Японское оружие — юми. Японские луки Название частей японского лука юми

История[править | править код]

Самым древним японским копьём было хоко

. Наконечники хоко были втулочными, с ромбическим в сечении пером длиной около 25 см. Иногда они дополнительно снабжались крюком, наподобие багра. К периоду Нара относят появление
тэбоко
— «ручного копья» с прямым или слегка изогнутым наконечником около 30 см, с выступающим ребром. Поначалу оно отличалось небольшим древком и, возможно, применялось для метания, но к периоду Намбокутё его длина увеличилась до 1,8 м, и его стали называть
кикути-яри
. Во второй половине периода Муромати копья получают наибольшее распространение и появляются различные модификации.

Техника стрельбы из лука

Особенность японского лука в том, что стрелок использует более длинные стрелы, натягивая тетиву за ухо. При этом стрела удерживается неподвижно одной рукой, а другая натягивает тетиву луком. Европейская техника предусматривает натягивание стрелы той рукой, в которой лучник держит стрелу. Всадник поднимал японский лук юми вверх и разворачивал его вертикально.

Пешие войны во время похода держали лук сбоку. При стрельбе юми также поднимали и разворачивали. Захват стрелы производился с помощью специального костяного кольца. Иногда вместо него использовали перчатки с кожными накладками. После выстрела лук свободно проворачивался в руке. Такая техника наименее травмоопасна, но требует долгих тренировок. Наконечники стрел полые. Поэтому при полете они издают характерный свист. Считается, что так стрелок отпугивает злых духов и устрашает своих врагов. Свист стрелы также был сигналом о начале боя.

Читайте также:  В Японии впервые показали часть “японского” балета русского композитора

Конструкция[править | править код]

Классическое яри состоит из древка (эбу

или
нагаэ
), к которому крепится наконечник (
хо
). Древко длиной 1,8—2,5 м, в сечении, как правило, круглое или многогранное (а не овальное), из дуба или, реже — бамбука. Наконечники были длиной 15—90 см и отличались мечевидной формой, крепились с помощью хвостовика (
накаго
). Они позволяли наносить колющие и рубящие удары. Благодаря таким наконечникам яри могут быть классифицированы, как глефы. Иногда на 30 см ниже наконечника делалась металлическая крестовина
хадомэ
. Обычной была цуба. Для более надёжного крепления конец древка снабжали крепёжной муфтой (
хабаки
) и шайбами (
сэппа
). На нижнем конце был подток (
исидзуки
), который мог применяться для нанесения ударов. Верхняя часть древка лакировалась и обматывалась шнуром (
сэн-дан-маки
).

Копье Яри

07.12.2011

Начало эпохи Камакура, в это время создаются первые образцы ставших позднее классическими копий нового типа — Яри.

В отличие от хоко, наконечник яри крепился к древку не путем насаживания на него тульи, а с помощью длинного заостренного хвостовика, вставлявшегося в древко и надежно фиксировавшегося при помощи веревки, которую в несколько слоев наматывали вокруг древка. Такой вариант крепления позволял решить одну проблему хоко — иногда после сильного колющего удара наконечник хоко застревал в теле жертвы, и при рывке копья назад древко выскакивало из тульи. В процессе эволюционного развития яри были разработаны самые разные образцы наконечников, но наиболее классическим и древним был простой прямой обоюдоострый наконечник суяри. Он имел длину от 15 до 90 см и крепился на дубовом или, реже, бамбуковом древке длиной от 1,8 до 2,5 м круглого или многогранного сечения, снабженного подтоком исидзуки. Для укрепления древка использовались железные полосы судзиганэ и кольца сэмэганэ.

Яри были гораздо тяжелее хоко, и манипулировать ими одной рукой уже было невозможно. Поэтому такие копья держали двумя руками (левая — впереди, правая — сзади

), применяя различные перехваты, колющие и режущие удары наконечником, тычки подтоком.

В происхождении яри многое неясно. Некоторые исследователи высказывают предположение, что их прообразом послужили древние хоко, которые все еще использовались в некоторых синтоистских ритуалах. Но другие авторы считают эту точку зрения ошибочной, поскольку копья нового образца получили совершенно новое название, которое в ранних текстах почти не встречается (есть единичные упоминания «яри» в «Нихон сёки» и «Энгисики», но в обоих случаях этим

иероглифом
обозначены копья хоко
).

Согласно еще одной точке зрения, прообразом для яри послужило такое древковое оружие, как тэхоко

(
тэ-боко
), которое упоминается в источниках этого периода. Слово «тэхоко» буквально означает «ручное копье». Хотя некоторые, ориентируясь на это название, ошибочно считают тэхоко укороченной версией древнего копья, в действительности это была укороченная разновидность алебарды нагината, хотя и с прямым наконечником, которым можно было выполнять уколы. В пользу версии происхождения яри от тэхоко говорит то, что в период Муромати (1336-1568) широкое распространение получили копья с мечевидными клинками, называвшимися «кикути-яри» и в целом повторявшими контуры клинков тэхоко. Но в название нового оружия опять-таки почему-то не вошло слово «хоко», присутствовавшее в слове «тэхоко».

Возможно, на разработку яри действительно оказали влияние древние копья хоко и средневековые тэхоко. Но более важным было, видимо, влияние китайских копий и копейщиков из армии монгольского хана Хубилая, в конце XIII в. предпринявшего две попытки захвата Японии. Именно они принесли в Страну Восходящего Солнца прообраз того копья яри, которое являлось основным оружием пехоты на протяжении нескольких следующих веков.

Эта версия сегодня поддерживается многими исследователями, хотя некоторые ученые считают, что влияние китайской традиции на японское искусство боя копьем было более продолжительным. В частности, высказывают мнение, что китайская копейная техника могла быть передана в Японию пиратами вако, регулярно совершавшими набеги на побережье Срединного Царства. Как бы то ни было, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что японская техника боя копьем и само это оружие испытали сильное влияние континентальной китайской традиции.

Эволюция Яри

Период Намбокутё

Читайте также:  Лечение в Японии — медицинский туризм, система здравоохранения, больницы и врачи Японии

(1336-1392) был чрезвычайно бурным в японской истории. По всей стране бушевали яростные кровопролитные сражения. В это время японское военное искусство претерпело серьезнейшие и многообразные изменения: если ранее сражения представляли собой столкновения в основном конных масс, то с конца периода Камакура в них все большую роль начинает играть пехота; если ранее сражение сводилось к серии поединков между конными воинами, которая затем перерастала в общую свалку, то теперь оно приобретает черты столкновения двух организованных отрядов, в котором главную роль играют коллективные действия; если ранее главной ударной силой были профессиональные воины благородного происхождения, которых поддерживали челядинцы, то теперь в армии включаются многочисленные отряды рядовых пехотинцев, набранных из зависимых крестьян (
дзохё
).

Превращение сражения в коллективное действо с преобладанием слабо обученных пехотных отрядов стало главной причиной распространения копий яри, так как именно это оружие лучше всего отвечало новым требованиям. Если в поединке вчерашний сельский труженик оказывался бессилен перед профессиональным бойцом, с детских лет оттачивавшим приемы боя алебардой или мечом, то лес копий, которым в бою щетинилась стена дзохё, мог в мгновение ока превратить любого не в меру ретивого противника в подобие решета или заставить отступить. Овладение базовыми приемами копейного боя требовало гораздо меньше времени, чем изучение основных приемов обращения с мечом или алебардой, что также было весьма положительным фактором с точки зрения ускоренного обучения больших воинских масс.

Японские историки отмечают и еще один любопытный момент. Именно в этот период на полях сражений проявили себя многие известные японские богатыри — люди неимоверной силы, ловкости и бесстрашия. Из источников известно, что они от избытка силы предпочитали пользоваться огромными мечами и алебардами или же такими оригинальными штуковинами, как консайбо — тяжеленный окованный сталью или целиком стальной кол, обладавший колоссальной пробивной силой. С таким чудищем обычный воин, вооруженный стандартным оружием, не мог поделать практически ничего. И вот тут-то на выручку могло прийти копье, длина которого перекрывала длину любого другого вида оружия. Только с помощью яри можно было удерживать силача на расстоянии и при случае поразить неожиданным выпадом.

