Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. Японская молодежь больше не хочет ходить на свидания, жениться и даже просто заниматься сексом. Этот феномен, получивший название «синдром целибата», был отмечен еще несколько лет назад, и ситуация лишь усугубляется. Асексуальность молодых японцев могла бы восприниматься как еще одна специфическая и не очень понятная западным людям особенность жителей Страны восходящего солнца, если бы не одно «но». Пенсионеров в Японии все больше, а тех, кто должен обеспечивать их старость своими налогами, все меньше. В будущем проблема обострится, поскольку детьми обзаводиться японцы не хотят. Такое положение вещей чревато экономическим коллапсом. Если учесть, что речь идет о третьей экономике мира, да еще и стране с колоссальным госдолгом, картина выглядит по-настоящему пугающей.
«В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение», — утверждал Зигмунд Фрейд, задавая психоаналитическую парадигму. Его концепция, пусть и претерпевшая ряд изменений, стала одним из главных интеллектуальных направлений XX века. Однако в новом столетии нашлась страна, чья молодежь наглядно доказывает, что секс — не главное в жизни.
«Для того, чтобы построить отношения, нужно прикладывать слишком много усилий. Сделать так, чтобы я ей понравился, а она понравилась мне… На выходных мне придется отказаться от всех своих планов ради нее. Не хочу этого делать», — говорит, смущенно улыбаясь, Юсаки Такахаси в интервью «Би-би-си». Автор сюжета, героем которого стал этот юноша, констатирует: японская молодежь с удовольствием следит за любовными переживаниями героев аниме, но сама крутить романы не хочет.
Материалы по теме
00:03 — 7 августа 2015
«Китайцы хотят жить всласть»
Какое место секс занимает в традиционной и современной китайской культуре
Проблема эта не нова. Еще несколько лет назад социологи зафиксировали снижение интереса молодых японцев к браку и интимным отношениям. В 2011-м Японский национальный институт населения и исследований социальной безопасности (Japan’s National Institute of Population and Social Security Research) привел данные о том, что 61 процент холостых мужчин и 49 процентов незамужних женщин в возрасте 18-34 лет не состоят в каких-либо романтических отношениях. А Японская ассоциация планирования семьи (JFPA) выяснила, что 45 процентов девушек в возрасте 16-24 лет «не заинтересованы в сексуальных контактах или даже испытывают к ним отвращение».
Читайте также: Как готовят и за что любят в Японии рыбу фугу
Позднее было установлено, что 41,6 процента двадцатилетних молодых людей никогда не бывали на свиданиях, 26 процентов японцев в возрасте до 34 лет все еще девственники. 17,9 процента респондентов-мужчин, принявших в 2014-м участие в исследовании JFPA, сообщили, что мало интересуются сексом или даже думают о нем с неприязнью. Для категории «мужчины в возрасте 25-29 лет» этот показатель даже выше — 20,3 процента.
В случае Японии прибаутка «хорошее дело «браком» не назовут» приобретает мрачноватый оттенок: почти половина супружеских пар (44,6 процента) в 2014-м признались, что не занимаются сексом; в 2012-м этот показатель был на три пункта ниже. 10 процентов мужчин и 23,8 процента женщин назвали секс слишком утомительным, 4,5 процента респондентов мужского и 5,9 процента женского пола сказали, что у них есть хобби, более интересные, чем интимные отношения.
Молодая пара у витрины одного из самых больших в мире магазинов презервативов
Фото: Alberto Buzzola / LightRocket / Getty Images
Стоит ли удивляться, что среди 41 страны, чьи граждане приняли участие в исследовании, проведенном компанией Durex, Япония заняла позорное последнее место в категории «Количество половых актов в год»? В среднем японцы занимаются сексом 45 раз в 12 месяцев. Для сравнения: находящиеся на предпоследнем месте сингапурцы делают это почти вдвое чаще — 73 раза в год. Еще более удручающе эта статистика выглядит, если учесть, что опрос проводился в 2005-м и с тех пор ситуация, если и изменилась, то точно не в лучшую сторону.
Феномен утраты японцами интереса к сексу получил название «синдром целибата». Явление это тем более удивительное, если учесть, что исторически жители Страны восходящего солнца асексуальной нацией не были. В отличие от Европы, интимные связи как таковые тут никогда не считались греховными и порочащими, и нравы были достаточно вольными. Поэтому происходящее ныне выглядит, мягко говоря, странно.
