- Содержание
- [править] История
- Синтоизм суть религии – кратко.
- [править] Особенности
- Этическая составляющая
- [править] Отношение виабу
- [править] Принять синтоизм
- [править] Синтоизм в этой стране
- Основные понятия и принципы в синтоизме.
- [править] Пантеон
- Мифология синто
- [править] Национализм
- Канонизация мифологии
- [править] Догматы
- [править] Правила и заповеди
- [править] Синтоизм и перепихон
- [править] Синтоизм и традиции
- [править] Духовенство
- Формы синтоизма
- Храмовый синтоизм
- Синтоизм императорского двора
- [править] Язычество?
- Храмовый синтоизм
- [править] Синтоизм и другие религии Японии
- [править] Синтоизм и буддизм
- [править] Синтоизм и сюгэндо
- [править] Синтоизм и христианство
- [править] Синтоизм и прочие религии
- [править] Синтоизм и конфуцианство
- Домашние алтари
- [править] Синтоизм в аниме
- Синтоизм боги.
- Также в синтоизме особым почтением пользуются так называемые – «Семь богов счастья»:
- [править] Галерея
- Тории
- [править] Примечания
Содержание
- 1 История
- 2 Особенности
- 3 Отношение виабу 3.1 Принять синтоизм
- 3.2 Синтоизм в этой стране
- 6.1 Правила и заповеди
- 8.1 Синтоизм и буддизм
[править] История
Полную историю синтоизма не знают даже сами японцы.
Причина сего в просранных учебниках истории том, что истоки этой религии лежат в далёкой седой древности. Зародилась она ещё в каменном веке в виде поклонения духам и исполнения различных ритуалов. В то время как во всём остальном мире реликтовые религиозные культы уже давно были заменены более б-гоугодными, в Японии в силу её изоляции древние верования развились в то, что мы видим сейчас.
Исходя из этого, сами японцы считают, что их религия самая древняя на Земле из ныне существующих (ибо носителей древнеегипетских/шумерских и т. п. ужо не осталось), а ПГМ-нутые гайдзины едко добавляют, что ещё и самая отсталая. Срач не утихает и по сей день. Впрочем, истина как всегда где-то посередине: за прошедшие тысячелетия синтоизм эволюционировал настолько, что изменились, пожалуй, все его компоненты. Японские исследователи говорят о значительных изменениях даже за последние лет сорок.
Сам термин синто
Читайте также: Какова символика японского сада
— калька из китайского языка и обозначал «путь богов». Да-да, то самое то, которое дао. Хотя китайский
шень
всё-таки не совсем бог, каким его представляли древние греки с евреями, это просто нечто стихийное, природное и божественное. В китайском языке им обычно обозначают культ предков, так что когда европейские варвары добрались до Срединного Государства, то они тут же решили, что религия из культа предков и возникает. Потом добрались до Японии и решили, что она возникает из благоговения перед природными феноменами. Варвары, чего с них взять…
В Японии всё намного запутанней, потому что ками
— это всё-таки не обязательно
шэнь
, могут быть и неодушевлёнными предметами, почти никогда не являются духами предков, а о происхождении самого слова уже в X веке строили всякие загадочные гипотезы. Более того, вообще все сущее в мире немного ками, включая людей, дворец и даже самого Императара, который станет верховным главнокомандующим только после Мэйдзи, по европейскому образцу, а до этого явно был кем-то вроде синтоистского жреца 80 lvl.
К тому моменту, когда пришли буддистские монахи и научили японцев китайской грамоте, в Японии уже точно были храмики всяких местных божеств. Буддисты, как водится, не видели в кулстори кицунэ, тануки и капп ничего странного, равно как и в почитании духов гор и долин — мало ли, каким образом тут принято перерождаться.
Разумеется, никакой общей доктрины и толком зафиксированных источников у тогдашнего синто не было и быть не могло. Были только очень общие японские представления о том, как должно выглядить нечто божественное. Только в начале VIII века были записаны на китайском (с кучей японицизмов) собрание легенд «Кодзики» и история правящей династии «Нихонги». Говорят, были ещё какие-то «Кудзики», ещё более древние, но сгорели ещё в середине VII века. Жаждущие могут окунуться в русский перевод этих захватывающих приключений божеств с именами вроде Амэ-но-хохи-но микото и узнать, как случилось так, что небесные ткачихи испугались, укололи себя челноками в тайные места и умерли.
Так оно и развивалось вплоть до конца XVIII — начала XIX века, когда ВНЕЗАПНО выяснилось, что европейские гайдзины умеют не только кораблики строить, но и Китай на бабло нагибать. А ещё у них есть особая религия «христианство», которая совсем не буддизм, потому что ками не признаёт и тащит в себе целую картину мира.
Среди национально озабоченных синтоистов началось брожение умов, родившее в итоге мегаидею, что Японский Синтоизм™ — это Уникальное Явление, Не Имеющее Аналогов в Мире и именно оно не только спасёт страну от варваров, но и позволит ей всех нагнуть. А всякое христианство нам не надо. И буддизма тоже — ведь этот Будда был индус, чуждый настоящему японскому духу. Да и китайскую премудрость тоже фтопку, как показали Опиумные войны, против пулемётов она не работает. Вместо этого надо вернуться к посконным «Кодзики» и поэзии из доисторических антологий. И быстро всех нагнуть.
Только после Мэйдзи правительство составило официальные списки синтоистских святилищ и подчинило их министерству внутренних дел. Так что синто, как мы его знаем, такой же продукт модерна, как суши или кока-кола.
Синтоизм суть религии – кратко.
Простыми словами, синтоизм – это не совсем религия в классическом понимании этого термина, а скорее философия, идея и культура основанная на религиозных верованиях. В синтоизме не существует определенных канонических священных текстов, нет формальных молитв и обязательных ритуалов. Вместо этого, варианты поклонения очень сильно различаются в зависимости от святыни и божества. Очень часто в синтоизме принято поклонятся духам предков, которые согласно верованиям, постоянно окружают нас. Из вышесказанного можно сделать вывод, что синтоизм — это очень либеральная религия, нацеленная на создание всеобщего блага и гармонии с природой.
[править] Особенности
Главная особенность синтоизма — наличие туевой хучи богов. Точное число их не поддаётся исчислению, потому как рядовой синтоист считает, что персональный бог есть у каждой травинки, песчинки, тычинки и кустика. Формально считается, что их 8 миллионов, но по понятиям синтоизма — скорее бесконечность. Именно это и делает его самой политеистической религией мира наряду с индуизмом. Другая примечательная деталь — исключительный национализм, по сравнению с которым меркнут даже речи известного австрийского писателя, художника и архитектора первой половины ХХ века, ибо синтоизм постулирует превосходство и исключительность японской нации, в силу чего японец, придерживающийся синтоизма, смотрит на представителей других национальностей как на говно. При этом в японском пантеоне over дофига богов, надёрганных из других религий, что в своё время доставляло немало батхёрта японским патриотам. Взять хоть Семь богов счастья, среди которых ровно один японец, да и у того национальность под вопросом. Ещё одна черта синтоизма: чуть реже чем каждый его последователь является ещё и буддистом, но об этом ниже.
Этическая составляющая
Синтоизм — религия абсолютно не дуалистическая. В ней вы не найдете, как в христианстве, борьбы Добра со Злом. Японское «аси» — это не абсолютное зло. Это скорее что-то вредное, чего лучше избегать. Грех – цуми – не несет этического окраса. Это действие, которое порицается обществом. Цуми изменяет природу человека. «Аси» противостоит «ёси», которое тоже не является безусловным Благом. Это все хорошее и полезное, к чему стоит стремиться. Поэтому ками не являются моральным эталоном. Они могут враждовать друг с другом, таить старые обиды. Есть ками, повелевающие убийственными стихиями – землетрясениями, цунами, ураганами. И от свирепости их божественная сущность не становится меньше. Но для японца следовать «путём богов» (именно так называется синтоизм кратко) означает целый моральный кодекс. Нужно уважительно относиться к старшим по положению и возрасту, уметь жить в мире с равными, чтить гармонию человека и природы.
[править] Отношение виабу
И даже педивикия
Синтоизм для многих виабнутых людишек — та ещё священная корова. Анимуёбы и просто люди с зашкаливающим ксенопатриотизмом восхищаются нестрогостью догматов (для рядового синтоиста достаточно пару раз в год посещать святилище и пару раз в день исполнять простейшие ритуалы) и вспыхивают священной ненавистью при любой критике их любимой религии. Однако большинство из них про плод своей мечты не знает примерно нихуя. Прочесть немногие переведённые книги им мешает врождённая лень.
[править] Принять синтоизм
Многие профессиональные виабу видят верхом своей японутости принятие синтоизма, а некоторые даже открыто считают себя таковыми. Однако есть весомая и немногим известная причина для разочарования оных. Сама религия почти полностью состоит из культа предков, причём не абы каких, а именно японских. Иначе говоря, японец-синтоист поклоняется в том числе и богам — духам своих предков. У гайдзина этих духов не может быть по определению — национальность не та. Особенности религии таковы, что принять синтоизм гайдзину невозможно чуть реже чем всегда, хотя исключения бывают. Правда, в последние полвека в своде синтоистских правил наметились изменения, произошедшие во многом под влиянием пиндосов. Обрушив японскую империю, разносчики демократии столкнулись с сильнейшим национализмом со стороны вроде бы покорённого народа. Пошевелив извилинами, они поняли, что причина кроется именно в синтоизме. Поскольку бороться с религией, исповедуемой в сочетании с буддизмом львиной долей населения страны, бессмысленно, они попытались максимально денационализовать её. В СШП было открыто несколько синтоистских святилищ, и среди их посетителей были и широкоглазые, светловолосые гайдзины. В наши дни есть даже парочка священников-иностранцев. Впрочем обольщаться не стоит: один удостоился таковой чести за десятилетия медитаций, второй — за открытие первого в Голландии, и одного из первых в Европе, святилищ (нынче их немногим больше даже по всему миру — в основном в местах скоплений немногочисленных японских диаспор вне Нихона). Иными словами, на всём глобусе найдётся не более пары тысяч гайдзинов-синтоистов.
Читайте также: Японский онсен: как здесь себя вести? По следам Белой цапли
[править] Синтоизм в этой стране
Несмотря на всё сказанное выше, на територии нынешней Рашки находилось несколько синтоистских святилищ. Все они были на принадлежащих тогда япошкам частях Дальнего Востока, а именно на Курилах и южном Сахалине, за которые сейчас идет нехилая борьба, не перерастающая в войну лишь из-за такой мелочи, как отсутствие у Японии армии. После изгнания с этих территорий япошек все святилища были помножены на ноль усилиями красных комиссаров. Вконтактике есть даже целая группа называющих себя русскими синтоистами. Впрочем, синтоистами считают их лишь они сами. Также на территории нанешней Рашки обитает с пару тысчонок этнических нихонцев. Большинство из них исповедуют синтоизм и буддизм.
Основные понятия и принципы в синтоизме.
- Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и избегание разрушений;
- Физическое благополучие;
- Гармония должна присутствовать во всех вещах. Она должна поддерживаться для предотвращения дисбаланса;
- Продовольствие и плодородие;
- Семейная и родовая солидарность;
- Подчинение личности группе;
- Почтение природы;
- Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так и для плохого;
- Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь, прежде чем она присоединяется к коллективному Ками своих предков.
[править] Пантеон
Идзанаги и Идзанами, тоже синтоистские боги Аматэрасу собственной персоной
Составить точный пантеон богов синтоизма невозможно в принципе, но главной у них является ВНЕЗАПНО самка, по имени Аматэрасу (moon. 天照). Именно от неё и происходит род японских Ымператоров. Другие синтоистские боги «основали» японские острова. И вообще отношение к богам (ками
) у синтоистов весьма своеобразное, ибо, согласно их взглядам, каждый человек после смерти станет ками. Раньше некоторые, в первую очередь император, могли и при жизни. Позднее императора Хирохито заставили выдать справку, что он — не бог, а японцы — не высшая раса. Правда, есть мнение, что он держал при этом в кармане фигу и оно не считается. Теперь божественность императора — дисциплина специальной олимпиады, а всех прочих живых богов переделали в политкорректные «национальные сокровища». Существует онегдод на тему:
Эксперта спрашивают: — Почему подержанные японские авто надёжней и безопасней новых отечественных? — Всё очевидно. Каждый японец после покупки машины исполняет над ней синтоистский ритуал, дабы у неё появился свой собственный ками, защищающий её. А при продаже обратного ритуала ведь не проводится. Вот синтоистский бог и отправляется в далёкую Россию, продолжая охранять машину уже в наших реалиях.
Однако для обозначения рядовых ками верней использовать слово «дух», поскольку бог, не имеющий даже собственного имени, едва ли обладает б-жественным могуществом. Впрочем, недооценивать силу ками также не стоит. Так, вещь нельзя просто взять и выбросить — её полагается похоронить. В японских легендах есть упоминание о пожаре, уничтожившем Киото за то, что детскую куклу вместо погребального обряда просто бросили в огонь. Злобный дух куклы решил отомстить. Такие дела.
Богов, имеющих своё имя, ненамного больше, чем в некоторых других языческих религиях. Примерный список синтоистких ками можно глянуть на укрмове. Хотя лучше сделать это на пиндостанском.
Мифология синто
Основными источниками мифологии синтоизма являются вышеупомянутые сборники «Кодзики» и «Нихонги», созданные, соответственно, в 712 и 720 годах нашей эры. В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся устно из поколения в поколение. В записях из «Кодзики» и «Нихонги» специалисты отмечают влияние китайской культуры, мифологии, философии.
События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» — промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров — потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Оба сборника описывают одни и те же мифы, нередко в различной форме. В «Нихонги», кроме того, каждый миф сопровождается перечислением нескольких вариантов, в которых он встречается.
Первые истории рассказывают о возникновении мира. Согласно им, первоначально мир пребывал в состоянии хаоса, содержащего в себе все элементы в смешанном, бесформенном состоянии. В некий момент первозданный хаос разделился, и образовались Такама-но хара (яп. 高天原, Равнина Высокого неба) и острова Акицусима (яп. 蜻蛉島, Острова Стрекоз). Тогда же возникли первые боги (в разных сборниках они называются по-разному), а следом за ними стали появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина — брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления.
Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами — последней из божественных пар. Они создали остров Онногоро — Срединный столп всей земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших их. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и его кровь породила новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день; в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.
Со времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать о людях. Таким образом, мифология синто относит появление людей к той поре, когда только возникли японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.
Вернувшийся из Страны Мрака Идзанаги очистился, омывшись в водах реки. Когда он совершал омовение, из его одежды, украшений, капель воды, стекающей с него, появилось множество ками. В числе прочих, из капель, омывших левый глаз Идзанаги, появилась богиня Солнца Аматэрасу, которой Идзанаги отдал Равнину Высокого Неба. Из капель воды, омывшей нос, — бог бури и ветра Сусаноо, получивший Равнину Моря. Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу — брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа — люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха. Сусаноо принёс искупительную жертву, но всё равно был изгнан с Равнины Высокого Неба и поселился в стране Идзумо — западной части острова Хонсю.
После истории о возвращении Аматэрасу мифы перестают быть последовательными и начинают описывать отдельные, не связанные друг с другом сюжеты. Все они рассказывают о борьбе ками друг с другом за владычество над той или иной территорией. В одном из мифов рассказывается, как внук Аматэрасу, Ниниги, сошёл на землю, чтобы править народами Японии. Вместе с ним отправились ещё пять божеств, давших начало пяти наиболее влиятельным кланам Японии. Согласно другому мифу, потомок Ниниги Иварэхико (носивший при жизни имя Дзимму) предпринял поход с острова Кюсю на Хонсю (центральный остров Японии) и подчинил себе всю Японию, основав таким образом империю и став первым императором. Этот миф — один из немногих, имеющих датировку; он относит поход Дзимму к 660 году до н. э., хотя современные исследователи полагают, что отражённые в нём события в действительности происходили не ранее III века нашей эры. Именно эти мифы лежат в основе тезиса о божественном происхождении императорской фамилии. Отсюда и государственный праздник Японии — Кигэнсэцу, день основания империи, отмечаемый 11 февраля.