Первые упоминания об использовании яри в военных столкновениях относятся к эпохе Намбокутё. Они содержатся, например, в «Тайхэйки» («Повесть о великом мире»

). Судя по сообщениям этого памятника, в первой половине XIV в. копье оставалось еще довольно редким оружием и не пользовалось большим вниманием у высокоранговых самураев. Об этом свидетельствует тот факт, что, наряду с многочисленными описаниями схваток выдающихся буси с применением мечей и алебард, в этом огромном Памятнике из 40 свитков только в двух местах упоминается о богатырях, вооруженных копьями: это описание сражения при Сумиёси в 25-м свитке, где фигурирует копейщик по имени Ама Рёган, и фрагмент свитка 29-го, посвященный казни вассалов принца Моронао — там упоминается вооруженный копьем самурай Ёсиэ Кодзиро.

В других местах, где упоминаются копья, ими вооружены безымянные рядовые пехотинцы. Отсюда можно сделать вывод, что копья по большей части были оружием рядовых пехотинцев, о которых в «Тайхэйки» вообще мало что говорится — не описаны даже детали вооружения этих воинов, что не случайно: в центре внимания повести — высокоранговые самураи благородного происхождения. По этой причине упоминаний яри вообще не так уж и много, да и деталями они не изобилуют. Вот несколько характерных пассажей: «Выставив копья и алебарды с вала, они наносили уколы во все стороны…… «Выстроив под прикрытием щитов 500-600 человек, вооруженных копьями и алебардами,…». Из этих примеров видно, что копья использовались вместе с алебардами, по-видимому, воинами одних и тех же отрядов, и число их было уже довольно велико — можно было выстроить даже подобие фаланги. Вероятно, уже в эпоху Намбокутё яри были одним из важнейших видов вооружения пехоты. Что же представляла собой в те времена техника копейного боя? В описании битвы при Сумиёси рассказано, как Ама Рёган, один из богатырей армии Кусуноки Масасигэ, верхом с копьем в руках атаковал большую группу врагов: «Двигаясь по кругу, он колол вперед и назад, влево и вправо и без промаха поражал все отверстия размером хотя бы в 1 бу (3,03 мм): незащищенную полосу за краем наруча, неприкрытую часть стопы под поножей, отверстие на макушке шлема, незащищенные шлемом участки головы».

Конечно, здесь перед нами не документальное воспроизведение действий копейщика. Скорее, это стандартизованное и приукрашенное описание боя, каким он должен быть, по мнению автора или сказителя. Но из этого описания со всей очевидностью следует, что уже в период создания «Тайхэйки

» существовали выдающиеся мастера содзюцу, способные уколами поражать с коня крохотные уязвимые места противника, не прикрытые доспехами.

Интересно, что в «Тайхэйки» нет ни одной сцены, где бы копейщик (копейщики) противостояли противнику, вооруженному тем же оружием (яриай, яритай-яри). В то же время, принимая во внимание вывод о том, что копья уже получили широкое распространение, такие схватки неизбежно должны были возникать. Повидимому, все внимание автора (авторов) повести было приковано к достоинствам этого нового для японцев оружия, позволявшего за счет своей длины и неуловимости укола побеждать сильных противников, вооруженных прославленным оружием — алебардой или мечом. Характерный пример этого мы находим в 37-м свитке «Тайхэйки», где описан характерный для копейного боя последующих времен прием, когда отряд копейщиков атакует тяжеловооруженного конного воина и закалывает под ним коня.

Первая половина эпохи Муромати

после окончания бурного периода войн Намбокутё была относительно мирной. В это время копье продолжало оставаться оружием главным образом рядовых солдат дзохё. Это нашло отражение на страницах многочисленных иллюстрированных свитков, запечатлевших военные сцены. На них мы видим, что высокоранговые рыцари, верхом и в пешем строю, чаще применяют алебарду, а стоящие рядом с ними многочисленные пехотинцы дзохё сжимают в руках копья. Конечно, встречаются и отдельные изображения благородных буси, облаченных в великолепные доспехи, но использующих копье. Но, как и в случае с эпохой Намбокутё, это лишь редкие исключения. Следовательно, и в этот период копье еще не считалось достаточно благородным и эффективным оружием, достойным внимания высокоранговых буси. В то же время для рядовых пехотинцев оно уже было стандартным оружием.

Ценным источником по оружию этого периода является «повесть о битвах» «Дайто-моногатари», датируемая первой половиной эпохи Муромати. В ней описана борьба военного губернатора (сюго) провинции Синано Огасавара Нагахидэ с местными феодалами (дого

). В ярком описании въезда Нагахидэ в монастырь Дзэнкодзи запечатлен большой отряд копейщиков, сопровождавших его в поездке из Киото на службу в Синано: «Сто воинов с краснодревковыми копьями, украшенными золотом и серебром, в руках…». Из описания следует, что уже в этот период крупные феодалы специально заказывали роскошные яри для вооружения своих дружин, постепенно формировалось деление отрядов пехоты асигару по роду оружия, в частности появились отряды «пехотинцев-копейщиков», яри-асигару (по-видимому, этот процесс начался уже вскоре после периода Намбокутё).

Копья этого периода представляли собой обычные копья без дополнительных клинков и специальных приспособлений (суяри

), хотя изредка встречаются образцы копий, снабженные гардами. После смуты годов Онин (1467-1477) копье постепенно «облагораживается» — резко увеличивается число высокоранговых буси, использующих яри в качестве своего оружия. Это — отличительная особенность этого периода в истории японского копейного боя.

Читайте также:  Парк Ёёги — оазис дикой природы в деловом центре Токио

Конечно, копья, применявшиеся военачальниками, сильно отличались от копий, которыми были вооружены дзохё. Их изготавливали на заказ в соответствии с индивидуальными запросами и предпочтениями. Это способствовало процессу усовершенствования яри, разработке новых модификаций этого оружия. В результате, помимо обычных суяри, широкое распространение получают копья с особенно длинными наконечниками, с одним (катакамаяри) или двумя (дзюмондзияри, рёкамаяри) дополнительными серпообразными клинками и др.

В этот период яри получали все большее распространение в пехоте. Практически все могущественные даймё создали специальные отряды копейщиков яри-асигару, которые действовали в бою в стиле фаланги. Это привело к постепенному удлинению копий, что повысило ударную мощь фаланги, способной теперь поражать врага с большей дистанции. Появляются копья с чрезвычайно длинными древками, которые известны как нагаэяри — «длиннодревковые копья». Общая длина таких «орудий убийства

» колебалась от приблизительно 4,7 м в клане Го-Ходзё до 6,5 м в клане Ода. Именно такими копьями вооружаются полчища
яри-асигару
. Очевидно, что нагаэяри было невозможно работать на ближней дистанции, и они использовались против конницы первыми шеренгами боевого построения.

Разновидности[править | править код]

Су-яри[править | править код]

Также сугу-яри

. Простые копья с прямым наконечником. По форме наконечника включали:

  • Санкаку-яри
    — с трёхгранным пером.
  • Рё-синоги-яри
    — с пером ромбического сечения.
  • Сасахо-яри
    — с пером в виде листа бамбука.

По длине древка:

  • Оми-яри
    — исключительно длинные яри. Иногда в длину достигали 6,5 м. Такие копья применялись только против кавалерии.
  • Тэ-яри
    — укороченные копья для боя в помещении. Общей длиной 2,1 м, 15 см наконечник.

Като Киёмаса с катакама-яри. Гравюра Утагава Ёсиику, 1867 г.
Также выделяют фукуро-яри

со втулочным наконечником.

Кама-яри[править | править код]

Означает «копьё-серп». Имели дополнительные клинки.

  • Дзюмондзи-яри
    или
    магари-яри
    — японская рунка. У неё два дополнительных клинка
    эда
    были немного изогнуты вперёд.
  • Катакама-яри
    — это оружие отличалось одним дополнительным клинком или же асимметричными дополнительными клинками.
  • Ситамуко-кама-яри
    и
    ситамуко-дзюмондзи-яри
    — яри с направленными назад боковыми клинками.
  • Каги-яри
    от обычного яри отличалось лишь наличием закреплённого у основания наконечника направленного вперёд крюка для захвата вражеского оружия.
  • Бисямон-яри
    — своеобразная алебарда с двумя топорами с вогнутыми лезвиями.

Отношение к юми

Люди, занимающиеся кюдо (японское искусство стрельбы из лука), верят, что юми содержит часть души изготовившего его мастера. Поэтому к нему относятся как к живому человеку, защищают от жары и холода. К луку нельзя прикасаться без разрешения его владельца. Также нельзя переступать через лежащий на земле лук. Юми нужно хранить в помещении с определенной влажностью воздуха, чтобы он не потерял свою форму. При этом можно корректировать форму лука, натягивая и ослабляя тетиву. Также для этого используют специальные приспособления. При должном уходе юми может прослужить своему хозяину несколько десятилетий.

Литература[править | править код]

  • Конлейн Томас Д.
    Оружие и техника самурайских воинов. 1200-1877 / Пер. с англ. В. Г. Яковлева. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2010. — 224 с.: ил. — ISBN 978-5-17-067737-5.
  • Носов К. С.
    Вооружение самураев. — М.: ООО «АСТ»; СПб.: ООО «Полигон», 2004. — 256 с.: ил. — ISBN 5-15-011401-X, ISBN 5-89173-118-5.
  • Тернбулл Стивен.
    Самураи. История японской военной аристократии / Пер. с англ. В. Г. Яковлева. — М.: ООО «АСТ», Астрель, — 256 с.: ил. — ISBN 978-5-17-031697-7.
  • Тернбулл Стивен.
    Самураи. Вооружение, обучение, тактика / Пер. с англ. П. И. Маркова. — М.: Эксмо, 2009. — 288 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-30159-1.

Искусство стрельбы из лука

Кюдо относят к традиционным боевым искусствам. В середине ХХ века оно трансформировалось в вид спорта. Кюдо появилось во времена монгольского нашествия на Японию. Тогда начали создаваться первые школы по стрельбе. Большое внимание уделялось воспитанию духовной личности воина. Поэтому кюдо для японцев — это еще и образ жизни. На это искусство огромное влияние оказал дзен-буддизм.

Стрельба из японского лука стала особым ритуалом. Она значительно отличается от традиционной европейской техники. При стрельбе большая часть лука находиться под держащей его ладонью. Диаметр мишени — 36 см. Расстояние до нее — 28 м. Мастер должен соблюдать все формы и правила кюдо. Это гораздо важнее попадания стрелы в цель. В Японии этим боевым искусством занимается 500 тысяч человек. Это государство издревле называют Страной Длинных Луков.

Учить стрельбе начинали с детства. Будущий лучник удерживал в вытянутой руке тяжелый посох, постепенно увеличивая время. Юми изготавливали из дешевых природных материалов. Поэтому японский длинный лук был самым доступным оружием.

Использование в бою

Юми незаменим в любых природных условиях. Его использовали в морских боях, для обороны берегов, горных массивов, лесных засад. Опытный лучник на коне легко справлялся с группой пехотинцев. Удобна форма лука позволяла ему стрелять в любую сторону, резко поворачивая корпус. Такое занятие было обычным делом для благородных самураев. Для обезвреживания война с луком необходимо было убить его коня. Менее состоятельные японцы становились пешими лучниками. Их использовали для штурма замков и других укреплений. Войны выстраивались в несколько рядов. Каждая линия выпускала стрелы поочередно, пока другие лучники готовились. Это позволяло обрушить на противника непрерывный град из стрел. С изобретением мушкетов эффективность использования конных лучников стала минимальной. Но самураи не прекращали заниматься этим искусством. В их резиденциях создавались огромные стрельбища, на которых устраивались соревнования. Юми также применяли для охоты. Убийство конным лучником оленя было редким событием. В этом случае в семью самурая отправляли гонца с сообщением.

Японские арбалеты: пасынки Страны восходящего солнца

Итак, луком так или иначе был обязан владеть любой профессиональный воин, вспомните «Самурай без юми подобен самураю с юми, но только без юми…». Арбалет же оказался в своеобразном загоне, о чем свидетельствуют очевидные и не очень факты.

Во-первых, количество модификаций крайне мало. За исключением крепостных баллист о-юми (т.е. «большой лук») это фактически лишь одна модель — теппо-юми. И вот в отношении ее заметны некие странности. Смотрите, «теппо» по-японски означает «ружье» (именно так назывались первые полученные от европейцев аркебузы). То есть выходит, что само название возникло после этих не столь уж давних событий, не раньше середины XVI века. В это время Европа, не говоря уже о географически близком Китае, пользовали самострелы сотни и тысячи лет.

Хотя имеются сведения, что арбалеты попали на острова в виде китайский даров еще в 618 году н.э. т довольно активно применялись несколько столетий. Однако постепенная стабилизация государства привела к почти полному их забвению. На произведениях японских живописи мне не удалось найти ни одного образца, луков — сколько угодно! Поэтому, исходя из исторических реалий, представлю изображение китайского крепостного станкового арбалета (баллисты), причем весьма небанальной трухлучной конструкции. Не думаю, что японские варианты чем-то особым отличались от заморских прототипов.

Во-вторых, теппо-юми представляют собой довольно примитивную, особенно для данного исторического периода, конструкцию:

Сравните его с подлинными «машинами смерти» последних легионеров Средневековья — генуэзских наемников:

Похоже, теппо-юми с ложей и размахом плеч примерно по 60 сантиметров не отличались выдающимися стрелковыми характеристиками и не так уж часто применялись на полях сражений. Может, ниндзя какие работали из них по коллегам из враждебных кланов или зазевавшимся самураям. Да и то на коротких дистанциях из засады.

А может, имел место субъективный фактор. Если в Европе арбалеты не раз пытались запретить как «оружие дьявола», то почему бы самураю не считать их несовместимыми с уложениями бусидо? Именно поэтому островитяне, столь многое перенявшие у китайцев, отнеслись к заморским самострелам без энтузиазма.

Кстати, о заимствованиях. Интересно, что, пусть и в мизерных количествах, в Японии существовали практически полные копии :

Эти магазинные девайсы именовались «докю». По-русски это своеобразный палиндром (слово наоборот, вроде ГРОМ — МОРГ) от «кюдо» (Путь лука). К сожалению, мы не знаем, как название арбалетов записывались иероглифами, а то можно было бы порассуждать и на эту тему.

Еще об истории оружия:

Читайте также:  «Эра Рейва» начнется в Японии с императором Нарухито

Все прошлое древней и феодальной Японии — это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Некоторые термины

Иноуномо — упражнение, в котором конный лучник стрелял по собакам тупыми стрелами. При этом пространство ограничивалось веревками. Касагакэ — еще одно упражнение. Конные стрелки должны были преодолеть определенное расстояние и поразить мишень.

Ябусаме — специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание и стрельбу из лука. В ее начале один из стрелков выпускает стрелу в небо в знак вечного мира.

Все прошлое древней и феодальной Японии — это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы — как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы — примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу — верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Копье Яри фото

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения «победы любой ценой» ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу — искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться «душой самурая». Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным «щитом» во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Цуруги фото

Тридцатисантиметровый кинжал.

Танто фото

Самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Катана фото

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) — короткий меч (30 — 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами — для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен — одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо — военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см — 3 м) и толщины.

Дзиттэ — оружие в форме «вилки» с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Ёрой-доси — «кинжал милосердия», который применялся для добивания раненых.

Кайкэн — боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука — военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

фото Нагината

Тэссэн — военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось «недостойным истинного воина».

Читайте также:  Минамото-но Ёсицунэ: идеальный самурай, ставший джедаем

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

РостДлина стрелыРекомендуемый лукСансун-дзумэ (212 см)150-165 см85 — 90 смНамисун (221 см)165-180 см90 — 100 смНисун-ноби (227 см)180 — 195 см100-105 смЁнсун-ноби (233 см)195-205 см105-110 смРокусун-ноби (239 см)> 205 см> 110 смХассун-ноби (245 см)

Форма

Скоба для переноски стрел

Юми — асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий