Нагината (Naginata) — Японское средневековое древковое оружие Нагината (Naginata)

Нагината

  • Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод — «длинный меч») — японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и клинок от 30 до 50 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность.
    Является аналогом европейской глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но обладает более легким весом.

    Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. Согласно одной версии, нагината произошла от крестьянского рабочего орудия, использовавшегося для рубки, вероятно, напоминавшего сибирскую пальму. По другой, она ведёт своё происхождение от китайских «алебард», проникших в Японию между II в. до н. э. и II в. н. э., бронзовые наконечники которых найдены при раскопках на о-ве Кюсю. Вплоть до эпохи Хэйан (794-1185) нагинатой пользовались в основном пехотинцы, но в годы войны Гэмпэй (1181-1185) её достоинства оценили и благородные воины, применявшие её для подрезания ног вражеских лошадей.

    Со временем конструкция нагината претерпела некоторые изменения. Если в период Хэйан чаще использовались нагината с сильно изогнутыми и массивными клинками длиной от 60 до 120 см, закреплёнными в древке длиной 1,2-1,5 м, то начиная с XIV века наконечник становился всё короче и с меньшим изгибом, а длина древка увеличивалась. Классическая форма нагинаты сформировалась в эпоху Эдо: наконечник длиной от 30 до 70 (чаще всего 60) см, закреплённый в древке длиной 180 см.

    Древко нагинаты изготовлялось из дуба, покрывалось лаком и нередко имело овальное сечение, что облегчало определение направления лезвия при быстрых вращениях и перехватах. Клинок мог отделяться от древка круглой гардой цуба. Клинки, за исключением изготовляемых для знатных заказчиков, как правило, уступали по качеству изготовления наконечникам копий яри. Формы клинков также различались: у некоторых они напоминали лезвия мечей, у других к концу расширялись. Иногда в качестве наконечников нагинат использовались перекованные клинки катан.

    Нагината издавна являлась излюбленным оружием сохэев и ямабуси, монахов-воинов.

    В мирное время нагината использовалась женщинами из сословия самураев для защиты своего жилища. Ею охотно пользовались легендарные онна-бугэйся, например, известная Годзэн Хангаку, или Итагаки, командовавшая в 1201 году гарнизоном из 3000 воинов в замке Торидзакаяма, осаждённого 10000-ной армией клана Ходзё.

    Читайте также:  Кодавари: что такое японский перфекционизм и почему он доступен каждому

    Источники свидетельствуют, что в эпоху Сэнгоку (1467-1573) подобные женщины-воительницы из самурайского рода нередко становились последними защитницами осаждённых крепостей.

    Так, в «Бити хёранки» («Повести о смуте в Бити») рассказывается о супруге Мимура Котоку, которая, вооружившись нагината, совершила удачную вылазку из замка своего мужа во главе отряда из 83-х дам, а в «Иранки» («Повести о мятеже в Ига») описывается эпизод из обороны замка Хидзияма, при защите которого геройски погибла 38-летняя госпожа Киё-но годзэн, также виртуозно владевшая нагината.

    Немецкий историк Энгельберт Кэмпфер в своей «Истории Японии» (1727) сообщает, что нагинатой традиционно вооружались придворные дамы сёгунов Токугава, обучавшиеся навыкам владения ими с 12 лет. В эпоху Токугава (1603-1868) все японки из самурайских семей были обязаны к 18 годам овладеть умением обращаться с нагината.

    Уже в XVIII веке нагината практически выходит из употребления, превратившись в семейную реликвию или атрибут различных церемоний. Эпизодически подобное оружие использовалось ещё в 1868 году во время войны Босин в боевых столкновениях в префектуре Фукусима, а также в 1876 году во время восстания в Сацума, преимущественно женщинами.

    В старой Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. В середине 1920-х годов оно введено в обязательную программу для средних школ, а в 1955 году образована Всеяпонская федерация нагината (AJNF). В наши дни нагината является одним из символов Японии, хотя и не столь известной, как катана (часто встречается в музеях и упоминается в современном искусстве.

    В 2020 году создана Российская ассоциация нагинаты. Сегодня этот вид японского боевого искусства культивируется в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

  • Боевые косы на территории Польши

    В Польше холопы с косами образовывали специальные отряды так называемых «косиньеров». Данные отряды участвовали ещё во времена «Шведского потопа», который был в 1655-1660 годах. Косиньеры в битвах использовали такую тактику, которая позволяла наиболее эффективно действовать боевой косой. Они становились во второй или третий ряд войска, сразу за стрелками.

    Хотя косы чаще всего использовали в групповых боях, существуют документы той эпохи, показывающие невероятную эффективность этого оружия. Средний пехотинец, вооружённый винтовкой (со штыком), не имел никаких шансов в ближнем бою с косиньером.

    Профессиональные армии тех лет с нескрываемым презрением относились к толпам крестьян с косами, за что многие поплатились жизнью. Даже генералы удивлялись боевым способностям крестьян, которые были вооружены боевыми косами.

    История возникновения и популяризации пращи

    Так как устройство пращи отличается простотой, именно это и определило группу людей, пользовавшихся этим оружием. Если верить легендам, то пращу изобрели древние пастухи, которые не имели другого оружия, кроме камней, посохов и дубинок. Несколько человек, умело пользующихся пращей, не только могли эффективно отогнать волков, но и с лёгкостью добыть несколько волчих шкур.

    Появившееся 3-4 тысячелетия назад новое метательное оружие быстро привлекло своей эффективностью армию. Неизвестно, какие войска первые стали массово использовать пращу, но уже у персов, нападающих на древних греков, были целые отряды пращников. По свидетельству античных источников, древние персы не только попадали в человека на расстоянии 100 метров, но и убивали его с одного удара, попавшего в голову.

    Древние греки, которые до этого воспринимали пращу как оружие пастухов, сразу же переняли это оружие, увидев какие потери оно наносит на поле боя. Именно от греков праща перешла к древним римлянам. Римляне придумали использовать в качестве недорогих снарядов глиняные ядра, которые предварительно обжигались в печи. Для мастеров стрельбы из пращи делались ядра из свинца. Попадание свинцового снаряда в голову противника (даже защищённую шлемом) гарантировало смерть в 98 случаях из 100. Существовали свинцовые снаряды весом до 400 граммов. Попадание такого «камешка» с лёгкостью ломало кости. Снаряды для пращи носились в специальной сумке, которая одевалась через плечо. Иногда такие сумки носились на поясе.

    Самыми искусными пращниками древнего мира были жители острова Родос, которые плели свои пращи из волос, предпочитая женские. Такими же искусными воинами в обращении с пращей, были жители Балеарских островов. Опытный воин, который был коренным жителем данных островов, мог убить быка на расстоянии около 150 метров. На поле боя родосским или болеарским пращникам достойную конкуренцию могли составить только Критские лучники, которые стреляли значительно дальше.

    История появления боевой косы

    Читайте также:  О самом церемонном напитке. День саке в Японии

    Когда появилась обычная коса – точно не известно. По некоторым источникам можно сделать вывод, что она была известна ещё во времена раннего средневековья. Использование боевых кос как оружия было зафиксировано в 14-16 веках, хотя, скорее всего её использовали ещё раньше. Жизнь в те времена была суровой, и если топор был в хозяйстве у каждого крестьянина, то копья были лишь у охотников. Зато коса могла быстро стать оружием, действующим по принципу широкого рубящего копья.

    После нехитрых манипуляций по разгибанию соединения, косу уже можно было использовать в качестве холодного оружия, которое позволяло держать противника на расстоянии. Особенно эффективным это оружие показало себя в битвах против всадников. Существовал даже особый стиль боя, когда один крестьянин обычной косой подсекал ноги лошади, а второй быстро убивал падающего с коня всадника боевой косой.

    Боевой косой пользовались во время «гуситских» войн и во время «Великой крестьянской войны» 1525 года. Может показаться, что использование боевых кос обусловлено недоступностью другого оружия, но это далеко не так. Против рыцарской кавалерии именно боевые косы могли на равных соперничать с пиками. Так как для вчерашних крестьян орудовать пикой было непривычно, то они предпочитали использовать боевые косы, с которыми были знакомы с самого детства.

    https://youtube.com/watch?v=0wGzuC499is

    В бою с рыцарской конницей боевые косы использовались следующим образом:

    1. Если коса была с крюком, то им можно было стащить рыцаря с коня;
    2. Боевой косой было очень удобно резать коням сухожилия;
    3. Рубящим ударом косы можно было отрубить голову;
    4. Выставленные вперёд боевые косы использовались как пики.

    Боевая коса в Восточной Европе

    17-18 века стали наиболее кровавыми в истории украинского, польского и российского крестьянства. На всей территории Восточной Европы бушевали освободительные крестьянские войны и бунты. Так как оружия крестьяне не имели, им приходилось обходиться бытовыми орудиями, такими как топоры, косы и вилы. Именно боевая коса показала себя прекрасным оборонительным оружием против конницы.

    В истории Восточной Европы боевые косы наиболее массово использовались во время восстаний Разина и Пугачёва. Целые отряды крестьян были вооружены этим простым, но эффективным оружием.

    Часто случалось так, что бывшие крестьяне, после нескольких удачных битв обзаводились настоящим боевым оружием, выбрасывая свои боевые косы. Одевшись казаками, бывшие крестьяне не хотели даже брать косы в руки. Тем не менее, известны случаи, когда «мужицкие» атаманы запрещали своей личной охране выкидывать боевые косы. Хотя они и были одеты как настоящие казаки и имели полный комплект оружия, косы торчали у них за спинами. Данная мера использовалась для того, чтобы привлечь как можно больше крестьян на свою сторону, показывая им, что бравые казаки ещё недавно были такими же земледельцами с косами.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий