- Содержание
- Общая характеристика
- Томо Сукесада (Tomo Sukesada)
- Боевые искусства ниндзя
- Победа или смерть
- Костюм и доспехи ниндзя
- Metal Gear Rising: Revengeance
- Снаряжение ниндзя
- Nioh
- Оружие ниндзя
- Холодное оружие
- Макибиси
- Сюрикэн
- Кусаригама
- Использование ядов
- Огнестрельное оружие
- Зловещие убийцы
- Ниндзя в современной культуре
- For Honor
- Примечания
Ниндзя в изображении знаменитого Хокусая
Ни́ндзя
(яп. 忍者 — скрывающийся; тот, кто прячется < 忍ぶ «синобу» — скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить + 者 «моно» — суффикс для людей и профессий) другое название синоби-но-моно (忍びの者, кратко — синоби 忍び) — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии.
Содержание
- 1 Общая характеристика
- 2 Кланы и школы ниндзя
- 3 Боевые искусства ниндзя
- 4 Костюм и доспехи ниндзя
- 5 Снаряжение ниндзя
- 6 Оружие ниндзя 6.1 Холодное оружие
- 6.2 Макибиси
- 6.3 Сюрикэн
- 6.4 Кусаригама
- 6.5 Использование ядов
- 6.6 Огнестрельное оружие
Общая характеристика
Согласно легендам, ниндзя были отважными тренированными людьми, прошедшими ещё с детства подготовку в очень сложном искусстве ниндзюцу, которое включало в себя очень много умений. Ниндзя должен был прежде всего добывать нужную информацию, а также владеть любым предметом, как оружием (основа — обучение владению оружием и принцип подобия использования), обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, дыша через соломинку, лазать по скалам, ориентироваться на местности, тренировать слух, зрительную память, лучше видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое.
Инициация проводилась, как и в самурайских семьях, в 15 лет. Тогда юноши и девушки переходили к изучению дзэн-буддизма и сянь-даосизма. Есть предположение, что своим происхождением ниндзя связаны с ямабуси.
Читайте также: Групповой Гранд Тур в Японию “Миядзима-Курасики-Химедзи-Киото”. Март 2020.Группа 3.
Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Более того — они были «хинин» — вне структуры общества, не имели своего признанного места в нём, а могли занимать любое, хотя своё место было даже у крестьянина, торговца. Древние ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их — лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кога. Иногда кланы ниндзя пополнялись самураями, потерявшими своих покровителей (так называемыми ронинами
). Само применение термина «клан» неверно, поскольку он предполагает обязательное существование родственных уз, что было далеко не всегда. К XVII в. насчитывалось 70 кланов ниндзя. Самыми могущественными были школы Ига-рю и Кока-рю. Формирование сословия ниндзя шло параллельно со становлением сословия самураев, но так как последние в силу своей власти стали господствующим классом, то ниндзя заняли место разветвлённой шпионской сети. Более того — «нин» (иное прочтение «шиноби») значит «тайный», они не могли действовать явной силой. Сама природа ниндзюцу этого не позволяла. Однако «демоны ночи», как их называли, наводили ужас на самураев и князей. В то же время ниндзя практически никогда не убивали крестьян, так как те могли им всегда помочь. Кроме того, убийство не было основным профилем ниндзя. Их призвание было — шпионаж и диверсии. Личина торговца, циркового акробата, крестьянина — все они помогали скрытно передвигаться по стране, а другие такие же люди создавали массовку, позволяя оставаться скрытыми, будучи на виду.
Ниндзя выходят на историческую арену в X в., их расцвет приходится на 1460—1600 гг., эпоху воюющих провинций и объединения Японии; очень широко используются Токугава Иэясу при противостоянии с претендентом на пост военного правителя Тоётоми Хидэёри и его матерью Асаи Ёдогими, которое длилось около 15 лет. В 1603 г. первый сёгун Токугава, вполне логично рассудив, что организация ниндзя может быть использована против него недовольными исходом войны даймё, спровоцировал два крупнейших клана ниндзя, Кога и Ига, на противостояние. В результате к 1604 г. от общества ниндзя остались немногие, которые впоследствии присягнули на верность лично сёгуну. Кроме того, в связи с прекращением феодальных войн и установлением внутреннего мира с сёгунатом Токугава ниндзя пропадают с политической арены за отсутствием спроса.
Женщины ниндзя тоже существовали, их звали куноити.
Томо Сукесада (Tomo Sukesada)
0
Томо Сукесада был джонином (jonin) (мастером ниндзя) Кога (Koga), а также главой традиции школы Томо-рю (Tomo Ryu). В 1562 году Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu), работавший на Ода Нобунагу, уничтожал остатки рода Имагава (Imagawa) после их поражения в Битве при Окэхадзаме (Battle of Okehazama), случившейся двумя годами ранее. Не желавшие сдаваться без боя представители рода Имагава под командованием генерала Имагава по имени Удоно Нагамочи (Udono Nagamochi) окопались в замке Каминогоу (Kaminogou), расположенном в исключительно стратегически благоприятном месте, над обрывом. Взятие замка представлялось довольно сложным для Токугава Иэясу, особенно исходя из того, что Имагава взяли в заложники несколько членов его семьи. Поэтому, Иэясу нанял 80 ниндзя школы Кога, во главе с Сукесада для того, чтобы прокрасться в замок к Имагава. Работая вместе с Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo), Сукесада и 80 ведомых им ниндзя Кога прокрались в замок, подожгли башни и убили 200 человек, составлявших гарнизон, включая генерала. Это событие детально описано в фудоках о провинции Микава (Mikawa Go Fudoki).
Боевые искусства ниндзя
По мнению историка-япониста Алексея Горбылева, отдельной оригинальной системы рукопашного боя и боя с различными видами оружия у ниндзя не существовало, а ниндзя изучали и адаптировали под свои нужды уже имевшиеся в Японии стили боевых искусств. Кланы ниндзя для рукопашного боя использовали старую форму дзю-дзюцу, а для боя с оружием — соответствующие стили будо (Кэндзюцу, Бодзюцу, Содзюцу, Сюрикэн-дзюцу и пр.). Вместе с тем, Горбылев предполагает следующие отличия синоби бу-дзюцу
от самурайских стилей боевых искусств, обусловленные тактикой действия ниндзя:
- Упор на ведение боя в малых помещениях и ограниченных пространствах (кустарники, бамбуковые чащи, узкие коридоры, традиционные японские комнаты с низким потолком и пр.). Ведение боя в малом помещении (как с оружием, так и без него) накладывает определенные ограничения на используемую технику: нет места для размашистых ударов и длинного оружия, поэтому им на смену приходят короткие удары, уколы в фехтовании и малогабаритные укороченные типы оружия (например, ниндзя использовали более короткие по сравнению с самурайскими мечи — ниндзято).
- Предпочтение внезапным нападениям из скрытого положения (из засады, сзади, ночью и пр.)
- Упор на приёмы ошеломления противника, чтобы в случае раскрытия разведчика выиграть время для бегства[1].
Ни одна из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведёт происхождение от средневековых ниндзя.
При бегстве применялись два приёма рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине[2].
По мнению Горбылёва, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьёзные тренировки в рукопашном бое влекут за собой специфические изменения во внешнем облике, тем самым демаскируя ниндзя. Поэтому по мнению Горбылева ниндзя делали акцент на приёмах внезапного нападения с близкой дистанции с использованием малогабаритного скрытого оружия вместо глубокого изучения боевых искусств и ведения традиционного открытого поединка[3].
По мнению востоковеда А. А. Маслова, традиционные средневековые ниндзя в рукопашном бою применяли заломы рук, броски и нажатия на болевые точки, а современные школы ниндзюцу используют преимущественно технику каратэ[4].
Победа или смерть
Это голливудский миф. Нет вообще никаких доказательств того, что провал миссии стоил шиноби жизни. Какой в этом смысл? Профессиональные наемники предпочитали романтике рациональность: лучше отступить и нанести удар снова, чем торжественно воткнуть меч себе в горло безо всякого положительного результата.
Костюм и доспехи ниндзя
По мнению историка-япониста А. М. Горбылёва, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. Именно такие оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания[1]. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой.
Чёрный костюм, приписываемый ниндзя, родом из кукольного театра бунраку. Кукольник находится прямо на сцене, в чёрном одеянии, а зрители его «не видят» — поэтому, когда в театре кабуки кого-то убивает «человек-невидимка», убийцу одевали в костюм кукольника.
Читайте также: Японские интерьерные куклы «нихон-нингё»
Полных доспехов ниндзя не носили, отдавая предпочтение простому полусферическому шлему и скрытым пластинам в тех местах, куда обычно целился враг.
Metal Gear Rising: Revengeance
Metal Gear Rising: Revengeance
Нет, технически Райден – не ниндзя, по крайней мере, в прямом смысле этого слова. Но он все равно ниндзя. Правильней сказать, что он ниндзя-киборг, что делает его только круче. Metal Gear Rising: Revengeance разрабатывалась Platinum Games, поэтому не было никаких сомнений в том, что игра станет потрясающим экшеном, и в итоге ожидания оправдались.
В игре был тот самый претенциозный и стильный бой, что мы всегда ожидаем увидеть у Platinum Games, а супермощные способности ниндзя-киборга Райдена были совершенны. Мы очень хотим сиквел…надежда ведь умирает последней, верно?
Снаряжение ниндзя
В снаряжение ниндзя входили рокугу (6 обязательных предметов): амигаса (плетеная шляпа), кагинава («кошка»), сэкихицу (грифель) или ядатэ (чернильница с пеналом для кисти), якухин (медикаменты), цукэдакэ или утидакэ (контейнер для переноски тлеющих углей), сандзяку-тэнугуи (полотенце)[1].
Большинство из этих предметов — стандартное снаряжение лесорубов, крестьян, солдат. Японцы (как, впрочем, и европейцы) пользовались огнивом, но в условиях диверсионной операции всё-таки проще иметь что-то горящее, а не высекать огнивом искру. Эта же труба с углями служила ручной грелкой (по сравнению с Западной Европой климат Японии отнюдь не тёплый). Шпионам требовалось делать записки, рисовать карты и ставить метки — поэтому обязательны приспособления для письма.
Остальное снаряжение зависело от ситуации. Это лестницы и крючья для залезания на стены, отмычки для вскрывания замков, компактные, но эффективные плавсредства, и так далее.
Nioh
Жизнь — страдание.Не поможет лучший лутРукам корявым.
Nioh — настоящее воплощение двойственности. Игра невероятным способом переплетает, казалось бы, полностью противоположные вещи. Её сюжет посвящён феодальной Японии, но главным героем при этом выступает ирландец. Она основана на реальных событиях, среди её персонажей можно найти множество исторических личностей — но в то же время это чистокровное фэнтези. Даже фундамент сюжета здесь состоит сразу из двух частей: сценария японского режиссера Акиры Куросавы и книги американского писателя Джеймса Клавелла.
Игра рассказывает историю Уильяма — ирландского моряка, который отправился в Японию, чтобы вернуть своего духа-хранителя. В чужой стране он выучился самурайскому искусству, столкнулся с многочисленными демонами из местного фольклора, а также поучаствовал в становлении сёгуната Токугава.
С геймплейной точки зрения Nioh представляет собой классический souls-like экшен — в основе боя лежат своевременные увороты и контратаки, а после смерти герой теряет весь неистраченный опыт. Характерной чертой игры стали стойки, влияющие на силу ударов и их скорость, а также обширная Diablo-подобная система лута, позволяющая немного нивелировать сложность боёв с помощью новых элементов снаряжения. Кроме самурайских приёмов, пользователи могут изучить ниндзюцу и магию оммёдо.
Смотреть
Оружие ниндзя
Иероглифы «ниндзя»
Поскольку ниндзя часто приходилось сталкиваться с необходимостью убивать, ими был разработан целый ряд оружейных средств и способов бесшумного и незаметного убийства. Помимо обычных для средневековой Японии видов оружия, таких как меч или стрелковый лук, ниндзя использовали весьма специфические виды оружия. Специфическое оружие ниндзя пряталось в одежде, было малозаметным или маскировалось под безобидные предметы, поэтому имело малые габариты: носимое на пальце кольцо с шипами, различные виды ручных кистеней, палочки с заостренными концами, которые выдавались за палочки для массажа или даже еды, спрятанные в трости клинки и прочее[5].
Холодное оружие
Ниндзя, вынужденные воевать в зарослях и помещениях, предпочитали короткие мечи. Традиционный меч (ниндзя-то) редко превышал 60 см. К ножнам привязывали несколько метров верёвки: меч мог стать подвесной скамейкой или ступенькой, которую потом затаскивали наверх. Если нужно кого-то связать, от этой верёвки отрезали кусок. Ножны были длиннее меча и заодно служили футляром для мелкого снаряжения.
Носили меч обычным способом, на левом боку, иногда (для кувырков или переползаний) сдвигая за спину или на живот.
Макибиси
Макибиси — шипы, использовались для остановки лошадей и пеших войск.
Читайте также: Великое землетрясение Канто: 90% погибших приходилось на Токио и Йокогаму
Сюрикэн
Сякэн
(яп. 車剣, меч-колесо) — метательное оружие в виде металлической звезды с лезвиями или шипами вместо «лучей», которое наиболее часто ассоциируется с ниндзя. Также известен вариант названия «сюрикэн» и разговорное «звёздочка».
