24 декабря 2013 г.
В России мамы часто жалуются на переполненность детских садов и на частые болезни ребёнка, начавшего посещать детский сад. В Японии таких проблем нет. А если они и возникают, то виноват уж точно не детский сад, а сама мама. Да, между японским и русским детским садом — различия огромные. О них и поговорим.
В Японии, как и в России, мама сидит дома с ребёнком до достижения им трёх лет. Но если в России мама это делает потому что ребёнка в сад принимают лишь с трёх лет, то в Японии — по идейным убеждениям. Общество не поощряет выход на работу мама, имеющих детей до 3 лет. Считается, что такая мама — эгоистка, ставящая свои цели выше семейных ценностей, а это для японской женщины недопустимо.
Детские сады для работающих мам
По японским традициям замужняя женщина, родившая ребенка, становится домохозяйкой. Она прекращает работать и посвящает себя детям, мужу и быту. Но за последние пять лет появилась прослойка женщин, которые хотят работать и быть материально независимыми. Как раз для них и существуют детские сады полного дня: они открываются ранним утром и работают до самого вечера. Они могут быть как частными, так и государственными.
По японским законам, в этих детских садах действует гибкая система ценообразования: например, неполная семья или же семья со скромным доходом будет платить в разы меньше, чем более обеспеченные родители. И разница будет существенной: полная стоимость детского сада достигает 600 долларов, а льготная цена может составить 200–100 долларов.
Читайте также: — студенческий совет в японских школах. :crossed_flags:
Детей делят на три группы — младшую, среднюю и подготовительную. Им обычно дают названия цветов — ландыши, подсолнухи и так далее. Деление происходит по возрасту. Учебный год начинается в апреле, поэтому дети, рожденные с 1 апреля по 31 марта следующего года, считаются одногодками и идут в одну группу или в один класс. Работающая мама может отдать в детский садик ребенка уже с двух месяцев. По закону, на двух грудничков приходится один взрослый. Так что родитель, оставляя своего ребенка, может быть уверен в том, что его убаюкают и он будет под присмотром.
Такой детский сад подразумевает собой просто присмотр, образовательная программа тут не слишком сильна. Да и игрушек всегда минимум: кубики, оригами, настольные игры — и это все. Воспитатели делают акцент на общение между детьми, считая, что они сами должны придумывать игры и развлекать себя.
Детские сады для неработающих мам
Сады для неработающих мам принимают детей только с трех лет. У японцев считается престижным посещать такой детский сад. Там существует своя форма и атрибутика. Чаще всего он работает неполный день, так что уже в 14:00 детей развозят по домам. Здесь действует фиксированная цена, которая не зависит от доходов семьи. И чтобы сюда поступить, родители платят членский взнос. В среднем цена составляет 300–400 долларов в месяц, включая питание.
Здесь с детьми занимаются разные педагоги, делается акцент на развивающие занятия. Родители тоже принимают активное участие в жизни детского сада, их обычно подключают к организации праздников. Оба моих сына ходили в такой детский сад, и я могу точно сказать, что мамы круглый год вовлечены во все мероприятия.
Каждый год проводится большой праздник под названием «Ундокай». Это масштабные спортивные соревнования среди детей, японский аналог российского «Мама, папа, я — спортивная семья». Японцы к этому празднику относятся серьезно и тщательно занимаются его подготовкой. Между родителями существует четкое распределение обязанностей. И тебя никто не будет спрашивать, чем ты готов помочь, а что ты делать не хочешь. Все делают то, что сказано, и отсидеться в стороне точно не выйдет. В России обычно говорят: «Я заплатил, я буду сидеть в первом ряду и смотреть». В Японии все по-другому: родители прыгают, скачут и уж точно никто не сидит в первом ряду. Конечно, бывают иностранки, которые принципиально не участвуют в таких активностях. Но японцы относятся к этому с пониманием и не трогают их.
Фото: detkikonfetki via Compfight
Для местных «Ундокай» — амбициозный праздник, поэтому детей к нему серьезно тренируют, подготовка и репетиции начинаются за полтора месяца. Но несмотря на важность этого праздника, японцы никогда не будут ругать ребенка, если он что-то не смог или не захотел сделать. Поэтому соревнования проходят на положительных эмоциях, никто не ругается и не кричит. Визуально создается совершенно идиллическая картинка, но для ребенка это большое испытание. Сейчас мои дети вспоминают «Ундокай» и говорят: «Мам, ты понимаешь, веселья для нас было мало». И я сними согласна: этот праздник по большей части интересен родителям и воспитателям.
Второй большой праздник в году — это отчетный концерт. Теперь дети должны показать себя с творческой стороны. Они поют, танцуют, ставят сценки. Помимо «Ундокая» и концерта, в детских садах проводят и традиционные японские праздники. Например, мы отмечаем сбор урожая риса и готовим в этот день различные сладости.
Дошкольное образование в Японии
Татьяна Кирьянова
Дошкольное образование в Японии
1. Система дошкольного воспитания в Японии.
В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте. Тенденции становления личности, которые складываются в японских дошкольных учреждениях, формируют культуру всего японского общества. [2, С. 5]
Обратимся к истории становления системы дошкольного образования в Японии. В 70-х годах XIX в. в стране стали появляться образовательные учреждения для детей дошкольного возраста. Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г. Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование. Постепенно число детских садов в Японии увеличивалось, и в 1926 году эти учреждения получили государственный статус. К началу второй мировой войны примерно 10 % японских детей посещали детские сады. В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста. [2, С. 13]
Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Более, чем полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука — директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной . В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей — создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».
Стандарты дошкольного образования в Японии подвергались регулярному пересмотру и уточнению в соответствии с изменяющимися социальными требованиями. Наиболее существенные изменения были внесены в стандарты дошкольного образования в 1990 г. в связи с очередной реформой образования в Японии. В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания.
Основная цель дошкольного образования, как определяется в государственных образовательных стандартах, — это создание условий жизни ребенка, наиболее подходящих для детского возраста, обеспечивающих здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникабельности, речи, интереса к окружающему миру и творческого потенциала на основе индивидуальных особенностей дошкольника. [2, С. 19]
Стандарты устанавливают пять основных направлений, которые должны быть выделены в содержании работы каждого дошкольного учреждения:
Читайте также: Японец создал синтезатор вкусов и обернул его в нори
— укрепление физического и психического здоровья ребенка;
— формирование навыков коммуникации с другими людьми;
— формирование знаний об окружающем мире;
— развитие речи;
— развитие творческих способностей.
В настоящее время почти каждый ребенок в возрасте от трех до шести лет посещает детский сад, несмотря на то, что более 90 % японских женщин являются домохозяйками. Детский сад в Японии выполняет не функцию присмотра и ухода за ребенком в то время, пока мать работает, а функцию социализации малыша. В обществе принято считать, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе; более того, от уровня престижности образовательного учреждения, которое посещал ребенок с самого детства, зависит престижность будущего трудоустройства.
В настоящее время дошкольное образование в Японии не является обязательным, так что встречается большее разнообразие и гибкость, чем на других образовательных уровнях. Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн — государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Государственные дошкольные учреждения финансируются правительством страны, столицы, города или префектуры.
Другой вид детских садов — етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Частные детские сады, помимо внесения платы родителями (порядка 18 000-24 000 японских йен в год, или 150-200 $ в месяц, могут финансироваться частными школами, религиозными, общественными организациями или собственниками детского сада.
Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад,то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.
В дополнение к детским садам открываются специальные детские пло-щадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня. Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений. Больше половины детских садов (примерно 64 %)
являются частными.
Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается 1 апреля и заканчивается в марте следующего года. В этот день во всех учебных заведениях — от детского сада до университета — проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета — своих студентов.
В течение года дети три раза уходят на каникулы: летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние — с 21 декабря по 8 января, весенние — с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне и немного побеседовать с воспитателем о жизни. [1]
Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Детские сады обычно работают с 9 часов утра и до 14 часов дня. В каждом учреждении есть свой автобус, который привозит ребят в детский сад и при необходимости развозит их по домам.
В детском саду дети только завтракают. Обычно ребенок ест еду, приготовленную матерью дома и взятую с собой. В некоторых случаях еда может быть приготовлена на кухне детского сада, но это встречается редко. Кухни приспособлены только для разогревания пищи.
Читайте также: Основные виды мхов, их применение в ландшафтном дизайне
Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете, требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому даже в дошкольных учреждениях много мужчин — администраторов и инструкторов. Отметим, что перед дошкольными учреждениями Японии, вне зависимости от их уровня подчинения и формы собственности, не ставится задача подготовки детей к обучению в школе, большинство дошкольных учреждений не обучают детей основам грамоты. Японские дошкольники намного меньше времени, чем их российские или американские сверстники, проводят за академическими занятиями и намного больше времени отдают игре. Усвоение учебных знаний, умений и навыков начнется в шесть лет в школе. Наиважнейшей особенностью начального образования в Японии является понятие «кокоро», что можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет. «Кокоро»? это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Японцы убеждены, что объективной основой начального образования является обогащение детей «кокоро». В результате закладываются основы формирования всех сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие. [1]
2. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования в Японии
Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми (как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников, системы коллективистских ценностей. Воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе. [5]
Основными проблемами дошкольного воспитания считаются проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, воспитания уважения к авторитету старших, обходительности в поведении, умения сохранять социальную гармонию. У ребенка воспитываются, в первую очередь, такие качества, как открытость, восприимчивость и скромность. Считается, что эти качества невозможно воспитать в семье и необходимые навыки группового общения могут быть сформированы только в детском саду. Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка)
и знать, где и когда их нужно применять.
Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей (хан, что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания Японии. Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы (6-8 человек обоих полов)
формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной.
Отметим, что несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Та же ситуация, кстати,и в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей. Воспитателей же меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей.
Содержание образования в японских детских садах отражает национальные традиции. Выше мы уже говорили о том, что стандарты образования подчеркивают уникальность каждого дошкольного учреждения. Так, в детском саду префектуры Хиросима — Хигаши программа воспитания детей базируется на выделении четырех времен года, которые хорошо выражены в климате Японии. Содержание занятий и игр детей имеет сезонный характер. Приведем примеры игр по сезонам.
Лето:
игры с натуральными материалами (песком, землей, косточками, водой, глиной и т. д.)
— направлены на развитие умственных и творческих способностей детей;
игры на раскрашивание (полосок, ковриков и т. д.)
— направлены на развитие цветового восприятия и творческого
воображения;
игры на озеленение (посадка и уход за цветами, овощами, плодовыми де-ревьями)
— направлены на развитие наблюдательности, умения предсказывать результат деятельности и соотносить его с затраченными усилиями;
игры с водой (брызгание, плескание, купание, в других играх)
— способствуют формированию здоровья и открытости ребенка в своих суждениях;
игры на конструирование и обработку материалов (рекомендуется использовать дерево)
— направлены на формирование творческого потенциала, трудовых навыков и навыков взаимодействия со сверстниками.
Осень:
игры-праздники (с воздушными шарами, украшение территории)
— направлены на воспитание «волнения души»;
спортивные игры (соревнования между детьми, детей с воспитателями)
— воспитывают физическую культуру, стремление достигать результата;
творческие игры (изображение окружающего мира с помощью различных природных материалов) — знакомят детей с окружающим миром, формируют любовь к родной природе;
Читайте также: Что едят японцы ежедневно. Что японцы едят на завтрак
музыкальные занятия (пение, игра на простых музыкальных инструментах, танцы)
— направлены на формирование эстетических чувств детей.
Зима:
праздник Нового года (выпечка новогоднего рисового торта, запуск воздушных змеев-коршунов, игры с ракетками) — формируют знание национальных традиций и любовь к родине;
рисование (изображение событий и вещей, которые удивили и впечатлили ребенка) — формирует бережное отношение к национальным традициям и стремление их хранить;
уход за животными и растениями (за небольшими домашними животными, птичками, рыбками)
— формирует умение наблюдать за жизнью животных, хорошие привычки заботы о живом мире;
строительство снеговиков и снежных домиков — учит общаться с другими ребятами и соблюдать правила при общении.
Весна:
экскурсии (по горам, по полям, к рекам и к морю)
— наблюдение за пробуждением природы вне границ учебного помещения формирует любовь к родине, наблюдательность, изобретательность и желание самовыражения.
Как видно из содержания рекомендуемых игр, отобранных в соответствии с принципом «природосообразности» осуществления образовательного процесса, они направлены не только на воспитание «кокоро», но и на совершенствование физического развития и сохранение здоровья ребенка. А сохранению здоровья детей в Японииуделяется большое внимание: в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников — доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Педагоги дошкольного образования считают, что их основная задача — не нянчить детей, а готовить их к школе сильными, выносливыми и терпеливыми, если ребенок будет здоровым, то счету и грамоте он сможет научиться в школе, а вот если здоровья не будет, то «школа вряд ли поможет».
Организуемая педагогом деятельность также отличается от практики европейских и американских детских садов: основная задача японского детского сада — не образовательная,а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Любая деятельность, организуемая воспитателем,имеет четкую цель: движение направлено на развитие координации; музыка — на развитие ритма, слуховой памяти и навыков счета; рассказ — на обогащение словарного запаса и развитие языка. [4]
Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять со-листа, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы)
. Эти занятия развивают тонкую моторику, которая необходима для написания иероглифов.
Важная роль отводится физической активности — играм с мячом, бегу, танцам и др. В то же время организованная педагогом деятельность всегда так или иначе связана с запросом, который исходит от ребенка. Так, С. Тейлор в детском саду города Кавасаки увидела, как мальчики в коридоре пинали крышки от банок. Заметив это, многие дети стали искать крышки и подражать их действиям. Вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, педагог предложил детям нарисовать крышки, обсудить различия между ними и придумать игры с крышками.
Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям.Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности
В садах также присутствует очевидная направленность на приобретение ребенком реального опыта взаимодействия с миром. Так, например, в одном из токийских детских садов дети (начиная с пяти лет)
регулярно самостоятельно создают постройки на открытом воздухе
(домики для детской площадки, лодки и т. д.)
. С этой целью им раздаются строительные инструменты и материалы. Перед детьми ставится конкретная проблемная ситуация и малыши с удовольствием приступают к ее решению. В процессе строительства они понимают, что для покраски крыши дома нужно встать на стул, а для правильного крепления дощечки недостаточно одного гвоздя. На родительском
собрании директор детского сада предупреждает родителей, что педагоги будут наблюдать за выполнением детьми этого проекта, но избежать травм, скорее всего, не удастся; однако, по его мнению, для ребенка важно научиться оценивать опасность при работе с инструментами, иначе он никогда не сможет относиться к ним подобающим образом. [1]
В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Утро в детском саду начинается с того, что воспитатель обсуждает с группой основную тему дня и предстоящие занятия. Во время групповых занятий воспитатель воспитывает у детей навыки речевого поведения (учит смотреть на собеседника, внимательно слушать, навыки планирования деятельности в группе (разделить пластилин, чтобы всем хватило; учитывать мнение других участников занятий, чтобы не возникало конфликтов).
Интересна концепция контроля поведения детей. Поведение ребенка регулируется путем воздействия на чувства, эмоции. В японской этнокультуре считается, что дети неспособны совершать заранее обдуманные плохие поступки. Взрослые стремятся не вступать в конфронтацию с детьми в случае конфликтных ситуаций, выражение недовольства выражается старшими только в косвенной форме. Прилагаются огромные усилия воспитателей для того, чтобы нормы поведения появлялись у детей естественным путем.
Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, — компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина — умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.
Часто воспитатель игнорирует нарушения поведения детей. Вместо пря-мого вмешательства воспитатель посылает других детей разобраться с воз-никшей проблемой, а сам находится в тени, несмотря на крик, плач или нанесенные телесные повреждения. Тем более не принято обсуждать возникшие проблемы поведения с родителями ребенка, да и родители никогда не пожалуются воспитателю на возникающие трудности. Японские родители и воспитатели не предъявляют четких и фиксированных требований к детям, а также не принуждают детей следовать правилам, встречая их сопротивление. Все конфликтные ситуации непременно обсуждаются в детской среде, и тогда неизбежные запреты и ограничения принимают для детей смысл собственных решений.
Одной из техник работы с детьми является рефлексия, или интроспекция поведения («хансей»)
. Эта техника применяется как дома, так и в
дошкольных учреждениях Японии. Фактически «хансей» состоит в том, что взрослый вместе с ребенком анализирует его поведение, чтобы изменить его. Подобная техника может быть проиллюстрирована ситуацией, которую наблюдала С.Тейлор: «Четырехлетний малыш пришел в новый для него детский сад. Через некоторое время он стоял у ящика и плакал. Оказалось, что у него пропала игрушка. К нему подошла воспитательница узнать, в чем дело. Заподозрив в происшедшем двух ребят, которые стояли рядом,она спросила их:
— Разве Кадзуки (имя мальчика)
просил прятать его игрушку?
— Нет.
— Может быть, вам было бы приятно, если бы кто-то спрятал ваши вещи?
— Нет.
— Кадзуки — новичок. Он плачет. Подумайте, как можно сделать ему лучше.
Мы отдадим ему игрушку и пойдем играть вместе с ним».
Подобная техника применяется воспитателями постоянно и за счет впле-тенности в жизнь ребенка, позволяет ему быстрее переориентироваться с собственных эгоцентричных интересов и научиться учитывать потребности и интересы других людей. В результате японский ребенок вырастает спокойным, послушным и ориентированным на жизнь в группе, но при этом у него формируется активная жизненная позиция. Высокий уровень самодисциплины и внимательности закладывается в дошкольном детстве и является важнейшим достижением японской образовательной системы. [5]
Педагогические основы становления личности детей, сформированные в детском саду, в школе позволяют учителю уже практически не тратить вре-мени на наведение дисциплины и организацию поведения учащихся, все время и внимание отдаются усвоению новых знаний. Этот феномен японскоговоспитания уже давно нашел научные подтверждения в педагогике: доказано, что дети лучше усваивают правила тогда, когда они получают наименьшее внешнее принудительное воздействие в процессе усвоения этих правил.
Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование в ребенке понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.
О воспитателях
Воспитатели и учителя начальной школы — это друзья детей. Ребенок может залезть к своей воспитательнице на плечи, повиснуть на ноге. Как он общается со своими сверстниками, так он общается и с воспитателями. Если посмотришь на эту картину со стороны, то подумаешь, что этих детей даже не пытались воспитывать. Русских, живущих в Японии, такой подход возмущает, поскольку ребенок может пнуть взрослого человека, ударить его по макушке, а ответной реакции на его действия не последует. Просто у японцев это не считается агрессией. Воспитатели объясняют, что такой подход помогает ребенку легче адаптироваться в детском саду и привыкнуть к новым для него людям.
Фото: Gamy Wong via Compfight
Однако фривольное поведение детям прощается до определенного момента. Жесткость в воспитании появляется за три месяца перед выпуском в школу. С декабря японские воспитатели резко становятся строгими. Они считают, что ребенка нужно морально подготовить к тому, что он будет первоклассником, который должен реагировать на замечания и выполнять просьбы учителей. Родители отмечают, что в этот период дети перестают любить детские сады. Так оно и есть. А когда родители интересуются, что же случилось, то воспитатели говорят, что это необходимость и традиция.
За три месяца до окончания детского сада воспитателям удается сделать из ребят приличных и дисциплинированных детей. Но когда ребенок идет в первый класс, он возвращается к тому, что было в детском саду: в первые месяцы все строится на играх и общении. Так что не всегда понятно, зачем они приучают к этой дисциплине в садике, если все возвращается на круги своя в школе. В России процесс воспитания происходит плавно, и ребенок сразу понимает, что от него требуется.
О педагогике
В японских детских садах нет образовательной методики. Есть годовой план мероприятий, вокруг которых вертится жизнь детского сада. Если в российских детских садах, помимо воспитателя, есть учителя музыки, ИЗО, физкультуры, то в Японии все занятия преподает один человек. Это, конечно, плохо, поскольку он не может быть специалистом во всем.
У воспитателей нет серьезного педагогического образования. Любая женщина, имеющая высшее образование, идет на курсы, на которых преподается оказание первой помощи, музыка и еще несколько предметов. В течение полугода она оканчивает эти курсы и получает удостоверение, с которым может работать воспитателем. Получается, еще год назад она работала бухгалтером, а через полгода уже может оказаться в детском саду. Хотя такой подготовки специалистов, как в России, здесь нет, но японки действительно искренне любят детей. Иногда видишь, как воспитатель общается с ребенком, и умиляешься: казалось бы, они целый день провели вместе, а она у него все что-то спрашивает и отпускать не хочет. Может, японцы и не воспитатели по образованию, но воспитатели по душе точно. Азиаты вообще боготворят детей и относятся к ним не как к порослям, а как к своему будущему. Нет ни криков, ни порицания. А если ребенку и делают замечание, то оно настолько завуалированно, что тот сам никогда не поймет, что речь идет о нем.
Фото: Shesamurai via Compfight
Читайте также: Японка после поездки в Россию: Мне нравятся русские мужики
Еще для меня странно было, что родители до последнего момента не знают, кто будет воспитателем у ребенка. Там нет возможности выбрать самим. Причем воспитателей меняют каждый год. Они говорят, что дети должны привыкать к разным людям и новым требованиям. Но дети переживают эти перемены тяжело.
В детском саду нет цели подготовить ребенка к школе, повысить уровень его знаний и развить навыки. Зато воспитатель может подойти к родителям и сказать: «Ваш ребенок не умеет пользоваться палочками». И они не попытаются его обучить, но озадачат тебя этим вопросом. Японский детский сад — это общение. Больше он не подразумевает никаких занятий. Поэтому родители должны быть готовы сами взяться за обучение ребенка.
Еутиэны
Еутиэнами являются японские детсады, принимающие детей возрастом старше 3-х лет. Подобные заведения работают с 9 до 14-15 часов, и в них отсутствует свойственный обычным садам послеобеденный сон. Спустя некоторое время после еды родители забирают детей.
В чем популярность частных японских детсадов? Ответ прост — в них дети имеют больше возможностей для занятия творчеством. К примеру, во многих заведениях есть педагоги, обладающие навыками для обучения детей английскому языку. Малышей также учат спорту, музыке, рисованию, прививая основы художественного искусства, и др. В сравнении с государственными в частных садах чаще проводят различные экскурсии и организовывают развлечения.
Также еутиэны имеют весьма представительный вид. Владельцы тратят большие капиталы на их строительство и отделку. Поэтому неудивительно, что детские сады Японии отлично выглядят и имеют роскошный дизайн.
О школе
В школе учителя редко повышают голос, но у них получается совершенно ненавязчиво сохранять дисциплину. Вместо крика они используют картинки, которые объясняют детям правила поведения. Но они не пишут: «Ты должен!». Вместо этого они, например, рисуют какого-то воробушка, который то открывает клюв, то закрывает. А смыл такой: когда начинается перемена, мы разговариваем, а во время урока мы клювики закрываем. Вроде бы обычная картинка, но на детей она действуют лучше, чем любые угрозы и крик. И получается, что сами дети любят и соблюдают дисциплину.
Русские мамы жалуются на то, что японское образование поверхностное. Действительно учителя не дают исчерпывающей информации по каждой теме. Их система обучения напоминает лекционные занятия в университете: есть тезисы, есть лекция, а дальше ты изучаешь предмет самостоятельно. Так и в японских школах: они считают, что дают необходимый минимум, а дальше можно взять книги и углубиться в интересную для тебя тему. Когда я, например, училась в русской школе, то мечтала о таком образовании, которое существует в Японии. Если японца что-то зацепило, то он это увлечение пронесет через всю жизнь. Даже хобби они доводят практически до уровня профессионализма. И образование рассчитано именно на таких людей.
Противопоказания
Статья по теме
В английском стиле: как сделать домашний миниатюрный сад для ребенка?
Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, необходимо хорошенько подумать, нужен ли он именно вам. Ведь любой сад в первую очередь должен подходить вашей семье, соответствовать ее образу жизни.
Склад характера и образ жизни. Если по выходным и праздникам вы обычно проводите на даче время в окружении множества друзей и родственников под песни и шашлыки, то японский сад вам делать не стоит — он предназначен вовсе не для этого. Аскетичная японская беседка абсолютно не подходит для застолий. Да и главное в таком саду — пейзаж, который служит для пассивного созерцания. Ведь в основе философии японского сада лежит идея воссоздания естественного ландшафта в миниатюре, призванная показать силу природы и ее божественную нетленность.
Фото: Фото автора
Статья по теме
Скромное обаяние манжетки. Многолетник не только украсит сад, но и вылечит
Отношение к растениям. Отказаться от идеи создания садика в японском стиле следует и в том случае, если вы увлеченный цветовод, любящий яркие краски: он вам просто противопоказан. Цветовая гамма японских садов очень сдержанна, в ней преобладает зеленый цвет, «разбавленный» лишь весенним цветением сакуры да яркой осенней листвой кленов. Многолетников совсем немного — в основном деревья и кустарники. А, значит, любителей флоксов и роз, как говорится, просьба не беспокоиться. Если для европейского садовода или дизайнера главное в саду — это все-таки растения, не важно, стриженные ли для сада регулярного или же вольно растущие для пейзажного, то у японцев приоритеты иные. Они создают мир в миниатюре, где непременно присутствуют все элементы природы: камень, вода и растительность. Обратите внимание — она на последнем месте.
Возможность обеспечить уход. Японский сад весьма требователен к своему владельцу. Он постоянно должен находиться в идеальном состоянии. Здесь и речи быть не может о легкой запущенности или элегантной небрежности пейзажного сада. Так что японский уголок не подойдет и тем, кто ухаживает за участком время от времени, когда выпадает свободная минута и случается подходящее настроение. Хотя японские сады минималистичны, они требуют максимального ухода.