Период Кофун в истории Японского государства

Курганный период Кофун

Период древней Японской истории носит название Кофун. Само название Кофун означает «курган», их в большом количестве строили в период с III в. н. э. по VII в. н.э. В таких курганах были захоронены представители правящей верхушки – правители и родовая аристократия. Согласно общепринятой археологической типологии период Кофун соответствует железному веку.

Замечание 1

Отметим, что вторая половина периода Кофун носит название Ямато, что связано с формированием одноименного раннего японского родоплеменного государства.

Хронологические границы период Кофун

Если исходить из археологических критериев, то отсчет ведется с III в. н.э. когда и появились сооружения курганного типа. Такие курганы имели квадратную форму и их окружали рвом. В первых ранних курганах погребения осуществлялись в деревянных гробах и инвентарь погребальный почти полностью отсутствует.

Читайте также:  Как японский майор чуть было Вторую мировую не продлил

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Период Кофун в истории Японского государства 450 руб.
  • Реферат Период Кофун в истории Японского государства 270 руб.
  • Контрольная работа Период Кофун в истории Японского государства 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Но если исходить из социальных критериев, то началом периода следует считать IV в., когда древние жители этих мест стали возводить масштабные «царские курганы» Нара.

Верхней границей периода наиболее логично отнести к рубежу VI-VII вв. когда размеры курганов уменьшились, и не одни они определяли особенности этого периода. Есть мнение, что удобной датой верхней границы периода Кофун считается 592 г. когда стали возводиться дворцы правителей Ямато.

Типология японских курганов

Погребальные курганы, сооруженные древними жителями, свидетельствуют о наличии культа предков, что является типичным для подобного уровня развитии общества.

Скорее всего идея сооружать погребальные курганы была заимствована из Китая. Об этом говорят такие моменты как ориентация ранних курганов, направленных по оси север-юг, созданные насыпи с тремя ступенями-платформами, применение в погребальной камере специфических красителей. Ещё одним вариантом истоков появления курганов является Корея, откуда также могли быть заимствованы особенности погребального обряда.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Выделяются курганы «круглые» и «квадратные». Специфическим видом, появившимся именно в Японии, считают «квадратно-круглый» (дзэмпд кдэн фун). Вариантом такого кургана считают «квадратно-квадратный» (дзэмпд кбхд фун) (обобщенное название в англоязычной терминологии — keyhole InmuJi, т. е. «курган в виде замочной скважины»).

Впервые курганы типа «кофун» появились в конце III -начале IV вв., в районе, который прилегает к равнине Нара. Впоследствии такие курганы стали распространяться дальше, появляясь и в других районах Японии. Данный факт говорит о том, что в политическую и культурную орбиту раннего образования Ямато вовлекаются всё новые районы и земли.

Именно в провинции Нара культура Кофун получила наибольшее свое распространение. Именно здесь находятся 33 из 36 крупнейших курганов, имеющих периметр более 200 м и расположенных в современной префектуре Нара и в районе Осака.

Кофун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кофун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К ареалу культуры Кофан также относятся земли от севера острова Кюсю до острова Хонсю и расположенного на нем города Сэндай. Таким образом, по площади культура Кофан меньше, чем предшествующая ей культура Яёй.

Читайте также:  Цифра 4 в нумерологии: что означает, какие качества, мужчина, женщина, любовь и здоровье

В качестве погребального инвентаря использовали короны, по мнению исследователей, изготовленные в Корее, зеркала из бронзы, первоначально китайского, а потом и местного производства. Также в погребении найдено оружие, в большинстве случаев из железа, и частично из бронзы, орудия труда, бусы, а также имевшее некое ритуально значение пластины под названием магатама, которые были выполнены из полудрагоценных камней в форме запятой, а также браслеты из яшмы и нефрита.

На склоне кургана жители этих мест устанавливали изгородь из камней и делали скульптуры из глины, названные ханива, что буквально означает «глиняный круг». Такие скульптуры изображали дома, домашнюю утварь, музыкальные инструменты или же вообще посуду.

Ханива исполняли некую магическую функцию. Судя по всему, они должны были охранять могилы предков от непрошенных злых духов, способных потревожить усопших. Отмечается, что технологии изготовления ханива, и её особенные черты говорят о преемственности по отношению к керамике культуры Яёй.

Что касается идеи оформления погребальных сооружения глиняными скульптурами, то она, возможно возникла под влиянием китайских образцов. Самым же известным таким образцом была гробница китайского императора Цинь Шихуана.

Развитие курганного культурного комплекса Кофан сопровождалось вытеснением их области Центральной Японии культуры бронзовых колоколов дотаку. По имеющимся мифологическим данным из летописей это было связано с завоеваниями этой области племенами, которые пришли с севера острова Кюсю.

Согласно антропологическим исследованиям для периода Кофун было характерно переселенцев с Корейского полуострова, т. н. «человека Яёй, дошедшего вплоть до равнины Нара.

Замечание 2

Судя по всему, здесь имело место не завоевание, а медленное расселение и распространение «курганной культуры» при прямом участии переселенцев и их потомков.

LiveInternetLiveInternet

Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато вторая половина этого периода может носить название «период Ямато». В этот период началось распространение буддизма, сыгравшего в дальнейшем роль общегосударственной идеологии.

Период Кофун вобще в археологической типологии соответствует железному веку. Он получил свое название от масштабных погребальных сооружений (курганов-кофун), которые в большом количестве строились в Японии в III-VII вв. В них хоронили государей Ямато (самоназвание японского государства), которых в силу исторической традиции часто именуют «императорами», местных правителей и родовую знать.

В отличие от периодов Дзёмон и Яёй, исследование которых началось сравнительно недавно, первые попытки изучения таких заметных объектов, как курганы, были сделаны ещё в конце XVII века. К настоящему времени открыто более 10 тыс. курганов, однако раскопаны далеко не все из них. Это объясняется, во-первых, их большим количеством, и, во-вторых, нежеланием императорского дома открыть ученым доступ к считающимся захоронениями правящего рода самым большим курганам в районе равнины Нара из-за боязни «потревожить» души предков. На самом деле соотнесение определенного кургана с конкретным правителем было закреплено по политическим соображениям в период Мэйдзи, во второй половине XIX в., и в подавляющем большинстве случаев имеет гипотетический характер.

Первые сооружения курганного типа (функюбо) появились в III в. на севере Кюсю. Обычно они возводились на холме или возвышенности, имели квадратную форму и были окружены рвом. В ранних курганах захоронения осуществлялись в деревянных гробах при почти полном отсутствии погребального инвентаря. Поэтому, если исходить не из чисто археологических, а из социальных критериев, то началом периода Кофун правильнеё считать не III, а IV в., когда стали строиться огромные «царские» курганы на равнине Нара.

Хотя строительство курганов продолжалось и в VII в., их размеры тогда резко уменьшились, и уже не они одни определяли «лицо» эпохи. Поэтому верхнюю границу периода логичнеё отнести к рубежу VI-VII вв., а для удобства принять за неё 592 г., когда в долине р. Асука (центр Хонсю) начали возводиться дворцы правителей Ямато.

Погребальный ритуал

Мифологическо-летописный свод «Нихон секи» (720 г.) приводит следующую легенду, касающуюся происхождения ханива. В правление императора Суйнин (традиционно датируется 29 г. до н.э.-70 г. н.э.), когда умер его дядя, приближенные государя были похоронены живьём возле гробницы. В течение нескольких дней, пока они были ещё живы, они оглашали окрестности своими воплями. После смерти они стали добычей собак и ворон. Суйнин счёл этот древний обычай негуманным. Поэтому, когда через 5 лет скончалась его супруга, место предназначенных в жертву людей заняли их глиняные заменители — ханива.

Эта легенда, по всей вероятности, не имеет ничего общего с действительностью; во всяком случае, ей нет никаких археологических подтверждений.

Читайте также:  Кодавари: что такое японский перфекционизм и почему он доступен каждому

Процедура похорон в кургане включала в себя по крайней мере два ясно выраженных этапа:

1) Могари (временное захоронение).

После смерти правителя или же другого лица высокого статуса сооружалось специальное помещение (мо-гари-но мия — «временный погребальный дворец»), в которое помещались останки усопшего, которые могли находиться там весьма долго — до нескольких лет. В это время строилось постоянное место успокоения — курган, — а в могари-но мия проводились различные ритуалы, призванные умиротворить душу покойного и обеспечить переход магических потенций усопшего к его преемнику.

2) Постоянное захоронение в кургане.

Вместе с усилением китайского влияния и иерархическим упорядочением государственной жизни усилилась регламентация и единообразие погребального обряда. Начиная с VI в., умершему правителю, как и в Китае, стало присваивается посмертное имя (сначала — японского типа, а начиная с периода Хэйан — китайского). Одновременно стали использоваться гробы китайского образца, а проведение могари было запрещено (за исключением самого правителя и принцев крови).

Устройство Японских курганов

Сооружение курганов свидетельствует о развитом культе предков, типичном для этой стадии развития общества. Хотя идея строительства погребальных сооружений курганного типа была, возможно, заимствована из Китая (об этом свидетельствуют ориентация ранних курганов по оси север-юг, сооружение насыпи с тремя ступенями-платформами, употребление в погребальной камере специфических красителей) или Кореи, японские курганы имели характерные черты, отражавшие особенности местной культуры.

Термин «кофун» обозначает не просто «курган», а целую систему погребения, которая эволюционировала во времени. Имеются «круглые» и «квадратные» курганы, а также различные их модификации, но наиболее специфическим, «японским» типом кургана считается «квадратно-круглый» (дзэмпо коэн фун) или же — как его вариант — «квадратно-квадратный» (дзэмпо кохо фун — обобщенное название в англоязычной терминологии — «курган в виде замочной скважины»). Все наиболее масштабные курганы имеют именно такую форму, что, возможно, свидетельствует о её престижности.

Данный тип курганов впервые появился в районе, прилегающем к равнине Нара (т. н. район Кинай, включавший в себя провинции Ямато, Ямасиро, Кавати, Идзуми, Сэццу) в конце Ill-начале IV вв., а затем получил распространение и в других частях Японии, что говорит о вовлечении новых территорий в политическую и культурную орбиту Ямато.

Наибольшеё развитие культура Кофун получила на равнине Нара (33 из 36 крупнейших курганов с периметром более 200 м расположены в современной префектуре Нара и в районе Осака). К её ареалу можно отнести территорию от северной части о-ва Кюсю до современного города Сэндай на севере Хонсю. Курганы встречаются и далеё к северу, но число их невелико, размеры незначительны, а погребальный инвентарь беден. Таким образом, культура Кофун занимала ещё меньшую территорию, нежели Яёй.

Образованные каменными плитами погребальные камеры этого периода получили название татэана сэкисицу ( «каменная камера с вертикальным отверстием»), поскольку гроб загружался в них через отверстие сверху. Гробы выдалбливали из бревен японского кедра длиною от 4 до 8 м. С течением времени деревянные гробы были потеснены каменными; в конце периода использовались и керамические гробы. В некоторых погребениях гроб не помещали в камеру, а хоронили прямо на вершине холма.

Погребальный инвентарь включал в себя:

— короны (считается, что они изготовлялись в Корее),

— бронзовые зеркала (китайского, а впоследствии и местного производства),

— металлическое (в большинстве случаев железное, частично — бронзовое) оружие (кинжалы, мечи, алебарды, наконечники стрел),

— доспехи,

— колчаны,

— орудия труда (железные ножи, топоры, пилы, серпы, гарпуны, крючки),

— бусы,

— магатама (имевшие ритуальное назначение пластины в форме запятой, выполненные из полудрагоценных камней),

— браслеты из яшмы и нефрита.

В конце IV в. в погребениях стали появляться и яшмовые имитации кинжалов и топоров.

На склонах кургана возводилась изгородь из камней и устанавливались глиняные скульптуры — ханива (букв, «глиняный круг»), изображавшие дома, утварь, музыкальные инструменты (японскую «цитру» — кото, использовавшуюся при отправлении различных обрядов), людей, животных. Ханива могли быть выполнены и в виде сосудов.

Ханива выполняли магическую функцию — по всей вероятности, они были призваны охранять могилы предков от проникновения злых духов. Технология их изготовления, а также типологические черты говорят о непосредственной преёмственности ханива по отношению к керамике Яёй. Сама же идея оформления погребения с помощью глиняных фигур была, возможно, подсказана китайскими образцами, наиболее известным из которых является гробница Цинь Шихуана.

Производство ханива было массовым. Так, для уже упоминавшегося кургана Нинтоку их было изготовлено около 20 тыс. штук. В более скромных погребениях, достигавших 20 м в диаметре, находят до 200 экз. ханива.

Ханива-певцы Ханива-музыкант Ханива-воин

Эволюция японских курганов

В среднем Кофун, т.е. начиная приблизительно с V в., курганы начали строить уже на равнинах. Часто их окружали рвом (иногда двумя или тремя) с водой. В наиболее богатых захоронениях устраивали дополнительные курганы (байте), предназначенные для помещения туда погребального инвентаря.

Читайте также:  5 самых лучших вулканов в Японии: почему гора Фудзи оказалась на первом месте

В то время на территории Центральной Японии утвердился культ оружия. Бронзовые и железные мечи, доспехи, боевые кони стали одним из наиболее часто встречающихся компонентов погребального инвентаря, что было связано с частыми военными конфликтами между отдельными территориальными образованиями, всегда сопровождающими процесс становления государственности.

