофун.
Ханива изготовляли следующим образом: месили глину, скатывали из нее длинные круглые жгуты, которые затем сворачивали в кольца. Кольца накладывали друг на друга, и наконец, изделие подвергали обжигу при сравнительно низкой температуре.
Помимо этих отличающихся простотой форм цилиндрических ханива, создавалось много самых разнообразных изображений людей (мужчин и женщин), животных, утвари, строений, лодок и т.д. По сравнению со странными по виду глиняными идолами — догу периода Дзёмон, ханива, изображающие воина, девушку с замысловатой прической, шествующих людей, отличаются живостью и выразительностью, а простота и лаконизм, с которыми схвачен и передан внешний облик персонажей, придают этим памятникам большую художественную ценность. С распространением буддизма этот вид народного искусства заглох.
Во время правления императрицы Суйко (593–628) принц Сётоку активно распространяет буддизм и возводит буддийские храмы. Реликвией этого периода является монастырь Хорюдзи в городе Нара.
Во время строительства монастыря Хорюдзи принц Сётоку поручил приехавшему из Китая скульптору Тори создание самого главного изображения Будды. В 623 г. была отлита из бронзы существующая до наших дней скульптурная группа его работы «Троица Будды Сяка». Все три фигуры, составляющие группу, как бы вписаны в треугольную композицию. Одеяние центральной фигуры — Будды Сяка — «стекает» складками с рук и ног, закрывая пьедестал. Стоящие с обеих сторон две меньшие по высоте скульптуры придают группе устойчивость и равновесие. Статуи отличаются одна от другой положением рук. Лицо Будды отмечено мягкостью черт; удлиненной формы глаза широко раскрыты, в уголках полных губ таится улыбка — от этих поистине классических средств выразительности веет строгой и торжественной таинственностью. Этот стиль буддийской скульптуры не был создан самим Тори. Подобные изображения были широко распространены в Китае эпохи династии Северной Вэй. Можно предположить, что и несколько схематизированная передача складок одежды, и манера трактовки тела заимствованы у скульптуры пещерных монастырей, выполнявшейся в высоком рельефе на каменной поверхности. Так как в этом стиле Тори создал главное изображение Будды Сяка в монастыре Хорюдзи, то стиль его произведений стал наиболее распространенным для скульптуры периода Асука.
Однако в то же время в Японии существовали скульптурные произведения, выполненные и в иной манере, проникшей из других районов Китая. Излюбленным материалом, к которому обращаются скульпторы периода Асука, были бронза и дерево. Древняя бронзовая скульптура VII–Х вв. создавалась при высоком уровне техники литья по восковой модели, выполненной из пчелиного воска, что позволяло перенести на бронзу мельчайшие особенности формы модели. В храмах городов Нара и Киото до сих пор сохранилось много работ из бронзы и дерева, относящихся к периоду Асука. Помимо множества работ в стиле Тори, таких как упомянутая «Троица Будды Сяка», характерным образцом является и выполненная в том же стиле статуя Будды из позолоченной бронзы. Среди деревянной пластики этого времени сохранились скульптуры, превышающие рост человека, такие как хранящиеся в монастыре Хорюдзи стоящие фигуры Каннон, Кудзэ Каннон, Кудара Каннон; сидящие на одной ноге, другую опустив вниз, фигуры бодхисаттв — в храме Тюгудзи в городе Нара и в монастыре Корюдзи в городе Киото.
Период Нара — единственное во всей истории японской скульптуры время, когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак «кансицу», бронза, глина. Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами, работавшими в государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием, сегодня можно видеть не только в Нара и Киото, но и во многих провинциальных монастырях.
Конец периода Нара — время усвоения реалистических скульптурных форм периода Тан и приспособления их ко вкусам японцев, время утверждения национального стиля в японской скульптуре.
