Внешняя политика Японии в конце XIX- начале XX вв.

Экономическое развитие Японии

Буржуазные преобразования, проведенные в Японии после революции 1867-1868 гг., направили страну по пути капиталистического развития. Японское правительство взяло развитие промышленности под свое покровительство, щедро субсидируя строительство предприятий и железных дорог. Особое внимание правительство уделяло созданию военной индустрии. Расширение промышленности сопровождалось ее концентрацией. Большую роль в Японии стали играть два гигантских концерна:

  1. Мицуи и
  2. Мицубиси,

соперничавшие между собой. Они объединяли банки, угольные копи, фабрики и многие другие предприятия.

Однако в результате незавершенности буржуазной революции в Японии сохранилось множество остатков феодализма. В политической области господствовала абсолютная монархия. В деревне продолжали существовать кабальные условия аренды крестьянами земли у помещиков. Нищенское существование крестьян и крайне низкая (много ниже, чем в Европе) заработная плата рабочих сужали внутренний рынок. Это обстоятельство усиливало стремление японских капиталистов к захватам колониальных владений.

В целях осуществления агрессивной империалистической политики японская крупная буржуазия установила союз с самураями- так называлось японское дворянство и происходившая из его среды военщина.

Введение конституции в 1889г в Японии

Экономические преобразования в Японии привели к росту и политическому усилению буржуазии которая стала претендовать на руководство в государстве. В стране стало развиваться буржуазно-либеральное движение за введение конституции, ограничивающей самодержавие императора.

Читайте также:  Как японский майор чуть было Вторую мировую не продлил

Правительство решило пойти на некоторые уступки и в 1889 г. ввело конституцию (см. документ), В стране был создан парламент, состоявший из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата в большей своей части не выбиралась. Она состояла из людей, назначенных императором, и из представителей высшего дворянства, которые получили наследственное право ка участие в верхней палате. Таким образом, последняя напоминала английскую палату лордов.

Нижняя палата была выборной, но избирательным правом пользовались только богатые люди. Власть парламента была невелика, в то время как власть императора даже и после введения конституции осталась огромной. Каждый принятый парламентом закон, чтобы войти в силу, направлялся на утверждение императору. Перед ним, а не перед парламентом нес ответственность кабинет министров. Императору принадлежало право объявления войны и заключения мира. Ему принадлежало верховное командование армией и военным флотом. Очень большую роль в японском правительстве играли военные круги.

Выборы в парламент протекали в атмосфере подкупа и насилий. Власть в Японии после принятия конституции была по-прежнему сосредоточена в руках наиболее реакционной верхушки полуфеодальных помещиков и крупной буржуазии.

Развитие Японии в 19 веке

В 70—90-е годы XIX в. произошло постепенное перерастание «свободного», домонополистического капитализма в капитализм монополистический, а с началом XX в. мир вступил в эпоху империализма. Завершился территориальный раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами, сложилась колониальная система империализма, все страны Азии и Африки стали колониями или полуколониями. Только Япония в результате свержения режима сегуната в 1868 г. и последующих западных реформ развивалась как независимое государство. Она сравнительно быстро превратилась в промышленную капиталистическую страну, ставшую на путь колониальной агрессии. Развитие Японии определялось закономерностями, в общих своих чертах одинаковыми с закономерностями развития империалистических держав Европы и Америки.

Политическая обстановка в Японии после 1868 г.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской элиты и осуществляли преобразования западного характера. Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, власть в основном поддерживала политику императорского правительства.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в прозападную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капиталистическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значительная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри правящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской войны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для ‘спасения феодального строя. Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государственного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преобразований, которые проводились правительством. В числе руководителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).

Политическая программа, опубликованная этой группой, требовала сохранить феодальный строй и военно-феодальную диктатуру. «Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Японии слишком быстро, — говорилось в ней, — должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного военного похода против Кореи, в то время как другие члены правительства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из императорского правительства.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5—14-летней суммы прежнего содержания. В результате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили ио низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми самураями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурай-ства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим привилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Непосредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но В результате нескольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступали за возвращение к старому.

Капиталистическое развитие страны. Промышленное строительство

Читайте также:  ЯПОНСКИЙ ДЛЯ ДУШИ : САМОУЧИТЕЛЬ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН УРОКИ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И НЕ ТОЛЬКО ПРОЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ЯПОНСКОМУ ЯЗЫКУ

Несмотря на то что «преобразования Мэйдзи» были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране.

Возросла товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался известный рост посевных площадей, увеличился вывоз шелка-сырца и чая — главных японских экспортных товаров того времени. Развитие капитализма в японской деревне сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства. Можно сказать, что развитие капитализма в японской деревне шло по «прусскому пути», однако объем и удельный вес феодальных пережитков были здесь несравненно большими, чем в Германии. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшим обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли. В 1883 г. лишилось земли свыше 33 тыс. крестьян, в 1884 г. — 70 тыс., в 1885 г.— 108 тыс.

В 70-х и особенно в 80-х годах развернулось интенсивное промышленное строительство. В 1868—1877 гг. было создано 489, а в 1878—1885 гг. — 800 новых промышленных предприятий.

Но капиталами для создания крупных фабричных предприятий обладали лишь богатые купеческие дома, сложившиеся еще в феодальную эпоху (Мицуи и др.), которые предпочитали заниматься кредитными и торгово-ростовщическими операциями, приносившими большую прибыль.

В таких условиях важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Экономическая политика японского правительства была тесно связана с его военно-стратегическими планами, со стремлением создать современные армию и военно-морской флот. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые «образцовые предприятия»: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные и другие заводы.

В 80-х годах ‘большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Медные рудники Асио, например, купила фирма Фурукава за сумму, составлявшую немногим более 20% вложений, сделанных правительством. Цементный завод, обошедшийся правительству в 90 тыс. иен, был продан частной фирме за 60 тыс. с рассрочкой платежа на 25 лет. Львиная доля предприятий попала в руки крупнейших капиталистических компаний — Мицуи, Ми-цубиси, Фурукава, Ясуда. Нередко они многие годы продолжали получать крупные правительственные субсидии. Правительство предоставляло особые привилегии бывшим князьям и самураям, приступавшим к предпринимательской деятельности. Многие мануфактуры и мелкие фабричные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья строились помещиками. Зачастую японские помещики были одновременно и капиталистическими предпринимателями.

Отмеченные выше особенности промышленного развития Японии определили тесную связь крупной японской промышленной прослойки предпринимателей с полуфеодальным абсолютистским государством, ее заинтересованность в сохранении и укреплении императорской власти. Это усиливало реакционность крупной японской элиты, укрепляло союз между японскими помещиками и капиталистами.

То обстоятельство, что капиталистическая индустриализация Японии осуществлялась в период, когда в Западной Европе и США уже утвердился промышленный капитализм, позволило японцам широко использовать и применять к своим условиям достижения зарубежной науки и техники, методы организации капиталистического производства. Как отмечал выдающийся японский марксист Сэн Катаяма, «японскому капитализму приходилось все создавать наново, начиная от акций и машин и кончая техническими навыками и приемами. Эта творческая работа не была, однако, слепым подражанием европейским образцам. Пересаженную из западных стран промышленность необходимо было приспособить к местным условиям и особенностям, дабы избежать неудач и получить наибольший хозяйственный эффект».

В 70—90-е годы промышленное производство развивалось в Японии более высокими темпами, чем в других капиталистических государствах. Однако его уровень и объем были в Японии значительно ниже, чем в «старых» капиталистических странах. В 1888 г. лишь 15,3% японских промышленных предприятий применяли механические двигатели. До конца 90-х годов почти отсутствовало производство чугуна и стали. Развитие промышленности в Японии серьезно тормозилось сильными пережитками феодализма и отсутствием таможенной самостоятельности (в связи с тем что сохраняли силу неравноправные договоры). Тем не менее Япония постепенно превращалась в капиталистическую страну с собственной промышленностью.

Промышленный капитализм побеждал и утверждался в Японии в то время, когда передовые капиталистические страны Запада уже вступили в период перерастания домонополистического капитализма в империализм. Общие закономерности развития мировой капиталистической системы и специфические особенности индустриализации Японии привели к тому, что здесь уже на раннем этапе развития промышленного капитализма стали появляться монополии. Ряд монопольных объединений и компаний возник в Японии в 80-х годах. В значительной степени это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров, беспрепятственно поступавших на японские рынки вследствие низких таможенных пошлин. Передача правительственных предприятий крупной властной элиты также способствовала быстрому росту и укреплению капиталистических концернов.

«Движение за свободу и народные права»

Развитие капитализма в Японии сопровождалось усилением классовых противоречий. Элита и связанные с предпринимательской деятельностью помещики стали играть все ‘более возраставшую роль в экономике страны. Между тем важнейшие посты в государственном аппарате почти монопольно занимала группировка самураев из юго-западных княжеств Сацума и Тесю. Политика правительства вызывала растущее недовольство в различных слоях японского народа.

Средние и мелкие предпринимаьели городов были недовольны тем, что правительственные субсидии доставались кучке крупных капиталистов, в то время как остальные не получали никакой государственной помощи.

Некоторые группы помещиков, владельцев мелких предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья были недовольны высоким земельным налогом и тем, что получаемые от него средства правительство использовало для субсидирования крупному бизнесу, совершенно не вкладывало их в сельское хозяйство и местную промышленность.

Либеральные помещики, мелкие и средние предприниматели городов хотели участвовать в управлении страной и требовали установления парламентского строя.

Читайте также:  Интерьерные картины в японском стиле — делаем сами (+супер фото!)

Одновременно росло недовольство крестьянства, вынужденного на кабальных условиях арендовать землю у помещиков и платить непосильные налоги.

Рост политической активности либеральных помещиков, части крупной элиты, не связанной или слабо связанной с правительственными сферами, мелкие и средние предприниматели города привел к зарождению и развитию либерально-конституционного движения, получившего название «движения за свободу и народные права».

Оно возникло в начале 70-х годов, когда некоторые деятели императорского правительства, связанные с либеральными помещиками (Итагаки и др.), потребовали создания представительных учреждений. Вскоре Итагаки вышел из состава правительства и выступил с резкой критикой его деятельности. В стране появились кружки и группы, провозглашавшие своими лозунгами свободу, равенство, народные права. В этот период в Токио и других городах стали выходить газеты различных направлений; многие газеты отстаивали требования либералов.

В 1875 г. либералы сделали попытку создать свою политическую организацию: возникло «Общество патриотов». Однако через два месяца оно было распущено.

В конце 70-х — начале 80-х годов «движение за свободу и народные права» усиливается и приобретает большой размах. Оно постепенно охватывает сравнительно широкие слои городского населения и часть крестьянства. В 1878 г. возобновило свою деятельность «Общество патриотов». Центральным пунктом его программы было требование создать парламент. Общество становится влиятельной организацией, объединяющей местные политические кружки и клубы. На четвертом съезде «Общества патриотов», состоявшемся в марте 1880 г. в Осака, было представлено 96 организаций, насчитывавших около 100 тыс. членов. Съезд присвоил обществу новое название — «Лига учреждения парламента».

Большинство лидеров лиги были сторонниками умеренной тактики. Они предлагали добиться учреждения парламента путем подачи верноподданнической петиции императору. Но в лиге было и радикальное крыло, настаивавшее на организации широких общественных выступлений.

Во всей стране развернулось петиционное движение. Под основной петицией, составленной лидерами движения, стояло 87 тыс. подписей. Многие местные организации и даже отдельные деревни направляли в Токио своих представителей с собственными петициями. Некоторые из них отражали требования демократического крыла, содержали протест против незаконных и несправедливых поборов, от которых страдало крестьянство.

С начала 80-х годов в Японии наблюдался значительный подъем крестьянского движения. Крестьяне требовали снижения арендной платы и аннулирования задолженности. В некоторых районах выступления крестьян сочетались с движением за созыв парламента.

Правительство пыталось подавить петиционное движение. В октябре 1880 г. был издан специальный закон, запрещавший подачу петиций непосредственно в столицу. Усилились репрессии. Полиция разгоняла митинги и собрания, закрывала газеты. Но репрессии не задушили движения. Они дали противоположный результат. Усилилось радикально-демократическое крыло «движения за свободу и народные права». В движение включались более широкие слои населения. Резолюция второго съезда «Лиги учреждения парламента», состоявшегося в ноябре

1880 г., утверждала: «Прежние обращения к правительству о создании парламента не дали никаких результатов. Вновь обращаться к нему бесполезно. Теперь народ должен силой добиться парламента и конституции».

Усиливая террор, правительство одновременно стремилось к сближению с умеренными либеральными группировками. В ноябре 1881 г. был опубликован императорский указ с обещанием созвать в 1890 г. парламент.

В этой обстановке возникли первые прозападные политические партии Японии. В октябре 1881 г. на базе «Лиги учреждения парламента» была создана «Конституционная либеральная партия» (дзиюто). Она объединяла представителей либеральных помещиков, фермеров и интеллигенции, части крупного городского бизнеса. Главную роль в руководстве дзиюто, возглавляемой Итагаки, играли либеральные помещики.

В 1882 г. оформилась вторая политическая партия — «Конституционная партия реформ и прогресса» (кайсинто) во главе с Окума. Она представляла крупную и среднюю городской бизнес, крупных предпринимателей, умеренно-либеральную интеллигенцию. Ее лидеры выражали интересы крупной торговой и финансовой элиты.

Для противодействия этим партиям правительство создало «Конституционную императорскую партию» (тэйсэйто), состоявшую главным образом из чиновников. Но она была малочисленной и не играла значительной роли.

Две основные прозападные партии — дзиюто и кайсинто — мало чем отличались друг от друга. Их возглавляли либеральные помещики и предприниматели, стремившиеся к компромиссу с правительством и боявшиеся активных выступлений народных масс. Но возникшая на базе «Лиги учреждения парламента» партия дзиюто пользовалась большой популярностью среди участников «движения за свободу и народные права». Итагаки и другие умеренные лидеры дзиюто стремились использовать в своих интересах движение народных масс. Кпартии присоединились и левые радикальные элементы, готовые к решительной борьбе за демократические свободы. Дзиюто подвергалась преследованиям, на Итагаки было совершено покушение. Это создало ему ореол борца за свободу. Сторонники дзиюто заявляли: «Итагаки может умереть, но свобода не умрет!»

В 1882—1884 гг. особенно возросла активность демократического крыла «движения за свободу и народные права». Представители радикальной интеллигенции создали ряд нелегальных организаций. Их участники изучали историю Парижской коммуны и русского революционного народничества. Имена Желябова и Перовской, их революционная деятельность были хорошо известны и вызывали глубокое уважение японских демократов.

Члены одной из революционных групп писали: «Мы должны брать пример с русских нигилистов и идти в революционных рядах с оружием в руках».

Под давлением демократических элементов руководства дзиюто высказалось в 1884 г. за подготовку общего выступления с целью свержения правительства. Вооруженные выступления подготовлялись в нескольких районах. Был разработан план восстания гарнизона в г. Нагоя; ожидалось, что оно будет поддержано крестьянскими восстаниями в центральных префектурах. Но революционные группы действовали разрозненно. Нелегальные организации в гарнизоне Нагоя и в других пунктах были раскрыты властями, их участники арестованы. Лишь в нескольких местах в 1884 г. вспыхнули вооруженные восстания, которые были подавлены правительством.

Наиболее крупным из этих выступлений было восстание в районе г. Титибу (префектура Сайтама), где участники «движения за свободу и народные права» во главе с Эйсукэ Тасиро возглавили крестьянские массы. Около 10 тыс. крестьян героически сражались с войсками и полицией. Но восстание началось раньше, чем были подготовлены выступления в других районах, и оказалось изолированным. Оно потерпело поражение, а Тасиро и другие руководители были казнены.

Напуганное событиями в Титибу, правительство поставило на ноги весь полицейский аппарат. Большинство подпольных революционных групп было разгромлено. Отдельные вспышки крестьянских волнений продолжались и в 1885 г., но в результате террора радикальное крыло «движения за свободу и народные права» было обессилено.

Зародившись как умеренно-либеральное, «движение за свободу и народные права» в 1882—1884 гг. начало приобретать боевой демократический характер. В 1884 г. оно достигло наивысшего подъема. Однако его радикально-демократическое крыло не сумело противопоставить себя умеренно-либеральным элементам, повести за собой народные массы, выдвинуть радикальную аграрную программу.

В период «движения за свободу и народные права» наряду с требованиями демократических свобод выдвигались и требования отмены неравноправных договоров.

Выступления против них особенно усилились в конце 80-х годов. Если народные массы стремились к укреплению независимости родины, то шовинистические круги рассматривали отмену неравноправных договоров как этап на пути превращения Японии в колониальную державу. Шовинисты вели оголтелую милитаристскую пропаганду, требовали проведения агрессивной внешней политики.

В 1889 г. Япония подписала новые торговые договоры с Германией, Россией и США, отменившие некоторые ограничения таможенной автономии, но сохранившие статьи о смешанных судах. Лишь в конце XIX —начале XX столетия Японии удалось добиться полной отмены неравноправных договоров.

«Движение за свободу и народные права» сыграло огромную роль в истории Японии. Оно окончательно закрепило развитие страны по капиталистическому пути.

Читайте также:  Японский Праздник Кукол (Праздник Девочек) — Хина мацури

Конституция 1889 г.

Страх перед опасностью нового подъема демократического движения способствовал принятию японским императорским правительством конституции. При этом правящие круги прежде всего стремились обеспечить незыблемость монархического строя.

Накануне введения конституции во владение короны перешли обширные массивы земли на о-ве Хоккайдо, а также бывшие общинные леса и луга на остальной территории страны. Часть правительственных акций в различных банках Японии была объявлена имуществом императорской фамилии. Для высшей знати были введены дворянские титулы.

Характерно, что опубликование конституции было приурочено к 11 февраля (1889 г.) — дате восшествия на престол мифического основателя императорской династии (в 660 г. дон. э.).

Японская конституция 1889 г., остававшаяся в силе до 1946 r., была одной из самых реакционных. Образцом для нее послужила прусская конституция, принятая еще до воссоединения Германии. Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». За ним закреплялось право объявления войны и подписания мира, заключения договоров, назначения и увольнения всех высших гражданских и военных должностных лиц, созыва и роспуска парламента. Император являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами Японии.

Конституция учреждала парламент, состоявший из двух палат — палаты пэров и палаты представителей. Большинство палаты пэров составляли члены императорской фамилии, высшая титулованная знать и лица, назначаемые императором. Часть членов палаты шров избиралась сроком на 7 лет наиболее состоятельными налогоплательщиками.

Палата представителей избиралась каждые 4 года. Избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, проживавшие в своем округе не менее полутора лет и платившие высокий налог. Таким образом, трудящиеся отстранялись от участия в выборах, избирательными правами пользовалась лишь незначительная часть населения.

Парламент, обладал законодательными правами и утверждал бюджет. Однако кабинет министров и его члены были ответственны не перед парламентом, а перед императором.

Большую роль в управлении государством играл Тайный совещательный орган при императоре, назначаемый им из высших сановников. Фактически каждое важное решение кабинета министров или парламента должно было получить санкцию Тайного совета.

Вскоре после принятия конституции большое значение приобрел внеконституционный орган — совет гэнро (старейшин). Титул гэнро пожизненно носили близкие к императору деятели периода «преобразований Мэйдзи». Гэнро присвоили себе право рекомендовать императору кандидатов на пост премьер-министра и решать другие важные вопросы государственного управления.

Урезанный и формальный характер носили провозглашенные конституцией права японских граждан. В пределах, установленных законом, декларировалась свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов. Но накануне принятия конституции был издан закон «об охране порядка», утверждавший неограниченный полицейский произвол.

Конституция 1889 г. отражала компромисс между полуфеодальными помещиками и крупной японской элитой. Она была новым шагом на пути превращения японской монархии из полуфеодальной в западную. Вместе с тем конституция укрепляла монархический строй.

После принятия конституции 1889 г. западно-либеральная и либерально помещичья оппозиция монархии и правительству быстро пошла на убыль. Помещики и капиталисты видели в монархии силу, способную защищать их интересы и держать в узде трудящиеся массы. Реакционность японской элиты усиливалась по мере того, как в стране формировалась и крепла новая общественная сила — японский пролетариат.

Положение рабочего класса. Начало рабочего движения

Вместе с развитием промышленности рос и японский пролетариат. В 1886 г. в Японии насчитывалось около 200 тыс. фабричных рабочих. К 1890 г. их численность увеличилась до 350 тыс. человек.

Рабочий класс формировался в основном из бывших цеховых подмастерьев и учеников, ремесленников, рабочих мануфактур. С 80-х годов усилился приток на предприятия потерявших землю крестьян. Зачастую японский крестьянин, лишаясь земли, не уходил в город, а оставался в деревне в качестве арендатора, отдавая на несколько лет своих детей фабрике по кабальному контракту. Девушек обычно контрактовали на 8— 10 лет. По окончании срока они, потеряв здоровье и силу, возвращались домой.

Наряду с фабричными рабочими немалую часть кадров пролетариата составляли рабочие мануфактур и мелких кустарных предприятий.

В прядильном и ткацком производстве преобладал женский труд, широко применялся труд детей. На спичечных фабриках более половины рабочих составляли дети 10—15 лет, нередко работали восьми и даже шестилетние дети.

Рабочий день продолжался более 12 часов. Выходных дней не было. Заработная плата была ниже прожиточного минимума. На предприятиях царил ‘Произвол предпринимателей, надсмотрщиков, старшин-десятников. С разрешения губернатора предприниматели официально имели право применять телесные наказания. Шахтеров за попытку побега с работы подвешивали за руки к потолку так, чтобы пола касались только большие пальцы ног. На одной из шелкоткацких фабрик работниц в качестве наказания выгоняли обнаженными во двор общежития и по нескольку часов держали на морозе.

Капиталисты стремились использовать в своих интересах феодальные пережитки в общественном строе страны. Эксплуататоры старались внушить трудящимся, что социальные отношения в Японии в отличие от западных стран основываются на принципе семейных отношений (фабрикант — отец своих рабочих, помещик — отец своих арендаторов, офицер — отец солдат, император — отец всех японцев). Хотя все это мешало пробуждению классового самосознания японских рабочих, же-етокая эксплуатация, совместная работа сплачивали их, толкали на борьбу за свои права и интересы. Естественно, что ранние выступления японских рабочих выливались в стихийные бунты против нечеловеческих условий жизни и труда. Иногда это были бунты против введения машин.

Первое выступление рабочих произошло в 1869 г. на рудниках Икуно. В 1871 г. волнения повторились. Рабочие разрушили здание управления рудниками, разбили машины. С рабочими жестоко расправился прибывший отряд полиции. Крупные волнения вспыхивали в 70-х годах на других рудниках и шахтах.

Со второй половины 80-х годов число стачечных выступлений увеличилось. Известны первые стачки текстильщиц, токийских строителей. В отдельных случаях рабочие добивались повышения расценок.

Рабочее движение было еще стихийным и разрозненным, забастовки не выходили за пределы одного предприятия, но постепенно у рабочих возникла тяга к организации. В конце 80-х годов делались первые попытки создать профсоюзы. В 1889 г. возник профсоюз металлистов, объединивший рабочих нескольких предприятий. Вскоре образовались союзы токийских пильщиков, каменщиков, штукатуров, кровельщиков и др. Эти организации еще во многом носили узкоцеховой характер. Они объединяли рабочих какого-либо города или района, не были связаны друг с другом, ставили перед собой ограниченные задачи взаимопомощи, урегулирования отношений с предпринимателями и т. п.

В 80-х годах «появились и первые социалистические группы. Пионером социалистического движения в Японии считается «Восточная социалистическая партия», созданная в мае 1882 г. в Симабара (Кюсю). Но, как отмечал Сэн Катаяма, «фактически она была лишь неким смешением социализма и анархизма». Вскоре она была распущена властями. Небольшие социалистические группы возникли в Токио и в префектуре Яманаси, но и они вскоре были распущены. Отдельные передовые рабочие участвовали в «движении за свободу и народные права», примыкая к его радикальному крылу.

Первые социалистические группы не были связаны с рабочим движением. В 80-х и начале 90-х годов рабочий класс Японии не имел своих политических организаций. Но хотя рабочее движение было еще стихийным и рабочие только начинали борьбу за свои классовые интересы, роль японского пролетариата в жизни страны с каждым годом усиливалась.

Агрессивная внешняя политика правящих классов Японии. Японо-китайская война 1894—1895 гг.

Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную агрессию по отношению к другим народам Азии.

Феодально-самурайские элементы полагали, что успешная война и захват новых территорий укрепят их позиции внутри страны. Японская элита стремилась к захвату колониальных рынков сбыта и источников сырья. Агрессивная внешняя политика объединяла японскую элитов, помещиков и военщину.

Осуществляя эту политику, правящие классы Японии искусно использовали противоречия между другими капиталистическими державами. Уже первые агрессивные акты Японии встретили поддержку Вашингтона. США рассчитывали с помощью Японии создать условия для проникновения американского капитала в Корею и на Тайвань, укрепиться в самой Японии и тем самым ослабить позиции Англии и России на Дальнем Востоке.

В 1874 г. при активном участии поступившего на японскую службу американского генерала Лежандра Япония в»ысадила свои войска на китайском острове Тайвань. Однако упорное сопротивление населения Тайваня и неподготовленность Японии к большой войне против Китая заставили японское правительство отступить и вывести свои войска с острова.

Японские экспансионисты выдвигали также претензии на Сахалин и Курильские острова. Было создано специальное бюро, занимавшееся отправкой колонистов на Южный Сахалин.

Опираясь на активную поддержку американской дипломатии, японцы пытались добиться присоединения Южного Сахалина. Встретив отпор русской дипломатии, Япония выразила готовность отказаться от претензий на Сахалин при условии, что Россия сохранит нейтралитет в случае войны Японии против Кореи ,и согласится пропустить через русскую территорию японские войска для вторжения в Северную Корею, что было неприемлемо для России.

В 1875 г. было достигнуто русско-японское соглашение, по которому японское правительство добилось передачи Японии Курильских островов в обмен на отказ от претензий на Южный Сахалин. Курильские острова, открытые и исследованные русскими людьми, освоенные русскими поселенцахми, оказались захваченными Японией. Япония воспользовалась слабостью царской России на Дальнем Востоке и ошибками ее дипломатии.

В 1876 г. Япония под угрозой войны навязала Корее неравноправный договор. С этого момента началось проникновение японских колонизаторов в Корею.

По мере развития капитализма усиливались экспансионистские устремления японской элиты. К началу 90-х годов японское правительство создало уже хорошо вооруженную, модернизированную армию и военно-морской флот. Оно готовилось к захвату Кореи и к войне с Китаем. Опасаясь противодействия России, японское командование вело против нее интенсивную шпионско-диверсионную деятельность. В 1891— 1892 гг. по специальному заданию генштаба японский офицер проехал верхом из Петербурга во Владивосток.

Международная обстановка благоприятствовала японской агрессии против Кореи и Китая. Теперь наряду с США Японию стала поддерживать и Англия, видевшая в Японии союзника против России. За две недели до нападения Японии на Китай, 16 июля 1894 г., английское правительство подписало с Японией новый договор, отменявший прежние неравноправные англо-японские договоры. Это была демонстративная поддержка Японии в ее агрессивной политике.

Воспользовавшись событиями в Корее, Япония в конце июля 1894 г. начала военные действия против Китая. Победа Японии в войне 1894—1895 гг. выдвинула ее в число колониальных держав. Усилились ее позиции в Корее; она захватила Тайвань и о-ва Пэнхуледао (Пескадорские); Китай выплачивал ей огромную контрибуцию.

Японо-китайская война стала важным рубежом в истории Японии. К этому времени Япония уже укрепилась как капиталистическое государство. Некоторые группы предпринимателей и помещиков, находившиеся ранее в оппозиции, получив возможность обогащаться на войне, стали поддерживать правительство.

Агрессивная внешняя политика Японии

Быстрый рост японского капитализма сопровождался захватническими войнами. Географическая близость огромного, но слабого Китая и отдаленность крупных соперников давали известное преимущество японскому капитализму. Японским империалистам было особенно легко и удобно грабить китайский народ.

В результате японо-китайской войны 1894-1895 гг. Япония разбила и основательно ограбила Китай. Однако, не довольствуясь этим, японские империалисты стали готовиться к войне с Россией за передел сфер влияния на Дальнем Востоке. Япония стремилась захватить в Китае

Читайте также:  Смешиваются ли японцы с другими народами? Как в Японии относятся к детям из смешанных браков?

  1. северо-восточные провинции (Маньчжурию) и
  2. Корею.

Японские империалисты мечтали также о захвате русских земель — острова Сахалин и даже всего русского Дальнего Востока. Готовясь к войне с Россией, Япония в 1902 г. заключила союз с Англией.

Японские шпионы и разведчики, пользуясь беспечностью царского правительства, наводнили дальневосточные районы России. Под видом торговцев, парикмахеров, прачек и т. п. они проникали в укрепленные районы, выведывали расположение воинских частей, их передвижение и боевую готовность.

Япония хорошо подготовилась к войне. Ей была обеспечена английская и американская поддержка.

Популярное

ВВЕДЕНИЕ

Тема влияния крупного капитала, монополий, финансовых корпораций на внутреннюю политику и внешнеполитические решения государства, а также на направления его основного вектора развития, остается актуальной и в наши дни.

Так, стремясь защитить экономические интересы крупного бизнеса, правительства многих стран:

  • наращивают военную мощь;
  • усиливают милитаризацию производства;
  • тратят огромные средства на поддержание воинских контингентов в стране и за ее пределами;
  • используют силу как средство давления на политических соперников и оппонентов.

Такая тактика характерна для многих современных развитых стран, активно участвующих в локальных конфликтах и вооруженных противостояниях преимущественно с целью извлечения максимальной экономической выгоды [12; 98].

На примере Японии конца XIX в. – начала XX в. можно проследить следующее: реально ли добиться решения внешнеполитических целей в их долгосрочной перспективе, заставив экономику страны работать на нужды армии [8; 143]. Так, в данный период рассматриваемое государство достигло продолжительного экономического роста в большей степени благодаря проведению агрессивной милитаристской политики.

ПУТЬ ОТ ПОЛУФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ДО МОЩНОЙ ДЕРЖАВЫ

После длительной изоляции, до 70-х годов XIX века Япония состояла из разрозненных, часто конфликтующих друг с другом полуфеодальных княжеств, что сказывалось самым негативным образом на развитии капиталистических отношений [3; 73]. Однако с образованием единого Японского государства началась эра буржуазных преобразований и, как следствие, в результате проведенных в тот период реформ удалось стимулировать развитие как мелкого, так и крупного промышленного национального производства [10; 119].

Будучи формально самостоятельным государством с сельскохозяйственной направленностью экономики, Япония начала колониальную агрессию в отношении других стран, что дало ей импульс для завершения промышленного переворота [7; 95].

С 1870-х гг. начал формироваться новый культурный, политический и экономический вектор развития страны восходящего солнца. Зарождающийся в то время японский капитализм приобретал империалистические формы, а монополизация национальной экономики превратила Японию из слабого, полуфеодального государства в страну с высочайшим на тот момент темпом экономического роста, мощной армией на Дальнем Востоке и модернизированным флотом, не уступающим по силе британскому.

Монополии специфической формы, возникшие в ходе передачи государственной собственности в частные руки и контролирующие существующие в тот период банковские и индустриальные объединения – «дзайбацу», получили множество преференций и смогли переориентироваться с торгово-кредитных операций на инвестирование в тяжелую промышленность [9; 114].

Кроме того, государством было запланировано строительство «образцовых предприятий» в сфере металлургических, горнодобывающих и прочих производств, созданных по иностранным аналогам. Однако эффективность их работы оставалась на низком уровне, в результате чего правительство санкционировало передачу нерентабельных предприятий монополиям-дзайбацу по цене более, чем в 2-4 раза ниже их реальной рыночной стоимости [10; 120].

Несмотря на быстрый рост тяжелой промышленности в 1870–1890 гг., ее удельный вес в экономике Японии составлял сравнительно малую долю, в то время как легкая, в том числе и текстильная, оставалась гораздо более развитой. Так, в стране преобладали мелкие производства и ремесленные мастерские, а промышленный пролетариат на тот момент составлял всего 0,87% населения страны.

В то же время развитие капиталистических отношений и индустриализация страны не способствовали улучшению благосостояния широких слоев населения Японии. Высокий поземельный налог, составлявший около 50% дохода крестьянина, и предельно низкая заработная плата на предприятиях оставляли потребительский спрос внутри страны на недопустимом уровне. [5; 129]

Для того, чтобы преодолеть ограниченность внутреннего спроса и слабость собственной промышленно-сырьевой базы, государством было выбрано направление на милитаризацию экономики. Как итог, началось перераспределение политических сил в правящем блоке и формирование нового курса внешней политики [13; 5].

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

За 30 лет до начала противостояния с Китаем Японии удалось в 10 раз увеличить численность сухопутных войск — до 170 тыс. человек. Существенное развитие получило и судостроение, в результате чего Япония стала обладательницей сильнейшего флота на Дальнем Востоке, и к 1883 году в состав ее военно-морских сил входило 42 корабля. [2; 51]

Помимо создания регулярной армии и укрепления военно-морского флота, правительство занималось формированием особой идеологии, пропагандировавшей расовую исключительность японской нации. Военные стали приобретать все большее влияние и значение в правящих кругах и в обществе в целом, а выбранный курс на усиление армии и осуществление внешней политики через экспансию находил поддержку в крупных торговых домах, заинтересованных в открытии новых рынков экспорта товаров зарубежных стран.

Так, значительно повысив свой военный потенциал, Япония устремилась к территориальному переделу в Азии, где ей предстояло столкнуться с Кореей, Китаем и Россией. [6; 107]

Начав экономическое завоевание корейских рынков, страна восходящего солнца столкнулась с серьезным противодействием со стороны Китая, в результате чего, начиная с 1890 года, позиции японских торговцев постепенно ухудшались. Естественно, такое положение вещей шло вразрез с амбициями японского правительства, однако для воплощения агрессивных планов в жизнь Японии требовался существенный повод, который и представился впоследствии.

Так, в 1894 году Япония ввела свои войска под предлогом усмирения мятежа в Корее, тем самым спровоцировав давно назревавший конфликт с Китаем. Как итог, благодаря троекратному военному превосходству, Япония одержала победу и заставила Китай капитулировать, а полученная контрибуция в размере 350 млн иен практически полностью была направлена на мероприятия по дальнейшей милитаризации японской экономики. [6; 112] Их проведение также обеспечило свободный доступ к импорту Кореи и равные права с остальными странами на торговлю в Китае. Так, в последующие 10 лет наблюдался необычайный подъем экономики Японии, а «дзайбацу» получали огромные прибыли за счет войны, получившей статус грабительской.

Кроме того, финансовый кризис 1900-1903 гг., ударивший по мелким предприятиям, способствовал слияниям и поглощениям, в результате чего наблюдался процесс концентрации производства в руках крупного капитала. Таким образом, после китайско-японской войны 1894-1895 гг. капитализация монополий «дзайбацу» увеличилась за 10 лет почти в два раза.

Такое быстрое развитие обеспечивали устойчивые тесные связи глав торговых конгломератов с политической властью, что позволяло им добиваться благоприятных условий как на внутреннем, так и на внешнем рынках [9; 114].

Ключевое отличие японских «дзайбацу» от европейских и американских монополий заключалось в их заинтересованности в колониальной направленности японского империализма. Всесторонняя поддержка государства в его милитаристических начинаниях со стороны японских монополистов и совместное подавление многочисленных крестьянских восстаний позволяли проводить внешнюю политику без оглядки на степень недовольства населения [11; 9].

Таким образом, подмяв под себя экономику Кореи и унизив слабый Китай, который на путях японской захватнической политики был лишь первым этапом экспансии, Япония взяла дальнейший курс на подготовку к войне с Россией [7; 101].

Сторонники решительных военных захватов разработали десятилетний план активной милитаризации, в соответствии с которым планировалось вдвое увеличить численность армии и вчетверо флот, а для этого были необходимы новые заводы, отрасли тяжелой промышленности и металлургические комбинаты.

Японскому правительству была необходима новая война, к которой оно долгое время готовилось и вкладывало огромные средства (около 773 млн иен с 1886 по 1903 гг.). Так, к началу Русско-японской войны было закончено формирование органов военного управления и полностью модернизирована армия [5; 132].

К 1901 г. Япония превратилась в государство, непосредственно влиявшее на происходящие в мире события. В подавлении мятежа, вспыхнувшего в Китае, Япония участвовала наравне с такими ведущими державами как Россия, США и Англия. Однако именно Китай стал камнем преткновения в отношениях России и Японии, в результате чего попытки разграничить сферы влияния в рамках мирных переговоров обернулись ожидаемым провалом.

Так, по мнению японского командования, возникший территориальный спор с Российской империей за контроль над Маньчжурией с Кореей и Жёлтым морем можно было решить исключительно вооруженным путем [12; 101].

После победы японцев в 1904-1905 гг. над русской армией на Дальнем Востоке не оставалось сил, способных хоть как-то противостоять японской армии. Однако и экономика Японии была истощена до предела войной с Российской империей, в результате чего стране стал угрожать не только экономический, но и политический кризис. [11; 14]

Население, на плечи которого были возложены все тяготы войны, активно выступало против продолжения вооруженных боевых действий. Снижение заработной платы, увеличение земельного налога, сворачивание невоенных сфер производства – все это вызывало крайнее недовольство у основной массы крестьян и рабочих. Как итог, Японии требовался период восстановления.

КОЛОНИЗАЦИЯ, ОТНОШЕНИЯ С США И АННЕКСИЯ КОРЕИ

В результате Русско-японской войны (1904-1905 гг.), длившейся 17 месяцев, Япония получила Южную Маньчжурию, Ляодунский полуостров с территориальными водами, южную часть Сахалина, а также полную свободу действий в Корее.

Японские монополии принялись активно эксплуатировать полученные регионы, в результате чего национальный капитал хлынул в Китай и Маньчжурию, сосредоточив в своих руках около 60% ее импорта, что положило начало строительству новой железной дороги.

Так, за 14 лет вложенный капитал увеличился практически в 220 раз. Экспорт Японии также возрос, что позволило повысить сумму ассигнований на дальнейшее развитие военно-промышленного комплекса. Так, в послевоенные годы расходы на японскую армию составляли 36% от колониальных доходов, в то время как аналогичный показатель, например, в Англии составлял 11%.

Кроме экономической колонизации Япония также проводила предельно жесткую аннексионистскую политику в отношении Кореи, в результате которой сначала поэтапно была уничтожена ее политическая независимость, а затем и национальная экономика была перестроена под нужды японских концернов [7; 97].

Так, вместе с Маньчжурией и Кореей образовывалось довольно крупное колониальное государство, находившееся под протекторатом Японии, однако столь серьезное усиление некогда слабого государства не могло не встревожить власти США и других ведущих европейских государств. Если с Европой Японии и удалось достигнуть соглашения, то с Соединенными Штатами Америки возникла серьезная конфронтация по многочисленным вопросам.

Так, американцы всеми силами старались не допустить окончательного поглощения китайской экономики японскими «дзайбацу», в результате чего милитаризация японской экономики была одним из средств предотвращения возникшей угрозы потери страной национальной независимости, а также реакцией на стремление США и стран Европы подчинить Японию собственному влиянию [13; 7].

Также Страной Восходящего Солнца была введена экономическая поддержка отечественных торговцев, в то время как представители остальных стран испытывали административные сложности.

Обстановка постепенно накалялась, и в 1914 году США и Япония были фактически на пороге вооруженного противостояния, которого с трудом удалось избежать.

ЯПОНИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Экспансионистские настроения мотивировали Японию участвовать в Первой мировой войне на стороне Антанты, в результате чего страна, испытывающая в то время острую нехватку во внешних рынках, вошла в ее состав под предлогом членства в военно-политическом блоке.

Став в 1914 году союзником Англии, России и Франции, Япония благодаря модернизированной армии численностью около 250 тыс. человек смогла в кратчайшие сроки отвоевать Германскую Новую Гвинею с Марианскими и Маршалловыми островами, а также территории в китайской провинции Шандунь, увеличив тем самым свое национальное богатство на 25% [1; 59].

Поскольку на тот момент европейские страны и Соединенные Штаты Америки были заняты военными действиями, Япония не остановилась на захвате германских островов. Так, 18 января 1915 года Китаю было выдвинуто «21 требование», фактически ставившие государство в экономическую зависимость от Японии. Как итог, не найдя защиты со стороны США и Англии, китайские власти были вынуждены принять данный документ в полном объеме.

Несмотря на то, что союзники по Антанте сумели добиться частичного смягчения кабального соглашения, навязанного Японией, ее вес в Китае, Корее и в остальной части Тихоокеанского региона оставался весьма существенным [4; 107].

Как итог, Япония в короткие сроки сумела стать одним из ведущих мировых лидеров, страной, обладающей мощной армией, модернизированным флотом и развитой монополистической промышленностью.

Несомненно, основной груз такой агрессивной внешней политики и бесцеремонной перестройки экономической, социальной и других сфер общественной жизни лег на плечи японского народа, жестоко эксплуатируемого во благо империализма и безграничных аппетитов монополий-дзайбацу. Разорительные войны, дополнительные мобилизации, растущие налоги и тяжелые условия труда – все это составляло быт простых граждан.

Однако несмотря на это, японцы, встав на путь милитаризма, осуществили качественный рывок в экономике, расширили территорию страны и получили собственные колонии, впоследствии приносившие государству существенный доход [6; 122].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Японии в период войн и проведения политики милитаризма показывает, что страны, экономика которых работает на военные нужды и обеспечивает благоприятные условия для развития приоритетных отраслей промышленности, необходимых для мощного рывка, действительно быстро развиваются и, как итог, существенно улучшают свое геополитическое положение.

Тем не менее, в исторической перспективе данный прогресс может носить кратковременный характер, так как он осуществляется преимущественно за счет перенапряжения базовых отраслей национальной экономики и одностороннего ее развития путем перекачки огромных средств из одних отраслей в другие, связанные, как правило, с военным производством, процессом милитаризации всей промышленности и жесткой эксплуатацией населения [12; 98].

Кроме того, в дальнейшем политика милитаризма может привести к существенному снижению общего уровня жизни населения, постепенному появлению кризисных явлений в экономической, социально-политической и иных сферах, что, в конечном итоге, повлечет за собой глубокий системный упадок при назревшей необходимости проведения крупных ремилитаризационных преобразований во всех областях.

Русско-японская война


В начале 1904 г. японский военно-морской флот без объявления войны напал в Порт-Артуре на русский флот и потопил несколько военных кораблей. В результате внезапного нападения Япония добилась преобладания на море. Пользуясь этим, она морским путем перебросила в Маньчжурию значительную армию, хорошо вооруженную при помощи Англии, и начала теснить царские войска.

Россия по вине царского правительства была совершенно не подготовлена к большой войне на отдаленном фронте. Несмотря на героизм русских солдат и матросов, царская армия и флот потерпели поражение. Не Россия и не русский народ были разбиты в этой войне. Разбит был царский режим, преступно ввергнувший народ в чуждую ему империалистическую войну и притом не подготовившийся к ней.


Потерпев поражение, царское самодержавие, напуганное ростом революционного движения в стране, поспешило заключить мир с Японией. По заключенному в 1905 г. в Портсмуте (США) мирному договору Япония захватила южную половину острова Сахалин, г. Порт-Артур и Дальний на Ляодунском полуострове, ранее арендованном Россией у Китая. Россия признала преобладающее влияние Японии в Корее и Южной Маньчжурии. Мало того, напуганный царь отдал Японии исконную русскую землю -.

Русско-японская война была одной из первых империалистических войн за территориальный передел земли крупнейшими капиталистическими державами.

Современность

Поражение во Второй мировой войне стало началом современной внешней политики Японии. Во-первых, по итогам войны, Япония потеряла все захваченные с 1894 года территории. Во-вторых, сама Япония оказалась под американской оккупацией и в военном отношении превратилась в союзника США. в-третьих, формально Японии было запрещено создавать вооруженные силы.Поэтому японские власти после 1945 года не участвовали в военных конфликтах за рубежом.

В 1980-е годы Япония стала крупнейшей страной-кредитором в мире и второй по оказанию помощи другим государствам. Японские предприятия стали одними из самых конкурентоспособных в мире. Рост экономики дал возможность Японии получить одну из ведущих ролей во Всемирном банке, Международном валютном фонде и других международных финансовых учреждениях. Мощная экономика Японии позволила ей играть одну из доминирующих экономических ролей в Азии, а японские инвестиции стали поступать и в отдаленные части мира.

В 1990-е годы после распада Советского Союза в образовавшихся на его месте государствах начались политические и экономические проблемы, что увеличило важность экономической мощи для Японии. Бывшие социалистические страны искали возможность для получения экономической помощи от Японии. Японию и Соединённые Штаты Америки связывают союзнические отношения, в том числе они являются крупными экономическими партнёрами. Население Японии выражало поддержку возросшей международной роли и экономической мощи страны, а также оказание экономической помощи другим государствам. Однако, правительство Японии не желало брать на себя ведущие роли по разрешению политических и военных конфликтов после неудачного для неё исхода Второй мировой войны. Япония считает США гарантом собственной безопасности и не планирует пересматривать американо-японский Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960 года. Также, правительство Японии осознавало уязвимость страны в отношении обеспечения сырья и энергоносителей, что повлекло за собой смягчение проводимой внешней политики страны.

В 1978 году был подписан Договор о мире и дружбе между Японией и Китаем, после чего отношения между странами стали быстро развиваться. Япония оказала значительную экономическую помощь КНР в модернизации промышленности и поддержала членство Китая во Всемирной торговой организации. В мае 2008 года состоялся официальный визит Ху Цзиньтао в Токио, что способствовало улучшению отношений между странами. Однако, правительство Китайской Народной Республики регулярно критикует власти Японии, за политику этой страны во время Второй мировой войны, а также за то, что Япония излагает события тех лет в позитивном для себя свете и не желает осуждать собственных военных преступников. В 1995 году премьер-министр Японии Томиити Мураяма извинился за ущерб и страдания, которые вызвала Япония во время Второй мировой войны, но не предложил никаких компенсаций. Заявление Томииты Мураямы не удовлетворило ожиданий региональных соседей Японии, особенно Южной Кореи и КНР. 14 августа 2020 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ публично выразил искренние соболезнования тем, кто пострадал и умер от военных действий Японии, во время 70-й годовщины окончания Второй мировой войны. Однако, Синдзо Абэ также призвал к развитию Сил самообороны Японии и переосмыслению послевоенной пацифистской конституции страны, что позволит использовать армию и за рубежом.

17 сентября 2002 года премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми посетил с официальным визитом Пхеньяне, в ходе которого состоялось обсуждение спорных двусторонних вопросов, особенно похищения японских граждан и доставка их в КНДР. В октябре 2002 года пять похищенных японцев были отпущены корейцами и вернулись домой, но других пленников власти КНДР не стали освобождать, ожидая экономических уступок со стороны Японии. Япония решительно поддерживает усилия США по оказанию давления на Пхеньян по соблюдению Договора о нераспространении ядерного оружия и соглашения с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В 2006 году Япония ответила введением санкций на июльские ракетные запуски Северной Кореи и октябрьские ядерные испытания. США, Япония и Южная Корея координируют политические действия с друг другом по вопросам политики в отношении Северной Кореи, а Япония также участвует в шестисторонних переговорах, чтобы положить конец испытаниям ядерного оружия в КНДР. В августе 2008 года Япония и Северная Корея пришли к соглашению вновь рассмотреть вопрос по освобождению пленных японских граждан. Однако, условия соглашения не были выполнены КНДР.

В последние годы Япония и Республика Корея активизировали дипломатические контакты и координацию на высоком уровне, что привело к улучшению их отношений. Однако, разный взгляд на период Второй мировой войны, а также территориальный спор по принадлежности Лианкура, осложняют политические отношения Японии с Южной Кореей, несмотря на растущие экономические и культурные связи.

Отношения Японии с Россией осложняет неспособность правительств обеих сторон разрешить свой территориальный спор по принадлежности южной части Курильских островов, перешедших в состав Советского Союза в конце Второй мировой войны. Территориальный спор мешает заключению мирного договора, формально прекратившего бы состояние войны между Японией и Россией. Соединенные Штаты признают суверенитет Японии над спорными островами. В сентябре 2009 года во время своей первой встречи с президентом России Дмитрием Медведевым премьер-министр Японии Юкио Хатояма заявил, что хочет решить этот вопрос и подписать мирный договор, но эта встреча в итоге не привела к сдвигу в переговорах. Несмотря на отсутствие прогресса в разрешении территориального спора, Япония и Россия продолжают развивать другие аспекты общих отношений, в том числе два крупных проекта по добыче нефти и природного газа на Сахалине.

В 2006 году японские наземные силы самообороны Японии завершили успешную двухлетнюю миссию в Ираке. В декабре 2008 года закончилась миссия военно-воздушных сил Японии в Ираке. В январе 2010 года парламент Японии подписал Закон о специальных мерах по борьбе с терроризмом, который позволил Японии осуществлять операции по отправке Морских сил самообороны в поддержку международной операции против терроризма в Индийском океане. С 2009 года Япония активно участвует в международных усилиях по борьбе с пиратством у берегов Африканского рога.

В последние годы Япония всё активнее присутствует в Африке и Латинской Америке. Были заключены соглашения об экономическом партнерстве с Бразилией, Мексикой, Аргентиной и Перу.

Рабочее движение в Японии

В самой Японии положение рабочих в XX в. по-прежнему было весьма тяжелым. Рабочие жили в бараках и казармах, где царили тюремные порядки. Нередко рабочих держали в бараках взаперти. Был случай, когда в одном таком бараке случился пожар, из 50 запертых в нем девушек-работниц 31 погибла в пламени. Рабочие получали нищенскую заработную плату, работали по 12- 14 часов в сутки. Никакого законодательства о защите прав рабочих в стране не существовало.

Японские рабочие начали выступать против произвола хозяев и правительства. Уже в 80-х годах они пытались организовать профессиональные союзы, а в 90-х годах по стране прокатилась волна стачек и демонстраций.

В эти же годы японский революционер Сен Катаяма начал вести пропаганду социализма. В 1901 г. при ближайшем участии Катаямы в Японии была организована социалистическая партия. Однако японское правительство вскоре издало закон о ее роспуске. Члены социалистической партии были подвергнуты репрессиям.

Возникали и другие рабочие организации, не взирая на то, что правительство сажало в тюрьмы всех заподозренных в принадлежности к ним.

В рабочем классе росли революционные настроения. Во время русско-японской войны передовые японские рабочие прислали русским рабочим письмо, в котором осуждали империалистическую войну. На конгрессе II Интернационала в Амстердаме в 1904 г. Катаяма заявил о полной солидарности японского пролетариата с русским. Он демонстративно обменялся рукопожатием с представителем русского рабочего движения Г. В. Плехановым. Под влиянием русской революции в Японии в 1906 г. вновь была организована социалистическая партия. Одним из ее видных деятелей был Котоку, который резко критиковал соглашателей-реформистов. Правда, ведя революционную борьбу, он сам допускал ошибки анархистского характера.

Чтобы избавиться от Котоку, пользовавшегося большой популярностью среди рабочих, правительство обвинило его в заговоре против императора. Котоку, его жена и ближайшие товарищи были схвачены и посажены в тюрьму. Там их постигла страшная участь: их задушили.

В тюрьму было брошено большинство активных участников социалистического движения. Полицейские репрессии нанесли такой сильный удар по рабочему движению, что оно временно заглохло. Вновь оживилось оно уже под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции.

Япония при сёгунах Токугава ( XVII — XVIII ) внутренняя и внешняя политика

Внутренняя:

Япония состояла из разрозненных княжеств — даймеров, во главе которых стояли влиятельные князья (феодалы) — дайме. Под их руководством служили дворяне-самураи. Несмотря на то, что официально страной руководил император, политическая власть была в руках сегуна.

Одним из главных исторических событий того времени было объединение трех островов Японии в единое централизованное феодальное государство.

После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство.

После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу – основатель динасстии. В 1603 году сёгуну Токугаве Иэясу удалось объединить все земли под своим владычеством. Достичь этого за счет военных походов и коммерческой деятельности. На завоеванных территориях он устанавливал свои правила и брал с местного населения дань, а у местных феодалов отбирал прииски по добыванию драгоценных металлов à скопил большое состояние, стал монополистом в сфере драгоценных металлов.

Во время главентсва сёгуната Япония являлась федерацией. Четвертью территории государства владел род сёгунов Токугава, а остальной частью — триста провинциальных владык даймё. Даймё разбивались на классы «родичей», «старинных вассалов» и «новых вассалов», в соответствии со степенью подчиненности сёгуну. Они владели личными независимыми уделами, площадь которых устанавливало столичное руководство. Для предупреждения мятежей правительство урезало политические возможности подданных «Законами военных домов», кроме того уменьшало богатства их владений необходимыми поездками в резиденцию правительства в Эдо. Сёгунат также забрал все земельные наделы дома императора, поручившись содержать их за свои средства.

Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Придворная знать — кугэ, формально занимала самое привилегированное положение, но фактически власти не имела. Как и император, они получали содержание от сёгуна.

Военное дворянство образовывало сословие самураев, верхушку которых составляли владетельные князья — дайме, после самураев шли крестьяне, затем — ремесленники и последнюю ступеньку занимали торговцы (купцы).

Токугавский сёгунат утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. Еще в XVI в. Японию открыли португальцы, которые в течение 50 лет вели торговлю с японцами. В 1552 г, в Японии появились испанцы, затем голландцы и англичане. В Японии стала распространяться христианская религия, которую проповедовали среди японцев миссионеры из Европы. Сначала японцы поддерживали миссионеров и иезуитов, но затем поняли, что под маской религии европейцы пытались ограничить независимость Японии, захватить ее.

Внешняя:

В первые годы своего правления сёгун Иэясу поддерживал торговлю с европейцами, хоть и не желал иметь с ними дело. Торговые разногласия с Китаем спровоцировали его взять под контроль всю торговлю с иностранцами. В 1612 году сёгун Иэясу разрешил христианам торговать только определенной группой товаров и то не во всех городах. Проживающим крестьянам на территории Японии новый правитель приказал отречься от своей веры. Неповиновение горячо верующих христиан запустило целую серию расправ с беззащитными служителями иностранной церкви. На защиту безоружных христиан поднялись самураи, исповедующие христианскую веру. Самое большое восстание закончилось поражением восставших в городе Симабаре в 1638 году. С этого момента христианство запретили в стране. Окончательное закрытие Японии в 17 веке относится к 1641 году, когда какие-либо контакты с внешним миром были ограничены небольшим портом на острове Дэдзима.

Изменилась политика торговли с иностранцами. Японцы стали препятствовать вмешательству иностранцев во внутренние дела страны.В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава Иэмицу приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира.

С 1624 г. англичане перестали посещать Японию. В том же году из страны были выдворены испанцы, которые считались самыми опасными противниками независимости Японии. Заниматься торговлей за границей имели право только лица, не принадлежавшие к христианской религии.

И, наконец, в 1636 г. были выдворены португальцы, и Япония полностью «закрылась» для иностранцев. Всем японцам, независимо от их вероисповедания, запретили выезжать за границу.

Из-за границы в Японию под страхом смертной казни не мог приехать ни один японец. В стране оставалось несколько голландцев, но им было запрещено выезжать в другие части страны и удаляться от портов. В 1641 г. они были переселены на берега острова Нагасаки и жили на правах пленников.

С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ — ИЗ КОНСТИТУЦИИ 1889 ГОДА

  • Ст. 1. Японская империя управляется непрерывной на вечные времени императорской династией…
  • Ст. 5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с имперским парламентом…
  • Ст. Ю. Император устанавливает организацию различных отраслей государственного управления, назначает и увольняет всех гражданских и военных чиновников и определяет их оклады…
  • Ст. 11. Император является верховным командующим армией и флотом…
  • Ст, 13. Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры…
  • Ст. 33. Имперский парламент состоит из двух палат: палаты пэров и
  • палаты депутатов.,.
  • Ст. 34. Палата пэров состоит из членов императорской фамилии, из носителей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором…
  • Ст. 55. Каждый из государственных министров дает свои советы императору и ответствен перед ним за них.
  • Все законы, императорские указы и акты всякого рода, касающиеся государственных дел, должны быть скреплены государственным министром.
  • Ст. 56. Тайный совет обсуждает, согласно постановлениям, касающимся организации тайного совета, важнейшие государственные дела, когда император запрашивает его..:
  • «Конституции и законодательные акты буржуазных государств», т. I, М., 1938, стр. 190-197.

Даты для запоминания

  • 1904-1905 — Русско-японская война,
  • < РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ И ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XX В
  • -> ФОТОГРАФИИ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ., В ОКРАШЕННЫМ И ОЦИФРОВАННЫМ В ЦВЕТЕ 1860 ПО 1918 ГГ ( РАБОТА ЯПОНЦА ИРООТОКО) >
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий