Традиционный меч «катана». Япония, производственный выпуск (ковка) клинка вторая половина периода «Новых мечей» — дзидай Синто (1596 – 1781 гг.), кузнечная школа Касю Киёмицу, провинция Кага.

Японское холодное оружие с веками обросло тайнами и домыслами. История Японии в древности и средние века насыщена междоусобными войнами и бесчисленными сражениями. Поскольку столкновения и конфликты возникали в рамках одной страны, воюющие зачастую применяли одинаковые техники боя и похожее вооружение.

Единственный шанс выиграть в этом случае – сделать безупречным свое владение оружием. Поэтому холодному оружию и техникам боя с его применением в Японии издревле уделяли огромную роль.

Лук (Юми)

У древних японцев считалось, что именно искусство стрельбы из лука, носящее звучное название «кюдо», является наиболее важным умением в бою. Только самые знатные воины в иерархии японских самураев имели право владеть луком. Тогда лучник напрямую ассоциировался со священным трактатом “бусидо”, что в переводе означает – “путь самурая”.

Стандартный лук длиной в два метра, имеет ассиметричную форму, при этом его верхняя в два раза меньше нижней. Считается, что такое оружие наиболее удобно для стрельбы с лошади. Юми преимущественно изготавливают из бамбука и древесины. Стандартная дистанция прицельного выстрела составляет порядка шестидесяти метров, но в руках подготовленного воина эта дистанция увеличивается вдвое, а то и втрое.


Также в древности существовали юми гораздо длиннее двух метров, а тетива так тяжело натягивалась, что для практического использования лука требовалось сразу семь самураев. Как правило, такой вид лука использовался для потопления вражеских шлюпок, то есть применялся в морских сражениях. Японские воины зачастую воевали со своими врагами на море, поэтому с самых древних времен юми обязательно должен был присутствовать в их арсенале.

Читайте также:  Великое землетрясение Канто: 90% погибших приходилось на Токио и Йокогаму

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.

Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.

Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.

Копье (Яри)

Длина классического копья в среднем составляла от двух до пяти метров. Древко (нагаэ) изготавливалось преимущественно из дуба, к нему крепился наконечник (хо), имеющий форму меча. Такое оружие всегда наносило самые страшные колющие и рубящие удары. Копье в большинстве случаев предназначалось для сбивания всадника с лошади. Японский пехотинец должен был обладать достаточной силой, чтобы иметь возможность использовать яри в бою. Нередко получалась так, что уставший во время противостояния боев не мог поднять это оружие и продолжить бой.


Предшественником этого копья являлся меч хоко, который имел наконечник в форме ромба, а в длину составлял около двадцати сантиметров. Это легкое копье предназначалось для точечных уколов и выбрасывалось одной рукой.

История создания

Для того чтобы в полной мере ответить на вопрос, что такое катана, необходимо изучить появление легендарного меча. Клинок был придуман как конкурент прямому тати и берет свое начало в период Камакуры.

В те времена, чтобы выиграть бой, хватало доли секунды. Поэтому катана получила широкое распространение за счет скорости при вынимании из ножен.

Длина меча практически не изменялась. Она стала немного меньше в XV веке, но к концу XVI столетия снова вернулась к своим размерам (70-73 см).

японская катана

Сегодня настоящие катаны – это серьезное оружие, которое имеет убийственную остроту.

Лезвие (Сюрикэн)

В дословном переводе – “лезвие, скрытое в руке”. Метательный вид оружия скрытого ношения. Как правило, имеет строение звездочки, но также может иметь форму самых разных бытовых вещей – гвозди, иглы или же монеты. Сюрикэн очень часто использовался в ходе военных действий. Если японский самурай терял свое основное оружие, он тут же вспоминал о своем скрытом лезвии.

Читайте также:  Сумоист самого низкого ранга впервые выиграл Кубок Императора. И расплакался от счастья прямо на помосте

Отличие

В японском языке это слово используется для обозначения меча искривленной формы с одним лезвием. Катаной можно назвать клинок любого происхождения, но она имеет некоторые отличия:

  1. Одно лезвие.
  2. Тонкость.
  3. Квадратная или круглая конструкция защиты руки.
  4. Рукоять имеет достаточную длину, позволяющую держать меч двумя руками.
  5. Очень высокая острота.
  6. Клинок имеет особенный изгиб, который упрощает разрезание.
  7. Большая разновидность клинков.

Мечи

Как известно, владение мечом у японцев называется кэндзюцу, где кэндо означает «путь меча», а дзюцу – «искусство». Помимо основных техник использования оружия, кэндзюцу также включает в себя воспитание воинского характера и правильного подхода к освоению самурайских догм. Самурайский меч именуется как ”душа самурая ”. Воины относились к такому оружию с особым трепетом, с максимальной бережливостью.

Меч являлся своего рода классовым удостоверением, ведь имели право носить его только самураи. Немудрено, что они даже спали с ним. Обязательно стоит отметить особый подход к изготовлению данного вида оружия, ведь оно возводилось японцами до абсолюта и имело под собой большую ритуальную подоплеку. Длительный и упорный труд затрачивается на изготовление самурайского меча, что в среднем занимает несколько месяцев. Мастер стремится достигнуть максимально четких углов и абсолютно ровных поверхностей. Данный вид оружия не только эффективен в бою, но и эстетически привлекателен, ведь недаром даже в наши дни самурайский меч занимает особую культурную нишу и во многих домах используется в качестве украшения для декора.

Катана

Появление на свет первого самурайского меча датируется примерно X в. тем самым временем когда знатные японские воины служили феодальным полководцам. Их называли самураи, что означает, те кто служит. Мощь и авторитет таких войнов постепенно возрастали. Только избранные аристократы могли стать самураями. Это означало бесконечные тренировки и дисциплину, которые всегда отделяли их от остального общества. Быть самураем было почетно, это давало ощущение причастности к элите. Ты лучший, потому что только лучших избирают.

Для таких историков как доктор Стефан Тернбола помимо прочего самурайский меч стал еще и легендой. Достаточно мощный что бы расеч тело пополам, но настолько точный что бы разрерать одну волосинку. Расчитанный что бы рассекать достовая из ножен, меч, принес собой новый вид битвы. Меч Катана

разработанный в XVI в.комбинирует в себе баланс, аристакротическую красоту и идеальную острату клинка. В засекреченном месте где-то на юге Японии все еще выковывают
настоящие мечи Катана
, это место называют — Родиной товаров. Здесь расположены редкие минеральные залежи производящие уникальную сталь. Рождение Катаны на самом дне плавильной печи под названием Татара. Секреты старинного исскуства и по сей день восхищают опытного металурга Девида Старли, который рассказывает о печах следующее: Традиционная японская плавильная печ называется Татара, она около трех метров в длину, метр в ширину и 1-2 метра в высоту. Имеет ряд входных отверстий для воздуха.

Кихара Акира (Akira Kihara — Tatara Master)

— один из последних оставшихся мастеров традиционной Татары в мире. Он не спит по 3 дня и 3 ночи наблюдая за работой плавильной печи, над темными металами для производства острейших мечей. По сравнению с обыкновенной железной рудой, железный песщаник найденный неподалеку — невероятно чистый. Он содержит намного меньше примесей, таких как сера и фосфор, делающих железо и сталь ломкими. Магия начинается когда углерод содержащийся в угле соединяется с железным песщаником и формирует уникальную сталь.

Эту необработанную сталь японцы называют — Тамахагани. Кихара Акира рассказывает: в течении часа железистый песщаник просачивается на дно печи. Посмотрев на цвет мы можем сразу определить стала ли смесь Тамахагани. Частично из-за того что она никогда не плавится полностью необработанная сталь сохраняет химические и физические параметры необходимые для меча Катана. На атомном уровне неизменным остается небольшое количество углерода. Ровно то количество, которое необходимо легендарному мечу Катана для его самого главного качества. Углерод обеспечивает внутреннюю амортизацию удара. позволяющую отражать удары противника.

Но хороший меч самурая не должен быть только упругим, металлург Девид Старли, эксперт королевской оружейной палаты в объединненом королевстве говорит: это чистейший металл, очень эластичный и крепкий, он не расколится. Концы меча Катаны также сделаны из стали с небольшим количеством примеси, таких как сера, что в результате позволяет получить, остроту подобную лезвию. Уникальное совмещение железа с углеродом, придают мечу Катана прочность и гибкость одновременно, а руках тренированного самурая, привосходит по мощности свой вес и размер. Японские мастера превзошли сами себя в искусстве выплавлять мечи еще много веков назад. При нагревании до 1000 градусов жесткая сталь и мягкое железо превращаются в двуметалльное лезвие.

К концу второго дня плавильная печь поглатила 2/3 от 26 тонн угля и железестого песщаника. Кихара Акира: это печь как человек, я представляю что железо это еда, которой он питается. Только так, печь сможет дать нам качество Тамахагани.

Для 70 летнего человека Кихара Акира, остается на удивление страстным к своей работе. Со временем железо, разъедает стенки печи. Прямо под ней находится 3 метровая камера, любая жидкость впитавшаяся из земли снизила бы температуру и испортила драгоценную сталь, пришлось бы начинать весь процесс заново. Слои пепла и угля приподнимают печь над землей и с каждой стороны находятся 2 вентиляционных канала. При температуре примерно в 1000 градусов все примеси просачиваются в нижнюю камеру, оставляя за собой чистейшую сталь. У мастера Кихары, нет современного оборудования, он слышит шум пламени.

После 4 дней неприкращающейся работы печь разбивают и достают готовую сталь из которой в дальнейшем будет создаваться меч Катана

. НА производство чернового металла под названием Таахагани ушло 26 тонн железной руды и угля, если он достаточно качественнен, то может стоить порядка 50 000 долларов, это примерно в 50 раз больше обыкновенной стали. Дальше, мастер по печи Акира Кихара определяет какие куски пойдут на меч, это зависит от содержания углерода, если углерода будет слишком мало, меч получится мягким, если много ломким. Лучший металл находится по краям, так как в этом районе происходит наибольшая оксидация (искусственное окисление).

После выбора лучших кусков, их отправляют кузнецу, где после тчательного отбора, лучшие куски идут в работу. Жар плавильной печи и постоянный работа кузнеца, превращает груду металла в новое оружие. Для избежания дальнейшей оксидации, куски заворачиваются в бумагу и тонкую обертку из глины и залы. Повторное нагревание до 1300 градусов подготавливают сталь к процессу в результате которого все отдельные куски будут соеденены. В этот момент необходимо работать быстро пока сталь не охладилась. Во время ковки вытесняют последние оставшиеся примеси. Готовый продукт весит на 50 процентов меньше, чем необработанный металл. То что скоро станет мечем, начинает приобретать форму. Единного сплавленного куска, однако металл не обретет свое лицо, пока его еще несколько раз неперегнут и не отобьют — это делается для того что бы равномерно распределить углерод. тот процесс необходим что бы перемешать железо и сталь, тогда кусок станет равномерным по всей структуре. Все проделанное производит около 5000 слоев на 1 сантиметр стали. именно эти слои создают модель под названием Дзи-xaдa (Jihada) — кожа металла.

Читайте также:  Соединение мыслей: сложные и составные предложения в японском языке

Структура

Триумфом японских кузнецов стало совмещение железа и стали, для того что бы клинок оставался одновременно острым и не ломался. Жесткий материал по краям, более гибкий с обратной стороны клинка. Два отдаленных качества делают Катану острейшим и крепким из когда либо выкованных мечей, после чего под ударами кузнеца происходит слияние двух металлов. Острейший клинок, богатый углеродом сделанный из стали которая обернута вокруг нижнего слоя (более гибкого железа, образующего сердцевину лезвия). Но японские кузнецы не останавливались на достигнутом и продолжали совершенствовать свои работы. Секрет их умения заключается в работе с микроструктурой металла.

Под микроскопом, мы видим смесь нескольких компонентов. С наружней стороны, ближе к обратной стороне лезвия у нас чистое железо. Однако для острия нам необходимо что то прочнее стали. Острие Катаны важнейшая часть меча

.

Секретная смесь глины с порошковым углем размазывается по поверхности меча изолирует и защитит лезвие во время закалки. Изоляционная линия сама по себе искусство, ее называют — Хаман. Она не только показывает мастерство кузнеца это проявление его творчества, характеризующая самого мастера.

Во время закалки происходит медленное рождение Катаны. Когда клинок во второй раз подвергается накаливанию, мастер терпеливо ждет когда клинок достигнет цвета заката, после чего его погружают в воду. Из-за резкого перепада температуры, на клинке углерод распределяется по краям, так и образуется острие меча. Такие структуральные изменения во время охлаждения приводит к традиционной форме меча.

Катана — доказательство стремления человека к совершенству, это кульминация вековых поисков идеального оружия с острейшим и прочнейшим клинком.

Оценить статью:

Оцените сайт:

Рассмотрим несколько частных видов самурайских мечей:

Нагината

В переводе с японского нагита означает «длинный меч». Его рукоять достигает длину в два метра и имеет дополнительный клинок, размер которого составляет пятьдесят сантиметров. Пехотинское оружие применяется для нанесения травм коням противника. Его предшественником является небольшой меч, который в древней Японии использовали крестьяне для защиты от вражеских племен.

Цуруги

Старинный самурайский меч, заточенный с двух сторон. Использовался до десятого века в боевых сражениях, после чего был заменен на меч “тати”.


Тати

Длинный односторонне изогнутый меч, достигающий 60 сантиметров в длину. Является прямым предком всемирно меча “катана”. Чаще всего применялся всадниками и носился острием вниз в целях соблюдения безопасности.


Катана

Этот меч появился в пятнадцатом веке. Многие японские солдаты называли его усовершенствованным тати. У всех катан длина лезвия достигает шестидесяти сантиметров, рукоять слегка выпуклая, как правило, охватывается двумя ладонями. Весит такое оружие до одного килограмма, а носится на левой стороне тела в специальных ножнах лезвием вверх. При угрозе меч следует держать в состоянии готовности, охватывая рукоять левой рукой, в знак доверия – правой.


Дайсе

Сразу два самурайских меча, где первый – дайто, что в переводе означает «длинный меч» и второй – сето, то есть «короткий меч». Данный вид оружия использовался самурайским классом. Дайто имел длину в среднем 100 сантиметров, сето – 50. В ширину оба меча достигали приблизительно 3 сантиметра. Владение сразу двумя мечами называлась техникой Рёто, но данным искусством обладали немногие воины, ведь, как правило, в сражении использовался только один из мечей. Стоит отметить одного из самых узнаваемых не только в японской, но и в мировой культуре, самурая Миямото Мусаси, что мастерски владел двумя мечами одновременно.

Интересные факты

Правило 34, или там ей самое место Готичная катана по-немецки

  • Возможность разрубить человека пополам от плеча до пояса — не исключено, что правда. Тут под подозрение попадает пресловутая японская кухня, а точнее огромное количество риса, поглощаемое всем без исключения населением. Дело в том, что сей продукт способствует вымыванию кальция из костей, из-за чего они становятся мягкими. Дальше логика понятна. Не последнюю роль также играла хреновость японских доспехов, а также то, что с эпохи Эдо потасовки на катанах, как правило, происходили без
    доспехов.
  • Другая фишка — разбираемость катаны. Посему коллекционную ценность представляют не только цельнособранные мечи, но и клинки, цубы и менуки — элементы декора[5]. Существует даже особый вариант заделки клинка, предназначенный именно для хранения — т. н. «сирасая», ничем не украшенные ножны и рукоять без гарды из мягкого дерева акации, в которые клинок убирался «на покой» в период, когда его не предполагалось использовать. Кстати сказать, поскольку подобный меч не имел выступающих частей и его очень легко было спрятать в мешковатой японской одежде, то именно такой монтаж клинка ужасно полюбился японским братанам из якудзы и иже с ними.
  • В некоторых провинциях Японии железный песок изначально от природы содержит немного молибдена, дающего эффект легирования — главное для кузнеца было найти правильный песок, а дальше уже меч априори разрубал все поделки других кузнецов — как мечи, так и доспехи.
  • Автор манги Ghost in the Shell
    Ота Масанори носит псевдоним Масамуне Сиро, где Масамуне — имя легендарного кузнеца Средневековья, работам которого приписывали чуть ли не божественные характеристики; сейчас они признаны национальным достоянием Японии. Имя же главной героини ГИТСа, майора Мотоко Кусанаги, взято из древней легенды, в которой Кусанаги — название меча (по значимости на уровне Экскалибура). Главная хохма здесь в том, что Кусанаги — это вообще
    не катана
    , а цуруги — прямой меч континентально-корейского происхождения, близкий родственник китайского цзяня.
  • В Нихонии до сих пор существуют школы боевых искусств, берегущие традиции и считающиеся национальным достоянием, где любой может обучиться обращению с катаной и не только. Ну, и очень распространён такой героический вид спорта, как кендо, который суть безвредный, но эффектный и канонiчний бой на палках.
  • Между тем, прославленный Миямото Мусаси мастеров фехтования катаной с некоторого времени предпочитал побивать тренировочным деревянным мечом, чтобы сократить темпы наполнения сильно разросшегося личного кладбища.
  • А в этой стране, как ни странно, отдельно взятые мастера клепают катаны весьма высокого качества, которыми без проблем (но не без умения) легко порубается на части свёрнутая в трубку тростниковая циновка. Перформанс сей можно наблюдать на ярмарке-выставке «Клинок» в Нерезиновске. Там же эти циновки могут порубить, например, непальскими кукри, что намекает.
  • « Они украли у нас Чебурашку, а мы в отместку делаем контрафактные катаны.»

    • В одной из серий Горца Маклауд выдал своей неудавшейся ученице катану пятисотлетней давности, якобы склеенную из пятисот слоёв стали. Во втором бою эта катана поломалась нафиг.
    • Не так давно одним из джапонских кустарей-затейников был произведен эксперимент — катана против стрелкового оружия. Результат можно заценить на Тытрубе. Хотя это отнюдь не оспаривает, что древние катаны могли крошиться или гнуться.
    • Широко распространённое мнение «самурайская катана аналогов не имеет» — миф. Таковым является германский KriegsMesser
      — суровое оружие наёмников, изогнутый клинок на двуручной рукояти, пользовавшийся популярностью наравне с двуручными мечами и фламбергами. Оружие оказалось позабытым после массового вооружения пехоты огнестрелом, ибо если двуручный меч был хотя бы мега-пафосным оружием, которым и благородному рыцарю было не зазорно помахаться, то кригсмессер такой родословной не обладал.
    • Существует мнение, что само слово «катана» имеет не японское, а вовсе даже португальское происхождение.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий