Так сложилось, что в Японии на протяжении веков главенствуют две религии: синтоизм, берущий свои истоки в традиционных верованиях японцев, и буддизм, принесенный на японский архипелаг с материка. Разумеется, с течением времени происходило их взаимопроникновение. Однако, несмотря на это, обе они смогли сохранить свои традиционные черты, в том числе и в архитектуре. В этой статье мы поможем вам разобраться, чем отличается синтоистское святилище от буддийского храма.
По различным оценкам, последователи буддизма и синтоизма составляют от 84 до 96% населения современной Японии. При этом верующими себя назовёт только треть из них. Несмотря на это, все они соблюдают традиционные религиозные обряды, в том числе регулярно посещают храмы и святилища. Один лишь этот факт уже говорит о значимости религии в Японии. Чтобы прикоснуться к традициям этой страны или даже ощутить себя их частью, вам обязательно следует посетить синтоистский храм, так как именно синто – это религия, которая существовала задолго до прихода в на японский архипелаг буддизма и, выдержав его влияние, смогла сохранить свои истоки на протяжении тысяч лет. Как же не ошибиться и понять что вы попали именно в дзиндзя? Ниже – 5 фактов, которые помогут вам определить, где вы.
Святилище как сакральное пространство
По всей Японии насчитывается более сотни тысяч больших и маленьких святилищ. Они являются местами поклонения божествам синто, автохтонной религии японцев. В синтоизме насчитывается огромное количество, букв. «восемь миллионов», или «мириады» (яоёродзу) божеств, и в каждом святилище почитают божество, имеющее особую связь с местом, где святилище расположено. Самые древние из святилищ основаны более двух тысячелетий назад. Территория святилища является сакральным пространством, в пределах которого находится Главный павильон (хондэн), где хранится объект, являющийся «телом божества», его материальным проявлением. Здесь есть и Павильон поклонения (хайдэн), где посетители совершают поклонение, и другие сооружения и объекты, связанные с почитанием божеств. Рассмотрим же святилище поподробнее.
Куда ведет «путь богов»?
Синтоизм, или синто (Shinto — «путь богов») — древняя японская религия, основа которой в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё в окружающем мире одушевлено, обожествлено. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками: духи природы (гор, воды, камней, растений, животных), души усопших (предков, великих воинов, лидеров, учёных). В пантеоне синто более 8 миллионов ками, но основное божество — богиня Солнца Аматэрасу Омиками, которая считается прародительницей императорской фамилии, что, в свою очередь, является основой культа императора. Для синтоиста император всегда был культовой фигурой, главой нации-семьи. А непрерывность императорской династии, древнейшей из ныне царствующих домов — предмет гордости всех японцев.
Кроме этого, в синтоизме еще три культа: культ предков, культ природы и культ чистоты. Предков поминают и молятся перед табличками с их именами. Предполагается, что души ушедших предков витают в пределах обитания живых и помогают им жить. Что касается природы, то она воспринимается синтоистами как источник всей жизни. В природе нет некрасивого, все совершенно. Чистота важна для японцев не только в физическом, но и в духовном смысле: будучи необычайно чистоплотным физически, японец старается не допустить «загрязнения» души так же настойчиво, прогоняя от себя неприятные эмоции и устраняя вызвавшие их причины. Поскольку грязь отождествляется синтоизмом со злом, очищение служит основой всех обрядов.
Читайте также: Святилище Ицукусима необычайно красивый и священный остров
Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с окружающим миром, где божества — ками, люди и души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через который всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни. Особо набожные синтоисты мечтают после смерти стать одним из ками.
Имея древнее происхождение, синтоизм развивался под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма, отчасти смешиваясь с этими религиями. Именно благодаря буддизму возникли стационарные синтоистские храмы, которые до этого долгое время представляли собой временные конструкции для проведения того или иного ритуала. Да и приняв постоянные формы, храмы полностью перестраивались каждые двадцать лет.
