Кодекс самурая «бусидо» гласит, что жизнь самурая является подготовкой к смерти. Почетной смертью считается смерть в бою, от меча соперника, или через ритуальное самоубийство, известное как сэппуку. Разрезая себе живот, в котором обитает душа, самурай заявляет о чистоте своих помыслов, внутренней силе и правоте, мужском достоинстве, чести и мужестве. Без страха смерти, с достоинством перед небом и соплеменниками уходя в иной мир. Для проведения данного ритуала используется специальный нож – кусунгобу. Поговорим о нем и разберёмся в чем разница между сеппуку и харакири.
Нож для сеппуку кусунгобу.
Что такое харакири
В Японии дань культуре, чести, народу, феодалу, хозяину – превыше всего. Даже собственной жизни. Кодекс самураев говорит, что такое харакири. Это ритуальное, собственной рукой самоубийство, принятое среди высшего сословия знати Японии, самураев.
Харакири бывает добровольное, реже добровольно-принудительное – определенного рода наказание. Самурай ритуальным самоубийством сохранял собственную честь, доброе имя своей семьи.
Практиковали харакири, если затрагивалась честь самого самурая, либо феодала – начальника. А как делают харакири – это сложный ритуальный процесс, с массой тонкостей, мельчайших нюансов, которые помогали душе отойти в мир иной. Такой ритуал был привилегией исключительно знати – простой крестьянин не мог проводить его.
Читайте также: Великое землетрясение Канто: 90% погибших приходилось на Токио и Йокогаму
А чем делают жертвенное убийство своей рукой – это было личное оружие самого самурая, специальные мечи, ножи. Особым вниманием важно виделить такие ножи как кугуносбу или танто.
Этимология
«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что «сэппуку» пишется 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», китайско-японские чтения), а «харакири» наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот», используются «кунные», японские чтения). Часто указывают, что «харакири» несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом». В действительности, 切腹 («сэппуку»), «онное» прочтение, используется только в официальной речи, в разговорной же речи японцы используют «харакири», соответственно, не вкладывая в это какого-либо уничижительного смысла. Таким образом, «харакири» — это разговорный, а «сэппуку» — письменный термин, и они обозначают одно и то же действие[2].
О сепуку
А что такое сепуку, в чем состоит его отличие от харакири – это возвышенный ритуал, проводимый, если самураи покрывает себя позором. Если харакири предусматривает простое вспарывание живота, говор в простонародье бытовой вариант ритуального убийства собственно рукой – сепуку это сложный в своем проведении, подготовке ритуал.
Как проводят ритуал сепуку – самурай разрезал живот крестом, буквой Х, всего двумя движениями. Хотя в более поздние сроки применяли не такой болезненный метод, когда самурай просто втыкал в живот меч или же нож, наваливаясь всем телом. Такой способ самоубийства практиковали римские легионеры, плененные врагами, считая последний благородным способом ухода из жизни. Смерть от своей руки лучше, нежели плен.
Главная разница, которая существует между данными понятиями – сам самурай, который совершал сепуку, не должен кричать, корчиться от боли, падать. Он делал собственную смерть не просто ритуальным самоубийством – красивое священное действие, показывающее насколько его душа чиста, как он предан своему роду, хозяину.
Женщина из высшего сословия, жена самурая, также могла совершать ритуальное убийство собственно рукой. Правда проводился последний в упрощенном варианте, был не таким помпезным, как у мужчин, применяя исключительно ножи. Последними вскрывали яремную вену на шее или же вонзали, пронизывая сердце. Обязательно она обязана склонить голову на левую сторону. Это определенный символ, поза увядающего цветка, конины жизни. Проводилось ритуальное женское убийство от своей руки по правилам наедине с самим собой, без свидетелей – только так его признавали, как искупление.
Ссылки
В Викисловаре есть статья «харакири»
- Jack Seward, Hara-Kiri: Japanese Ritual Suicide
(Charles E. Tuttle, 1968) - Christopher Ross, Mishima’s Sword: Travels in Search of a Samurai Legend
(Fourth Estate, 2006; Da Capo Press 2006) - [kyushu.com/gleaner/editorspick/seppuku.shtml Seppuku] — A Practical Guide (tongue-in-cheek)
- [www.win.net/ratsnest/archive-articles21/fog0000000384.html The Fine Art of Seppuku]
- [japan-talk.ru/obichai/iskusstvo-harakiri.html Искусство харакири]
- [www.zuihoden.com/ Zuihoden] — Мавзолей Дате Масамунэ — Когда он умер, двадцать его сторонников убили себя, чтобы служить ему в следующей жизни
- Seppuku and «cruel punishments» at the end of Tokugawa Shogunate [turandot.ish-lyon.cnrs.fr/Artworks.php?ID=168]
- [www.sengokudaimyo.com/ SengokuDaimyo.com] The website of Samurai Author and Historian [en.wikipedia.org/wiki/Anthony_J._Bryant Anthony J. Bryant]
Истории кроваво ритуала
Историки говорят, что харакири, как ритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становления философии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласно устоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность. Никогда в сердце, голове, иной части тела.
Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:
- самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, его намерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
- таким способом самурай способен оправдаться сразу между небом – людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
- но нередко практика такого убийства от своей руки обусловлена постоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.
Сам ритуал сепуку пик популярности завоевал в средневековье. В 1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории. Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора. Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях. Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая – Бусидо.
Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзи представленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование на законодательном уровне. На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра, вчера занимает немаловажное место.
Кто совершил сеппуку?
Немало известных и знатных японцев совершили сеппуку. Например, генерал императорской армии Корэтика Анами. Незадолго до поражения во Второй мировой войне он был назначен руководителем армии. Уже на следующий день после подписания капитуляции он совершил традиционное ритуальное японское самоубийство. Так что эти традиции не остались в Средневековье, а активно применялись и в XX веке.
Еще один известный случай произошел в XVI столетии. Военный и политический лидер страны Ода Нобунага покончил собой после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны. Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден совершить сеппуку, находясь в окружении свиты и нескольких приближенных. Сегодня он считается одним из самых выдающихся самураев в японской истории.
Ритуальные самоубийства в современной Японии
Читайте также: Миллион исчезнувших японцев: все о феномене хикикомори
Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить свое доброе имя.
Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным, взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается – это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии. Для сепуку так важно не просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство. Это способ признать собственные ошибки.
Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати, но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня? Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири, сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном своем виде.
Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.
Как проходило самоубийство?
Теперь подробнее разберемся в том, что собой представляли сеппуку и харакири. Описание ритуала приводится в многочисленных японских средневековых текстах.
Самое главное, самоубийца прорезает себе живот поперек слева направо. Причем сделать это нужно дважды. Сначала по горизонтали, начиная от левого бока и заканчивая возле правого. А потом вертикально — от диафрагмы до самого пупка.
Со временем этот способ стали применять не только для самоубийства, но и для привилегированной смертной казни. Для нее разработали свой, отдельный ритуал. Он заключался в том, что помощник приговоренного к смерти в определенный момент срубал ему голову.
При этом между обезглавливанием по сеппуку и обычным обезглавливанием, которое также существовало в Японии, имелась большая юридическая разница. Лишиться головы через сеппуку могли только привилегированные особы. Обычным же людям её просто рубили.
Буддизм и приятие смерти
Наиболее очевидный ответ на этот вопрос — дело в религии. Да, христианство признало самоубийство (даже в бою!) грехом, и в законах государств Запада оно стало преступлением — падающие на собственные мечи римские командиры остались в прошлом. Ещё более важным был страх рыцарей умереть без покаяния, без предсмертной исповеди. Да, в буддизме к смерти отношение было более спокойным. Популярный в Японии в то время дзэн-буддизм подчёркивал неоднозначность и иллюзорность линии, отделяющей смерть от жизни.
Но при этом в буддизме убийство так же, как и в христианстве, считалось тяжким грехом. Противоречие между требованиями религии и собственным образом жизни японские аристократы очень хорошо чувствовали. Вот ещё одна знаменитая сцена из «Повести о доме Тайра»:
«Мне хотелось бы пощадить тебя, утерев слезу, — сказал Кумагай. — Но ты видишь, наших воинов много — целые тучи! Раз уж всё равно тебе погибать, лучше умри от моей руки, а я буду молиться за твою душу!
— Не медли же, рази поскорей! — отвечал юноша.
От великой жалости сердце Кумагая, казалось, остановилось; не в силах собраться с духом, он не знал, куда направить удар. Но бесконечно медлить было нельзя, и, обливаясь слезами, он снял юноше голову.
— Увы, нет доли прискорбней, чем удел самурая! Разве пришлось бы мне испытать столь горькую муку, родись я не в семье самурая? Какое безжалостное убийство я совершил! — так изливал он горе, переполнявшее сердце, и, закрыв лицо рукавом, проливал горючие слезы… И внезапно в душе Кумагая созрела решимость уйти от мира».
Читайте также: Фудзи — загадочная гора Японии, окутанная тайной, религией и духовностью
В христианстве в те же века разрабатывалась теология «священной войны», оправдывающая определённые формы смерти и убийства. Более того, если в Японии уйти в монахи означало отказ от насилия, католическая церковь «обвенчала» войну и веру в духовно-рыцарских орденах, члены которых брали на себя монашеские обеты и при этом воевали с врагами. Таким образом, религия сама по себе ничего не объясняет. Остаётся только развести руками и всё объяснить культурными различиями — дескать, это уникальная японская культура заставляла самураев считать плен бесчестьем, а жестокое самоубийство — достойным и прекрасным поступком.