Кусаригама
Кусаригама
— серп или коса с цепью на конце рукояти. Предположительно, искусство владения этим оружием (кусаригама-дзюцу) появилось либо в XIV, либо в XVII веке. Возможно, применение серпа ниндзя было связано с необходимостью маскировки оружия под обыденный сельскохозяйственный инструмент[6]. Является соединением кама и манрики-кусари, где цепь обычно имеет длину 2,5 м, гирьки различны по весу и форме, а кама имеет рукоять 0,6 м длиной и наконечник 0,3 м. В отдельных случаях наконечник кама мог быть откидным, а в рукояти скрывался кинжал.
Использование ядов
В средние века ниндзя широко применяли яды. Наиболее известным и описанным в литературе способом убийства при помощи яда является скатывание капель ядовитого вещества в рот или ухо жертвы по свешенному сверху шнурку или нити. Ниндзя разделяли яды на три категории: медленно действующие яды, или «гёку-ро», получаемые ниндзя из особого сорта зелёного чая; яды, действующие через небольшой промежуток времени (мышьяк, ликорис); яды, убивающие мгновенно, или «дзагараси-яку».
Огнестрельное оружие
Японцы обзавелись огнестрельным оружием с первым же прибытием европейцев. Однако из-за политики самоизоляции и бедности металлом мушкеты были мало распространены — только не у ниндзя. Ниндзя были весьма искусны в снайперской стрельбе, отдельные источники говорят о стрельбе на 600 м. В местах, где все носили кинжал, под видом кинжала ниндзя мог скрыть примитивную однозарядную пищаль.
Также существовали устройства для дистанционных поджогов — к примеру, сюрикэн с пороховым зарядом. Ниндзя поджигал фитиль и забрасывал оружие в соломенную крышу или в другое подходящее место. По крику «Пожар!» охранник мог переключиться с преследования врага на локализацию огня.
Зловещие убийцы
Вообще-то, чаще всего наниматели использовали шиноби в качестве шпионов. Им могли поручать и политические убийства — скорее, в виде исключения.
Ниндзя в современной культуре
Ниндзя стал стандартным амплуа в японской культуре. Первым фильмом о ниндзя считается японский немой фильм 1915 года «Легенда о чудовищной мыши» (яп. Кайсодэн
怪鼠伝), а также вышедшие в 1916 году «Призрачный герой Ниндзюцу-Горо»
(
яп.
Кайкэцу Ниндзюцу-Горо
怪傑忍術五郎
)
и
Кога-Умон (Кога-рю Ниндзюцу
甲賀右門・甲賀流忍術
)
с популярным в те годы актёром Оноэ Мацуносукэ в главной роли
.
На западную сцену ниндзя попали с фильмом «Живёшь только дважды» (1967). Однако настоящая «ниндзя-мания» началась в 1980-е годы, было создано огромное количество фильмов и компьютерных игр. В этих фильмах ниндзя, как правило, с традиционной экипировкой, сражается с врагами в современном или научно-фантастическом антураже. Вывели даже шуточный «закон сохранения ниндзюцу»: чем больше ниндзя в отряде, тем они слабее. Другими словами: один ниндзя представляет для главного героя почти смертельную опасность, тогда как десять одновременно нападающих ниндзя будут побеждены практически без проблем[7].
For Honor
Стальной доспех и Гнев берсерка — пустое. Катаны взмах, смерть.
Главное достоинство For Honor — она ставит точку в тысячелетнем споре о том, кто сильнее — рыцарь или самурай. Вернее, многоточие, ведь это многопользовательский соревновательный экшен от третьего лица, поэтому сильнее обычно оказывается тот, у кого руки прямее.
После таинственного катаклизма на одном поле боя столкнулись рыцари, викинги и самураи (а в DLC туда занесло еще и китайских воинов). Пользователи могут сражаться за разных героев, среди которых есть как классические самураи и ниндзя, так и более экзотические бойцы. В зависимости от режима игрокам предстоит захватывать точки, уничтожать ботов или биться в формате один на один.
Смотреть
Примечания
- ↑ 1234Горбылев А. М.
Когти невидимок: Подлинное оружие и снаряжение ниндзя. Мн.: Харвест, 1999. — 352 с. - Горбылев А.
Секрет невидимости // Япония: Путь кисти и меча / Журнал. № 1/2004. С. 42. - Горбылев А.
Начальные хитрости ниндзюцу // Япония: Путь кисти и меча / Журнал. № 2/2002. С. 32. - Маслов А. А.
Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы. С. 21. - Горбылев А.
Когти Невидимок (Серия «Боевые искусства»). — Минск, 2001. — ISBN 985-433-326-4, ISBN 985-13-0612-6. - «Знание — сила». № 9.2003
- Main/Conservation of Ninjutsu — Television Tropes & Idioms