- История
- О начале творческого пути
- Школы
- Икэнобо
- Охара
- Согэцу
- Стили
- Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников
- Цитаты
- Икебана – искусство, которым может овладеть каждый
- Основные принципы создания икебаны
- На что обратить внимание при выборе вазы?
- Что нужно знать о кензане?
- Как составлять икебану?
- Как сделать свою первую икебану
- Что понадобится
- Как сделать лесную композицию
Икебана
Икеба́на
[1] или
икэбана
[2] (яп. 生け花 или яп. いけばな
икэбана
, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Выставка икебаны в метро Киото
История
Икебана возникла в Японии в X
веки и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
Читайте также: Что едят в Японии японцы? Знаменитые блюда японских префектур
Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.
— Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность»
Икебана — одно из искусств, входящих в программу обучения учениц гейш.
О начале творческого пути
— Как вы увлеклись икебаной?
Мне было десять лет, когда в одном из номеров журнала «Юный натуралист» я прочитал статью, посвященную икебане. До сих пор помню фотографию с композицией, выполненной в традициях школы Охара: веточка и цветок в вазе. Меня поразило это сочетание, и с той поры я пытался подражать и создавать собственные икебаны. А потом съездил в Японию и обучился там у настоящих мастеров.
— Вы помните свою первую композицию?
Сам я с острова Сахалин, поэтому в детстве ходил в горы и там собирал растения. В первый раз я сделал икебану из бересклета и какой-то коряги, а потом начал добавлять настурции. Думаю, у меня еще тогда все правильно получалось.
— Отличается ли преподавание икебаны в Беларуси и в Японии?
Здесь из преподавателей я знаю только себя, поэтому и сравнивать могу соответственно. Мне кажется, преподавание отличается. В Японии сэнсэй – лидер, и нужно соглашаться со всем, что он скажет. У японцев не принято идти против мнения учителя, а у нас все иначе. Я стараюсь уступать, идти на компромисс и не задевать чувства моих учеников.
— Что вас вдохновляет?
Я коллекционирую орнаменты: традиционные, дальневосточные, китайские, японские. Хочу познавать символику, расшифровывать изображения. Другими словами, изучать иконологию. Мне нравится искать культурные заимствования, все это связано с поэзией и литературой. А еще я немного рисую.
У японцев не принято идти против мнения учителя, а у нас все иначе.
Школы
Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.
Икэнобо
Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.
Читайте также: Японский онсен: как здесь себя вести? По следам Белой цапли
Охара
Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов).
Согэцу
Школа Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.
Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.
Создал школу Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.
Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kado- («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь. В VI в. в буддийских храмах, которые в последующие столетия возникли во всех областях Японии, по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает «стоящие цветы»), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам.
Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII в. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сумисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые веткп. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 метра. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. С течением времени интерес к композиции р и к к а стал падать. В настоящее время она считается устаревшей.
В XV в., во время правления сегуна Асикага (1436— 1490), появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках была введена токоно-ма. Сюда стали ставить букеты более простых композиций. В XVI в., когда в обиход японцев начали входить чайные церемонии, сложилась новая форма аранжировки — нагэирэ.
Этот метод аранжировки называют натуралистическим, поскольку, согласно правилам, цветы расставляются в вазе в «естественном виде». Считается, что стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Но допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов.
В XX в. в Японии получило развитие новое направление аранжировки — морибана, которое отражает влияние и западной цивилизации. В отличие от официально-торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах.
Морибана, сочетая в себе оба названных стиля, содержит и третий — она как бы моделирует определенный пейзаж или кусочек японской природы. В связи с этим она обильнее, чем рикка или нагэирэ, допускает применение зелени и полевых цветов. Хотя в се аранжировках и нет тех формальных элементов, которыми отличались предшествующие стили, все же идеи дзэн-буддизма в ней достаточно очевидны.
Для составления букетов морибана используется кэндзан. Он представляет собой тяжелую металлическую подставку с игольчатыми стержнями, между ними вставляются стебли цветов и ветки. Составленные букеты обычно украшают гостиную, кабинет, спальню. Букет должен гармонировать с обстановкой.
В основе японской аранжировки цветов лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. С о э должен быть равен примерно двум третям высоты син и наклонен в ту же сторону. Третий стебель — тай, символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. К букету можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется. Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина + полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.