Храм Исэ — главная синтоистская святыня
Храм Исэ — главная синтоистская святыня в Японии. Синтоизм, наряду с буддизмом, является основой религией в Японии. Прочитав статью, вы получите представление о синтоизме, а также познакомитесь с главной святыней синтоизма — Великим храмом Исэ.
1. Что представляет собой синтоизм?
Синто или синтоизм — это коренная японская религия, и она столь же древняя, как и сама культура «страны восходящего солнца». В отличие от большинства монотеистических религий, синтоизм не имеет никаких священных писаний, проповедей или даже конкретных прав и ошибок. Люди молятся «ками», что часто переводится как «японские боги», но это немного сложнее. Можно сказать, что «ками» — это «священная сущность», которой может обладать каждый человек, животное, понятие или объект.
Синтоизм, как квинтэссенция японской формы поклонения, находит своё выражение во всём, начиная от больших сооружений, которые легко можно было бы назвать храмами, до чего-то столь же простого, как скальный выступ, дерево. Это может быть даже целая роща, которая приобрела духовное значение на протяжении веков.
Именно эта вездесущность лучше всего выражает полную интеграцию синтоизма в японскую повседневную жизнь, поскольку эти святыни демонстрируют довольно домашний характер синтоистского поклонения. Многочисленные ками (духи) синтоизма знакомы всем японцам. У многих есть святыня рядом с их домами, даже внутри дома.
Большинство общественных синтоистских святынь отмечены либо знаковыми воротами тории, которые разделяют мир людей и мир духов.
Это могут быть огороженное плетёными соломенными веревками (симэнава), определенное дерево или другой природный объект, как святыня. Синтоистские святыни редко содержат изображения ками, которым они посвящены. Скорее всего, там будут статуи, возможно, лисиц, лошадей или других животных, которые служат ками. Также в Японии есть огромные синтоистские сооружения национального значения, такие, как большой храм Исэ. С ним подробнее вы и познакомитесь далее.
2. Храм Исэ — главная синтоистская святыня Японии
Храм Исэ (г. Исэ, регион Кансай провинции Миэ) — это одна из самых значительных синтоистских святынь в Японии. Она датируется примерно 2000 годами, что предшествует появлению буддизма в Японии. Великий Храм Исэ или Исэ Дзингу — это очень увлекательное место. Для японцев это святое место, которое многие хотят посетить хотя бы раз в жизни. Важные сооружения святилища перестраиваются каждые 20 лет. И это удивительно, когда вы думаете, что святилище всегда новое, но оно всегда древнее из-за ритуала Шикинен Сенгу.
Исэ-Дзингу посвящён Аматэрасу Омиками, которая является богиней солнца. Она также является покровительницей японского народа. Аматэрасу — это также родовое божество императорской семьи. Таким образом, святыня высоко ценится японцами, которые всё ещё видят в посещении святыни особый смысл.
Будучи родовым святилищем императорской семьи, Исэ-Дзингу имеет связь с королевской семьей. Так главным жрецом или жрицей может быть лишь выходец из императорской семьи. Простая, но впечатляющая, наиболее выразительная особенность зданий храма Исэ представлена остроконечной крышей из японской серебристой травы с декоративными кипарисовыми брёвнами вдоль гребня и раздвоенными навершиями на обоих концах. Этот архитектурный стиль не наблюдается в других синтоистских святынях страны, кроме Исэ-Дзингу.
Исэ-Дзингу в основном делится на две области, Наику и Геку, в каждой из которых есть главная святыня (Гошогу или Сегу), а также ряд вспомогательных святынь. Каждые 20 лет здесь происходит ритуальная перестройка зданий, известная как Шикинен Сенгу (Shikinen Sengu). В ходе этого процесса святилища в Наику и Геку перестраиваются (на соседнем участке по строгим техническим требованиям), а божества перемещаются из существующих сооружений в новые здания.
Последняя реконструкция Шикинен Сенгу была проведена в 2013 году, а следующая реконструкция запланирована на 2033 год. Реконструкция проводится с использованием традиционных инструментов и без гвоздей, с теми же методами и материалами, что и в 690 году. После этого старые здания будут демонтированы, а древесина будет переработана для реконструкции других зданий в святилище, а также отправлена в другие святыни по всей стране, чтобы использовать их для восстановления своих собственных структур.
Читайте также: Х Дейви — Искусство и путь по-японски. 45 дорог к медитации и красоте
По традиции, сначала посещается Геку, а затем Наику. В отличие от других святынь и храмов Японии, территория Исэ Дзингу довольно нетрадиционна из-за своей чрезвычайной простоты. Гравийные дорожки, едва окрашенные природные деревянные строения, окружены густым безмятежным лесом. Хотя на первый взгляд храм Исэ может показаться простым, именно в этом и заключается его красота. В воздухе витает аромат японского кипарисового дерева, и атмосфера здесь священная и умиротворяющая. Если вы планируете посетить Исэ-Дзингу, рекомендуется выделить достаточно времени, чтобы осмотреть святыни и их окрестности.
Остановимся на некоторых достопримечательностях Храма Исэ. Удзи — это деревянный мост, расположенный у входа в Наику, перекинут через реку Исузу, протекающую через внутреннюю территорию храма. С двумя вратами тории, стоящими на обоих концах, это символическое звено между миром людей и священным царством Бога.
Наику — это место, где почитается Аматэрасу Омиками. Также считается, что это место, где хранится Ята-но кагами, являющееся священным зеркалом. Оно принадлежит Аматэрасу Омиками, а также это одна из трёх императорских регалий. В святилище Геку находится Тойукэ Омиками, богиня еды, одежды и крова, которая служит Аматэрасу источником пищи и товарищества. Храм был основан через 500 лет после основания Наику. Святилища, как Найку, так и Геку окружены множеством комплектов ограды. Посетителям разрешается выходить за крайнюю ограду, чтобы вознести свои молитвы, но обратите внимание, что фотографирование в этой зоне строго запрещено.
После посещения главных святынь пришло время перейти к меньшим святыням поблизости. К числу важных зданий в Наику относятся Арамацури-но-Мия, которая олицетворяет дух богини солнца, и Казахиноми-но-Мия, посвященная богам ветра и солнца. Среди известных вспомогательных святилищ Геку есть Така-но-Мия. Она олицетворяет дух Тойукэ Омиками. Цучи-но-Мия посвящена богу земли, а Кадзе-но-Мия посвящена богу ветра. На территории храма вы можете увидеть несколько гуляющих кур. Не тревожьте их, они считаются посланцами Аматэрасу.
3. На заметку туристу, посещающему синтоистские святыни
Посещая синтоистские святыни, важно помнить несколько простых вещей, чтобы проявить уважение к этому месту. Мир полон туристов, совершающих глупые или бесчувственные поступки. Не будь одним из них. Как и почти в любом важном месте в Японии при входе в синтоистскую святыню, снимите обувь у двери. У любых въездных ворот (торий) почтительно кланяются. Ничего сложного не требуется, только простой поклон. Скромность важна во всех местах поклонения. Женщины должны быть уверены, что никакого декольте не видно. Это же не ночной клуб. Шорты также здесь не носят.
Места поклонения считаются чистыми, и все посетители должны сделать символическое усилие, чтобы очистить себя. Для этого в большинстве синтоистских святилищ есть тазик темидзу, в котором можно вымыть руки. Возьмите ковш одной рукой, и промойте другую, затем поменяйте руки.
Когда вы приблизитесь к святилищу, вы можете позвонить в колокол, если он есть. А если есть ящик для пожертвований, то несколько мелких монет покажут надлежащее уважение. Но лучше всего просто наблюдать за другими людбми, пока вы не научитесь правильно себя вести. В святилище основной формой ритуала является двойной поклон, а затем дважды хлопнуть в ладоши, держа второй хлопок перед своим сердцем. После того, как ваши молитвы будут произнесены, вы совершаете последний поклон.
Более крупные синтоистские святыни имеют несколько камер, главный зал (хонден) является святилищем, где, как говорят, живут ками. Не ходите в хонден, туда допускаются только священники. Хонден отмечен хэйхаку, палкой с висячими серпантинами. Синтай — это священный предмет, который часто обозначает присутствие ками. Это может быть камень или другой природный объект, часто красиво обёрнутый. Это может быть зеркало, которое действительно является изящной метафорой.
Природные объекты, служащие синтоистскими святынями, называются Мори, и к ним следует относиться с тем же уважением, что и к более привычным зданиям. Если это камень, то не забирайтесь на него ради красивого фото. Большинство японских храмов и святилищ построены в основном из дерева. Курить нельзя, в противном случае можно сжечь древний храм. Фотографирование часто разрешается. Однако смотрите на знаки. Если фотографировать запрещено, то не пытайтесь сделать снимок украдкой.
Если вы чувствуете такую склонность, то подношения могут быть сделаны в большинстве синтоистских святилищ. Еда (фрукты, рыба), тамагуши (ветви), шио (соль), гохан (рис), моти (рисовые лепешки) и саке могут быть предложены вами.
Вот так выглядит Храм Исэ — главная синтоистская святыня в Японии! Уважаемые читатели! Надеемся, что вы получили общее представление о японской религии, называемой синтоизмом, а также о синтоистском храме! Пишите комментарии! Путешествуйте по святыням разных религий на сайте «Мир увлечений»!
Читать статью: «Увлекательный мир путешествий»
Пагода
Но как поступить, если вы не заметили тёдзу? Посмотрите внимательно перед собой. Видите пагоду? Нет? Значит вы пришли в синтоистский храм. Пагода представляет собой многоярусную башню с характерными скатами крыши. Строения такой формы распространены во всей Восточной Азии, их можно встретить и в Китае, и в Тибете, и во Вьетнаме. Считается, что они символизируют принцип цикличности жизни, но к синтоизму это не имеет никакого отношения, поэтому встретить вы ее можете только в буддийских храмах.
Пагода
Читайте также: Танабата: красивые украшения и исполняющиеся желания
Особенности ситкоистского храма
Сейчас в Японии находится почт 100 000 святынь такого религиозного направления. В основном они посвящены одному ками. Состоят из одного или нескольких строений. Обязательно должны располагаться в гармонии с природой. Основная часть храма создана для божества. На внутренних стенах не изображают богов. Редко присутствуют изображения животных, которые ассоциируются с определенным божеством.
Перед храмом всегда находится маленький бассейн. Он предназначен для проведения ритуала очистки. Толстая веревка их рисовой соломы – обязательная часть храма. Если турист хочет посетить святыню он должен выполнить такой ритуал:
· в месте омовения помыть руки из ковша;
· налить небольшое количество воды в ладонь, чтобы прополоскать рот;
· помыть ручку ковша, чтобы она была чистой для следующего посетителя.
Если перед святилищем есть колокол, то в него необходимо позвонить. Японцы верят, что его чистое звучание отпугивает злых духов. Перед тем, как покинуть территорию храма, можно написать свое сокровенное желание на деревянной дощечке. Когда их собирается достаточное количество, монахи их сжигают. Таким способом боги могут прочитать и выполнить желания верующих. Для туристов продают специальные предсказания на белых полосках. Если они хорошие, то их забирают с собой, а плохие сжигают на территории святыни. Но чтобы стать настоящим синтоистом, надо быть японцем. Кроме этого, на нашем сайте вы можете прочитать полезную информацию о храме ИСЭ.