[править] Национализм
NBНа материке ближе всех к древнеяпонскому стоит язык царства Когурё, от которого и происходит слово Корея, а вот современный корейский происходит от языка царства Силла, в своё время завоевавшего Когурё, причём уже до нашей эры эти языки нехило отличались. После изоляции Японии нихонский язык стал похож на корейский ещё меньше, чем английский на немецкий, в чём-то аналогичные историческим родством. А вот и доставляющая статья Ланькова про Когурё и срач с участием северо-корейских, южно-корейских, ипонских и ВНЕЗАПНО китайских историков (спойлер:
считают Когурё столь же китайским, сколь и Намвьет
)
Согласно синтоизму, японцы — избранная нация, причём этого мнения не смогли изменить ни атомный экстерминантус, ни длящаяся по сей день американская оккупация. И даже несмотря на то, что премьер с парламентом назначаются и снимаются пиндосами, Япония считается одной из самых националистических стран мира, в том числе и законодательно. И, утратив внешний суверенитет, они сохранили такой национализм, что наши, да и европейские бонхеды обзавидовались бы. Фактически даже в наши дни гайдзин, обнаруживший себя в стране Нихон, будет чем-то средним между ниггером и макакой. О престижной работе, нормальной зарплате и хотя бы отношении, как к равному, лучше забыть. Впрочем, если гайдзин — азиат и по внешности похож на японца (как вариант, может пойти на операцию и сваять эпикантус, добавив складку: большие глаза у японцев считаются красивыми), то есть шанс натурализоваться (обязательно приняв японские имя и фамилию). Легче всего это получается у корейцев и китайцев, благодаря тому, что первые японцы по сути являлись колонистами из протогосударств упомянутых товарищей в период Яёй. Сами джапы и виабнутые это яростно отрицают, веря, что японский язык ниспослан богами, и всякая материковая шваль тут ни при чём.
Также японцы ассимилировали когда-то считавшихся отдельным народом окинавцев (вплоть до того, что страна имела собственные посольства в Китае и ВНЕЗАПНО в самой Японии) и пытались сделать то же во время правления в Кореи.
Читайте также: Визит премьер-министра Японии Абэ в храм Ясукуни – ужасающий удар по правосудию
Канонизация мифологии
Страна была объединена под властью правителя региона Ямато. А потому на вершине японского «Олимпа» оказалась богиня Аматэрасу, отождествлявшаяся с Солнцем. Она была объявлена праматерью правящего императорского рода. Все другие боги получили более низкий статус. В 701 году в Японии даже был учрежден административный орган «дзингикан», который ведал всеми отправляемыми в стране культами и религиозными церемониями. Королева Гэммей в 712 году приказала составить свод существовавших в стране верований. Так появилась хроника «Кодзики» («Записи о деяниях стариныи»). Но главной книгой, которую можно сравнить с Библией авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама), для синто стали «Нихон сёки» – «Анналы Японии, записанные кистью». Этот свод мифов был составлен в 720 году группой чиновников под руководством некоего О-но Ясумаро и при непосредственном участии принца Тонэри. Все верования были приведены в некое единство. К тому же в «Нихон сёки» приводятся и исторические события, повествующие о проникновение на японские острова буддизма, китайских и корейских знатных родов.
[править] Догматы
[править] Правила и заповеди
Нет! Поскольку синтоизм был, есть и будет народной религией, не имеющей ни основателя, ни проповедников, то, несмотря на многотысячелетнюю историю, не было выработано никаких правил. Даже священные книги вроде «Кодзики», «Нихонги» и просраного ныне «Кудзики» представляют собой не свод заповедей вроде Библии или Корана, а скорее исторический справочник вроде нашего «Слова о полку Игореве». Единственным чётким догматом является то, что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших поступков. Понимайте, как хотите.
[править] Синтоизм и перепихон
Самурай Ронин[1] справляет тризну
Отношение к сексу в синтоизме в высшей степени лояльно. В начале «Библии синтоизма» книги Кодзики так и написано:
«И сказал Идзанаги: У меня всё тело как тело, только есть одна выпуклость». «А у меня есть одна вогнутость. А не вставить ли нам одно в другое?» — ответила ему Идзанами.
Даже индуизм с его камасутрами не смог достичь ничего подобного. И после более близкого знакомства с японской культурой — равно как вообще, так и «сплетения ног» в частности — христианские Европа и Пиндостан были в лёгком ахуе. Даже при нынешней европейской раскрепощённости нравов достичь японского уровня пока не удалось. Одновременно синтоизм лоялен к ахтунгам всех сортов и родов. Как может понять анонимус, жанры юри и яой появились не на пустом месте. Так, после ВМВ америкосские миссионеры испытывали лютый butthurt, наблюдая, как во вроде бы покорённой ими стране миллионы японцев губят свои души грехом прелюбодеяния, а также фапанием, шликанием, гомосексуализмом и прочими изъёбствами, но поделать ничего не смогли.
Надо, впрочем, понимать, что множество сексуальных табу имеет довлеющая конфуцианская мораль, а также то, что в силу царящего патриархата сексуальная свобода женского пола крайне ограничена, и половая жизнь привязывается к семейной. Например, ямато-надэсико, традиционный идеал женщины, включает в себя хранение девственности до брака и, естественно, тотальную верность мужу. Так что отсутствие сексуальных табу в религии отнюдь не означает более свободного отношения к сексу в обществе. Настоящая японка всегда заплатит за мужа, которого привезли на такси из публичного дома, а потом даст люлей за закрытыми дверями.
[править] Синтоизм и традиции
Синтоизм имеет одно важное преимущество перед авраамическими религиями. Несмотря на довольно консервативное отношение к вопросам традиции и морали, синтоизм не отвергает науку и развитие цивилизации вообще. Конечно, во времена войны Босин нашлись свои фундаменталисты, но японцы это удачно пережили. Суть такова: поскольку синтоизм по существу — почитание предков и обожествление природы, в соответствии с законом развития и обновления природы (тут и без буддизма не обошлось, да), нет ничего плохого в том, чтобы перестроить храм из более новых и хороших материалов или банально приспособить новые технологии во всех аспектах жизни, где это возможно. Именно поэтому нельзя точно сказать, как выглядели пагоды в древности, ибо они были перестроены тучу раз. Подобное мировоззрение, не отвергающее новое, также стало одним из факторов японского экономического чуда, в то время как на Западе популярно мнение, что генная инженерия — это грешновато, ибо человек пытается стать «подобным Богу». Небольшое представление о духе синто можно почерпнуть из следующей цитаты:
В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.Педивикия
На сегодняшний день японцы утром совершают синтоистские ритуалы, днём медитируют в буддийском храме, а вечером идут на мессу в католический костёл. С ноября все активно готовятся к Кристмассу, торговые сети анонсируют скидки. Так и говорят: корэва курисумасу таймо!
[править] Духовенство
Синтоистские священники имеют целый ряд уникальных особенностей. Так, для них вполне нормально исповедовать другую религию или не исповедовать никакой, что является абсолютным нонсенсом для любого непосвящённого человека. Мальчики-священнослужители зовутся Каннуси
(moon. 神主), а девочки —
Мико
(moon. 巫女). На протяжении веков каннуси обычно получали свою должность от покойного батьки, но в наши дни для этого необходимо окончить специальный универ. А в течение последних лет 60-ти, под влиянием всеобъемлющего феминизма, в стройных ряды каннуси стали затёсываться и женщины. Алсо, одежда каннуси не имеет никакого религиозного смысла и чаще всего банально косплеит аристократический прикид XII века. Наконец, догматы синтоизма позволят каннуси ебаться и заводить отпрысков.
13yesПоказатьСкрыть
- стая Группа каннуси
- Подрастающее поколение каннуси
- Синтоистские священницы мико
- Фигурка мико явно для СШП: размер сисек намекаэ
С мико не всё так просто. Ходят неподтверждённые слухи, что в древности они использовали различные вещества, дабы поддерживать себя в состоянии транса. Впрочем, сим грешили представители почти всех религий. В отличие от каннуси, должность эта никогда не была наследственной, ибо мико запрещалось трахаться под страхом казни через заёб до смерти изгнания из б-гоугодной профессии жриц самой Аматэрасу и перевода в разряд обычных женщин. В наши дни большинство этих правил отошло на второй план, хотя незамужество мико всё равно остаётся обязательным требованием.
13yesПоказатьСкрыть
- NSFW|Глубокие переживания мико
- NSFW|Если приходится хранить безбрачие…
- NSFW|
- NSFW|И даже так
- NSFW|И так…
- NSFW|Не только манга, но и аниме
- NSFW|Кто сказал, что IRL всё не так???!!!
- Действуй!
Формы синтоизма
Храмовый синтоизм
Наиболее распространённая из организованных форм синтоизма в настоящее время — храмовый синтоизм. Храмы в честь различных ками начали возводить с самого появления синтоизма как организованной религии. К началу XX века число храмов достигло 200 000[источник не указан 1804 дня
], однако затем их количество сократилось, и в настоящее время в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов. Некоторые из них являются центрами синтоизма общеяпонского уровня, но большинство — относительно небольшие местные храмы, посвящённые отдельным ками.
При храме имеется жрец, проводящий обряды, и может быть некоторое количество постоянных служителей. В большинстве храмов жрец один, нередко совмещающий эту деятельность с какой-либо другой работой, и лишь в наиболее крупных жрецов может быть несколько. В малых храмах всю работу по поддержанию их в надлежащем состоянии и проведению праздников и богослужений выполняют сами прихожане на общественных началах.
Исторически храмы синто были общественными организациями, не имеющими центрального подчинения и управляемыми самими верующими. После реставрации Мэйдзи они были национализированы и поступили в ведение государства. После завершения Второй мировой войны храмы вновь обрели самостоятельность и стали частными организациями.
Синтоизм императорского двора
Существует ряд специфических синтоистских церемоний, проводящихся исключительно в трёх храмах, расположенных на территории императорского дворца в Токио, куда допускаются только члены императорской семьи и ряд придворных.
Центральный императорский храм — Касико-докоро, посвящённый мифологической прародительнице императорской семьи. Согласно мифам, Ниниги-но-микото, внук Аматэрасу, получил в дар священное зеркало Ята-но-кагами, символизирующее дух Аматэрасу. Зеркало впоследствии было помещено в храм Исэ, а его точная копия — в храм Касико-докоро. Второй императорский храм — Корэи-дэн, в котором, как считается, обрели покой духи императоров. Третий храм — Син-дэн, посвящённый всем без исключения ками, небесным и земным.
В прошлом проведение церемоний в императорских храмах было возложено на семьи Накатоми и Имбэ — кланы профессиональных потомственных священнослужителей. Сейчас наиболее важные богослужения проводит сам император, а некоторые торжественные церемонии возглавляются придворными знатоками ритуала. В целом ритуалы императорского синтоизма соответствуют принятому в 1908 году «Закону о церемониях».
[править] Язычество?
Большинство британских учёных не относят современный синтоизм к язычеству, находя этому туеву хучу объяснений, вроде: «они сидят при молитве не так», «они молятся по-другому». А суть тут в том, что, с точки зрения современного западного человека, язычество является необозримо отсталым и диким сабжем, мгновенно вызывающем аналогии с каменным веком или божками племени Тумба-Юмба. Напрашивается, конечно, вопрос о сравнении нравов Древней Греции и ранних Средних веков, но сейчас не об этом. Дабы не обижать японцев, было решено выделить синтоизм в отдельную религию. Впрочем, самим японцам похуй.
Храмовый синтоизм
Боги не имеют нужды обитать в зданиях. Поэтому храмы – это не жилища ками. Это скорее места, где собираются верующие прихода для отправления культа. Но, зная, что такое синтоизм, нельзя сравнивать японский традиционный храм с протестантской церковью. В главном здании, хондэн, хранится «тело ками» — синтай. Это обычно табличка с именем божества. Но таких синтаев может быть тысяча в других храмах. В хондэн молящиеся не входят. Они собираются в зале собраний – хайдэн. Кроме него, на территории храмового комплекса существует кухня для приготовления ритуальной пищи, сцена, место для практикования магии, другие пристройки. Ритуалы в храмах проводят жрецы, называемые каннуси.
[править] Синтоизм и другие религии Японии
[править] Синтоизм и буддизм
Синтоизм зело не любил кровь и тем более трупы. Не в том смысле, что убивать грешно, а в том, что контакт с кровью и трупами — зашквар, за который в храме забанят. Как следствие, древнее быдло любило послать похороны к Аматэрасу и просто выбросить труп на мороз. Завезённый из Кореи буддизм же стал особым заморским колдунством, которое освобождает от скверны и позволяет закопать покойничка по-человечески, и начал активно смешиваться с синтоизмом. Ками объявлялись защитниками будд, а буддийские святилища втыкались прямо внутрь синтоистских (чтоб к защитникам поближе). Потом ками стали считаться буддами, будды — ками, и срачи свелись к вопросу, кто же кого косплеит. Наконец, эту вакханалию забанили на государственном уровне и велели священникам определиться, кому они поклоняются. Но как только государственный запрет был снят, синкретический винегрет вернулся обратно.
Разумеется, в первые века прихода буддизма были и синтознутые ватники-долбославы, в лице рода Мононобэ, которые объявили всему иноземному местный джихад, что привело к маленькой гражданской войне. На стороне буддизма ВНЕЗАПНО выступил Ымперский прынц Сётоку, который отлично понимал, что буддизм отлично подходит на роль общей религии, способной навести марафет в верованиях всех японских племён, бо синтоизм в те века являл собою многие десятки всевозможных верований, менявшихся от местности (прямо как с объединением славянских племён при крещении Киевской Руси). Долбославы проиграли, и синтоизм на добрую тысячу лет стал религией простолюдинов, в отличии от поддерживаемого аристократией буддизма. За эту тысячу лет джапы настолько прониклись обеими религиями, что есть мнение, что чуть реже чем каждый нихонец ощущает себя и буддистом и синтоистом одновременно. На деле всё не так. Рядовой джап рождается и растёт соответственно догматам синтоизма (благо сабж не только не банит, но и поощряет получение всех естественных и неестественных удовольствий, не устанавливая никаких рамок), а старится, принимает ислам и погребается по буддистским канонам. Алсо, во время Второй Мировой японские буддисты были ярыми антимилитаристами, за что нередко отхватывали пиздюлей от Ымператорского правительства. В современной Японии обе религии прельстиво сосуществуют в радости и ласке.
[править] Синтоизм и сюгэндо
Суровый идол сюгэндо
Гибрид синтоизма с буддизмом и импортным китайским даосизмом. Было достаточно популярно в Японии в течение многих веков, но во время реставрации Мэйдзи было эффектно забанено. Несмотря на это, сюгэндо сохранилось до наших дней, пусть и в реформированном виде.
Самый известный широкой публике деятель Сюгэндо — Мироку из InuYasha
Читайте также: Японский праздник Обон — поминовение по-японски!
. Этим объясняется, почему он вроде бы монах, а всё равно хочет жениться. Монах-то он только во время обучения, а как закончит и вернёт обеты, то жениться будет уже можно.
[править] Синтоизм и христианство
◄ ►
япона мать Японская богоматерь
Дева Мария, таки да
Японская богородица с кавайным Христом в руках
А вот с учением Христа у проповедников вышел конкретный облом. Сначала оно завоёвывало популярность в течение XVI века, ибо с одной стороны смерть Христа за своих учеников совпадала с самурайскими понятиями о чести и достоинстве, а с другой — давало надежду притесняемым при жизни крестьянам надежду на рай после смерти. В какое-то время христианством была поражена аж 1/10 населения. Отстранённому от власти императору было глубоко по барабану, во что верит его народ, и не факт, что он вообще знал об этой новой вере за толстенными стенами казематов своего дворца. Тогдашний букэ но торё
Ода Нобунага относился к ним с пониманием, ибо иезуиты активно снабжали его армию огнестрельным оружием более высокого качества, чем произведённые в Японии образцы[2]. На некоторые издержки производства, вроде продажи христианами синтоистов и буддистов в рабство, он смотрел как на несущественную мелочь. Его преемник, Тоётоми Хидэёси, уже не ахал от восторга при виде новообращённых, но относился к распространению влияния этой еврейской секты без особой ненависти. Хотя иезуиты временами и попадали в опалу, они неизменно легализовывались вновь: всё-таки качественный огнестрел были поважней, нежели забота о вере подданных. Однако впоследствии местные синтонутые ватники (предположительно, в
хантэнах
, кимоно для холодной погоды, подбитых ватой) — династия Токугава во главе с Иэясу — вырезали и распинали на крестах иноверцев в порядке политики полного анального огораживания страны. Большинство было выпилено, остальные бежали либо были обращены в буддизм, тогдашнюю государственную религию. А немногие выжившие христиане ВНЕЗАПНО стали большими фанатами бодхисатвы Каннон
(спойлер:
поскольку молиться распятию Христа было слишком палевно, многие перешли на молитвы Святой Деве Марии, замаскированной под буддийскую Авалокитешвару
)
. В общем-то, была в таком политическом ходе немалая доля здравого смысла — кабы Иэясу своевременно не послал христозников в пешее эротическое, народ Страны Восходящего Солнца вполне мог испытать на своей шкуре диктатуру святой церкви и сопутствующие ей прелести.
После поражения Японии в войне и утраты ей независимости америкосы рассчитывали на быструю христианизацию покорённой страны и… потерпели epic fail. Японцы показали неприличный жест всем проповедникам и, за исключением 1% ренегатов, остались при своей вере. Убедившись в бессмысленности своих проповедей, пиндосы вывели своих миссионеров. Хоть число христознутых медленно, да растёт, в наши дни в Японии лишь около 2 миллионов христиан, которые при населении страны в 127 лямов никакой значимости не играют. Даже во многих муслимских странах доля в разы больше. Символизирует, что среди премьер-министров процент христиан намного выше, чем в среднем по стране — из 55 премьеров восемь христиан.
Что, кстати, совершенно неудивительно: у японской элиты есть давняя традиция проникать во власть целыми семейными кланами, так что у премьер-министра предки обычно тоже министры и замы. А вплоть до 1930-х годов илитное образование со знанием европейских языков (что полезно в карьере дипломата) можно было отхватить в католическом или протестантском колледже (а самые мажоры ехали прямо в Европу). Им и достались места буйных синтоистов, вычищенных американской администрацией, и именно дети этих начальников стали начальниками теперешних японских детей.
Также в продолжение темы японского христианства рекомендуется прочитать статью про митрополита Токийского и вся Японии Данииила.
[править] Синтоизм и прочие религии
В силу своей лояльности и пофигизма синтоизм вполне спокойно относится ко всем прочим религиям Японии (хотя тех и менее доли процента каждой). Современный синтоист смело может отмечать все религиозные праздники, смешивая собственные, Рождество, а кое-где даже даже шахсей-вахсей курбан-байрам, не являясь ни христианином ни, тем более, муслимом. Почему? Дык так веселее, да и от лишних праздников, даже не официальных, ещё никто не отказывался. Современный синтоист может быть даже атеистом, но свято исполнять все ритуалы, дабы не разгневать духов предков. Иными словами, никакого анального огораживания от других религий нет в принципе.
[править] Синтоизм и конфуцианство
Микадо — главный священник не только в синтоизме, но и в конфуцианстве. Строго говоря, это не религия, а учение, правда, разницы народ обычно не видит. Как и буддизм, пришло из Китая, но, в отличие от последнего, государственной религией/идеологией никогда не становилось (хотя обязательно изучалось придворными аристократами кугэ и до сих пор входит в обязательную программу обучения принцев), а посему особенно с Японией не ассоциируется. Придворным конфуцианские методы управления были весьма по нраву, но Императору конфуцианская идея «мандата неба», оправдывающая смену династий, абсолютно не импонировала. В итоге конфуцинство было в Императорском Дворе строго для закрытого внутреннего пользования, но отнюдь не для распространения среди народа, чтобы не сеять крамольные мысли о «мандате неба».
Домашние алтари
Посещать храмы для верующего японца совсем необязательно. Ведь ками существуют везде. И чтить их можно тоже повсеместно. Поэтому наряду с храмовым очень развит домашний синтоизм. В Японии в каждой семье существует такой алтарь. Его можно сравнить с «красным углом» в православных избах. Алтарь «камидана» представляет собой полку, где выставлены таблички с именами различных ками. К ним также добавляются обереги и амулеты, купленные в «святых местах». Чтобы задобрить души предков, на камидана ставятся и подношения в виде моти и водки сакэ. В честь умершего на алтарь кладут и какие-то вещи, важные для покойника. Иногда это может быть его диплом или приказ о повышении по службе (синтоизм, кратко говоря, шокирует европейцев своей непосредственностью). Затем верующий омывает лицо и руки, встает напротив камидана, несколько раз кланяется, а потом громко хлопает в ладоши. Так он привлекает внимание ками. Потом тихо молится и снова кланяется.
[править] Синтоизм в аниме
Мико в аниме
Многие анимешники, прочитав всё вышенаписанное, зададутся логичным вопросом: «а почему тема синтоизма так слабо раскрыта в аниме, и одновременно там сравнительно много (для страны с таким низкой долей христознутого населения) отсылок к христианству?» Причина необычайно проста: вы когда-нибудь видели отечественный фильм, где священник будет бегать с шотганом и мочить чертей (Охлобыстин не в счёт)? А американский? В глазах любого последователя или потомка последователей одной еврейской секты этот юмор будет неуместен. Даже если и найдутся желающие снять кинцо на указанную тему, ХГМ-нутые патриархальные круги общества анально покарают не одобрят сию затею. Для японцев, необычайно уважающих традицию и культ предков, снимать анимешки про синтоизм — значит посягать на нечто сакральное.
Впрочем, аниме про синтоизм всё-таки имеются, хотя и не так разнообразны. Список:
- ИнуЯся — всё как положено: мико, демоны, битвы колдунством и даже буддистский монах-бабник имеется
- В лесу мерцания светлячков
- Богиня-школьница
- Тетрадь друзей Нацумэ
- Мусиси
- Серебряный лис
- Внук Нурарихёна
- Таютама — поцелуй мою богиню
- Инари в нашем доме
- Жрица Луны, жрица Солнца
- Noragami (Бездомный Бог)
- Большинство из работ дедушки Ха.
- «Воин в матроске» Сейлор Марс, она же Рэй Хино, является Мико, жрицей синто. Даже использует особую уличную синтоистскую магию.
- И, конечно же, Тохо.
Тем не менее, всё вышесказанное касается только аниме про
синтоизм. Однако хотя бы небольшие отсылки к обычаям, легендам или обрядам синто есть почти в каждом аниме. Японское фэнтези и ужасы чуть менее чем все основаны на синтоистских легендах.
Синтоизм боги.
Как и во многих других древних религиях, божества «синто» представляют важные астрологические, географические и метеорологические явления, которые когда-либо случались и считались влияющими на повседневную жизнь.
Богами создателями считаются: Богиня творения и смерти — Идзанами и ее муж Идзанаги. Именно их принято считать создателями островов Японии. Дальше по иерархии, верховными божествами принято считать богиню солнца – Аматерасу и ее брата Сусаноо –бога моря и бури.
К другим значимым божествам в синтоизме можно причислить бога-богиню Инари, которая считается покровительницей риса, плодородия, торговли и ремесленничества. Посланник Инари — лиса, популярная фигура в храмовом искусстве.
Также в синтоизме особым почтением пользуются так называемые – «Семь богов счастья»:
- Эбису – бог удачи и трудолюбия, который считается покровителем рыбаков и торговцев;
- Дайкоку – бог богатства и покровитель всех крестьян;
- Бисямонтэн – бог воин-защитник, бог богатства и процветания. Очень почитаем среди военных, врачей и служителей закона;
- Бэндзайтэн – богиня морской удачи, любви, знаний, мудрости и искусства;
- Фукурокудзю – бог долголетия и мудрости в поступках;
- Хотэй – бог доброты, сострадания и добродушия;
- Дзюродзин – бог долголетия и здоровья.
Вообще пантеон синтоистских богов очень велик и в него входят различные божества, отвечающие практически за все аспекты человеческой жизни.
[править] Галерея
13yesПоказатьСкрыть
- Синтоистский храм. Вид изнутри
- Идолопоклонники в синтоистском храме
- Ками
- За умеренную плату можно приобрести специальную дощечку и нацарапать пожелание к японским богам.
- Японские боги умеют читать и по-японски, и по-английски, и по-тайски (и по-польски, да не обманет латиница анонимуса!)
- Камень для загадывания желаний в синтоистском храме
- Дед Мазай и заяц[3]
- Даже наши слова в синтоисткой кумирне
- Казалось бы, при чём тут ЕРЖ
Тории
В каждом синтоистском алтарном помещении есть хотя бы одни тории — особая арка. Во многих же алтарях их сотни и они образуют длинные коридоры. Считается, что тории происходят из древности и служили местом, где сидели священные птицы данного храма. Само слово тории означает «птицы». Птицы символизируют начало дня и начало моления. Сегодня тории обозначают вход в священное синтоистское место, помогают нагляднее представить связи между мирским и духовным. Иногда тории встречаются на озерах, и в этом случае они означают священную природу самого этого места.
Поделиться ссылкой
[править] Примечания
- См. невыбритый лоб и узкие простолюдинские штаны. Самураи, служившие «на дядю», выбривали лоб до темечка и носили широкие плиссированные шаровары хакама.
- Японцы овладели огнестрельным оружием, как минимум, на столетие раньше европейцев, но совершенно не прикладывали усилий для его усовершенствования. Аркебузы европейцев в сравнения с японским огнестрелом были что гауссган в сравнении с самопалом. Даже во второй половине XIX века, когда вовсю шмаляли пулемёты гатлинга, японцы владели лишь фитильными теппо, вышедшими из употребления в остальном мире уже во второй половине XVII века.
- На самом деле это один из главных синтоистских богов, Окунинуси, и его кореш, божок поменьше, Белый Заяц Инаба, персонажи известной синтоистской легенды.
[ + ]
«Синтоизм — опиум для народа!»Боги и пророкиMihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри ЯпутраCекты и сектантыАум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм (666 • Лавей) • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • ХаризматыКульты от балдыInglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича ПетросянаНепременные атрибутыАгасфер • • Анафема • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонiчно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова • Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризисРевнители верыMC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Поклонская • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • ЭнтеоЯзычникиАратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • КрадаКрамольные книгиБожественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-сусликЕресьBrb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо [ + ]
Синтоизм имеет отношение к стране восходящего солнца, десу!ЯзыкГуро • Десу • Иероглиф • Именные суффиксы • Ковай • Мунспик • Нанодесу • • Система ПоливановаКультураAMV • J-Rock • MAD • Paper Child • Айкидо • Аниме • Дзен • Дорама • Кавай • Косплей • Манга • Оригами • Синтоизм • Три обезьяны • Хагакурэ • ЭрогеТипажиАйдору • Камикадзе • Лоли • Ниндзя • Отаку • ОЯШ • Самурай • ХиккиЛюдиHard Gay • Magibon • Zoomjap • Сатоси Кон • Лэйдзи Мацумото • Митрополит Токийский Даниил • Хаяо Миядзаки • Невада-тян • Хироо Онода • Макото Синкай • Кэри-Хироюки Тагава • Тиёми ХасигутиПродукцияDance Dance Revolution • Guilty Gear • IOSYS • Hello Kitty • MSX • Resident Evil • Silent Hill • Subaru • Super Sentai • Touhou Project • VHS • Бичпакет • Годзилла • Караоке • Катана • Консоли • Суши • Тамагочи • Фингербокс • ФугуИнтернеты/ja/ • Lolifox • OS-tan • Ruby • Sage • Yaranaika • Гайдзин ёнкома • Длиннокот • Имиджборд (2channel • Futaba) • Канакапча • Моэ-антропоморфизм • Оэкаки • ПедобирПрочееGeddan • Imaichi-tan • Special Feeling • Аокигахара • Аум Синрикё • Буккакэ • Имдинская война • Курильские острова • Мику Хацуне • Монорельс • Нека (Танака-нэко) • Рулесрач • Русско-японская война • Советско-японские войны • Схватка двух йокодзун • Флаг на Иводзиме • Фукусима 1