- Древнейшие доспехи
- Досамурайские доспехи[править]
- Танко[править]
- Кэйко[править]
- О-ёрой
- Доспехи до эпохи самураев
- Танко (短甲)
- Кэйко (挂甲)
- Особенности ламеллярной брони
- Кираса
- Использование кожи
- Наплечники и набедренники
- Самурайские доспехи из… Торопца!
- Кабуто
- Одежда под доспехом
- Пешая броня
- Классические самурайские доспехи — кодзан-до
- О-ёрой (大鎧)
- До-мару (胴丸)
- Мару-до-ёрой
- Харамаки (腹巻)
- Ёрой-харамаки
- Хараатэ
- Новые веяния
- Содержание
- Мару-до
- Самурайские доспехи эпохи Сэнгоку — тосэй-гусоку (当世具足)
- Мару-до
- Хон-кодзанэ-мару-до
- Нуинобэ-до (Хон-иёдзанэ-нуинобэ-до)
- Окэгава-до
- Хиси-тодзи-до (Хиси-нуи-до)
- Унамэ-тодзи-до (Мунэмэнуи-до)
- Дангаэ-до
- Хотокэ-до
- Утидаси-до
- Нио-до
- Катахада-нуги-до
- Юкиносита-до (Сэндай-до)
- Яро-до
- Намбан-гусоку (南蛮胴)
- Хатомунэ-до (Омодака-до)
- Тамэси-гусоку
- Татами-до
- Окаси-гусоку
- Наручи и поножи
- Переходной-доспех — Могами-до
- Меч самурая
Древнейшие доспехи
Самурайская броня не могла возникнуть из ниоткуда. У нее был важный предшественник-прообраз – танко, использовавшийся до VIII века. В переводе с японского языка это слово означает «короткий доспех». Основой танко была железная кираса, состоявшая из отдельных металлических полос. Внешне она походила на примитивный корсет из кожи. Танко удерживался на теле воина благодаря характерному сужению в поясной части.
Эта броня воплотила многие идеи, которые были развиты в Средние века в форме классической самурайского доспеха. Но были в танко и примитивные недостатки. Так особенности конструкции не позволяли использовать его в конном бою, так как сидеть на лошади в таком одеянии было крайне неудобно. Кроме того, у этого доспеха отсутствовали поножи.
Досамурайские доспехи[править]
Kofun period, 5th century
Файл:Keiko-tanko-Furui.jpg Танко и Кейко (без шлемов наплечников, наручей и юбок)
Танко[править]
Является древнейшим японским железным доспехом, по форме представлял собой ламинарный халат с плотно облегающей тело кирасой из железных полос, воспроизводящей форму более раннего доспеха из кожи (смахивавшего на кожаный корсет), с латным ожерельем, с гибкими наплечниками длинной до локтей, и длинной колоколообразной юбкой, в отличие от юбок более поздних доспехов, годной лишь для пешего боя. С доспехом носились трубчатые наручи с ламеллярными полурукавицами, частично прикрывающими кисть (оставляя пальцы открытыми), и шлем с небольшим гребнем, выступающим вперёд, как клюв, и ламинарным назатыльником характерной японской формы полукругом. Поножи отсутствовали. Стоит отметить, что, если не считать негодности к конному бою (трудно сказать как обстояло с удобством для стрельбы из лука), то доспех был весьма совершенным и, если не считать отсутствия поножей, благодаря жёсткости конструкции обеспечивал в пешей рукопашной гораздо лучшую защиту, чем более поздние козан-до
Читайте также: Катана и Вакидзаси. История японских мечей
.
Кэйко[править]
Ламеллярный доспех в форме танко
, с более короткой юбкой с разрезами, созданный после появления в Японии лошадей и конного боя с континента.
Танко
оказался совершенно непригодным для конного боя, а импортных ламелляров из Кореи и Китая не хватало на всех всадников (лошади, в отличие от доспехов, умели размножаться). Поскольку
кейко
, в отличие от точно подогнанного по фигуре
танко
, был безразмерным, то и наручи стали часто делать безразмерными — шинной конструкции. Гребень-клюв на шлеме исчез и уступил место козырьку.
С ростом популярности конного боя ламинарные танко
оказались полностью вытеснены ламеллярными
кэйко
, так как основные заказчики
танко
перешли на конный бой и теперь носили
кэйко
, а те, кто сражался пешком, не могли позволить себе заказать
танко
(который изготавливался точно по фигуре заказчика).
О-ёрой
Оригинальность, которой отличались доспехи самурая, сложилась по множеству причин. Первостепенная заключалась в изолированности Японии от окружающего мира. Эта цивилизация развивалась достаточно обособлено даже по отношению к своим соседям – Китаю и Корее. Подобная черта японской культуры отразилась на национальном оружии и доспехах.
Классической средневековой броней в Стране восходящего солнца считается о-ёрой. Это название можно перевести как «большой доспех». По своей конструкции он относился к ламеллярному (то есть пластичному типу). В японском языке подобные доспехи в целом называли кодзан-до. Они делались из переплетенных между собой пластинок. В качестве исходного материала использовалась толстая продубленная кожа или железо.
Доспехи до эпохи самураев
Танко, период Кофун, V век н. э.
Танко (短甲)
Дословно — «короткий доспех». Танко является древнейшим японским железным доспехом и имел в своей основе сделанную по форме тела открывающуюся спереди кирасу, склёпанную (или, возможно, в отдельных случаях накрепко стянутую шнурами) из отдельных железных полос и воспроизводящую форму более раннего доспеха из кожи, похожего на кожаный корсет. На теле такая кираса удерживалась без плечевых ремней, за счёт сужения на поясе, сверху оставаясь открытой; её дополняли латное ожерелье (своего рода горжет), гибкие ламинарные наплечники до локтей и длинная колоколообразная ламинарная же юбка. Также с этим доспехом носились трубчатые наручи с ламеллярными полурукавицами, частично прикрывающими кисть (оставляя пальцы открытыми), и шлем с выступающим вперёд, как клюв, небольшим гребнем и ламинарным назатыльником характерной японской формы — полукругом. Поножи отсутствовали.
Танко. Токийский национальный музей.
Из-за своих конструктивных особенностей танко был предназначен исключительно для пешего боя — сесть в нём на лошадь было невозможно. В остальном, по своей конструкции он был весьма совершенен, и, если не считать существенным недостатком отсутствие поножей, обеспечивал в пешей рукопашной гораздо лучшую защиту, чем более поздние кодзан-до
благодаря жёсткой латной кирасе.
Очень похожие на танко кирасы использовались также в Корее эпохи Трёх Царств, что заставляет некоторых исследователей говорить о континентальном происхождении этого типа доспеха.
Танко с ламеллярной юбкой. Токийский национальный музей.
Танко (кираса повернута спиной), шлемы сёкаку-цуки-кабуто (ближний) и мабидзаси-цуки-кабуто (дальний). Токийский национальный музей.
Кэйко (挂甲)
«Висячий доспех» — отчасти стилизованная под танко
Читайте также: Заметки о Японии. Храм Сэнсо-дзи (Senso-ji)
разновидность классического для Восточной Азии ламеллярного доспеха из связанных друг с другом пластин, крепящегося на плечах (отсюда название —
кэйко
«свисал» с плеч воина) и с более короткой относительно
танко
юбкой с разрезами. Был создан после того, как в Японию с континента проникли традиции конного боя.
Танко
оказался для него совершенно непригодным, а импортных ламелляров из Кореи и Китая не хватало на всех всадников (лошади, в отличие от доспехов, умели размножаться). Поскольку
кэйко
, в отличие от точно подогнанного по фигуре
танко
, был безразмерным, то и наручи стали часто делать безразмерными — шинной конструкции. Гребень-клюв на шлеме исчез и уступил место козырьку.
С ростом популярности конного боя доспехи танко
оказались полностью вытеснены ламеллярными
кэйко
, так как основные заказчики
танко
перешли на конный бой и теперь носили
кэйко
, а те, кто сражался пешком, не могли позволить себе заказать
танко
(который изготавливался точно по фигуре заказчика). Тем не менее, эти типы доспеха сосуществовали в течение достаточно длительного периода времени.
Особенности ламеллярной брони
Пластины были основой почти всех японских доспехов на протяжении очень долгого времени. Правда, этот факт не отменял того, что их производство и некоторые их характеристики менялись в зависимости от даты на календаре. К примеру, во времена классической эпохи Гэмпэй (конец XII века) использовались только крупные пластины. Они представляли собой четырехугольники длиной 6 и шириной 3 сантиметра.
В каждой пластине проделывалось 13 отверстий. Их располагали двумя вертикальными рядами. Количество отверстий в каждом из них отличалось (6 и 7 соответственно), поэтому верхний край имел характерную наклонную форму. В дырочки продевались шнурки. Они соединяли между собой по 20-30 пластинок. С помощью такой нехитрой манипуляции получали гибкие горизонтальные полосы. Их покрывали специальным лаком, производимым из сока растений. Обработка раствором придавала полосам дополнительную гибкость, которой отличались все тогдашние доспехи самурая. Шнурки, соединявшие пластины, по традиции делали разноцветными, благодаря чему броня получала узнаваемый красочный вид.
Кираса
Главной частью доспеха о-ёрой являлась кираса. Ее конструкция отличалась примечательной оригинальностью. Живот самурая по горизонтали закрывался четырьмя рядами пластинок. Эти полосы почти полностью обхватывали тело, оставляя небольшой зазор на спине. Конструкция соединялась с помощью цельнометаллической пластины. Ее пристегивали с помощью застежек.
Верхняя часть спины и грудь воина прикрывались еще несколькими полосами и металлической пластиной с характерным полукруглым вырезом. Он был необходим для свободных поворотов шеи. Отдельно делались кожаные наплечники, прикрепляемые ремнями. Особенное внимание уделялось местам с застежками. Они были самыми уязвимым частями доспеха, поэтому их прикрывали дополнительными пластинами.
Использование кожи
Всякая металлическая пластина покрывалась прокопченной толстой кожей. Для каждого обмундирования из нее изготавливалось несколько кусков, самый крупный из которых прикрывал всю переднюю часть туловища воина. Такая мера была необходима для удобства стрельбы. При использовании лука тетива скользила по броне. Кожа не позволяла ей задевать выступающие пластины. Такая случайность могла многого стоить во время сражения.
Куски кожи, которыми покрывались самурайские доспехи, прокрашивались с помощью трафарета. Чаще всего использовались контрастные голубые и красные цвета. В эпоху Хэйан (VIII-XII вв.) рисунки могли изображать геометрические (ромбы) и геральдические (львов) фигуры. Также распространенными были растительные орнаменты. Во времена периодов Камакура (XII-XIV вв.) и Намбокуте (XIV в.) стали появляться буддийские изображения и рисунки драконов. Кроме того, исчезли геометрические фигуры.
Еще одним примером того, как эволюционировали доспехи самурая, могут послужить нагрудные пластины. В период Хэйан их верхний край приобрел элегантную изогнутую форму. Каждая такая металлическая пластина украшалась медными позолоченными накладками разных форм (например, мог быть изображен силуэт хризантемы).
Наплечники и набедренники
Название «большой доспех» закрепилось за самурайской броней о-ёрой благодаря характерным широким наплечникам и набедренникам. Они придавали обмундированию оригинальный, ни с чем не схожий облик. Набедренники делались из все тех же горизонтальных рядов пластин (по пять штук на каждый). Эти элементы доспеха соединялись с нагрудниками с помощью кусков кожи, покрытых узорами. Боковые набедренники лучше всего защищали бедра самурая, сидевшего в седле лошади. Передние и задние же отличались наибольшей подвижностью, так как, в противном случае, они могли мешать при ходьбе.
Самой заметной и экзотической частью японской брони были наплечники. Аналогов им не было нигде, в том числе и в Европе. Историки считают, что наплечники появились в качестве модификации щитов, распространенных в армии государства Ямато (III-VII вв.). У них действительно было немало общих черт. В этом ряду можно выделить значительную ширину и плоскую форму наплечников. Они были достаточно высокими и даже могли поранить человека при активном махании руками. Для исключения подобных случаев края наплечников делались округлыми. Благодаря оригинальным конструкторским решениям эти детали брони были достаточно подвижными несмотря на свой ложный громоздкий вид.
Самурайские доспехи из… Торопца!
Здание Торопецкого краеведческого музея находится в церкви Богоявления Господня
Что за шум во дворе? Это пугало загрохотало, свалившись с грядки! Бонтё
Читайте также: Жесты, которые не стоит показывать в разных странах
Доспехи и оружие самураев Японии.
Наконец-то у нас в стране в области музейного дела стали происходить значимые изменения. Ты обращаешься, а тебя не отфутболивают, поскольку «витрину трудно открывать», и не заламывают бешеных цен, а просто реально помогают. Впрочем, тут не обошлось без научно-технического прогресса. Раньше было трудно сфотографировать объекты экспозиции и людям часто просто не хотелось с этим связываться, тогда как сегодня сделать фотографии на мобильный телефон может практически каждый. Да и Интернет нам всем в помощь: в прошлый раз в комментариях кто-то написал про самурайские доспехи в музее Торопца. Я заглянул в Сеть: да, такие доспехи там есть, и есть их фото, пусть и плохого качества.
Вблизи видно, что здание церкви/музея требует хорошего ремонта, но издали… Издали оно очень красиво
Осталось только написать в администрацию музея, что я и сделал. И вскоре получил ответ от заведующей Торопецким филиалом ГБУК ТГОМ Покрашенко Е.Н. с прекрасно сделанными фотографиями и даже приложенным текстом статьи, посвященной имеющимся в их экспозиции доспехам. Что ж, отлично, всегда и везде бы так, потому что именно так музеи и должны работать. Всюду не наездишься, я, например, в тот же Торопец никогда не поеду, однако о доспехах, что там экспонируются, мы все, читатели «ВО», благодаря этому узнаем.
И сверху тоже! Настоящая русская природа во всем своем естественном и рукотворном очаровании!
Ну а начнем мы с истории, с того, как эти доспехи появились в старинном русском городе Торопце. Оказывается, в музей они поступили в 1973 году от потомков военного министра Российской империи и главнокомандующего Маньчжурской армией в 1904 -1905 гг. генерал-адъютанта Н.А. Куропаткина. В 1903 г. он побывал в Японии с официальным визитом, где их ему, скорее всего, и подарили. Именно так они попали в его тверское имение Шешурино, а из него, уже в наши дни, — в музей. Более подробной информации по поводу их появления в музее нет.
Самурайский доспех в Торопецком краеведческом музее. Вид спереди
Из доспехов достаточно хорошо сохранились кираса, шлем, лицевая маска, набедренники – кусадзури, наручи, поножи и наплечники отсутствуют. Вне всякого сомнения, это так называемые «современные доспехи» – тосей гусоку, изготовленные в эпоху Эдо, то есть до середины XIX в. Кираса собрана из длинных горизонтальных пластин, поэтому полное название такого доспеха по-японски будет достаточно замысловатым: бё-тодзи-ёкохаги окегава-до. На кирасе хорошо видны головки заклепок, поэтому это еще и тип какари-до.
Этот же доспех. Вид сзади
Обе секции кирасы, передняя и задняя, целы и тоже имеют свое название: передняя – это ёрой-но-саки, а задняя – ёрой-но-ато. Такие пластины обычно делались из стали толщиной 2 мм и покрывались знаменитым японским лаком в несколько слоев (до восьми!). Вместе с гэссан (название «юбки» кусадзури у доспехов тосей гусоку) вес такой кирасы мог составлять 7,7—9,5 кг.
Кираса. Вид спереди. Обратите внимание на верхнюю кованую пластину они-домари (прежнее название муна-ита), края которой выгнуты наружу, причем не только внешние, но даже закраины отверстий. Все это служило цели повышения защитных функций доспеха: попав на такую пластину, наконечник копья если с нее и соскальзывал, то уходил в сторону
Кираса крупным планом. Очень хорошо видны головки заклепок – какари
На спине кирасы тосей гусоку обычно устанавливалась такая деталь, как гаттари – особая скоба для крепления коси-саси (у офицеров) и сасимоно (у рядовых), знака опознавания, который мог иметь и вид флажка на длинном бамбуковом древке и… вообще не походить ни на что, что было бы понятно европейцам. Например, это могла быть тщательно изготовленная… репа (намек на упорство), подвешенная на шесте молитвенная табличка, веер из перьев или три разноцветных меховых шара, хотя, если говорить о флажке, то на нем обычно изображали просто мог (герб) своего сюзерена.
Кираса. Вид сзади. На верхней пластине боко-но-ита (прежнее название осицукэ-но-ита), к которой прикрепляются наплечные ремни ватагами, хорошо заметен след от удара чем-то острым. Видны и небольшие вмятины на пластинах самой кирасы. В квадратное отверстие гаттари вставлялся лакированный «пенал» с круглым отверстием для флагштока – укэ-дзуцу. Нижняя деталь крепления, мати-укэ, отсутствует. Осталось лишь маленькое отверстие…
На кирасе можно заметить следы повреждений: на верхней передней пластине, в левой ее части, имеется явный след от удара, который, однако, не причинил доспехам особого вреда. А на задней секции кирасы и также вверху есть вмятины, которые могли произойти при падении с коня на камни или от ударов копьем.
«Современные доспехи» обычно имели «юбку» гэссан, состоявшую из 7-8 трапециевидных секций кусадзури, в каждой из которых было пять полос пластин. Все они прикреплялись к кирасе с помощью плотной шнуровки кэбики-одоси. В данном доспехе гэссан состоит из семи секций (три секции спереди и четыре сзади) с пятью рядами пластин в каждой.
Кусадзури. Вид спереди. Справа следы починки: шнуры пытались заменять
Читайте также: 100 интересных фактов про Японию и японцев
Шнуровка цвета кон крупным планом
Все шнуры темно-синего цвета (по-японски – кон), для получения которого использовалась краска индиго. Указанный цвет был наиболее популярным в более поздние периоды, так как эта краска была стойкой к выцветанию. А вот такие цвета, как красный (окраска мареной) и фиолетовый (окраска соей), хоть и выглядели эффектно, но не были очень популярны из-за вредного влияния этих красок на ткань шнуров. И та, и другая краски быстро выцветали, а шнуры, ими пропитанные, рвались, поэтому их приходилось часто заменять, а это было весьма дорогое удовольствие.
Вид на кусадзури сзади
Обратите внимание на длину шнуров между кирасой и пластинами гэссан. Они были длинными, чтобы не снижать подвижности воина. Однако под шнурами было незащищенное пространство, куда можно было нанести удар. Поэтому некоторые самураи стали пришивать к нижнему краю кирасы куски ткани, покрытые кольчугой, чтобы его закрыть.
Крепление нижних пластин набрюшника кирасы (накагава) на шнурах
Кожаные пластины накагава и шнуровка кэбики-одоси
Интересно, что пластины гэссан, выглядящие «совсем» металлическими, на самом деле изготовлены из кожи. Так делали, чтобы облегчить вес доспеха. Но кожа не просто выделанная. Она еще и лакированная, так что какой перед тобой материал, так сразу и не скажешь. При этом пластинки гэссан все равно имеют верхнюю часть, похожую на гребенку, как если бы все они были составлены из мелких пластинок. Такова была сила традиций, тут уж ничего не поделаешь! Кстати, сами пластины несколько изогнуты. Для этого к ним перед лакировкой пришнуровывался железный прут сикиганэ.
Кольчужный рукав котэ (тип ода-готэ)
Кольчужный рукав котэ крупным планом. Хорошо видны пластинки икада и японское плетение кольчуги – со-гусари, при котором одно крупное кольцо соединялось с другими такими же при помощи четырех более тонких колец. Такое плетение имело смысл, так как позволяло легко вплетать в кольчужную ткань дополнительные детали
Локтевая пластина хидзи-ганэ и четыре пластинки мацуба-ва с радиальными желобками
И кираса, и пластины гэссан имеют темно-коричневый цвет натурального японского лака. Причем отлакированы в этом доспехе не только пластины, но даже и кольчуга, что, впрочем, неудивительно, учитывая то, в каком климате использовались такие доспехи.
Наплечники на доспехе не сохранились, но можно сказать, что они были небольшими и изогнутыми, чтобы лучше закрывать плечо. Обычно они состояли из 5-6 цельнометаллических выгнутых пластин. К концу XVI в. они часто состояли всего из 2-3 пластин, прикрывавших только само плечо. Между собой пластины соединялись шнурами, причем использовались оба типа плетения и частое плетение кэбики-одоси и редкое, с перекрестными узлами, сугакэ-одоси. На содэ данного доспеха должен был использоваться первый тип шнуровки, поскольку он применялся и на других его деталях.
Шлем госёдзан-судзи-кубуто. Вид слева
Шлем. Вид справа
Шлем сохранился в достаточно приличном состоянии, хотя у него и не хватает нашейника сикоро и чеканной розетки вокруг отверстия тэхэн на макушке. Посмотрим на него в профиль. Очевидно, что по типу он относится к шлемам госёдзан-судзи-кубуто, поскольку его задняя часть выше, чем передняя. Ну а «судзи» означает, что он ребристый, но заклепки на его поверхности не видны. Тулья шлема сделана из 32 пластин, что говорит о том, что принадлежать он мог только офицеру, поскольку у рядовых количество пластин начиналось с 6 и заканчивалось 12 и 16 максимум, а вот у офицеров могло быть и 32, и 64, и 72, и даже доходить до 120! Какие на этом шлеме могли располагаться украшения, сказать, увы, невозможно. Японцы, его создавшие, были людьми с безграничной фантазией.
Вид шлема сзади
Судзи-кабуто с тульей из 62 пластин. Датируется 1538 годом. Токийский национальный музей
Маска к шлему тоже имеется и относится к типу полумасок – хоатэ. То есть она не закрывает лицо целиком, а оставляет открытыми нос, глаза и лоб. Темный цвет маски и светлый обнаженной кожи делал похожим лицо человека в хамбо на… морду обезьяны. Японцы это заметили и дали этой маске второе название – сару-бо, или «морда обезьяны». У всех масок, называвшихся мэн-гу, имелось шейное прикрытие ёдарэ-какэ, но в данном доспехе оно отсутствует. Видимо, потерялось.
А вот на этом фото хорошо видны еще и ватагами – крепления кирасы на плечах, которые на «современных доспехах» тосэй гусоку стали делать металлическими и крепить на петлях
Сама по себе маска хоате очень интересна. Изнутри она покрыта красным лаком, а вот в подбородке ее сделано специальное отверстие аса-нагаси-но-ана, через которое вытекал… пот! Предусмотрены на ней были и специальные крючки для шнуров. Маска крепилась на лице опять-таки шнурами, которые шли от шлема и которые, если их правильно завязать, соединяли шлем с маской буквально намертво. Существовало множество способов и наставлений насчет того, как лучше всего завязывать шнуры на тех или иных масках, и часто можно было определить по тому, как эти шнуры завязаны, к какому клану принадлежит тот или иной воин.
Обратимся к Мицуо Курэ и посмотрим на эту иллюстрацию, взятую из его книги «Самураи. Иллюстрированная история»
Интересно, что этот доспех все-таки обратил на себя внимание… студента 4-го курса исторического факультета Тверского госуниверситета А.М. Снегирева, написавшего по нему интересную работу «Доспехи «тосэй гусоку» для сборника научно-практической конференции 2004 года, посвященного 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг.
Обложка сборника научно-практической конференции 2004 года, посвященного 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг.
Как уже отмечалось, статья, представленная А.М. Снегиревым для этого сборника, была подготовлена очень хорошо. Использован солидный список источников, состоящих из работ известных авторов. К сожалению, помещенный в ней в качестве иллюстрации рисунок оставляет желать лучшего. То есть на нем изображен совсем не тот доспех, какой наличествует в музее! Но это беда многих наших авторов, которым приходится использовать не то, что следует, а то, что имеется под рукой.
Иллюстрация из статьи
Читайте также: Как выбрать кимоно для дзюдо: изучаем вопрос от и до
В статье подробно рассматривается этот доспех, причем интересно, что автор упоминает горловое прикрытие, у которого отсутствовало примерно 25 процентов. Но на фотографиях прикрытия нет вообще никакого, так что за прошедшие 16 лет оно, видимо, просто потерялось. Ну а как мог бы выглядеть этот доспех, если бы за ним ухаживали и вовремя реставрировали? Об этом, как и о многом другом, касающемся самурайских доспехов и оружия, мы расскажем в следующий раз.
Литература
1. Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. М.: АСТ/Астрель, 2007. 2. Брайант Э. Самураи. М.: АСТ/Астрель, 2005.
P. S. Администрация «ВО» и автор выражают глубокую признательность заведующей Торопецким филиалом ГБУК ТГОМ Елене Покрашенко за предоставленные фотографии и материалы.
Кабуто
Японские шлемы назывались кабуто. Его характерными особенностями были крупные заклепки и полусфеерическая форма колпака. Самурайские доспехи не только защищали своего владельца, они еще и обладали декоративным значением. Шлем в этом смысле не был исключением. На его задней поверхности располагалось медное кольцо, к которому подвешивался бант из шелка. Довольно долгое время этот аксессуар выполнял функцию опознавательного знака на поле боя. В XVI веке появилось знамя, прикрепляемое к спине.
К кольцу на шлеме мог присоединяться и плащ. При быстрой езде на лошади эта накидка развевалась как парус. Делали ее из ткани нарочито ярких цветов. Для того чтобы шлем надежно держался на голове, японцы использовали специальные подбородочные ремни.
Доспехи эпохи Эдо
Японские мечи катана и вакидзаси
Одежда под доспехом
Под доспехом воины традиционно носили костюм хитатарэ. Это походное платье состояло из двух частей – широких шаровар и куртки с длинными рукавами. У одежды не было застежек, ее подвязывали с помощью шнурков. Ноги ниже колен закрывались гетрами. Делали их из кусков ткани прямоугольной формы, сшитых по задней поверхности. Одежда обязательно украшалась изображениями птиц, цветов и насекомых.
По бокам костюм имел широкие разрезы, необходимые для свободного движения. Самой нижней одеждой было кимоно из подштанников и куртки. Как и в случае брони, эта часть гардероба демонстрировала социальный статус. У богатых феодалов было шелковое кимоно, в то время как менее знатные воины обходились кимоно из хлопчатобумажной ткани.
Пешая броня
Если о-ёрой предназначался в основном для конного боя, то другой тип брони, до-мару, использовался пехотой. В отличие от большего аналога его можно было надевать в одиночку, обходясь без посторонней помощи. Первоначально до-мару появился как доспех, используемый слугами феодала. Когда в японской армии появились пешие самураи, они переняли этот тип брони.
До-мару выделялся менее жестким плетением пластин. Скромнее сделались и размеры его наплечников. Его застегивали на правом боку, обходясь без дополнительной пластины (ранее крайне распространенной). Так как этот доспех использовала пехота, важной его частью стала комфортная для бега юбка.
Классические самурайские доспехи — кодзан-до
Наплечник-«Погон» о-содэ
О-ёрой (大鎧)
О-ёрой (обратите внимание на типичную для Оёрой «корбчатость» груди)
Основная статья: О-ёрой
Пластины сэндан-но ита (слева) и кюби-но ита (справа) закрывают легко уязвимые места прикрепления застежек Агэмаки — большой бант, предназначенный для удержания наплечников содэ
Буквально «большой доспех» — самый классический доспех, носившийся и в более позднее время как знак престижа, имевший ламеллярную конструкцию. Высшим шиком считалось носить подлинный фамильный доспех, сохранившийся с эпохи гэмпэй и участвовавший в каком-либо знаменитом сражении этой эпохи, подобные легендарные (и антикварные одновременно) доспехи в рабочем состоянии стоили баснословно дорого (правда, с появлением огнестрельного оружия эти доспехи из боевых превратились в парадные). Характерной особенностью этих доспехов были огромные наплечники о-содэ, превратившиеся в более поздние эпохи в аналог генеральских погон и носившиеся с доспехами других конструкций как символ высокого статуса их носителя. Данный доспех был предназначен прежде всего для конного боя в качестве конного лучника, при стрельбе из лука наплечники съезжали назад, не мешая стрелять, а при опускании рук съезжали обратно, закрывая руки (для сравнения: европейские наплечники настолько мешали стрельбе, что даже те из английских лучников, которые могли позволить себе хороший доспех, никогда не носили наплечников)
, кроме того, грудь доспеха прикрывалась лакированной кожаной пластиной (выглядящей как кираса), предназначенной для того, чтобы тетива лука не цеплялась за плетение ламелляра.
Другой характерной особенностью этого ламелляра было предельно жёсткое плетение пластин — настолько жёсткое, что если для неяпонских ламелляров была характерна гибкость, то для о-ёрой
было характерно отсутствие гибкости, в связи с чем защита корпуса чётко делилась на четыре несгибаемые части — нагрудник, наспинник и две боковые части, одна из которых (на правый бок) была отдельной. Для шлемов было характерно наличие специальных отворотов назатыльника (шедшего полукругом и закрывавшего не только затылок), предназначенных для защиты лица от стрел сбоку. Неотъемлемым атрибутом
о-ёрой
(и конного самурая вообще) была специальная накидка — хоро, крепившаяся к шлему и на пояснице, предназначенная для снижения импульса стрел, пущенных в спину. Накидка развевалась на скаку подобно парусу, и стрелы, попав в неё, долетали до основной брони ослабленными
(подобная идея используется в противокумулятивных экранах современных танков, а также для защиты подводной части кораблей)
.
Начиная с XIII века (в период отсутствия войн) о-ёрой
стали делать из очень мелких пластин, на что существуют две противоположные точки зрения:
- это улучшило защиту, так как благодаря этому доспех становился более вязким и его труднее пробивали стрелы
- это ухудшило защиту, так как мало того, что мелкие пластины менее прочные, так их ещё и обильно перфорировали, ещё более снижая прочность; более того, тогда же была тенденция в декоративных целях обильно перфорировать шлемы ради украшения их декоративными заклёпками, а с началом эпохи междоусобных войн доспехи стали делать из более крупных пластин
но все сходятся в том, что доспех из очень мелких пластин стоил существенно дороже, чем из более крупных (за исключением фамильных реликивий из крупных пластин, хранившихся ещё с эпохи гэмпэй и оценивавшихся как бесценные).
До-мару (胴丸)
До-мару До-мару. Токийский национальный музей
Буквально «вокруг тела» — ламеллярный доспех, который, в отличие от о-ёрои
, предназначен для пешего боя и самостоятельного надевания (без помощи слуг), так как изначально носился слугами, сопровождавшими конного буси в бой пешком. Но после появления пеших буси стал носиться и ими.
- Пояснение:
в середине Хэйан словом самурай называли пеших воинов (подразумевая вооружённых слуг и профессиональных солдат), а конных лучников называли буси, но к концу Хэйан, слово самурай стало синоноимом буси, и в эпоху Гэмпэй, самурай уже мыслился исключительно как конный лучник. Но после попытки монгольского вторжения, с увеличением числа самураев снова появились пешие самураи.
К отличительным особенностям до-мару
, относились менее жёсткое плетение, застёгивание на правом боку (без дополнительной отдельной части на правый бок), минимальные наплечники — гёё, более простое плетение ламелляра и удобная для бега юбка из большего количества секций.
При этом буси носившие до-мару
желая подчеркнуть свой статус надевали к ним большие наплечники — о-содэ (от доспеха
о-ёрои
), а минимальные наплечники — гёё сдвигали так, что они прикрывали подмышки спереди.
Фукусима Масанори в доспехе до-мару. Гравюра Утагава Ёсиику
Мару-до-ёрой
Гибрид о-ёрой
и
до-мару
, с большими наплечниками, лакированной кожаной нагрудной пластиной и прочей атрибутикой
о-ёрои
, но более практичный для пешего боя.
Харамаки (腹巻)
Кано Мотонобу. Конный портрет Хосокава Сумимото (1489—1520) в доспехе харамаки[1]. 1507 г.
Буквально «обмотка вокруг живота» — усовершенствованный до-мару
, предназначенный для самураев, главное конструктивное отличие которого от
до-мару
состояло в том, что он застёгивался на спине, а место застёгивания защищалось сверху дополнительной ламеллярной секцией, именуемой пластина труса — сэ-ита. Помимо больших наплечников — о-содэ, с
харамаки
носились также и усовершенствованные наплечники предназначенные для пешего боя — цубо-содэ и хиро-содэ, не такие помпезные как о-содэ, но зато более практичные и не соскальзывавшие вниз-назад, открывая плечо при поднятии руки вверх.
Ёрой-харамаки
Помпезное название для харамаки
носимого без пластины труса — сэ-ита.
Хараатэ
У этой статьи не хватает нужной иллюстрации (Хараатэ).
Вы можете помочь проекту, добавив её
Буквально «защита живота» — ламинарный нагрудник, первоначально носился асигару, в комплекте с полумаской — хаппури, закрывающий лоб и щёки (дешёвых шлемов для асигару тогда ещё не было). Но затем стал носится также и некоторыми самураями высокого ранга в качестве тайного доспеха под одеждой (благо металлические пластины были покрыты кожей и не выдавали звяканьем своего присутствия).
Новые веяния
Во второй половине XV века в истории Японии началась новая эпоха – период Сэнгоку. В это время, как никогда, кардинально менялся уклад жизни самураев. Нововведения не могли не затронуть и броню. Сперва появился ее переходный вариант – могами-до. Он вобрал в себя особенности, свойственные прежним до-мару, но отличался от них большей жесткостью конструкции.
Дальнейший прогресс в военном деле привел к тому, что самурайские доспехи эпохи Сэнгоку в очередной раз повысили планку качества и надежности брони. После появления нового типа мару-до прежний до-мару быстро перестал быть популярным и получил клеймо бесполезной безделушки.
Содержание
- 1 Доспехи до эпохи самураев 1.1 Танко (短甲)
- 1.2 Кэйко (挂甲)
- 2.1 О-ёрой (大鎧)
- 4.1 Мару-до
- 4.9.1 Катахада-нуги-до
Мару-до
В 1542 году японцы познакомились с огнестрельным оружием. Вскоре началось его массовое производство. Новое оружие показало свою крайнюю эффективность в важной для истории Японии битве при Нагасино в 1575 году. Выстрелы аркебузов толпами разили самураев, одетых в ламеллярные доспехи из мелких пластинок. Именно тогда появилась необходимость в принципиально новой броне.
Вскоре появившийся мару-до согласно европейской классификации принадлежал к ламинарным доспехам. В отличие от ламеллярных конкурентов он изготавливался из крупных поперечных твердых полос. Новый доспех не только увеличил уровень надежности, но и сохранил столь важную в бою подвижность.
Секрет успех мару-до заключался в том, что японским мастерам удалось добиться эффекта распределения веса брони. Теперь она не сдавливала плечи. Часть веса ложилась на бедра, что позволяло чувствовать себя в ламинарной броне непривычно комфортно. Были улучшены кираса, шлем и наплечники. Верхняя часть груди получила усиленную защиту. Внешне мару-до имитировал ламеллярный доспех, то есть выглядел как изготовленный из пластинок.
Самурайские доспехи эпохи Сэнгоку — тосэй-гусоку (当世具足)
Мару-до
Ламинарный аналог до-мару
улучшенной конструкции, с более оптимальным распределением веса доспеха, который теперь не давил тяжестью на плечи, а ложился частично на бёдра, также была улучшена защита верхней части груди и подмышек и увеличено количество рядов ламинара. Также появился бригантинный воротник, расширенные края которого служили небольшими дополнительными (внутренними) наплечниками. Как правило
мару-до
были обильно перфорированными и подобно
могами-до
имитировали ламелляр, от чего имели полное название
кируцукэ-кодзане-мару-до
— буквально
ару-до
из фальшивых маленьких пластин.
Хон-кодзанэ-мару-до
Буквально мару-до
из настоящих мелких пластинок — ламеллярный аналог
мару-до
из настоящих вычурно-мелких пластинок (отличающийся от оригинального
до-мару
улучшенной конструкцией, как у
мару-до
), созданный для тех, кто презрительно относился к ламинарным доспехам как к дешёвкам, считая ниже собственного достоинства их носить.
Две противоположные точки зрения на существование хон-кодзанэ-мару-до
:
- настоящие мелкие пластинки были лучшей защитой, чем ламинар, так как подобная композитная конструкция из композитных пластин (металл, обклеенный кожей и покрытый лаком) расположенных с многократным перехлёстом и обильно прошитых шёлковым шнуром была очень вязкой и являлась наилучшей защитой от стрел
- крайний консерватизм и вычурное эстетство служили причиной существования подобного анахронизма
Хон-иёдзанэ-нуинобэ-до
Нуинобэ-до (Хон-иёдзанэ-нуинобэ-до)
Ламеллярный доспех улучшенной конструкции из больших пластинок с минимальным перехлёстом (называемых иёдзанэ) и редкой шнуровкой, предназначенный для тех, кто хотел настоящий ламелляр, но не мог позволить себе настоящий хон-кодзане-мару-до
.
Окэгава-до
Окэгава-до
Буквально «кираса-бочка» — доспех с кирасой из склёпанных полос, иногда с декоративными заклёпками (которые могли иметь форму герба — мон). Полосы могли быть как горизонтальными — ёкохаги-окэгава-до
, так и вертикальными —
татэхаги-окэгава-до
.
Хиси-тодзи-до (Хиси-нуи-до)
Разновидность окэгава-до
с перфорацией для плетения шнура с узлами в виде «X» (плетение — хиси-тодзи) с целью имитации ламинара.
Унамэ-тодзи-до (Мунэмэнуи-до)
Разновидность окэгава-до
из горизонтальных полос перфорированных по краям, в целях украшения шнуром плетённым горизонтальной строчкой.
Дангаэ-до
Доспех в смешанном стиле, например грудь как у хиси-нуи-до
, а живот как у
мару-до
(в стиле
кирицукэ-кодзанэ-мару-до
, имитирующим ламелляр).
Хотокэ-до
Хотокэ-до видно что кираса имеет характерную для Японии форму, но при этом не состоит из полос, а является гладкой
Буквально «грудь Будды» — доспех с цельной на вид кирасой, кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей на самом деле из полос (окэгава-до
), стыки которых тщательно заполированы.
Утидаси-до
Утидаси-до
После окончания междоусобных войн Сэнгоку, получила распространение разновидность, называющаяся утидаси-до
и отличающаяся от обычных гладких
хотокэ-до
обильными украшениями из чеканки и гравировки (во время войн Сэнгоку подобные украшения считались слишком опасными для владельца, так как за украшения могло зацепиться остриё оружия, которое в случае гладкого доспеха просто соскользнуло бы с него).
Нио-до
У этой статьи не хватает нужной иллюстрации (Нио-до).
Вы можете помочь проекту, добавив её
Буквально «грудь Нио» — доспех с кирасой в виде обнажённого торса буддийских стражников — нио, в отличие от мускульных кирас Греции и Рима, мускулистость была необязательной: торс нередко изображался на грани истощения, а порой наоборот покрытым пластами жира.
Катахада-нуги-до
Буквально «кираса с обнажённым плечом» — разновидность нио-до
с кирасой в виде обнажённого торса с накинутой через одно плечо рясой.
Юкиносита-до
Юкиносита-до (Сэндай-до)
По имени создателя — Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до
— по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: передней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей — гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным.
Яро-до
место для иллюстрации Яро-до
Очень дорогой доспех, весь покрытый для устрашения медвежьей шкурой и иногда снабжаемый огромными буйволиными рогами.
Намбан-До. Национальный музей Токио
Намбан-гусоку (南蛮胴)
Буквально «доспех южных варваров» — очень дорогой и престижный доспех на основе импортной испанской пуленепробиваемой кирасы и испанского шлема (дополненного японским назатыльником — сикоро), иногда в комплекте с европейскими наплечниками — намбан-содэ, носимый с японскими частями доспехов. При этом, во избежание ржавчины, импортные части доспехов покрывали лаком (нередко цветным). Что любопытно, шлем надевался задом наперёд (назатыльник крепился японскими мастерами так, что после этого шлем можно было носить только задом наперёд, но зато гребень шлема оказывался спереди), а латное ожерелье надевалось не под (как обычно в Европе), а демонстративно на кирасу.
Кроме оригинальных импортных доспехов, существовали также и подражания. Что касается восприятия европейцев как варваров, то это связано с большими культурными различиями той поры. Для сравнения: китайцев и корейцев варварами не называли, более того, и в Японии и в Корее главным видом письменности были китайские иероглифы, а местная письменность использовалась для вспомогательных целей (например, в Японии для написания суффиксов и окончаний к словам, корни которых записаны китайскими иероглифами).
Хатомунэ-до (Омодака-до)
У этой статьи не хватает нужной иллюстрации (Хатомунэ-до).
Вы можете помочь проекту, добавив её
Буквально «голубиная грудь» — доспех с выпуклым ребром жёсткости посередине груди, созданный под впечатлением испанских кирас, но на японский манер и в японском стиле. В отличие от испанских кирас, ребро жёсткости могло иметь дополнительное наклёпанное усиление, а сама кираса могла быть выполненной из полос — в стиле окэгава-до
. Обычно такой доспех носился в комплекте с японскими остроконечными шлемами, созданными под впечатлением испанских, такими как шлем-персик — мономари-кабуто и шлем-жёлудь — сиинари-кабуто.
Тамэси-гусоку
Буквально «проверенный доспех» — очень дорогой доспех, проверенный на пуленепробиваемость (со следами пуль), обычно это был намбан-гусоку
, но мог быть и другой доспех (например,
сэндай-до
).
Татами-до
Татами-до Асигару в татами-до (окаси-гусоку)
Буквально «складной доспех» — дешёвый складной доспех (порой со складным же шлемом) из японской бригантины, наподобие ближневосточного калантаря, но для бедных. Наиболее дешёвые варианты татами-до
были из японской кольчуги. Ниндзя также носили кольчуги под верхней одеждой, когда им не требовалась скрытность[2].
Окаси-гусоку
Буквально «одалживаемый доспех» — максимально дешёвый пехотный доспех из тонкой кирасы (порой только нагрудник) с ламинарной юбкой и шлема в виде шляпы (называемой дзингаса
), выдававшийся из арсеналов для асигару (владельцем доспеха считался даймё). Позднее при Тоётоми Хидеёси (который сам когда-то начинал службу как асигару) все асигару были возведены в ранг самураев, но при этом набор новых асигару был запрещён.
Круглые шляпы от этого доспеха (дзингаса
) иногда являются источником комичных недоразумений — люди, незнакомые с японскими доспехами, из-за их круглой формы, порой по ошибке принимают их за «самурайский щит». На самом же деле при самураях использовались только большие стационарные щиты на несколько человек, применявшиеся при осаде и штурме крепостей. А ручные щиты исчезли задолго до появления самурайского сословия — при переходе к конному бою с использованием луков.
При этом, на Окинаве, являвшейся на протяжении веков независимым от Японии государством, был известен деревянный или плетённый из лозы кулачный щит, именуемый тимбэй, обычно применявшийся либо с коротким копьём — ротин, либо с лопаткой для ворошения риса — хэра. То есть явно не сочетающийся с самурайским комплексом доспехов и вооружения, но при этом вполне подходящий для окинавского кобудо с его широким использованием разнообразного подручного оружия, включая и сельскохозяйственный инвентарь.
Наручи и поножи
Основная броня как в позднее, так и в раннее Средневековье дополнялась мелкими деталями. В первую очередь это были наручи, закрывавшие руку самурая от плеча до основания пальцев. Делались они из толстой ткани, на которую нашивались черные металлические пластины. В области плеча и предплечья они обладали продолговатой формой, а в области запястья их делали округлыми.
Интересно, что во времена использования доспеха о-ёрой наручи носились только на левой руке, в то время как правая оставалась свободной для более удобной стрельбы из лука. С появлением огнестрельного оружия такая необходимость отпала. Наручи плотно шнуровались с внутренней стороны.
Поножи закрывали лишь переднюю часть голени. Сзади нога при этом оставалась открытой. Поножи состояли из одной металлической пластины изогнутой формы. Как и прочие части экипировки они украшались узорами. Обычно использовалась позолоченная краска, с помощью которой рисовались горизонтальные полосы или хризантемы. Японские поножи отличались короткой длиной. Они доходили лишь до нижнего края колена. На ноге эти детали доспеха удерживались двумя завязанными широкими лентами.
Переходной-доспех — Могами-до
Ламинарный аналог до-мару
или
харамаки
(соответственно
могами-до-мару
и
могами-харамаки
), в ранних вариантах состоящий из обильно-перфорированных полос, через которые проходила обильная шнуровка, старательно имитирующая настоящие мелкие пластинки, для более убедительной имитации пластины имели зубцы и рельеф, имитирующие наложенные друг на друга мелкие пластинки. Несмотря на большую жёсткость конструкции по сравнению с ламеллярами, доспехи
могами-до
тем не менее рассматривались современниками лишь как дешёвая подделка. С появлением более совершенных
мару-до
,
могами-до
перестал имитировать ламелляр (скрывать свою ламинарную природу), и продолжал изготавливаться вплоть до появления
окэгава-до
, но уже как явный ламинарный доспех.
Меч самурая
Клинковое оружие японских воинов эволюционировало параллельно с доспехами. Первым его воплощением был тати. Он подвешивался на поясе. Для большей сохранности тати обматывался специальной тканью. Длина его клинка составляла 75 сантиметров. Этот самурайский меч отличался изогнутой формой.
В ходе постепенной эволюции тати в XV веке появилась катана. Ее использовали вплоть до XIX столетия. Примечательной особенностью катаны была характерная линия закалки, которая появлялась вследствие использования уникальной японской методики ковки. Для обтягивания рукояти этого меча использовали кожу ската. Сверху ее обвивали лентой из шелка. По форме катана напоминала европейскую шашку, но при этом отличалась прямой и длинной рукоятью, удобной для двуручного хвата. Острый конец клинка позволял наносить им не только режущие, но и колющие удары. В умелых руках такой самурайский меч был грозным оружием.