Самый тяжелый борец сумо в истории завершил карьеру и вернулся на родину в Бурятию

На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкаются в маленьком круге, а предварительная церемония обычно продолжительнее самого боя. Однако, копнув немного глубже, можно обнаружить уникальный и техничный спорт с богатой историей и борцами, чей строгий режим тренировок и самоотверженность не могут не впечатлить.

Сумо – вид борьбы, который уже давно является национальным видом спорта в Японии. Ее происхождение восходит к периоду Яей (около 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.). Она включает множество элементов синтоистской религии в виде различных ритуалов и церемоний, которые обычно длятся намного дольше самого поединка. До сих пор соревнования в этом виде спорта считаются священным событием, а павильон, в котором совершаются поединки, приравнивается к синтоистскому храму.

Происхождение и развитие

Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.

Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.

Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.

Читайте также:  Самые старые деревья в мире. ТОП-10

Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.

Поединок в храме Яей

После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.

Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.

Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.

приемы сумо

Без зарплаты, девушек и телефонов

Есть шесть профессиональных турниров в году, все проводятся в Японии. Повышение ранга борец может получить, если побед у него больше, чем поражений. Победа засчитывается, если соперник вытеснен из круга или коснулся земли чем-либо, кроме стоп.

Около 650 сумоистов состоят в одной из шести лиг, от младшей к старшей, и только 60 из них находятся в старшей. Борцы в младших лигах не получают денег. Даже самому талантливому сумоисту понадобится два или три года, чтобы достичь зарплаты.

А она неплохая: около 12 тыс. долларов в месяц во второй лиге, и около 60 тысяч — в высшей, включая спонсорские сделки.

Правообладатель иллюстрации Uriel Sinai/Getty Images Image caption Одежда борцов сумо привлекает внимание, когда они путешествуют

Младшие борцы носят тонкий хлопковый халат «юката» и «гета» — деревянные сандалии — даже зимой.

Водить машину им нельзя: не только из-за статуса, но и потому, что живот может мешать управлять автомобилем. У лучших бойцов есть водители.

Мобильные телефоны и подруги технически запрещены в младшей лиге. Женщины не могут жить в комнатах сумо, борец не может жениться и жить вне комнаты с женой, пока не достигнет хотя бы второй лиги.

Что еще хуже, если сумоист попадет обратно в третью лигу, он должен оставить жену и детей и вернуться в школу.

  • Зачем спортсмены бреются наголо и кусают медали?
  • Фото: какие ритуалы совершают перед стартом спортсмены в Рио

Что происходит, если молодые люди не соответствуют стандартам мастеров и восстают против неслабеющего, почти монашеского режима?

Читайте также:  Минамото-но Ёсицунэ: идеальный самурай, ставший джедаем

«О, здесь все ужасно, — говорит Бактон. — Перед тем, как в 2007 году мальчик был убит, были регулярные побои. Вы увидите мальчиков с рубцами на спине и на ногах из-за того, что они недостаточно старались».

В прошлом году сумоист получил 32,4 млн иен (288 тыс. долларов) за то, что остался слепым на один глаз, живя в школе.

Чемпион Хакухо, монгол из Улан Батора, рассказал о своих побоях в школе, длившихся до 45 минут.

Он начал разговор об этом после того, как 17-летний Такаши Саито был избит до смерти после угрозы сбежать из школы.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption Чемпион Хакухо честно рассказал о побоях, которым он подвергался

«Если посмотреть на меня, я всем доволен, но на самом деле в то время я плакал каждый день, — говорил Хакухо. — Первые 20 минут это очень больно. Потом становится легче — даже во время побоев чувствуешь меньше боли».

«Конечно, я рыдал, а когда старшие говорили, что это для моего же блага, я рыдал еще сильнее», — признается он.

Синтоистские ритуалы

Взрывному физическому удару в борьбе сумо предшествует длинная серия ритуалов и поз, которые происходят от древних поединков и синтоистской религии. Один из таких ритуалов заключается в том, что участник соревнования поднимает одну ногу и несколько раз сильно ударяет ею по земле. Он происходит из архаичной практики воинов, совершавших такие движения перед битвой, чтобы напугать врага, которая носит название «сико». Этот же ритуал совершала богиня Аматэрасу, когда она столкнулась с непослушным братом Сусаноо в мифологии Синто.

Также борцы перед боем хлопают в ладоши. Это еще одна синтоистская традиция: верующий хлопает, чтобы обозначить начало и конец молитвы.

Другой ритуал заключается в том, что спортсмены периодически разбрасывают соль. Это акт очищения, который практикуется в синтоистских святынях, чтобы прогнать злых духов.

Наконец, судья матча сумо сам по себе является поразительным зрелищем, поскольку одет в халат, похожий на те, которые носили в средневековые времена в императорском дворе Японии, и которые сегодня одевают синтоистские священники.

Обязательные ритуалы сумо

Древним ритуалам, имеющим религиозное значение, японцы продолжают следовать и в настоящие дни. Наглядным примером тому выступает символическое очищение ринга посредством рассыпания по поверхности соли. Белое кристаллическое вещество в Японии считается символом чистоты. Разбрасывая по поверхности соль, борцы убирают негативную энергетику в дохё и демонстрируют свое намерение бороться честно.

Неизменным остается и ритуал с водой. Каждый боец при выходе на ринг ополаскивает рот водой, преподнесенной ему победителем предыдущего поединка. Считается вода, надпитая из деревянного ковшика, помогает очистить голову борца от дурных мыслей.

По завершению боя, когда один из соперников повержен, судья простирает над победителем веер гумбай, направляя его в западную или восточную сторону зала.

Символичное движение судьи с веером в руках определяет, какая сторона света в облике сумотори победила в этом раунде. После этого победитель берет в руки деревянный ковш с водой и подносит его следующему участнику соревнований.

Читайте также:  Мемория. Сева Новгородцев

Площадка для борьбы

Два борца смотрят друг на друга, стоя на поднятой квадратной платформе из утрамбованной глины, покрытой слоем песка. Площадка для борьбы сумо в ширину имеет размеры ровно 5,7 м с каждой стороны и 34–60 см в высоту. Ринг или дохе представляет собой идеальный круг диаметром 4,57 м, отмеченный плетенками из рисовой соломы. После каждых соревнований площадка разбирается. Высоко над платформой поднят навес с цветными кистями, свисающими с 4-х его углов, и весь ансамбль имеет статус священной святыни Синто, которую он близко напоминает.

Уборка ринга

Победитель схватки должен либо вытолкнуть своего оппонента из соломенного круга, либо заставить его опуститься. Если какая-либо часть тела борца, кроме его ног, касается глиняного пола, то он проигрывает. Спортсмены с волосами, связанными сложным узлом в подражание средневековым самураям, носят «маваси» или большой пояс, за который может схватиться противник, чтобы бороться или поднимать его обладателя, выталкивая его за пределы круга или сбивая с ног. В самых быстрых схватках на выполнение этой задачи может уйти всего несколько секунд, но сложность заключается в огромном размере борцов. Многие сумоисты весят 150 кг, но масса отдельных гигантов может превышать 200 кг.

Инвентарь и экипировка

Главным элементом одежды принимающих в поединке бойцов выступает маваси – набедренная повязка. Плотная широкая лента из ткани темного оттенка обматывается в пять оборотов вокруг талии и между ног. Конец пояса закрепляется узлом за спиной. В качестве украшающего элемента пояса выступают подвязки – сагари.

Маваси – не просто элемент одежды. Это своего рода знак отличия. Борцы высокого уровня носят пояса, выполненные из шелка, воины низших дивизионов – полоски из простых типов тканей серых оттенков. Обладатели высшего звания ёкодзуна в качестве знака отличия используют дополнительный аксессуар – цуна или симэнава. Он представляет собой веревку, сплетенную особым образом.

Волосы сумотори завязаны в традиционный пучок на макушке. Представители высших дивизионов имеют право сооружать на голове более замысловатые прически. Аккуратно уложенные волосы помимо декоративной функции выполняют и роль буфера. Они смягчают удары в области темени при падении бойца.

Схватки борцов проходят на специальном помосте размером 7,27х7,27 метров, именуемом как дохё. Основа ринга выполнена из глины, а поверхность покрыта тонким слоем песка.

Ритуалы сумоистов перед поединком

Одежда и прическа сумотори строго регламентируется и за пределами ринга. В обыденной жизни борцам разрешается носить лишь строгие архаичные наряды, а волосы завязывать в классический узел.

Организация

Некоторые борцы сумо в Японии являются суперзвездами, особенно победители турниров, которые получили престижное звание «екодзуна» или великого чемпиона. Однако участие в этом виде спорта не ограничивается только японцами, поскольку некоторые екодзуна родились в Монголии и на Гавайях. Даже менее известные сумоисты пользуются популярностью, так как их часто приглашают в частные дома в конце зимы, чтобы избавить дом от плохих духов или «они» в церемонии, известной как «сецубун» («второй день, второй месяц»). Борец сумо бросает бобы и неоднократно выкрикивает фразу «они ва сото, фуку ва ути», что означает «демоны прочь, удача приди».

Сумоисты на японском языке называются «рикиси». Два иероглифа, образующих это слово, означают «силу» и «воина». В 6 лигах – маку-ути, дзуре, макусита, санданме, дзонидан, дзонокути – насчитывается около 650 рикиси.

Маку-ути (включает 42 лучших спортсмена), естественно, получает наибольшее внимание средств массовой информации. На вершине находится екодзуна, великий чемпион. Эту позицию обычно занимают, выигрывая два хон-басе (крупных турнира, которые определяют рейтинг) подряд. Ежегодно проходит 6 хон-басе (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке), по одному в каждый нечетный месяц, и они продолжаются 15 дней. К 2020 году в истории спорта было всего 72 екодзуна, что должно дать представление о том, как сложно добиться этого титула. Рикиси из двух лучших дивизионов (известных как «секитори») борются в каждом крупном турнире.

Предварительный ритуал

Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.

Рикиси взбираются на дохе с востока и запада, при этом восточная сторона делает это первой. Борцы выходят в центр круга и останавливаются точно за линиями сикири-сэн, разделенные всего несколькими сантиметрами. Они пристально смотрят друг другу в глаза и совершают ритуал, называемый «сико». Он заключается в том, что борцы хлопают в ладоши и поочередно поднимают и опускают правую и левую ноги, что, вероятно, является тем действием, с которым больше всего ассоциируются этот вид спорта за пределами Японии. Но это больше, чем просто разогревание мышц. Хлопки служат для привлечения внимания богов, поднятые к небу руки демонстрируют отсутствие оружия, а знаменитое топание ногами необходимо, чтобы раздавить любого злого духа.

По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.

Разбрасывание соли

Искусство сумо

«Ринг», на который категорически запрещено наступать женщинам, 12 тонн глины и правила, придуманные в IX веке. Красочная история японского национального боевого искусства.

Я с большим уважением и вниманием отношусь к культуре Японии. Она интересна, хотя и не всегда понятна европейцу, а иногда кажется просто парадоксальной. Одной из составных частей культуры этого островного государства является сумо. Откровенно говоря, люблю этот вид философии. Именно философии, а не просто спорта и (или) единоборства, как это принято считать. Благо, сейчас при помощи канала Eurosport есть возможность следить за всеми перипетиями басё, а также за мастерством тех рикиси, которые мне по душе.

Поразительно, но если я в разговоре упоминаю, что являюсь давним и преданным любителем сумо, то в 80 % случаев реакция у наших людей одинаковая: «не понимаю, что может быть интересного в толкании животами заплывших жиром толстяков» или «цирк уродов». В лучшем случае, «сумо — это не эстетично».

Считаю, что вызвано это только с одним: мало кто понимает, что происходит на дохё, практически никто не знает правил и церемоний, а главное, очень трудно принять мысль о том, что сумотори — не нелепые, обросшие жиром и неповоротливые обжоры, а координированные, гибкие, хорошо подготовленные и очень сильные бойцы. Я не тешу себя иллюзиями относительно того, что моя статья может что-либо изменить в общественном сознании, но, во всяком случае, попытаюсь (мечты-мечты!) приоткрыть кому-то истину. Итак, давайте начнем с основ — с истории.

Сумо — это, прежде всего, религиозный ритуал. В Японии развилась собственная, достаточно интересная философия, впоследствии превратившаяся в религию, которая получила название синто. Не буду сейчас подробно останавливаться на этом веровании, ибо кто желает, тот найдет о нем немало литературы. Скажу лишь, что порядок проведения нынешних соревнований, система судейства, даже подготовка площадки для единоборств являются не чем иным, как несколько модифицированными и осовремененными религиозными ритуалами. По сути своей, даже поединок двух бойцов является аллегорией состязания духов, человека и бога, хтонических сил природы.

Впервые о сумо упомянуто в письменных источниках VIII века. Примерно с IX века единоборство (под именем «сумаи») является непременным атрибутом церемоний «Хризантемового трона» (японской императорской династии). В то же время разрабатывается и свод правил, которые действуют до сих пор. Однако популярность борьбы и философии распространилась за пределы дворцовых помещений. Стихийно начало развиваться «народное сумо», которое поначалу жестоко пресекалось, и только после реставрации династии Мэйдзи все слои населения смогли узнать о правилах и ритуалах «истинного» сумо. Это боевое искусство и философия глубоко традиционны для японцев, а насколько эта нация уважает свои традиции, вам, наверно, известно.

Борцы

Люди, занимающиеся сумо, называются рикиси, или сумотори. Профессиональное сумо существует только в Японии, и чтобы заниматься им, надо поступить в так называемое хэя (школу сумо). Никаких особых требований, кроме возрастных (не меньше 18 и не больше 25 лет), к потенциальному бойцу не предъявляется, однако поступить в хэя трудно, так как руководители школ, называемые ояката (обычно вышедшие на пенсию бывшие борцы), стараются выявить у новичка талант, физический потенциал и стремление к победе. Если отсутствует одно из этих качеств, о поступлении в школу мечтать не приходится.

Хэя представляет собой закрытую систему, где борцы совместно живут, тренируются, работают и учатся, порядки напоминают монастырские. Кроме рикиси, в хея также обычно проживают сисё (владельцы школы), ёбидаси (ассистенты-помощники), токояма (парикмахеры), а также ояками-сан — супруги ояката, которые выполняют административные функции.

Читайте также:  «По-японски», «По-вьетнамски»: 6 разных способов варки риса

Чтобы получить привилегии и послабления в работе и тренировках, а также проживать вне пределов хэя, надо достичь определённых успехов, а именно, стать хэягасира (старшим по званию борцом) или еще лучше — сэкитори.

Кто такие сэкитори? В профессиональном сумо сейчас шесть дивизионов. Низший, 6-й, называется дзенокути, пятый — дзёнидан, четвертый — сандаммэ, третий — макусита. Все сумотори, обучающиеся в этих низших дивизионах, носят названия деси. А вот борцы двух главных дивизионов, дзюрё и макуути, и называются сэкитори. Наибольший интерес у нас вызывает макуути, поскольку лучшие мастера проводят свои поединки именно в этом дивизионе.

Заканчивая рассказ о хэя, отмечу, что число школ ограничено количеством 105. Больше быть не может, а вот меньше — сколько угодно. В данный момент насчитывается 52 хэя, наиболее известными в последнее время являются Миягино, Азумазэки и Исэгахама.

Площадка для проведения поединка, требования и ритуалы

Поединки проводятся на специальном помосте, сделанном из утрамбованной глины и носящем название дохё. Высота дохё в переводе на нашу метрическую систему составляет 65 сантиметров, и на его возведение уходит до 12 тонн глины, специально привезенной из места, которое известно лишь посвященным. Глину доставляют за трое суток до проведения басё и слой за слоем трамбуют до нужной кондиции. Сам дохё обычно прямоугольной формы, но соревновательная площадка представляет собой круг диаметром 4,55 метра, очерченный с помощью так называемого тавара, то есть каната, сделанного из переплетенной рисовой соломы. Перед тем, как проложить тавара, судьи гёдзи, проводят синтоисткий ритуал. В дохё закапывают шесть предметов: каштан (символизирующий победу), рис (достаток и богатство), сушеного кальмара (счастье), морские водоросли (продолжение рода и жизни), куст китайского мискантуса (терпение и выносливость) и соль (очищение от злых духов). Вокруг ритуального «посева» этих предметов набрасывается тавара, получившийся круг засыпают тонким слоем морского песка, означающего чистоту помыслов борцов и судей, а сверху круг поливают ритуальным сакэ. По правилам, на дохё категорически запрещено ступать женщине.

Внутри круга проводятся две параллельные линии, означающие стартовые позиции борцов перед поединком. Над дохё возводится специальный навес, называемый яката, похожий на крышу синтоисткого храма. Туда вешаются специальные флаги и четыре разноцветные кисти по краям. Флаги символизируют постоянное движение небес, а кисти — четыре стороны света и четыре времени года. Кисти имеют определенный цвет: белая означает осень, черная — зиму, зеленая — весну, красная — лето.

Турниры

Турниры борцов называются басё. За год обычно проводится шесть басё: январское (место проведения — Токио), мартовское (Осака), майское (Токио), июльское (Нагоя), сентябрьское (Токио), ноябрьское (Фукуока).

Первым днем турнира является первое или второе воскресенье месяца. Продолжительность его — 15 дней. Поединки организуются так, чтобы борцы более высокого ранга боролись с более сильными противниками, борцы рангом пониже — с противниками послабее. Главное, чтобы на дохё не могли встретиться ученики одного хэя.

По итогам турнира у борца может быть только два результата: катикоси (преобладание побед) или макэкоси (преобладание поражений). Если высшие показатели оказываются у двух или нескольких борцов одновременно, объявляются дополнительные поединки, в том числе и для «великих чемпионов», и для представителей одного хэя. Проводятся они по завершении всех встреч последнего дня турнира. От количества побед зависит, какое место в иерархии макуути будет занимать рикиси перед началом следующего басё, а также определяется победитель турнира, который получает специальный приз — Кубок императора.

Искусство сумо

Иерархия

Все борцы макуути делятся на две категории: рикиси запада и рикиси востока. Нижним рядовым бойцом считается маэгасира (их считают по ранжиру — с шестнадцатого по первый). Например, наш Алан сейчас пятый маэгасира востока. Следующая ступень — кумусуби (подающий надежды), затем идет звание сэкивакэ (молодой чемпион), после него второй по значимости титул — озэки (чемпион), и, наконец, «великий чемпион» йокодзуна.

Борцы получают тот или иной титул по решению японской ассоциации сумо. Передвижение по ступенькам маэгасира, скажем, с пятой на третью, зависит от выступления на одном турнире, так же, как и получение титула кумусуби. Для звания сэкивакэ рассматривается преобладание побед уже на двух турнирах. Получение ранга озэки еще труднее. Надо успешно выступить на трех турнирах подряд, притом, что количество поражений должно быть минимально. Потерять это звание легче, чем приобрести: достаточно, чтобы на двух турнирах подряд количество поражений превышало число побед, тогда ассоциация сумо примет решение о лишении звания.

Высшим званием в иерархии сумо является йокодзуна. Четких правил присвоения звания нет. Что абсолютно необходимо иметь, так это звание озэки, наибольшее число побед и завоеванных Кубков императора на протяжении трех турниров подряд. Общему стабильному росту мастерства борца способствует и так называемый принцип хинкаку, то есть соотношение достоинства, изящества, искусства и поведения претендента. Соответствовать всем этим требованиям очень сложно, поэтому количество йокодзуна никогда не было большим. Нынешний «великий чемпион» Хакухо Сё (монгол Давааджаргал Мунхбат) — всего лишь 69-й по счету начиная с XVII столетия, а многие заслуженные бойцы, например, озэки Кайо Хироюки, несмотря на огромную популярность, более 100 проведенных басё и пять выигранных императорских кубков, пока так и не стал йокодзуна.

Осталось добавить, что совокупно борцов четырех высших рангов йокодзуна, озэки, сэкивакэ и комусуби называют термином санъяку.

Индивидуализация борца

Начнем с самого главного — с имени. При поступлении в хэя человек меняет свою фамилию на так называемый сикона (псевдоним). Сикона также содержит имя и фамилию, причем фамилия пишется первой и является именно той частью индивидуализации, по которой распознают борца. Например, 68-й йокодзуна, монгол Долгорсурэнгийн Дагвадорж взял себе сикона Асасёрю Акинори и вошел в историю именно как Асасёрю.

Следует упомянуть о прическах. Рикиси делают специальную сложную прическу, при которой волосы должны быть уложены особым образом в виде листа растения гингко билоба.

Это кропотлива работа, занимающая много времени, поэтому-то в хэя и живут токояма (парикмахеры). Кроме прически, каждый сумотори имеет специальный шелковый пояс маваси. Он очень длинный (до 10 метров) и оборачивается вокруг талии и бедер несколько раз, завязываясь особым узлом за спиной. На маваси обычно крепят так называемые сагари, то есть амулеты и обереги. Цвет маваси зависит от хэя бойца. Кроме поясов для поединка, каждый сэкитори имеет индивидуальный пояс, используемый для ритуалов и напоминающий фартук. Он называется кэсе-маваси.

Это очень красивые изделия, часто вышитые золотом и даже украшенные драгоценными камнями. Рисунок, цвета и стоимость зависят исключительно от фантазии бойца и размеров кошелька его спонсоров. Единственное требование, чтобы рисунки отражали содержание истории или преданий Страны Восходящего Ростка (одно из самоназваний Японии).

Отдельного упоминания достоин наряд йокодзуна. Поверх кэсе-маваси «великий чемпион» носит специальный, сплетенный из рисовой соломы канат, называемый сэминава, или дзуна. Канат может быть 20 кг весом и символизирует тяжелую ношу чемпиона.

Искусство сумо

Ритуалы перед проведением поединков

Ритуал, который открывает любое басё, называется дохё-ири (вступление на помост). Борцы в кэсё-маваси появляются в строгом соответствии со своим рейтингом. Сначала выходят сумотори востока, а затем — запада.

Они выстраиваются вдоль дохё и громко хлопают в ладоши для того, чтобы отогнать злых духов.

Потом настает время йокодзуна. Он идет в сопровождении двух оруженосцев, выносящих церемониальный меч. «Великий чемпион» входит в центр круга, громко хлопает в ладоши для привлечения божеств и духов предков, потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя, что у него нет ни оружия, ни темных тайных мыслей. После этого йокодзуна высоко поднимает одну ногу и опускает ее на помост, начиная ритуальный танец. Процедура танца йокодзуна достаточно сложна, существует даже два отдельных стиля, но я намеренно опускаю эти подробности как не столь значимые в рамках нашего повествования.

Итак, процедура изгнания злых духов за пределы дохё закончена. Теперь на помост могут подняться гёдзи. Они облачены в роскошные, дорогие шелковые одежды. Можно начинать поединки. Каждый рикиси перед схваткой бросает на помост соль — для очищения себя и своих мыслей перед боем, а также в качестве «подношения» небесам, чтобы они даровали победу.

Церемония окончания каждого дня басё тоже очень красочна. Один из сумотори выходит на помост и исполняет так называемый «танец с луком». Такова древняя традиция сумо.

Правила поединка

С одной стороны, они выглядят несложными, с другой, как всегда у японцев — не все так просто, как кажется.

Проигрывает тот, кто:

а) коснется дохё любой частью тела (даже кончиком волос), кроме стоп; б) коснувшийся дохё за пределами круга даже стопами; в) потерявший свое маваси за время поединка.

Казалось бы, что трудного? Тот, кто тяжелее и внушительнее, выходит на помост и с легкостью одерживает победу. Но я не зря упомянул вначале о том, что рикиси — люди очень сильные, гибкие и, главное, техничные. Простое силовое давление часто не дает результата, так как соперник легко перестраивается и использует твои же преимущества в весе и габаритах против тебя. Существует, по крайней мере, 50 различных комбинаций атак и связок для достижения победы, и, поверьте, санъяку не только знают их наизусть, но и понимают, как в считанные мгновения оценить возможность противодействия. Причем, есть такие интересные комбинации, как идзори — опрокидывание соперника броском назад. Сумотори подсаживается под соперника, захватывает обеими руками его колено и совершает бросок. Или, скажем, какэдзори — бросок соперника назад после подныривания под его атакующую руку с использованием зацепа разноименной ноги противника с внешней стороны. Естественно, такие приемы используются не очень часто, хотя все поклонники сумо до сих пор вспоминают, как на ноябрьском басё 2000 года Кайо победил йокодзуна Мусасимару великолепным броском через спину c захватом руки. В сумо такой прием называется иппондзой и проходит очень редко. Особую пикантность этой победе придает то, что габариты Кайо (рост 185 см, вес 170 кг) намного скромнее, чем у Мусасимару (рост 192 см, вес 235 кг). Так что, глубоко заблуждается тот, кто считает, что победа в сумо достается самым тяжелым и массивным.

Личности

Каждый может найти себе борца, за которым стоит пристально следить и «болеть». Сейчас мир сумо очень разнообразен. Несмотря на достаточно молодой возраст, популярен уже упомянутый мной Кайо Йокодзуна Хакухо. В 26 лет он уже 18 раз выиграл Кубок императора. Два европейца носят высокое звание озэки. Это добродушный эстонец Кайдо Хёвельсон, именуемый Балт, и самый высокий (203 см) и целеустремленный болгарин Калоян Стефанов Махлянов, выступающий под сикона Котоосю.

Есть трое грузин — Гагамару, Тотиносин и Коккай, много монголов, восходящая звезда, бразилец Кайсэй. Ну и, безусловно, надо «болеть» за нашего Алана Габараева. Ему трудно, но его поединки всегда красивы и интересны.

Как болельщик, я отдавал предпочтение первым йокудзуна — не японцу Акебоно и жизнерадостному любителю футбола и радостей жизни Асасёрю. Но мой главный фаворит — мастер, который был великим не только на дохё, но и за его пределами. Он известен в истории как Таканохана. Великий сумотори!

Надеюсь, прочитав это, вы теперь другими глазами взглянете на сумо и понаблюдаете хотя бы за одним днем соревнований. Может быть, вам даже понравится. Автор: ID77

Присоединяйся! С нами не скучно:

Читайте также:  Японские рестораны или где подают самые распространенные и вкусные суши

Телеграм, Facebook, , ВКонтакте

Темы: дракауличная драка

Поединок

Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.

Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными. Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом. Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.

Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.

Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.

Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.

Поединок сумо

Общий выход на ринг

Каждый день соревнований начинается с поединков нижнего ранга, прежде чем настанет время матчей дзюре и маку-ути. Каждому раунду боев предшествует специальная процессия, называемая дохе-ири, когда рикиси стоят за пределами круга дохе, одев свои маваси (шелковые набедренные повязки), и выполняют альтернативную версию ритуала сико, упомянутого выше. Они хлопают в ладоши и потирают руки, чтобы убедиться, что боги смотрят, символически очищаясь, прежде чем покинуть ринг, махнув своим маваси, чтобы показать, что под ним нет никакого оружия.

Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.

Правила боя

Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:

  • хватание за волосы;
  • выдавливание глаз;
  • удары кулаками (шлепки открытыми ладонями допускаются);
  • удушение (хотя толчки открытыми ладонями в горло противника разрешены);
  • захват части маваси противника в области промежности.

Бой сумо

Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.

Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.

Основные правила единоборства

Согласно традициям сегодня этим видом боевого искусства занимаются исключительно мужчины. В поединке принимают участие два бойца. Перед каждым из них стоит одна задача: заставить противника коснуться поверхности ринга внутри выделенного круга или за его пределами любой частью тела. Касание волос тоже засчитывается. Исключение составляют лишь подошвы ступней. Соперники могут использовать до 82-х вариантов разрешенных приемов: пощечины и толчки, подсечки и подножки, броски и захваты, удары открытыми ладонями…Каждый сумоист обычно использует свою тактику. Одни делают ставку на сильные дистанционные толчки, другие – на борьбу в поясе и захваты.

Запрещенные приемы:

  • удары пальцами и ребром ладони;
  • кулачный бой;
  • атака в горло или пах;
  • дергание за волосы;
  • душение противника;
  • пинки ногами в живот.

Перед началом борьбы каждый боец касается кулаками земли, после чего выпрямляется и замирает, ожидая сигнала о начале атаки. В случае, если один из сумотори атакует, не дождавшись сигнала, он получает замечание, а процедура «старта» повторяется вновь. Сама схватка длится всего несколько десятков секунд. В роли проигравшего оказывается сумоист, вышедший за круг или коснувшийся любой частью тела поверхности помоста. Проигравшим может быть признан и тот, кто использовал во время атаки запрещенные приемы.

Сумоисты готовятся к поединку

Участие иностранцев и женщин

Хотя исторически в этом виде спорта доминировали японцы, в последнее время привычными участниками соревнований по сумо все больше становятся иностранцы. Рикиси, который одержал самые крупные победы в турнирах, – монгольский спортсмен по имени Хакухо Се (Мунхбатын Давааджаргал). В настоящее время иностранцы (из которых большая часть являются монголами) составляют около 5% от общего числа сумоистов.

В профессиональной борьбе сумо женщины участвовать не могут. Но этот запрет не распространяется на любителей. Центром женской борьбы сумо считается Бразилия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий