Сёин-дзукури


Сёин-дзукури

(яп. 書院造り, «кабинетный стиль») — стиль оформления жилых помещений, особенно комнат японских самураев —XVI веков периода Муромати. Происходит от стиля оформления рабочих кабинетов дзэновских монахов.

Особенностью стиля является наличие в комнате ниши, углубления в стене, называемое «токонома» (яп. 床の間), параллельных полок «тигаи-дана» (яп. 違い棚), подоконника рядом с нишей и окна с бумажными ставнями (яп. 付け書院)[1].

Старейшим образцом этого стиля, сохранившимся до сих пор, считается комната Восточного храма монастыря Гинкаку-дзи, которая служила рабочим кабинетом сёгуна Асикаги Ёсимасы.

Сегодня большинство японских традиционных комнат оформляются в «кабинетном стиле». Он является обязательным для чайных, в которых проводят чайную церемонию.

Читайте также:  8 мифов о ниндзя, в которые вы верите совершенно зря

Литература

  • Рубель В. А.
    Японська цивілізація: традиційне суспільство і державність. — Київ: «Аквілон-Прес», 1997.
  • Nishi, Kazuo; Hozumi, Kazuo.
    [books.google.com/books?id=oZl_yEJGtUYC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false What is Japanese architecture?] — Kodansha International, 1996. — ISBN 4770019920.
  • Young, David; Young, Michiko.
    [books.google.com/books?id=Ag5WpEKifGEC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false The art of Japanese architecture]. — Tuttle Publishing, 2007. — ISBN 0804838380.

«Гассё Дзукури — архитектруный стиль японской деревни»

Физкультпривет! Извините, что отзыв не «совсем свой», но и не из тырнета скопирован. Жена прочитала в японском внутреннем журнале про деревню, которая имеет свой архитектурный стиль! Необычно, да? Я добавил фотографии, но без «объясняющего» фотографии текста, фотоальбом «гассё-дзукури» совсем теряет смысл, поэтому пишу в «отзывах». Кроме самой страны — никаких оценок не ставил… Фотоальбом теперь понятен. — Деревня Сиракава (префектура Гифу, Япония) расположена в труднодоступном горном районе японского острова Хонсю. Климатические особенности – обильные снегопады и сильные дожди – привели к появлению здесь своего архитектурного стиля гассё-дзукури. («Гассё» переводится как «сложенные в молитве руки». Дзукури — японский глагол действия). На руки похожи высокие соломенные крыши местных деревянных строений : они имеют крутизну около 60-ти градусов, тогда как обычно при строительстве этот показатель не превышает 45 градусов. Лёгкая воспламеняемость материалов, из которых построены дома, вынуждает жителей «ПРОЛИВАТЬ» постройки водой во избежание пожаров. Стиль гассё-дзукури можно увидеть также в селе Гокаяма – в префектуре Тояма на Хонсю. Сиракава и Гокаяма в 1995-м году признаны памятником мирового наследия под охраной ЮНЕСКО как «выдающийся пример традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям». P.S. В Сиракава сохранились дома, которым 200 лет — для Японии крайне редкое явление.

Другие отзывы автора:

  • 31.10.13 Япония, Токио, «Токийский метрополитен. Схема на русском
    »
  • 30.05.13 Япония, «Преступность есть и в Японии! Но японская
    »
  • 23.05.13 Япония, «СУМО для БЫКОВ
    »
  • 20.05.13 Япония, «ФРОНТ цветения сакуры
    »
  • 11.05.13 Япония, «Ряды нарядов на лавандовых полях Фурано
    »
  • 08.04.13 Япония, Кумамото, Hozantei, «Рёкан Hozantei в Курокаве. Префектура Кумамото. Япония
    »
  • 28.03.13 Япония, «Пылающий пейзаж в Беппу (префектура Оита), Япония
    »
  • 24.03.13 Япония, «городок Курокава в префектуре Кумамото
    »
  • 06.02.13 Япония, «Гассё Дзукури — архитектруный стиль японской деревни
    »
  • 29.01.13 Япония, «остров Ириомотэ, префектуры Окинава. Япония
    »
  • 06.11.12 Япония, Остров Окинава, The Busena Terrace 5*, «Отель The Busena Terrace, город Наго, Окинава
    »
  • 24.09.12 Япония, «Покатушки на быках острова Такетоми в префектуре Окинава, Япония
    »
  • 24.09.12 Япония, «Дайвинг с акулой на острове Окинава. Япония
    »
  • Все отзывы Okinawa о своих путешествиях ➙

Поиск цен на туры и отели в Японию

Отзывы туристов по Японии

Ссылки

  • Здания тясицу ·

    минка
    ·
    замки
    ·

    Элементы сёдзи ·

    татами
    ·
    мокоси
    ·
    мойя
    ·
    хисаси
    ·
    токонома
    ·
    цуйтатэ-сёдзи
    ·
    кабэсиро
    ·
    китё
    ·
    фусума

    Ворота, входные группы саммон ·

    карамон
    ·
    тории

    Религиозные здания и сооружения дзиндзя ·

    пагода
    ·
    тории
    ·
    тахото
    ·
    хондэн
    ·
    хайдэн
    ·
    хокора

Отрывок, характеризующий Сёин-дзукури

– Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа. – Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк. – Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки. – Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она. – Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик. – Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда. – Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня. – Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия. – Да полно, Наташа, – говорила ей Соня. – Я вижу, ты права, да вынь один верхний. – Не хочу, – кричала Наташа, одной рукой придерживая распустившиеся волосы по потному лицу, другой надавливая ковры. – Да жми же, Петька, жми! Васильич, нажимай! – кричала она. Ковры нажались, и крышка закрылась. Наташа, хлопая в ладоши, завизжала от радости, и слезы брызнули у ней из глаз. Но это продолжалось секунду. Тотчас же она принялась за другое дело, и уже ей вполне верили, и граф не сердился, когда ему говорили, что Наталья Ильинишна отменила его приказанье, и дворовые приходили к Наташе спрашивать: увязывать или нет подводу и довольно ли она наложена? Дело спорилось благодаря распоряжениям Наташи: оставлялись ненужные вещи и укладывались самым тесным образом самые дорогие.

Сёин-дзукури

Центральным компонентом монашеского жилища в храме являлось окно-фонарь, напоминающее эркер, где монах занимался чтением и переписыванием буддийских книг. Эта часть помещения называлась сёин — «ученая келья», или «кабинет» (буквально «сёин» означает «помещение для письма»). В келье обязательно имелась ниша с приподнятым в ней полом — её называли токонома, — в которую помещали изображение Будды. В особой нише рядом с токонома устраивалась тигаидана (буквально «полка с различными [уровнями]»). Она представляла собой две расположенные друг над другом полки, каждая из которых имела вид не ровной доски, а двух идущих слева направо горизонтальных ступеней. Полки крепились к внутренним боковым стенкам ниши и к центральной части задней ее стенки. На тигаидана хранились свитки с текстами буддийских сутр и трактатов. Чтобы попасть в жилое помещение, необходимо было пройти через небольшую переднюю (яп. гэнкан).

Сёин

Сёин. Кабинетный стиль

В домах мирян, которые в течение многих веков выполняли по существу только функцию спальни, также стали делать нишу токонома, в которую вешали свитки с изречениями мудрецов, фразами из сутр, стихотворениями или же рисунками (такие свитки именовались — какэмоно). Появились в домах и полки-тигаидана, на которые ставили книги, шкатулки, вазы и т. п. Новый стиль жилищ получил название сёин-дзукури («кабинетный»), а сами помещения стали именоваться сёин («кабинет»), хотя наличие книг здесь не было обязательным. Таким образом, жилое помещение мирянина было уже не только спальней, но и гостиной. Следует подчеркнуть, что все указанные метаморфозы японского жилища означали появление в нем интерьера в собственном смысле слова. С другой стороны, необходимость подбора какэмоно, ваз. цветов, составление из них композиций резко усилили эстетический момент в отношении японцев к своему жилищу.

Сёин

Сёин. Кабинетный стиль

Своему появлению и распространению в гражданской архитектуре стиль «сёин-дзукури» обязан одному из известнейших добосю – Ноами, а характерным образцом жилого помещения стиля сёин-дзукури являлась располагавшаяся на горе Хигасияма резиденция сёгуна Асикага Ёсимаса, которому и служил Ноами.

Читайте также:  Семейные традиции Японии — праздники и интересные обычаи

Серебряный Павильон на горе Хигасияма

Ноами в молодые годы обучался наклеиванию картин на твердую основу (картон, свитки из плотной бумаги и т. п.), но со временем стал знатоком китайской живописи сунского периода и экспертом по изделиям художественных промыслов, привозившимся из Китая. Он пользовался известностью как поэт и художник, разбирался в архитектуре. Традиция утверждает (правда документальных свидетельств не сохранилось), что Ноами был выдающимся мастером аранжировки цветов и подбора благовоний. Одной из служебных обязанностей Ноами, которую он делил с сыном и внуком, являлись учет и оценка изделий китайских мастеров. В основном это были живопись, каллиграфия, вазы и разнообразная чайная утварь, хранившаяся в доме сёгуна, причем к последней, как говорят, он проявлял особый интерес.

Четыре сезона. Цветы и птицы

Ноами. Четыре сезона. Цветы и птицы
Ноами. «Четыре сезона. Цветы и птицы»

Китайская чайная посуда и принадлежности для приготовления чайного напитка имели для японцев того времени безусловную эстетическую ценность, и Ноами смело включил их в число предметов, которые предлагал использовать для украшения интерьера жилищ типа сёиндзукури. Большое внимание он уделял композиции элементов интерьера, соразмерности вещей (в том числе и чайной утвари). Этот вид организации интерьера получил название сёинкадзари, т. е. «украшение [в стиле кабинета-]сёин». Неудивительно, что в конце концов Ноами пришла мысль проводить чаепития не в специальном павильоне, а непосредственно в жилом доме1.

Для построек архитектурного стиля сёиндзукури характерно разделение общего интерьера на комнаты и компартименты при помощи фусума (раздвижных панелей) и ширм. Художники-монахи, писавшие свитки тушью, естественно, стали расписывать тушью интерьеры в специально приспособленном к их образу жизни стиле сёин. В этом, кроме всего прочего, можно видеть, что дзенское искусство отнюдь не было всецело заимствованным и вторичным, а творчески отталкивалось от китайского прообраза, работая в жанре, китайцам не свойственном. Интерьер сёин-дзукури мог иметь живопись на всех четырех стенах — свитки в токонома, пара бёбу (многостворчатые ширмы) около смежных или противоположных стен и панорамные фусума (раздвижные перегородки).

Сосна и Слива в лунном свете

Кайхо Юсо. Сосна и Слива в лунном свете
Кайхо Юсё. «Сосна и Слива в лунном свете». Фусума-э

Пространственное решение интерьера построек стиля сёиндзукури являет собой прекрасный пример образного мышления. Приведем описание из прекрасной книги Хайнриха Энгеля: «Весь дом состоит из совокупности нескольких пространств равной ценности. В пространстве не содержится физически выраженного указания направления или оси здания, не существует высшей точки пространства, которая могла бы представить начало или конец. Таким образом, открытие одной комнаты другой (раздвигая стены) сеть не более как прибавление равного к равному, так что их пространства или полностью смешиваются или, если и остаются обособленными, не конкурируют друг с другом. Общее пространство, несмотря на гибкость и переменчивость отдельных частей, остается уравновешенным и статичным… Каждая комната обладает своей пространственной уравновешенностью, что позволяет как присоединять, так и полностью смешивать помещения разных размеров, без особого подчеркивания статических качеств их собственных пространств»2.

1 Игнатович А.Н. «Чайное действо». Москва. Стилсервис. 2011 г., стр. 65-66 2 Штейнер Е.С. «Дзен-Жизнь: Иккю и окрестности», Петербургское востоковедение, С.-Петербург, 2006 г., стр. 222-224

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий