- Женщины-самураи
- Доспехи командира монголов, монгольский шлем, маска завоевателя
- Доспехи самураев
- Текст книги «Самураи. Первая полная энциклопедия»
- Глава 5 Доспехи о-ёрой – классика японских самураев
- Секс и самураи
- Наплечники и набедренники
- Самураи-европейцы
- Конец халтуры
- Численность самураев
- Одежда самурая
- Эволюция доспеха
- Оружие самурая
- Плохим клинком о плохой доспех
- Образ самурая
- Япония — страна контрастов
- Харакири
- Переходной-доспех — Могами-до
Женщины-самураи
Женщины-самураи
Когда мы произносим слово «самурай», сразу приходит образ мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с представителями сильного пола. Нагината (длинный меч самурая) — оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя — глефы.
В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что онна-бугэйся вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.
Доспехи командира монголов, монгольский шлем, маска завоевателя
Бонусы: увеличение запаса здоровья, уменьшение урона, снижение скорости обнаружения вне боя – монголы будут принимать вас за своего.
Вы сможете получить этот доспех, когда поговорите с NPC в храме Дзёгаку и возьмете квест «По мерке хана». Убейте командиров монголов во время зачистки фортов и лагерей, соберите части комплекта, после чего вернитесь к персонажу в Дзёгаку и снова поговорите с ним.
Читайте также: Удзи – Столица зеленого чая в Японии, храм Бёдо-ин (преф. Киото)
Доспехи самураев
Доспехи самураев
В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники — небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.
Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт — дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских самураев). Эта деталь доспехов защищала их от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему крепились маски боевых личин — мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.
Текст книги «Самураи. Первая полная энциклопедия»
Глава 5 Доспехи о-ёрой – классика японских самураев
Живет на устах Имя твое как песен слагателя! О воинской славе Только ковыль прошуршит В осеннем поле…
Сайгё (Сато Норикиё, 1118–1190)[5]5
Перевод А. Белых.
[Закрыть]
Не так давно японские археологи обнаружили неподалеку от вулкана Харуна в префектуре Гумма останки воина VI века, одетого в редкие для того времени пластинчатые доспехи.
Находка была обнаружена во время строительства местной дороги в районе, пострадавшем от вулканического извержения. По словам археологов, в тот момент, когда воина накрыло облаком горячего пепла, он сидел на коленях и смотрел в сторону вулкана, поэтому его доспехи и сам скелет хорошо сохранились. Самое интересно, однако, что они были изготовлены из заходящих друг на друга металлических пластин и по конструкции относились к редкому и дорогому типу кодзанэ-ёрой. Причем такие доспехи, что носил этот воин при жизни, удалось обнаружить впервые. Ранее их находили только в местах захоронения знати как ритуальные предметы. Из этого археологи делают вывод, что воин мог быть высокопоставленным военным или даже местным правителем. Однако самое главное то, что теперь можно доказательно говорить о том, что уже в то время в Японии существовали первые доспехи из металлических пластинок санэ (общее название пластинок из кожи или металла у доспехов кодзанэ-до, как правило, покрывавшихся лаком), хотя раньше считалось, что они появились намного позднее!
Доспех о-ёрой, якобы принадлежащий легендарному самураю Минамото-но Есицунэ (1159–1189). Музей Окаяма.
О-ёрой со знаками семьи Масамуне. Музей Гленбоу. Калгари. Канада
Как уже отмечалось в предыдущей главе, самураи были конными стрелками из лука, то есть, говоря языком современности, представляли собой «части быстрого реагирования», отличавшиеся высокой мобильностью. Главным приемом ведения военных действий для них стала стрельба из лука с коня. Поэтому старые доспехи, не вполне подходившие для этого, уже в конце VIII века начали постепенно заменяться на новые – о-ёрой («большие доспехи»), максимально приспособленные именно для такого боя, хотя по-настоящему массовыми они стали только в эпоху Хэйан. Внешне новые доспехи были немного угловаты и больше всего своей формой походили на ящик. Изготовление их было даже более трудоемким, нежели изготовление доспехов танко и кэйко, но зато они прекрасно отвечали своему главному предназначению – служить защитой для воина, который стрелял из лука, сидя верхом на лошади. Выделывались они из металлических пластинок, соединявшихся кожаными шнурами в полосы длиной около 30 см. Получались наборы полос, которые затем связывались между собой вертикальной шнуровкой кэбики-одоси, причем шнуры эти (одоси) были цветными и могли создавать на поверхности доспеха красивый узор. Важной их особенностью, несмотря на гибкость соединения, была большая жесткость. То есть, хотя они и выделывались из пластин, гибкостью подобные доспехи отнюдь не обладали! Кроме того, коробчатая форма доспеха делала его не слишком удобным для ношения. Одетый в них человек в какой-то степени становился… своего рода продолжением седла. В них ему было удобно сидеть и стрелять из лука, причем как вперед, так и назад, но и ничего более!
Наплечник о-содэ крупным планом.
Пластинки для доспехов японских воинов могли быть сделаны как из кожи, так и из металла, однако и в том, и в другом случае их непременно покрывали лаком, чтобы уберечь от высокой влажности; в сыром климате металлические пластинки без такого защитного покрытия быстро ржавели и приходили бы в негодность. Также принято было покрывать их снаружи толстой прокопченной кожей намэсигава. Причем размер пластинок с течением времени уменьшался. К середине периода Хэйан (ок. X века) стандартные размеры пластинок составляли 7,5×3,0 см; а к середине периода Камакура (ок. XIII века) – уже 7,0×2,4 см. Для того чтобы соединить пластинки между собой, на них в два или три ряда проделывали отверстия, через которые потом продевали шнуры, – только таким образом и никак иначе осуществлялся этот процесс. Выгода от такой конструкции заключалась прежде всего в том, что доспехи легко можно было подогнать по фигуре: добавил пару лишних пластинок или же, напротив, убавил – вот они и сидят на тебе как влитые. В некоторых случаях металлические и кожаные пластинки чередовали, иногда из металла делали более крупные пластины, прикрывающие особо уязвимые места, а кожаные использовали на боках и на спине. Во всех случаях пластинки всегда соединялись внахлест, так, чтобы доспехи получались многослойными и обеспечивали лучшую защиту. Если пластинки перекрывали друг друга в три слоя, то такое соединение называли татэна-си – «щит не нужен» – настолько прочную защиту давали такие доспехи облаченному в них воину.
А вот здесь хорошо видны шнуры, которыми крепились о-содэ.
Если посмотреть на о-ёрой до того, как он будет надет, то можно увидеть, что он состоит всего из двух деталей, при этом передняя, левая и задняя его части соединены между собой в одно целое. Первой следовало надевать отдельную правую часть – вакидатэ, которая должна была держаться на шнуре, перекинутом через левое плечо, который завязывался под мышкой, в то время как еще один шнур удерживал ее на поясе. Затем надевалась остальная часть доспеха, которая должна была закрывать грудь, левый бок и спину и которая зашнуровывалась справа поверх вакидатэ, после чего завязывался пояс, удерживавщий доспехи на бедрах. Большие и тяжелые наплечники о-содэ, состоявшие из 6–7 рядов пластинок, играли роль своеобразных гибких щитов и крепились к наплечным ремням при помощи шнуров или ремешков. Точкой опоры для них на спине служил большой и тяжелый бант агэмаки из толстого шелкового шнура, соединявшийся с наплечниками специальными шнурами. Вне зависимости от цветов шнуровки доспехов эти шнуры, как и сам этот бант, всегда были красного цвета.
Узел агэмаки на шлеме сзади.
Кираса доспеха о-ёрой – то есть собственно нагрудная и наспинная часть панциря, называвшаяся до (или ко – так как и то и другое слово при желании можно перевести как панцирь!), обычно состояла из четырех рядов пластин, называвшихся накагава. Причем эти пластины были одинаковыми как на груди, так и на спине. Плечевые ремни, удерживавшие доспех на плечах, пристегивались к нагрудной пластине муна-ита застежками такахимо. Они представляли собой сдвоенные шелковые шнуры, одна пара которых имела на конце петлю, а другая – деревянную или костяную пуговицу овальной формы. Легко уязвимые места прикрепления застежек закрывали двумя пластинами. Правая была больше и называлась сэндан-но ита. Чтобы она была подвижной и не мешала движениям правой руки, ее собирали из трех коротких рядов мелких пластинок санэ, а вверху укрепляли небольшую железную пластину, покрытую кожей. Для левой руки подвижность была важна в меньшей степени, поэтому левая пластинка была узкой, вытянутой в высоту, делалась целиком из металла и закреплялась на доспехе неподвижно. Называлась она – кюби-но-ита. Пластины часто обтягивали кожей или тканью и украшали позолоченными медными накладками различной формы.
Лук и лакированный колчан для стрел. Выставка «Самураи. 47 ронинов». Москва.
Набедренники кусадзури состояли из пяти горизонтальных рядов пластинок. К кирасе крепились три кусадзури – по одной сзади, спереди и на левом боку. Четвертая из них являлась продолжением пластины вакидатэ.
Пластинки, из которых была сделана кираса, на груди обычно были не видны, так как их закрывал большой кусок выделанной кожи – цурубасири-до гава. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука его тетива (цуру) могла бы свободно скользить по коже, не рискуя при этом зацепиться за пластинки. В качестве рисунка использовались круги красного и синего цвета по палевому фону со вписанными в них стилизованными изображениями китайских геральдических львов сися голубого цветов, а сами круги были вписаны в решетку из красных или красно-синих ромбов. Стороны ромбов образовывал стилизованный растительный орнамент, то есть украшавший кожу узор был достаточно прихотливым и трудоемким. Иногда кожу красили еще до копчения; тогда краски меняли свой цвет под воздействием температуры, отчего получались куски кожи с коричневым рисунком на желтом фоне различных оттенков. Описанные выше геометрические узоры были наиболее характерны для эпохи Хэйан. В эпохи Камакура (1185–1333) и Намбокутё (1336–1392) в них стали появляться и другие мотивы, например, изображения драконов или буддийских святых. Строгой геометрии придерживаться перестали, отчего те же самые львы и растения располагались теперь в кажущемся беспорядке.
Карабицу ерой – сундук для хранения доспехов.
Очевидно, что в японских доспехах широко использовалась выделанная кожа, начиная с отделки тех же пластинок и изготовления для них шнуров и заканчивая оформлением нагрудника и прочих деталей доспеха. Обычно для этого брали оленью замшу или кожу буйвола. Интересно, что с VII–VIII веков, когда японцы переняли у китайцев буддизм, убийство животных, особенно полезных для человека, стало считаться большим грехом. Поэтому всеми занятиями, связанными с контактами с трупами людей и животных (похороны, свежевание туш, обработка шкур и выделывание кожаных частей доспеха), теперь стала заниматься каста париев, называвшихся буракумин или эта и считавшихся «недочеловеками». Однако и самураи, и буддийские монахи не отказывались от доспехов из кожи, как, впрочем, и от убийства себе подобных.
В эпоху Хэйан, особенно в самом начале, соединительные шнуры, с помощью которых пластинки доспеха соединялись между собой, делались в основном тоже из кожи, иногда крашеной или покрытой тисненным на ней орнаментом. Позднее их стали делать из предварительно окрашенной шелковой пряжи, а сам процесс шнуровки превратился в настоящее искусство, в котором тесно переплелись эстетическая и практическая стороны: по цвету шнуров и их узорам на доспехах самураи теперь легко отличали своих от чужих. Считается, что обычай различать кланы по цветам вошел в моду еще в годы правления императора Сэйва (856–876), когда семья Фудзивара выбрала своим цветом светло-зеленый, Тайра – пурпурный, Минамото – черный, Татибана – желтый и т. д. Доспехи легендарной императрицы Дзингу, например, имели темно-малиновую шнуровку, поэтому они так и назывались – «доспехи красного шитья». С другой стороны, изучение батальных полотен показывает, что воины противоборствующих сторон очень часто носили одинаковые цвета, и хотя самым предпочитаемым был красный, цвета доспехов у известных воинов могли быть самыми разными. Например, в «Неофициальной истории Японии» («Нихон гайси»), относящейся к 1184 году, написано: «…тот, что был в красных доспехах, опоясанный большим мечом, назывался Хатакэяма Сигэтада; ‹…› тот, что был в черных доспехах, назывался Кадзивара Кагэсуэ, а в желтых – Сасаки Такацуна
». Причем все они никакого отношения к вышеназванным кланам не имели. И то, как выглядели доспехи этих воинов, конечно же, все знали. К тому же знать, кто и во что одет, самураю было просто необходимо: ведь в Японии X–XV веков отрубивший голову знатному противнику получал от своего сюзерена богатую награду. Существовал специальный термин, сюкю-но агэру, заимствованный из Древнего Китая и означавший «взял голову и получил повышение». Что же касается белого цвета (в Японии это был цвет траура), то его обычно носили воины, демонстрировавшие свое стремление умереть в бою либо сражавшиеся за заведомо безнадежное дело.
Карабицу ерой (с доспехом внутри).
Различались доспехи не только по цвету шнуров, но также и плотностью их плетения. И если по цвету судили о клановой принадлежности воина, то по характеру плетения – о его ранге и положении в клане. Тугая и искусная шнуровка, практически полностью закрывавшая поверхность пластинок, указывала на его высокий ранг и применялась главным образом в доспехах всадников, тогда как у пехотинцев-асигару («легконогих») она была очень редкой, да и самих шнуров, соединявших пластины доспеха, было немного. Распространенными цветами для шнуровки доспехов были ака (красный), хи (оранжевый, «огненный»), курэнай (малиновый), куро (черный), мидори (зеленый), кон (синий), ки (желтый), тя (коричневый, «чайный»), сиро (белый) и мурасаки (фиолетовый). Синий цвет, получаемый из краски индиго, был популярен более других, прежде всего потому, что эта краска защищала шелк от выцветания, тогда как марена и соя (красный и фиолетовый цвета) его разрушали, из-за чего красно-фиолетовую шнуровку нужно было восстанавливать чаще, чем любую другую. То есть носившему такие вот красные доспехи воину требовалось чаще других отдавать их мастеру в починку, что было совсем недешево! Очень элегантно выглядели и соединявшие пластинки кожаные ремешки одосигэ (что дословно означает «устрашающий волос»), сделанные из белой кожи с нанесенными на них изображениями цветов вишни красного цвета. Особым шнуром (мимиито), цвет которого отличался от цвета основной шнуровки, оплетали еще и края доспехов, и он обыкновенно был толще и прочнее, чем все остальные шнуры. Пластинки обычно также окрашивали в разные цвета, для чего использовали органические пигменты. Так, в черный цвет их красили обыкновенной сажей; в ярко-красный – киноварью, которую получали, смешивая серу и ртуть; коричневый цвет получали пропорциональным смешением красного цвета с черным. Популярность лакированных пластинок темно-коричневого цвета была вызвана распространенным в Японии обычаем пить чай и модой на старинные предметы, по традиции предпочитавшиеся новым, тогда как красно-коричневый лак позволял создать впечатление металлической поверхности, изъеденной ржавчиной. Некоторые мастера соединяли лак с рубленой соломой и добавляли в него даже толченый коралл. В особо богатых доспехах применялся «золотой лак», получавшийся от добавления в него золотой пыли или тонкого листового золота. Красный цвет считался цветом войны. На красных доспехах вблизи была не так заметна кровь, зато издали они, напротив, производили устрашающее впечатление: казалось, что одетые в них люди забрызганы кровью с головы до ног. Следует отметить, что доспехи, раскрашенные в разные цвета, были очень красивы и в полной мере отражали утонченные вкусы эпохи Хэйан, поэтому неудивительно, что они так полюбились самураям, что в течение долгого времени – с VIII по XV век – те считали их единственно достойными великих воинов.
Доспех о-ёрой с белой шнуровкой. Токийский национальный музей.
Шнуры для доспехов были двух видов: кожаные – кава-одоси и шелковые – ито-одоси. Плотное одноцветное плетение кэбики-одоси было самым популярным и одновременно наиболее простым. Плетение кожаными шнурами, когда на желтых, белых или палевых полосах штамповался мелкий рисунок в виде цветов сакуры, обычно темно-синих, коричневых или зеленых, называлось кодзакура-одоси. Это были древнейшие виды плетения, появившиеся, видимо, на рубеже X–XI веков и пользовавшиеся большой популярностью во время войн между кланами Минамото и Тайра. Если на фоне одноцветного плетения один или два верхних ряда пластинок сплетались шнурами белого цвета, то это было плетение ката-одоси. Если шнуры другого цвета располагались внизу, называлось коситори-одоси (коси означает «бедра»); а если полосы чередовались, то это уже было дан-одоси. Плетение из разноцветных полос называлось иро-иро-одоси. Вариант плетения иро-иро-одоси, при котором цвет полосы посередине заменялся другим, назывался катами-гавари-одоси – дословно «замена у половины тела». Этот тип плетения был очень популярен в эпоху Муромати. Очень сложным и элегантным было распространившееся с XII века плетение сусого-одоси, когда цвет каждой новой полосы был темнее предыдущего, начиная с верхней белой полосы вниз, причем очень часто между верхним белым цветом и более темными цветами внизу помещалась желтая полоса. Если светлые полосы были внизу, а темные сверху, то это был тип ниои-одоси, и оба этих вида плетения были популярны во время войны Гэмпей. Довольно редким было древнее плетение в виде шевронов: сага-омодака-одоси с углом верх и омодака-одоси – углом вниз. Цумадори-одоси имел шевронный узор в виде половины угла и часто употреблялся в начале эпохи Муромати. Шахматное плетение называлось сикимэ-одоси. Зигзагообразный узор на кожаных шнурах фусинава-мэ-одоси был наиболее популярен в период Намбокутё. На шнуровке мог быть изображен также герб владельца доспехов – его мон. Например, изображение японской свастики мандзю (обращенной влево) отличало клан Цугару, доминировавший на севере Японии. Линии плетения могли также идти волнами, как, например, в плетении татэвакэ-одоси, а могли составлять оригинальный цветовой узор, как, например, у плетения ката-цумадори-одоси.
Вообще-то все части доспехов должны были иметь одинаковый рисунок шнуровки, будь то рисунок на о-содэ или на кусадзури. Однако на доспехах до-мару и харамаки-до их о-содэ могли иметь один рисунок, который повторялся также и на груди и на спине, а вот на пластинах кусадзури мог быть другой. Чаще всего при этом использовался самый темный цвет полос на о-содэ.
В то время вместе с о-ёрой носили бронированный рукав, котэ, только на левой руке, чтобы правая оставалась совершенно свободной для натягивания тетивы лука. Бронированный рукав выглядел как обычный матерчатый мешок, который с внешней стороны усиливали нашитыми на него железными пластинами и который привязывался под мышкой. Под броню самураи надевали ёрои хитатарэ – украшенный вышивкой и помпонами халат. Большие мешковатые штаны хакама заправлялись в поножи, а широкие рукава затягивались шнурками у запястий. Для удобства левый рукав не заправлялся в котэ, а выпускался наружу и затыкался за пояс. Поножи представляли собой просто три согнутые железные пластины, которые привязывались к ноге. Обувь из медвежьей шкуры и кожаные перчатки для стрельбы из лука завершали вооружение самурая ниже шеи.
Конный самурай в доспехе о-ёрой и сопровождающие его пешие воины в доспехах харамаки-до. Токийский национальный музей.
Читайте также: Прямой эфир Лыхны — Токио: как японские журналисты гостили у 117-летнего старца
С доспехом о-ёрой было принято носить тяжелый шлем кабуто, состоявший из нескольких железных пластин, скрепленных при помощи больших конических заклепок, головки которых выступали над их поверхностью. Иногда, глядя на эти заклепки, можно подумать, что они излишне велики, однако чаще всего мы видим не сами заклепки, а полушария, закрывающие их сверху ради красоты!
В тулье шлема сверху делали отверстие диаметром около 4 см – тэхэн, служившее не только для вентиляции, но и для более прочного закрепления шлема на голове. Осуществлялось это следующим образом. Волосы собирались в узел. Затем на голову надевалась шапочка самурая эбоси, и вот этот-то узел вместе с частью шапочки и выправляли наружу через отверстие на макушке шлема. И это было очень важно, так как шлемы в то время не имели подкладки и удерживались на голове только благодаря завязкам под подбородком и этому пучку волос. В период Камакура (XIII–XIV века) самураи перестали собирать волосы в узел, поэтому отверстие в шлеме утратило часть своих функций. Более того, в довольно крупное отверстие на макушке шлема могли попасть стрелы, когда самураи наклоняли голову вперед[6]6
Интересно, как о возможном попадании стрел в отверстие тэхэн говорится в «Хэйкэ Моногатари» («Повесть о доме Тайра»): «Возьмитесь за руки и переправляйтесь цепочкой. Если голова коня скроется под водой, поднимите ее; если враг выпустит стрелу, не хватайтесь за лук, чтобы сделать ответный выстрел. Наклоните голову, и стрела скользнет по назатыльнику шлема, но не наклоняйтесь слишком низко, иначе стрела попадет в отверстие на макушке».
[Закрыть]. В конце концов делать это отверстие перестали; и к началу периода Муромати (XV век) об их существовании напоминали только украшения, которые крепились на его месте снаружи. Большой изогнутый, словно у римского легионера, затыльник шлема – сикоро, как и все остальные части доспеха, собирался из пластинок кодзанэ. Но обратите внимание, что его края при этом были выгнуты наружу и вверх в форме латинской буквы «U». Эти выступы – фукигаёси – покрывались тисненой кожей, так же как и козырек шлема, и защищали лицо воина сбоку. Шлем украшался еще одним небольшим узлом агэмаки, который находился у него сзади, и различными мелкими декоративными деталями из меди.
Шлем хоси-кабуто с эмблемой цветка павлонии между кувагата.
Общий вес доспехов достигал 27–28 кг; при этом нагрузку на плечи несколько снижало седло, на которое своим нижним краем опиралась кираса. Однако, когда самурай спешивался, полные доспехи оказывались слишком тяжелыми для продолжительного ведения боя. К тому же они были довольно длинными, так что существовала даже идиома «носить длинные доспехи». В любом случае нужно подчеркнуть, что доспехи о-ёрой, как, впрочем, и все остальные доспехи воинов того времени, униформой для них не являлись. Каждый комплект делался на заказ и выполнялся строго индивидуально, точно так же, как и рыцарские доспехи в Западной Европе, хотя внешне они и походили друг на друга, словно близнецы. Тем не менее среди них не было и двух одинаковых, и каждый такой доспех имел собственное название, подчеркивающее характерные особенности его устройства. Название доспеха обязательно включало цвет шнуров, название материала, из которого он был сделан, тип плетения и, наконец, тип, к которому относился сам этот доспех. Например, доспех о-ёрой с чередованием красных и синих шелковых шнуров имел следующее название: ака-кон ито дан-одоси ёрой, причем первым в нем всегда шел цвет, который находился у него сверху. А название ака-кодзакура-сиро-гава-одоси-но-о-ё-рой принадлежало доспеху о-ёрой, в котором шнуровка была выполнена кожаными ремнями одосигэ с красными цветами вишни, изображенными на белом фоне!
Шлем с таким огромным сикоро мог быть либо очень древним, либо новоделом, изготовленным на заказ. Экспонат музея искусств Чайзен университета Висконсин-Мэдисон. Висконсин.
Меч начала периода Камакура. Такой меч держали одной рукой, но он уже имеет все признаки классического нихонто – японского меча с изогнутым клинком. Токийский национальный музей.
Что касается наступательного оружия, которым пользовались воины, носившие доспехи о-ёрой, то обычно они имели при себе меч, кинжал, лук и алебарду с длинным клинком, похожим на меч, называвшуюся нагината. Меч главным оружием самурая в то время еще не считался, но уже к XI веку и его конструкция и способ употребления достигли своего совершенства. Но все же это было просто оружие, такое же, как и любое другое, и легендам о самурайском мече, как и о самих самураях, еще предстояло сложиться. Мечи ранних воинов, известные как тати, носили на поясе лезвием вниз. Это был, судя по изображениям на свитках, единственный общепринятый способ, поскольку только так его и можно было носить с громоздкими доспехами о-ёрой. К ножнам был прикреплен деревянный или плетеный диск, на который наматывалась запасная тетива для лука, поскольку именно лук был в это время главным оружием воина, и ему следовало позаботиться даже о такой «мелочи», чтобы не остаться безоружным в разгар боя! Луки были сложносоставные, как и большинство азиатских луков. Их собирали из бамбуковых планок, отдельные детали делали из других сортов дерева, и все это обматывали волокном ротанговой пальмы. Одной из любопытных особенностей японского лука было то, что при стрельбе его держали не посредине, а примерно в том месте, что находилось в трети длины от его нижнего конца. Так из него было удобнее стрелять с седла. Самураи часами упражнялись в искусстве стрельбы, пуская длинные бамбуковые стрелы со скачущей лошади. Наконечники стрел имели разную форму и, соответственно, служили разным целям. Открытые V-образные, похожие на ножницы наконечники, возможно, предназначались для разрезания скрепляющих доспехи шнуров, хотя первоначально они, вероятнее всего, использовались для охоты. Забавный наконечник в виде большой деревянной репы со сквозными отверстиями, который свистел в полете, также находился в колчане у воина, и такие стрелы использовались для подачи сигналов и устрашения врага. При этом стрелы самураи носили в колчане, который обычно подвешивали на поясе справа, а вытаскивали их из него не через плечо, как это было принято на Западе, а вниз!
Описанные здесь доспехи и оружие явно говорят о том, что мирная бюрократия, стоявшая у власти со времени Великих Реформ, постепенно стала все больше уступать давлению со стороны новых военных кланов, а те все больше и больше ощущали себя неким единым сообществом, боевым братством. Войны с аборигенами по поручению правительства давали самураям в приграничных районах хорошую практику, но настоящую военную науку они постигали в битвах с точно такими же воинами противоположной стороны. Однако влияние отдельных мятежей и восстаний на общий ход японской истории было бы незначительным, если бы оно не способствовало формированию самурайских традиций. В последующие годы самураи вдохновлялись призывом подражать деяниям предков, да так, что при вызове на поединок стало в обычае провозглашать свою родословную и историю своего дома, что придавало им большую значимость и в собственных глазах, и в глазах их противников.
На этой ксилографим Кобаяси Киочика (1847–1915), изображен самурай Тайрано-Таданори, который собирается заснуть под цветущей сакурой. Интересна она, однако, не своим сюжетом, а тем как точно выписаны на ней все детали его доспеха о-ёрой. Обратите внимание, что он сидит, не сняв пластины ваидатэ, которая закрывает ему правый бок. Хорошо видны все её завязки и способ крепления. Музей искусств Лос-Анджелеса.
Секс и самураи
Секс и самураи
Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи, как правило, возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений — вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.
Наплечники и набедренники
Название «большой доспех» закрепилось за самурайской броней о-ёрой благодаря характерным широким наплечникам и набедренникам. Они придавали обмундированию оригинальный, ни с чем не схожий облик. Набедренники делались из все тех же горизонтальных рядов пластин (по пять штук на каждый). Эти элементы доспеха соединялись с нагрудниками с помощью кусков кожи, покрытых узорами. Боковые набедренники лучше всего защищали бедра самурая, сидевшего в седле лошади. Передние и задние же отличались наибольшей подвижностью, так как, в противном случае, они могли мешать при ходьбе.
Самой заметной и экзотической частью японской брони были наплечники. Аналогов им не было нигде, в том числе и в Европе. Историки считают, что наплечники появились в качестве модификации щитов, распространенных в армии государства Ямато (III-VII вв.). У них действительно было немало общих черт. В этом ряду можно выделить значительную ширину и плоскую форму наплечников. Они были достаточно высокими и даже могли поранить человека при активном махании руками. Для исключения подобных случаев края наплечников делались округлыми. Благодаря оригинальным конструкторским решениям эти детали брони были достаточно подвижными несмотря на свой ложный громоздкий вид.
Самураи-европейцы
Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, — полководцем, то есть сёгуном.
В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:
Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адамс, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.
Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.
Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.
Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.
Конец халтуры
Триумфальное прибытие в Японию португальских кирас и порохового оружия решило судьбу японского доспеха. Местное железо при добавлении ему толщины до пулестойкости превращало кирасу в почти десятикилограммовое изделие. Эффективно двигаться в манёвренном японском бою под столь тяжёлой защитой было настолько сложно, что броня попросту начала вымирать.
Привозное — очень дорого, своё — не годится, куда ни кинь — всюду кромешная безысходность.
Обратите внимание на следы испытания шлема обстрелом — да, пулю он держал
Численность самураев
Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси — воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод — самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.
Одежда самурая
Одежда самурая
Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль их одежды оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.
Читайте также: Читать онлайн «Хокку (Японские трехстишия)» — RuLit — Страница 6
Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.
Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.
Эволюция доспеха
Исторически японский благородный воин — конный лучник. Доспех ему требовался в основном для защиты от других лучников. Значит, если доспех отклоняет стрелы, понижает шанс пробития и не мешает стрелять в ответ, это уже хороший доспех.
Продержалось такое положение века. Серьёзные перемены оформились примерно к XVI веку, когда по Европе уже вовсю применяли вполне приличное стрелковое оружие.
Оружие самурая
Оружие самурая
Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечoм, которое они носили, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся в Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.
Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана — изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера — сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».
В арсенале самурая был также длинный лук — юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа,; этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье — яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.
Плохим клинком о плохой доспех
Назвать японское железо хорошим нельзя при всём желании. Самурайский клинок запросто можно не то что сломать, а чуть ли не разбить. Если школа боя требует в основном щадящих меч режущих ударов, доспех с хорошей защитой от порезов уже достаточен.
Комбинация тонких железных пластинок, толстой кожи и шнурков вполне прилично защищает от настолько плохого оружия.
Образ самурая
Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.
Япония — страна контрастов
Действительно, японский доспех — если оставить в покое его внешнюю красоту — на фоне привычных европейских выглядит довольно уныло. Можно даже сказать, убого. Лак и цветные шнурки — конечно, штуки красивые, но кожа и тонкое железо под ними — защита довольно слабая.
Только ли бедностью страны это вызвано?
Харакири
Харакири
Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота — сэппуку или харакири — есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда самурай не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.
Ритуал сэппуку — это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение — танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.
Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.
Переходной-доспех — Могами-до
Ламинарный аналог до-мару
или
харамаки
(соответственно
могами-до-мару
и
могами-харамаки
), в ранних вариантах состоящий из обильно-перфорированных полос, через которые проходила обильная шнуровка, старательно имитирующая настоящие мелкие пластинки, для более убедительной имитации пластины имели зубцы и рельеф, имитирующие наложенные друг на друга мелкие пластинки. Несмотря на большую жёсткость конструкции по сравнению с ламеллярами, доспехи
могами-до
тем не менее рассматривались современниками лишь как дешёвая подделка. С появлением более совершенных
мару-до
,
могами-до
перестал имитировать ламелляр (скрывать свою ламинарную природу), и продолжал изготавливаться вплоть до появления
окэгава-до
, но уже как явный ламинарный доспех.