- Обособленный мир
- Среди развитых стран мира в Японии самый низкий уровень ожирения
- Объединение страны
- Сегунат Токугавы
- Сакоку – политика самоизоляции Японии
- Так стоит ли переживать?
- Жизнь в изоляции
- ЕВРОПЕЙЦЫ B ЯПОНИИ
- Контакты с русскими мореплавателями
- Немного о японцах
- Приход варваров
- Последствия открытия Японии
Обособленный мир
Островное государство Япония, в отличие от своих азиатских соседей, на протяжении всей истории было ограждено от постоянных неприятельских вторжений. Впрочем, это ни в коей мере не означает, что страна была закрыта для иностранного влияния, в частности европейского.
Начиная с XV столетия, португальские, испанские, а затем английские, голландские и французские мореплаватели открывали и активно осваивали новые территории. Вслед за ними прибывали миссионеры, ревностно проповедовавшие христианство языческим народам.
В XVI веке европейские купцы достигли дальневосточных островов. В трюмах их кораблей среди различных товаров было и огнестрельное оружие, неизвестное до этого времени в Стране восходящего солнца. Португальские и испанские миссионеры не без успеха начали здесь свое проповедническое служение. Таким образом состоялось первое открытие Японии европейцами.
Среди развитых стран мира в Японии самый низкий уровень ожирения
Согласно международным стандартам, которые вычисляют индекс массы тела (ИМТ), где показатель, превышающий число 30, определяется как ожирение, только 4,3% японцев страдают ожирением. Ощутимая цифра по сравнению с США, где число страдающих аналогичным недугом на 2020 год составило 36,2%.
Читайте также: Почему Японию называют «Страной восходящего солнца»?
В 2008 году в Японии был принят закон, также известный как «закон метабо», который устанавливает максимальный объем талии. По закону граждане в возрасте от 40 до 75 лет должны измерять обхваты тела раз в год, чтобы снизить риск нарушения обмена веществ и распространения таких болезней, как диабет и инсульт. Граждане с избыточным весом обязаны посещать консультации по питанию, в противном случае их работодатели будут оштрафованы.
Объединение страны
Чужеземное влияние особенно сильным было на острове Кюсю. Тому есть простое объяснение: местные феодалы, сопротивлявшиеся объединению страны, рассчитывали на иностранную помощь в междоусобной борьбе. Это имело под собой основания, поскольку пираты и купцы привозили из Европы огнестрельное оружие.
Как и многие другие средневековые страны, Япония переживала период феодальной раздробленности, пока в XVI столетии не наметилась тенденция к созданию централизованного государства. К концу века административная и военная власть почти во всей Японии была сосредоточена в руках могущественного феодала Тойотоми Хидэеси.
Разумеется, не вся знать в стране была этим довольна. Поэтому открытие Японии европейцами в XVI веке было как нельзя кстати для сопротивлявшихся централизации феодалов. Они принимали христианство, привлекали в свои порты испанские и португальские торговые корабли, привозившие оружие, и даже отправляли в Европу собственные посольства.
Сегунат Токугавы
После смерти Тойотоми Хидэеси между феодалами началась борьба за власть, победителем из которой вышел Токугава Иэясу. В 1603 году его провозгласили сегуном – главнокомандующим. Его дом господствовал до момента вторичного, на этот раз насильственного открытия Японии. Император становился номинальной фигурой, а фактическая власть в государстве сосредоточилась в руках сегуна.
Во время правления Иэясу Токугавы и его сына было завершено объединение страны. И хотя деление на отдельные княжества сохранилось, они представляли собой не политические, а судебно-административные единицы. Столицей объединенного государства стал город Эдо – современный Токио.
Сакоку – политика самоизоляции Японии
Токугава Иэясу умел извлекать выгоду из контактов с иностранцами. В 1600 году в страну прибыли голландские протестанты. Католические священники потребовали казни еретиков. Однако дальновидный Токугава не только предпочел оставить их в живых, но и приблизил к себе англичанина Уильяма Адамса – капитана голландского корабля. Тот стал ценным источником технической и политической информации. Адамс – единственный в истории иностранец, получивший статус самурая с правом личного доступа к сегуну.
Правда, на закате дней Токугаву стали раздражать распри и интриги европейцев. Поэтому христианство было в Японии запрещено в 1614 году. Его сын и преемник поддержал не только гонения христиан, но и в год смерти отца (1616) издал указ о закрытии всех портов для иностранных кораблей, за исключением Хирадо и Нагасаки.
Но даже в них с 1624 года перестали пускать испанские корабли за поддержку католических миссионеров, а с 1638-м доступ в порты был закрыт и для португальских судов. Англичане еще в 1623 году прекратили торговые операции с Японией. Единственные, кто сохранили право торговли, были голландцы, участвовавшие в подавлении восстания японских христиан на острове Кюсю в 1637-1638 гг.
Финальными актами политики Сакоку стали:
- запрет на строительство кораблей, которые могли ходить далеко в море;
- запрет японцам, живущим в других странах, возвращаться на родину;
- высылка детей от смешанных браков из страны.
Такое положение вещей сегунат Токугава поддерживал вплоть до открытия Японии спустя 200 лет.
Так стоит ли переживать?
Я всегда говорю себе о том, что нельзя идеализировать все вокруг – люди везде одинаковые. Однако замечаю, что японцы на моем пути встречались исключительно доброжелательные. Может быть, потому что каждый видит то, что хочет увидеть… Но в любом случае, я призываю будущих студентов не бояться реакции на вас, как на иностранца. Все-таки японцы – не только воспитанные, но и приветливые люди. И, если вы можете сказать хотя бы несколько слов по-японски, покажете, что интересуетесь местной культурой и с уважением относитесь к японским правилам и традициям, то вполне сможете почувствовать себя как дома даже в такой необычной стране, как Япония!
Жизнь в изоляции
Сознательное обособление от иностранного влияния в определенной степени способствовал сохранению феодального строя в стране. Однако централизация государства положила конец разрушительным междоусобным войнам и способствовала стабильности в обществе.
Право заходить в японские порты ежегодно имели лишь тридцать китайских кораблей и два голландских. Они привозили товары мелкой роскоши, не имевшие большой ценности. Кроме того, команды иностранных судов служили источником информации о жизни, протекавшей за пределами страны.
Разумеется, политику самоизоляции трудно назвать прогрессивной. Тем не менее, именно в этот период японской истории появилась:
- национальная драма кабуки;
- поэзия хайку;
- искусство выращивания бонсай – миниатюрных деревьев;
- гравюра по дереву;
- плебейские романы;
- школа чайной церемонии Ура Сэнке, существующая и сегодня.
Но обо всех этих культурных достижениях мир узнал только после открытия Японии в середине XIX века.
ЕВРОПЕЙЦЫ B ЯПОНИИ
Появившиеся на берегах Тихого Океана европейцы прибыли к берегам Японии.
Проникновение на Восток европейцев, и в первую очередь португальцев, закончилось тем, что в 1542 ro- ду португальские корабли бросили якорь у .острова Танэгасима.
Первым из европейцев, высадившихся в Японии был португалец Мендец Пинто.
Вслед за этим в 1549 году в Японию прибыл миссионер-католик Франциск Ксавье. Так был открыт путь для общения Японии с Западом. C этого времени в течение почти ста лет, вплоть до закрытия страны в годы Канъэй (1624—1644 годы), через торговлю и миссионерскую деятельность от «южных варваров» (так тогда в Японии называли португальцев) в Японию проникала западная материальная культура начиная с ружей, а вместе с ней распространялась христианская культура (в тот период католики были известны под именем «кириситан»). Главным предметом ввоза в Японию стало оружие — аркебузы и мушкеты, получившее название «танагасима», по наименованию острова, на котором впервые высадились европейцы.
Вслед за португальскими в Японию прибыли испанские суда, затем была установлена связь с Голлан- дИей и Англией. B этот же период Хидэёси предпринял военную экспедицию в Корею, одновременно вынашивая план захвата острова Лусон, расширялась торговля с помощью госюинсэн — специальных судов, имевших разрешение сёгуната на выезд, усиливалось проникновение японцев в эти страны. Установление контактов с Западом наряду с этими мероприятиями явилось причиной того, что в XVI веке
Португальцы в японском портовом городе Сакаи.
