Московская выставка, посвященная «47 ронинам», стала источником вдохновения для написания небольшой истории, а вернее сказать пересказа настоящей японской легенды, которая на все 100% основана на действительном историческом событии. Ронин — это не русская фамилия. Ронин — это самурай, который в силу каких-либо причин остался без хозяина. И история 47 ронинов господина Асано Наганори, которого по своду правил бусидо (кодекс самураев) заставили принять смерть от сеппуку (харакири — вид самоубийства), поведает нам сказ о подлинном мужестве и бескорыстной преданности своим идеалам. Поступок 47 ронинов — это подвиг настоящих мужчин, фанатично преданных идее, ради которой они готовы не только на великие поступки и свершения, но и на смерть.
Время и место действия — Япония времен сегуната Токугавы
В начале XVIII века Япония представляла собой феодальное общество с довольно необычным для нас укладом. Дело в том, что страной, при живом императоре, управлял сегун — нечто вроде главнокомандующего войсками. Формально он признавал над собой власть монарха, который считался сыном богини Аматерасу. Однако все важные решения сегун принимал сам, без оглядки на мнение божественного потомка.
Во время описываемых событий страной правил Токугава Цунаеси, эксцентричный сегун, сочетавший в своем мировоззрении конфуцианство и буддизм, правда, в диковинном виде. От конфуцианства он взял любовь к ритуализации обыденной жизни, поэтому придворные обязаны были досконально знать все церемонии и ни в коем случае не ошибиться в мелких деталях одежды или поведения.
Читайте также: Едем на Тайвань: Нетронутая природа, источники и острова
«Собачий сегун» Токугава Цунаеси.
От буддизма же Токугава взял сострадание к живым существам, правда понимал он его довольно странно. Свое прозвище «Собачий сегун» Цунаеси получил не зря. Он под страхом смерти запретил подданным бить и уж тем более убивать бродячих собак. Если пес забирался на участок крестьянина, тот даже не имел права кричать на пса, а должен был вежливо попросить его уйти. За малейшее причинение вреда собакам крестьянина могли лишить жизни. А однажды из за такого случая вообще казнили целую деревню.
Естественно, бродячие псы расплодились с ужасной скоростью и дикие стаи начали нападать на людей, за что народ не особо любил своего правителя. О том, чем кончилась история с Цунаеси, кстати, можно прочитать в другой нашей статье.
Мельница мифов: 47 верных ронинов
Автор Игорь Буккер
Обновлено: 12.09.2019 14:01 Опубликовано: 24.01.2014 14:00
Наука » Полезно знать
Ни одна полная история самураев не может обойтись без истории «47 ронинов», обогатившей японскую культуру и ставшей известной во всем мире благодаря многочисленным книгам, пьесам, комиксам и их экранизациям. Однако многие из них, в том числе и недавно вышедший на экраны фильм Карла Ринша, весьма далеко ушли от того, что случилось на самом деле.
26 поделились
«47 ронинов»: урок доблести и чести
Но сначала поясним сам термин: ронин — это самурай без хозяина. Возможно, отсюда его японское название «человек-волна», потому что он был отпущен в свободное плавание по воле волн. Ронином становились по разным причинам. Кого-то за разные проступки «увольняли» хозяева, ну, а кто-то рождался ронином.
Были и такие, о ком повествует и последняя экранизация истории 47 ронинов, — преданные слуги, взявшиеся за рискованное предприятие. Чтобы не бросить тень на доброе имя прежнего господина и его клан, они по доброй воле становились ронинами. Наибольшее количество ронинов пришлось на период сёгуната Токугава или Эдо бакуфу (1600-1868 годы).
На самом верху иерархической лестницы находился сёгун (первоначально воинское звание, ставшее впоследствии титулом военных правителей Японии), за ним следовали его подданные, военные феодалы — даймё. Их власть поддерживало многочисленное привилегированное сословие самураев. Внизу лестницы находились крестьяне, горожане, торговцы и парии. Какие-либо перемещения между сословиями были почти невозможны.
В 1651 году после смерти третьего сегуна — Токугава Иэмицу — к власти пришел его сын Иэцуна. Во время его правления произошли внешне практически не заметные, но исключительно важные для социального устройства страны изменения. За почти полвека мирного существования военное сословие страны претерпевало существенные изменения. Самураи становились государственными чиновниками, горожанами или крестьянами. В период Гэнроку (1688-1704 годы), который считается золотым веком Японии, появились ярчайшие примеры самурайской культуры. В это время были созданы классические воинские наставления «Будо сёсин сю» и «Хагакурэ», достигли небывалого расцвета многочисленные школы боевых искусств.
Читайте также: Первая столица Японии. История Великой Японской империи
Завязка конфликта
Асано Наганори. Ключевой персонаж истории.
Именно ко двору этого помешанного на церемониале сегуна и были приглашены основные действующие лица — дайме Асано Наганори, феодал из Ако, а также дайме по имени Камеи Сама. Они были довольно неопытны в планем церемоний, поэтому их сразу определили к местному высокопоставленному чиновнику по имени Кира Есинака, который славился не только скверным нравом, но и корыстолюбием.
Подарки, которые получил Кира от двух своих учеников, не удовлетворили его, и он начал изводить их придирками и даже прямыми оскорблениями. Чиновник открыто пользовался своим положением и тем, что за обнажение оружия в покоях сегуна провинившимся светила не только смертная казнь, но и позор, падавший на весь его род.
Нападками Кира пытался выманить еще большие подарки. Дайме лишь терпели, но в какой-то момент один из страдальцев, Камеи Сама, не выдержал, и сказал своим людям, что готов убить зарвавшегося чиновника. Его люди посовещались и решили скинуться и принести церемониймейстеру подарки. Кира тут же показал свою продажность, немедленно поменяв свое отношение к Камеи: он начал вежливо с ним разговаривать и даже извинился за прошлую грубость — типичный вымогатель.
Но другой дайме, Асано Наганори, не догадался еще раз подкупить чиновника, что в итоге стоило им обоим жизни. Однажды Асано не выдержал и, после того, как его в очередной раз назвали «неотесанной деревенщиной», то ли выхватил меч и рассек лицо Кире, то ли ткнул в глаз принесенным ножом. Детали истории разнятся.
Асано Наганори нападает на Есинаку.
Нападение не удалось, Кира отделался лишь легкими ранами, но для Асано и его рода наступили темные времена. Сам дайме был приговорен взбешенным сегуном к ритуальному самоубийству, а его самураи, лишившись хозяина, стали ронинами — бродячими воинами. Семья же Асано была лишена имени клана и имущества, как опозоренная поступком главы рода.
Сюжет
Перед нами вольный пересказ одной старой японской были о самураях, но с западным акцентом. Когда-то очень давно, в веке 18 в стране правил Сегун. Он своей железной рукой заставлял подчиняться все земли, которыми правила на местах какая-нибудь известная и не менее властная семья.
Бывали случаи в истории Японии, когда одна такая семья восставала и завоевывала трон правления и тогда на долгое время именно она становилась главой страны. Другие же вельможи были горды служить своему Сегуну. А уж принять его у себя дома вообще была великая честь.
Сами же вельможи часто враждовали между собой и даже воевали. Сегун на это смотрел сквозь пальцы, пока не видел угрозы для своего правления.
Так и в этом фильме, один вельможа позарился на территорию другого и желает как можно быстрее заполучить ее. Но чтобы избежать прямого военного столкновения, тот прибегает к услугам ведьмы. Или ведьма уже была у него в доме… в общем, к завязке претензий в фильме нет.
А тут у вельможи как раз выдается случай подставить своего конкурента из соседней провинции. Именно к нему приезжает сегун, правда, зачем так толком и не сказали. Ведьма отравляет разум бедного старика и тот практически на глазах правителя пытается убить ночью своего гостя. По всем законам чести это очень подлый поступок. Теперь хозяину предстоит умереть. И только горстка верных самураев знает всю правду, но они всё же дают умереть своему господину.
После этого у злодея развязаны руки и он уже практически готов взять в жену единственную наследницу. А все те же самураи, которые теперь ронины, так как их господин мертв, клянутся отомстить злодею и его ведьме. Правда, для этого им понадобится помощь Киану Ривза.
Читайте также: Почему в Азии не любят японцев? Мрачная память военных преступлений
Ронины берутся за дело
Ронины чем то похожи на безземельных рыцарей в Европе, но со своими особенностями. Это были самураи, лишившиеся покровительства своего господина, а значит и постоянного дохода. Они могли стать торговцами (но это считалось позорным делом для воинов), а могли уйти в вольные поэты или музыканты. Последнее, впрочем, требовало таланта, и далеко не у всех он был. Однако чаще всего бедный и неприкаянный воин становился разбойником или наемным убийцей, поэтому ронинов в Японии того времени не особо жаловали.
После казни Асано осталось около двухсот самураев, неожиданно для себя ставших ронинами. И если большинство приняли эту судьбу, то сорок семь во главе с советником Оиси Кураносукэ решили, что честь господина требует отмщения. При этом они прекрасно понимали, что после мести их ждет неминуемая казнь, но пошли на это, руководствуясь кодексом Бусидо, правилами поведения самурая.
Взявшись за дело, опозоренные воины, прежде всего, затаились, ведь Кира прекрасно понимал, что они могут отомстить и был постоянно под охраной. Для маскировки ронины разъехались по Японии, ведя разгульный образ жизни. Сам же Оиси вообще развелся с женой, взял себе наложницу и постоянно проводил время в пьянках, валяясь в грязи, а проходившие мимо люди осыпали его презрительными насмешками.
Один человек из княжества Сацума и вовсе обозвал бывшего советника дураком и мерзавцем, недостойным звания самурая, пнув спящего ногой и плюнув ему прямо в лицо. Естественно, слухи о таком поведении возможных мстителей дошли до Киры, и со временем он расслабился, перестав так много сил уделять охране своей персоны. А зря.
Месть сорока семи ронинов
30 января 1703 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана ворвались в поместье Киры Еситаки в городе Эдо, по пути перебив шестнадцать и ранив более двадцати человек.
Ворота было решено разбить топором, и чтобы окружающие люди не обеспокоились, к ним были посланы гонцы с буквально таким посланием:
«Мы, ронины, состоявшие прежде на службе у Асано Такуми-но-Ками, собираемся этой ночью ворваться во дворец Кира Кодзукэ-но–Сукэ, чтобы отомстить за нашего господина. Мы не ночные грабители и не хулиганы и не причиним вреда соседним домам. Просим вас не беспокоиться».
Также, существует легенда, согласно которой ронины, чтобы отличать друг друга в темноте, повязали головы белой тканью, и теперь в Японии такие повязки считаются знаком решительных намерений, называются «Хатимаки», и надеваются перед атакой для поднятия боевого духа.
Услышав шум, Кира вместе с детьми и женой спрятался в чулане, и его долго не могли найти. Однако Оиси все же отыскал его тайное убежище и, объявив о том, что пришел отомстить за своего господина, предложил Кире сделать себе сэппуку. Тот отказался, после чего ему просто отрубили голову.
Собравшись вместе, ронины с отрубленной головой Киры в ведре прошли торжественным маршем по Эдо. Отнеся свой окровавленный трофей в буддийский монастырь, на могилу хозяина, они сдались властям и отправили самого младшего в качестве гонца в Ако, чтобы сообщить о свершившемся возмездии.
Япония: место, где похоронены 47 ронинов
Пишет блогер Сергей Шведов:
Синагава — ныне большой токийский район и огромный железнодорожный узел. Здесь находится храм Сэнгакудзи, в котором похоронены 47 ронинов. Стал он всемирно известным благодаря нашумевшей в начале 18 века реальной истории — мести клана Ако за своего вероломно убитого князя (даймё) Асано Наганори. Храм находится в 15 минутах ходьбы от вокзала Синагавы. Несмотря на свою колоссальную известность, монастырь Сэнгакудзи — так он называется официально — популярен у японских посетителей, иностранцы там почти не появляются. Может быть, потому что надо приложить некоторые усилия, чтобы найти его в лабиринте переулков Синагавы, он не на виду и разыскать его трудно, специальных указателей у метро нигде нет.
Сам Сэнгакудзи имеет довольно древнюю историю, и ко времени всей истории с кланом Ако, в январе 1703, года был семейным кладбищем клана Ако, к которому принадлежал Асано.
Добавлю несколько деталей, которые проясняют эту весьма туманную для европейца историю, особенно непонятную в сфере дикой популярности этого происшествия в самой Японии вот уже более 300 лет.
Даймё Асано стал жертвой интриг крупного чиновника (фактически первого министра) при дворе сёгуна Токугава Цунаеси по имени Кира Ёсихиса. Кира унижениями и издевательствами при дворе вынудил Асано обнажить меч и напасть на него прямо во дворце сёгуна в Эдо. Это было равноценно покушению на жизнь самого сёгуна и государственной измене, в Эдо вообще был запрещен въезд людей с оружием в руках. Асано судили и приговорили к смертной казни, он совершил сэппуку (харакири), его имение и имущество конфисковали, а слуг и самураев выгнали. Они стали ронинами — самураями без господина. Ронины могли заниматься хозяйством, разбойничать, и вообще, вели асоциальный образ жизни, как бы сейчас сказали. Или наняться к другому господину. При этом надо помнить, что оскорбление клану Ако было нанесено у всех на глазах, и Кира, зная, что ему может угрожать месть самураев Ако, окружил себя армией телохранителей, а свой дом в Эдо превратил в настоящую крепость.
Кстати, у Асано было на службе более 300 самураев, он был очень высокопоставленным даймё. И только 47 из них решили отомстить Кире по кодексу бусидо за смерть своего господина. Остальные 250 ронинов Ако предпочли исчезнуть и раствориться в народе.
Заговорщиков возглавил главный советник Асано Оиси Кураносукэ. Чтобы не вызывать подозрений Киры, бывшего фактически хозяином Японии, заговорщики 2 года вели себя как обычные ронины, растворившись в низах общества. Сам Оиси развелся с женой, жил с любовницей и демонстративно пьянствовал. Когда Кира после 2 лет слежки убедился, что ронины Асано опасности не представляют, ослабил контроль над Ако, Оиси собрал всех заговорщиков и подготовил нападение на дом-крепость Киры.
Читайте также: Икебана – искусство, которым может овладеть каждый
Не буду вдаваться в подробности нападения, скажу лишь, что это была настоящая военная операция. Все случилось 30 января 1703 года. Ронины напали на поместье Киры, перебили охрану и телохранителей, но едва не упустили самого Киру, который спрятался в хорошо подготовленном тайнике. Шум и крики, доносившиеся из дома Киры, разбудил его соседей, и те прислали спросить, в чем дело и что происходит в поместье. В ответ Оиси учтиво раскланялся, сказал, что извиняется за беспокойство и что шум сейчас прекратиться. После этого он нашел тайный ход, по которому ронины (не понеся никаких потерь, кстати) проникли в тайник и вытащили оттуда Киру. Ему предложили покончить с собой, но он отказался, и тогда Оиси просто отрубил ему голову.
После этого все ронины под барабанный бой прошли в наш монастырь Сэнгакудзи и возложили голову убитого Киры на могилу Асано.
Правительство расценило это, как и должно было расценить, как мятеж в самой столице, Эдо, проникновение с оружием и убийство. И ронины были приговорены к смертной казни, им предложили почетную смерть — сэппуку (в противном случае им просто отрубили бы голову, как простолюдинам). 46 ронинов совершили сэппуку здесь, в Сенгакудзи 20 марта 1703 года, 47-ого, самого молодого, помиловали и отправили в Ако гонцом. В народе началось волнение, что казнь несправедлива, что ронины исполнили правосудие и долг по кодексу бусидо. Совершенное ронинами правосудие (подобное робингудовскому) над зловещим всемогущим Кирой всколыхнуло страну. Правительство сёгуна старалось этого не замечать, тем более не поощрять память о мятежниках. Но тут случилось непредвиденное, что изменило весь ход истории.
23 октября 1703 года, в 2 часа ночи произошло Великое землетрясение Гэнроку дайдзисин. Толчки разрушили до основания замок сёгуна в Эдо и многие городские кварталы. Это землетрясение было одним из трех крупнейших за всю эпоху Токугава, его мощность — 8,2 по шкале Рихтера. По Восточному побережью ударило цунами высотой до 10 метров. Толчки с небольшими промежутками сотрясали Эдо до мая 1704 года, не давая восстановить разрушенное. В замке сёгуна построили специальное укрытие от землетрясения, и многим казалось, что это бедствие не кончится никогда.
Бродячие проповедники в храмах открыто говорили, что это гнев богов за несправедливое наказание ронинов. В народе началось паломничество на могилы мужественных воинов, которые были явно противозаконно казнены.
Устрашенное непрекращающимся землетрясением правительство сёгуна, обеспокоенное паникой среди населения, выпустило указ о переименовании эпохи правления и отсчете нового периода истории Хоэй, что означало полный отказ от всех несправедливостей прошлого. 47 ронинов (46 казненных и 1 живой) были реабилитированы и прощены.
Собственно, после этого в народе начался настоящий культ ронинов Ако. Последний ронин был помилован императором, вернулся в Эдо, прожил 78 лет и был похоронен тут же, в Сенгакудзи, среди остальных товарищей.
Собственно говоря, тут же похоронен и сам Асано, и его предки, и потомки.
Могилы 47 ронинов находятся на отдельном участке, к которому ведут указатели.
Удивительно то, что все надгробия и памятники сохранились практически нетронутыми даже во Вторую мировую войну. К сожалению, не могу прочитать имена ронинов, как и не знаю истории каждого, хотя про любого из них написано все довольно подробно.
Во всяком случае, при необходимости их жизнеописания легко найти, но я такой цели не ставил.
Конечно, ходить среди этих захоронений, довольно однотипных по виду и содержанию, не очень впечатляет. Впрочем, другие захоронения видных вельмож или самих сёгунов Токугава и их родных, хотя и выглядят пышнее, но все равно строги и скромны по буддийским канонам.
В целом же это древнее место производит очень уютное впечатление. Странно, что тут вообще мало народу.
Возле самих могил я увидел только двух пожилых женщин, зажигавших свечи и ставивших их в божницу.
Еще была большая зона отдыха перед храмом, где сидели одни курильщики. Судя по количеству скамеек, в праздничные дни тут все-таки бывает полно народу.
Статуи архатов (апостолов Будды).
В целом храм производит впечатление своей древностью, особенно на фоне новоделов по всему Токио. До этого я такие старинные храмы видел в Осаке и Камакуре.
Ну а в целом это место, которое стоит хотя бы раз посетить.
Фотографии и текст — Источник