Так, в захоронении Арияма, приписываемом «императору» Одзин, было найдено более 3 тыс. металлических мечей и других образцов погребальной утвари. При этом возросло количество предметов, изготовленных на континенте: — золотые ушные украшения,

— керамика континентального типа суэ (имела пепельный цвет, изготовлялась на гончарном круге, обжиг проводился в гончарной печи) стали вытеснять каменную утварь местного происхождения и бронзовые зеркала. В районе равнины Нара стали исчезать и ханива. Появилась погребальная камера нового типа ( «каменная камера с боковым входом» — ёкоана сэкисицу), обеспечивающая доступ туда через боковой вход. Это позволяло совершать захоронения в таком типе погребального сооружения несколько раз, что и делалось в позднекурганном периоде. В позднем Кофун, т. е. в VI-VII вв., курганы уменьшились в размерах, но их количество возросло, поскольку они стали использоваться более широким кругом правящей элиты. Появились целые курганные «кладбища» — некоторые холмы были буквально покрыты «круглыми курганами» коридорного типа, имеющими в диаметре около 15м. Присутствие в крупных скоплениях погребений курганов разных форм и размеров, отличавшихся по составу погребального инвентаря, свидетельствует о далеко зашедшем процессе социальной и имущественной дифференциации.

Погребальный инвентарь включал в себя разнообразные предметы ежедневного обихода, отражавших различия в социальном положение и профессиональных занятиях (мечи, кузнечные принадлежности). Кроме того, обнаружены украшения и керамические сосуды как континентального (суэ), так и местного (хадзи — бытовые сосуды, изготовленные без применения гончарного круга) типа с остатками пищи, предназначавшиеся, по всей вероятности, для обеспечения существования покойного в ином мире.

В конструкции и оформлении курганов имелись заметные региональные различия. Так, на севере Кюсю ханива были вытеснены фигурами из местного туфа, а стены камеры украшались росписью. В Восточной Японии продолжалось производство ханива, к тому времени почти прекратившееся в Центральной Японии. Именно там выразительность и разнообразие ханива достигли наибольшего расцвета.

Самым известным погребением с росписью считается курган Такамацудзука (префектура Нара), датируемый VII в. Его диаметр составляет 18 м, высота — 5м. Росписи Такамацудзука имеют прямые параллели с росписями корейских курганов. На потолке погребальной камеры изображено звёздное небо. На восточной стене помещёно изображение солнца и синего дракона, окруженными четырьмя мужскими фигурами с одной стороны и четырьмя женскими — с другой. Западную стену украшают луна и белый тигр, также окруженные восемью фигурами мужчин и женщин. На северной стене изображен гибрид змеи с черепахой. Роспись южной стороны, видимо, должна была изображать птицу Феникс (яп. судзаку, кит. чжуняо — «красный сокол») — одного из представителей животно-мифологического мира, соотносимого в китайской традиции со сторонами света. Погребальный инвентарь этого кургана был почти полностью разграблен.

Несмотря на региональные отличия в типах курганов и содержащейся в них погребальной утвари, принципиальное единообразие погребальных сооружений на значительной территории свидетельствует о быстроте распространения культурной информации по всей территории государства Ямато. Механизмы её передачи на данный момент не вполне ясны. Ключ к ответу на этот вопрос следует, видимо, искать в высокой плотности населения, условиях расселения, готовности населения к усвоению новой информации, в особенностях властных отношений.

Образование курганного культурного комплекса сопровождалось вытеснением из Центральной Японии культуры бронзовых колоколов дотаку. Существует основанное на данных мифологическо-летописных сводов традиционное мнение, что это произошло в результате завоевания этого района племенами, пришедшими с севера Кюсю. Антропологические исследования последнего времени показали, что для периода Кофун действительно характерно распространение «человека Яёй „ (т. е. переселенцев с Корейского п-ова и их потомков) вплоть до равнины Нара. Правда, в связи с этим вряд ли можно говорить о „завоевании“ как о военном походе: скорее, имело место довольно медленное и постепенное продвижение. Однако, в любом случае, распространение „курганной культуры“ происходило при прямом участии переселенцев и их потомков.

Развитие хозяйства

В период Кофун климат Японских о-вов претерпел неблагоприятные изменения. Возросло количество осадков и произошло некоторое похолодание, что отодвинуло к югу ареал распространения заливного рисоводства и вынудило общество адаптироваться к несколько ухудшившимся условиям земледелия за счет ведения более интенсивного и эффективного хозяйства.

Развитие проходило по двум основным направлениям:

Во-первых, стали широко применяться металлические орудия труда, которые стали вытеснять деревянные. В значительной степени это было достигнуто за счет импорта из Китая и Кореи железных слитков, которые, похоже, использовались также в качестве денежного эквивалента.

Во-вторых, началось массовое строительство ирригационных сооружений, что потребовало кооперации не только на деревенском, но и на региональном уровне и, соответственно, привело к возникновению более сложной общественной организации и структур управления. В результате значительно увеличилась площадь обрабатываемой земли, возросло количество населения, которое могло прокормиться с неё, усилилась централизация общественной жизни. Свидетельством высокой концентрации власти и ресурсов являются хранилища, найденные в Хоэндзака (неподалеку от Осака): там могло храниться около 4,5 тыс. т. риса.

Сооружение погребальных курганов открыло не слишком продолжительную в истории Японии эпоху своеобразной гигантомании, когда нарождавшаяся государственность пыталась утвердить себя при помощи возведения огромных сооружений, для чего местные вожди (и прежде всего правящий род) проводили мобилизации населения, оказавшегося к тому времени под их контролем. Этот период увлечения грандиозными проектами (в частности, государственным строительством огромных буддийских храмов) постепенно завершился с перенесением столицы в Хэйан в 794 г.

Стройки периода Кофун действительно могут поразить воображение. Самые большие из ныне известных курганов имеют более 200 м в диаметре, а периметр погребального сооружения „императора Нинтоку“ составляет 486 м. Расчёты показывают, что для возведения последнего были проделаны земляные работы общим объемом 1405866 куб. м. Для перевозки такого объёма грунта требуется 562347 ездок 5-тонного грузовика. Если допустить, что переноска земли осуществлялась на расстояние 250 м, и один человек был в состоянии перенести 1 куб. м грунта за день, то для выполнения этого объёма работ потребовалось бы около 1406000 человеко-дней. Другими словами, если ежедневно на постройке кургана трудилась 1 тыс. чел., его сооружение заняло бы приблизительно 4 года.

Вдобавок, на поверхности курганов часто устраивали насыпь из мелких камней и гальки, а само погребальное сооружение окружали рвом с водой (вокруг „кургана Нинтоку“ таких рвов было выкопано три). Археологический эксперимент, проведенный при реконструкции кургана Госикидзука (периметр — 194 м, построен, на рубеже IV-V вв., расположен в современном г. Кобэ), показал, что там для сооружения такой насыпи понадобилось 2233500 камней общим весом в 2784 т.

Поселения периода Кофун

В период Яёй все люди из одной общины жили на одной территории, окруженной рвом с водой. В курганный период, однако, выделились „управляющие“, которые устраивали отдельно стоявшие от основного поселения обнесенные изгородью усадьбы — точно так же, как и курганы, вынесенные за пределы кладбищ для простолюдинов. Жилища последних также подразделялись на несколько типов по размеру и конструкции (наземные, полуземлянки), которым, по всей вероятности, соответствовали и разные типы захоронений (могилы различной площади и с разным похоронным инвентарем).

Площадь поселений периода Кофун значительно увеличилась. Так, одно из наиболее крупных поселений времени Яёй Карако-Каги занимало 22 тыс. кв. м, а площадь поселения курганной эпохи Макимуку, расположенного на территории той же префектуры Нара, достигла 1 кв. км.

Раскопки, проводимые в районе Осака-Нара-Киото, демонстрируют наличие там развитого и высокоспециализированного типа хозяйства: поселений земледельцев, гончаров, рыбаков, солеваров, кузнецов. Это, в свою очередь, предполагает наличие развитых торговых связей. Так, упомянутое поселение Макимуку, по всей вероятности, стояло на пересечении торговых путей, о чем свидетельствует большое количество керамики, завезенной из других регионов (около 15%).

Сведения о стране Яматай

Китайская династическая хроника „Вэй Яматай чжи“, охватывающая период 220-265 гг., несмотря на краткость её сообщения о „людях Ва“ (японцах), дает весьма красочное (хотя, видимо, и не всегда достоверное) описание ситуации и нравов на архипелаге в то время. Так, в ней говорится, что „люди Ва“ живут на отличающихся теплым климатом гористых островах, где они занимаются возделыванием риса, конопли и тутового дерева, а также используют железные орудия, хотя и не в большом количестве. В „земле Ва“ насчитывается более 30 «стран“, в которых «люди высокие» имеют по 4-5 жен, люди более низкого положения — 2-3; одни люди считаются подданными других. В этих «странах» собираются налоги, а также устроены «рынки», где производится обмен товарами под надзором властей. Особо выделяется одна из этих «стран» — Яматай, — которая главенствует над остальными и даже имеет там своих наместников, дабы держать их «в страхе и ужасе».

Данные о политической истории Ва, сообщаемые «Вэй-чжи», гласят, что после периода длительных войн между государствами, Управлявшихся мужчинами, престол заняла девственница по имени Химико (Пимико), которая обладала магическими способностями и не показывалась людям на глаза. У неё был младший брат, который выступал в качестве медиума, помогая ей тем самым в делах управления. В 248 г. Химико умерла и была похоронена в огромном кургане.

Местоположение государства Яматай и соотнесение правительницы Химико с историческими фигурами, упоминаемыми в японских летописных источниках более позднего времени, остается предметом постоянной научной и околонаучной дискуссии. И если единственным приемлемым кандидатом «на роль» Химико является Дзингу (поскольку японские письменные источники сообщают только об одной женщине-правительнице), то с локализацией Яматай дело обстоит сложнее. В разное время историки помещали его то на севере Кюсю, то на равнине Нара. В настоящеё время более признана вторая точка зрения, поскольку к III в., как свидетельствуют археологические данные, север Кюсю в определенной мере утратил свою роль технологического и культурного донора, и распространение «кругло-квадратных» курганов шло именно из района Кинай в направлении Кюсю, а не наоборот.

Тем не менее, север Кюсю продолжал играть значительную роль в культурной, хозяйственной и политической жизни благодаря частым контактам с материковой цивилизацией, высокому культурно-технологическому уровню населения, наличию там месторождений железосодержащего песка.

Курган кофун

Основная статья: Кофун (захоронение)

Курган Дайсэнрё (вид с воздуха), могила императора Нинтоку, начало V века.

Период кофун называется так благодаря культуре курганов кофун (古墳 — «старый курган»), которая была распространена в Японии в течение пяти столетий. Существует несколько типов этих курганов. Самые простые и старые — это земельные насыпи в форме круга или четырехугольника. Существуют также типы, которые объединяют две простых формы: «круг-круг» (курган напоминает в плане восьмерку), «четырехугольник-четырехугольник» (前方後方墳 — дзэмпо кохо-фун; курган, похожий на трапециевидный шестиугольник) и « четырехугольник-круг» (前方後円墳 — дзэмпо коэн-фун; курган, напоминающий замочную скважину). Последний тип кургана считается классическим кофун и является распространенным на большей части Японского архипелага. Курганы кофун достигают 400 м в длину. Они состоят из каменной или деревянной гробницы, размещенной вертикально (縦穴 — татэана) или горизонтально (横穴 — ёкоана). Некоторые курганы были окружены рвом.

Примечания

  1. Суровень Д.А. Корейский поход Окинага-тараси-химэ (правительницы Дзингу)[cdn.scipeople.com/materials/12513/%D0%9A%D1%8D%D0%B9%D0%BA%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4.pdf]
  2. Суровень Д.А. Период регентства Окинага-тараси-химэ (правительницы Дзингу)[cdn.scipeople.com/materials/12513/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8-%D1%85%D0%B8%D0%BC%D1%8D.pdf]
  3. [cdn.scipeople.com/materials/12513/Homuda.pdf Суровень Д.А. Развитие Японии в конце IV — начале V веков]
  4. Суровень Д.А. Китайско-корейские переселенцы аябито в Японии начала V века [elibrary.ru/download/17887856.pdf]
  5. Суровень Д.А. Влияние китайско-корейских переселенцев аябито на государственность и культуру Ямато V в.[elibrary.ru/download/31954476.pdf]
  6. Суровень Д. А. [elar.usu.ru/handle/1234.56789/3646 К вопросу о сущности варварского общества и государства на примере Древней Японии (конец III-V в.)] // Исседон: альманах по древней истории и культуре. — Екатеринбург : Изд-во Гуманит. ун-та, 2002. — Т. 1. — С. 104-132; [cdn.scipeople.com/materials/12513/%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%B0%20_%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA_.pdf Суровень Д.А. Правовое положение населения в древней Японии] // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: сб. науч. ст. / Отв. ред. В.В. Захаров. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. Вып. 3. С.133-155; [cdn.scipeople.com/materials/12513/%D0%98%D0%93%D0%9F%20%E2%84%967%20_2011_.pdf Суровень Д.А. Правосубъектность в древней Японии // История государства и права. №7 / 2011. С.15-19.]; Суровень Д.А. Правовой статус лиц без гражданства в древнеяпонском праве: сэйкō в I–III веках // Право. Законодательство. Личность. 2012, № 1 (14). С. 14-22 [mynippon.ru/uploads/article/0be729b30ca04194d742248d08b3f6c8d192dc4e.pdf] (Проверено 29 августа 2011)

Период Кофун на Викискладе

Государство Ямато

Основная статья: Ямато (государство

)

Ямато было воинственным политическим образованием . В «Анналах Японии» (日本書記, 720) упоминается деятельность легендарного принца Ямато-такэру, который в IV столетии разрушил государства Киби и Идзумо. Описываются также его походы на племена кумасо (современная префектура Кумамото)], а также непокорных в Восточном Хонсю (вероятно прото-айнов). В VI столетии Ямато распространило свою власть на подобные ей государства на островах Хонсю и Кюсю, создав федеративный союз. Яматосцы смогли также завоевать земли на юге Корейского полуострова — страну Мимана]. Активное вмешательство в дела корейских государств оказывало содействие миграционным процессам между полуостровом и архипелагом. Это, в свою очередь, ускоряло импорт достижений континентальной цивилизации в сфере строительства государства].].]

.

Аналогии с японским обществом VIII столетия приводят к выводу, что Ямато состояло из нескольких значительных родовых групп — удзи (氏, в западной историографии переводится как клан). Главы этих кланов, удзи-но ками (氏上) подчинялись военному предводителю — государю, носившему титул о-кими (大王), который также был главным жрецом страны (с VII столетия он станет называться тэнно 天皇 — «император»

).

В обществе Ямато социальная структура обладала сословно-классовым делением, характерным для всех древних рабовладельческих обществ (в современном его понимании: то есть три класса и три сословия)]

:

  • сословие полноправных свободных: ō-бито — общинная знать (класс эксплуататоров)
  • удзи-бито – рядовые общинники (класс мелких неэксплуатируемых производителей)
  • класс эксплуатируемых производителей:
      бэмин — чужаки (сословие неполноправных свободных)
  • яцўко/ нухи — рабы (сословие несвободных)
  • Период Хэйсэй
    Хэйсэй (平成) — период правления императора Акихито.

    7 января 1989 125-м императором Японии стал 55-летний Акихито (родился 23 декабря 1933), старший сын умершего императора Сёва. По традиционному японскому летосчислению началась новая эра, получившая официальное название Хэйсэй («Установление мира»).

    23456789101112Григорианский календарь198919901991199219931994199519961997199819992000Хэйсэй131415161718192021222324Григорианский календарь200120022003200420052006200720082009201020112012

    Нара (город)

    Нара ( 奈良市)

    — центральный город Японии, административный центр префектуры Нара, знаменит своей историей. Со старых времён в городе остались многочисленные храмы, кумирни и сооружения.

    Площадь города составляет 276,84 км², население — 365 205 человек (1 июня 2010), плотность населения — 1319,19 чел./км². Он протянулся на 22 км с севера на юг и на 34 км с востока на запад.

    Нара была столицей Японии в период Нара с 710 по 784 годы. Город был построен по образцу китайской столицы Чанъань (период Тан).

    Достопримечательности

    Читайте также:  Новая услуга — создание электронного оттиска печати!

    В Наре имеется большое количество старых храмов, которые привлекают туристов и паломников из Японии и со всего мира. Считается, что первый мифический император Японии Дзимму спустился с небес и прибыл в Нару верхом на олене. Священные олени в Наре рассматриваются как потомки того оленя. Сейчас вокруг храмов и в парках ходят олени, которых кормят туристы, а корм для них продаётся повсюду.

    Буддийские храмы:

    • Акисино-дэр ( 秋篠寺)
    • Тодай-дзи ( 東大寺) и павильоны Нигацу-до, Сангацу-до — школа кэгон-сю
    • Кофуку-дзи ( 興福寺) — школа хоссо-сю, представляет также школу куся-сю
    • Якуси-дзи ( 薬師寺) — школа хоссо-сю
    • Тосёдай-дзи ( 唐招提寺)- школа риссю
    • Ганго-дзи ( 元興寺) — подчинён Тодай-дзи школы кэгон-сю, ранее принадлежал школам санрон-сю, хоссо-сю и куся-сю
    • Сайдай-дзи ( 西大寺) — школа сингон-сю

    Синтоистские кумирни:

    • Касуга-тайся ( 春日大社)

    Другие достопримечательности:

    • Национальный музей Нары
    • Императорский Дворец Хэйдзё (平城宮跡)
    • Сёсо-ин (正倉院) — хранилище императорских драгоценностей
    • Нара-мати
    • Парк Нары (奈良公園)
    • Пруд Сарусава
    • Гора Вакакуса ( 若草山)

    Наряду с Киото (столица Японии с 794 года по 1868 год) Нара является излюбленным городом для выпускных путешествий начальных и младших классов. Исторические памятники Нары занесены в список Всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО.
    Период Кофун

    Период Кофу́н ( 古墳時代 )

    — эпоха в истории Японии (250 (300) — 538). Первый подпериод эпохи Ямато. Другой русскоязычный вариант названия — период курганов (. кофун — курган). Особенность эпохи — распространение культуры курганов и появление в районе Ямато (совр. префектура Нара) одноименного японского государства.

    Курган кофун

    Период кофун называется так благодаря культуре курганов кофун (古墳 — «старый курган»), которая была распространена в Японии в течение пяти столетий. Существует несколько типов этих курганов. Самые простые и старые — это земельные насыпи в форме круга или четырехугольника. Существуют также типы, которые объединяют две простых формы: «круг-круг» (курган напоминает в плане восьмерку), «четырехугольник-четырехугольник» (前方後方墳 — дзэмпо кохо-фун; курган похожий на трапецевидный шестиугольник) и « четырехугольник-круг» (前方後円墳 — дзэмпо коэн-фун; курган напоминающий на замочную скважину). Последний тип кургана считается классическим кофун и является распространенным на большей части Японского архипелага. Курганы кофун достигают 400 м в длину. Они состоят из каменной или деревянной гробницы, размещенной вертикально (縦穴 — татэана) или горизонтально (横穴 — ёкоана). Некоторые курганы были окружены рвом.

    Кофун (захоронение)

    Кофун (古墳)

    — древний могильный курган в Японии. Японский кофун ведёт своё происхождение от древних захоронений Китая. Название кофун носят также мегалитические захоронения, например Исибутай-кофун. В узком же смысле кофун — это захоронение частично вытянутой формы, распространённое в Японии между 2-й половиной III века до н. э. и первой половиной VII века н. э. От этого термина происходит название периода Кофун (300—538 гг.), являющегося частью периода Ямато в истории Японии. Как уже было указано, прообраз японских кофун возник в Древнем Китае. Подобные гробницы встречаются также в Корее. К концу марта 2001 года в Японии было обнаружено 161.560 гробниц кофун, причём наибольшее число из них — в префектурах Хёго, Тиба, Тоттори, Фукуока и Киото.

    Могильные холмы у кофун могут быть различной формы. Самые древние из них — полукруглые, встречаются также прямоугольные и квадратные; наиболее распространённые — в виде отверстия для ключа. В последних могильная камера находится в круглом «отверстии» ключа, расширяющаяся «бородка» ориентирована на юг или восток. Курганы поделены отрезками, так называемыми «ступенями», уходящими от основания кофун к вершине холма. Кофун в 1-2 ступени принадлежал обычно представителям местной аристократии, начиная от 3-х ступеней возводились уже императорские кофун. Гробница императора Нинтоку имеет 7 ступеней.

    Императорские кофун остаются и по сегодняшний день неисследованными, так как в Японии они рассматриваются не как памятники культуры, а как частные захоронения. Незначительные по объёму научные работы разрешается проводить лишь при реставрационных работах.

    Государство Ямато

    Ямато (大和, «великая гармония, мир»)

    — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато региона Кинки в III—IV веках. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII века, пока не было переименовано в 670 году в Ниппон «Японию».

    Ямато было воинственным политическим образованием . В «Анналах Японии» (日本書記, 720) упоминается деятельность легендарного принца Ямато-такэру, который в IV столетии разрушил государства Киби и Идзумо. Описываются также его походы на племена кумасо (современная префектура Кумамото), а также непокорных в Восточном Хонсю (вероятно прото-айнов). В VI столетии Ямато распространило свою власть на подобные ей государства на островах Хонсю и Кюсю, создав федеративный союз. Яматосцы смогли также завоевать земли на юге Корейского полуострова — страну Мимана. Активное вмешательство в дела корейских государств оказывало содействие миграционным процессам между полуостровом и архипелагом. Это, в свою очередь, ускоряло импорт достижений континентальной цивилизации в сфере строительства государства.

    Аналогии с японским обществом VIII столетия приводят к выводу, что Ямато состояло из нескольких значительных родовых групп — удзи (氏, в западной историографии переводится как клан). Главы этих кланов, удзи-но ками (氏上) подчинялись военному предводителю — государю, носившему титул о-кими (大王), который также был главным жрецом страны (с VII столетия он станет называться тэнно 天皇 — «император»).

    Происхождение

    Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет синхронных исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII века. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Последние ассоциируют возникновение и утверждение власти яматоских государей на Японских островах с распространением культуры курганов яматоского типа в период Кофун на большей части архипелага. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов.

    Название

    Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато», но достоверно неизвестно. Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком 倭 («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V—VI веков такое написание было заменено на более изысканное 大和 («великая гармония»). Наконец в 670 году официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Ниппон» (日本, «основа солнца»).

    Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии» в первую очередь в частной переписке или религиозных обрядах синто. Для большинства жителей Японских островов «Ямато» потеряло пренебрежительный оттенок древности, который придали ему китайцы. Оно стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий