История
Святилище Хорюдзи тесно связано с именем принца-регента Сётоку-тайси. Он был одним из наиболее активных последователей новой религии, и содействовал монахам в постройке нескольких храмовых комплексов. По легенде, в Икаруга принц удалился, устав от суеты столиц, и в тишине и покое провинции занялся изучением священных сутр.
В 607 году, всего через 50 лет после проникновения буддизма в Японию, по воле принца был заложен Хорюдзи. Кстати, возведением зданий занимался клан Конго-гуми – этнические корейцы, перевезённые Сётоку в Японию специально для строительства храмов. Конго-гуми впоследствии продолжал свою деятельность 1400 лет и стал известен как старейшая строительная компания в истории.
Главной святыней храма стала статуя Будды-целителя Якуси. Позднее комплекс разросся, в нём появились послушники, и святилище было возведено в ранг монастыря. Однако стихия не щадила постройки – в 670 году храм почти полностью выгорел после удара молнии. Тогда его перестроили, отнеся на несколько сот метров от первоначального «несчастливого» места – и здания, сохранившееся после той, самой первой, реконструкции сегодня считаются самыми древними буддийскими сооружениями на территории Японии.
На протяжении всей истории комплекс старались поддерживать в хорошем состоянии – его неоднократно реставрировали и пересобирали, заменяя обветшавшие детали. Основные реконструкции прошли в 1374 и 1603 годах, и считается, что до нас дошло всего около 20% оригинальных материалов, использованных в 8 веке для постройки храма.
Синтоистские часовни
Синтоизм (буквально – путь богов) был традиционной религией Древней Японии, до того как в VI в. в страну пришел буддизм. Синтоистские службы изначально проходили в красивых и величественных местах, ограниченных каменными насыпями или другими естественными границами. Позднее природные материалы – в основном дерево для каркаса и трава для покрытия крыши – использовались при возведении простых архитектурных форм, таких как ворота, или тории, и небольшие храмы.
Читайте также: Х Дейви — Искусство и путь по-японски. 45 дорог к медитации и красоте
Синтоистские храмы с приподнятым над землей полом и щипцовыми крышами (моделью для них служили сельскохозяйственные амбары), привязывала религию к японскому пейзажу, синтоизм был народной религией и не дал значительных архитектурных построек. Организация пространства, заботливое использование природных материалов для создания мест поклонения, привносили особый дух в религиозное служение. Подготовка места играла при этом не меньшую роль, чем собственно служба.
Лестница, ведущая к единственному дверному проему в дощатой стене, доходит до поднятой над землей часовни. Веранды идут по периметру главного помещения. Одна свободно стоящая колонна с каждого торца поддерживает конек.
Каркас храмовых строений выполнялся из японского кипариса. Колонны были вкопаны прямо в землю, в отличие от ранних храмов, где колонны устанавливали на каменные основания.
Важнейшим элементом, и одной из наиболее ранних архитектурных форм синтоистского храма, являются ворота – тории. Они представляли собой два деревянных столба, обычно вкопанных прямо в землю, которые поддерживали две горизонтальные балки. Считается, что такое устройство позволяло молитве проходит сквозь ворота тории.
Храм в Исэ
Наиболее ранний из синтоистских храмов находится в Исэ. Храмовый комплекс Исэ-найку (внутренний храм) воздвигнут в честь богини Солнца.
Храм в Исэ – прямоугольный в плане, с двускатной соломенной крышей. Над коньком крыши у торцов расходятся перекрещивающиеся стропила – тиги. Массивную крышу поддерживали кипарисовые столбы, врытые прямо в грунт. Исэ расположен на юго-востоке острова Хонсю, в месте с удивительно красивыми природными ландшафтами, которые использовались в синтоистской службе в течение столетий.
Ансамбль в Исэ согласно традиции должен был полностью перестраиваться каждые двадцать лет. Все здания и ограды в точности повторяли старые. После возведения нового, старый комплекс разрушался.
Тамагаки
Ключевым элементом ранних синтоистских храмов является деревянная ограда – тамагаки, состоящая из горизонтальных досок, закрепленных на вертикальных столбах.
Что посмотреть
Во внутренний двор храма ведут ритуальные врата Тюмон, а сама территория комплекса разделена на две части. В западной находится главный павильон – Золотой Зал «Кондо», со скульптурами авторства Курацукури-но-Тори, а также пятиярусная пагода Гондзю-но-то. В восточной части расположен восьмиугольный Зал Снов – «Юмэ-доно». Кроме того, храм включает в себя общежития для монахов, лекционные залы, библиотеки, столовые и прочие хозяйственные постройки. Всего на его территории насчитывается 53 здания, а занимаемая площадь составляет около 90 тысяч кв.м.
Годзю-но-то считается старейшей пагодой Японии, и является своего рода прообразом для всех остальных построек подобного рода. Высота здания составляет 33,5 м., но, благодаря искусно выверенным пропорциям и изящному силуэту, пагода гармонично вписывается в окружающее пространство, не подавляя зрителя своей массивностью. Большие выносы её кровли характерны для китайского архитектурного стиля периода Тан.
Центральный столб, укреплённый внутри постройки, является древнейшим анти-сейсмическим приспособлением – подвешенный на цепях и подвижно соединённый с основанием, он эффективно гасит вибрации, возникающие во время землетрясения.
Кондо считается старейшим деревянным сооружением в мире, его размеры составляют 18,5м. на 15,2 м. Массивная крыша типична для построек китайского стиля, однако крытая галерея и дополнительные колонны были достроены чуть позже, чтобы поддержать свесы кровли, выступающие за периметр здания более чем на 4 метра.
Читайте также: Первая столица Японии. История Великой Японской империи
Внутри установлена бронзовая скульптурная триада – Гаутама Будда, уцелевший в пожаре 670 года, и два других воплощения божества – Будда Якуси и Амитабха. Кроме того, в Хорю-дзи хранится множество реликвий периодов Асука и Нара: живопись, свитки, статуи и прочие произведения декоративного искусства.
Особую ценность представляли настенные росписи храма – уникальный образец старейшей буддийской живописи на территории Японии. Однако в результате пожара 1942 года большая их часть оказалась сильно повреждена. Изображения фресок сохранились на фотографиях, и после войны для реставрационных работ были привлечены лучшие мастера, работавшие в традиционной технике. В 1968 году росписи, наконец, были возрождены в первоначальном виде.
Храм
Реандзи находится в районе Уке на северо-западе города Киото. Он восходит к направлению буддизма дзен, школе Риндзай, ответвлению Месиндзи. Название переводится с японского как «обитель мирного дракона».
Реандзи построили в середине 15 столетия, а впоследствии он стал одной из главных киотских достопримечательностей, храня традиционное японское наследие. С конца прошлого века он был внесен в каталог Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, большинство из которых хочет посмотреть на сад камней.
Уэно — достопримечательности.
В столице Страны Восходящего Солнца, в Токио находится чудеснейший городской парк Японии – парк Уэно. Это самое знаменитое и популярное место, как среди местных жителей, так и среди туристов. Одно из самых известных мест любования сакурой в Токио — район Уэно. Здесь особо чувствуется японская культура периода Эдо.
Именно в парке Уэно был открыт первый в стране музей изобразительного искусства в 1926 году, где ежегодно проводятся выставки Нихон-га — картин, выполненных в японской стиле, абура э-картины маслом. В четырех зданиях Национального музея хранятся ценнейшие образцы японского национального искусства и археологические находки разных периодов. Большую площадь занимают Национальный музей западного искусства, Государственный музей науки, Токийский художественный музей, где устраиваются различные выставки. Также именно в Уэно находится Токийский зоопарк Уэно — первый зоопарк в Японии; здесь собрано больше 500 видов представителей флоры и фауны с разных уголков света. В парке Уэно воздвигнут синтоистский храм Юсима-посвящённый богу науки, где покоится дух обожествлённого видного государственного деятеля Сугивара Митидзане. А между станцией Уэно и Акачимачи расположился рынок Амеяко — излюбленное место покупок местных жителей. Здесь за совсем небольшие деньги можно приобрести продукты, одежду, жемчуг, косметику и многое другое.
Добраться до Уэно парка и зоопарка можно:
•Ueno Station: JR Lines, the Tokyo Metro Ginza Line, and the Tokyo Metro Hibiya Line. •По Линии JR and the Tokyo Metro Ginza Line Ueno, около 5 минут пешком, со станции Keisei Ueno, около 5 минут пешком.
ПАРК УЭНО
Время работы: 9:00 до 16:30
Выходной: понедельник
УЭНО — один из самых известных и посещаемых парков японской столицы, является также одним из первых пяти общественных парков, появившихся в стране после Реставрации Мэйдзи (1868). Площадь токийского городского парка занимает более 50 га. На входе в парк стоит небольшая часовня, согласно местным традициям,- преграждающая путь злым духам. На территории самого парка имеется немало уникальных достопримечательностей, здесь есть и другие храмы, пять музеев и просто красивые местечки.
В 1890 г. парк Уэно был объявлен собственностью императорской семьи и возвращен во владение города в 1924 г. — в ознаменование женитьбы будущего императора СЁва.
На территории парка неоднократно проводились национальные промышленные выставки. Именно в парке Уэно был открыт первый в стране музей изобразительного искусства, устроен первый зоопарк.
Читайте также: Реальная история 47 рониновПамять История и события
Уэно — это маленькая страна со своими специфическими флорой и фауной, историей и культурой, традициями и праздниками. В дословном переводе «Уэно» означает «верхнее поле», или, если толковать не столь буквально, «возвышенность». Военный правитель страны в эпоху средневековья Иэясу Токугава очень высоко ценил холм, прикрывающий с северо-востока его дворец. Издревле буддисты считали, что именно с этого направления появляются злые силы, поэтому сёгун решил построить в Уэно храм, способный оберечь дворец и город от дьявольских поползновений. Так в 1625 году был заложен Канъэйдзи (Kaneiji Temple), семейный храм клана Токугава, позже превратившийся в усыпальницу шести сёгунов. Потом в Уэно появилось немало и других храмов, что постепенно превратило этот тихий уголок в центр религии и культуры. Для Эдо (как тогда именовалась нынешняя столица Японии) Уэно стало копией священной горы Хиэй, охранявшей духовное спокойствие Киото.
Если войти в парк с юга, то можно увидеть где высится статуя Такамори Сайго. Можно подняться по каменным ступеням к мемориалу Сёгитай (Shogitai), построенному в память о верных сёгуну самураях, погибших во время битвы в Уэно. Рядом — храм Канъэйдзи Киёмидзудо (Kaneiji Kiyomizudo), посвященный богине милосердия Каннон. У ее алтаря можно увидеть множество кукол. Сюда чаще всего приезжают за исцелением и помощью бездетные пары. После появления долгожданного первенца в семье, к алтарю храма Каннон приносят куклу. Каждый год 25 сентября скопившиеся в храме куклы в ходе торжественной церемонии сжигают на костре как жертву, приносимую богине.
Слева открывается вид на довольно большой пруд Синобадзу (Shinobazu), известный своими лотосами и, особенно знаменит и примечателен,- своими аккуратными висячими мостиками. На маленьком островке посредине пруда расположился небольшой храм Бэнтэндо дзиндзя (Bentendo jinja). Это «клон» знаменитого храма с таким же названием, построенного на озере Бива. Вдоль тропинки, ведущей к храму, в годы средневековья было построено несколько весьма популярных чайных домиков. Тут можно полюбоваться прекрасной коллекцией лотосов и увидеть тысячи птиц, которые остаются здесь во время перелетов.
Если пройти дальше на север, то в густой зелени парка можно обнаружить Канъэйдзи Хондо (Kaneiji Hondo) — основной зал некогда могущественного храма. Сейчас мало что напоминает о былом великолепии сгоревших храмовых построек. Нынешнее здание было перевезено в Уэно из префектуры Гумма в 1875 году, чтобы укрыть от солнца и дождя могилы сёгунов династии Токугава.
Здесь можно также пройти на территорию храма Уэно Тосёгу (Ueno Toshogu Shrine) (входной билет – 200 иен) , воздвигнутого в память об Иэясу Токугаве, основателе династии военных правителей страны. Построенный в 1627 г. и перестроенный в 1651 г., храм является великолепным образцом архитектурного стиля гонгэн и считается национальным сокровищем. К входу ведет аллея из 250 каменных светильников, подаренных храму почитателями Иэясу после его смерти. Основные ворота — Карамон (Karamon) — украшены изображениями китайских драконов, вырезанных известным скульптором XVII века — одноруким мастером Дзингоро Хидари. Внутри храма стены и потолки расписаны выдающимися мастерами средневековья под руководством Танъю Кано. Рядом с храмом высится пятиярусная пагода. Она — главный ориентир входа в Зоологический парк Уэно (Ueno Dobutsuen).
ЗООПАРК УЭНО (The Ueno Zoo, 恩賜上野動物園)
Адрес: 9-38 Ueno-kōen, Taitō-ku
Режим работы: вторник – воскресенье 9:30-17:00(вход до 16:00)
Выходной: понедельник (или следующий день, если понедельник праздничный день), и с 29 декабря по 1 января.
Стоимость: ¥600/300/200/0 – взрослые 16-64/пенсионеры/студенты 13-15/дети 0-12
Сайт: www.tokyo-zoo.net
Увеличить карту >>
Старейший в Японии зоопарк, открытый в Уэно в 1882 году, принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника. (Кстати, в эти дни Уэно затихает, потому что все здешние музеи и аттракционы по понедельникам закрыты.) Это один из лучших и наиболее известных зоопарков в стране, где собрано более тысячи разновидностей животного мира нашей планеты. Конечно, у каждого посетителя свои вкусы и пристрастия. Но японцы устремляются прежде всего к клеткам, где расположилось семейство панд — бамбуковых медведей. Они стали своего рода символом столичного зоопарка. Токийская пресса регулярно знакомит своих читателей с самыми мельчайшими подробностями из жизни этой капризной семейки.
Если вы не любите зоопарки, то после его посещения ваше мнение вряд ли изменится: те же самые железные ограждения, на которых висят таблички с информацией о каждом животном. Хотя на самом деле зоопарк в Токио намного больше, чем кажется на первый взгляд. Ко всему прочему здесь собраны все основные виды диких животных, привезенных со всего мира.
Если вы планируете посетить это место со своими детьми, то можете воспользоваться монорельсовой железной дорогой и совершить экскурсию по детскому зоопарку. Здесь ваше драгоценное чадо сможет увидеть и потрогать различных представителей домашних животных: лошадей, коз, гусей и т.д.
Зоопарк Уэно стал настоящим домом более чем для 400 видов представителей фауны, в общей сложности, зоопарк приютил две с половиной тысячи особей. Территория парка поделена на две зоны, которые соединяются между собой монорельсом. На этом транспортном средстве можно совершить целую экскурсию, двигаясь из западной части зоопарка в восточную зону.
Свою популярность и мировую славу Ueno Zoo заслужил благодаря живущим в нем двум пандам – Shin Shin и Ri Ri, которые были завезены сюда после трагической смерти панды-любимицы Лин-Лин. Стоит отметить, что японцы настолько любят этих животных, что выстроившаяся очередь к вольеру новых панд в первый же день состояла из 3 тысяч человек.
Кроме больших панд, большое внимание публики привлекают западные равнинные гориллы, суматранский и уссурийский тигр, жирафы и другие животные. В этом зоопарке предусмотрено специальное место, в котором дети могут более тесно познакомиться с разными животными, а некоторых можно даже погладить и покормить.
Ворота зоопарка открыты для посетителей ежедневно, кроме понедельника. Посещение вольеров может занять больше времени, чем планировалось – зоопарк очень большой – экскурсию по нему можно совершить в вагоне монорельсовой железной дороги. На территории зоопарка находится Национальный музей природы и науки, детский спортзал. У входа в зоопарк гостей встречает макет голубого кита в натуральную величину. В детском зоопарке можно погладить домашних животных и птиц – коз, лошадей, гусей и уток.
Надписи на вольерах – на японском и английском языках. За отдельную плату туристам предоставляется аудио-гид также на английском языке.
Помимо огромного количества представителей животного мира, в этом районе расположились Токийский городской художественный музей, Национальный музей природы и науки, Музей западного искусства и Музей Симати.
Что еще нужно обязательно посмотреть в Уэно?
МУЗЕИ
На вершину иерархии японских музеев, как правило, ставят национальные музеи, из которых можно выделить Токийский Национальный музей (Kokuritsu Hatsubutsukan), расположенный в парке Уэно. Это самый первый музей, основанный еще в 1871 году. Всего за 350 иен в его многочисленных залах можно ознакомиться со 100 тысячами экспонатов из Японии, Китая, Индии, других стран Азии. В главной галерее выставлены национальные раритеты, начиная с каллиграфических свитков и кончая мечами работы древних мастеров. Справа от входа в музей расположен Тоёкан (Toyokan) — Павильон восточных редкостей, собравший на своих стендах многие шедевры Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. А расположенный слева от входа Хёкэйкан (Hyokeikan) познакомит желающих с археологическими находками, сделанными в Японии, а также с культурой айну — народа, некогда населявшего пространства Японского архипелага, Курильских островов и Сахалина. Разумнее всего посетить музей во вторник (если не будет дождя). Только в этот день открыта для осмотра галерея Хорюдзи (Horyuji Gallery), где выставлены сокровища тысячелетней давности, принадлежавшие знаменитому храму Хорюдзи в Наре.
Читайте также: Разница между китайцем, корейцем и японцем: 9 отличий с фото
Еще несколько десятков шагов — и вы перед входом в Национальный музей западного искусства (Kokuritsu Seiyo Hatsubutsukan). У входа под открытым небом установлена знаменитая работа Родена «Мыслитель». А внутри — пиршество имен и красок: картины Моне, Ренуара, Дега, Сезанна, Ван Гога. Входной билет стоит 420 иен.
Тут же в парке Уэно работает Национальный музей науки (Kokuritsu Kagaku Hatsubutsukan), готовый за 360 иен познакомить любого желающего с историей развития передовых научных знаний в стране, начиная с астрономии и кончая океанографией. По соседству — Токийский городской музей изящных искусств (Tokyo-to Bijutsukan) (вход свободный) и Музей истории ситамати (Fuzoku Shiryokan) — своеобразный социологический срез жизни торговых и ремесленных кварталов старого Токио. (Вход — 200 иен.)
Сад
Сад камней – важнейшее достояние Реандзи. Он выполнен в технике «карэ-сансуй», предполагающей использование сухого ландшафта, за что композицию часто называют «Сухой сад». Такие сады частенько используют в оформлении храмов направлений дзен и сингон в Стране восходящего солнца.
Предположительно сад был основан в 1499 году и с тех пор мало изменился. На прямоугольном поле, которое тянется с северной стороны в южную на 10 метров, а с западной в восточную – на 30 метров, установлено 15 камней.
Все камни не были подвергнуты какой-либо обработке, они одного материала и цвета – черного, но разного размера. Они объединены в пять групп: пять, два, три, два и снова три камня.
Остальная часть прямоугольного поля усыпана белым гравием. Специальными граблями на гравийной поверхности высечены тонкие борозды, тянущиеся с востока на запад. Вокруг камней аккуратно высажен зеленовато-бурый мох как обрамление.
Главная тайна сада заключается в том, что с любой точки можно увидеть только 14 камней, в то время как последний, пятнадцатый, непременно прячется за другими. Иногда может показаться, что взору предстали все 15 каменных глыб, но это иллюзия, созданная неправильной формой одной из них.
На сад камней все посетители смотрят только с одной стороны – с веранды возле дома настоятеля, куда можно попасть только через храм. С трех других сторон композиция обнесена забором из глины с добавлением рапсового масла. Такой состав придает стене бежевый цвет, что позволяет обрамлять площадку и в то же время не отвлекать внимание.
По другую сторону храмовой веранды находится так называемый «цукубай» – каменный сосуд для омовения. Он находится настолько низко к земле, что для того, чтобы им воспользоваться, нужно сильно согнуться, тем самым выразив почтенное отношение.
Все камни можно увидеть только сверху. Но настоящие буддисты верят, что это возможно только при достижении Просветления. Символизм сада многогранен, и до сих пор нет единого мнения на счет того, что же олицетворяет такой ландшафт. На этот счет есть несколько гипотез:
- каменные глыбы – горные вершины, гравий – облака;
- камни – острова, гравий – безбрежное море, бороздки – бушующие волны;
- композиция – картина того, как самка тигра вместе с тигрятами переплывает океан;
- определенное положение камней похоже на иероглиф, обозначающий слово «сердце».
Если говорить о том, почему камней именно 15, то наиболее достоверный вариант представляется таким: на Востоке число «15» ассоциируется с совершенством.
Сад камней полностью соответствует философии дзен, расслабляя, сосредотачивая ум, настраивая его на медитацию, единение с природой, познанию себя.
С одной стороны, сад, выполненный из таких природных материалов, как камень, песок, гравий, не изменяется с течением времени, остается постоянной субстанцией. С другой — внешний вид сада меняется в зависимости от времени года, освещения и самого наблюдателя.
При создании сада заложен определенный смысл, который должен познать смотрящий:
- бесконечность Вселенной;
- величие Учителя Шакьямуни;
- безграничность сознания;
- чистота и непорочность.
Есть и другие мнения: например, раз пятнадцатый камень не может увидеть неподготовленный человек, значит, совершенство доступно только Просветленным. Или, глядя на композицию, один человек видит один набор из 14 камней, а другой человек – другой набор. Каждый видит свою реальность, свои камни, и они кажутся ему истиной, но это не значит, что другой человек не прав.
Камни только на первый взгляд расположены хаотично. В действительности их расположение обусловлено законами геометрии, и глыбы вписаны в сложную семиугольную сеть линий, которые пересекаются между собой.