В конце VIII в. столица была перенесена в город Хэйан (современный Киото), который на протяжении четырех столетий являлся центром японской культуры. В начале периода Хэйан,
т. е. в VIII в., наблюдается расцвет скульптуры, выполненной в технике «итибоку», когда голова изображения и все части корпуса вырезались из цельного ствола дерева. Своеобразие выполненной таким образом скульптуры проявилось в особой выразительности черт лица, округлости торсов и полноте фигур, в жесткости и монументальности складок одежды, под которыми ощущается тело, а также в обилии узоров на ажурных нимбах. Эти особенности вполне соответствовали характеру распространившегося в то время в Японии учения эзотерического буддизма. Характерными памятниками этого времени могут служить стоящая фигура Одиннадцатиликой Каннон из монастыря Хокэдзи в Нара, сидящая фигура Нёирин Каннон из монастыря Кансиндзи в Осаке, скульптура из Зала для проповедей в монастыре Тодзи в Киото.
Х–XII вв. — эпоха культуры придворной аристократии; главной политической силой стали представители рода Фудзивара. В искусстве это период внедрения и расцвета национального стиля — стиля ямато (древнее наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой начали создаваться и изображения божеств древней национальной религии синто.
Одним из шедевров конца Х в. является сидящая фигура Нёирин Каннон из храма Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций, выполнена в мягкой спокойной манере.
В середине XI в. буддийский монах Дзётё прославился созданием буддийских статуй в изящно-утонченном стиле ямато. Выполненные в технике «ёсэги», получившей позднее широкое распространение, его творения стали примером для скульпторов последующего времени. Сохранилась лишь скульптура Будды, находящаяся в центре храма Хоодо (Феникса) в монастыре Бёдоин около Киото. Это сидящая фигура Будды Амиды высотой свыше 3 м — классический образец стиля Дзётё. Известно, что она была выполнена в 1053 г.
По-видимому, тогда же построен и сам храм Феникса, внутренние стены которого украшены пятьюдесятью одной рельефной фигуркой. Фигурки изображают летящих на облаках бодхисаттв. Все они созданы в манере Дзётё, и можно предполагать, что среди них имеются и работы самого скульптора. Эти шедевры демонстрируют наиболее своеобразные национальные черты в буддийской скульптуре Японии, которые, получив общее наименование «манера Дзётё», стали образцом для скульпторов последующих поколений.
Новый период в истории Японии — период Камакура — начинается с конца XII в., когда феодал Ёритомо Минамото установил правление военных домов и основал в отдаленном районе Канто столицу Камакура. Политическая власть перешла в руки военно-феодального дворянства — самураев. По их инициативе и под их покровительством начинается восстановление крупных монастырей — Тодайдзи, Кофукудзи и других, погибших в огне во время феодальных междоусобиц конца периода Хэйан.
Создается и новая скульптура, которая отличается от прежней утонченности стиля периода Хэйан. Скульпторы Кокэй, его сын Ункэй и его друг Кайкэй создают произведения нового стиля, насыщенные динамикой и реализмом. Оформившийся как стиль Камакура в работах Кокэя, он получил свое завершение в работах Ункэя. Исполненные силы и динамики произведения Ункэя отличались реализмом форм и характером передачи складок одежды, напоминающей манеру периода раннего Хэйан. Стиль Ункэя оказал в дальнейшем глубокое воздействие на буддийских скульпторов всей Японии.
Творчество мастера Кайкэя также типично для XIII в. По сравнению с произведениями Ункэя, манера этого скульптора мягче, разработаннее в деталях и в большей степени основана на реалистическом восприятии явлений мира. Его скульптуру украшает резьба, в обилии которой можно видеть влияние декоративного стиля эпохи Сун, пришедшего из Китая в это время.
С конца периода Камакура (XIV) японская скульптура утрачивает самостоятельный стиль и развивается в направлении совершенствования техники и роста количественного разнообразия видов. Появляется много произведений, созданных в стиле прошлых веков: от XI в. заимствуют стиль Дзётё, от XIII в. — стиль Ункэя и Кайкэя. Среди этих технически утонченных работ мало произведений, совершенных в художественном отношении.