Рисунок на ширме. XVII в.
в Японии создалась невиданная ранее атмосфера, способствовавшая широким международным связям.
B результате общения с европейцами японцы узнали> что, кроме государств Kapa (Китай) и Тэндзику ‘Индия), которыми до этого в их представлении ограничивался мир, существуют цивилизованные страны Запада.
И Нобунага, и Хидэёси, и Иэясу благодаря глобу- СУ и картам мира узнади, какое положение на земном
Читайте также: Приморский край и префектура Тоттори расширяют торгово-экономические связи
шаре занимает Япония. И здесь необходимо отметить, что взгляд японцев на Вселенную с этого времени полностью изменился.
B жизнь японцев вторглись многочисленные элементы западной культуры — головные уборы, брюки, плащи, кровати, стулья, очки, часы, табак и т. д. Среди них, конечно, были и такие, которые с наступлением периода Эдо оказались забытыми, но в своей подавляющей части они прочно вошли в жизнь японцев и после закрытия страны.
B японском языке существует немало слов, заимствованных из португальского языка, как capaca (ситец), пан (хлеб), рася (шерсть), биродо (вельвет) и др. Bce это не что иное, как следы влияния культуры «южных варваров».
И в области духовной литературы в тот период стало известно многое такое, о чем они раньше не имели никакого представления. Необычной для японцев была христианская религия с культом Бога.
Большое впечатление произвела на японцев проповедовавшаяся тогда мораль моногамной семьи. Христианское учение, успешно проповедовавшееся миссионерами из европейских католических орденов, было обращено к массам и за короткое время привлекло на свою сторону многочисленных последователей.
Необходимость выполнения религиозных обрядов выработала у принявших христианство японцев привычку пользоваться солнечным календарем и соблюдать семидневную неделю. Миссионеры создали семинарии и колледжи для религиозного воспитания японцев, издавались переводы христианских священных книг, написанные латинизированной азбукой ромад- зи, а также японские классические книги, словари японского языка и т. д. (это были так называемые христианские издания).
Именно в этот период Япония впервые познакомилась с европейской живописью и литографией. Ha собраниях новообращенных христиан исполнялась европейская музыка и ставились пьесы религиозного содержания. Эти и другие мероприятия, пусть даже сфера их влияния не была столь широкой, заслуживают внимания как примеры того, что часть японского общества в ту эпоху установила многосторонние контакты с западной культурой.
Однако духовная культура, складывавшаяся вокруг христианской религии, была ниже того уровня, какой был достигнут в области заимствования таких предметов, как огнестрельное оружие, часы, очки и т. Д· Успехи в распространении христианства во многих случаях объяснялись тем, что подчеркивался чудодейственный эффект христианской веры. Самураи, например, носили на шее кресты в качестве амулета, защищающего их на поле брани, а простой народ считал, что питье «святой» воды помогает от болезней.
Обращение в христианство не изменило психологию японцев, как таковую. Тем не менее в глазах японского правительства духовные союзы верующих, возникавшие вокруг христианских проповедников, представляли угрозу традиционному укладу жизни японского общества, который объединители Японии стремились укрепить.
Ода Нобунага признал христианство, стремясь сдержать рост влияния буддизма. Однако когда период правления Тоётоми Хидэёси закончился, был принят курс на запрещение христианства и в конце концов в 1639 году сёгун Токугава Иэмицу, запретив португальским судам заходить в японские порты, издал так называемый «указ о закрытии страны».
Преследования христиан осуществлялись планомерно, и в результате этого было почти полностью искоренено не только христианство: исчезла в основном и культура «южных варваров».
У центральной власти вызывали тревогу торговцы, потому что они были тесно связаны с европейцами. Прибывшие в Японию в 40-х годах XVI века португальцы вели чрезвычайно активную деятельность в самых различных областях, возбуждая серьезное беспокойство во всех слоях японского населения. Европейцы принесли с собой в Японию не только достижения своей цивилизации, но и угрозу духовного, политического и экономического порабощения страны.
Нелегальный увоз японцев и продажа их в рабство в другие страны Азии, ввоз португальцами в Японию огнестрельного оружия, активная миссионерская пропаганда усиливали волнения и смуту в Японии.
B 80-90-x годах XVI века в Японии появились испанцы, которые вели примерно ту же политику, что
и португальцы. B этот же период японские торговые и пиратские суда стали плавать у берегов Юго-Восточной Азии. Японцы знали о судьбе Аомыня, Филиппин, Явы и близлежащих островов, захваченных европейцами. Отсюда — опасения японского правительства перед дальнейшей испанской и португальской экспансией, тем более что иностранцы были связаны главным образом с сепаратистами острова Кюсю, которые оказывали серьезное сопротивление мероприятиям Хидэёси по объединению страны.
C европейцами были связаны и торговцы, главным образом на юге Японии, а также в городах Сакаи, Киото и др. Японских торговцев особенно интересовали китайский шелк (так называемый белый шелк), по качеству значительно превосходящий японский, китайские шелковые ткани, медная монета. B середине XVI века Минская империя порвала торговые отношения с Японией. Европейцы превратились в торговых посредников между этими двумя странами.
Главной причиной разрыва Китаем отношений с Японией были набеги японских пиратов (вако), которые постоянно нападали на китайское побережье, разоряли города, грабили и убивали местное население. Немалую роль в прекращении прямой японокитайской торговли сыграли и португальцы, заинтересованные в том, чтобы взять на себя посредничество в торговле между этими странами.
C середины XVI века шелк и другие товары из Китая в Японию стали доставлять португальцы. Хотя японские купцы, несомненно, терпели урон от португальского посредничества, тем не менее они стремились всячески укрепить свои связи с португальцами, так как у них не было иного способа получить китайский шелк.
Таким образом, европейцы в Японии пользовались поддержкой и южных сепаратистов, и части представителей торгового капитала. Миссионерская пропаганда европейцев имела известный успех и среди крестьян, которых привлекали идеи равенства, провозглашаемые христианством. Bce указанные обстоятельства вызывали настороженное отношение центральной власти и японской аристократии к европейцам.
Заинтересованное в развитии торговли с европей- дами, во ввозе огнестрельного оружия, японское правительство тем не менее решалось на известные ограничения деятельности португальцев и испанцев. Первое мероприятие в этом направлении было проведено Хидэёси в 1587 году, когда он подчинил остров Кюсю центральному правительству. B июле того же года Хидэёси издал указ o6 изгнании из Японии в течение 20 дней всех миссионеров, оговорив, однако, право португальцев беспрепятственно продолжать торговлю и разрешив въезд в Японию купцам, которые не будут наносить ущерба синтоистской и буддийской религиям.
Хотя указ об изгнании миссионеров фактически не был приведен в исполнение и миссионеры скрылись в различных княжествах, преимущественно на Кюсю, Хидэёси в течение десяти лет не предпринимал действенных мер для проведения в жизнь этого указа.
За это время он широко использовал японских и чужеземных христиан в походе против Кореи (1592—1593 года), приобрел у иностранцев суда для похода и т. д. Новые меры против христиан-японцев и европейцев были предприняты позднее, когда миссионеров арестовали и распяли в Нагасаки в связи с тем, что командир испанского корабля, зашедшего из-за тайфуна в порт Урато в провинции Toca (на острове Сикоку), стремясь предотвратить разграбление корабля местными самураями, пригрозил им вторжением испанских войск. Он заявил, что Испания посылает в страну, которую собирается подчи- нить, сначала миссионеров, а затем войска.
B 1598 году Японию стали посещать голландские, а затем английские суда.
B 1598 году Хидэёси умер. K моменту его смерти еще не была выполнена ни одна из задач, которые ставили перед собой первые объединители. Феодалы, выступавшие против центральной власти, не были еще полностью подчинены, сохранялась опасность возникновения новой междоусобной войны.
Европейцы, опасаясь новых мер против миссионеров, готовы были поддержать любое сепаратистское Движение. Страна была вовлечена в тяжелую внешнеполитическую авантюру — второй поход в Корею, не- Удачный исход которой был предрешен. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что наследнику Хидэёси, его сыну Хидэёри, было всего пять лет. Это облегчило в известной мере захват центральной власти новым претендентом.
Читайте также: Японский городовой! Дорожное движение в Японии
Контакты с русскими мореплавателями
Первой удачной дипломатической миссией России считается экспедиция поручика Адама Лаксмана, организованная по приказу Екатерины Великой осенью 1792 года. Правда, по ряду причин ее результаты не были тогда закреплены. Поэтому когда в 1804 году русское посольство во главе с Резановым прибыло в Нагасаки, его ожидал весьма враждебный прием. Все предложения об установлении межгосударственных связей и торговли были отвергнуты сегуном Иэнари.
Война с Наполеоном и соперничество с Великобританией в дальнейшем отвлекли внимание российского правительства от попыток установить внешнеполитические связи с Японией в 19 веке, точнее в первой его половине. Несмотря на это, в 40-50-е годы Россия пристально следила за все возрастающим интересом Соединенных Штатов к открытию Японии, пусть даже силой оружия.
Немного о японцах
Могу сказать, что за 8 месяцев проживания в Японии ни разу не столкнулась с хамством и оскорблениями. Скорее, наоборот, тебе всегда пытаются помочь. Сразу вспоминаю знакомую тентё из комбини около моего общежития, которая при каждом визите в магазин угощает меня леденцами, причитая: «Ты же тут совсем-совсем одна! И твои родители так далеко!».
Вообще же, японцы заговаривают со мной достаточно часто. Я уже писала, что стала замечать это с того момента, как подстриглась. Возможно, что-то изменилось в облике, или внутренне я стала более комфортно себя чувствовать, но люди стали подходить чаще. Спрашивали, откуда я, говорили на какие-то бытовые темы. А однажды в Йокогаме я даже полдня гуляла с японцем по имени Номура-сан, который увидел, что я фотографирую сакуру, и предложил показать красивые места в его родном городе. Мне кажется, мы встречаем таких людей, какими хотим себя окружать. А они, в свою очередь, чувствуют, как каждый человек относится не только к нации, но и к Японии в целом. И для лучшего понимания ситуации я хочу рассказать вам о случае, который произошел на днях.
Приход варваров
Война Мексики и Соединенных Штатов (1846-1848 гг.) закончилась присоединением Калифорнии к США, благодаря чему американский флот получил выход в Тихий океан. В его водах в то время процветал прибыльный китобойный бизнес. Американцы полагали, и не без оснований, что японские порты – идеальное место, где их суда могли бы останавливаться на ремонт и пополнять запасы продовольствия.
1853 год считается годом открытия Японии, причем насильственного, поскольку именно тогда произошли события, упомянутые в начале статьи. Военная эскадра, которой командовал коммодор Перри, угрожая при необходимости пролить кровь, силой вынудила сегуна выслушать требования американской стороны. Японцы назвали эти события «приходом варваров».
Спустя год Перри М. вернулся в сопровождении большего количества кораблей. Он привез миниатюрные копии достижений западной цивилизации: телеграф, железную дорогу, коллекцию оружия, телескоп, железную печь и другие подарки. В этот приезд Перри заключил желанное американским правительством соглашение о дружбе, через несколько лет замененное договором о торговле. Подобные документы вскоре были подписаны между Японией и другими странами, включая Россию.
Последствия открытия Японии
Крах политики самоизоляции имел как положительные, так и отрицательные последствия для страны. К первым историки относят:
- свержение режима сегуната;
- реформы в социальной и военной сфере, а также в экономике и политике.
Столь глобальные преобразования позволили Японии в 19 веке быстро преодолеть отставание от развитых стран мира в военно-технической области, что дало ей возможность добиться пересмотра навязанных ранее торговых договоров.
Последние спровоцировали массовое разорение японских ремесленников, чьи изделия не могли конкурировать с более дешевыми товарами фабричного производства. К другим негативным последствиям открытия страны исследователи причисляют:
- обесценивание местной валюты;
- рост цен;
- усиление феодального гнета в деревне.
В итоге проведенные реформы с одной стороны помогли Японии избежать политической зависимости от западных государств, а с другой — стать одной из передовых стран Азии.