Что это за обувь?
Изначально таби – это традиционные японские носки, которые мужчины и женщины носили с обувью.
Но модели, которые мы примерили на съемке, – так называемые дзика-таби. Считается, что их придумали в 1922 году. А популярность эта обувь получила только в 1951-м, когда японский бегун пробежал в них Бостонский марафон.
View this post on Instagram
A post shared by Ninja Shoes – Обувь Ниндзя ? (@ninjashoes.by) on Jun 26, 2020 at 1:25am PDT
Такие таби изготавливаются из плотного хлопка, а подошву делают из натурального каучука. Они выглядят как ботинки и подходят не только для бегунов, но и скалолазов, для выполнения упражнений и просто повседневной носки.
Обувные традиции Японии
Ниже представлен список японских традиций, связанных с обувью:
Читайте также: Основные виды мхов, их применение в ландшафтном дизайне
— Входя в дом, обувь нужно снимать. Японцы, как и россияне, очень сильно удивляются, когда видят европейцев и американцев, которые могут не снимать обувь практически целый день и перемещаться в ней по жилому помещению. Для чистоплотных жителей Страны восходящего солнца такое неприемлемо, в результате чего обувь принято оставлять у двери.
— Чистота и опрятность – это важно. Вам придется сильно постараться, чтобы найти в Японии человека, который готов ходить в грязной или откровенно потрепанной обуви. Как правило, местные жители регулярно чистят предметы своего гардероба и заменяют их чем-то новым, когда требует ситуация.
— Обуви должно быть много. У японцев достаточно много обуви. Например, в гостях человеку могут предложить мягкие тапочки (суриппа), но идя в уборную, он должен будет переобуться в специальные шлепанцы. Также не принято приходить на торжественные мероприятия в повседневной обуви, а для посещения священных храмов и вовсе имеется отдельная пара, которую не надевают в иных случаях. В итоге, в гардеробе среднестатистического японца может быть не один десяток пар обуви.
— Национальная обувь актуальна только по праздникам. Учитывая тот факт, что традиционная японская обувь (о ней речь пойдет чуть ниже) не очень-то удобна, ее принято одевать только во время праздников. В сочетании с кимоно и другой аналогичной одеждой, она выглядит крайне привлекательно.
Культовая обувь
В конце 20-го века таби стали объектом желания всех модников мира – культовый дизайнер Мартин Маржела в дебютной коллекции 1988 года вдохновился японской обувью и сделал таби на каблуке.
Модели выходили на белоснежный подиум в необычной обуви с окрашенной алой краской подошвой, которая оставляла странные следы-копытца.
View this post on Instagram
A post shared by @margielatab1 on Jan 20, 2020 at 3:13am PST
«Я хотел создать обувь-невидимку, которая бы выглядела так, словно вы идете босиком», – так Маржела рассказывал позднее о своей задумке. «Невидимкой» таби не стали – до сих пор это визитная карточка бренда, которая переходит из коллекции в коллекцию.
View this post on Instagram
A post shared by Maison Margiela (@maisonmargiela) on Jan 16, 2019 at 9:29am PST
Унты
В переводе с эвенкийского языка название этой теплой обуви означает «сапог», и она широко распространена среди народов крайнего севера.
Читайте также: Игры и программы для изучения японского языка на 2020 г.
Традиционно их выполняли в двух вариациях. Первые изготавливали мехом вовнутрь или наружу на резиновой, или кожаной подошве. А вот второй вариант делали из оленьего меха на войлочной подошве.
В современном мире моды унты переживают вторую молодость, и многие дизайнеры и мастера обуви создают блистательные коллекции этой разновидности обуви, украшая их драгоценными камнями и ценным мехом.
8
И с чем это носить?
Мы попросили минчан Антона (он врач) и Настю (она дизайнерка) подобрать образы из своего гардероба, которые подошли бы к таби.
– Зачем мне такая обувь? Для того чтобы бесшумно бежать по крышам ночного Минска, подобно настоящему синоби (ниндзя. – Ред.)! – смеется Антон.
– Мне по крышам бегать пока страшно, а вот пойти на работу так – нет, – признается Настя. – Это близкий к классическому офисному стилю образ.
Брюки со стрелками, жакет и блуза – казалось бы, куда в офис со странной обувью? Но у нас в конторе нет дресс-кода, и в этих таби настолько удобно, что я бы частенько ходила в них.
– А еще таби отлично подходят, чтобы брать их куда угодно. Трюк в том, что обувь игнорирует все привычные сочетания стиля и дресс-коды, так что область ее применения ограничивается лишь вкусом и желанием, – уверен Антон.
– В этом образе можно отправиться и в музей, и на какую-нибудь вечернюю лекцию, и в кафе, – рассказывает Настя. – Белая обувь все еще в моде, эта пара выглядят свежо и неожиданно – пока большинство осмеливается только на светлые кроссовки.
И в пир, и в мир, в общем.
– Надел бы я их на работу? Да! Они отлично сочетаются с хирургическим костюмом.
– А у меня тем временем ставка на максимальное удобство – трикотажные штанишки, объемная байка, комфортная обувь.
Буду гонять в этом в магазин или парк, кататься на велосипеде или гулять с друзьями.
История
Первые изображения гэта на свитках с рисунками относятся к Х веку нашей эры. В начале XVIII века с появлением новых инструментов, гэта перешли в массовое производство. В то время они стали модной обувью в Эдо (Токио). Их оформление становилось все более затейливым, и Сёгунат, орган который наказывал простых людей за излишнее внимание к собственному внешнему виду, даже запретил ношение покрытых лаком моделей. Сначала гэта носили только простолюдины: в высокой обуви было удобно снимать плоды с деревьев, передвигаться по мокрой земле и пр. Со временем сандалии на деревянной подошве стали носить и представители высших сословий. Их обувь мастера украшали золотой парчой, росписью, резьбой, колокольчиками.
Со временем сформировалось четкое разграничение типов гэта – сандалии с закругленными углами носили священнослужители и зрелые мужчины, классические прямоугольные – мужчины средних лет, наклоненные вперед – актеры. Женские модели четко указывали на возраст их обладательниц. Гэта были основной обувью японцев в течение нескольких веков. Самое большое количество пар было реализовано в 1955 году – 93 миллиона. Примерно с этого же времени в Японии начала распространяться европейская обувь, а популярность гэта стала угасать. В настоящее время их обычно надевают в храмы и на традиционные праздники. Также гэта носят гейши и люди, должность которых обязывает ходить в традиционном костюме.
Дзори – мягкие сандалии
В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори — комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори – многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.
По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения. Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.
Средневековый предок
Самым первым исторически сложившимся типом обуви, какой удалось установить, являются варадзи и варадзори – «тапочки», напоминающие русские лапти. Установить этот факт помогли гравюры средневекового японского поэта и художника У. Куниеси. По изображениям видно, что такую обувь носили японские самураи.
Варадзори плели из льняных волокон, из тряпок, из коры деревьев и др. Они имели слабую износоустойчивость и были очень дешевыми. Как правило, варадзори носили простолюдины и имели достаточный запас пар обуви.
Делались варадзори в стандартных размерах, поэтому стопа владельца могла нависать как спереди, так и сзади над подошвой. Форма подошвы была овальной. В паре сандали не делились на правую и левую, не имели как таковой пятки, бортов и носка. Закреплялись на ноге при помощи традиционной петли и завязок.
А вот варадзи изготавливались из соломы. Они были более прочными, а потому их предпочитали не только самураи, но и монахи с путешественниками. Подошва снизу укреплялась полностью или частично кожей, жгутами из соломы и даже металлической пластиной.
Для тех, кто много и активно передвигался, было немаловажным то, что кроме носочной петли, варадзи имели дополнительные боковые петли – ти и пяточную петлю с бантом – каеси. Через петли так пропускались шнурки, что закрепляли стопу на подошве наподобие бортика.
Выделяют два вида варадзи:
- ецудзи – с четырьмя петлями;
- муцудзи – с пятью петлями.
Разновидностью плетеной обуви можно считать и кандзики – сделанные из сплетенных волокон или соломы решетки, которые привязывали шнурками к подошве сандалий, чтобы ноги не проваливались в снег.