С конца периода Камакура и в период Муромати (1333–1568) в большом количестве вырезались маски, используемые в театре Но. На первый взгляд, они просты, но на самом деле обладают внутренним содержанием и глубоким смыслом того классического образа, который положен в основу роли. Важнейшей особенностью масок является выражение лица, переданное в высшей степени экспрессивно. В них схвачено то, что можно назвать концентрацией человеческих чувств.
В период Эдо (1600–1868) некоторые монахи секты Дзэн в поисках «озарения» создавали буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью на свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты Дзэн, Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя по различным провинциям и используя местный материал, вырезали фигуры, которые при всей наивности манеры выглядят и сейчас весьма современно.
Энку создавал изображения будд из кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого долота он вырубал из чурок и поленьев исполненные большой силы и выразительности произведения.
Его художественное наследие состоит из множества работ, примитивных по манере, по сравнению с технически совершенными произведениями скульпторов-профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение подлинного таланта. Насыщенные глубоким гуманизмом, произведения Энку вполне отвечают вкусам людей и нашего времени.
Декоративно-прикладное искусство Японии
В ранг искусства в Японии возвели изготовление холодного оружия, доведя изготовление самурайского меча до совершенства. Мечи, кинжалы, оправы для мечей, элементы боевой амуниции служили своеобразным мужским ювелирным украшением, обозначающим принадлежность к сословию, поэтому их выполняли искусные мастера, украшали драгоценными камнями и резьбой. Также в число народных ремесел Японии входит изготовление изделий из керамики, лакированных изделий, ткачество и мастерство гравюры на дереве. Традиционные керамические изделия японские гончары раскрашивают различными узорами и глазурью.
Значение фигурок нэцке
Значение нэцке зависит от того, какая именно фигурка и что она изображает. В основном миниатюрные скульптуры символизируют здоровье, долголетие, любовь, удачу, богатство, житейскую мудрость, а также различные духовные качества.
Многие фигурки связывают с различными божествами, поэтому обладатель может получить покровительство и защиту древнего японского бога. Некоторые статуэтки подходят людям определенной профессии, другие – мужчинам, третьи – женщинам. Есть и универсальные, которые будут хорошим спутником для практически любого человека.
Кстати, фигурки нэцке можно сочетать по собственному желанию и вкусу. Нет никакого требования выбирать что-то одно, эти талисманы никак не противостоят друг другу. Коллекция из нескольких фигурок придаст интерьеру некую восточную изюминку и будет помогать своему обладателю сразу в нескольких жизненных сферах.
Нэцкэ
Маленькие фигурки, призванные служить особым брелком, поддерживающим небольшую коробочку для мелких вещей, которую носили при себе (в настоящем кимоно нет карманов), являются самыми настоящими произведениями искусства. Из всех типов нэцкэ только несколько можно считать скульптурами — это катабори (изображение людей, животных), анабори (многофигурные композиции, вырезанные как бы между створками раковины), мэн (театральные маски). На самом деле сегодня трудно найти настоящую, старинную нэцкэ, чаще всего в сувенирных лавках встречаются только пластиковые штамповки. Хотя во многих музеях можно купить отличные копии старинных нэцкэ за 35-40 долларов (стоимость настоящего коллекционного экземпляра может доходить до сотни тысяч долларов).
Восточный лев
Изображение льва – это заслуживающий особого внимания образ, который станет украшением каждого сада в японском стиле.
Читайте также: Беззубый тигр: что представляют собой Силы самообороны Японии?
Лев защитит ваши владения и семейный очаг от недоброй энергии, ведь он представляет собой перевоплотившуюся собаку Будды – его преданного друга и защитника.
Если вы разместите в своем саду пару львов, они будут олицетворять семейную гармонию.
Смысловую нагрузку несет даже поза льва. Лежащее животное обозначает спокойствие, сидящее – власть, а стоящее – мощь и неприкосновенность.