В Японии имеются различные школы составления букетов, и правила, установленные одной школой, не всегда признаются мастерами других. Тем не менее главные правила искусства, выросшие на основе дзэн-буддизма, являются общими для всех школ.
Поскольку доктрина дзэн сосредоточивает внимание на единичном, то в икебана подчеркивается уникальность каждого цветка. «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка», — говорил Ясунари Кавабата. Еще мастер икебана и чайной церемонии Рикю (1522—1591) учил японцев этому искусству. «В Японии и теперь, — говорил Кавабата, — во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок» [86, с. 394].
В японской системе аранжировки цветов, построенной на основах дзэн, особое внимание уделяется фактору динамизма: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года. С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее; бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы веток; лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли; осень — редко поставленные тонкие ветки; зима — оголенные ветки.
Читайте также: Групповой Гранд Тур в Японию “Миядзима-Курасики-Химедзи-Киото”. Март 2020.Группа 3.
Букеты цветов и растений для японца — это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и омото (родея) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, хаботан (цветы капусты), хризантема, орхидея — радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) — разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэри — индийская сирень или сару-ториибара — повой).
Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой — формируют этот характер. Включенные в процесс общения, букеты воздействуют на человека.
Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».
Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икебана, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.
Терминология икебаны
Иемото (Iemoto) – глава школы икебаны;
Кензан (Kenzan) – металлический держатель с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей;
Коми (Komi) – деревянный держатель для цветов, сделанный в форме латинской буквы V;
Мизугива (Mizugiwa) – основание оформления икебаны, её нижняя часть;
Морибана (Moribana) – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде. Этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре;
Стили
- Рикка
(яп. 立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в XVII веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.
Рикка Сёфу-тай - Рикка Симпу-тай
(яп. 生花)
- Сёка Сёфу-тай
(яп. 投げ入れ; другое название —
хэйка
) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
(яп. 盛り花) — икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержаться вода. Для установки растений в посуде используются кэндзаны или тяжёлые металлические держатели с открытыми гнёздами (сиппо).
— свободный стиль.
Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников
Икебана в широком смысле это:
- японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
- готовый букет, созданный по канонам этого искусства.
Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.
Цитаты
Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана:
«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…
Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».
Икебана – искусство, которым может овладеть каждый
Элина Воробей | 3.06.2015 | 534
Элина Воробей 3.06.2015 534
Составление икебаны – целое искусство. На что нужно обратить внимание при ее создании? Как определить идеальную высоту стебля? Под каким углом он должен быть наклонен? «Дамский эксперт» знает ответы на все эти вопросы.
Икебана − традиционное японское искусство создания композиций из растительных материалов (в том числе цветов).
Изначально эти простые и изящные композиции использовались древними монахами для украшения храмов. Сегодня же они широко применяются для декора жилых помещений.
Икебаны отличаются от привычных для нас ярких и пышных букетов простотой и ассиметричностью.
Основные принципы создания икебаны
Для создания икебаны принято использовать как покупные цветы, так и растительные материалы со своего приусадебного участка. Вы в свои композиции можете включать не только экзотические растения, но и обычную герань, петрушку и даже капустные листы.
Икебана с капустой выглядит очень оригинально
Срезанные растения нужно поставить в воду и еще раз обрезать их стебли под углом 45°. Поврежденные листья необходимо удалить. Не стоит оставлять и те листья, которые будут скрыты от глаз вазой.
Стебель растений, которые входят в икебану, должен быть погружен в воду примерно на четверть.
Читайте также: Текст книги «Самураи. Первая полная энциклопедия»
Чтобы цветы долго оставались свежими, нужно ежедневно менять воду в вазе и беречь растения от прямых солнечных лучей и сквозняков.
На что обратить внимание при выборе вазы?
Букет первостепенен. Именно поэтому ваза должна быть выполнена в спокойной цветовой гамме, чтобы не отвлекать внимание от цветов.
Размер сосуда зависит от высоты композиции, которая будет в нем размещаться. Если самый высокий элемент композиции массивный, ваза должна быть в полтора раза выше, если тонкий и изящный – в два.
Что нужно знать о кензане?
Небрежно поставленные в вазу цветы – это не икебана. Чтобы каждый стебель, каждый прутик или веточка стояли на своем месте, нужно использовать специальный держатель-наколку кензан.
Кензан – тяжелая пластина, на которой размещено множество игл. Главный принцип размещения кензана в вазе – он не должен располагаться ровно посередине. Заменить купленный держатель можно полиэтиленовым пакетом, наполненным влажным керамзитом. Верхом искусства составления цветочных композиций считаются икебаны, сделанные без использования держателя.
Для фиксации всех растений в кензане понадобится много времени и определенная сноровка.
В готовой композиции кензан должен быть полностью покрыт водой
Стебли растений, которые должны стоять вертикально, перед установкой в кензан нужно обрезать ровно. Стебли цветов, которые по задумке должны размещаться в композиции под наклоном, стоит обрезать наискосок.
Перед тем как составлять букет, срежьте основание стебля у всех цветов, которые вы хотите расположить вертикально, ровно, не по диагонали. Так они будут лучше держаться в кензане.
Как составлять икебану?
Перед тем как приступить к аранжировке икебаны, удобно разложите необходимые растительные материалы, а сосуд поставьте на расстоянии 50 сантиметров от себя несколько выше уровня глаз. Такое расположение вазы позволит создать более гармоничную композицию.
Работа над икебаной не терпит спешки
Готовая икебана также всегда размещается немного выше уровня глаз.
Теперь нужно выбрать цветок (ветку), который будет первым закреплен в кензане. Он должен быть самым красивым и высоким одновременно.
Как только выбор сделан, необходимо определить наклон, при котором растение будет смотреться наиболее выигрышно. При этом важно, чтобы листья не перекрывали цветы и наоборот.
Таким же образом следует определить местоположение всех остальных растений.
Вода в готовой икебане должна полностью скрывать кензан (примерно на 2 сантиметра), при этом лучше чтобы листья растений не соприкасались с живительной влагой.
Слишком тонкие стебли растений обмотайте тонкой полоской малярного скотча. Слишком толстые ветви стоит немного заточить или, наоборот, расщепить. Для большей устойчивости полые стебли перед креплением в кензане заполните ватой или бумагой.
Создание икебаны – очень интимный процесс. Предугадать конечный результат трудов практически невозможно. И все же это творческое занятие доставит вам истинное удовольствие, а законченная композиция будет радовать своим видом очень долго.
ОтдыхХоббиДомашние цветы
Как сделать свою первую икебану
Что понадобится
- Керамическая ваза;
- кэндзан;
- вода;
- секатор;
- 3 ириса;
- 2 веточки черничника;
- 1 длинная веточка ивы или другого дерева;
- 3 махровые гвоздики или очитка.
Как сделать лесную композицию
1. Возьмите основание для икебаны. Лучше всего брать сосуд из природных материалов, не слишком яркий и не вычурный. Помните, что в основе японского искусства — простота. Отлично подойдёт керамическая ваза, похожая на бетонную.
YouTube-канал ТНОМЕР
2. В Японии традиционно цветы в вазах ставят на кэндзан. Поместите его на дно сосуда. Сверху налейте воду так, чтобы она заполняла примерно половину чаши. Это обязательно для икебаны из живых растений.
YouTube-канал ТНОМЕР
3. Возьмите один ирис и подготовьте его: уберите лишние листья, подрежьте стебель секатором, если это необходимо.
YouTube-канал ТНОМЕР
4. Теперь установите ирис на иголки кэндзана. Цветок должен стоять прямо.
YouTube-канал ТНОМЕР
5. Далее точно так же расположите ещё два ириса. Не старайтесь делать это симметрично. Наоборот, в композиции должна быть асимметрия, это смотрится более естественно. В итоге выглядеть всё будет примерно так, как на картинке ниже.
YouTube-канал ТНОМЕР
6. Теперь добавьте веточки черничника. Воткните их в иголки кэндзана рядом с цветами. Секатором уберите засохшие отростки.
YouTube-канал ТНОМЕР
7. Так как ваза не плоская, а достаточно объёмная, композиции не хватает высоких элементов. Добавьте длинную веточку ивы или другого дерева. Она должна выделяться на фоне более низких растений.
YouTube-канал ТНОМЕР
8. Добавьте больше зелени: используйте для этого махровую гвоздику или очиток. Втыкайте стебли в кэндзан так, чтобы растения оказались на нижнем плане и не закрывали ирисы. Так икебана смотрится гармонично.
Подробности мастер-класса по лесной композиции в этом видео: