- Место рождения – Япония
- Нюансы изображения
- Манга как изобразительное искусство
- Первое появление
- Манга как литература
- По антуражу и технологиям[править]
- Специфичные жанры[править]
- Жанры, общие с кинематографом[править]
- Прочие[править]
- Как объяснить феномен популярности манги в Японии
- Примеры манги
- Astro Boy (Посол Атом, Могучий Атом)
- Госпожа Садзаэ
- Наруто
- Слэм Данк
- Дело закрыто
- Примечания[править]
- Манга завоевывает мир
Место рождения – Япония
Слово «манга» в переводе с японского означает «веселые картинки»: оно состоит из двух кандзи (иероглифов): «ман» (причудливый или импровизированный, веселый ) и га (картинки) 漫画. Этот термин трактуют также как «романы в картинках». Самое легкое и поверхностное определение: манга – это японские комиксы.
Японцы гордятся тем, что корни одного их самых поразительных явлений в современном искусстве и литературе находятся в их стране. Еще в XII – XIII вв. в Японии появилась серия рисунков, изображающих лягушек и кроликов с необычной техникой рисования лапок, имитирующих движения. В XVIII-XIX вв. книги с веселыми картинками были подготовлены известными японскими художниками Санто Киоден и Хокусай Кацусика. Хокусай Кацусика считается автором термина «манга».
Старинная технология изображений была использована современными мангака – авторами манги, которые изобрели свой собственный стиль. Среди наиболее успешных художников манги были Осаму Тедзука, считающийся отцом-основателем современного массового искусства манги, создатель знаменитого «Astro Boy» («Посол Атом») и Матико Хасэгава, автор «Садзаэ-сан» («Госпожа Садзаэ»). В их технику рисования вошло изображение красивых персонажей с большими глазами; они использовали крупные планы, передавали в рисунке движения и эмоции.
Изображение эмоций в манге (по рекомендации Тедзука)
Читайте также: Зачем японцы специально искривляют зубы или делают их черными
Нюансы изображения
Если присмотреться к прорисовкам персонажей, несложно заметить простоту рисунка. Причина – автор вынужден быстро работать, а потому здесь нужна «ловкость рук, бойкость кисти». По мнению мангаки, по группе крови можно узнать о том, какие у человека слабости, сильные стороны, каков характер. Считается, что у бравых героев и малодушных глупцов разная группа крови (теория очень интересная).
Возможен вопрос: чем отличается герой от злодея, если у них теоретически одна группа крови? Оказывается, помимо группы крови персонажи отличаются глазами (а эта теория логична – малодушного человека или подлеца выдают глаза).
Если глаза большие, и формой похожи на блюдца – это говорит о юности героя или героини, доброте и простодушии. Можно сказать, что такие глаза типичны для прекраснодушных идеалистов или идеалисток.
Если радужная оболочка глаз маленькая, а сами глаза узкие, это отличительная черта злодея или злодейки.
Ещё один нюанс: когда герой или героиня волнуется или пугается, на затылке появляются капли пота. Если же у персонажа начинает идти кровь из носа, это говорит о сильном смущении.
Манга как изобразительное искусство
Манга как искусство рисунка находится в одном ряду с символизмом японской поэзии, когда на объект лишь намекают, не называя его. Например, настроение или эмоция передаются высоко поднятой бровью или рисунком падающего с дерева листа; время – восходящим или заходящим солнцем или луной, изображенных на заднем плане. На легкость восприятия рисунка японцами наложила свой отпечаток специфика иероглифического письма, когда не столько важен текст, сколько рисунок.
Особенностью изображения в манге является черно-белый цвет, так как акцент делается не на красочность, а на действие, сюжет. Краски допускаются на обложке или при выделении важности какого-либо момента. Рисунки рассматриваются «по-японски»: справа налево и «задом наперед». В России манга может издаваться и на европейский манер – слева направо.
Первое появление
Кто придумал эти иллюстрированные истории? Вопрос непростой, и чтобы ответить на него, надо углубиться в прошлое. История этого творчества уходит в Средневековье. Живший в 12 столетии буддист-монах по имени Тоба создал иллюстрированные рассказы о людях-животных и о буддистах-ослушниках. Эти рассказы написаны на бумажных свитках, рисунки и подписи к ним сделаны тушью. Интересно: уже в этих историях появлялись изображения быстро движущихся человеческих ног. Эти работы можно условно считать первой мангой.
Манга как литература
В 1950-60-е годы манга стала самостоятельным видом литературы, разделившись на множество жанров. Эксперты утверждают, что их около тридцати. Среди них выделились два основных жанра: для мальчиков (сёнэн-манга) и для девочек (сёдзё-манга). В книгах для мальчиков рисунки насыщены действиями, приключениями, борьбой всех видов; их тематика включает спорт, технику, романтические истории со своей концепцией героев. Комиксы для девочек, в основном, посвящены романтическим отношениям и приключениям супергероинь; тематика включают также драмы на исторические темы.
Манга для взрослых мужчин всегда содержит действия, часто изображаемые с юмором; для женщин чаще описываются проблемы взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Есть отдельный жанр для маленьких детей; есть манга Seinen, содержащая сцены насилия, и жанр эротики Shunga.
Героями манги чаще всего выступают обычные люди, которые попадают в ситуации, типичные для обычного человека. Преодоление трудностей героями комиксов вселяет оптимизм и дает надежду для рядового японца.
Читайте также: Игры и программы для изучения японского языка на 2020 г.
Под влиянием западной культуры герои японских комиксов стали изображаться в определенном стиле: большеглазыми, с изящными маленькими ротиками, длинными волосами, с богатой мимикой. Эмоции подчеркнуто преувеличиваются: если персонаж плачет, слезы текут потоком, если смееется – рот занимает почти все лицо, а глаза превращаются в щелочки.
По антуражу и технологиям[править]
Специфичные жанры[править]
- Ме́ха — сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов. Обычно этим термином обозначают огромные антропоморфные боевые машины[7], управляемые людьми. Жанр «меха» характеризуется активным использованием мехов («Боевые роботы Дзинки», «Валврэйв Освободитель», «Вольтрон», «Войны супер-роботов», «Макросс» и др.). Своего рода «спин-оффом» данного жанра стали мультфильмы и мультсериалы о трансформерах («Властоголовы», «Победа», ««Трилогия Юникрона») . Они отличаются от классической «мехи» тем, что действующие в них гигантские человекоподобные боевые роботы-трансформеры обладают собственным разумом и волей, душой и чувствами; люди в этих произведениях выступают как союзники (иногда — как противники) роботов, и лишь в исключительных случаях — как пилоты («Трансформеры: Войны Великой силы»).
Жанры, общие с кинематографом[править]
- Киберпанк — мир будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.
- Паропанк/Стимпанк (от англ. steampunk) — жанр аниме и манги, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения — появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все ещё воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк — на эстетике ретро.
- Фэнтези — произведение, рассказывающее о мирах, которыми правит не технология (как в НФ), а «меч и магия». В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа — эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны («Сказания Земноморья», «Синий Дракон», «Мифический детектив Локи: Рагнарёк» и др.).
- Научная фантастика (НФ) — произведение, действие которого связано с существованием и использованием техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвёздных космических кораблей, бластеров и т. д.) Обычно НФ-аниме излагает возможную историю будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с пришельцами. Космическая опера — разновидность научной фантастики, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей.
Прочие[править]
- Самурайский боевик — жанр исторического сёнэн-аниме о жизни самурая и команды его друзей.
- Боевые искусства — жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.
- Добуцу Добуцу — аниме о человекоподобных «пушистых» существах. Происходит от японского слова «добуцу» (doubutsu), что означает «животное». К добуцу относится аниме с существами «нэко» (кошачьи), «кицунэ» (лисьи), «усаги» (заячьи) и пр.
- Идолы — аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.
- Отаку — разновидность аниме, содержащая ссылки на жизнь и деятельность отаку.
- Хентай/Этти — порнографическое или эротическое аниме или манга соответственно. Произведения также могут находиться на стыке между хентаем и другими жанрами и иметь достаточно проработанный сюжет («Кайт — девочка-убийца»).[2] Яой — жанр аниме, описывающий мужские гомосексуальные отношения, обычно предназначен для женщин и девушек.
- Юри — жанр аниме, описывающий женские лесбийские отношения, обычно предназначен для женщин и девушек.
- Сётакон — жанр аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют юноши младшего школьного и дошкольного возраста.
- Лоликон — жанр аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют маленькие девочки.
Как объяснить феномен популярности манги в Японии
Легко читаемая манга, доступная и удобная по формату, стала любимым видом чтения для японцев всех возрастов. Издаваемая сериями, манга заставляет искать продолжение, новинки обсуждаются в любом обществе. Манга – это книги на один раз, вот почему их можно найти в кафе, где их оставил прежний посетитель; имеются и магазины, где продаются подержанные книги или журналы с комиксами. Теперь это не только литература для чтения, это школьные учебники, где дается визуальная картинка, доступная для понимания учеником любого уровня успеваемости. Издана серия учебников по экономике, технические инструкции, каталоги. Японские психологи утверждают, что с помощью комиксов быстрее усваивается суть проблемы.
За период более 60 лет манга стала важной частью японской культуры: они отображены в книгах, телешоу, аниме и видеоиграх. Довольно долгое время манга вносили существенную часть в формирование японской экономики, став одним из самых распространённых видов экспортируемой культурной продукции в мире.
Успехи японских школьников и студентов на международных соревнованиях по компьютерному делу и программированию эксперты объясняют особенностями мозга, привыкшему к целостному восприятию действия или явления. Они считают, что это произошло благодаря обучению на основе рисованных картинок – манги.
Но основная часть молодых авторов манги признают, что их цель – не создание художественного произведения или учебного пособия, а развлечение читателя.
Примеры манги
Astro Boy (Посол Атом, Могучий Атом)
Знаменитая манга-серия, написанная и иллюстрированная Осаму Тедзука, представляет из себя художественную комическую литературу, описывающую футуристическую планету, где Роботы живут вместе с людьми. Тираж этой серии – примерно 100 миллионов экземпляров; манга популярна и в наши дни.
Интересно, что в 1960-е годы родители выступали против публикации этой манги за изображение сцен насилия; сейчас это произведение ценится за гуманистические идеалы. Может быть, изменилось отношение к роботам, которые стали частью жизни японцев.
Госпожа Садзаэ
Вышедшая в 1947 году, эта манга, с юмором и оптимизмом рассказывающая о девушке Садзаэ и ее семье, которым пришлось пережить тяжелые времена оккупации и которые нашли свое место в жизни в послевоенный период, до сих пор является одной из наиболее покупаемых.
Наруто
Это история ниндзя Наруто, который старается добиться известности и походить на свой идеал – самого сильного ниндзя в их селении. На основе манги, вышедшей в 1997 году, созданы аниме и видеоигры.
Слэм Данк
Читайте также: Суши – Россия vs Япония – где вкуснее? Мнение Японца, живущего в Подмосковье.
Манга на спортивную тематику, изданная в 2012 году тиражом 120 миллионов экземпляров, рассказывает о баскетбольной команде и ее лидере.
Дело закрыто
Периодическое издание манги под этим названием рассказывает о детективе, который помогает полиции расследовать различные дела.
Примечания[править]
- Lexicon: Kodomo (англ.). Anime News Network. Проверено 29 ноября 2008.
- ↑ 12345
Статьи о Японии. Жанры аниме. Fushigi Nippon — Загадочная Япония. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 29 ноября 2008. - ↑ 12
Lexicon: Shōnen (англ.). Anime News Network. Проверено 29 ноября 2008. - ↑ 12
Lexicon: Shōjo (англ.). Anime News Network. Проверено 29 ноября 2008. - Lexicon: Seinen (англ.). Anime News Network. Проверено 29 ноября 2008.
- Lexicon: Josei (англ.). Anime News Network. Проверено 29 ноября 2008.
- Иногда — биологические; используются, например, в Xam’d: Lost Memories)
Манга завоевывает мир
Людей, увлеченных мангой, называют «отаку». Сообщества отаку имеются почти во всех странах мира, есть они и в России. Любители манги и аниме пропагандируют этот вид искусства, проводят свои фестивали, издают свои журналы. Молодежь ценит мангу за предоставление возможности самовыражения через изобразительное искусство.
Можно выразить надежду, что мир манги не заслонит собой мир традиционной книги, где описание красочных картин природы, образы героев с их поступками, чувствами и эмоциями создаются словами, что развивает воображение и речь.
Изучение манги и ее влияния на мир только начинается. Если хотите сделать свой вклад в науку или публицистику – беритесь за эту тему.
Специально для бюро переводов СВАН