Разумеется, на этот счет уже были выдвинуты различные теории. Например, указывается на то, что брак и рождение ребенка почти гарантированно ставят крест на карьере японки. А поскольку женщинам, чтобы занять значимое место в японской корпоративной системе, приходится прикладывать невероятно много усилий, добившись желанного результата, мало кто из них готов пожертвовать этим достижением. Другая теория говорит о том, что японские мужчины утрачивают маскулинность и, соответственно, сексуальную привлекательность. В 2006-м даже возник специальный термин: «травоядные мужчины». Это молодые гетеросексуальные японцы, в принципе интересующиеся противоположным полом, но не готовые играть традиционную гендерную роль. То есть они не хотят ухаживать, завоевывать сердца, брать на себя инициативу. Ответ на вопрос «Как потомки самураев дошли до того, что роботами и аниме интересуются больше, чем женщинами?» еще только предстоит найти.
С маскулинностью у потомков самураев проблемы.
Фото: Lucas Vallecillos / Zuma / Corbis / East News
Нежелание заниматься сексом и заключать брачные союзы можно было бы счесть просто еще одним чудачеством, которыми славятся японцы. Но дело в том, что безобидной эту аномалию не назовешь. Естественное следствие «синдрома целибата» — какой сюрприз! — сокращение рождаемости. В 2015-м в Японии на свет появился один миллион восемь тысяч новорожденных, а миллион триста две тысячи стариков умерли. Нехитрые вычисления показывают, что за год население сократилось почти на 300 тысяч человек.
Убыль населения в Японии набирает обороты, будто катящийся с Фудзи снежный ком. Так, в 1970-е в стране ежегодно рождались более двух миллионов младенцев. К 1984 этот показатель снизился до полутора миллиона, а в 2005-м составил 1,1 миллиона. В итоге, по подсчетам демографов, к середине века японцев станет на 30 процентов меньше.
Нельзя сказать, что это сугубо японская проблема: во многих развитых странах заметна та же тенденция. Но есть нюансы, выделяющие Японию на общем фоне.
Читайте также: ПутешествияОт деревни лис до пляжа свиней: Места, которые захватили животные
Семья — это скучно! А косплей — весело!
Фото: Corbis / East News
Во-первых, это очень высокие стандарты жизни и медицинского обслуживания, к которым привыкли местные пенсионеры. А ушедших на заслуженный покой в стране хватает — благо, средняя продолжительность жизни в Японии достигла 80 лет и продолжает увеличиваться. Гарантией того, что осень своих дней старики проведут в комфорте и беззаботности должны служить налоги, стабильно и в нужных объемах поступающие в казну. Но если молодых граждан все меньше, а пожилых больше, возникают проблемы.
Воспитание подростка в Японии
Главная / Все о Японии / Культура / Культура
24.12.2012
Группы молодежи под надзором взрослых выполняли крайне важные задачи, такие как организация праздников, помощь старым или больным людям, борьба с пожарами и особенно функции полицейских.
В Японии прежних времен каждая деревня обладала определенной административной и финансовой автономией. Обычай требовал, чтобы молодые люди от семнадцати до двадцати пяти лет объединялись в своего рода ассоциации под предводительством самого старшего из них. До сих пор по всей Японии во главе различных обществ стоят самые старшие, пусть и не всегда самые достойные, и это помогает избежать зависти и интриг. Иногда эта традиция доставляет определенные неудобства, поскольку пожилые руководители порой оказываются неспособными к выполнению своих обязательств. Но все решения принимались только после предварительного обсуждения, и это помогало избежать серьезных ошибок. Подобный метод до сих применяется в управлении даже в крупном производстве.
Вакасу — объединенная группа
Группы молодежи под надзором взрослых выполняли крайне важные задачи, такие как организация праздников, помощь старым или больным людям, борьба с пожарами и особенно функции полицейских. Таким образом, молодым людям очень рано прививалось чувство коллективной ответственности и уважение к традиционным ценностям. Прием в группу сопровождался ритуалом, немного похожим на обряд приема в скауты в Европе, во время которого кандидаты должны были продемонстрировать свое мужество и решительность. В принципе вся деревенская молодежь подходящего возраста составляла подобные общества, и иногда верхняя планка поднималась до тридцати пяти лет. Внутри групп также существовали свои возрастные категории, и практически всегда власть принадлежала старшим. Функции полиции (но не органов правосудия), которые они выполняли, придавали им большой вес в деревне или в тех городских кварталах, где они жили. Таким образом, вовлеченные традицией в подобные группы (
вакасу
) молодые люди чувствовали, что они как-то уравновешивают общество взрослых (то есть тех, кто уже имеет собственные семьи), хотя и подчиняются ему. Они очень гордились своей значимостью и выполняемой ролью, ведь благодаря им в общине царил порядок, и официальным властям приходилось крайне редко прибегать к помощи настоящей полиции.
Но наступили иные времена, и положение дел начало меняться. Армия и полиция стали предметом заботы государства, и вскоре в каждой деревне появились полицейские, одетые в униформу и призванные поддерживать порядок, — полицейские, зачастую происходившие родом из далеких чужих провинций. Поэтому редко случалось так, что новые стражи порядка знали обычаи той местности, где несли службу, и в деревнях, представлявших собой закрытые системы, их считали пришлыми. Из-за этого официальные полицейские стали не слишком удачной заменой молодежи, чьей основной задачей было следить за порядком. Но вакасу исчезли не сразу. Поскольку они не имели ничего общего с официальными властями и их существование было узаконено лишь обычаем, насильно лишенные своей функции, они восстали против общества. Группы молодежи, прежде поддерживавшие порядок, выродились в банды, которые кичились тем, что нарушают закон и сеют хаос. Кроме того, в некоторых случаях новые административные единицы возникали из-за слияния нескольких деревень под единым административным надзором, и вакасу возбуждались примитивным чувством соперничества.
Домики для чайной церемонии превратились в штаб-квартиры этих «никчемных типов», как назвал их Нисимура Сигэки в своей книге «Нихон Дотокурон» (О японской этике), опубликованной в 1886 году. Но вскоре волнения прекратились, стали создаваться новые молодежные организации, которые преследовали разные цели (изучение новых веяний, идей, наук и сфер их применения) и состояли, как правило, из студентов. Увеличение числа школ и колледжей способствовало исчезновению бывших вакасу. Молодой двадцативосьмилетний учитель Ямамото Такиносукэ из Хиросимы попытался реорганизовать старые молодежные объединения, установив для них новую мораль и поощряя обмен мнениями между группами по примеру АХМ (Ассоциации христианской молодежи), созданной в Токио по инициативе американских пасторов. Филиалы АХМ появились во всех крупных городах начиная с 1880 года. Власти признали эти ассоциации и даже поощряли их создание, видя в них превосходное средство для распространения новых идей в народе. К 1910 году насчитывалось более восьмидесяти двух официально признанных организаций.
Но в большинстве деревень все еще существовали молодежные объединения старого типа, и между ними и властями (если не сказать полицией) возникали конфликты. Всеобщая воинская повинность развалила наиболее активные ассоциации, и вскоре они полностью исчезли.
Но дух принадлежности к группе слишком глубоко засел в сознании молодых людей и требовал сплочения и организованности. Поэтому почти повсеместно с одобрения правительства создавались «ассоциации по продвижению культуры», вступая в которые молодые люди не играли какой-либо активной социальной роли, но посвящали себя культурной деятельности. Благодаря этим новым объединениям многие обычаи и праздники избежали забвения.
Но и здесь сохранялся былой дух вакасу
Читайте также: [Панорама 360°] Япония во Всемирном наследии: историческая деревня Сиракава-го
: чтобы вступить в организацию, претендент должен был с честью выдержать разнообразные физические испытания, варьировавшиеся в зависимости от региона, и дать торжественную клятву соблюдать устав. Принятый в ассоциацию молодой человек надевал символическую набедренную повязку —
фундоси
, носил с собой набор для курения табака и мог с полным правом участвовать вместе с остальными членами в деятельности группы. Вопрос о работе на благо деревни или о выполнении функции полиции уже не поднимался, молодые люди занимались только разнообразными науками и организацией традиционных праздников
мацури
. Даже в наши дни можно видеть, как члены этих молодежных объединений, одетые только в фундоси и с головами, обернутыми кусками белой ткани (
хатимаки
), несут на плечах огромные паланкины во время проведения ритуальных процессий мацури.
Эти изменения в деятельности и в целях молодежных организаций привели к тому, что внутри них стали вестись философские беседы и диспуты. Школьники и учащиеся колледжей считали, о чем уже было упомянуто, старые обычаи Японии недостойными внимания и даже с некоторым презрением относились к историческому прошлому страны, предпочитая проводить время за изучением западных цивилизаций, материального прогресса и технических новинок. Задачей новых молодежных объединений стало сгладить эту тенденцию к пренебрежению национальными ценностями. Юноши должны были соблюдать старые ритуалы, что усиливало сплоченность их коллектива и решимость сохранить обычаи любой ценой. Таким образом, несмотря на то, что, казалось, молодежь в эпоху Мэйдзи отошла от традиционных представлений, она все же продолжала следовать наиболее ценным обычаям Японии. Нам это кажется несовместимым и противоречивым, но для Японии это в порядке вещей. И мы должны сказать спасибо этим организациям за то, что в период духовного беспорядка, царившего тогда в стране, они сумели сохранить крупные религиозные праздники, или мацури, которыми мы можем наслаждаться сегодня.
Чувство коллективизма было все еще живо, особенно если дело касалось совместной работы, так что временно в городах и деревнях то и дело на короткое время воскресали «рабочие коллективы». Молодежь, посещавшая школы и колледжи, стремилась утвердить свою независимость и продемонстрировать свои лучшие качества. Это было возможно только через успехи в учебе. Отсюда яростное стремление, которое и в наше время толкает молодых японцев на «подвиги» в школах, колледжах и университетах. Занятия отнимали все больше и больше времени, и молодые люди стремились работать сами по себе, а ассоциации, вначале кипевшие жаждой деятельности, становились все более спокойными и, чтобы лучше быть принятыми социумом в целом и государством в особенности, постепенно перенимали все взгляды правительства, которые, по их мнению, давали стране единственный шанс встать на путь прогресса. Студенты с каждым днем все глубже осознавали, какую важную роль предстоит им сыграть в судьбе нации, не как группам времен вакасу, а как отдельным личностям.
Государство покорно служило честолюбию молодежи и ее участию в «культурных обществах», чтобы поддержать проводимую политику. Особой благосклонностью пользовались те, кто изучал право, поскольку именно оно могло в будущем обеспечить студенту блестящую карьеру. Затем следовала медицина, за ней — технические специальности. Определенное число молодежи увлекалось и литературой, поскольку она помогала выразить тонкую гамму эмоций, но в то же время ее считали «вчерашним днем культуры» по сравнению с «серьезными» занятиями, полезными и практичными.
Занятие спортом у молодежи
В отличие от своих западных сверстников японская молодежь игнорировала занятия спортом. Крестьяне ежедневно укрепляли тело, занимаясь тяжелым трудом, а юноши из класса самураев часто увлекались верховой ездой, упражнениями с саблей или луком, что зависело от того, какую школу боевых искусств предпочитал клан. Сумо в это время считалось скорее традицией, а не собственно видом спорта, и если этот род борьбы сейчас пленяет толпы японцев, то потому, что обряд был превращен в спектакль и, как и прочие виды спорта, сделался предметом спекуляции. Сегодня сумо просто зрелище, а религиозное значение его почти полностью утрачено. Если ежегодный обычай взбираться на вершину Фудзи по крутым склонам в течение долгого времени существовал среди мужчин всех возрастов (женщины не допускались к подъему на Фудзи), то он был не просто альпинизмом, а выполнением особого ритуала. Также и представления, устраиваемые юношами во дворе святилища, когда они поднимали огромные тяжелые валуны, являлись ритуалом, призванным выяснить, расположены ли коми к этим молодым людям. Как и в большинстве других стран, в Японии физическая сила высоко ценилась не с точки зрения эстетики, но потому что считалось, что сильный молодой человек пользуется особым покровительством богов. Поэтому к местным силачам относились как к людям, которым помогают невидимые высшие силы. В рыбацких деревнях между рыбаками каждый год устраивалось что-то вроде лодочных гонок, и общины, поддерживающие команды гребцов, могли довольно точно предсказывать свое будущее и будущее рыбаков. Кроме того, ныряльщики, соревнующиеся в выносливости, выясняющие, кто дольше всех сможет задержать дыхание под водой, и достающие водоросли со дна моря, также в действительности выполняли религиозные ритуалы. В древней Японии ни одно из действий человека нельзя было рассматривать иначе, как в связи с судьбой общины, и незаурядные физические данные использовали исключительно для того, чтобы предсказывать будущее не только одного человека или группы, но общества в целом. Это напоминает нам о том, что спорт когда-то являлся ритуалом, более или менее связанным с религией.
Европейское понятие спорта пришло в Японию из Америки одновременно с понятием об индивидуальном соревновании. Здесь, как и во всех областях человеческой деятельности, предполагающей «модернизацию» японской жизни, пример был подан или навязан, что называется, сверху. По приказу Министерства образования с 1880 года в институтах в качестве новой дисциплины была предложена игра в теннис, а позднее, когда сотрудники министерства совершили ознакомительную поездку на Запад, появился необходимый инвентарь и тренеры по этому виду спорта. В 1884 году был создан специальный институт, который пропагандировал игру в теннис в школах. В университетах, особенно в токийских, становился все более распространенным бейсбол, и вскоре была сформирована студенческая команда, которая в 1905 году в дружеском матче сразилась с американскими бейсболистами из Стэнфорда. И хотя она потерпела поражение, популярность ее после поездки в Соединенны Штаты увеличилась. Она привезла из-за границы новые обычаи, связанные с этим видом спорта: оркестр на стадионе, группы поддержки со слоганами и ношение особой формы.
Учащиеся женских университетов с восторгом отнеслись к новой игре, и вскоре Япония наводнилась школьницами и студентками, красовавшимися в кепках той команды, за которую они болели. Помимо бейсбола и тенниса в конце эпохи Мэйдзи японцев захватил лыжный спорт и альпинизм, так что правительство приглашало французских, австрийских и шведских тренеров, открывавших спортивные школы. Плавание получило распространение довольно поздно за неимением бассейнов, хотя в былые времена, до Реставрации, самураи относились к нему с большим уважением. Только после 1900 года, когда в школах появились команды пловцов, правительство решило включить этот вид спорта в школьное расписание. Первый бассейн был построен в Токио в 1907 году для выставки промышленных достижений, проходившей в парке Уэно.
Но все же, несмотря на все усилия правительства привить интерес к спорту, молодые люди, закончив учебу, бросали его, поскольку считали частью учебной программы, а не развлечением.
Несколько иначе обстояло дело с боевыми искусствами, пережившими несколько десятилетий забвения. Всплеск интереса к ним — это прежде всего огромная заслуга Кано Дзигоро, который сумел приспособить традиционную технику школ военных искусств к требованиям современных видов спорта и основал в Токио Кодокан, ставший впоследствии Меккой для поклонников дзюдо, появившегося из дзюдзюцу (джиу-джицу), разработанного самураями. Что касается старинной практики дзюдо или искусства владеть саблей, составлявшего часть обучения всех самураев, то она выжила только благодаря членам городской полиции, сохранившим эту традицию (поскольку сами они по большей части были потомками самураев), чтобы лучше выполнять свои обязанности.
Взаимоотношения между молодыми людьми
Новые условия жизни, небывалая ранее подвижность социальных классов полностью изменили отношения между мужчинами и женщинами. Традиционно в деревне молодые люди и девушки жили отдельно, но в сельскохозяйственных областях из-за проводимых совместно сельских работ общение между полами было более тесным.
Родители бдительно следили за детьми, чтобы те не нарушили запрета или традиции в выборе пары или общении со своей пассией. С развитием образования молодые люди пересмотрели взгляд на отношения с представительницами прекрасного пола и начали отдаляться от обычаев. Со своей стороны девушки, всегда сурово охраняемые родителями и наставниками, с некоторым ужасом взирали на невиданную прежде свободу, которую проповедовали им молодые люди, особенно горожане. В провинции, в деревне традиции были все еще сильны, но молодежь пользовалась большей свободой, так что для будущих супругов близость задолго до свадьбы не являлась чем-то из ряда вон выходящим. В городах возможность встретиться предоставлялась чаще, но родительский надзор был строже, а викторианская мораль правила бал. В деревне, например, во время работы, юноши и девушки автоматически оказывались под присмотром взрослых. В городах же они могли гораздо легче завязывать знакомства, да и сплетни разносились с невероятной скоростью. Поэтому там свирепствовали самые строгие нравы. В одной из песен того времени молодая девушка жалуется, что на нее показывают пальцем, после того как она всего-навсего поговорила с молодым человеком:
Мое имя срывается с их губ подобно дождю, Хотя между нами не было ни капли любви.
Такое строгое разделение между юношами и девушками, более жесткое в городе, чем в деревне, воспринималось всеми как необходимость.
Возврат к списку
Оценить статью:
Оцените сайт:
Материалы по теме
00:07 — 7 сентября 2015
Экспресс на Мюнхен
Как мигранты пробиваются в Германию
Германия, чье население тоже стареет, решает вопрос нехватки рабочих рук, открывая двери мигрантам (впрочем, похоже, скоро все изменится, поскольку приезжих уже слишком много). Но если среди немцев даже сейчас многие граждане уверены в том, что в страну надо пускать всех желающих, то в Японии понаехавшим не рады. Большинство населения считает, что гастарбайтеров должно быть по минимуму.
Во-вторых, говоря о японской экономике, нельзя не упомянуть, что родина Годзиллы обладает столь же огромным, как и это чудовище, государственным долгом.
К концу 2014-го госдолг Японии достиг 1,03 квадриллиона иен. Квадриллион — нормальному человеку нужен словарь, чтобы понять, что речь идет о единице с 15 нулями. Можно перевести эту сумму в более привычные нам всем доллары, но облегчения это не принесет. Восемь триллионов 654 миллиарда долларов — тоже невероятно много. В довершение всего эта сумма составляет 246 процентов ВВП страны. Для сравнения, госдолг Греции в том же 2014-м — 177 процентов ВВП. Держателями японских облигаций выступают японские же резиденты. Страна берет в долг у самой себя сегодня, а расплачиваться придется ее же гражданам, но завтра. Жаль только, что завтра жителей, как уже было сказано, в Японии будет меньше и поэтому нагрузка на каждого из них окажется выше. Хорошая новость во всей этой истории только одна: пока обслуживание японского госдолга стоит дешево, что позволит веревочке виться довольно долго. Но конец-то у нее все равно есть.
При этом Япония — третья экономика мира, ключевой торговый партнер первых двух экономик (США и КНР) и многих других государств. В условиях глобализации эхо проблем одной страны-тяжеловеса разносится по всему земному шару. Так, минувшим летом китайский биржевой кризис привел к снижению биржевых индексов на шесть-восемь процентов по всему миру. И это при том, что биржевая активность в Поднебесной с реальной экономикой связана слабо, и серьезных проблем в самом Китае не возникло. Что произойдет, если в Японии все-таки рванет, предсказать невозможно. Но некоторые аналитики уверены, что кризис будет покруче того, что разразился в еврозоне в начале текущего десятилетия.
Культура секса в Японии
Отношение к сексу в Японии весьма своеобразное, оно не имеет в своей основе моральной подоплеки. Это пошло от религии, проповедуемой в стране восходящего солнца. Синтоизм не против греховных связей, поэтому публичные дома в Японии никогда не были чем – то зазорным. Религиозная жизнь негативно относилась к проявлению любви, как слепому первобытному чувству. А удовлетворение физиологических потребностей всегда одобрялось.
Секс в Японии – это своеобразный ритуал, в котором обязательно наличие национальной одежды, определенного подхода и других атрибутов. Такое отношение к интимной жизни японцев и сформировало особый подход к воспитанию детей.
Читайте также: Леса Японии — это… Что такое Леса Японии{q} || Какие деревья растут в японии
Япония – страна, в которой положения человека в обществе считается самым главным критерием оценки его жизни. С самого раннего детства японцев обучают основам коммуникабельности и умению решать конфликтные вопросы в обществе. Большую часть своей жизни японцы проводят на работе, уделяя большое значение своему положению в обществе. В стране с такими взглядами сексуальное воспитание просто не может быть иным.
Вначале была манга
Японский медиарынок перенасыщен комиксами и мультфильмами самых разных жанров и направлений — от откровенно детских и наивных до совершенно психозных. Сравнить хотя бы творения обожаемого детьми и взрослыми оскароносного сказочника-аниматора Хаяо Миядзаки, наполненные добром и волшебством, с работами патриарха японского хоррора Дзюндзи Ито, способными серьёзно подорвать моральное здоровье неподготовленного зрителя. Всё это многообразие произрастает на чётко проработанном костяке жанров, рассчитанных на целевую аудиторию самых разных возрастов и вкусов и несущих соответствующий идейный символизм. Главное отличие аниме от западной мультипликации в том, что это — полноценный и постоянно развивающийся культурный пласт, живущий по собственным законам и имеющий уникальную систему типажей и шаблонов. Если во всём мире мультфильмы создаются в основном для детей, то огромный массив продукции японских анимационных студий ориентирован на взрослую и подростковую аудиторию, что выражается не только в рисовке и сюжетной «тяжести», но и в идеологическом, если угодно, философском наполнении. Если на заре анимации индустрия выдавала в основном оригинальные творения (насколько это было возможно при условии стилистического заимствования у студии Уолта Диснея), то сегодня, смотря любой японский мультик, можно быть уверенным — вначале был комикс «манга». Доход с продаж комиксов в Стране восьми островов сопоставим с третью всего дохода от книгопечатания. Это связано с тем, что за ширмой легкомысленного направления кроется глубокая взаимосвязь сфер образования, экономики и культуры. В Японии очень жёсткая, изнурительная система образования. Причём это касается не только точных наук, но и искусств: уроки рисования начинаются с младшей школы и продолжаются в качестве факультативов вплоть до окончания старших классов. Недаром Японию иногда в шутку называют «страной победившей иллюстрации» — большинство японцев действительно очень хорошо рисуют. Чтобы национальный талант не пропадал даром, рисунки широко используются в рекламе, в СМИ, в оформлении магазинов и кафе, в качестве заставок телепрограмм и, разумеется, в создании манги и аниме. Мангака, автор комиксов,— весьма распространённая профессия. В нашей стране такой армии художников не удалось бы зарабатывать себе на жизнь, но в Японии ситуация обстоит иначе. Одним из важных пунктов развития экономики в послевоенные годы стала политика «мягкой силы» — ненавязчивая пропаганда собственной цивилизационной привлекательности (а с ней — возвращение надежд и мечтаний собственному народу, тяжело переживавшему поражение). Тогда-то и появились харизматичные рисованные персонажи, наделённые всеми теми гипертрофированными чертами характера, которыми нация закомплексованных трудоголиков и вчерашних милитаристов похвастаться не могла. Поддержанию иллюстраторов и аниматоров на финансовом плаву способствовала особая экономическая система, базирующаяся на кэйрэцу — финансово-промышленных группах, объединяющих несколько компаний разных сфер производства. При этом ведущая фирма спасает от финансовых штормов более мелких компаньонов, обеспечивая стабильное экономическое положение всему кластеру. «Экспансия» на внешние рынки прошла успешно: мир полюбил японскую культуру. Но остановиться оказалось труднее, чем начать: благодаря интернету интерес не спадает, а лишь растёт. Сегодня в крохотной Японии работают порядка 430 довольно плодовитых анимационных студий и тысячи профессиональных художников. Но не стоит думать, что аниме и манга — непогрешимый предмет гордости и обожания всей нации. Отнюдь. Как и любое современное течение массовой культуры (будь то музыка, видеоигры, фильмы и т.п.), они неизменно подвергаются жёсткой критике как в Японии, так и за её пределами. Многие справедливо испытывают диссонанс от исконной детскости идеи мультипликации и совершенно недетских ситуаций, в которые попадают рисованные персонажи всех возрастов (жестокость, боевые действия, порнография). Также зрителям не нравятся голоса, инфантильная эмоциональность и знаменитые большие глаза героев. Особенное возмущение вызывает ещё и то, что самых привлекательных персонажей в угоду старому клише наделяют откровенно «белой» внешностью — светлыми волосами и глазами, тонкими чертами лица, высоким ростом. Всё это стало благодатной почвой для взращивания среди молодых японцев пёстрого букета всевозможных комплексов, вылившихся в самые безумные субкультурные течения. А если учесть, что всё вышесказанное в равной степени применимо и к музыкальной, игровой и кинематографической индустрии, можете себе представить, какой психологической сублимацией занимается юное поколение японцев.